Создание летней площадки в доу. Спортивная площадка в детском саду: размеры, ориентация и зоны

Летнее оформление участков - раздел, где можно найти множество идей для благоустройства территории детских садов в летний период. Практически все работы по оформлению велись непосредственно самими воспитателями и родителями. Малые архитектурные формы, скульптуры сделаны своими руками из подручных материалов, таких как: пластиковые бутылки, шины, тазики, веревки, контейнеры и пр.

Приглашаем посмотреть фотоотчеты участников портала МААМ.

Летние участки (фото, мастер-классы)

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Проекты по благоустройству территории участков детских садов

Показаны публикации 1-10 из 2351 .
Все разделы | Оформление участков детского сада, благоустройство территории

План работы детской площадки дополнительного образования «Малышата-мастерята» План работы детской площадки дополнительного образования «Малыша та мастеря та» дети 4-5 лет срок реализации 1 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида» Составитель Смирнова З. В. 2018-2019г Содержание...

Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории «Радужное настроение» [ МБДОУ ДС №4 b]Тип проекта : Творческий Цель проекта : Благоустройство и озеленение парадной зоны и территории детского сада для обеспечения эстетики, создания комфортной ландшафтной зоны по осуществлению экологического и нравственного воспитания дошкольников, повышения...

Оформление участков детского сада, благоустройство территории - Наш участок в новом учебном году. Что изменилось?

Публикация «Наш участок в новом учебном году. Что...» Летом мы приняли участие в муниципальном конкурсе " Самый уютный двор" По положению конкурса все постройки, игрушки, спортивное оборудование должно было соответствовать ФГОС. Все постройки были эстетично оформлены, были продуманы зоны отдыха, игр, спортивная площадка,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Летом на участке должна быть игровая среда не хуже, чем в группе. Однажды. мы в нашем детском саду решили провести конкурс на лучший игровой участок. В нашей группе замечательные, активные родители, во всех делах и начинаниях, поддерживающие нас, воспитателей. Был разработан...


Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в играх. Задачи: - формировать интерес к нестандартному оборудованию; - приобщать детей к его изготовлению; - развивать творчество, фантазию при...


Предлагаю вашему вниманию оформление участка детского сада на летний период. Чтобы сделать ярким каждый день ребёнка в детском саду, педагоги с помощью родителей, реализовали свои творческие способности. Подходящих материалов везде предостаточно, причем взять их можно...

Оформление участков детского сада, благоустройство территории - «Оформление участка в летний период». Фотоотчет


Территория для прогулок возле детского сада играет немаловажную роль в умственном и социальном развитии ребенка. Здесь дети общаются, играют, учатся, фантазируют, изобретают, поэтому все элементы детской площадки должны максимально способствовать этим процессам. С наступлением...


Ежегодно все детские сады стремятся как лучше оформить свою территорию, чтобы и глазу приятно, и дети радовались. Не исключением является и наш детский сад "Золотой ключик". Нам нравится придумывать каждый год что-то новое,реализовывать свои идеи,идеи из интернета. Сама работа...


Дети – это главное, что есть в нашей жизни. У детей дошкольного возраста основным видом деятельности, является игра. Игры на детской площадке помогают ребенку в развитии и воспитании его личности. Мы, сотрудники детского сада очень любим детей, наш детский сад, и поэтому создаём...

рыжий кот. маленькая улитка непослушница крокодил - дил- дил Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и...

Дизайн детских площадок на участках детских садов.

В детском саду дети достаточно много времени выделяется прогулкам. Здесь продолжается активная деятельность детей, поэтому прогулка в садике должна непременно побуждать к игре. А так же развивать у детей умственный, эстетический и физический потенциал.

Планируя дизайн участка необходимо ориентироваться на возраст группы. На групповых площадках для малышей много песочниц и домиков-навесов. Обычно их оформляют по мотивам народных сказок. Например, на дерево можно легко посадить кота на цепи, и уж если его не заставить ходить его направо и налево, то радовать своим присутствием маленьких дошколят, вполне можно. Кстати не стоит забывать про очаровательную русалочку, которая запуталась в ветвях деревьев. Можно создать сказочный дизайн, причем, при минимальных затратах, так как большинство малых архитектурных форм вполне реально сделать своими руками из подручных, бросовых материалов. Из старых проколотых шин можно легко изготовить веселого зеленого крокодила или строгую зебру. Качели можно украсить, сделав их в виде бабочки, стрекозы, жар-птицы или золотой рыбки. Очень интересная идея по оформлению клумб – это сделать в виде цветика-семицветика с раскрывающимися яркими лепестками.

