Чему нас могут научить наши дети? Основные уроки, которые я прохожу с дочкой.

Традиционно считается, что взрослый может обучать и воспитывать ребенка. Однако опытные родители скажут, что с появлением малыша все их жизнь приобретает новый смысл. Каждый день мы учимся чему-то новому и переосмысливает свою жизнь и ценности в нем. Не обязательно это должен быть ваш ребенок. Достаточно тесного общения с любым малышом дошкольного возраста. Так чему нас учат наши дети?

Любви - безусловной и всеобъемлющей

Только дети способны любить нас не за что-то, а просто так. Им безразлично, какая у вас вес, внешний вид или сколько вы зарабатываете. Они любят, даже если мама не помыла вовремя голову или папа потерял работу.

Жить здесь и сейчас

Это очень важная способность человека, которого, к сожалению, с возрастом мы теряем. Взрослые, как правило, слишком заняты, чтобы остановиться и насладиться простыми вещами: хорошей погодой, пением птиц и тому подобное. От этого зависит еще одна способность, которую мы можем почерпнуть от наших детей - это умение быть счастливыми. Просто так, потому что хороший день, потому что рядом родные люди, потому что тебе улыбается твой малыш...

Наши дети нас учат доброте

От природы ребенок чистый, искренний и добрый. Это позже социум и жизнь научит его быть осторожным и внимательным, научит защищаться, а иногда и нападать. А пока их доброта проявляется во всем, в отношении к людям, к животным, к себе. Еще одна важная черта, которая появляется у нас с появлением малыша - это терпение. А как же без него? Также мы учимся относиться с пониманием сначала к своему ребенку, а потом и к другим людям. Мы чаще задаем себе вопрос, почему ребенок себя так ведет, может, что-то случилось. Мы с пониманием стараемся относиться к ее иногда странных интересов и потребностей. Дети открыты миру, а в ответ мир открыт для них. Взрослые очень часто «закрываются», пытаясь уберечь себя от различных угроз и неприятных ситуаций.

Иногда это действительно оправдано, но часто это приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. Но когда мы доверяем мира, мир доверяет нам, он открывает нам свои возможности и ресурсы.

Чему можно научиться у ребенка?

Дети абсолютно открыты и природные в проявлениях своих чувств, потребностей и желаний. Они не играют. Они настоящие во всех своих переживаниях, то в радости и восторге, то в печали и раздражении. Когда чувства и эмоции осознанные и искренние, не заблокированы стереотипами и страхами, жизнь становится ярче и наполненным. Дети всегда открыты и очень легки в восприятии всего нового.
Они с легкостью разрушают устоявшиеся стереотипы простым вопросом «Почему?» Или своими «незамысловатыми» размышлениями. Часто своими вопросами они ставят нас, взрослых, в тупик и заставляют задуматься над вещами, которые всегда казались нам понятными и общепринятыми. Они учат нас творчества Их фантазии и воображении нет границ. Дети способны с легкостью представить волшебный корабль с простой картонной коробки, в облаке увидеть фигуру животного, а обычную комнату превратить в замок.

И только от взрослого зависит, создаст ли он условия для развития детского творчества, или погрузится он в этот увлекательный взаимно творческий процесс, а может заблокирует и ограничит любознательность и открытость малыша. Те, кто с возрастом теряет способность пользоваться своим воображением, теряют новые возможности. Они так и остаются в пустой комнате. Те же из нас, кто творчески воспринимает мир, в конце концов получат замки. Именно ребенок научит вас воспринимать себя такими, какие вы есть. Потому вашему малышу абсолютно безразлично, как вы выглядите, выполнили определенную работу. Для него важно любить и получать тепло и заботу в ответ.

Еще одна способность детей - это говорить правду

Психологами доказано, что человек в среднем лжет около 50 раз в день. Причин и форм лжи может быть множество, от нежелания отвечать на вопросы к откровенной лжи, чтобы выглядеть лучше в глазах окружающих. И только дети настолько искренние и откровенные, что им даже не приходит в голову сказать неправду. Иногда их правда просто шокирует, но всегда подкупает своей непосредственностью. Дети учат нас верить в мечту Они абсолютно уверены в том, что их мечты сбудутся и ни на минуту не сомневаются в этом. А пока человек верит, она все сделает для осуществления мечты. Взрослые очень часто настолько заняты, что у них просто не хватает времени на мечты и желания. Общайтесь со своими детьми, уделяйте им больше внимания и ваша жизнь станет более ярким и насыщенным!

Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость — думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда — разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение — своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.

При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно — осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?

Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции — значит, нащупано ваше поле для работы . Что касается меня, то мои вечные уроки — это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.

Двое детей — это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.

