Почему ребёнок не кушает в детском саду?! Что делать если ребенок не хочет есть в садике.

Петрова Татьяна
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»

Консультация для педагогов

«Как научить ребенка есть в детском саду »

«Не буду, не хочу, не нравится!» – говорят сквозь слезы дети, когда речь заходит о приеме пищи в детском саду . Слишком часто воспитателям приходиться сталкиваться с нежеланием малышей вкушать блюда, приготовленные опытными поварами-профессионалами. И причина этого вовсе не в поварах. Причину, пожалуй, надо искать в семье ребенка .

Чаще всего ситуация оказывается до банального проста – дело в том, что домашняя еда очень отличается от пищи, которой кормят детей в детских садах . Малышам бывает трудно перейти от бабушкиных отбивных из куриной грудинки на рыбные котлеты и гарнир из отварной моркови, и поэтому они отказываются кушать.

Некоторые дети только в детском саду узнают вкус пшенной и геркулесовой каши, фасолевого и горохового супа. Дома такие блюда просто не готовят. У некоторых детей появляется даже рвотный рефлекс на какое-то блюдо. Можно даже составить статистику, какую еду дети едят в саду , а какая практически у всех остается нетронутой.

В этом случае стоит провести беседу с родителями, если они заинтересованы, чтобы ребенок хоть что-нибудь съедал, они прислушаются.

Родителям можно посоветовать включать в меню следует только те блюда, которые дети употребляют в детском саду , ибо в большинстве случаев домашняя пища сильно отличается от детсадовской . Если в свое время ребенок будет употреблять в пищу борщ, запеканку и кисель дома, то, вероятней всего, он будет есть это с удовольствием в детском саду . Также важным является сам способ приготовления пищи. В детских садах еда не содержит большого количество приправ, жиров и различных специй. Следовательно, родителям следует готовить такую пищу, тем более что изобилие приправ и специй не самым лучшим образом влияет на пищеварительную систему.

Есть еще несколько причин, по которым ребенок не ест в детском саду .

Это может быть скрытый протест против воспитателя (который не нравится, против сверстников (с которыми ребенок не может найти общий язык) и даже против родителей (которые заставляют идти ребенка в детский сад ) . Причиной может быть элементарное упрямство. Чем больше уговариваешь ребенка , тем обратнее результат, стоит только не обратить внимание, как он сам начинает есть .

Одной из причин может быть подражание, когда по каким-либо причинам одному из детей позволяется не садиться за стол.

Очень часто родители при ребенке говорят , чтобы ребенка не заставляли есть , что ребенком понимается как одобрение его плохого аппетита.

Бывает, что малыш отказывается есть из-за неаппетитного вида блюда, например, гороховой каши, заляпанной скатерти.

Примеры сервировки стола и оформления блюд. (Презентация к консультации )

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать есть . Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением, примером сверстников, игровыми приемами.

Но в желании воспитателя и родителей накормить ребенка очень важно не навредить ребенку , не перейти тонкую грань, когда забота превращается в насилие.

Стоит ли насильно заставлять ребенка есть ?

Родители стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами : от мягкого "За маму, за папу, за бабушку. " до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом.

Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении , - рассказывает детский психолог , кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки. Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема : с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть .

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком . Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом".

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть , не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома , но и в детском саду , а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями. Став старше, ребенок , скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т. п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

В любом случае воспитатели в этом вопросе должны индивидуально подходить к каждому ребенку , совместно с родителями выявляя причину плохого аппетита, нежелания есть .

Примеры игровых вариантов.

«Королева Стола и король» . Корона надевается ребенку , который лучше всех поел.

«Почетный стол» на этом столе должна быть более нарядная скатерть, красивая посуда.

Медаль «За самую чистую тарелку»

Игра «Ресторан»

Чтение книги. Ребенок заслушивается и забывает, что не хотел кашу. Доказано, что за просмотром мультфильмов ребенок съедает больше , ест, что дадут.

