Темы проектов по безопасности дорожного движения. Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста «На улицах города! Конспект занятия по рисованию

Уникальная выставка «Армения. Легенда бытия» , организованная при содействии Министерства культуры Республики Армении и Министерства культуры РФ, впервые представляет широкой российской аудитории более чем сто шестьдесят уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Выставка пройдет с 10 марта по 13 июня в Историческом музее на Красной площади Москвы.

Музей Истории Армении представляет на выставке богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений.

Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки – памятники Араратского царства (Урарту), могущественного армянского государства древности, расположенного на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской Апостольской Церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке. Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагических событий истории XX века – Геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Одно из имен Армении - Карастан, страна камней. А есть еще вариант - страна говорящих камней. Тут явно имеются ввиду хачкары. Вертикальные каменные плиты с орнаментами и крестом. Их стали устанавливать на месте будущих церквей еще в IV веке, во время укоренения христианства в этом краю. Хачкары в Армении делают до сих пор. Узнать ближе одно из древнейших христианских государств мира, увидеть уникальные артефакты прошлого позволяет выставка "Армения. Легенда бытия", она открылась в Москве, в Государственном историческом музее. Три ведущих музея Армении предоставили редчайшие свои экспонаты.

Специалисты из Матенадарана, Института древних рукописей, доставили в Москву 25 артефактов. Потемневшие от времени библии, молитвословы. Самый ценный экспонат из Музея истории Армении - серебряный кубок XXII века до нашей эры. Таких в мире единицы. Украшен в несколько ярусов - здесь сцены из жизни безымянного царя: вот он на охоте, воюет, пирует, приносит жертву богам.

"Вещь уникальная и крайне информативная. Даже по тому, сколько оружия здесь изображено, можно составлять типологию, потому что все изображено очень четко и видно, какая рукоятка и какой клинок", - рассказывает заведующий сектором отдела археологических памятников Исторического музея Александр Мошинский.

Из Музея истории Армении прибыли и вот эти миниатюрные идолы, мраморная статуя богини Афродиты конца II века до нашей эры. А эти вещи сделаны шестью веками ранее. Шлем, щит и колчан принадлежали царям государства Урарту. И доминанта выставки - крест с мощами Георгия Победоносца из сокровищницы Эчмиадзина. Реликвия 1746 года.

"Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна", - отмечает директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.

О геноциде, самом страшном периоде в истории армянского народа, на выставке рассказывают фотографии и документы тех лет. На них - разрушенные и утерянные навсегда памятники архитектуры и люди, которым повезло выжить. Среди сохранившихся артефактов, которые не встретишь нигде больше - хачкары.

Если переводить с армянского, в слове "хачкар" совмещены понятия креста и камня, такие памятники берут свое начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

Это и обереги, и молитва, заключенная в камень. В центре крест, концы которого - обязательно с элементами цветения. По одному из апокрифов, после распятия Христа крест дал побеги и цвел до момента смерти Иисуса. Такой символ грядущего воскресения к жизни вечной называют не иначе как армянским крестом.

Целевые участники проекта: Коллектив педагогов и родителей группы № 3, инструктор физической культуре, администрация ДОУ.

I этап - актуальность

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Проблема группы

Трехлетний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же? – а мама бежит с ним на красный! Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, мы считаем, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребенка осознанной необходимостью, дорожно-транспортных происшествий будет намного меньше. Исходя из этого, перед педагогическим коллективом группы встала проблема: выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

II этап - целепологание

Необходимость решения этой проблемы и привела педагогов и родителей нашей группы к необходимой разработке и реализации социально-педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Делай как я!»

Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих выработке у детей стереотипа безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями "улица", "дорога", "светофор". Дать элементарные знания о правилах дорожного движения.
  2. Развивать у малышей интерес к различным видам транспорта. Прививать через игровые образы культуру безопасного поведения на дороге.
  3. Воспитывать уважительное отношение к профессии водителя, бережное отношение к игрушкам – машинам.
  4. Выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что одному на дорогу выходить нельзя.

III этап - основополагающие принципы

Исходя из задач социально-педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Делай как я!» наметились следующие принципы, способствующие приобщению ребенка к безопасному поведению на дороге:

Последовательность

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.

Воспитание собственным примером

Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем – воспитателей и учителей.
И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

Соответствие формы обучения возрасту ребенка

Целесообразность того или иного поведения на дороге и отработка правильных форм этого поведения должны выступать в контексте потребностей и возможностей каждого возрастного периода. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.

Включение обучения в контекст повседневной жизни

Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, поэтому уделять ей внимание время от времени или только в отведенный урочный час представляется весьма легкомысленным. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но начиная с раннего возраста, ежедневно от прогулки к прогулке закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.

Поощрение ребенка

Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3 или 5 лет, но и когда ему уже исполнилось 8 или 10 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.

Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценке ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности.