Детям постарше нужно больше свободы и места для творчества. К тому же, летом на участке можно устраивать различные оздоровительные мероприятия. Например детишки могут вместе принимать воздушные или солнечные ванны, а так же водные процедуры. Отличная идея для водоема – когда в землю закапывается емкость, а вокруг укладываются камни и сажаются различные растения. Получается оригинальная альпийская горка. Во-первых, это очень красиво, а во-вторых, зеленые насаждения – один из важнейших элементов оформления детского участка. К тому же, они еще защищают территорию детского сада от пыли и шума, создают декоративные барьеры между групповыми участками.

Лето – удивительная пора! И каждый взрослый или ребёнок с нетерпением ждёт, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето – особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные условия летнего времени, так как природа представляет большие возможности.

В связи этим, на территории нашего ОУ организованы и функционируют летние тематические площадки. Это позволяет не прерывать образовательный процесс, максимально насыщая деятельностью на открытом воздухе. Руководителями тематических площадок являются педагоги узкой специализации: музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагог - психолог, старшие воспитатели. В нашем учреждении дошкольного образования функционируют летние тематические площадки следующих направлений:

выражать себя с помощью различных средств выразительности.

  • Физкультурно-оздоровительная тематическая площадка «Богатырская удаль». Руководитель: инструктор по физкультуре. Тематическая площадка включает в себя две физкультурных площадки, оснащенные стационарным физкультурно-игровым оборудованием с разными выносными пособиями. Способствует развитию двигательной активности, волевых качеств личности, навыков владения спортивным оборудованием.
  • Социально - личностная тематическая площадка «Мой мир».

Руководитель: педагог - психолог. Работа на этой площадке способствует созданию эмоционального психологического комфорта, обеспечивает оптимальные условия для пребывания в детском саду в период адаптации, коммуникативные тренинги, осуществляет комплексное сопровождение детей.

Мы познакомим вас с работой тематической площадки развивающего обучения «Умники и умницы». Руководителем данной площадки является, старший воспитатель. В целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Игра – наиболее результативное средство обучения дошкольников. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Понимая это, мы свою работу в летний период по всем образовательным областям полностью выстраиваем из развивающих игр и упражнений. Разработав систему развивающих игр на весь календарный год, были подобраны игры и упражнения с учётом возрастных особенностей, на развитие всех психических процессов, умственных способностей, умений и навыков, развития эмоциональной сферы.

Но изюминка нашей работы в том, что привычные развивающие игры, проводятся на свежем воздухе (образовательная область «Здоровье»), в постоянном движении (образовательная область «Физическая культура»), общаясь друг с другом (образовательная область «Социализация» и «Коммуникация»), используя нестандартное оборудование тематической площадки, а так же всех игровых участков ОУ (образовательная область «Труд»…) и т.д.

Игры на развитие мелкой моторики («Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров, «Штриховка», «Лабиринт») мы заменили играми с обычными бельевыми, но яркими прищепками, из которых дети, фантазируя, выкладывают забавные силуэты, одновременно закрепляя порядковый счёт и цвет, а так же выполняя математические действия (сложение и вычитание). Вариантом для таких игр стала обычная лесенка для лазания, которую я превратила в многофункциональный тренажер: дети упражняются в счёте, из разноцветных шнурков и ленточек плетут косички, узлы и бантики, выкладывают узор, сравнивают шнуры и ленты по цвету и длине.

Порядковый, количественный счёт, соотнесение количества предметов с цифрой также закрепляем, считая и отсчитывая: грибы, расположенные на нашей площадке, точки на шляпках грибов, цветы на скамейках, столах (упражнения «Посади бабочку на цветок», «Сколько птиц сидит на ветке?»). Грибочки и эмоциональные бочки дети сравнивают по высоте.

Даже «паутина» у нас занимательная. Она является эффективным тренажером для развития мелкой моторики рук, сенсомоторной координации, для закрепления счета, цифр. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности. Используя разноцветные шнурки, закрепляем знания о цветовой гамме.

Игры на ориентировку, в том числе и по клеточкам, я заменяю играми с ориентировкой на местности площадки. Дети получают задания взрослого и одновременно решают свою собственную задачу: «Отыскать пропавшего зайчонка, слонёнка, пчёлку, поросенка и вернуть его маме». Дети, как настоящие следопыты, выполняя задания взрослого, точно следуя плана (старший дошкольный возраст) или действуют непосредственно со взрослым («Сделай 2 шага влево, а затем 6 шагов вперёд»), отыскивают маму потерявшимся маленьким друзьям. А также даю задание сосчитать количество шагов от зайчонка до его мамы (считают обычные шаги и «гигантские», сопоставляют, каким шагом быстрее добрались до цели).

