Особенности развития современных дошкольников. Эссе: "Современный дошкольник, какой он?"

Инструкция

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Психологические особенности современных детей-дошкольников

Дети, появившиеся на свет в конце XX - начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на глазах разрушение традиционных форм детского бытия - исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.

Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных общественных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения, индивидуализация социальной жизни, меньшая регламентированность частной жизни граждан со стороны общественных институтов. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам - няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь - информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия - коммуникативной.

Современный мир - это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

Все это в полной мере относится и к детской культуре. Все меньше места в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же самое относится и к детской одежде.
Унификация детского имущества формирует унифицированные эталоны восприятия, единые стандарты и ценности. Процесс экономической глобализации, охвативший цивилизованный мир, с неизбежностью затронул и детство. Продукция для детей, как материальная, так и духовная, успешно реализуется не только там, где ее производят, но и в других странах.

Наряду с определенными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник.
Современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты - чтением, письмом, счетом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий - школьный - этап жизни.

Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад.
Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С.Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто» свидетельствует не только о его готовности к игре, но, в первую очередь, о начале активного познания и освоения окружающего мира в доступных, максимально адекватных его познавательным возможностям формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

Чем поддерживается свойственное детям стремление к игре, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность детства? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически переменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, сензитивности этого периода жизни к развитию той или иной психической функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от них остались лишь смутные воспоминания раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Другим последствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов. Повседневная жизнь естественным образом ограничивает возможности ребенка познакомиться со всем чувственным многообразием окружающего мира. Высокие технологии позволяют восполнить этот пробел, предоставляя в распоряжение ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов, животных и пр. Например, компьютерная программа познакомит малыша со звучанием не только пианино, гитары или барабана, но и скрипки, флейты, органа, виолончели, контрабаса, волынки.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним - не слишком интересное задание для малышей, однако гораздо более полезное, чем молчаливое раскладывание тех же картинок на экране компьютера, подкрепляемое не устным откликом или похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.
Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно взрослый знакомит ребенка с предметным содержанием окружающих его вещей и явлений, именно взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром, именно ко взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой воспитателями, является повышенный эгоцентризм. В определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точку зрения другого человека. Преодоление детского эгоцентризма является одним из важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

В этой статье:

Современные дети отличаются от воспитанников советского времени. Во всем. От потребностей и интеллекта до психологических особенностей. В чем причина? В первую очередь в измененных условиях обитания, к которым приложили руку человек и прогресс. И не менее важная причина – культивация новых форм воспитания, основанных на принятии ребенка и любви. Три главных кита такого воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль. Все то, чего современные дети имеют намного больше, чем советские и постсоветские.

Особенности современных деток

Нормальное развитие детей требует полноценных условий развития. Большинство родителей ограждает малышню от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных факторов, которыми наполнена жизнь. В результате этого вырастают ни на что не способные дети, трясущиеся от страха при виде любых проблем, ведь они не только не умеют их решать, но и не знают, как себя вести в подобных ситуациях.

Также у современной детворы нет чувства вины. Они невосприимчивы к тактике ее внушения, к которой часто прибегают в семьях и общественных учреждениях на ранних этапах развития. Современные отпрыски плохо реагируют на нотации, наказания, принуждение и прочие общепринятые методы воспитания и приемы, используемые педагогами и родителями.

Этим детям не страшны даже телесные наказания. Их практически невозможно «поставить на место». Это удается немногим и при помощи ограниченного количества мер.

Наиболее важным для современных чад является уважение. Только на него они реагируют и откликаются. Взрослые должны уважать не только мелких карапузов как разумных личностей, но и их проблемы, которые они считают не менее сложными, чем родительские трудности.

Большинство этих детей ведут себя не очень хорошо. Многих можно даже назвать неблагополучными. При этом каждый из них нуждается в шансе получить от взрослых те советы, которые смогут поощрить лучшее, что есть в каждом отдельном ребенке.

