Патриотическое воспитание студентов через традиции казачества. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества белогорья

(выступление на круглом столе «Воин – патриот XXI века» 10.09.2016

в рамках форума «Армия – 2016»)

Мартынов А.Г. председатель научно- редакционного Совета Энциклопедии «Казачество», доктор экономических наук, профессор

Под патриотизмом понимается социальное чувство, нравственный и политический принцип, сутью которого является любовь к Отечеству и готовность патриота пожертвовать своими личными интересами во благо интересов Родины. Появление этого заимствованного из Европы слова филологи относят к концу XVIII века. Примечательно, что в первые годы советской власти слово это попало под запрет. Тем не менее, вне зависимости от времени его появления и использования в нашем Отечестве всегда были люди преданные своему народу, вере и Родине. Поэтому в историческом прошлом многие, сложившие голову за свое Отечество, так и не узнали, что они носили величайшее звание патриот. И потому отрадно, что ныне живущие достойные граждане воспринимают его, как «Отче наш» верующие, т.е. как неотъемлемую составляющую своего существования.

Однако не только в прошлом, но и в наши дни не все так безоблачно. Уже традиционно часть отечественной интеллектуальной элиты стремится подвергнуть ревизии, исказить смысл и содержание патриотизма. Поэтому неспециалисту трудно разобраться в обилие терминов и понятий вроде «ура-патриотизм», «лакейский патриотизм», «квасной патриотизм» и др. Многих сбивает с толку использование псевдопатриотами умышленно усеченного джонсоновского афоризма: «патриотизм – прибежище негодяев». И сегодня многие молодые люди уже и не догадываются о том, что истинное же его содержание следующее: «патриотизм - последнее прибежище негодяев».

Аналогично вне контекста патриотических взглядов и чувств А.С. Пушкина выхватывают купюры из его переписки, в частности сокращают вторую часть этого его предложения: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Стараниями подобных лиц характерная метаморфоза произошла и в отношении определения «квасной патриот». Нередко в наши дни именно этими словами стараются высмеять подлинных патриотов. Но они забывают, что автор этого ироничного выражения князь П.А. Вяземский писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть».

Вот почему Е.А. Зорина справедливо написала: «Сегодня декларированный патриотизм – это не то, чтобы гарантированный пропуск в «элиту», но обязательное условие любой деятельности (да тем более, когда президент объявил его национальной идеей - примечание автора)… Причем так самозабвенно играют роль радетелей за судьбу отечества, что и сами начинают в это верить. Психологически вполне объяснимо. Трудно ведь жить, осознавая, что ты паяц и подлец. Гораздо приятнее быть пламенным патриотом – ну хотя бы на словах». И вот здесь они находят для себя последнее прибежище, прикрывшись патриотизмом. Так ведут себя те, кто различными способами заработал на развале государства. Но не менее опасны и те, которые зарабатывают на различных патриотических программах и отдельных мероприятиях. Например, директором учрежденного в 2009 г. при содействии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Международного фонда поддержки казачества был назначен «новоиспеченный казак» М.Д. Креймер, вскоре осужденный за мошенничество.

Утвержденная Д.А. Медведевым уже четвертая программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы», как и предыдущие, не достаточно эффективна. В ней отсутствует не только определение военно-патриотического воспитания, но и патриотизма вообще. Как и прежде процедура привлечения к ее реализации различных общественных организаций не указана и даже самые крупные и успешно функционирующие из них в ней не перечислены. Поэтому угроза фактического оттеснения действенных структур от участия в совместной с государством работы по патриотическому воспитанию молодежи и неэффективного расходования бюджетных средств сохраняется.

Поэтому в очередной раз нерадивые исполнители могут заболтать важнейшую составляющую так необходимого подъема национального самосознания – патриотизм. Ведь воистину определить патриота до совершения им подвига очень сложно. Но подвиг не обязательно должен быть воинским, или подвигом спасения в чрезвычайной ситуации. Он может быть и гражданским, в случае если человек принимает нужные для государства решения и считает их важнейшими в своей жизни. Активная гражданская позиция и упорство в защите государственных интересов мешает внутренним врагам реализовать губительные для страны планы. О таком гражданине говорят, что вся его жизнь была подвигом.

В наше время много споров о формировании патриотического сознания – впитывается ли оно с молоком матери или формируется средой обитания или целенаправленным воспитанием. Однозначно невозможно ответить на этот вопрос и поэтому нельзя полностью согласиться с директором Рижской частной средней школы «Эврика», доктором педагогических наук, доцентом В.А. Бухваловым полагающим, что «Стойкость русского солдата – это не расовое качество. Это результат воспитания, когда с раннего детства ребенку прививается понимание высшего подвига в самопожертвовании за ближних своих». Для понимания этого достаточно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны, в армейский строй и партизанские отряды становились и являли неслыханные подвиги и бывшие беспризорные, сироты и заключенные, которым с раннего детства прививались вовсе не патриотические убеждения. Составляющих патриотизма великое множество. Но костяком армейского строя всегда оставались военнослужащие, с детских лет получавшие хорошее образование и воспитание. Начиналось оно с кадетских корпусов и юнкерских училищ. Именно эти мальчишки в погонах повзрослев и остались самыми верными присяге и своему Отечеству.

Прискорбно, что начавшееся возрождаться в стране кадетское образование не получает действенной поддержки. В частности единственный казачий кадетский корпус в столице государства оказался для правительства Москвы финансово непосильным. Вот так, подсчитывая копейки в настоящем, теряем миллионы в будущем. И благо его взяли под свое крыло внутренние войска, ставшие недавно костяком Национальной гвардии. Тем не менее, благодаря новому Министру обороны С.К. Шойгу суворовское образование все же идет по восходящей, и в перспективе Вооруженные Силы получат достойную смену. А благодарностью за такую заботу, особенно для детей отцов, погибших в локальных конфликтах и матерей одних воспитывающих ребят будет – патриотический отклик на требование времени в лихую годину.

Широко известен тезис – Армия неотделима от народа. Действительно каков народ воспитали, такова будет и армия. В казачьих войсках являвшихся не просто совокупностью воинских частей а специфическими областями проживания Российской империи, подготовка будущих защитников начиналась с раннего детства. В соответствии с давним ритуалом казачонка в 3 года сажали на коня и с этого момента он переходил на условную «мужскую половину» куреня и основное время проводил с казаками. В его воспитании и становлении большую роль играли не только родители но и крестные отцы, дядьки, братья и в целом весь уклад повседневной казачьей жизни. На его глазах проходили проводы на службу и в летние казачьи лагеря, сменяли друг друга в станицах и на службе казаки различных очередей. Подрастая он также видел как по сполоху через час, два двор и конюшня становились пустыми. Все были на майданной площади. Он с детства знал, что многие не возвращались уже никогда в станицу и видел, что оставшихся сиротами детей разбирали по семьям или отдавали в казачий кадетский корпус.

Действительно детских домов в казачьих войсках не было и остававшимся в станицах и на хуторах приходилось замещать ушедших на службу и погибших казаков на работе во дворе, на базу, в поле. Казаки работали и жили общиной. В повседневной мирной жизни всегда находилось время и место воспоминаниям и рассказам о подвигах, коих было не мало. Георгиевские кресты завораживали детвору. При этом официально регламентированных разговоров о патриотическом воспитании не было. Заменяло их убеждение выраставшее из очень краткой проповеди: «Ты должен, ты обязан Отечеству»!

