Дидактические игрушки. Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Основные виды и структура дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр:
с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Виды дидактических игр
Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае - найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед - назад, справа - слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4-5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.

Ирина Череданова
Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста

План :

1. Актуальность.

2. Цели и задачи.

3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек , игр и пособий для детей группы раннего возраста ).

4. Методика проведения .

1. Актуальность.

Ранний возраст -важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей , определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательноек отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Изменение социальной среды (поступление ребенка в детский сад) сказывается на физическом и психическом здоровье детей, особенно раннего возраста . Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создать для малыша особый, эмоционально комфортный климат в группе , правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый, взрослый-ребенок» , обязательно включающий игрушки , игры и упражнения.

Дидактические игрушки- это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту . Это задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка появляются с первых дней его жизни. Они помогают ребенку найти эмоциональный комфорт, облегчить душевное состояние, поднять настроение : развеселят плачущего, ободрят робкого, успокоят расшалившего, помогут расслабиться рассерженному ребенку.

2. Цели и задачи.

Основная цель : снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми , создать эмоционально-комфортную атмосферу.

Занятия с дидактическими играми и игрушками решают следующие задачи :

Снятие эмоционального и мышечного наряжения, снижение излишней двигательной активности, агрессии;

Создание условий для взаимоотношений и взаимодействий с другими детьми и взрослым , развитие коммуникативных навыков;

Сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

Развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия) ;

Развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками , аккуратности;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

3. Условия реализации.

Дидактический стол .

В нашей группе дидактический стол представляет собой стеллаж с ящиками, дверцами и «окошками» для размещения дидактических пособий . Верх у стола оформлен в виде «поля» четырех основных цветов : красный, желтый, синий, зеленый. На этом поле дети учатся раскладывать предметы по цвету, создают постройки из строительного материала основных цветов, играют с дидактическими игрушками .

Дидактические игрушки .

Трудно переоценить значение игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств , связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними.

Для этой же цели у нас в группе имеется панно со всевозможными крючками и винтиками. Игры с элементами этого панно развивают мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

Важно учитывать, что дидактические игрушки развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение…

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов (деревянных и пластмассовых) . С помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты, домики и башенки с обыгрыванием постройки.

Малышу также можно предложить «почтовые ящики» разных цветов, представляющие собой пластиковые ящички, в которые складываются «посылки» (предметы) такого же цвета.

Погремушки, юла, свистульки, неваляшки, бубны- все это музыкальные игрушки . Их назначение- способствовать развитию музыкального слуха, ритма.

Интерес у малыша вызывает мозаика. С ребенком можно, строить домик, цветочек, дорожки. Хороши также, интересны детям врезки, вкладыши, шнуровки, деревянные фигурки для нанизывания на шнурок.

Незаменим и «волшебный мешочек» , с вложенными в него игрушками и формами , которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь.

Дидактические игры .

«Шарик для куклы» , «Зонтик для зайки» (определение цвета предмета по образцу)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную форму)

«Найди пару» (предлагается ребенку подобрать шарфик и варежки определенного цвета)

«У ежика- колючки» , «Подбери по цвету» , «Сушим платочки» , «Повесь ленточку» (предлагается ребенку подобрать прищепки определенного цвета)

«Найди предмет указанной величины» , «Большой-маленький» , «Парные картинки» (ребенку предлагается подобрать предметы по размеру)

«Длинная- короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине)

«Разноцветные стаканчики» (предложить положить стаканчики, начиная от самого большого)

«Почтовый ящик» (распределить игрушки разных цветов по четырем разным ящикам в зависимости от цвета)

«Лото» (показывая изображение предметов одного цвета ребенку необходимо подобрать для него цветовое поле)

Занятия с дидактическими игрушками и играми формируют познавательную активность детей.

4. Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста .

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. Эти особенности возраста заставляют строить игру на основе беседы , показа материала, побуждении малышей к действиям, которые им интересны. Необходимо помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами .

Специфические особенности раннего возраста предъявляют массу требований к воспитателю :

Необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми . Малыши очень чувствительны к искренности и быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.

Важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, положительное отношение к тому, что и как он делает.

Важным условием является сочувствие и переживание, умение слушать ребенка. Это позволяет войти в его внутренний мир.

Необходим индивидуальный подход педагога к каждому малышу, он имеет решающее значение, т. к. воздействие взрослого должно быть адресовано лично каждому. Ребенку нужны взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.

Еще одна особенность работы - неэффективность любых чисто вербальных методов. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Только собственной увлеченностью можно передать интерес ребенку.

В работе с детьми раннего возраста воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах : организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

В дидактических играх , играх с дидактическим материалом используются приемы наглядно - действенного обучения : показ, объяснение способов использования материалов и игрушек , включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки , их цвет, отгадывают предметы на ощупь. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений.