Играя, дети ориентируются в пространстве относительно другого человека. Дети встают парами напротив друг друга. Я даю им задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

Кот Матроскин так же многофункционален: дети ориентируются и отмечают, что у Матроскина находится слева, справа. Одновременно дети имеют возможность посидеть, погладить, полазать, что положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для творческого развития и самореализации.

Дети с большим удовольствием лепят из цветного пластилина и составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок, шнуров и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр, геометрических фигур и цветов. Закрепляю знания детей различных линий. Сейчас дети знают и различают 7-8- различных линий. Играя в игру «Путаница» дети командой составляют линию, фигуру, цифру, букву.

Чтобы детям было интересней, я решила превратить обычный круг на асфальте в развивающую игру «Оживи колесо». Делю колесо на части, а детям предлагаю придумать, нарисовать и раскрасить картинки цветными мелками. С цветными мелками дети играют в игры «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку». Эти задания дети очень любят и выполняют с особым удовольствием.

Определения свойств и качеств предметов также провожу в игровой форме с помощью нестандартного оборудования. На площадке имеется водоём, сделанный руками родителей. Дети путём эксперимента познают, какие предметы тонут, не тонут и почему. Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Очень часто использую игры с природным материалом (шишки, палочки, камешки). Например: выложить узор по образцу, на память, а старшим дошкольникам задание усложнялось: предлагала составить узор из 2 шишек и 5 палочек, составить квадрат из двух палочек (используя угол стола). На развитие внимания, зрительного запоминания предлагаю детям игры: «В какой руке камушек?», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» (на чередование).

Также детям очень нравятся игры на воображение: «Найди форму» (нужно узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

А как обойтись летом без развлечений? Часто игры превращаются в путешествия в страну Сообразилию. На маршруте организую остановки, где детям предлагаются различные развивающие задания. В свои путешествия мы отправляемся на автомобиле, поезде или корабле, которые изготовили родители и сотрудники ОУ.

Мы видим, что наши нововведения имеют успехи. Для нас чрезвычайно важным является умение детей оперировать знаниями, умениями и навыками, использовать их в игровой и продуктивной деятельности. Знания, полученные в НОД, закрепляются в повседневной жизни, в играх, в которых создаются условия (тематические площадки), для применения знаний. Незаметно для себя, в процессе игры, дети решают разного рода логические задачи. Проводя образовательную и оздоровительную работу в летний период в интересной, увлекательной форме, мы способствуем с одной стороны формированию необходимых знаний и представлений, помогаем «догнать» товарищей, а с другой стороны – воспитываем у ребенка уверенность в своих силах, развивать познавательный интерес. Желаем Вам успехов в работе и надеемся, что наш опыт будет полезен.


Полезен ли спорт для детского здоровья? Ответ на этот вопрос очевиден – конечно, при условии, что для этого оборудована безопасная и комфортная территория. Именно поэтому для дошкольных образовательных учреждений все чаще заказывают во всех смыслах удобную резиновую плитку или бесшовное покрытие. Спортивная площадка в ДОУ.

Детские годы – замечательная пора, которая вспоминается всю жизнь. И конечно, особенно запоминающимся является период, когда ребенок ходит в садик. Там он впервые находит друзей, учится общению, переживает развитие разных черт характера. В дошкольном образовательном учреждении он развивается всесторонне: и духовно, и морально, и физически. А для этого необходимы особые условия.

Если степень душевного комфорта зависит от того, насколько повезло крохе с воспитателями и товарищами, то для физической безопасности сегодня есть практическое решение, доступное всем без исключения. Любые территории и даже помещения можно и нужно переоборудовать, используя . Они очень практичные, красивые и, главное, безопасные – на них ребенок не сможет травмироваться, какие бы активные игры ни выбирала детвора.

Любимый детский сад: там, где комфортно и безопасно.

Конечно, безопасность необходима детворе не только в детском саду. Спортивная площадка в ДОУ – это отдельный разговор. Если во дворе или на даче ребенок может получить травмы, то такие риски все же минимальны. Там за ним чутко следят родители, да и нет такого количества деток, как в детском саду. Причем пара воспитателей должны охватывать большую группу малышей, что просто физически нереально.