Можно договориться с малышом о простом правиле : «Если не хочется есть , съедаешь столько ложечек, сколько тебе лет».

Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.

В детском саду ребенка ожидает множество перемен, в том числе и переход на другое питание

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

  • адаптация к новому образу жизни и окружению;
  • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
  • кроха не голоден;
  • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: );
  • метод манипуляции взрослыми.

Если ребенок капризен и избирателен в пище, он вполне может отказываться от непонравившейся ему еды в садике

Адаптационный период

Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения «мама вернется», не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов - например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.

Воспитательница - главный человек в детском саду, поэтому для ребенка она должна быть авторитетом

Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

Разновидность манипуляции

Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

Избирательный аппетит и непривычные блюда

До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.

Случается и такое, что ввиду личных особенностей малыш и дома перебирает в еде, плохо ест. В результате в детском саду кроха тем более будет чувствовать себя неловко, так как не сможет попросить что-нибудь другое, а должен будет кушать то же, что и все дети.


Если дома ребенок привык есть только один тип пищи, в садике ему сложно переключиться на непривычные блюда

Считается, что избирательность в еде - проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

Болезнь и плохое самочувствие

Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась - например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.


Причиной плохого аппетита может стать шатающийся зуб или опухшая десна

Другие возможные причины нежелания кушать в саду

Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  1. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  2. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  3. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  4. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  5. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  6. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  7. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  8. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество - важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.

Соблюдение режима дня дома помогает ребенку скорее привыкнуть к правилам дошкольного учреждения

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду - кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек - проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Здравствуйте, Юлия!

В случае, когда ребенок не захочет есть не только в садике но и дома, следует обязательно обратиться к врачу педиатру. Это может быть «симптомным» предвестником определенного заболевания

Однако, о приеме пищи в саду:

1) Если ребенок не хочет кушать некие блюда, просто потому что их не любит, можно ПРИ РЕБЕНКЕ сообщить воспитателю, что ваш ребенок не обязан есть все подряд. Вы же понимаете сами, что кормление «из под палки» приведет однозначно к психологическим проблемам как сегодня, так будущем. И не переживайте, что ребенок останется голодным! Лучше небольшой голод, который вы утолите в домашних условиях, чем насилие над ребенком!

2) Целесообразным будет временами (просто иногда) зайти в детский сад пораньше. Пораньше - в часы обеда и посмотрите, что едят дети и как они это едят. Какие именно эти блюда? Холодные (остывшие)? Слегка теплые? Каково качество продуктов? Как часто меняется рацион?

Пообщайтесь на эту тему с другими родителями. Быть может, их дети тоже не хотят есть? Тогда вы правомерно, всем родительским собранием, имеете право востребовать у дирекции качественное столовое обслуживание!

3) Следует заострить внимание и на том, что приносить в сад собственную еду все же не стоит (исключение: аллергии, врачебная диета). Детский сад - это групповое воспитание, поэтому воспитателям будет сложно объяснить остальным детям, что ему можно, а нам нельзя. Такая ситуация спровоцирует скорее зависть, чувство несправедливости и т.д.

4) Подумайте, а не происходит ли с вашим ребенком что-то травматическое. Здесь имеется в виду некие хронические стрессовые ситуации, травмы, лишения, депривации…

Ведь некое происшествие с позиции взрослого может и не иметь травматического влияния на душу ребенка, а для ребенка такая мелочь может восприниматься очень болезненно.

Дети, можно так сказать, чувствуют интуитивно происходящие конфликты и раздоры между своими родителями. И это тоже может отразиться как симптоматическое поведение в виде «саботирования» еды в саду.

5) В этом пункте следует отметить, что дошкольная система в наших регионах далека от совершенства! Поэтому следует смириться с фактом того, что детям уже с ранних лет диктуют, когда они должны испытывать голод, когда они должны ложиться спать, когда, когда, когда,… Без учета индивидуальных потребностей!