Так росли и воспитывались будущие защитники Отечества в казачьих землях, успевая растить для себя боевых коней, готовить справу и оружие. А когда приходило время, новое поколение шло на службу со своими лошадьми, в полной выкладке с гордостью и радостью, осознанием того, что наконец-то пришло время и им проявить себя в деле. А уж после служивый казак мог просватать любую казачку. Не служившего же казака станичники считали с «брачком» и девчата к нему относились сдержанно. В то время разлагать традиционный уклад жизни и сознание было некому. Штокманы и им подобные появились в казачьих станицах только в начале ХХ века.

До октябрьского переворота казаки служили Отечеству Верой и Правдой. И после свержения остались верны своим идеалам, за что и были расказачены, репрессированы и поражены в правах. Потому после окончания гражданской войны все без исключения достаточно длительное время не призывались на службу.

Поэтому нынешние казаки считают 1936 г. годом начала возрождения казачества. В то драматичное и сложное для страны время многие вопросы решались стремительно, воистину по – сталински. Ограничение по службе казачества было снято И.В. Сталиным в марте 1936 г. и уже в апреле были сформировали две казачьих дивизии. Казаки не затаили обиды и к августу 1941 г. укомплектовали 48, а к декабрю того же года ещё 47 кавалерийских дивизий во многом добровольцами непризывного возраста от 45 лет и старше.

В Великой Отечественной войне многие из них показали примеры мужества и героизма. Звания Героев Советского Союза были удостоены 267 из них. И не только на груди казака К.И. Недорубова, рядом с полным бантом в четыре Георгия, красовалась звезда Героя. Разумеется в новой войне моторов коннице было сложно противостоять танковым колоннам и большая часть состава этих дивизий не вернулась в станицы. Возвратившиеся же, сняв погоны и награды, в сапогах и гимнастерках пошли на заводы и в поля восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. И за короткий срок сделали хутора и станицы цветущими, а дюже соскучившись по казачкам, к 1956 г. восстановили довоенную численность населения станиц.

Страна по достоинству оценивала подвиги участников войны, тружеников тыла и тех, кто восстанавливал порушенное оккупантами. Их имена были известны всем, они звучали и в официальных документах, и в литературе, и в кино. И это внимание страны разительно отличается от нынешнего курса современных СМИ. Подобное отношение к воспитанию к подрастающему поколению в те годы сделало возможным подготовить смену, многие представители которой не были оболванены болтовней «переустроителя основ государственности» М.С. Горбачева и иже с ним. Именно им пришлось в очередной раз откликнуться на веления времени в конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия и явить свой патриотический порыв.

Действительно горбачевско–ельцинский развал государства подстегнул казаков к организационному своему объединению. В апреле 1990 г. был сформирован оргкомитет, а уже в июне этого года в Москве состоялся Учредительный Большой круг, учредивший Союз казаков. С первых дней его создания казаки откликались на происходящие события не только заявлениями и обращениями, но и практическими делами.

Развал Советской армии начался с первых дней, так называемых демократических преобразований. Как и в далеком 1917 г. удар наносился по силовым структурам. Всяческим нападкам и шельмованию подвергалась 132 статья Конституции СССР и первая статья Закона о всеобщей воинской обязанности в СССР от 12 октября 1967 г. об отношении к воинской службе в Вооруженных Силах СССР как почетной обязанности советских граждан. Вот почему в те годы появились массовые отказы от службы и дезертиры. Стране нужен был пример иного отношения к службе и его самостоятельно и без популярных в наши дни бесконечных согласований, явил Союз казаков.

В то время своими силами казаки в станицах организовывали торжественные проводы на службу в армию, посещали воинские части, пока еще не казачьи, интересовались положение дел и оказывали практическую помощь. И это сразу было замечено. Маршал Советского Союза, воистину Герой Советского Союза С.Ф. Ахромеев, будучи Советником Президента СССР, пригласил к себе атамана Союза казаков, поблагодарил за поддержку армии и поддержал, не находившую понимания у тогдашнего министра обороны, инициативу казаков начать формирование казачьих частей для понятия морального духа и улучшения ситуации с призывом. Именно он в кратчайшее время нашел способ, буквально заставить и без дополнительных документальных проволочек с опорой на приказы довоенного и военного периодов, убедить Д.Т. Язова приступить к укомплектованию ряда частей казачьей призывной молодежью. И уже в начале 1991 г. было сформировано два первых казачьих полка. А к 1994 г., как бы с легкой руки тогда уже покойного Сергея Федоровича Ахромеева, казаками было укомплектовано 29 различных частей в армии, 44 погранзаставы и 3 погранотряда.

Вместе с тем обострившаяся ситуация потребовала от патриотов принятия и иных решений. Многие добровольцы из Союза казаков сложили свои головы в борьбе за независимость Приднестровья. Казачьи полки Черноморского казачьего войска – структурного подразделения Союза казаков и сегодня являются составной частью вооруженных сил этой не признанной республики. Потом была Абхазия, где казаки добровольцы также оказали неоценимую помощь населению, положив немало своих жизней.

Однако не всегда дело доходило до непосредственного участия казаков в боевых действиях. Примером тому может служить активно подогреваемые извне чеченские события. В виду начавшихся этнических чисток населения и понимая необходимость мирного урегулирования ситуации, за несколько месяцев до начала известных событий к Союзу казаков с просьбой сформировать пять казачьих батальонов обратились представители Генерального штаба. Совет атаманов откликнулся на эту просьбу, и вскоре в Ессентуках началось их формирование.

Сложность ситуации в то время заключалась в том, что поддерживаемые антироссийскими силами извне сепаратисты изначально стремились распростанить вооруженный конфликт на территорию всего Северного Кавказа. В виду угрозы начала новой Кавказской войны на совещание в Махачкале собрались главы Кавказских республик. На нем они единогласно заявили руководившему уже начавшейся операцией по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике Н.Д. Егорову о том что приложат все усилия для поддержания мира в регионе и новой широкомасштабной войны не будет, Д.М. Дудаева они не поддержат. Эти заверения были сопровождены требованием ли, условием ли о прекращении формирования в Ессентуках казачьих батальонов. Начальник Генштаба М.П. Колесников обсудил это предложение на встрече с вызванным из Моздока в Москву атаманом Союза казаков и доложил министру обороны. Поэтому руководством страны было принято решение откликнуться на эту просьбу глав республик. Таким образом потенциальное участие в боевых действиях казаков и начавшееся формирование казачьих батальонов во многом способствовало ограничению масштабов кровопролития на Северном Кавказе. Позднее, уже во второй Чеченской компании по решению командования Вооруженных сил и непосредственном участии Союза казаков был сформирован и принял участие в боевых действиях известный Ермоловский казачий батальон.