Мои уроки

Дочка — упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии — она не будет этого делать.

Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным — во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители — либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.

И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один — изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать — отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости — не проходят. И даже хождение на горшок — до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы — может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»

Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:

  • умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
  • умение четко обозначать правила и самой следовать им — иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
  • терпение, терпение, терпение!!
  • умение в каждом действии искать смысл;
  • умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.

Младший сын — совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато — совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного — от мамы... Его уроки немного другие:

  • смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
  • принятие — да, он вот такой;
  • сострадание;
  • чуткость;
  • гибкость.

А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!

Как успешно пройти материнские уроки?

  1. Первое, что так необходимо — осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
  2. Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
  3. Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала .
  4. Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
  5. Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!

А чему вас учат ваши дети?

Я, честно говоря, не сторонница философствований и рассуждений на тему того, что дети делают нас добрее, мудрее и учат видеть прекрасное. Это же очевидно! Чему еще могут научить эти светлые и чистые создания, если не добру?

Но если смотреть на ситуацию более реалистично и цинично, то я довольно легко могу выделить еще несколько пунктов. Сейчас подруги довольно часто спрашивают меня о моей жизни «до» и «после» рождения Энджи? Стало ли мне тяжелее? Правда ли то, что с появлением ребенка ничего не успеваешь и ни на что нет времени? Черт, с появлением ребенка я стала делать и успевать намного больше. Дети очень организуют нашу жизнь. Вот, например, в нашей жизни «до» Энджи мы с мужем могли часами зависать в Интернете, просматривая дурацкие видео, а потом долго споря, кто идет мыть посуду, а кто пылесосит. Сейчас наши скорости, с которой мы мчимся на кухню в борбье за право помыть там посуду, сравнимы со взлетной скоростью истребителя. Ведь проигравший пойдет к дочке и будет в сотый раз слушать песню динозаврика Додо.

С рождением Энджи я научилась ценить время. Если она спит, значит у тебя есть час, чтобы навести порядок и приготовить ужин, иначе вам с мужем придется опять есть фастфуд. Раз в неделю - не вопрос. Но от более частой подобной практики семьи не укрепляются. Опять же! Времени с рождением ребенка не становится меньше. Просто ребенок посягает на твое личное - свободное время. Это элементарный выбор - Интернет или игра с ребенком. Конечно, игра. Но твое личное желание не выполнено и кажется как будто времени ни на что нет. Я вот поняла, что чем реже захожу в Интернет, тем больше успеваю и вся жизнь пошла, как по маслу. Вместо сериала в обеденный сон дочки я успеваю сделать педикюр, да еще такой, что моя гинеколог при осмотре изъявляет желание записаться на прием. Но я не мастер педикюра, я - журналист, так что увы.

Кстати, о работе! До рождения Энджи я могла днями и часами вынашивать идею текста. Потом долго его писать. Стирать, переписывать заново. Сейчас я пишу любой текст за час, качая при этом коляску ногой. Мой босс при этом отмечает, что последние пару-тройку текстов были крайне удачными. Потому что ребенок заставляет мозг аккумулирвовать мысли здесь и сейчас. Есть час - есть задание, - надо писать. Без лишних слов. И вот еще пришло на ум. Я начала работать, когда Энджи было чуть больше двух месяцев. Меня никто не заставлял. Мы, к счастью, с мужем хорошо живем.

Но я не могла деградировать. Рождение Энджи объяснило мне все и все расставило по полочкам. Я - мама. И в первую очередь, все мои силы, любовь и время для нее. Но я себе сказала, что чем больше я буду погружаться в памперсы, пеленки, песни динозавра Додо, тем больше буду деградировать и жалеть себя. Кто в конце концов сказал, что нельзя работать, совмещая это с материнством. Я не могу сидеть без дела, мне нужно себя самореализовывать, чтобы быть интересной себе, мужу, чтобы что-то значить. Чтобы моя дочь могла потом мной гордиться. Хочу быть для ребенка примером. Это ли не позитивные перемены, которые происходят в женщине с рождением ребенка?

И еще. Немного лирики. С рождением Энджи я стала еще больше любить и ценить своих родителей. Лишний раз напишу или позвоню им, скажу, как люблю и как благодарна, что есть я. Такая какая есть. Моя сестра. Наша семья. Только сейчас, испытывая все на себе, понимаю, что это счастье, но и трудная работа. До рождения детей понять это невозможно.

В последние годы в стране произошел настоящий взрыв рождаемости. И Октябрьский не исключение: там и тут в поселке беременные и мамы с колясками. И, конечно, все родители хотят, чтобы их дети были всесторонне развиты. Поэтому спрос на всевозможные "развивашки" сейчас высок, как никогда. Мы встретились с Татьяной Борисовой, педагогом и психологом, руководителем детского клуба Юнга, чтобы поговорить о том, на что нужно обращать внимание при выборе детского клуба и как можно развивать ребенка, если на "развивашки" у родителей нет времени и денег.