Поэтому, дабы на оптимистической ноте закончить данную консультацию помечтаем, к чему нам стремиться! Быть может примером завтраков и полдников по Монтессори будет новым, пусть даже пока далеким, шагом вперед в развитии системы дошкольных учреждений!

Для справки: «По методу Монтессори дети с ранних лет мотивированы к саморегуляции. В случае завтраков и полдников, когда детишки проголодаются, они сами распознают ощущение голода и самостоятельно кушают пищу, дабы утолить чувство голода».

Исходя из вышеизложенного, дети не хотят кушать, потому что не умеют «слышать» свой организм и понимать свои потребности. Так же, это может произойти и тогда, когда родители «запихивают» в ребенка еду и не дают ему возможности почувствовать голод.

Желаю Вам решить ваши семейные сложности в нормативном порядке! А, благополучие и любовь , пусть станут неотъемлемыми спутниками вас и ваших родных!

Виталий Булыга - психолог, семейный психотерапевт (г.Барановичи, РБ)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Такая ситуация встречается сплошь и рядом. Понятно, что это вызывает у родителей озабоченность и даже тревогу. Хотя – особо тревожиться не стоит. Во-первых, отказ малыша от еды в детском саду обычно не вызывает никаких серьезных последствий для самочувствия ребенка. Во-вторых, такой «детский бунт» всегда имеет свои причины, о которых родителям необходимо иметь четкое и ясное представление.

Психологические причины, из-за которых ребенок отказывается от еды

Мало какой малыш с удовольствием кушает в первые дни своего пребывания в садике. Вначале ему необходимо привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, которые его окружают. Иначе говоря, адаптироваться. Адаптация – одна из главных причин отказа ребенка кушать. Родители должны понимать, что резкая смена обстановки – это всегда стресс для малыша. Основные причины детского стресса в данном случае таковы:

  • Ранний подъем. В домашней обстановке ребенок мог просыпаться тогда, когда он выспался. В детсад его будят насильно и очень рано. Понятно, что детский организм и психика должны приспособиться к новому для него режиму. Пока же этого не произошло, малыш будет капризничать и отказываться от еды;
  • В детском саду много новых игрушек, которые могут быть интересны малышу. И пока он такими игрушками «не наиграется», ребенок, скорее всего, будет отказываться от еды, считая, что детсадовские завтраки и обеды мешают ему играть;
  • Слишком много ровесников. Дома малыш большей частью общался лишь с родителями, братом или сестрой, бабушкой и дедушкой или двумя-тремя ровесниками в песочнице во дворе. В детсаду круг его общения значительно расширился. Теперь его окружает множество сверстников. В первые дни своего пребывания в садике ребенок будет пытаться установить с ними отношения и, что называется, найти свое место в коллективе. Это – сложный психологический процесс, требующий много сил, и потому малыш может отказываться от еды;
  • Обычно, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ребенку кажется, что его мама ушла и больше никогда не вернется. При этом никакие уверения, что мама обязательно его вечером заберет, на малыша не действуют. Так устроена детская психика. Ясно, что в таком состоянии малыш просто не может кушать, как следует;
  • Ребенок привык слушать только маму, и не желает слушаться воспитательницу. По этой причине он также может отказываться от еды в садике;
  • Будучи дома, малыш привык, что перед началом приема пмщи ему всегда рассказывают сказку, читают книжку или показывают мультфильм. По понятным причинам никто в детском саду специально для него этого делать не будет. В результате ребенок, не дождавшись сказки или любимого мультика, может отказаться есть;
  • Отказываясь кушать, малыш тем самым пытается манипулировать родителями. Он прекрасно осознает, что отказ от еды заставит родителей переживать и тревожиться, и они постараются забрать его как можно раньше, а то и вовсе не приводить больше в детсад. Такое проявление далеко не единственное в данной ситуации. Другими эгоистическими проявлениями могут быть ежеутренние детские истерики, попытки бежать вслед за мамой, когда она оставляет ребенка в детском саду и т. д.