Приведенные отклики на требование времени казаками в веках не ставят своей целью создания рекламы казачеству. Основное, показанное здесь, как пример того, что среда обитания казачества, а точнее повседневная жизнь в семье, в казачьей станице, заложила в прошлом на генетическом уровне основу сознания необходимости и важности беззаветного служения своему Отечеству. Это и было проявлено через века уже в новейшей истории России. В этой повседневной жизни будущих защитников имеет значение всё, начиная от плёса на казачьей реке и заканчивая старинной и по сути победной выходной казачьей формой, в значительной степени отличающейся от «прикида Юдашкина». Вот почему если нынешняя повседневная форма дополнится парадной формой нашей победы в Великой Отечественной войне, то это значительно поднимет патриотический дух в армии. Уже сейчас казаки благодарны Министру обороны России за то, что он опустил значительно ниже тулью на фуражках, а на погоны солдат и курсантов вернулись матерчатые лычки, вместо натовской «железки».

Сколько бы мы не принимали программ и не защищали диссертаций, сколько бы ни проводили различных мероприятий, без создания нормальной здоровой социальной среды, в которой со дня своего рождения пребывает человек, мало что получится. Тем более сейчас, когда на протяжении ХХ века дважды и не без поддержки извне рушились основы идеологии сначала буржуазной, потом социалистической. В наши дни отсутствие у государства четко выраженной идеологии отнюдь не способствует воспитанию призывной молодежи в патриотическом духе. В результате по стране гуляет многообразие отнюдь не только позитивных идей и идеологий и болтаются наши допризывники от идеологии государственников до идеологии гомосексуалистов. А ведь именно «идеология является отражением общественного бытия, в сознании людей и в свою очередь воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная), или притятствуя ему (реакционная)». Именно она призвана направлять сознание людей в сторону предначертанного самим государством пути развития. Поэтому-то после того как мы рушили военные блоки, разрушая непродуманными реформами армию, трудно говорить о патриотизме вообще и конкретно! Такое положение дел отчетливо чувствуют наши геополитические соперники и все делают для ослабления, а то и вообще разрушения нашей военной мощи, подсовывая нам свою идеологию и либеральные ценности. Именно это и являлось основой информационной войны, закончившейся развалом Советского Союза.

Теперь в ходе гибридных войн уже идет битва за сознание людей, точнее за разрушение этого самого сознания. И здесь наши бывшие и настоящие враги не одиноки. Основными их союзниками внутри России зачастую являются наши СМИ и пресловутая пятая колонна. В наши дни телевизор стал, по сути, дьявольской иконой. С утра до вечера, и особенно днем, когда родители на работе, а дети дома одни, демонстрируются фильмы о насилии, убийствах, воровстве и обмане. Но они не только обучают молодежь подобному поведению и по своей сути такой образ жизни и взаимоотношений между людьми утверждают как нормальный. Патриотические же фильмы, воспитавшие предыдущие поколения практически отсутствуют и даже телеканал «Звезда» – надежда и опора патриотического воспитания последнее время увеличил показ детективов. Нынешний 2016 г. объявлен годом российского кино, но отечественных фильмов по прежнему не хватает, ни в кинотеатрах, ни на экране телевизора. Нынешнее тотальное засилье зарубежной кинопродукции не может быть случайным. Подобная ситуация возможна или при определении или игнорировании ситуации в верхах, или хорошо регулируется и оплачивается извне.

Направлений и аспектов в деле патриотического воспитания много. Но основное из них воспитание юного гражданина защитником - солдатом навсегда. Но для этого мало одного года службы, как и для того, чтобы стать хорошим военным специалистом, чтобы на практике было так как звучит в песне:

«И когда отслужу – все равно

Я навеки останусь солдатом».

Те, кто воевал и служил в армии, помнят важность политработников, и знают цену слову. «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И поэтому очень важно, что несмотря на значительные провалы в идейно – патриотической работе сохранилась военно-политическая академия, пусть ныне в качестве Военного университета и выпускает не политработников, а владеющих словом воспитателей.

И второе – работа с детьми и молодежью по военно-патриотическому воспитанию, вплоть до введения начальной военной подготовки, вместе с организациями ГТО должна находиться только под неусыпным контролем Министерства обороны. В нынешней непростой ситуации нам необходимо свести на нет попытки либералов и зарубежных «доброхотов» запретить начальную военную подготовку в школе. Истинную цену их заботы народ уже давно понял. И пусть нам придадут силы слова А.В. Суворова: «Мы – русские! С нами Бог!». Казаки помнят, что в нашей общей с другими народами истории русскими воинами себя считали и шотландец с норманнскими корнями М.Б. Барклай-де-Толли, и грузин П.И. Багратион, и армянин И.Х. Баграмян и сотни героев других народов, покрывших себя славой в едином нашем многонациональном строю. И в этот строй в наши дни необходимо укреплять не только количественно, но прежде всего, качественно – истинными патриотами Отчизны.


См. подробнее: Соклаков А.Ю. Полярность патриотизма в истории России и казачества. // Патриотический потенциал военного образования: состояние и пути совершенствования: сб. мат. межвуз. науч. конф. / Под общ. ред. В.М. Шевцова. М.: ВУ. 2016. С. 97-108.

Пушкин А.С. П.А. Вяземскому. // URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1378_195.htm (дата обращения: 15.04.2016); Соклаков А.Ю. Указ. соч.

Крылатые слова / Сост. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. 3-е изд. М., 1966. С. 314-315.

Зорина Е.А. Патриотизм – это русофобия. Важнейшим из искусств для нас стала пропаганда. // Московский комсомолец. 29.03.2016 г., см.: URL: http://www.mk.ru/politics/2016/03/29/patriotizm-eto-rusofobiya.html (дата обращения: 15.04.2016).

Бухвалов В.А. Почему правда сильнее рациональной логики?// URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/aprel1/pochemu_pravda_silnee _racionalnoj_logiki/ (дата обращения: 05.09.2016)

Конституция СССР от 07.10.1977; Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 г., № 42, ст. 552

Конституция РФ. Ст. 13.

Словарь иностранных слов. / Под ред. Ф.Н. Петрова. М. 1989. С. 187.

Ваншенкин К. Я навеки останусь солдатом – Прощание славянки.

Св. Евангелие от Иоанна, гл. 1.

С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.)

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:

во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система духовно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функции формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.1 (1 Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.)

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением, показывает, что основными путями духовно-патриотического воспитания являются:

1) воспитание в семье;
2) воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включала в себя:

Общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизнеустроительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;
конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходи
мость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;
моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт;
семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;
культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;
аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли
и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа.

В начале 90-х гг. минувшего века усилиями представителей казачьих обществ России в стране были созданы и действуют различные формы приобщения подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории, традициям и этике своих славных предков:

Войсковые казачьи школы;
воскресные школы;
казачьи классы на базе средних школ;
казачьи кадетские корпуса;
казачьи военно-патриотические центры;
казачьи лицеи;
казачьи православные лицеи;
казачьи молодежные клубы;
казачьи конно-спортивные школы;
факультативы по казачеству;
спецкурсы по истории казачества при университетах.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в РФ - 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта. Инновационные образовательные учреждения, базирующихся на традициях казачьего воспитания, стали подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.

