Воспитание нравственности у детей. Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях доу

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются в тот период, когда малыши учатся общаться со своими сверстниками, виды их деятельности значительно расширяются, а знания об окружающем мире постоянно пополняются. Если двухлетний ребенок еще не испытывает чувства вины за проступок, то трехлетки уже способны осознавать, что сделали что-то не так. Так как же родителям определить ту грань, когда дошкольники уже готовы к усвоению нравственных норм и их соблюдению? Существует простой тест: попросите ребенка не оборачиваться, пока вы будете за его спиной распаковывать интересную новую игрушку, о чем его следует уведомить. Выдержал? Не обернулся? Если малыш научился управлять своими желаниями и порывами, то вполне готов к тому, чтобы выполнять требования простейших нравственных норм.

Ребенок и родители

Первые представления о хорошем и плохом дети узнают в раннем возрасте из сказок, рассказанных родителями. Понятия добра и зла формируются в игровой ненавязчивой форме. Огромная роль в процессе социализации принадлежит нравственному воспитанию в семье, которое основано на взаимоотношениях ее членов. Ребенок постоянно слышит, что надо уважать старших, делится игрушками с братом или сестрой, не обижать животных, не обманывать. Но самый главный пример – поведение взрослых. Малыш, наблюдающий неучтивость, эгоизм, неуважение родителей друг к другу, просто не может вести себя по-другому. Именно поэтому нравственное воспитание дошкольников невозможно вне семьи.

Воспитание нравственных мотивов

Одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников является мотивация к тому, чтобы дети не просто знали о существовании определенных норм, но и хотели их соблюдать. Конечно, заставить – проще всего. Но можно действовать по-другому. Разнообразные методы нравственного воспитания дошкольников сводятся к наградам и поощрениям. Был честным – жди награды, обманул – будь готов к наказанию. Для дошкольников одобрение взрослого человека, а особенно родителя, имеет большое значение. Ребенок старается упрочить и сохранить хорошие отношения с родителями. Именно так и возникает главный мотив, ориентированный на так называемый социальный внешний контроль.

Хорошие результаты демонстрируют игры по нравственному воспитанию дошкольников, которые в веселой форме доносят до них важность соблюдения нравственных норм.

Роль наказания

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников не позволяют обходиться без наказаний, которые должны следовать за несоблюдение моральных норм. Грубые слова, физическая боль – методы, которые способны нанести психике ребенка непоправимую травму. Форма и дозировка наказаний всегда индивидуальны, а умение ними пользоваться - это мастерство особое. Главное, чтобы наказание не касалось духовных нитей доверия, которые связывают малыша с родителями. Человеческое достоинство, даже если человечку всего 3-4 года, никогда не должно быть унижено!

Наказание – это только внешний контроль. Когда ребенок вырастет, контроль родителей ослабнет, а со временем вообще исчезнет, поэтому надеяться на «внешнего стража» нельзя. Малыш должен осознавать, что это необходимо, в первую очередь, ему самому. Существующие средства нравственного воспитания дошкольников позволяют выбрать оптимальный для конкретного ребенка вариант мотивации, награды и наказания.

Ситуация, когда воспитание нравственных качеств у дошкольников основана на бескорыстности и создании у ребенка положительного образа самого себя, - отличный повод дать малышу почувствовать собственную значимость. А ведь такой образ неотделим от нравственных поступков.

Статья.Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Важно подчеркнуть, что нравственное воспитание закладывается у ребенка в семье. В семье формируются все нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и другие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.

Поэтому успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.

Р.С. Буре подчеркивала, что умение детей в случаях затруднения или конфликта, самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию у дошкольников негативного стиля поведения: безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений.

А.В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потому, что они их не знают, а потому, что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они нужны не только взрослому, но и ребенку при вступлении в детский коллектив, найти друзей, получить их поддержку.

Формирование гуманных чувств и отношений - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Еще Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, в которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Руководство сюжетно-ролевыми играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли, и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, больница, поликлиника и т.д.

Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии: врач, медсестра, спасатель, или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает.

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные - условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать.

Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства -осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Михайленко, Д.В.Менджерицкая предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольниками усложняющихся способов построения игры.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивали, что оказывается эффективным средством формирования нравственных качеств в сюжетно-ролевой игре, является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем к совместному придумыванию нового. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова утверждали, что воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с разным ролевым взаимодействием. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную совместную игру.

Мы пришли к выводу, что педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, одобряет дружеские отношения в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, формирует навыки самоорганизации в игре.

Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве, так как происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Уровни взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх определили А.П.Усова в своих исследованиях:

1. Уровень неорганизованного поведения.

2. Уровень одиночных игр.

3. Уровень игры рядом.

4. Уровень кратковременного общения.

5. Уровень длительного общения.

6. Уровень постоянного взаимодействия.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников. Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков. Суть гуманных качеств и отношений - помощь, поддержка другого. Нравственное воспитание через сюжетно-ролевую игру происходит при выполнении педагогических условий:

1. целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

2. взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания;

3. обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием;

Названные гуманные качества, их представленность в отношениях детей мы исследуем в экспериментальной части работы.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.).