Это – лишь основной и самый общий перечень психологических причин, из-за которых малыш может отказываться кушать. Поскольку всякий ребенок – личность, то у каждого из малышей могут быть индивидуальные причины для отказа. Об индивидуальных особенностях характера ребенка родители должны уведомить воспитателей. Что касается воспитателей, то, соответственно, они обязаны учесть эту важную родительскую информацию, и постараться по мере возможности учитывать ее в процессе общения с ребенком.

Другие причины, из-за которых ребенок может оказываться от еды

Помимо психологических моментов и нюансов, дети могут оставаться голодными в детском саду и по другим причинам. Вот лишь самые распространенные из таких причин:


  • Ребенок очень избирателен в еде, и ему не нравятся детсадовские блюда. Сюда же можно отнести и то, что ребенок просто боится пробовать ту еду, которая ему не знакома. Если малышу исполнилось 2-3 года, то в силу возраста у него еще не успели сформироваться какие-то предпочтения в еде. В этом случае через несколько дней он привыкнет к новым для него блюдам. Если же ребенок впервые попал в детсад в 4-5-летнем возрасте, то привыкать к незнакомой пище он будет дольше и тяжелее;
  • Отказываясь есть, ребенок таким образом выражает протест. Такой детский «бунт» обычно бывает в нескольких случаях: малыш недавно поступил в садик, у него поменялась воспитательница, к которой он успел привыкнуть, его перевели в другую группу, ему не разрешили играть любимой игрушкой и т. д.;
  • Малыш оказывается от еды, потому что плохо себя чувствует: у него простудное заболевание, болит живот, и т. д.;
  • У ребенка врожденная аллергия на те или иные продукты. Об этом родители обязательно должны предупредить воспитателей перед тем, как отдавать малыша в детский сад;
  • Малыш мало ест по причине своих врожденных особенностей, и потому не в состоянии съесть все то, что ему предлагают в детском саду. Особенно это присуще детям, у которых маленький рост и вес, а также спокойный характер;
  • Будучи дома, ребенок привык к другому, чем в садике, режиму питания. Другими словами, в детсаду он не хочет кушать, когда ему предлагают, и хочет – когда это невозможно. Сюда же можно отнести и то обстоятельство, когда в домашних условиях малыша кормят не по режиму, а тогда, когда он попросит или когда это удобнее родителям;
  • Ребенок не умеет самостоятельно кушать ложкой. Прежде чем определить малыша в детский сад, родители в обязательном порядке должны и другими столовыми приборами. Если по каким-то причинам этого сделано не было, то почти наверняка малыш будет в садике голодать. Может так случиться, что воспитательница, занятая другими детьми, просто не обратит внимания на малыша-неумеху, чтобы его покормить;
  • Ребенка кормят перед тем, как отвести в садик. Понятно, что в этом случае малыш вряд ли станет кушать детсадовские блюда. Точно так же он не будет есть и тогда, когда родители набивают его карманы печеньями и конфетами «для перекуса»;
  • Ребенок плохо ест потому, что на него влияет время года. Известно, что летом дети растут быстрее, чем в зимнее время, а потому и кушают они летом с большим аппетитом, так как им необходимо больше энергии для роста;
  • Малыш чрезмерно подвержен природным биоритмам. Подверженность природным биоритмам – особенность многих людей, как взрослых, так и детей. По этой причине некоторые люди (в том числе и дети) могут не испытывать голода утром или вечером или – в это время кушать лишь какую-то определенную пищу, а не все, что им предлагают;
  • Ребенок может быть не голоден в силу своего спокойного характера и, как следствие, малой физической активности;
  • Процесс, связанный с едой, вызывает у малыша неприятные ассоциации. Это может быть в тех случаях, когда дома его часто ругают за то, что он не умеет вести себя за столом, плохо ест, роняет пищу на стол или на пол и т. д. В этом случае в саду ребенок также подспудно будет ожидать строгих замечаний и упреков, и, соответственно, мало кушать;
  • Малыш может плохо кушать из-за непоседливости и любопытства. Дети-непоседы не могут сидеть за столом долгое время, часто отвлекаются, шалят, что называется, заглядывают в чужие тарелки. Из-за этого они часто остаются голодными не только сами, но и мешают кушать другим;
  • Может случиться и так, кто кроха элементарно не наедается детсадовской едой. Причины здесь могут быть разными: некалорийная или плохо приготовленная еда, маленькие порции и пр.;