Основная задача духовно-патриотического воспитания - формирование и развитие личности казака, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Источник http://www.zimovaya.ru

Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм

Патриотизм

Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди казаков – членов реестровых казачьих обществ многие имеют опыт боевых действий в Афганистане и Чечне; он передается молодежи на торжественных мероприятиях, в беседах, рассказах, при практическом обучении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любовь к истории автора Акунин Борис

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ 10.06.2011Слово «патриотизм» в сегодняшней России обычно ассоциируется с высококультурными, миролюбивыми, трогательно горячими в своей любви к Отечеству симпатягами, которые выглядят примерно вот так: И добиваются они вот этого: А я вам вот что скажу.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.13 автора Акунин Борис

Патриотизм и «патриотизм» 11 апреля, 11:57Извините, что буду излагать вам азбучные истины, но сейчас такое время, когда приходится к ним возвращаться. Да и с терпением бывают перебои.Знаете, почему всякие брехуны и воры, вредящие собственной стране, у нас сегодня считаются

Из книги Русофобия автора Шафаревич Игорь Ростиславович

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ? Очевидно, это некоторая сила, сцепляющая народ, не дающая ему распасться на отдельные индивидуумы, так что вопрос лучше было бы сформулировать так: что такое народ, почему человечество делится на такие общности? Явления эти - народ и сцепляющая его

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

I. Московский патриотизм Патриотизм, связанный со всем, что возбуждает интерес или очарование, прелесть или гордость существования сообществом, есть чувство весьма сложное и могущее принять самые разнообразные формы. В недрах Московии XVII столетия, этой страны без

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Русский патриотизм или имперский патриотизм? Долгое время русский патриотизм был понятием достаточно абстрактным. Он распространялся на всю огромную державу, в одну шестую часть суши, на все ее самые разнообразные условия, ландшафты от субтропиков до субарктических

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Патриотизм: почему не боролись? Почему-то так сложилось, что сторонники «теории ига» как раз и причисляют себя к патриотам, называют себя патриотами. Хотя на самом-то деле все получается наоборот!А именно: говорить об иге - значит клеветать на русский народ. Ведь что же

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.8.14. Национализм и патриотизм Слово «национализм» имеет немало значений. Чаще всего под национализмом понимают идеологию движений, руководствующихся «национальной идеей», и совокупность действия, совершаемые людьми под влиянием этой идеологией.Возникновение нации с

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Патриотизм Война позволила Сталину вернуться к нормальному русскому патриотизму. Совсем выбрасывать марксизм было нельзя: революция бы грянула. Но Верховный сумел свести это вредное учение к минимуму.Вот некоторые вехи 1943 года.В РККА восстановили погоны

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Английский патриотизм Англия, пожалуй, единственная страна, которая не хочет быть «Европой». Итальянцы и испанцы тайно комплексуют и мечтают приобщиться к этому славному имени, восточные европейцы хотят того же шумно и агрессивно, немцы делают вид, что они-то и есть

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

«Патриотизм» по сходной цене Позднее Степан Львович служил военным географом при штабах австрийских подразделений. В конце войны он вернулся во Львов. Там было неспокойно. С распадом Австро-Венгрии в ноябре 1918 года вспыхнули боевые действия между войсками

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Патриотизм – главное Стали думать, как это сделать? В районе Штутгарта в местечке Вайнхинген квартировал штаб 7-й полевой армии США. Стали искать к нему подход. И нашли! Через нашего агента, немца по фамилии Клем. Он и сообщил, что американцы периодически отправляют большие

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Почитание, пропаганда и патриотизм Пусть эти дифирамбы не удивляют. Двадцатый век был свидетелем гораздо более странных и непомерных восхвалений, адресованных главам государств, которые не стоили Людовика XIV. Кстати, наши предки не возводили это в некую философию.

Из книги Плаха. 1917–2017. Сборник статей о русской идентичности автора Щипков Александр Владимирович

Патриотизм прошлого и патриотизм будущего Государственно-политическая реабилитация патриотизма началась с артикуляции его в предвыборной статье Путина в избирательной кампании 2000 года в качестве одного из стержневых компонентов провозглашаемой политики. Сегодня

Инна Осыка

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в Конвенции о правах ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:

Развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

Формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

Развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – патриотическое воспитание детей на основе культурного наследия казачества Белогорья.

С 01.09.2013 года в МАДОУ реализуется муниципальная программа по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья посредством создания казачьих отрядов в ДОУ».

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «ЦРР – ДС №12» включает следующую цель и задачи.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Гражданско - патриотическое воспитание

в учебно-образовательном процессе

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через следующие формы работы:

Игры (подвижные, хороводные, русские народные)

Музыкальные и театрализованные представления,

Выставки детского творчества,

Тематические и православные праздники,

Развлечения,

Исследовательские проекты,

Экскурсии в краеведческий музей

Целевые прогулки и экскурсии к памятникам,

Поездки в исторически значимые, заповедные места

Казачество с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Главное в этом направлении – педагог вызывает вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот поддерживался и сохранялся в разных видах деятельности.

В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте казачества. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба», в котором представлены предметы старины и быта казаков, фотографии, иллюстрации, пошиты русские и казачьи костюмы. На территории детского сада создана этнографическая площадка «Казачье подворье» для проведения прогулок, ознакомления с бытом казаков.

На протяжении трех лет ведется сотрудничество с Шебекинской казачьей общиной. Одним из значимых мероприятий стало участие детского казачьего коллектива в пятом районном слете кадетских классов, где проходило посвящение в казачество. С ответным словом детский казачий коллектив представил свою поздравительную открытку.

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом наших христианских, самых главных праздников, воссоздавало духовно-нравственный уклад детской жизни, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми. Это раскрыла встреча с казаками на хуторе «Державный» (село 2 – Стрелица, казачий отряд принимает участие в празднике, посвященном Победы в ВОВ. Дети имеют возможность не только прикоснуться к культуре казачьих традиций, но и отведать блюда солдатской кухни, покататься на лошадях.

Традиционно в День защитника Отечества глава казачьей общины принимает парад юнармейцев, на котором воспитанники демонстрируют знания особенностей различных родов войск, исполняют стихи, песни, пляски.

Детский казачий коллектив МАДОУ «ЦРР-ДС№12» принимал активное участие в:

В пятом районном слете кадетских классов,

В районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ,

В районном конкурсе патриотической песни «Любовью к Родине дыша…»,

В районной выставке декоративно прикладного творчества посвященной 70-летию Победы в ВОВ,

В муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В областном этапе Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В региональный этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» с исследовательским проектом «История войны в истории моей семьи».

В канун празднования Дня Великой Победы казачий отряд воспитанников МАДОУ «ЦРР-ДС№12» совместно с родителями участвовали в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ. В канун 70 –летия Победы в ВОВ более семидесяти воспитанников старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это стало традицией, что дает возможность показать на примере истории отдельных семей роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений, дети совместно с родителями стремятся участвовать в исследовательской (проектной) деятельности: познавательно – развивающие и исследовательские проекты «История войны в истории моей семьи», «Победный Май», «Наследники войны».

Интерес к историческим событиям восполняют еженедельные занятия в музее с детьми старшего дошкольного возраста, экскурсии в историко-краеведческий музей города Шебекино и села Купино, походы к памятникам, поездки в исторически значимые заповедные места. Все это формирует самосознание ребенка и элементарные сведения по истории, географии, культуре России.