В играх с дидактическими игрушками , кроме дидактических есть еще и игровые задачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактической игры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. Педагог использует интерес детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, к смене действий, к поиску предметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форме поручения.

Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

Вывод : с детьми раннего возраста нельзя проводить занятия и игры, когда воспитатель что-то показывает, объясняет, а дети «усваивают» . Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку парализуют собственную активность детей. Задача педагога- стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Необходимо эмоциональное вовлечение детей, включенность взрослого в нужные действия.

2.2 Виды дидактических игр

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Словесная игра таи в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.


Заключение

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.


Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979. – 223 с.


Классификация дидактических игр позволяет проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебному содержанию, игровым действиям и правилам, организации и отношениям детей, роли воспитателя.

Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:

1. Игры с предметами.

Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т.п.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.

Использование сюжетных дидактических игрушек имеет много общего с сюжетно-ролевыми играми. Бессюжетные игрушки используют для закрепления знаний о свойствах и качестве предметов (размер, количество, цвет, форму). В народных дидактических игрушках заложен принцип самоконтроля. Это означает, что матрешка, пирамидка, грибок не закроются, если их части подобраны неправильно. В процессе игровых действий (разъединение, соединение, снятие, нанизывание и др..)

По определенным правилам ребенок осваивает способ решения дидактической задачи. Во время игр с предметами и игрушками дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В этом процессе дошкольники обогащают знания о материале, из которого изготавливают игрушки, предметы. Игры с природным материалом организуют во время прогулок. Они способствуют закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов.

2. Настольные игры.

Классификация игр по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная специалистами, по которой выделяют:

1) игры-путешествия

Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени;

2) игры-поручения

Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и др..; 3) игры-предположения. их игровое задание выраженное в названиях: «Что было бы …?», «Что бы я сделал, если бы …?» и др.. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;

4) игры-загадки

Развивают способность к анализу;

5) игры-беседы

Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность.

В соответствии с характером игровых действий дидактические игры делятся на:

  • Игры-поручения. Основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать т.п.;
  • Игры по отысканию предметов, их особенностью является неожиданное появление и исчезновение предметов;
  • Игры с «угадыванием загадок». Выстраиваются они на выяснении неизвестного: «Узнай», «Отгадай», «Что изменилось? »;
  • . Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др..) Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их автодидактическое свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых приемов в развитии ребенка.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в организации игры, и разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. М. Монтессори для обучающих игр – занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева в своих трудах отмечает, что эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от интересов ребенка.

В наше время ученые (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх часто нет фиксированных правил. Авторы называют предлагаемые дидактические игры развивающими.

Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

игровых программ, в том числе и компьютерных в процессе игровой деятельности, «если они направлены на поступательное, прогрессивное развитие творческой личности ребенка, всестороннее развитие его способностей» .

Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи, которая облекается в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Мир в цвете» каждый играющий должен поместить на игровом поле игрушки и предметы определенного цвета. Успешное выполнение игровых действий позволяет выявить педагогу, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы.

Таким образом, активное участие в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел определенными знаниями и умениями – это побуждает ребенка быть внимательным, способствует тому, чтобы он старался запоминать, учился классифицировать и т.п.

Козлова С.А. отмечает, что «возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр» 3

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы к дидактической игре.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Автором была разработана система дидактических игр, в которую вошли дидактические игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками, и др.), расположенных последовательно по принципу возрастающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактически игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Фридрихом Фребелем в помощь детским воспитателям создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения. Но, жестокая регламентированная деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности - вызвало практически замечания известных педагогов.

Мария Монтессори для обучающих игр - занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы вкладыши и др.) были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и.

Придавая большое значение играм в воспитании детей, К.Д. Ушинский считал, что они являются основным содержанием раннего развития и воспитания ребенка. Основываясь на принципе народности, он провозгласил идею оригинальности и самобытности русской педагогики. Народные детские игры он считал материалом, доступным каждому ребенку, понятным, в связи с близостью образов, сюжетов и содержания игр, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Большой вклад в теорию игры внесла Н.К. Крупская, которая, использовала лучшие достижения прогрессивной русской дошкольной педагогики тех лет, развивая передовую русскую педагогическую теорию, утвердила теоретические основы игры.

Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е.И. Тихеевой, являясь сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Ею создан ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря у детей и развитию связной речи.

Е.И. Тихеевой принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме размеру и формированию элементарных математических представлений. Автором создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей (где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающиеся друг от друга незначительными признаками, и т.д.).

Е.И. Тихеева ценила дидактические игры за то, что они дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями.

Дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, увеличивать запас его представлений, закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка.