Опять-таки следует еще раз отметить, что это – далеко не все причины, из-за которых дети могут отказываться от еды в садике. Очень многое зависит от психологии, характера и физических особенностей каждого конкретного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Что делать, чтобы малыш кушал

Если говорить в общем, то ответ на этот вопрос очевиден. Чтобы ребенок не отказывался в садике от еды, необходимо выявить и устранить причины, по которым он не хочет (или не может) кушать. О причинах уже было сказано. Поговорим о том, как их можно устранить:


  • Перед тем, как отдать ребенка в садик, надо научить его самостоятельно пользоваться ложкой и другим предметами, которые применяются за столом. Ребенок, наученный пользоваться столовыми приборами, в психологическом плане чувствует себя намного уверенней, а потому и кушать он будет охотнее. ;
  • Необходимо постараться, чтобы дома у малыша был примерно такой же режим дня, как и в саду. Другими словами, кормить и укладывать спать малыша надо в то же самое время, что и в садике. Приспособившись к одинаковому режиму, ребенок приобретет привычку завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время, в результате чего он охотней станет кушать в детсаду;
  • В домашнее детское меню следует вносить разнообразие, стараясь, чтобы некоторые блюда были похожи на те, которыми малыша кормят в детском саду. Привыкнув к разнообразию блюд, ребенок перестанет бояться незнакомой еды, и в результате начнет кушать не только дома;
  • Следует всячески стараться, чтобы завтраки, обеды, полдники и ужины вызывали в малыше приятные ассоциации. Ни в коем случае не надо торопить ребенка во время еды и, тем более, критиковать его за неловкость и неумение. Наоборот, каждый детский успех надо стараться хвалить. Это выработает в ребенке уверенность в том, что он все делает правильно. Давно известно, что уверенный в себе человек ест гораздо больше и с большей охотой, чем неуверенный, запуганный и закомплексованный. Однако в данном случае надо соблюдать меру в том смысле, чтобы не превратить процесс еды в развлекательный аттракцион, иначе ребенок может это воспринять как должное, и в дальнейшем не захочет есть без развлечений;
  • Если малыш «бунтует» (отказывается от еды), чтобы вызвать у родителей жалость с тем, чтобы они не отводили его в детсад, то в этом случае убедить его, что детсад – это его работа (как и у мамы с папой);
  • Уважительное отношение к чужому труду – еще один способ убедить малыша в том, что ему обязательно надо кушать. Крохе следует объяснить, что тетя повар готовила еду именно для него, и если он откажется кушать, то тем самым ее обидит. Очень полезно время от времени показывать ребенку, как готовится то или иное блюдо;
  • Не надо кормить малыша перед тем, как отправлять его в детский сад;
  • Когда ребенок находится в садике, полезно сажать его за стол с теми детьми, которые не отказываются от еды. Малыш будет брать с них пример, и в результате очень скоро научится есть так же, как и другие дети;
  • Не следует забирать малыша домой раньше с тем, чтобы он обедал или ужинал дома. Пускай он привыкает кушать в коллективе, беря пример с тех сверстников, которые едят хорошо;
  • Если ребенок не захотел кушать в садике, то не надо на этом зацикливаться и делать трагедию, ругая малыша. Лучше сделать вид, что ничего страшного не произошло. Пока малыш не привыкнет кушать в детсаду, полезно беседовать с ним на темы о том, чем их сегодня кормили и что из еды ему понравилось;
  • Если малыш не наедается детсадовской пищей, то в этом случае необходимо кормить его завтраком перед тем, как отвести в детский сад, также кормить после детсада. Следует также поговорить с заведующей и поваром о том, чтобы какие-то блюда заменить другими. В настоящее время во многих детсадах родителям разрешается приносить в детсад домашнюю, дополнительную еду;
  • В случае детского «бунта» (отказа от еды) ребенку необходимо уделять как можно больше внимания, задавать ему всяческие вопросы о том, как обстоят дела в садике, внимательно выслушивать его ответы, старясь таким образом определить, из-за чего именно малыш отказывается от еды. В случае, если ситуация вам покажется серьезной, разумно будет проконсультироваться с детским психологом.
  • Если выяснится, что малыш, в силу своих психологических особенностей, не сможет привыкнуть к детсадовской обстановке, следует подумать о том, чтобы забрать его из детсада, и отвести его обратно лишь через год-полтора. Либо – ;