Эти малыши приходят в наш несовершенный мир совершенными. Внутри у них есть стержень и интуитивное ощущение хорошего и правильного. Поэтому они легко и четко определяют плохие слова и поступки, совершаемые другими. Вы спросите: почему они тогда сами говорят и поступают плохо? Да потому, что так делают другие. Раз это позволено одним, почему нельзя другим? Почему нельзя этому конкретному ребенку, который, как и другие современные дети, не любит запретов, даже если они не произносятся вслух? Это бунтари, требующие от нас выполнения правил их же нарушением. Так они указывают нам на наши ошибки. Не зря говорят, что воспитывать следует не детей, а себя, ведь они все равно вырастут похожими на нас.

Кроме уважения, у современных детей остро развита потребность в любви. А еще они ни при каких обстоятельствах не одобрят ложь, манипуляции и насилие. Им нужны объяснения, и отговорки типа «потому что я так сказал» их не устраивают.

Растить полноценную личность нет смысла – она перед нами. Ей только следует помогать совершенствоваться и «обрастать» новыми знаниями и опытом. Для этого всего лишь нужно серьезно относиться к собственному ребенку, его мнению, желаниям и жизненной позиции. Не стоит менять кроху – стоит изменить себя, свое мышление и ожидания относительно поведения любимого чада. Только таким сложным путем можно достичь желаемого. В помощь родителям в воспитании современных отпрысков направлена позиция мира и согласия.

Особенности воспитания

Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Это становится понятно в результате общения с представителями современной детворы. Для воспитания ребенка 21 века специалисты рекомендуют использовать следующие принципы.


Современные дети и дисциплина

Многим родителям кажется, что современные дети и дисциплина – это несовместимые понятия. Однако это не так. Даже самого неуправляемого ребенка можно дисциплинировать. Для этого всего лишь необходимо:

Личностные качества

Зная личностные качества детей нового поколения, вам легче будет найти с ними общий язык. Итак, по мнению многих педагогов и родителей, большинство современных детей:

Достаточно специфические личные качества, но при этом легко объясняемые и закономерные для сегодняшнего дня, в котором у родителей имеется большой запас времени для работы и увлечений и почти не остается времени для детей. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания с ним общаться, тем более что часто это более многогранный, совершенный, занимательный и глубокий представитель человечества, чем его родитель.

Проблемы современных детей

Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно их
контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.

Таким образом, у детей 21 века имеется ряд серьезных проблем. Они:

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.

Что делать родителям?

Как понятно из вышенаписанного, жизнь современного дитяти не так проста и безоблачна, даже если она заполнена ноутбуками, планшетами, приставками, смартфонами и прочими благами современной цивилизации. Вместе с ними они обзаводятся уймой психологических проблем, которые могут помочь решить только родители. Однако хотелось бы отметить, что проблемы лучше не решать, а предотвращать.

Первое и самое главное правило в воспитании современных детей – жесткий контроль «гаджетомании»! Контролировать необходимо не только компьютеры и планшеты, но даже телевизоры. Если правило ввести до того, как ребенок станет зависим от гаджетов, то проблем не возникнет. При введении ограничения уже во время «заболевания» у крохи может начаться своеобразная «ломка», как у любого другого зависимого человека, проявляющаяся припадками ярости, истериками, скандалами, попытками шантажа. Но как только малыш привыкнет к новым правилам, он сразу изменится. Станет более спокойным, у него разовьются навыки игры, он заинтересуется окружающим миром.

Специалисты рекомендуют проводить больше времени с сыном или дочерью – гулять, путешествовать, посещать музеи, театры, зоопарки, ходить в подходы, по грибы и ягоды. Отпрыска следует учить доброте, любви ко всему живому – от растений и животных до себе подобных представителей человечества. Какие бы ценности не навязывало детям общество, главные из них могут привить только родители. Все, что для этого нужно, – любить своего малыша, желать находиться рядом с ним, уделять ему время и внимание, а также быть примером для подражания.


Консультация для родителей

«Современный ребенок – какой он?»
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей. (Народная мудрость) Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Основная причина этого - конечно, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все - таки не так? По мнению педагогов
, дети «очень изменились за последние годы»: «у них

низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не

слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень

подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр.

Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её

возникновения
. Родители и педагоги отмечают, что современные дети
«проявляют

повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие

чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания

взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют

что-то сделать».
У современных детей гораздо большие возможности, чем были у нас. Общий уровень благосостояния вырос, семьи стали более обеспеченными, а дети более балованными в материальном плане. Теперь уже никого не удивляет тот факт, что ребенок с родителями несколько раз в год ездит отдыхать заграницу или отправляется на учебу в престижный иностранный ВУЗ. Дети могут в живую увидеть египетские пирамиды или Эйфелеву башню.
Прогресс не стоит на месте, стремительными темпами развивается сфера электроники. Сейчас уже не просят в подарок на день рождения шахматы или шашки, всем хочется новый сотовый телефон или ноутбук. Наши дети быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут пользоваться компьютером и пультом от телевизора. Это доказывает, что в интеллектуальном плане они более развиты, так как обладают большим объемом памяти, чем предыдущие поколения. Педагоги дошкольных учреждений «создали» портрет современного дошкольника исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, агрессивный, плаксивый, педагогически запущенный, импульсивный, воспитываемый телевизором. В наше время современные дети очень хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно могут рассказать серии бабушкам и мамам. Дошкольники нередко делают такие неожиданные умозаключения и выводы в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но вместе с тем современные дети могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг. В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или
воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы, клубы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения. Раньш
е
для всех детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же
?
Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть
.
Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская
субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Адм Про". Компания "Адм Про" предоставляет услуги по созданию и обслуживанию офисной ИТ инфраструктуры в Москве. Воспользовавшись предложением компании, и заказав обслуживание компьютеров организаций, Вы получите помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки произведут ремонт и настройку компьютерной техники, установят нужное программное обеспечение, подключат периферийные устройства и обеспечат надежную и бесперебойную работу Вашего оборудования. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить онлайн консультацию по интересующему Вас вопросу, можно на официальном сайте компании "Адм Про", который располагается по адресу http://admpro.ru/

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОКОЛЕНИЕ В ПАМПЕРСАХ
ИЛИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

этой теме был посвящен очередной "круглый стол" московского Клуба заведующих

Каким я вижу современного дошкольника? Он просто замечательный! Развитый, необыкновенно любознательный, умный. И глазки у него хорошие, добрые! Никаких особенных изменений по сравнению с прошлыми десятилетиями с ним не произошло. Просто раньше в группах было по 30 детей, а сейчас - по 20. Вот мы и можем каждого ребеночка получше разглядеть. Было бы меньше детей, еще лучше узнали бы своих дошколят.

Лариса ГЕДЫМА, заведующая ГОУ № 2281

Вряд ли можно утверждать, что наши воспитанники остались прежними. Ребенок нового века создан телевизором. Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому нынешний дошкольник более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, мы все отмечаем повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые незначительные события слишком импульсивно, плаксивы, капризны. И агрессивны. Агрессия - это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором. Драка для наших детей - обычное явление: если в чем-то с приятелем не согласен, сразу драться начинает.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

Я хотела бы поддержать свою коллегу, но сделать несколько иной акцент в теме. Нервозность - это следствие общего неблагополучного состояния здоровья. Понятие «здоровье» многоплановое. Нельзя разделять здоровье физическое, психическое и социальное. Если хоть одна составляющая отклоняется, человек уже не здоров. А у нас с социальным здоровьем наших воспитанников не все в порядке: большой процент семей классифицируется как неблагополучные, а там, где растет достаток, за достатком не успевает уровень культуры. Как следствие, дети из таких семей часто не понимают элементарных общепринятых норм поведения.
И с физическим здоровьем много проблем: основной контингент наших воспитанников - это дети второй, а не первой (как раньше) группы здоровья.

