Заикание у детей. Причины заикания у детей, профилактика Профилактика заикания у детей

Всем привет! Сегодня я к вам с плохой новостью. От 3% до 7% первоклассников страдают проблемой заикания. И возникает она, как правило, в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Поэтому профилактика заикания у детей сегодня является крайне важным моментом.

Конечно, чтобы побороть болезнь, нужно искоренить причину её возникновения. Как вы считаете? А причин этих может быть несколько:

  • Генетическая предрасположенность. От этого избавиться сложно, ведь генами заложено. Но все шансы на выздоровление есть! Поэтому, если в семье имеются родственники с подобными проблемами, профилактика заикания у дошкольника крайне важна.
  • Стрессовый фактор. К сожалению, даже в благополучных семьях есть заикающиеся детки. Ведь стрессов может быть множество! Детишки — народ впечатлительный! Увидел страшный боевик одним глазком, и вот тебе. А уж если на пути собака встретилась, и зубы показала... это, вообще, ни в какие ворота не лезет!
  • Состояние нервной системы крохи.
  • Особенности развития мозга.

А ещё детки любят повторять. И если в их окружении есть заикающийся, карапуз начинает его копировать. Такое поведение может перерасти в привычку.

Видите, опасность подстерегает где угодно. Поэтому необходимо предупреждение подобных случаев. Вообще специалисты установили, что есть несколько категорий дошкольников, входящих в зону риска.

Группы риска

  • Детки слишком впечатлительные. Например, те, кто привязан сильно к матери. Любое отлучение, будь то детский сад или отъезд к бабушке, способны вызвать стресс. Знаете, в последнее время я часто встречаю таких деток. Их сложно отвлечь, если мама куда-то отлучилась. Поэтому, хорошо, если вы с пелёнок приучали карапуза оставаться с кем-то другим.
  • Малыши, начавшие рано разговаривать. Если к 2,5 годам дитя говорит полные фразы и большие предложения, это вызывает у него спешку. Он хочет произнести всё и сразу. Такое поведение вызовет сбой речи. Как следствие — заикание.
  • Детишки, научившиеся говорить поздно. Тут противоположная ситуация. Звукопроизношение у таких малышей невнятное. Вследствие чего и появляется недуг.
  • Если среди родственников есть люди с подобным нарушением речи.
  • Когда дитя растёт в двуязычной семье.

Но, хочу вас успокоить. Даже если ваш карапуз входит хотя бы в одну группу риска, это ещё не говорит о том, что он заболеет. Просто необходимо вовремя уделить внимание профилактике.

Меры профилактики

Изучая материал, узнала любопытную вещь. Оказывается, в 80% случаев появление недуга берётся из семьи. Я не говорю сейчас про генетическую предрасположенность. Это может быть из-за частых сор родителей, да просто их переживаний, которые приносят домой с работы.

А сколько мам и пап увлечены карьерой, оставив деток на попечение бабушек или нянек? Это всё играет весомую роль в речевом развитии малышей. А всего-то нужно уделять должное внимание своему чаду и пользоваться мерами профилактики:

  1. Соблюдать благоприятный эмоциональный климат в семье. Никаких ссор и бурных переживаний.
  2. Обязательно соблюдать режим дня.
  3. Обращать внимание на детские страхи. Не кидайте кроху в омут с головой. Найдите компромисс. Например, он боится спать один в тёмной комнате. Покажите, что там никого нет. А ночью пользуйтесь ночником. Сейчас огромный выбор детских ламп. Мы, кстати, недавно приобрели такую. Выбирали вместе с дочкой. Правда, она и до этого спала сама. Но ночником мы пользовались всегда. Просто совместные покупки всегда нравятся деткам. Это, скорее всего, убедит кроху засыпать в одиночестве.
  4. Если в вашей семье говорят на двух языках, остановитесь на каком-то одном. Не создавайте проблем для детской речи.
  5. Не перегружайте дитя информацией. В меру и по делу.
  6. Обязательно пойте песенки, и учите стихи! Только не большие. А ещё здорово играть на музыкальных инструментах — детских духовых.

А что делать, если у крохи только начались неприятности с речью? Может ли родитель сделать так, чтобы заикание не укоренилось?

А если болезнь появилась?