Конечно, кто-то может справедливо заметить, что невозможно полностью защитить кроху от падений и травм. Да и нужно ли это? Ведь в детстве ребенок нарабатывает ценнейший опыт, чтобы становится более аккуратным, осторожным, ловким, что важно для дальнейшей жизни. А вот что важно – взрослые могут и должны сделать так, чтобы при любых падениях на игровой площадке ребенок не получал серьезнейших травм, чреватых опасными последствиями.

Резина под ногами – это идеальное решение. Она не скользит, так что детки в садике могут бегать, играть, резвиться, как им только заблагорассудится. В то же время, если и произойдет падение, то покрытие сдержит удар. Немаловажно, что оно не пылит, не имеет неприятного запаха. Поэтому условия для игр благоприятные во всех смыслах. Отдельно нужно подчеркнуть, что детский сад и его прилегающая территория с таким материалом превратится в сказочный мир. Ведь делают покрытия в любых расцветках. Так что реально создать грандиозный проект, где будут отделены разные функциональные зоны, нанесены изображения любимых героев и воплощены любые другие идеи.

Недорогая спортивная площадка в ДОУ.

Как это часто бывает, многие хорошие проекты замирают, так и не будучи реализованными. А все по той простой причине, что на них не хватает финансирования. В случае выбора резинового покрытия таких отговорок не может быть. Это очень экономичное решение, которое доступно всем. При этом материал будет служить долгие годы, так что спортивная площадка будет сделана раз и надолго.

Оформить детскую площадку в детском саду можно даже из бросового материала – получится милый и веселый декор территории

Территория для прогулок возле детского сада играет немаловажную роль в умственном и социальном развитии ребенка. Здесь малыши общаются, играют, учатся, фантазируют, изобретают, поэтому все элементы детской площадки должны максимально способствовать этим процессам. Чтобы правильно решить данную задачу, необходимо знать некоторые приемы и особенности.

Зонирование детской площадки в детском саду

Первое, с чего нужно начать оформление детской площадки в детском саду – грамотное деление территории. Как правило, любой участок для комфортного времяпрепровождения детворы должен иметь три основных зоны:

  • игровая или творческая;
  • спортивная;
  • зеленая.

Игровая зона должна быть самой большой и включать в себя всевозможные творческие художественные элементы и техники. Обязательно стоит учитывать возрастные группы малышей – для самых маленьких здесь желательно создать настоящий сказочный мир с разнообразными яркими животными, мультипликационными героями, персонажами сказок. А для детей старших и средних групп необходимо выделить территорию побольше, чтобы они могли развивать свои творческие способности, заниматься оформлением вместе.

Зона для спорта меньше по размеру и включает в себя разнообразные качели, горки, ступеньки, лестницы, карусели. Самое главное – тщательно продумать безопасность детей. К примеру, горку лучше установить в месте, где густо растет трава, не использовать асфальтированное покрытие – лучше насыпать толстый слой песка либо газон, проверить качели на предмет неисправностей, дефектов и острых углов.

Оставшийся небольшой участок выделяется для зеленого уголка. Данную зону можно использовать в качестве разграничения территории. К примеру, разделить площадки для старших и младших детей неширокой полосой зеленых насаждений либо разграничить здание детского сада и территорию для прогулок. Если участок достаточно большой, зеленую зону можно сделать центром композиции, соорудив круглую клумбу посередине площадки. Будет огромным плюсом, если детвора поучаствует в процессе ухаживания за цветочками.

Стоит учитывать, что на площадке должно быть достаточно много свободного пространства для бега, зарядки, рисования, закаливания, поэтому не нужно загромождать участок большим количеством предметов, особенно когда территория маленькая.

Достаточно использовать основные элементы:

  • сооружения для лазания и соревнований;
  • игровой домик, палатка или шалаш;
  • минимум три различные качели;
  • грибок или зонтик от солнца;
  • живые цветы;
  • песочница.

Такой минимальный набор позволит детям полноценно развиваться и сделает прогулку увлекательной. В дополнение обязательно стоит использовать тематические поделки из натуральных материалов, уличные статуи и игрушки.

Оформление летних участков в детском саду

В летнее время малыши проводят большую часть времени на улице, поэтому территория детского сада, оформление которой можно доверить и самим детям, должна способствовать доброму настроению, быть красочной и уютной.

Чтобы создать оформление летних участков в детском саду, для начала необходимо выбрать основную тематику – лучше всего будет поинтересоваться у детей, провести голосование или опрос. Больше всего деткам нравятся:

  • сказочные домики с лавочкой и столиком внутри;
  • герои популярных мультфильмов;
  • разноцветные дорожки и бордюры;
  • маленькие водоемы;
  • красивые клумбы.