Татьяна, расскажите о вашем детском клубе «Юнга»: какие у вас есть секции, кружки, направления, для какого возраста и так далее.

В этом учебном году мы презентовали новое расписание для детей от 1 года до 6 лет и даже для грудничков с 2-х месяцев. Это стало возможно благодаря тому, что в фитнес клубе «Капитан» произошла реорганизация: детский клуб «Солнышко» сменил не только название на ДК Юнга, но и изменил принципиальный подход в работе.
В первую очередь, мы стали более открытыми, теперь каждый ребенок может к нам прийти на мастер-класс, записаться в ту или иную секцию, для этого не обязательно покупать годовую карту.
Во-вторых, мы открыли дополнительные спортивные и танцевальные секции с малочисленными группами, а также подготовку к школе, индивидуальные занятия с логопедом и английский языком.
И, наконец, существенно разнообразили расписание групповых программ детского фитнеса для ребят, посещающих детский садик. У нас есть развивающие и творческие уроки, спортивные занятия, занятия в бассейне, дзюдо, ритмика, детская зумба, занятие по музыке, групповые логопедические занятия.
А также мы проводим регулярные занятия по рисованию, лего-конструированию, английскому языку, у нас есть театральная студия и даже развивающие занятия в соляной пещере!
Для самых маленьких мы предлагаем грудничковое плавание в отдельной аква-зоне с подогреваемым бассейном, и утренний комплекс развивающих и спортивных занятия для малышей, которые не ходят в детский садик. Кстати, в эту субботу 1 октября мы будем проводить в нашем детском клубе открытые творческие занятия по теме «Золотая осень». Начало в 10:30. В нашей группе Вконтакте уже вывешена информация с расписанием - каждая возрастная категория будет разбита минут на тридцать-сорок. Мы будем рисовать, лепить, делать поделки, использовать природные материалы, а потом - танцевать!

Есть такое мнение, что сейчас слишком большое внимание уделяется раннему развитию детей. Родители начинают активно «развивать» детей еще с младенчества, но при этом нельзя сказать, что современные дети стали более эрудированными, умными, сообразительными. Есть ощущение, что наше поколение 30-летних все-таки было более эрудированным в своем детстве. Как Вы считаете, есть ли реальный смысл с такого раннего возраста заниматься развитием детей?

Новое время диктует новые условия. Сейчас, к сожалению, жизнь стала более опасной, и родители элементарно боятся отпускать своих детей на улицу. Дети стали фактически изолированы от общения друг с другом. И дома зачастую ребенок проводит больше времени за компьютерными играми, а не за книжками. В то же время изменился и формат образования. Сейчас настолько много информации, что школы должны больше акцентировать внимание не на запоминании каких-либо фактов, а на умении искать нужную информацию. Поэтому, действительно, в современном мире уровень эрудированности детей несколько снижен.

На самом деле существуют как плюсы, так и минусы раннего развития - впрочем, как и в любом другом вопросе. Один из плюсов в том, что ребенок, посещая школу раннего развития, оказывается в определенной развивающей среде. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность купить разнообразные пособия, подготовить необходимое количество материала и регулярно заниматься с ребенком. Дома всегда находится много дел и мамам тяжело освободить время для целенаправленной игры с малышом. Помочь родителям и создать правильную развивающую среду - это задача детского клуба.

Второй плюс: когда ребенок ходит в такую школу развития, он приучается к самостоятельности, к тому, что определенные обязанности он должен делать сам. Мама ему только помогает, направляет. Дома родителям проще что-то сделать самим: самим одеть ребенка, налить ему стакан воды, убрать игрушки и так далее. На занятиях же дети приучаются к самостоятельным действиям. Если ребенок играет с какой-то игрушкой, он должен обязательно поставить ее потом на место. Если ему нужно пройти по сенсорной дорожке, он должен снять сандалики. Мы всегда рекомендуем, чтобы детки это делали самостоятельно, а мамы только немножко помогали. Раньше всю эту функцию обучения навыкам самостоятельности выполняли воспитатели детского сада, причем с довольно раннего возраста: декретный отпуск был коротким. Поэтому домашние детки, конечно, сильно отличаются от тех, которые ходят в детский сад. Они менее самостоятельны, у них меньше навыков самообслуживания.