Елена МОРСАКОВА, заместитель директора ГОУ «Начальная школа-детский сад № 1633»

Я должна согласиться с коллегами: проблемы здоровья для наших детей стоят очень остро. Я логопед. В течение трех лет мы в нашем детском саду комплектуем логопедические группы. Перед комплектованием нам приходится обследовать детей и состояние их речи. По результатам этого обследования практически 84% детей - это дети с проблемами развития. То есть речь идет не просто о неправильном произношении того или иного звука, а о несформированности психических процессов, к тому же осложненной эмоциональными проблемами, ортопедическими и т.д.
Мы все чаще сталкиваемся с комбинированными дефектами. У таких отклонений существует много причин: и экология, и наследственность, и другие. Но есть дефекты, зависящие от родителей и только от их воспитательной политики.
Случается, что родители держат детей дома до 3-х лет и дольше, но не знают толком, чем с ними надо заниматься.
Потом они приходят к нам в детский сад и просят, чтобы их трехлетнего ребенка учили испанскому языку - а он элементарные вещи делать не умеет: например, в туалет проситься. Потому что до трех лет в памперсах ходит. Что это такое, как не педагогическая запущенность? Это при живой, интеллигентной маме!

Ольга ТИТОВА, логопед, детский сад № 2311

Из всего услышанного вырисовывается довольно грустная картина. Современный ребенок - это сплошная проблема. Даже его появление на свет - проблема для современного родителя. Общение с ним - тоже проблема. Родители этого делать не умеют и не желают. Брат или сестра у ребеночка теперь тоже редкость. Единственный друг и товарищ - телевизор. Безотказный и агрессивный. И если мы с вами говорим о неблагополучии городского ребенка, то умножьте это все на десять и получите картину в сельской местности. Мне приходится по роду занятий выезжать в деревню в Рязанской области. Это просто кошмар! Складывается впечатление, что дети - это просто никому не нужное сырье!

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

Но ведь это не новые проблемы? Возможно, 15-20 лет назад мы просто боялись и не умели о них говорить. Вспомните! Доперестроечное время - время воспитания «нового типа личности», «нового советского человека». Все дети по определению ДОЛЖНЫ были быть счастливы и облагодетельствованы партией и правительством. Но страшные истории о жизни детей в северных поселках и в отдаленных деревнях, о катастрофическом росте умственной отсталости в среднеазиатских республиках, о пьющих родителях, работающих на заводах и фабриках, дерущихся и секущих детей ремнем - все это не сегодня пришло в нашу жизнь.
Быть может, мы просто увидели все это сегодня новыми глазами?
Посмотрите, несколько лет назад ни о дефектологах, ни о логопедах в детских садах вообще речи не было. Слово «невроз» - это новое слово в нашем лексиконе. Быть может, в том, что детские проблемы сегодня стоят так остро, есть не только отрицательные, но и положительные моменты? Просто мы, как говорила моя коллега Лариса Гедыма, разглядели дошкольника с близкого расстояния.

Марина АРОМШТАМ, главный редактор газеты «Дошкольное образование»

Нет. Дело не в новом видении. Изменилась среда - и социальная, и вещественная. Изменились герои детских книг и фильмов. По-моему, есть существенная разница между милым и доверчивым Чебурашкой, между обаятельным Крокодилом Геной - и теми монстрами, что без всякого риска для жизни плюхаются с двадцатого этажа небоскреба.
Между Чебурашкой и Крокодилом Геной существовали отношения, которые возможны в реальной жизни. Они печалились и радовались, делали друг другу подарки - точно так же, как это можем делать мы и наши дети. Поэтому они - герои педагогического кино, педагогической литературы. А эти существа, которые не способны чувствовать боль… Чему они учат? Что к человеческому телу можно относиться без всякой жалости? Это пропаганда жестокости, которая отпечатывается в поведении современных детей. Их агрессивность намного превосходит агрессивность детей нашего поколения.