Исследованием народных игрушек, как материала дидактических игр, занималась А.И Сорокина, она отмечает, что дидактическая игрушка, подчеркивает такие качества предмета, как цвет, форму, величину, вызывает у детей эмоциональный подъем, заставляет ум ребенка работать живо и энергично, помогает мыслить, культивирует познавательные способности. А.И.Сорокина в книге «Игры с народными дидактических игрушками», пишет, что основной формой использования народных игрушек является дидактических игра, которая ставит целью развитие умственных способностей в занимательной игровой форме. Особенно ценным в ее работе является раскрытие в играх с использованием дидактической игрушки руководящей роли воспитателя, который ставит ребенка перед необходимостью глубоко всматриваться в предметы, сравнивать их.

Разработка дидактических игр на ознакомление с числом, величиной, формой цветом широко освещена в работах Ф.Н.Блехер. Ею создано значительное количество игр математического содержания. Давая характеристику дидактических игр, Н.Ф. Блехер пишет, что это, один из основных методов воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Дидактическая игра способствует :

1. развитию познавательных способностей;

2. получению новых знаний их обобщению и закреплению;

3. в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;

4. в процессе дидактических игр осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;

5. учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

6. обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

7. развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

8. социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.

Структуру дидактической игры (по А.К Бондаренко) образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями.

Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила . Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил выступает обязательным условием решения игровой и дидактической задачи.

Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности.

В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п.

Дидактический материал и результат : средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже осознают игровой результат, а старшие - начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

1. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

2. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида : игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

· В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

· Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

· Настольно-печатные игры разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

· Словесные игры. , В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, т.к. требуется использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, т. к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

1. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет».

2. составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц».

3. игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета».

4. игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает -не летает».

Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Коллектив соавторов учебника «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова и др. выделяют в дидактике дошкольного образования компьютерные игры , которые могут носить характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Постой город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований.

Следует отметить, что компьютерные игровые программы не заменяют успешно применяемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. К игре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др.

А. И. Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр по виду деятельности детей:

1. Игры – путешествия;

2. Игры – поручения;

3. Игры – предложения;

4. Игры – загадки;

5. Игры – беседы (игры - диалоги).

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий); определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода игры и правил игры. При этом, воспитатель обращает внимание на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием). Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова):

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в несколько измененных условиях.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

1.2 Дидактические игры в системе дошкольного образования

В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие сознания и деятельности ребенка. Основные принципы системы Фребеля представляются весьма актуальными и сегодня, поэтому целесообразно остановиться на них подробнее.

Первый из них – принцип деятельности. «Дитя – существо деятельное, творящее, – писал Фребель, – оно постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя – охранять и руководить действиями ребёнка, но не определять их». Высшим проявлением детской деятельности Фребель считал игру. Именно в игре ребёнок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как субъект и творец. Поэтому в основу воспитательной системы Ф. Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими, осмысленными, вызывающими и раскрывающими детскую активность.

Второй принцип, который также представляется очень актуальным для нашей темы – это необходимость соединения практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способности ребёнка связывать его действия и поступки со словом. Ни то, ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребёнка. Все игры Фребеля с его знаменитыми «дарами» (шаром, мячом, кубиком, лучинками и пр.) всегда сопровождаются словом или песенкой воспитателя. Эта связь со словом делает действия ребёнка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения ими.

Осуществление принципов деятельности и связи действия со словом становилось возможным благодаря постоянному руководству детской деятельностью со стороны взрослого воспитателя. Несмотря на то, что сам Фребель неоднократно указывал на «губительность грубого вмешательства в развитие ребёнка…», на то, что воспитание должно быть «…пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным», все его игры и воздействия предполагают активное участие и руководство взрослого. Передача даров, демонстрация способов действия, стишки и песенки, – всё это исходило от взрослого. Но руководство взрослого основано на уважении к ребёнку, на учете его интересов: «Настоящий воспитатель уже в малютке признает и уважает человека, способного развиваться и совершенствоваться»

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики, на долгие годы завоевала всю Европу и нашла своих многочисленных последователей и продолжателей. Однако в процессе своего массового использования игры Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения. Основной перекос состоял в том, что всю активность брал на себя взрослый – он сам демонстрировал нужные действия с предметами, сам пел песенки и читал стишки, а ребёнок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Очевидно, что такая опасность была заложена в самой методике фребелевских игр, которая расходилась с главным принципом его системы. Принцип деятельности, активности и заинтересованности самого ребёнка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект и получили массу критики и справедливых нареканий за «формализм», «дидактизм», «педантизм» и пр.

Не меньшую популярность завоевала система дидактических игр Марии Монтессори, которая строилась во многом на других принципах. В центре системы Монтессори – индивидуальность ребёнка. Внимание воспитателя должно быть, прежде всего, направлено на развитие изначальной, индивидуальной природы ребёнка. При этом психическое развитие сравнивается и практически отождествляется с органическим ростом. Также как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не должен менять его внутреннюю природу. Сохранить природную индивидуальность ребёнка – главная забота воспитателя.