Следующий момент, чем хороша такая школа раннего развития - это расширение кругозора. Родители, как правило, могут рассказать только то, что они знают сами, то, что входит в их поле зрения. Любой детский клуб должен предоставляет тематическое планирование на учебный год, каждая тема разбирается в соответствии с возрастом ребенка. Конечно, детям не будут давать углубленные знания по садоводству, но нужно отличать овощи и фрукты друг от друга, знать, что овощи растут в огороде, а фрукты - в саду, что это действительно разные понятия и т.д. Здесь родители не всегда могут сориентироваться. Если мы берем детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет - то при подготовке к школе педагогический состав сильный упор делает на описание того, что происходит в окружающем мире. Например, объясняют, что такое погода, что такое осадки. Идет работа над расширением кругозора, на определение понятий, на классификацию различных предметов, что к чему относится, как это можно описать, охарактеризовать и так далее. Иногда дома даже и не задумываешься о том, чтобы рассказать подобные вещи. Поэтому здесь дается информация именно с точки зрения педагога на более доступном для ребенка языке. Из-за отсутствия времени у родителей, чтение различных детских книжек и энциклопедий зачастую сводится к минимуму. И, конечно, иногда родителям удобнее привести ребенка на развивающие занятия, где ему за какой-то промежуток времени дадут ту информацию, которую они сами не в состоянии заранее дома подготовить: подготовить материалы, картинки, сопутствующие игры, игрушки и так далее. Все это может предоставить детский клуб.

Четвертым плюсом я отмечаю навыки и умения работать в коллективе, умение слышать педагога, умение подчиняться общим правилам и выполнять какую-то определённую коллективную деятельность. Это касается детей, которые не ходят в детский сад. Детки, которые ходят в садик, уже приучены к такой деятельности: сейчас мы все вместе идем гулять, а сейчас мы все вместе позанимаемся, все вместе порисуем. Дети, которые не посещают детский садик, живут в более свободном формате. Часто родители не готовы соблюдать какой-то определенный режим, распорядок дня - в основном это все подвластно текущим потребностям взрослых. Бывает, что ко мне на групповые занятия приходят детки, которые в группе работать не умеют: они не могут посидеть, подождать своей очереди, они, как мячики, выпрыгивают со своих стульчиков, что-то хотят, тут же в руки берут и так далее. Мамы отмечают при этом, что дома они себя ведут спокойно, могут 15 минут сидеть и заниматься одной деятельностью. Но работа индивидуальная и работа в группе - это совершенно две разные деятельности. Конечно, ребенку гораздо тяжелее привыкать работать в коллективе. И, конечно, школа раннего развития позволяет это сделать.

Еще один немаловажный момент - это умение взаимодействовать с другими детьми. Но здесь есть как плюсы, так и минусы. Если мы говорим про ребенка, который сидит дома и не посещает детский садик, то это хорошая альтернатива - научиться работать в коллективе. Тем не менее она не заменяет полностью коллектива в детском саду. Любой коммерческий детский сад проводит занятия в мини-группах по 10-12 человек. В обычных садах в группе может быть до 30-35 детей одновременно. Там воспитатель физически не может вмешиваться во все спорные ситуации, и дети быстрее учатся договариваться между собой. В мини-группах в коммерческих детских центрах, как правило, педагог контролирует ситуацию, и решение проблемы всегда идет с помощью взрослого. В качестве подготовки к обычной школе - это не самый лучший вариант, потому что в школе ребенок остается один на один с детьми, с педагогами, и он, конечно, должен иметь определенные навыки общения как со взрослыми, так и с детьми.

Если же говорить про минусы школы раннего развития… Детских центров сейчас очень много, программы предоставляются разнообразные, какие-то действительно корректные, а какие-то «кто во что горазд», поэтому нужно внимательно подходить к выбору детского центра. Конечно, все занятия должны быть по возрасту. Сейчас очень часто детей начинают учить азбуке, цифрам, числам чуть ли не с пеленок. С одной стороны, для родителей это хорошо, потому что приятно похвастаться перед соседями, что ребенок уже знает алфавит. С другой стороны, не совсем понятно, зачем это нужно ребенку в два года. На мой взгляд, как профессионала, ребенку гораздо важнее научиться самостоятельно одеваться, нежели знать все буквы. По возрасту это ему гораздо необходимее.

Следующий минус в том, что работа идет в мини-группах, и ребенок приучается к такому формату взаимодействия. Если он из школы раннего развития попадает в обычную школу, для него это может быть неким шоком, потому что в обычной школе все организовано совершенно иначе: в классе 30 человек и все разные, нет доброй тети рядом, которая поможет разрешить конфликты. В школе идет уже полностью самостоятельная деятельность.