Ваш малыш говорил в соответствии с возрастом. Но вдруг замолчал. А после молчания заговорил прерывисто, начал тянуть слоги. Это первый звонок. Причём тревожный. Вспомните, возможно, был перенесён некий стресс? И первым делом исключите этот стресс из жизни крохи. А кроме того, соблюдайте такие правила:

  1. Обязательно покажите дитя врачу. Пока заикание не укоренилось, недуг будет легче победить.
  2. Соблюдайте собственный речевой тембр. Говорите медленно и чётко.
  3. В процессе лечения избегайте эмоциональных перегрузок. Не предъявляйте к дитю сильных требований. Он не может кушать самостоятельно, а вы его учите? Помогите ему. Если он отказывается наотрез брать ложку, не насилуйте. Докормите чадо. Поверьте, до 18 лет с тарелкой за ним бегать не будете.
  4. Не показывайте крохе, что вы сильно обеспокоены его речью. Ведите себя обычно. И ни в коем случае не передразнивайте малютку.
  5. Следите за правильным дыханием малыша: глубокий вдох и медленный выдох.
  6. Специалисты советуют ограничить общение с людьми, страдающими подобной проблемой.
  7. Игры должны быть тихими (по возможности) и спокойными. Хорошо лепить, собирать пазлы, рисовать.

Да, коррекция этой проблемы не всегда происходит быстро. Но, поверьте, лучше предупредить, чем потом лечить запущенную стадию. Согласны?

А теперь мне интересны ваши комментарии. Возможно, вы знаете дополнительные меры профилактики? Или у вас есть личный опыт по преодолению проблемы? Расскажите! А ещё предлагаю стать подписчиком блога, чтобы быть в курсе всего нового и интересного. Пока. До новых встреч!

Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.



Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.

Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.

Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй), или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате - обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого. Если ребенок боится собаки или кошки - подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т. д.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, - переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений и тем более без угроз и наказаний. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть «как все».

Контрольные вопросы

1. Какова распространенность заикания?

2. Как подразделяется заикание по этиологическому признаку? Какой из этих видов заикания является наиболее тяжелым дефектом?

3. Почему прогноз органического заикания всегда хуже, чем функционального?

4. Почему для устранения заикания необходимо комплексное воздействие?

5. Почему заикание необходимо устранять в дошкольном возрасте?

6. Можно ли предупредить заикание? Обоснуйте вывод.

7. Почему заикание, как правило, значительно ослабевает или совсем исчезает в момент произнесения заученного текста?

8. Что такое логофобия? Как это явление сказывается на эффективности устранения заикания?

9. Каким образом можно использовать режимные процессы в детском саду для устранения заикания у детей?

10. Когда, с какой целью и кем организуется и проводится «режим молчания» с заикающимися детьми?

Контрольные задания

1. Используя материалы данного пособия и специальную литературу, составьте подробный план логопедического обследования заикающегося дошкольника.

2. Проведите самостоятельно логопедическое обследование заикающегося ребенка. Составьте на него речевую карту.

4. Напишите тезисы доклада для родителей на тему «Как предупредить заикание у детей».

5. Ориентируясь на схему логопедической помощи детям, составьте отдельную схему специальных учреждений по линиям двух ведомств - просвещения и здравоохранения, где устраняют заикание у детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

6. Используя специальную литературу, составьте конспект логопедического занятия по устранению заикания у дошкольников.

7. Составьте план проведения собрания с родителями заикающихся детей.

8. Составьте план музыкального занятия с заикающимися дошкольниками.

9. Посетите на дому заикающегося ребенка. Выясните, как относятся в семье к дефекту малыша, к самому ребенку, какова обстановка в семье, соблюдают ли родители необходимые требования для успешного преодоления заикания. Проведите соответствующую беседу.

10. Понаблюдайте за речью заикающегося дошкольника, за его поведением, манерой говорить, вести себя во время разговора со взрослыми, со сверстниками. Сделайте подробные записи. Потом проведите аналогичное наблюдение за взрослым заикающимся. Полученные результаты сравните. Сделайте выводы.

Литература

1. Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений v детей. - Л., 1976. - С. 26 - 58.

2. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М., 1983.

3. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. - М. 1983.

4. Правдина О. В. Логопедия.- М., 1969. - С. 53 - 54, 151 - !72.

5. Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.

6. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. - М., 1965;

7. Чевелева Н. А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968. - С. 229 - 271.

Глава IX. Нарушения темпа речи характеристика темпа речи и его нарушений у детей

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают.

Однако в силу разных причин, о которых будет сказано ниже, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение - тахилалия, либо излишнее замедление - брадилалия.

Заикание. Общая характеристика.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет. По данным ученых заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания.

По этиологическому принципу различают 2 вида заикания.

  • Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Причины функционального заикания могут быть различными:

Непосильная речевая нагрузка. В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков речи слов. В дальнейшем появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения(если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках- и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженнаяее устойчивость.