С 2003 года в МАДОУ функционирует кружок «Культура Православия», где освещаются традиции, Святыни земли, православные праздники, календарные праздники, уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Один раз в квартал выходит детсадовская газета «Благовест», оснащенная информацией для родителей по православным праздникам. Налажено сотрудничество с настоятелями Тихвинского храма протоиереем Олегом и храма Козьмы и Дамиана протоиереем Димитрием.

Педагоги детского сада знакомят дошкольников с народными праздниками и традициями казаков, разучивают казачьи песни, частушки, танцы; используют элементы казачьего фольклора в режимных моментах, организуют фольклорные праздники.

В холле детского сада проходят тематические выставки совместной деятельности детей и взрослых декоративно-прикладного творчества по знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня. За последние 3 года детский сад получил более 60-ти грамот. Дети продолжают занятия в городских студиях.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

ИСТОРИЯ

Щупленков О.В.

Кандидат исторических наук, доцент, кафедра Истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт

История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи

Казаки (казаки, раньше и «козаки» от тюркск. «вольный человек», родственно казахи) - южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском по-граничье (проходившем по реке Днепр).

Казачество обязано своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее легкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-По-донское епископство. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI-XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе .

В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были превращены в военное сословие Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией. Подобные общины («войска?») стали обра-

зовываться и на территории России (Московского царства). Старейшим казачьим войском считается Запорожская Сечь, которая была разгромлена Екатериной II в XVIII веке в связи с разбойничьими рейдами на колонистов Новороссии и политической неблагонадежностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала Задунайскую Сечь, часть наиболее вызывавших доверие у правительства полков запорожцев были сохранены в казачьем статусе, переселены на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско. Запорожские Казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но тем не менее не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (в последствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но, таким образом, чтобы быть отделенными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу - так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях .

В основе самого существования казачества всегда лежал общинный строй. Казаки были свободными и равноправными людьми. Управление общиной (ватагой, станицей, войском) всегда основывалось на выборных началах. Казаки - профессиональные воины, объединявшиеся именно по этому признаку.

Существовали две модели казацкой общины: «семейная» и «сечевая» (засечная).

При семейной модели казаки жили, соответственно, семьями в укреплённых поселениях - так называемых городках, позднее такие казачьи поселения стали называть «станицами» и «хуторами». Жизнь поселения зиждилась на принципе Рода, охватывающем прошлое, настоящее и будущее. Казаки чтили заветы предков, черпая мудрость у предшествующих поколений. Старались достойно жить в настоящем, с беззаветной отвагой защищать Отечество. Растили детей так, чтобы не стыдно было за своих потомков в будущем. Весь жизненный уклад казаков был подчинен этим целям.

Население станицы подразделялось на группы по возрастному принципу - так называемые «партии» или «беседы». Старики, женатые казаки, холостые казаки, казаки-малолетки (еще не служившие или не участвовавшие в боевых действи-

ях), казачата-подростки и совсем маленькие дети-казачата -каждая из этих групп имела свои «беседы».

Больше всего в станицах уважали стариков, олицетворявших вековую мудрость, хранителей воинского и житейского опыта и традиций. Старики воспитывали новые и новые поколения казаков и отвечали за младшие «беседы». Но за воспитание подрастающей казачьей смены отвечали не только старики. Шефство над младшими «беседами» передавалось по цепочке - в каждой из «партий» были наиболее опытные и мудрые казаки, занимавшиеся обучением членов более младших «партий», прививавшие им нравственные принципы. Это гарантировало наиболее полную и гармоничную передачу профессиональных казачьих знаний и навыков, мировоззрения, традиций от поколения к поколению.

Поскольку в станицах каждый человек был на виду, недостойные звания казака поступки совершались крайне редко. К тому же большинство жителей станицы так или иначе состояли в родстве, ближнем или дальнем. Скрыть свои пороки и слабости от станичников было практически невозможно. Община знала о каждом, каков он в мирной жизни и в бою, к какому делу этот казак привычен и способен, а где ему стоит еще поработать над собой.

Часто казачьи подразделения организовывались также по территориальному или родовому признаку.

«Сечевые» или «засечные» казаки получили такое название, по-сколькуихукрепленныепоселенияназывались«сечи» или«засеки». Засеки или располагались рядом с границей государства или были возведены на самом вероятном направлении вражеской атаки.

«Сечевые» казаки также жили общиной и делились на «партии» по возрастному признаку. Однако все они либо были холостяками либо подолгу жили в разлуке с семьей. Традиции и боевой опыт сечевые казаки передавали по тому же принципу, что и семейные, но с одним отличием: каждый закаленный в сражениях казак брал «под свое крыло» от одного до десяти молодых бойцов, которых называли «джуры» или «новики».

На засеке каждый казак был как на ладони, почти круглосуточно находясь на виду у своих соратников. Поэтому схитрить, обмануть боевых товарищей, выставить себя в более выгодном свете, чем на самом деле - было попросту невозможно. Воспитательный процесс в таких условиях обладал завидной эффективностью.

Что особенно хорошего заключали в себе модели казачьего

общества? Что не помешало бы и нам перенять у казаков?

Во-первых, следуя Родовым принципам, каждый казак невольно начинал воспринимать собственный организм, душевные качества и духовную составляющую не только как элементы своей личности, а как инструменты для продолжения Рода. Причем не просто продолжения, а достойного, чтобы сыновьями и дочерями можно было по праву гордиться, чтобы суметь передать им всю силу, мудрость, отвагу казачьего племени. А для этого и самому казаку надо было безукоризненно выполнять свой долг защитника Отечества, чтобы, не краснея, смотреть в глаза отцам, дедам и прадедам. Поэтому свое здоровье казаки берегли - ели полезную сытную пищу, гнушались вредными привычками, и даже в старину умели проводить профилактику разных заболеваний.

Во-вторых, подразделение всей общины на возрастные группы - «беседы», они же «партии» помогало поддерживать живую связь между поколениями, передавать традиции из уст в уста и на личном примере доказывать юным поколениям ценность многовековой мудрости. Процесс воспитания и обучения подростков и молодежи вершился на глазах у общины. По сути, этот педагогический процесс не прерывался и когда казак достигал зрелости - он все так же продолжал прислушиваться к старшим, теперь уже к седым старикам и перенимать их опыт. А одновременно учил молодых уму-разуму. Такой уклад сводил на нет проблему «отцов и детей», терзающую современное общество.

В-третьих, в общине все отлично знали друг друга, многие были родственниками. У казаков всего поселения была общая судьба, общее призвание - защита Отечества, одна на всех идеология. Поэтому криминализация общества была немыслимой, люди с преступными склонностями выявлялись мгновенно и либо сразу жестко наказывались и навсегда излечивались от своих заблуждений, либо изгонялись. Все казаки были вооружены и умели противостоять любой внешней агрессии. Поэтому порядок и покой на вверенной общине территории гарантировались. Казаки всегда могли постоять за себя и перед иноземными захватчиками и перед агрессией и произволом со стороны властей.

Все эти полезные традиции было бы неплохо хотя бы отчасти привить в современном российском обществе. Правда, следует учесть, что компактное проживание граждан по профессиональному признаку сейчас реально только в небольших поселениях (деревнях, селах, военных и научных городках).