Выбирая формат раннего обучения, нужен поиск золотой середины. Очень часто родители перегибают палку, они начинают делать акцент на интеллектуальном развитии, натаскивают ребенка на знание форм, размеров, цвета, букв, чисел, умение складывать, вычитать, читать слова. Но при этом ребенок физически не развит. Дети не могут водить хороводы, потому что им трудно с первого раза взять друг друга за руки, дети не умеют прыгать на одной ножке, на другой ножке, попеременно. Я молчу про детей 2-3 лет, я реально говорю про детей 5-6 лет. Ведь важно не то, чтобы ребенок был эрудированным интеллектуалом, который поражает всех энциклопедическими знаниями, - гораздо важнее, чтобы ребенок был всесторонне развит. Все-таки в дошкольном периоде дети должны больше играть, гулять, бегать, прыгать, скакать. И действительно часто встречается, когда детей водят только на «развивашки», но при этом забывают про спортивные занятия. Поэтому при выборе детского центра нужно учитывать, чтобы развитие было всесторонним, чтобы не забывали про «физику», потому что через развитие координации движения, через развитие самостоятельности также идет и психологическое развитие, интеллектуальное развитие. Я, как специалист, работая с малышами,большое внимание уделяю тому, чтобы дети правильно научились бегать, прыгать, вставать на гимнастическую скамью, ходить самостоятельно, держать равновесие. Бывают случаи, когда элементарно учишь ребенка тому, на какую высоту нужно поднять ногу, чтобы преодолеть препятствие. Так что очень важно помнить о том, что все-таки не только «алфавиту» нужно учить.

Еще один минус школы раннего развития заключается в том, что мы не всегда знаем, какие педагоги ведут занятия. В связи с тем, что сейчас открывается большое количество детских центров, у меня всегда возникает вопрос: где они берут столько подготовленных кадров для работы с малышами? Поэтому нужно внимательно выбирать и смотреть, кто с детками занимается.

И еще. Сейчас существует большое количество всевозможных вариантов и школ раннего развития. Самые известные - по системе Монтессори. Есть и другие направления. Если вы идете за веяниями каких-то определенных тенденций, важно понимать, что будет потом, насколько ребенок будет адаптирован к обычным условиям. К примеру, ребенку, до 6-7 лет посещающему Монтессори-клуб, возможно, будет сложнее переключиться на общеобразовательную программу, если родители решат отдать его в обычную школу. Это нужно понимать и к этому нужно быть готовым.

Здесь есть особенности в зависимости от возраста ребенка. Я скажу общие критерии, но, тем не менее, они индивидуальны в зависимости от возраста.

Во-первых, нужно посмотреть на самого ребенка. Какой он? Он больше активный, ему нужна активная деятельность, или он усидчивый и готов долго заниматься однообразной деятельностью? Т.е. в первую очередь мы смотрим на ребенка, что ему нужно и нужно ли ему это вообще. Ведь есть такие дети, которые в принципе не готовы пока чем-либо заниматься конкретным.

- А как определить, что ребенок еще не готов?

Это в большей степени относится к малышам. Часто родители спрашивают, когда нужно отдавать ребенка на «развивашки» - в год, полтора, два, два с половиной, три. Все очень индивидуально. Если ребенок непоседа, отдавать его на развивашки в полтора-два года смысла особого не имеет, потому что развивающие занятия предполагают некую усидчивость. Вырабатывать усидчивость можно и в полтора года, но, если дети непоседы, они не совсем понимают, зачем им нужно сидеть, что-то там слушать и лепить, когда они хотят прыгать и скакать.

Так вот, возвращаясь к выбору детского клуба. Первое - это выбирать занятия согласно возрастным критериям. Если ребенку 5-6 лет, совершенно спокойно можно его вести на спортивные секции: футбол, хоккей и так далее. В 3-4 года лучше водить и на небольшие развивающие занятия, и на какие-то спортивные занятия: это может быть хореография, гимнастика, плавание. Если мы говорим про малышей от полутора до трех лет, то совершенно спокойно выбирайте развивающие занятия, но нужно смотреть по темпераменту ребенка: готов ли он работать в коллективе или он больше привык работать индивидуально.

Следующий момент - это сам центр и по какой системе он работает. Либо это система Монтессори, либо это все остальные детские клубы, которые делятся на две категории. В первой категории те, которые работают по франшизе, например, детский клуб «Сёма» или «Бэби-клуб» - у них единая программа на всей территории РФ, они поддерживают определённое качество, стандарты, разрабатывают собственные методики. Во второй категории все остальные клубы, которые работают либо по собственным программам, любо привлекают различных специалистов, которые работают уже по своим методикам, дают некую выжимку.

Третий критерий - это насколько разнообразен перечень предоставляемых услуг, чтобы вам не пришлось водить ребенка в разные места: сюда мы водим на плавание, сюда мы водим на «развивашки», а сюда мы водим на танцы. Конечно, удобно, чтобы это все было в одном детском клубе, и, как правило, сейчас детские центры так и стараются работать.