Видео об оформлении участка в детском саду своими руками

Для украшения площадки лучше всего использовать натуральные материалы. К примеру, домик можно соорудить из деревянных брусьев или планок, сделав сверху подобие соломенной крыши, и оградить его забором из деревянных колышек. Детей привлекает все яркое, поэтому можно покрасить домик в яркий цвет либо посадить рядом самодельного хозяина – зайчика, мишку, лисичку или всех вместе. Главное, чтобы поделки не выглядели устрашающе и отталкивающе – они должны быть разноцветными, с радостными улыбками и большими добрыми глазами. Родители также могут поучаствовать в этом финансово и подарить детскому саду красивые украшения для площадки.

Большое внимание стоит уделить разнообразным бордюрам и дорожкам, они сделают площадку уютнее, да и детям очень нравятся запутанные таинственные тропинки. В качестве материалов для их создания прекрасно подойдут обычные камушки, спилы деревьев различной ширины и высоты, цветной гравий.

В летнее время детей очень привлекают игры с водой, поэтому по возможности будет хорошо создать небольшой прудик – достаточно вырыть ямку и поставить туда емкость с водой, а вокруг посадить растения, разложить камни и, например, посадить лягушек. Желательно размещать его рядом с песочницей, чтобы дети всегда имели под рукой источник воды.

Для развития моторики пальцев, сенсорного восприятия и творческого мышления не лишним будет собрать различные шишки, камушки, бревнышки, веточки, ракушки и оставить рядом с песочницей – детская фантазия додумает назначение этих вещей.

Оформление участка детского сада из бросового материала

Очень активно для декора детских площадок применяется бросовый материал – так называемые «негодные» предметы, отходы, которые уже использовались. Соединив «мусор» с умелыми руками и фантазией, можно получить удивительные по красоте вещи. Оформление участка в детском саду своими руками очень увлекает и объединяет родителей, воспитателей, бабушек, дедушек, каждый из которых делает свой вклад в творческий процесс. Стоит выделить примеры использования основных отходных материалов:

  • Пластиковые бутылки . Самый популярный материал для создания поделок. Большие бутылки можно использовать в качестве туловища для животных, из небольших сделать цветное ограждение, воткнув в землю вниз горлышком. Разрезав бутылку на части, получатся красивые цветочки, а из крышечек можно сделать разноцветную тропинку.
  • Старые шины . Не менее эксплуатируемый материал, который используется в качестве туловища для животных, основы для клумбы, элемента для спортивных состязаний. При разрезании шины можно создать прекрасного лебедя, попугая, крону пальмы, слоника и множество других животных.
  • Непригодная посуда . Железные миски могут послужить шляпкой мухомора, жестяные ведра – горшочком для цветов. Дырявый чайник можно превратить в настоящий «арт объект», нарисовав ему лицо и посадив внутрь настоящие или искусственные цветы.
  • Старые трубы . Прекрасно подходят в качестве длинных ног у фламинго, цапли или страуса, также длинной шеи у жирафа, зебры, лошадки.

Дополнительно применяют пластиковую посуду, треснувшие тазики, строительные каски, битую плитку, ржавые металлические прутья, проволоку, велосипедные детали – все, что может превратиться в элементы декора. Таким образом, оформление участка детского сада из бросового материала является самым доступным и бюджетным способом, главным плюсом которого является возможность проявить свой творческий потенциал и увлекательно провести время с детьми, задействовав их в этом процессе.

Оформление цветочных клумб в детском саду

Цветочные клумбы могут преобразить детскую площадку до неузнаваемости, придать необходимую сказочную или загадочную атмосферу, послужить объектом, развивающим фантазию и творческие навыки у детей. Чтобы создать самое простое оформление клумб в детском саду, достаточно раскрасить несколько шин в разные цвета, расставить друг на друга или вдоль участка и посадить внутрь яркие невысокие цветы. Такие клумбы из подручных материалов создадут радостное настроение и позволит деткам изучать цвета.

Более сложные варианты цветочных клумб представляют собой создание целых тематических или сказочных сценок. Для такого декора понадобится достаточно большое пространство, например, вдоль здания садика или поблизости забора. Наиболее популярной является сельская тематика. К примеру, можно установить деревянную оградку, а внутрь поместить свинку с поросятами из пластиковых бутылок, посадить «дедушку с бабушкой» на лавочку, «выпустить» уточек. Часто для оформления используются сказочные персонажи, животные, божьи коровки, пчелы, нередко вместе с живыми цветами «сажаются» искусственные.