Поэтому в крупных городах нужно создать единую цель воспитания подрастающего поколения - всеобщую подготовку народа к защите Отечества.

Первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путиля и Переяславля. Здесь сложился класс вольных людей с оружием в руках, уходивших в степь для разных промыслов. Этим людям, постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и добытчиками и было присвоено тюркское название казаки, потом распространившуюся на вольных людей и в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса.

Запорожские казаки какое-то время к России никакого отношения не имели, а даже когда и имели, занимали особое положение. Ту роль, которую Россия играла по отношению к Донским казакам, по отношению к запорожцам сначала играла Польша, а потом... А потом их так и не удалось сделать такими как все, приструнить и дисциплинировать.

Начало XVI века. Запорожье. Казаки занимаются рыболовством, охотой, соледобычей, разводят скот. На них постоянно нападают, они для защиты строят деревянные укрепления - «городки» или «сечи». Приблизительно в 1530-х произошло объединение разрозненных казачьих организаций, связанных с от-дельнымисечами,иобразоваласьЗапорожскаясечьпоназванию главного укрепления, являвшегося местом пребывания коша (центрального органа управления), которое перешло и на всю организацию. Первоначально она находилась на о. Томаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской области).

Запорожские казаки несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Польское правительство без особого успеха пыталось контролировать их численность, занося в специальные списки - реестры.

В 1568 был сформирован отряд из 300 казаков, которые были внесены в реестр, выведены из подчинения местных чиновников

и служили непосредственно королевскому эмиссару. В 1578 был сформирован новый реестр из 500 казаков, которым назначалась ежегодная государственная плата. Командовать этим формированием был назначен польский шляхтич Ян Орыжский.

Все реестровые казаки имели самоуправление и были освобождены от уплаты налогов. Центром реестрового казачества стал город Терехтемиров (на Днепре). Позже количество реестровых казаков было увеличено сначала до 600, а потом и до 1000 человек. Но реальное количество казаков намного превышало цифру, установленную реестром. Среди реестровых было много оседлых, семейных, хорошо обеспеченных казаков, которые обладали значительной собственностью, чаще всего - в районе Киева или Канева. Это были так называемые «городовые» казаки, которые представляли консервативную часть казачества. На Низе, за днепровскими порогами, жили «военные» казаки (в основном именно они принимали участие в походах).

В 1593 центр Запорожской сечи переместился на о. Базавлук (около с. Капуловки Никопольского района Днепропетровской области).

С 1652 центр Запорожской сечи находился в устье р. Чер-томлык (около с. Капуловки).

Верховным органом до 1654, т. е. до воссоединения Украины с Россией была сечевая рада, избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом. Войско делилось на курени во главе с куренными атаманами. Запорожская Сечь состояла из 38 куреней. Сначала в курень объединялись только казаки, которые жили в одной местности, но позднее в него стали принимать и казаков из других районов. Женщины и дети на Сечь не допускались.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции. После подавления восстания на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев. Царские войска под предлогом борьбы с изменниками 14 мая 1709 разрушили т. н. Старую Сечь. Казаки ушли сначала в устье р. Каменки (120 км к Ю.-З. от Никополя), а в 1711 в урочище Алешки (ныне г. Цю-рупинск Херсонской области) во владения Крымского ханства.

В 1734 запорожские казаки по разрешению русского правительства вернулись на родину и образовали т. н. Новую Сечь на о. Чертомлык, в устье р. Подпильной (в районе современно-

го с. Покровского Никопольского района). Территория Новой Сечи была разделена на 8 паланок (округов), которые управлялись назначенной кошем старшиной. Население слобод (сёл), входивших в паланки, делилось на 2 разряда: казаков и поспо-литых, каждые из которых составляли свою общину (громаду) и выбирали своих атаманов. Основной обязанностью казаков являлась военная служба за собственный счёт (войско составляло 20-30 тыс. человек и участвовало в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774); посполитые освобождались от военной службы, но выполняли определённые повинности для войска и платили денежные налоги. Главное преимущество казаков состояло в праве занимать (с разрешения коша) землю под зимовники и участвовать в Сечевой раде. Однако казаки и посполитые не являлись замкнутыми сословиями, и был возможен переход из одной категории в другую. В процессе социальной дифференциации разорившиеся казаки и посполитые пополняли ряды неимущих бедняков (голоты, серомы) или переходили в разряд «подсуседков», работавших у зажиточных людей с сохранением личной свободы .

После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775) царские войска окружили Запорожскую сечь, принудили казаков к сдаче и разрушили укрепления. Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли стали раздаваться русским и украинским помещикам, а население закрепощалось, частью превращалось в государственных поселян или бежало в Добруджу в турецкие владения, где основало Задунайскую Сечь (она существовала в 1774-1828 на территории Османской империи в устье Дуная, куда они переселились после ликвидации Новой Сечи. В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находилось в со-ставесторожевойистаничнойслужб, чтоохранялипограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока.

В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.

В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой.

В 1697-1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов

(1661-1711) исследовал Камчатку.

Казаки нередко выступали против центральной власти (примечательна их роль в русской Смуте, в восстаниях Разина и Пугачёва), однако с XIX века до Октябрьской революции они в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. Тем не менее, во время Великой Отечественной войны значительное количество казаков принимало участие в войне на стороне Красной армии, в которой по приказу Сталина были созданы казачьи формирования. Лишь некоторые казаки предали Родину и приняли сторону Германии. Нацисты объявили этих предателей потомками остготов. После 1990 года предпринимаются попытки возрождения казачества .

Казачество - братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

Казаки - народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать:

«Слава тебе, Господи, что мы казаки!»

В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

Мы потомки и наследники первопроходцев,

сотворивших Россию.

Превыше всего в Казачестве всегда была

Казачья воля и народоправство.

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни!

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори себя сам. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

2. Казаки все равны в правах. помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы божий!

Казаки равны как в правах, так и в ответственности за соде-

янное, независимо от общественного положения, образования и прочих заслуг. Решение, принятое на Сборе, - закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду.

Пусть, не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XIII веке придумали враги русского народа для оскорбления наших матерей и Веры.

Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть духом и телом.

4.Служи верно своему народу, а не вождям!

Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы.

Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе Л кумира и подобия его!»

5. Держи слово, слово казака дорого!

Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества.

Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся. Ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. Чти старших, уважай старость!

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков - не от силы; а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову, бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку - Матерью.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!

Если сомнения коснулись твоей души и ты не знаешь, как поступить, - поступай по обычаю своего народа и Вере предков.

Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

8. Погибай, а товарища выручай!

Так было всегда у казаков! Взаимная выручка - основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

9. Будь трудолюбив, не бездействуй!

Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. Береги семью свою, служи ей примером!

Семья - святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья - основа казачьего общества. Глава семьи - отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.

Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

Казаком надо родиться!

Казаком надо стать!

Казаком надо быть!

Работа по возрождению Казачьей Культуры должна идти, начиная с семьи, с детских дошкольных учреждений, со школьной скамьи .