Четвертое - это, конечно же, педагогический состав. Здесь, как в известной фразе, «кадры решают все». Нужно собирать отзывы родителей, где какие педагоги нравятся, куда лучше пойти, к каким педагогам. Но я всегда рекомендую не привязываться к одному конкретному педагогу, потому что все мы люди и все мы действуем отчасти механически. Человек, который работает в определенной методике, дает информацию в едином формате. Смена педагогов позволяет ребенку ориентироваться в том, что на разные предметы можно смотреть с разных сторон. На развивающих занятиях в разновозрастной и разноуровневой группе одну и ту же игру я могу преподнести по-разному: по-разному звучит вопрос, и манера подачи информации разная у педагогов. Поэтому я рекомендую все-таки не бояться смены педагогов. Можно ходить к разным людям и смотреть, как они общаются и подают информацию.

Еще один из немаловажных пунктов - это близость детского клуба либо к дому, либо к детскому садику. Есть такой факт: если мы приезжаем на работу за 30 минут, то все в порядке; если мы приезжаем на работу за час, то уже теряется 10% работоспособности. Нет смысла тащить ребенка на другой конец города, потратив на это 2 часа, для того чтобы 30 минут позаниматься. Конечно, это тоже важно.

Вы сказали о том, что нужно смотреть по ребенку - кому-то нужно больше "физики" давать, кому-то больше интеллектуального развития в зависимости от того, насколько ребенок в той или иной степени уже развит, т.е. учитывать его природные склонности. А есть мнение, что наоборот - ребенка нужно "прокачивать" в тех направлениях, где он наиболее слаб. Т.е. если ребенок он неусидчив, то мы его все-таки стараемся усаживать за стол и увлекать в этом направлении. Имеет ли это смысл, как Вы считаете? И в каком возрасте это стоит делать?

То, что Вы говорите, абсолютно верно. Действительно нужно усиливать слабые стороны. Изначально я говорила о том, что в большей степени многое зависит от темперамента ребенка. Если ребенок сам по себе очень активный, и он предпочитает активную деятельность, то сразу его сажать на 40 минут за парту смысла особого нет. Второй момент - по поводу того, с какого возраста нужно способствовать вырабатыванию тех или иных качеств. Здесь тоже все очень индивидуально. Если мы говорим про малышей, то я рассматриваю школу раннего развития как социализацию и хорошую подготовку к походу в обычный детский садик. Потому что, когда ребенок приходит вместе с мамой на развивающие занятия, он в комфортной обстановке потихонечку приучается к определенным правилам. Педагог старается действовать через маму. Авторитет мамы непоколебим. Поэтому вырабатываются определенные правила поведения на занятиях, и мы стараемся ребенка к ним приучать. Как специалист, работающий с младшими дошкольниками, на занятиях с мамами и малышами, могу вам сказать, что дети приучаются к порядку гораздо быстрее, чем родители. С родителями работать гораздо сложнее. Поэтому, если вы планируете в 2,5-3 года ребенка отдать в детский сад, то имеет смысл за год до этого начать ходить на развивающие занятия, где спокойно ребеночек начнет приучаться к определенному порядку: сейчас у него есть возможность побегать, самостоятельно поиграть, а сейчас он вместе со всеми сидит за столом и что-то рисует или лепит, а вот сейчас он вместе со всеми играет в игру «найди грибочек». Так ребенок постепенно приучается к тому, что есть определённые правила поведения в конкретный промежуток времени в конкретном месте. Соответственно, когда он пойдет в обычный детский садик и останется наедине с чужим взрослым, ему будет проще адаптироваться, потому что он будет понимать, что его привели в такое место, где есть такие правила, но ничего страшного вокруг не происходит. У меня самой ребенок непоседа, который не мог сидеть за столом, и я его действительно целенаправленно готовила к обычному детскому садику. В какой-то момент я его заставляла сидеть. Но это не значит, что его нужно ломать, привязывать и держать у стола. Конечно же, нет. Но, тем не менее, здесь важно соблюдать определенную последовательность. Если у вас ребенок 5 минут не может сидеть за столом, начните с одной минуты и потихонечку доводите это время до 5 минут. Если он не готов сразу вылепить всего человечка, то слепите сначала голову, потом сделайте туловище, потом прилепите ножки, ручки. Но ваша просьба к ребенку должна быть законченной. Если ребенок случайно опрокинет коробку, в которой 20 кубиков, и вы попросите: «Собери все, а потом ты пойдешь дальше», - ему будет тяжело. Ваша задача сказать: «Собери, пожалуйста», - вы накидаете все кубики, он положит 2 и отнесет на место. Но у него в памяти останется, что вы его попросили, он это сделал и пошел заниматься своими делами. Просто вы все делите на части и учите тому, чтобы каждая часть была завершенной, законченной. Не нужно приклеивать 30 кружочков. Приклейте 2, но чтобы ребенок это сделал сам. Со временем он станет более усидчивым и послушным.