Создавая дизайн детской площадки, обязательно нужно учитывать пожелания детей, не злоупотреблять деталями и яркими цветами. Все творчество должно быть направлено на развитие детских способностей, создание праздничной и радостной атмосферы, чтобы малыши спешили в детский сад как в удивительную сказочную страну с приятными добрыми жителями.

Видео об оформлении участка детского сада из бросового материала

А у Вас есть идеи, как оформить детскую площадку в детском саду? Может, Вы уже реализовали их? Расскажите об этом в

Лето — долгожданный для детей и их родителей период отпусков, отдыха, поездок на природу и дачу. Но даже в летний период достаточно много детей остается в городе. Для них нужно правильно организовать летнее пребывание в детском саду.

Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет очень важное значение для детей, посещающих ДОУ: им надо узнать много нового об окружающем мире, вдоволь поиграть, побегать, пообщаться друг с другом. Коллективы ДОУ должны организовать работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители были спокойны за здоровье детей.

Летом имеет свою специфику: с детьми занимаются не в помещениях, а на воздухе , где так много интересного и неопознанного. Внимание дошкольников рассредоточено, они больше отвлекаются, поэтому необходимо всячески разнообразить их деятельность.

Лето — время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными практическими занятиями.

Решая эту проблему, каждое дошкольное учреждение при составлении календарного плана учитывает paзвивающую предметную среду, окружающий микросоциум, возраст детей, педагогический состав, основное направление летней оздоровительной кампании (экологическое, физкультурное, художественно-эстетическое).

К разработке комплекса мероприятий привлекается педагогический актив. Его задачи:

  • проанализировать предметно-paзвивающую среду;
  • проанализировать педагогическую, методическую литературу;
  • определить ведущую линию развития;
  • спланировать педагогическую деятельность;
  • определить совместную деятельность с родителями;
  • составить понедельное планирование с учетом взаимосвязи недельных мероприятий.

Летом больше проводится игр, досугов, развлечений, закаливающих процедур, праздников, походов экскурсий, как наиболее приемлемых форм активного отдыха.

В летний период целесообразно проводить с детьми:

  • оздоровительные мероприятия на свежем воздухе – зарядка, бег, спортивные игры, физические упражнения и прочее;
  • игры на снятие эмоционального напряжения, логоигры, пальчиковые и артикуляционные игры, логоритмику, игры на развитие чувства ритма;
  • проводить беседы с детьми о здоровье на темы: «Болезни грязных рук», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «В здоровом теле здоровый дух», «О пользе фруктов и овощей»;
  • закаливание организма;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков.

Важное значение имеет планирование всех этих мероприятий, проводимых с детьми.

Перед администрацией ДОУ возникает целый ряд серьезных вопросов.

Во-первых , в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду учебные занятия в летний период не проводятся, основной акцент делается на разнообразные досуговые мероприятия, такие как праздники в детском саду, экскурсии, спортивные игры и занятия, прогулки на свежем воздухе.

Во-вторых , наблюдается устойчивая административная тенденция, даже не в малокомплектных детских садах, к объединению детей различного возраста в единую разновозрастную или смешанную группу.

В-третьих , именно летом многие родители предпочитают начинать водить своего ребенка в детский сад, справедливо полагая, что в этот период заметно снижен риск простудных заболеваний, которые являются настоящим бичом для неадаптированных «домашних» малышей.

Каким же образом должна быть организована работа ДОУ, чтобы учесть «особые» условия летнего периода?

При организации детского досуга важно помнить, что летом мы имеем дело с разновозрастной или смешанной группой детей. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах в летний период имеет свою специфику, требует от педагога умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом.

Дети разного возраста - это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей. Там, где один ребенок схватывает информацию «с лету», другой долго ее «переваривает». Более старший ребенок заведомо более терпелив и выдержан, чем его непоседливый товарищ младшего возраста.

Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной или смешанной группе.

Создание педагогически целесообразных условий для разнообразной игровой деятельности является одной из первостепенных задач в организации на участке благоприятного психологического микроклимата, соответствующего потребностям и интересам дошкольников.

Главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе.

В малокомплектном детском саду эта задача осложняется из-за разновозрастного состава ребят. Площадка же, отведенная для игр, как правило, небольшая.

При создании условий следует соблюдать три основных требования:

  • Первое требование заключается в педагогически правильном и целесообразном размещении игровых зон.

Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением.

  • Вторым требованием является наличие многофункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования.

Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку.

  • Третье требование связано с учетом своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы.