  • В редких случаях заикание может вызвано органическими поражениями нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Проявления заикания.

Заикание возникает то внезапно, то постепенно. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того, как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Различают 3 степени заикания: слабую, среднюю и сильную. При слабой степени заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. При сильной степени в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. При сильной степени проявляются сопутствующие движения (судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные,: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.) Движения бывают непроизвольные, т.е не зависящие от воли говорящего, и произвольные.

По мере развития заикания появляются новые уловки- речевые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это» и тп.п. Такое явление называется эмболофразией.

Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

Симптомы заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания:то оно проявляется в повторении звуков и слогов, то во внезапных остановках, паузах, изменяются и сопутствующие движения.

Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по- разному: разговор с близкими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызывает усиление заикания.

У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики (неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация их, чрезмерная напряженность мышц).

Необходимость преодоления заикания в дошкольном возрасте.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления в школу. Существуют стационары и полустационары, где организованы группы для детей с заиканием.

Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.

Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений:

1.Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы

2.Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

  1. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.
  2. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку и в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
  3. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него.

Предупреждение возникновения заикания у детей.

Для того, чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком много, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки ребенок сможет только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать детей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые взрослые часто водят детей в кино, цирк, театр, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во- первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для детей. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Поэтому при посещениях театров необходимо помнить о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы, заранее знакомится с содержанием пьесы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее, или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, выговоры, наказание не помогут, а еще больше усилят чувство страха.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда оттого, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе,- переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо постепенно, осторожно, но при этом следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно прекратить.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Советы для родителей ребенка с проблемой заикания:

1) В семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребёнку. Необходимо создавать дома условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним товарищем, изолируя от шумных, драчливых детей.

2) Важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен слышать слово "заикание". Постоянно поощряя и ободряя ребёнка, надо вселять в него уверенность в его речевых возможностях.

3) Необходимо организовать строгий режим дня. (своевременный и достаточный сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, ограничение просмотра мультфильмов, отказ от компьютерных игр)

4) Серьёзное внимание уделить медикаментозному лечению. Заикающегося ребёнка надо обязательно показать врачу-невропатологу, так как лечебное укрепление нервной системы является обязательным.

5) Необходимо постоянно контролировать, чтобы ребёнок соблюдал речевые правила: - Успокойся. - Подумай, о чём ты хочешь сказать. - Набери воздух ртом и сразу начинай говорить, медленно и плавно, растягивая слова. -Если воздух закончился, набери его снова. - Смотри в глаза тому, кому говоришь.

6) Очень хорошо при коррекции заикания использовать РЕЛАКСАЦИЮ. Родителям рекомендуется проводить релаксацию дома вечером, перед сном. Можно включить спокойную музыку, положить ребёнка, мягким спокойным голосом предложить ему закрыть глаза и произнести примерно такой текст: " Успокойся, отдохни, дыши спокойно, ровно, ритмично. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Ты получаешь удовольствие. И становится понятно- расслабление приятно".

Далее проводятся упражнения на релаксацию мышц, в основе которых лежит методика профессора из США Джекобса. Он предложил обучать расслаблению с помощью упражнений для напряжения определённых групп мышц. Например: релаксация мышц рук- упражнение " Кулачки"(цель: учить чередовать напряжение мышц рук с расслаблением) .Поочерёдно сжимать и разжимать ладони, сопровождая словами:" Пальчики сильней сжимаем, опускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики. "

"Представь, что мы надуваем воздушный шарик. Положи руку на живот. Надувай живот так, будто это большой воздушный шар, плечи не поднимай. Вот так шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (выдох)

8) И заканчиваем- аутотренингом. Его рекомендуется выполнять в позе "лотоса" с закрытыми глазами. Взрослый спокойным голосом проговаривает текст, а ребёнок повторяет: " Я спокоен. Я говорю смело и уверенно. Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Завтра я буду говорить ещё лучше. "

Все эти упражнения не отнимут много времени и доставят заикающимся детям большое удовольствие, а главное - пользу.

Хочется отметить, что при соблюдении этих советов речь у заикающихся детей становится медленной и плавной, реже наблюдаются запинки судорожного характера, дети становятся более спокойными, уверенными в себе, более общительными.

Литература:

1.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998

2.М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко " Если у ребёнка заикание"

3.Р. Е. Левина "Преодоление заикания у дошкольников " методическое пособие под ред.


Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием.

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки.

Причины появления заикания

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5. Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

    речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;

    избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;

    не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;

    фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;

    ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.

Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.