Что касается детей старшего дошкольного возраста, допустим 4-5 лет, то, конечно, может случиться так, что ребенок не хочет идти на какую-нибудь спортивную секцию по разным причинам. У него может не получаться, ему может не нравиться, он может бояться, он может стесняться, что-то еще. Или, допустим, не хочет ходить в детский садик. Мы ему говорим, что у мамы есть работа, у папы есть работа и у тебя есть работа - ходить на эту секцию или в детский сад, ты стал взрослее, давай мы с тобой сделаем то-то и то-то. Чем старше ребенок становится, тем более настойчивой может быть ваша просьба. Здесь главное не перегибать, потому что, если ребенку действительно не нравится плаванье, он боится воды, то лучше отложить это, допустим, на год, два - потом, может быть, ему все-таки понравится. Бывает так, что родители настаивают на каком-то кружке, на какой-то секции, и ребенку это настолько не нравится, что он потом вообще больше никогда в жизни не вернется к этой деятельности. Все очень индивидуально, нужно смотреть на ребенка. И всегда я призываю искать золотую середину. С детками 4-5 лет уже можно договориться: «Давай мы попробуем, три занятия походим, посмотрим, потом примем решение». На начальном этапе, когда детки посещают занятия, это всегда дискомфорт, всегда непривычно, всегда страшно. Поэтому нужно дать время, чтобы ребенок привык и адаптировался, а потом уже делать какие-то выводы - может быть, действительно это нужно не ему, а родителям, которые пытаются реализовать какие-то свои амбиции.

А что вы посоветуете родителям, у которых по тем или иным причинам, в том числе материальным, нет возможности водить ребенка в детский клуб? Какую среду создать дома, чтобы ребенок был развит физически и интеллектуально и был готов и к детскому саду, и к школе. Что можно сделать в этом направлении?

Здесь есть два случая. Если у родителей достаточно свободного времени, они действительно могут всю эту деятельность организовать дома. На улице можно просто попинать мяч - вот тебе и физическое развитие. Всегда можно развивающую деятельность устроить своими силами - может быть, это будет не на таком высоком уровне, но можно придумать что-то интересное, тем более что сейчас в интернете большое количество разных форумов и всевозможных групп для родителей, которые самостоятельно занимаются развитием своего ребенка.

А для родителей, которые работают, и у них катастрофически не хватает времени я, как психолог, дам одну маленькую, но самую главную рекомендацию: неважно, сколько времени вы проводите с ребенком, важно, как вы его проводите. Всегда можно найти 15 минут перед сном на то, чтобы с ребенком пообщаться: что-то ему рассказать, о чем-то спросить, какую-то книжку прочитать. На выходных куда-нибудь сходить или вместе посмотреть фильм, познавательную передачу. Очень важно с ребенком дошкольного возраста не потерять общение, психологический контакт и продолжать оставаться другом, потому что до первого класса самый главный авторитет в жизни ребенка - это родители. Когда детки идут в школу, у них меняется ведущая деятельность. Если в дошкольный период это была игровая деятельность, то с семи лет ведущей деятельностью становится учебная. У них появляется новый важный взрослый человек в жизни - учитель начальной школы. Это новый авторитет. Поэтому самое главное для родителей - постараться сохранить тесный контакт и не переживать, если что-то не получается и ребенок не успевает. Но важно отметить, что, конечно, дети, которые занимались перед школой, легче адаптируются и легче проходят школьную программу. Когда я провожу занятия с ребятами, всегда видно, с кем дома занимаются родители, а с кем нет. Тем не менее у всех разные возможности, поэтому здесь главное найти хотя бы 15-20 минут, для того чтобы прочитать, например, детскую энциклопедию или рассказать что-то интересное для ребенка.

Вообще, на мой взгляд, благодаря рождению детей, у нас появляется уникальная возможность открыть для себя этот мир заново. Наши дети учат нас радоваться жизни и с интересом следить за происходящим вокруг! Желаю вам больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи. И приходите в гости в наш детский клуб «Юнга» ! Буду рада знакомству.