Принцип сезонности

Работа должна проводиться в течение всего учебного года. Следует, по возможности, использовать местные условия и место расположения детского сада, поскольку значительная часть содержания программы связана с практическими занятиями на улице.

И зимой, и летом во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, которые нужно строго соблюдать.

IV этап - сроки реализации проекта

V этап - этапы реализации проекта:

  1. Исследовательский этап (июнь - июль, 2011)
  • Постановка и всестороннее изучение проблемы (изучение ППО и анализ литературы, дизайнерских решений по оформлению макета тротуара и проезжей части дороги).
  • Дифференциация потребностей педагогов и детей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов представления результатов.
  • Технологический этап (август, 2011 – апрель, 2012)
    • Разработка дизайн – проекта макета тротуара и проезжей части дороги.
    • Определение основных ресурсов для реализации проекта.
    • Выработка плана конкретных действий по воплощению разработанного проекта.
    • Разработка перспективного плана.
    • Практическая деятельность по реализации проекта.
  • Рефлексивно-обобщающий этап (май, 2012)
    • Подведение итогов по реализации проекта.
    • Презентация проекта (родителям, педагогам дошкольного общеобразовательного учреждения).

    VI этап - план выполнения проекта

    Перспективный план работы по социально-педагогическому проекту безопасности дорожного движения «Делай как я!»

    Вид деятельности

    Материалы оборудование

    Сентябрь

    Беседа на тему: «Труд водителя»

    Задачи: закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам-машинам.

    Гараж, машины разных размеров. Руль для подвижной игры. Фланелеграф к дид. игре "Заправь машину".

    Консультация для родителей на тему: «Методы воспитания и обучения, используемые при приобщении ребенка к безопасному поведению на дороге».

    Ширма, папка-передвижка.

    Октябрь

    Рисование «Железная дорога для доктора Айболита»

    Задачи: учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    Альбомные листы, гуашь, кисти. "Поезд" для подвижной игры.

    Ноябрь

    Занятие на тему: "Грузовой транспорт", постройка гаража

    Задачи: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины.

    Грузовые машины разных размеров и назначений. Дидактическая игра "Собери машину". Грузы (мебель, кубики, продукты).

    Декабрь

    Аппликация "Светофор"

    Задачи: закрепить сигналы светофора. Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его.

    Модель светофора, альбомные листы, заготовки для работы

    Выступление на родительском собрании "Взрослые! Вам подражают!"

    Протокол родительского собрания.

    Январь

    Занятие на тему: " Пассажирский транспорт"

    Задачи: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Воспитывать вежливое, культурное поведение.

    Иллюстрации с изображением трамвая, автобуса, такси, троллейбуса. Рисунки для дорисовки недостающих деталей.

    Февраль

    Игра-инсценировка: "Безопасность на дороге"

    Задачи: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Учить через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Закрепить знание о значении светофора на дороге.

    Плакаты по дорожному движению, жезл регулировщика, мел, макет светофора, макеты машин.

    Физкультурное развлечение «В поисках светофора»

    Цель: создать эмоциональное настроение у детей; воспитывать потребность в двигательной активности; развивать коммуникативные качества.

    Март

    Лепка "Машинка"

    Задачи: продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к игрушкам-машинкам.

    Игрушки или предметные картинки транспорта для игры "Третий лишний", пластилин.

    Апрель

    Аппликация "Автобус для зверят"

    Задачи: закреплять принадлежность пассажирского транспорта, умение изображать предметы из готовых форм, передавать их строение.

    Силуэты автобусов, готовые силуэты животных, кисточки, клей, стульчики по количеству детей.

    Выставка детских работ в ДОУ по теме "Транспорт"

    Беседа на тему: "Не попади в беду на дороге", "Прокатим мишку на машине"

    Задачи: закрепить знание о значении светофора на дороге, развивать у детей интерес к машинам, правилам дорожного движения.

    Макет светофора, автомобилей разных цветов. Строительный материал, мелкие игрушки для игр с постройками.

    VII этап - предполагаемый результат

    Построенная таким образом работа позволит:

    • Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
    • Способствовать привитию через игровые образы культуры безопасного поведения на дороге.
    • Показать родителям возможности выработки у детей стереотипа безопасного поведения на проезжей части и в общественном транспорте.

    Презентация

    • Оформление в групповой комнате игровой зоны по безопасности дорожного движения.
    • Выставка детских работ в ДОУ по теме "Транспорт".
    • Выступление на родительском собрании "Взрослые! Вам подражают!"

    Приложение 4. Загадки.

    Литература

    1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2009.
    2. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    3. Здравствуй, друг, дорожный знак. По заказу и при содействии Управления ГАИ г. Москвы. – М.: Ансел-М, 1996.
    4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    7. Про правила дорожного движения. Для детей от 4 до 6 лет. Издание для досуга. – М.: Омега-пресс, 2005.
    8. Усачев А.А. Правила дорожного поведения для будущих водителей и их родителей. Для младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Самовар», 2009.