Например, для детей четырех лет еще характерны игры в малых группировках. Ребята объединяются для игр по 2-3 человека. Им не нужен большой по размеру домик для игр с куклами. Старших же дошкольников не устроит малогабаритный домик, так как они объединяются в игровые группы по 5-6 и более человек, количество ролей значительно расширяется, их игры приобретают характер коллективных, им нужна большая площадь.

В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

  • полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях,
  • продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни,
  • закреплению умений и знаний по познавательному и эстетическому развитию.

Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:

  • участки групп с теневыми навесами;
  • спортивную площадку;
  • размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
  • площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
  • цветочные клумбы, цветники;
  • огород.

На участке каждой группы необходимо предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей:

  • площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и прочее;
  • площадка для игр с песком, ветром;
  • бассейны для игр с водой;
  • на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.

Руководители, старшие воспитатели, воспитатели должны продумать размещение зон на участке. Рассмотрим варианты создания условий для разнообразной игровой деятельности.

ЗОНА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Этой зоне отводится довольно большая площадь, где есть затененные места, уютные уголки и возможность удобно разместить необходимые постройки.

В зоне сюжетно-ролевых игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок» . В летнее время он может выглядеть так: в удобном месте располагают два домика. Домики необходимо делать легкими, обязательно светлыми, открытыми и достаточно просторными, чтобы дети могли расположить в них кукольную мебель и сами удобно разместиться. Красить домики лучше в яркие тона, повесив на окна и дверь красочные занавески. Хорошо смотрится, если они различные по внешнему виду и строению, между домиками посажены цветы, установлены скамеечки и сказочный колодец.

Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых игр надо подобрать атрибуты, изготовить их вместе с детьми.

В зоне сюжетно-ролевых игр располагают несколько игровых построек - макеты машин, ракеты, парохода и прочее. Однако такие постройки не должны быть статичными, неподвижными и занимать много места. Следует учесть, что дети 4-7 лет сами с удовольствием сооружают нужную для игры технику. Поэтому можно продумать и изготовить для участка универсальную, многофункциональную модель , чтобы, меняя отдельные съемные детали, можно было одну и ту же модель «превратить» в машину, военный корабль или ракету, в дом, в необитаемый остров, снежный перевал. Она может служить хорошим теневым навесом и своеобразным оборудованием для развития движений. Использование такой постройки позволяет воспитателю разновозрастной группы обеспечить разнообразие сюжетно-ролевых игр, влиять на выбор темы .

Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или прочее. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если он носит действенный характер. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Летом растения, насекомые большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся глина, почва, вода, песок, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов .

Особого места и оборудования требуют игры с песком и водой. Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для свободной двигательной активности детей, так как к песочнице доступ должен быть свободным со всех сторон. Четырехлетние дети на бортах песочницы могут формовать и строить из песка. Старшим детям для игр с песком нужна большая площадь: они строят города, дороги, мосты, плотины.

Игрушки размещают на одном бортике, а плоскостные изображения домов, деревьев, машин, людей, дорожных знаков, животных, необходимые для игр с песком, вставляют колышком в отверстие на другом бортике песочницы или в специальные контейнеры. В такой песочнице дети разных возрастов играют рядом или вместе. Младшие могут наблюдать за играми старших дошкольников. Воспитателю легче осуществлять руководство ими.

Оборудование площадки для игр с песком включает:

  • песочницу с увлажнённым песком, собранным в горку;
  • совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито;
  • плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), объёмные игрушки (машинки и прочее);
  • природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки;
  • модели построек: мосты, ворота, замки.

Для игр с водой можно выносить надувные бассейны, большие тазы или ванны. Хорошо на участке старшей разновозрастной группы сделать желобки в виде ручейков или небольшой бассейн. Форма ручейков, бассейна выкладывается из кирпича, стенки цементируются, сбоку делается отверстие для слива воды.

Очень привлекательно смотрятся бассейн или ручейки, оформленные мозаикой: на еще мокром цементе острой пилочкой рисуют экзотических рыб, морских звезд, коньков, морские водоросли и затем уже выкладывают их кусочками цветной облицовочной плитки. Основной фон внутренней поверхности бассейна — голубой; внешний — желтый или белый.

Игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки) раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом.

Оборудование:

  • игрушки — средства передвижения: лодочки, плоты, парусники;
  • природный материал: камушки, ракушки;
  • предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности.

ЗОНА СПОКОЙНЫХ ИГР

Зона спокойных игр может быть оборудована на веранде или в беседке, расположенной в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные, квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких столов позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием, конструированием, ручным трудом на воздухе.