Проблемы развития казачьей культуры являются актуальными в силу того, что общество и власть активно обратились к этому явлению. Естественно каждая из этих сил преследует в казачьем движении свои интересы: казаки чтобы обрести собственную идентичность, вернуть себе историческую память, власть - с целью обуздать, приручить стихию казачества, извлечь из этого процесса дивиденды в качестве символического или физического капитала. Для определенного числа соотечественников казачество является последним прибежищем традиционной культуры, где чтят предков, верят в Бога и готовы служить своему Малому Отечеству.

К этому процессу подключилась и система образования: центры дополнительного образования, казачьи лицеи, школы и клубы. Изучая это явление, можно заметить следующее: во-первых, многие из тех, кто работает с детьми в этом на-

правлении, зачастую не представляют сути Казачьей Культуры, если не сказать больше - они ее попросту не знают, многие не понимают цели данных образовательно-воспитательных усилий, полагая что следуя программе и участвуя в открытых мероприятиях таким образом происходит реанимация традиционной Казачьей Культуры, или уже и то хорошо, что детей «можно отвлечь от улицы».

Есть, конечно, энтузиасты, но чаще всего они оказываются ведомыми, ждут что им «будет спущен план, дан приказ» и вот тогда. Есть и такие, кто пропагандирует некую славянскую культуру, мол у нас здесь разные люди съехались, и то же такой подход проходит мимо цели: съехавшиеся люди не сформировали в себе чувства Малой Родины, и съехались они в уже обжитые крымчанами пространство. Можно четко определить и несколько этнических потоков, формировавших население Крыма, и культурную составляющую, которую можно определить как крестьянскую казачью общину и военную казачью общину. Следовательно, брать во внимание необходимо материал того населенного пункта, где вы живете, но уж не как иных стран, древних времен и уже не существующих народов.

Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе обусловлено следующими соображениями: во-первых, традиционная культура является основой формирования этнического самосознания, когда в человеке воспитывается чувство принадлежности к определенной этнической группе; во-вторых, традиционная культура южнорусского казачества, являясь военизированной по своей сути, нацелена на воспитание мужчины-воина, защитника Отечества, с твердой гражданской, патриотической позицией; в-третьих, традиции сельского крымчанина воспитывают труженика, рачительного хозяина, человека ориентированного на церковные ценности относительно семьи, общества, на созидательный труд. Эти особенности являются основополагающими при реализации задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения .

Традиционная культура южнорусского казачества ориентирована, прежде всего, на воспитание мужчины-воина, защитника, умелого воина. Здесь сплелись этнические и сословные черты низового казачества. Кажется, что подобное явление должно снять вопрос о том, что такое казачество: этнос или сословие, так как сословные рамки определились намного

позже того, как казаки появились на исторической арене. Тем более что данную сословную нишу военного сословия до казачества прочно занимало дворянство.

После XVIII в. казачество постепенно замыкается, обосабливается в сословных рамках, что оказало влияние на состояние традиционной культуры, которая становится еще и земледельческой. Впрочем, благодаря этим ограничениям в казачестве более интенсивно протекают этнические процессы: складывается этническое самосознание, оформляются этнокультурные особенности казачества как этноса.

Определяя культуру южнорусского казачества как традиционную культуру военизированных общин, следует учитывать ее своеобразие, известное в Средневековье как дружинная культура северного Причерноморья. Будучи воинами, казачество впитывало на протяжении столетий лучшие формы и методы ведения боя, которые оно перенимало у своих врагов, или вырабатывало как противодействие им. Это и удобная для боя одежда и оружие, и методы конного боя, и состязательные традиции восточных славян (борьба и кулачный бой), джигитовка и морские методы ведения войны, домашние игры и «шерми-ции» как элемент подготовки казачьих воинов и другие.

Если рассматривать традиционную культуру казачества как некое состязательное пространство, где в условиях состязательной практики формировался казак-воин, то следует рассмотреть элементы этого пространства. Таковыми являются Оружие, Конь, Борьба, элементы казачьего самоуправления (традиция Круга). Например, Конь выступает не только средством передвижения, предполагающим навык управления, вольтижировки, ухода за ним, но и содержащим в себе определенное мифологическое представление, отраженное в легендах, рассказах стариков, песнях, поговорках, которое в полной мере реализуется в ритуальной практике, где символ коня актуализируется как культурное явление сопровождают традиционные праздники казаков.

В крестьянской культуре сельский труд являлся основанием традиционной культуры. Здесь стихии постижения несколько иные, здесь другие стереотипы поведения, даже иное отношение к воинской службе (в крестьянской среде воинские регалии не пользовались таким почитанием как в казачьей среде), в таком пространстве формируется и иная личность.

Данные соображения предполагают и особенности ис-

пользования элементов традиционной культуры в современной образовательной практике. Для этого конструируется культурное пространство, включающее в себя указанные культурные особенности. Следует сразу заметить, что занятия предполагают подготовку участников к празднику, где актуализируется символические формы.

Праздничный календарь должен является костяком всей работы, причем отбор дат определяется той социокультурной ситуацией, которая присутствует в том или ином населенном пункте. На этом строится работа педагога: подготовить детей, их родителей, окружающий социум к предстоящей дате народного календаря. Здесь важна роль тех, кто объединяет усилия казачьих педагогов - ввести разнообразные детские казачьи республики, кружки и секции в единую канву, в единый ритм, где дата становится значимой. Эти даты связаны со Святками, Масленицей, Пасхой, Троицей, для казаков Покров, День Матери и другие.

На занятиях учащиеся должны заниматься изучением боевых традиций казачества, причем обучение должно строиться на живой передаче знаний, использовании основного принципа культурной трансмиссии «делай как я».

Учащиеся должны осваивать стихию пространства: они должны работать с пикой, шашкой, учиться стрелять, бороться на ламка, на одну ручку, на вольную (что казаки называли бороться по-медвежьи), биться на кулаках. Причем обучение кулачному бою проводилось в традиционных формах: игровая практика предваряла изучение связок кулачков (играют в пятнашки, латки, конный, петушиный, собачий бой, уходят вьюном от нагайки); сила развивается в поднятии гири (кто больше), перебрасывании камешков друг другу, силовых упражнениях (например, жонглирование гирей).

В кругу под напором ударов товарищей учились работать против нескольких противников, причем мера удара определяется принципом (не причини вреда не получишь сам, то есть если наносишь удары в полную силу то жди такого же ответа), все это проходило в игровой, веселой манере, под плясовые наигрыши гармони или балалайки. Упавшего или поверженного противника поднимают, обнимают, демонстрируя отсутствие вражды и злобы. Кулачный казачий бой изучался нескольких видов: во-первых, это ритуальный бой стенка на стенку, когда бойцы выстраиваются линиями, учат-

ся взаимодействовать строем, перед боем кричат заклички (Дай бойца!), задача прорвать строй противника, используя удары кулаками, или вытеснить противника за боевую черту, в правилах предусматриваются традиционные установки (лежачего не бить, в спину не бить, рукавички долой), в подобном бою, который обычно проводится на Масленицу или Святки ограничены удары в голову (можно бить в грудь, бока, по рукам). Во-вторых, это бой сам на сам, когда бойцы определенное время бьются кулаками, используя круговые движения, размашистые удары (в спортивном варианте допускается использование боксерского защитного снаряжения). В-третьих, это бой рукопашный с использованием традиционных ударов ногами, бросков, подсечек .