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

Все общество сейчас построено по принципу выживания. Конкуренция - это для нас новое явление. Надо уметь толкаться, пробиваться, считать и просчитывать. Что является главной ценностью для современного родителя? Прагматизм. Этому же он вольно или невольно обучает ребенка. И это не всегда плохо. Дети обучаются рациональному поведению. Рациональному в том числе и с точки зрения законов детской психики. Раскрепощенность - следствие такого психического рационализма. В годы авторитарно-дисциплинарной доктрины и мы были настроены в первую очередь на воспитание дисциплины в детях, и дети это усваивали как самый важный элемент воспитания. А теперь мы заговорили о том, что главное - это индивидуальность. Современные дети проявляют свою индивидуальность гораздо свободнее, поэтому работать с ними интересней. Хотя и сложнее.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

Я 17 лет проработала заведующей детским садом. В кабинете у меня на маленьком журнальном столике всегда стояли игрушки, красивые и удобные для игры. Этот столик служил весьма прагматичным целям: приходит ко мне на прием мама с ребенком, и, чтобы взрослые могли спокойно вести разговор, ребенку предлагалось поиграть в игрушки.
Но оказалось, что этот столик выполняет еще и диагностическую функцию. 17 лет назад подавляющее большинство детей, заходивших ко мне в кабинет, боялись даже потрогать эти игрушки. Они рассматривали столик жадными глазами, но близко не подходили. В лучшем случае шепотом спрашивали у мамы, можно ли поиграть с игрушками. Мама - советская мама - строго говорила: «Нет, нельзя!» И даже после того, как я сама предлагала ребенку игрушку, он все равно боялся ее тронуть. Исключение составляли дети иностранцев. Они влетали в мой кабинет, сразу устремлялись к этому столику и начинали играть. Для этих детей было ясно: игрушки здесь - именно для них.
И вот в последние 10 лет наши дети тоже стали свободно входить в кабинет, брать игрушки со столика и играть. Без всяких боязливых шепотков. Они стали вести себя нормально. Это следствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными.
Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами - он их не поймет и не примет. Все воспитательное воздействие сведется к нулю или даст противоположный результат.
С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня ответственности, умения согласовывать свои действия с окружающими, нового уровня развития социальных качеств. Этому и должен учить детский сад. И это очень трудно. Для этого у нас еще очень мало методик и очень мало практических умений. Это задачи, которые и время, и современный дошкольник ставят перед теоретиками и практиками.

Мария ЦАПЕНКО, главный специалист по дошкольному образованию Московского комитета образования


ВМЕСТО ВЫВОДА

Специалисты отмечают в современных детях активность, общительность, раскованность в поведении - и в то же время отсутствие навыков самообслуживания, пренебрежение к трудовым поручениям. У некоторых детей отмечается скрытая или явная агрессия к окружающим.
В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется.
Нынешние дети в большинстве своем достаточно развиты. Однако повышенные современные требования к ребенку в ряде престижных школ, информационная перегрузка и многочисленные занятия (некоторые родители нанимают еще и репетиторов) ведут к тому, что дети не справляются с учебной нагрузкой, явно не соответствующей их возрастным особенностям. Следствием этого являются снижение познавательных функций и потеря интереса к учебе.
В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место прагматизму, рационализму, какой-то не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. На предложенный педагогом-психологом вопрос: «Если бы я был волшебником...» - большинство ребят просили для себя игрушки, наряды, машины, компьютер.
Многие дети испытывают дефицит общения и обделены вниманием родителей, поэтому распространенным ответом был еще и такой: «Проводить больше времени с мамой и папой». Однако и современному ребенку свойственна доброта. Как и в прошлые годы, дети желали мира на земле, чтобы не было войн и болезней.
Современных детей отличают повышенная раздражительность и возбудимость. Часто встречаются апатичные дети, не проявляющие интереса к занятиям, и склонные к интеллектуальной лени.
Можно сказать, что современному ребенку свойственны самые разные черты: он и умный, и жизнерадостный, и беззаботный, и поверхностный, и общительный - в общем, противоречивый.

Наталья ДОРОХИНА,
директор комплекса «Начальная школа -
детский сад» № 1649 Юго-Западного округа г. Москвы,

Людмила ГУКЛЕНГОФ,
заместитель директора по воспитательной работе