Как помочь ребенку адаптироваться

Чтобы малыш начал нормально кушать в детском саду, ему надо привыкнуть к новой для него обстановке. Иначе говоря, адаптироваться. Разумеется, многое зависит от самого малыша, его психологии, состояния здоровья и т. д. Но, вместе с тем, существует немало общих правил, учитывая которые, родители помогут своему ребенку быстрее и безболезненней пройти период адаптации.


  1. Во-первых: к детсаду малыша необходимо заблаговременно готовить. В данном случае речь идет не столько материальной подготовке (покупке новой одежды, коляски, на которой малыша будут возить в садик и пр.), сколько моральной помощи крохе. Ребенку надо заранее объяснить, что скоро в его жизни произойдут изменения, то есть, он пойдет в детский сад. При этом малыша всячески надо убеждать, что никто там его надолго не оставит и обязательно заберет домой, что там будет много интересных игрушек, новых друзей и т. д. Поверив вам, ребенок с большей охотой пойдет в детский сад, и намного быстрее привыкнет к новой для него обстановке и новым людям.
  2. Во-вторых, самим родителям также необходимо привыкнуть к тому, что их кроха какое-то время будет от них далеко. К этому родителям также надо готовиться заранее. Кроме того, родителям, прежде чем отдать своего малыша в садик, необходимо как можно ближе познакомиться с воспитателями, директором, поваром и другими людьми, которые работают в садике. И если случится так, что кто-то из этих людей родителям по каким-то причинам не понравится, то лучше будет поискать другой детсад. Почему так – понятно: та нервозность, которую мама и папа всякий раз будут испытывать, каждодневно отдавая своего малыша в руки людей, которым они не доверяют, обязательно передастся ребенку, и тогда ему адаптироваться будет намного сложнее.
  3. В-третьих, собственно сама адаптация. Вначале малыша нужно оставлять в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Затем – на час или два больше. Затем, в зависимости от того, как ребенок чувствует, можно оставлять уже на весь день. Каких-то конкретных сроков здесь не существует: многое зависит от самого малыша. Если позволяют условия, то в первые дни маме можно оставаться в садике вместе с малышом.

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно запастись терпением. Ни в коем случае не следует оказывать на кроху давление и стараться ускорить процесс адаптации. Обычно дети, в зависимости от особенностей характера, привыкают к детскому саду, начиная от срока в две-три недели и заканчивая месяцем-двумя. Очень важно, чтобы в период адаптации дома была благожелательная и спокойная атмосфера. В этом случае малыш, набравшись за день новых для него впечатлений, дома сможет спокойно отдохнуть, что поможет ему привыкнуть к новой для него обстановке.