Занятия должны сопровождаться изучением истории южнорусского казачества (в качестве беседы перед или после окончания занятия), строевой подготовкой с разучиванием казачьих песен, изучением ритуала посвящения в казаки, с приглашением казачьей старшины, совета старейшин, родителей.

Ритуальная практика призвана актуализировать символические формы агонального пространства казачьей культуры. Ритуалы имеют под собой историческую основу. Например, у обряда посвящения в казаки имеется прототип - обряд «поса-жения на коня». «Посвящение в казаки» проходило лет с шести. На площади собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Обряд этот проходил в торжественной обстановке на площади. Здесь собиралось все казачье поселение во главе с атаманом. Мальчики сидели на лошадях, одетые в казачью форму. Каждому из них надевали ленту из красной материи с надписью: «казачок рода.» Но перед тем как надеть ленту, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казаки, приветствовал старых казаков-воинов.

Инициации различаются у старших и у младших. Младшие казачата сажаются на лошадь старым казаком, лошадь обводят по кругу, казачонка нарядно одетого с лентой через плечо снимают с коня и отдают родителям (отцу) со словами «вот вам казак». Перед этим казачата демонстрируют свое умение в состязаниях, знании истории и культуры казачества. Старшие ребята посвящаются после прохождения обязательных испы-

таний. Пред атаманом, старшиной и советом старейшин они демонстрируют свое умение в обращении с оружием, бороться традиционными видами борьбы, биться на кулаках. После чего посвящаемый подходит к иконе становится на колено и читает молитву «Отче наш», атаман стегает его нагайкой, говоря: «служи верно, Вере и Отечеству».

Ритуальные формы проведения охватывают традиционные праздники, которые должны являться ориентирами всей работы. К праздникам были приурочены различные состязания, казачьи домашние игры, посвященные памяти, к примеру, «Гетмана Хмельницкого», «Дмитрия Вишневецкого», «Богдана Ружинского», «Ивана Сирко». Эти соревнования могли бы явиться прообразом казачьих спортивных игр в поясной борьбе, кулачках, бое на пиках, рубке и фехтовании на шашках войскового масштаба.

Проведение самого календарного праздника обусловлено особенностями казачьей культуры (наличием военного компонента), а также логикой самого праздника. Обычными вехами в календаре являются День Семена Летопроводца (посвящение в казачата), Покрова Пресвятой Богородицы (войсковой праздник), Святки (от Рождества до Крещения, отмечаются один раз обычно на Крещение), праздник Масленицы, Пасха, Красная горка, Троица.

Праздник обладает особенностями, которые необходимо учитывать при его проведении. Так, необходимо избегать вышколенной концертной программы, чтобы действие было неутомительное и главное, чтобы задействовано было как можно больше участников (то есть зрителей). Например, Масленица является комплексом обрядовых мероприятий, которые раньше длились неделю. Сегодня можно обойтись двумя праздниками. Встречей Масленицы и ее проводами. Проводы Масленицы проводятся накануне Прощеного воскресенья. Они включают в себя сословно-этнический компонент традиционной культуры, яркое представление разыгрываемое отдельным коллективом, военные упражнения гулебных команд, которые являются со своими атаманами, знаменами, исполнением песен и традиционных танцев. Структура праздника определена локусом обряда, который сосредотачивает символические формы казачьей культуры, выступающие в разных кодах. Место атамана (чтение им приказа о гулебных командах), чучело Масленицы (вносимое на площадь под песни и

шутки и устанавливаемое на место будущего сожжения), столы с блинами и чаем (праздничное угощение с раскрытием символики, которую делает настоятель местного храма, упоминая и о языческих традициях славян и о православной интерпретации праздника), «ряженая компания» скоморохов, которые бесчинствуют, ведут праздник, разыгрывают сценки, вяжут колодки, тем самым вовлекая в праздник большее количество людей (на языке синергетики локусы символических форм структурируются в ритуальную систему и связываются посредством ряженых); демонстрация умений работать с оружием, ходить строем, рубить лозу, бороться и биться на кулаках. Стеночный бой завершает выступления ватаг казаков, под звучание живых народных песен проходят состязания в стрельбе, борьбе, рубке лозы, метании пики, поднятии гири. Кульминацией праздника является сожжение Масленицы. Раньше казаки устраивали состязания на лошадях, прыгали на скаку через огонь.

Целью подобных методов работы является воспитание этнического самосознания, разносторонне развитой личности, обладающей способностью постоять за себя, семью, Отечество. Реанимирование традиционных форм воспитания, на наш взгляд, будет способствовать консолидации сельского (и не только) населения Крыма, развитию патриотизма, военной выучки подрастающего поколения на основе традиционных форм вооружения, в дальнейшем на службе в армии, казаку не составит труда освоить приемы штыкового боя, если он обучен владеть пикой или дротиком, приемам рукопашного боя, если он имеет навык кулачного схода и борьбы, шашечной рубки. Также следует учитывать, что подобное обучение накладывается на казака не голой техникой приемов и навыков, а культурной составляющей, имеющей отражение в фольклоре, праздничной культуре, традиционном православном мировоззрении. Из прошлого мы обязаны брать все самое лучшее, в этом наше отличие от людей, не помнящих родства.

Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Отечества. Нелегкая и славная история казаков вызвала к жизни многочисленные примеры их беззаветного служения России, позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить неоценимый опыт воспитания и обучения защитников Отечества, нашедший свое отражение в

военно-патриотических традициях казачества. Применение богатейшего опыта российского казачества в деле военно-патриотического воспитания поможет повысить ее эффективность и будет способствовать решению задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры, что может содействовать конструктивным фундаментом для консолидации поликультурного, полиэтничного, поликонфессионального российского общества.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты, а также содержат много элементов, которые направлены на воспитание в подрастающем поколении защитника Отечества.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

Список литературы:

1. Абакумов Ю.Н. Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XIX. - начала XX веков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 186 с.

2. Аверин И.А. Казачество: история и современная этнополитическая ситуация // Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: Моск. Центр Карнеги. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. С. 165.

3. Агафонов А.И. Казачество Российской империи: некоторые теоретические и методологические проблемы изучения // Проблемы истории казачества: под ред. А.И. Козлова. Ростов н/Д., 1995. С. 15-19.

4. Гомзякова H.H. Возрождение казачества как фактор совершенствования системы подготовки молодежи к военной службе / H.H. Гомзякова, В.М. Коровин // Вестник Воронежского Военного института радиоэлектроники. 2004. Вып. 1. № 2. С. 18-21.

5. Зварницкий Д.И. История запорожских казаков // Собр. соч. в 3 т. Киев: Наук, думка, 1990. Т. 1. 578 е.; Т. 2. 582 с.

6. Обычаи и традиции [Электронный ресурс] // Южнорусское реестровое казачество (войско низовое). Режим доступа: http://www.kazacestvo.ru/obychai-i-tradiczii-kazachestva.html

7. Очерки традиционной культуры казачеств России / под ред. Н.И. Бондаря. Краснодар, 2002. 589 с.