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» .

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» . Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» .

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» . По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» . Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Материал по теме:

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» .

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» . В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» .

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» . Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» . Результатом нравственного воспитания, - добавляет Ю. К. Бабанский, - является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» .

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» .

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение .

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников - это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» . Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» .

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями - это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой - к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» .

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства - это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» .

Воспитание нравственного поведения дошкольников , по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, - это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» .

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста - общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» . Второе направление - «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». . Третье направление - формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» . Четвертое направление - «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» . Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств , среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы .

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка - социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада - это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение . Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа . Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» .

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников - нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

Библиографическое описание: Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.

Литература:

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. - 2009. - № 17 // URL:www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Академия, 2014. - 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. - М.: Владос, 2009. - 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2011. - 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 195 с.

http://www.moluch.ru/archive/87/16622/

Сегодня перед современными родителями, педагогами и обществом необычайно актуальной является проблема нравственного воспитания детей.

На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации , которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание собственного малыша в активном современном мире.

Суть нравственного воспитания детей

Перед тем, как освоить методы нравственного детей, важно разобраться с основными понятиями - воспитание, нравственность и мораль. Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:

  1. Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
  2. Нравственность - правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
  3. Мораль - это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами.

Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и .

Родители часто задают педагогам вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»

Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.

Рассмотрим их более детально:

  1. Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности. Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру. Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы малыш проявлял самостоятельность и активность в собственном нравственном развитии.
  2. Эмоционально-чувственный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо правильно развивать и воспитывать. Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживания прямо связаны с эмоциями ребенка. Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
  3. Рациональный уровень. Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения.

Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.

Стадии нравственного воспитания детей

Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность . Дети не могут полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви , выполняющие определенную роль на каждой стадии.

Рассмотрим данные стадии более детально:

  1. Стадия младенчества. В данный период кроха ощущает себя центром Вселенной, так как на любое требование он получает чувствительный и внимательный отклик у родителей. Они носят его на руках, кормят и заботятся о нем. При этом у малыша развиваются и формируются первые чувства, которые становятся его собственной «нормой» поведения.
  2. Стадия ползункового возраста. На этой стадии ребенок понимает, что кроме родителей существуют и другие люди, которые имеют собственные потребности и права. Малыш также узнает, что в доме есть свои правила, которые нужно изучить и выполнять. Иногда это его расстраивает. При этом ребенок поступает так, как ему говорят близкие люди. Малыш еще не может определить самостоятельно, что такое «хорошо» или «плохо».
  3. Стадия дошкольника. Данная стадия характерна для малыша в период от трех до семи лет и является поворотной в его нравственном воспитании, так как он начинает усваивать и понимать семейные ценности. То, что является актуальным для его родителей, становится автоматически актуальным для него. Ребенок начинает осознавать концепцию «золотого правила», а также стремится быть внимательными к другим детям и взрослым.
  4. Стадия от семи до десяти лет . В этот период дети верят, что они должны обязательно слушаться взрослых и родителей. У них начинает формироваться чувство справедливости. Кроме этого, дети данного возраста уже понимают необходимость правил и стремятся самостоятельно их создавать. У ребенка вырабатывается собственное мнение, которое не всегда аналогично с точкой зрения взрослого. Дети уважают чувство справедливости и не любят когда ущемляют их права.
  5. Стадия от десяти лет до подросткового возраста. В данный период ребенок стремится быть популярным, поэтому легко поддается влиянию окружающих его людей и может перенимать их ценности. Он проверяет разнообразные системы ценностей и определяет наиболее актуальные для себя. Важно, чтобы родители в данной ситуации являлись для ребенка в роли советчика, а не авторитарного начальника. Подростки уже могут абстрактно рассуждать о нравственных понятиях и ценностях, а также проявлять интерес к общественному мнению.

Таким образом, нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы» и завершается этапом рассуждения о категориях нравственности.

Как воспитать у ребенка нравственность?

В концепцию нравственного ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств:

  • воспитание нравственного облика;
  • воспитание нравственных чувств;
  • воспитание собственной жизненной позиции.

Воспитание правильного нравственного поведения у ребенка берет свое начало с семейных ценностей.

Если в ваших семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от малыша в будущем высокого уровня нравственности. Ведь вашу модель поведения ребенок обязательно воплотит в собственной жизни . В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать миролюбивую атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а также в сложных ситуациях идти на компромисс.

Педагоги условно методы нравственного воспитания разделили на три группы

В первую группу вошли методы, которые способствуют формированию нравственного поведения: воспитывающие ситуации, показ действий и прочие аналогичные методы.

Вторая группа включает в себя методы, развивающие нравственное сознание: беседы, разъяснения, сказки, убеждения.

Третья группа методов способствует стимулированию нравственного воспитания: наказание, поощрение и личный пример.

Таким образом, нравственное воспитание детей является сложным и многогранным процессом, который требует от родителей и педагогов максимум терпения и усилий.