Просмотры: 1122 Автор статьи: MyOktyab

Если вам предоставлялась возможность наблюдать за одухотворенным человеком, то вы, наверное, замечали, что он всегда включен. Его интересует все, что происходит вокруг, даже что-то незначительное, он готов с полной отдачей выполнять работу "не по статусу", кажется, для него все так важно. И это не кажется, это действительно так. Он присутствует в настоящем моменте и не отбрасывает в сторону детали настоящего. А если у вас нет возможности общаться с людьми с высоким уровнем духовности, наблюдайте за детьми. Они ведут себя точно так же. Только их поведение почему-то вызывает не уважение, а раздражение.

Ребенок никогда не сидит. Хотя родители упорно учат его бытовому терпению - лучшему, что может убить настоящее, прожиганию времени ради светлого будущего.

"Посиди спокойно, подожди, не дергайся, иди рядом и не верти головой, тогда дам конфетку"; "Сейчас нам нужно спокойно посидеть, чтобы доехать до бабушки и там уже будем играть". Другими словами: "Помучайся пока, поживи как-нибудь сейчас, чтобы потом было хорошо и интересно". Будет ли интересно потом? Наверняка опять придется чего-нибудь ждать. Своими капризами, нежеланием скучно делать повседневные дела, ребенок призывает нас жить сейчас, делать настоящий момент интересным и захватывающим.

Обратите внимание, ребенок всегда включен в процесс, причем в абсолютно любой, несмотря на то, что многих это раздражает. Пока взрослые пытаются отмучиться в дороге, убить время, ребенок интересуется всем происходящим здесь и сейчас. Он с любопытством всех разглядывает, а в ответ слышит: «не смотри на дядю, это не хорошо, не вертись», находит интересное практически в любом месте и в любое время: «ну что ты там опять ковыряешь? Убери руки, там грязь, сиди спокойно, скоро приедем.

Дети - наши учителя. И это не просто красивая фраза. Если воспринимать ее на полном серьезе, если применять ее в жизни, если слушать ребенка, слышать ребенка, можно научиться очень многим вещам.

Присутствовать здесь и сейчас

Об этом мы уже поговорили. Делайте повседневные дела интересными и захватывающими. Вместо того, чтобы уйти в свои мысли во время одевания ребенка, попробуйте его увлечь интересными рассуждениями, проговаривайте весь процесс, акцентируйте внимание на деталях. Да, в мире есть вещи и поважнее, но смысл жизни здесь и сейчас – надеть колготки! :)


Медитировать в крайне неподходящих условиях .

В жизни мамы бывают моменты, когда приходится долго находиться в неудобных позах. Ребенок заснул (наконец-то!) у вас на руках в транспорте, но не совсем удачно, грудничок всю ночь сосет грудь и уже нет сил лежать на одном боку, дети затеяли шумную игру, когда хочется отдохнуть. Это отличный повод для медитации. Музыка для медитации, приглушенный свет и удобная поза? Не слышали! Для того, чтобы быстро снимать усталость и быть менее зависимым от обстоятельств, нужно учиться расслабляться в неудобных положениях.

Улыбаться без повода

Удивительно, но взрослых часто раздражает, когда ребенок улыбается без повода. То они считают, что он что-то замышляет, то боятся, что прохожие подумают, будто он над ними смеется. В любом случае, такой реакцией взрослые выстраивают в подсознании четкую связь: смеяться и улыбаться нужно только тогда, когда для этого есть понятный для окружающих повод. Но в дальнейшем, чем реже мы улыбаемся, тем меньше для этого поводов.

Играть

Любую ситуацию превращать в игру, мыслить играя, легко менять правила, быстро забывать о поражениях. Принципиальных детей очень мало, если ребенок имеет какие-то принципы, он просто подражает взрослым, и его принципы легко рушатся под натиском детского жизнелюбия и любознательности. Широко смотреть на мир и наивно быть уверенным, что ты можешь все и тебе доступно все – то мировоззрение, которое делает взрослого человека успешным и которое этим же взрослым достигается путем длительной работы над собой, кучей пройденных тренингов и прочитанных книг по личностному росту. Поэтому прежде, чем в следующий раз сказать ребенку: «Ты не сможешь, не трать время, ты еще маленький, это не для тебя», подумайте, может быть лучше взять с него пример?

Принимать себя и свои эмоции

Сложно представить себе маленького ребенка, который пытается скрыть свою обиду. На лице сразу отражается негодование, Он проживает и прожигает свою эмоцию до конца и сразу, пока она не пустила корни, а потом с легким сердцем живет дальше и любит всех вокруг. Умение скрывать и подавлять эмоции приходит с возрастом. Уже в школьном возрасте родители и учителя пытаются научить это делать вместо того, чтобы учить правильно и цивилизованно принимать в себе все движения души, искренне просить прощения и искренне прощать. И больше об этом не думать.

Очень хочется написать, что дети учат нас терпению. Но терпению ли? Терпение - это ожидание. Живите сейчас, и вам никогда больше не придется терпеть.