Главное условие сохранения и развития индивидуальности ребёнка, с точки зрения Монтессори, – это предоставление ему полной свободы. «Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребёнку, заставлять, принуждать его». Только при наличии полной свободы и самостоятельности может проявиться индивидуальный характер ребёнка, его любознательность и познавательная активность.

Характерно, что в системе Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребёнка, причём воля понимается как свободное и сознательное самовыражение. О возникновении воли, с точки зрения Монтессори, можно говорить только тогда, когда устанавливается внутренняя координация и способность к продолжительной концентрации. Внутренняя формация воли развивается постепенно, через усиление направленности на какой-либо предмет (или занятие) и ограничение посторонних импульсов, отвлекающих от решения и действия. В развитии детской воли Монтессори выделяет три следующие стадии.

Первая из них заключается в повторении одних и тех же действий, которое часто наблюдается в раннем возрасте. Как полагает Монтессори, в этом проявляется концентрация ребёнка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребёнку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять.

После достижения силы и независимости в движениях ребёнок переходит на вторую стадию развития воли, где он начинает сознательно выбирать самодисциплину, как способ жизни. На этой стадии ребёнок начинает творчески использовать свои способности и может отвечать за свои действия.

После достижения стадии самодисциплины, ребёнок переходит на следующую ступень, суть которой состоит в стремлении к послушанию, которое естественно возникает в результате развития свободной воли ребёнка. Этот момент в философии Монтессори является самым трудным для американцев, поскольку воля и послушание для них – две противоположные тенденции: послушание обычно достигается путём подавления учителем воли ребёнка. Однако Монтессори, напротив, рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание (правилосообразность) является высшей стадией развития воли: «…Воля есть фундамент развития, а послушание – высшая его стадия, основанная на этом фундаменте… Если душа человека не обладает этим качеством, если от него никогда не требовалось законопослушания, социальная жизнь становиться невозможной». Разумеется, здесь имеется в виду не слепое, бессознательное послушание, а сознательное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие воли ребёнка приводит к тому, что соблюдение норм и правил становится потребностью ребёнка и свободно понимается им. Такое направление развития детской воли складывается, согласно представлениям Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задачи воспитателя – не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребёнку полную свободу и самостоятельность на всех этапах развития.

Эти теоретические положения легли в основу разработанной М. Монтессори системы дидактических игр. В этих играх, как правило, обучающее воздействие передано дидактическому материалу, а воспитатель как бы устраняется от свободной и самостоятельной деятельности детей. Его роль сводится к тому, чтобы окружить ребёнка полезным, развивающим материалом, создать вещную обстановку для полезной и свободной деятельности детей, т.е. развивающую среду, и предоставить возможность для самостоятельного выбора нужного ребёнку и полезного занятия. В процессе таких самостоятельных игр дети должны были овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни и пр. Широко использовались также материалы для воспитания различных чувств (зрения, слуха, осязания) и познавательной активности. Воспитатель при этом лишь наблюдает за самостоятельной работой каждого ребёнка, отмечая его успехи и промахи.

Система обучения с помощью дидактических материалов Монтессори стала чрезвычайно популярной в начале века и сохраняет свою популярность во многих детских садах США и Европы и сейчас. Вместе с тем, эта система неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов. Они отмечали, что отстранение взрослого от деятельности детей, заложенное в теоретических основаниях системы Монтессори, привело к тому, что однообразные самостоятельные упражнения детей быстро стереотипизировались, теряли для них привлекательность, превращались в формальные, механические упражнения. Принцип индивидуальности и свободы без участия взрослого превращался в свою противоположность – дети оказывались зависимыми от предметной обстановки, сконструированной воспитателем, совершали однообразные, бессмысленные для них упражнения. Разумеется, мы не повергаем сомнению ценность и продуктивность дидактических материалов, разработанных Монтессори, как и успешность деятельности многочисленных детских садов, до сих пор работающих по её системе. Однако полагаем, что эффективность этой системы определяется не только качеством дидактических материалов, но и квалификацией и личностными особенностям воспитателей, которым в системе Монтессори не уделяется должного внимания.

Итак, краткий анализ двух наиболее фундаментальных систем дошкольного воспитания, построенных на дидактических играх, показывает, что предоставление ребёнку полной свободы и самостоятельности в действиях с дидактическим материалом может так же лишить ребёнка собственной активности, как и превращение его в приемника воспитательных воздействий и указаний взрослого. Полное устранение взрослого от процесса дидактической игры имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий. Поэтому чрезвычайно важно определить специфику участия взрослого в дидактической игре, его основные функции.