Если ребенку не нравится детсадовская еда

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище – в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • Каши молочные: геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.
  • Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Причины отказа ребенка от еды в детском саду

Самая главная причина - малыш переживает большой стресс из-за начала посещения детского сада, именно по этой причине он категорически отказывается есть. В данной ситуации ни в коем случае налегать на вопрос о принятии пищи и заставлять есть ребенка нельзя. В этой ситуации изменить положение поможет только время. Через пару недель, как показывает практика, малыш освоится в новом коллективе и с охотой будет кушать со всеми детьми.

Чаще всего питание в саду значительно отличается от домашнего рациона, поэтому ребенок незнакомые ему блюда может просто бояться есть. В этом случае нужно заранее, еще за несколько месяцев до начала посещения детского сада, родителям начинать дома готовить блюда, похожие на те, которые будут подаваться в саду. Если матери всегда готовят такие блюда дома, то у ребенка при посещении детского сада с едой проблем обычно не возникает. Но если ребенок привык питаться изысканными блюдами, продуктами из «баночек и пачек», то проблем точно ему не миновать.

Еще одна распространенная проблема отказа от еды ребенка в детском саду - это неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой навык малышом еще не освоен, то он просто не будет есть в саду. Воспитатель порой не успевает уделить внимание в процессе кормления всем детям и малыш остается голодным. Поэтому чтобы таких проблем не было, следует заранее научить свое чадо кушать самостоятельно ложкой.

Но бывает и такое, что ребенок не ест из-за того, что у него с приемом пищи определились свои ассоциации. Например, дома мама в процессе приема пищи, постоянно воспитывает своего ребенка за столом (упрекает в медлительности, неаккуратности, неуклюжести и др.). Поэтому сам процесс в детском саду приема пищи ребенка просто «тяготит». В этом случае воспитатели должны найти добрый подход к малышу.

Что делать, если ребенок отказывается от еды в садике

Если ребенок в первое время не ест в детском саду, то ни в коем разе его не заставляйте и не ругайте за это, чтобы малышу не пришлось преодолевать страх или запрет. Постепенно, когда он освоится в новой обстановке, то начнет есть. Попросите педагога посадить ваше чадо за стол с детьми, которые быстро и хорошо кушают. Может быть, ребенок посмотрит на них и также будет стараться кушать, ведь дети друг за другом всё повторяют. В случае если ваш малыш начнет что-то кушать в садике, то обязательно похвалите его за это.

Родителям следует научить своего ребенка с уважением относиться к тем, кто старался готовить с любовью то или иное блюдо. Объяснить ему, что отказаться от еды - это значит к людям проявить неуважение. А если покушать хоть немного еды - значит выразить им благодарность. Попросите малыша помочь вам в приготовлении какого-либо блюда, а после обязательно похвалите его за это. Хорошее воспитание в этом случае просто не позволит вашему ребенку отказаться от предложенной пищи в детском саду.

Приятной процедурой должен быть прием пищи, но не стоит перегибать палку. Прием пищи не должен превращаться в «шоу», когда ребенка развлекают. Например, используют различные хитрости с продуктами и ложками-самолетиками, разыгрывают перед ним сценки и т.д. Нужно знать, что в детском саду воспитатель не будет этого делать, ведь в группе много детишек. Если ребенок привык к такому приему пищи, то не мудрено, что он не захочет есть в детском саду. Не стоит также дома устраивать соревнования в изысках. Этим вы только навредите своему чаду, ведь еда в детском саду вряд ли понравится ребенку, так как он к ней просто не привык.

Хорошо, если есть у малыша братики или сестрички - дети всегда лучше кушают, когда за столом сидит много людей. Если нет других детишек, то их можно заменить большими игрушками, чтобы ребенок знал, как кушают в садике. Также объясните малышу, как нужно есть, чтобы не мешать другим за столом.

Ребенок будет есть в детском саду без проблем, если он достаточно хорошо готов к посещению детского сада. Если родители будут уделять время этой подготовке, то проблем с приемом пищи в саду возникнуть не должно.