Оборудование:

  • небольшие модули-накопители для размещения оборудования;
  • разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, тесто;
  • природный материал;
  • бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления коллажа.

Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры и прочее.

ВЫСТАВКИ

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес.

Выставка проводится в несколько этапов:

  • На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое лето к нам пришло!» — рисунки.
  • Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.
  • Оформление выставки.
  • Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

В ДОУ надо предусмотреть площадку, асфальтированную для рисования мелками. Если площадки нет, то воспитатель помогает детям найти ровный участок земли, на котором можно рисовать палочками.

ЗОНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна.

Во внутренней части беседки расставляются скамейки места для зрителей. Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У входа оборудуется касса.

ЗОНА ДЛЯ ИГР С КРУПНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Для игр с крупным строительным материалом в летнее время отводится место на утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал развернуть строительство и была возможность сохранить постройки.

Для игр на участке лучше иметь отдельный строительный набор, который хранят на небольших стеллажах со съемными или выдвижными дверками. Это позволит оставлять строительный материал в течение всего летнего времени на участке. Рядом ставятся ящики или коробки с игрушками, необходимые для игр со строителем.

Не надо забывать и про двигатели разных размеров, которые используются и для катания детей, катания кукол, игр с песком, как дополнение для настольных конструкторов и крупного строительного материала.

ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самая большая площадь на участке предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр.

Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр:

  • кольцебросы;
  • скакалки;
  • велосипеды;
  • самокаты;
  • ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее.

Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На этой площадке организуются все подвижные игры.

Актуально и выигрышно смотрятся напольные шахматы и шашки. Обязательно на площадке должны быть различные виды классиков.

Игрушки, предназначенные дли разнообразной игровой деятельности детей на воздухе, хранятся в кладовой рядом с верандой. Дети берут игрушки сами по мере надобности.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них могут быть организованы игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.

Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ

При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды — в зале) создаётся несколько «мастерских», в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом — рисуют.

Мастерская представляет собой пространство, организованное таким образом, чтобы было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья). Там же находятся необходимые материалы.

По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничится только одним.

В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка «Цветик-семицветик». Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей «серединке». Задача детей — собрать как можно больше лепестков.

АВТОГОРОДОК

Особое место занимает «Автогородок», он организовывается для того, чтобы дети могли применить «на практике» свои знания, в игре закрепить правила поведения на улице, умение различать дорожные знаки, использовать доступные данному возрасту игровые виды транспорта.

Стационарные объекты и оборудование площадки:

  • асфальтированные дорожки, имитирующие проезжую часть улицы города, с разметкой, поворотами и перекрестком;
  • светофор, дорожные знаки, указатели.

Выносное оборудование:

  • велосипеды,
  • самокаты,
  • машины,
  • станция ремонта,
  • заправка.

Каждая из тематических игровых площадок в любое время года разнообразную игровую деятельность детей 4-7 лет, создает большие возможности для их физического и эмоционального развития.

Не следует забывать о труде детей на участке, который организуется воспитателем:

  • помощь воспитателю в выносе игрушек, заливке водой ёмкостей, поливке участка, мытье игрушек, помощи малышам в сборе игрушек, в проведении водных процедур и прочее;
  • собрать песок в горку, разложить игрушки для игр с песком, полить песок, вымыть игрушки от песка;
  • работа на цветниках, в огороде;
  • помощь воспитателю и детям младших групп в сборе игрушек и игрового оборудования.

Разнообразная игровая обстановка увлекает детей, способствует более широкой и разноплановой тематике сюжетно-ролевых игр, взаимодействию нескольких игровых группировок детей одного и разного возрастов.

Особой заботой педагогов дошкольного учреждения является благоустройство и озеленение участков, создание комфортной ландшафтной зоны.

Главная задача – создать комфортные условия для прогулок детей, защитить их от пыли, шума, ветра, одновременно решая задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром. Созданная ландшафтная зона радует глаз, учит, воспитывает.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов — предоставить такую информацию.

В планировании важно отразить консультации и практикумы, наглядно-информационные формы работы. Для этого необходим план взаимодействия с родителями воспитанников на лето.

Необходимо:

  • сделать подборку тем бесед с ребенком, игры, занятия;
  • воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно, полезно и правильно;
  • спланировать встречи с родителями и детьми (вечера совместного отдыха, спортивные эстафеты, интеллектуальные марафоны);
  • спланировать и провести консультации и практикумы для родителей.

Актуально размещение родительских уголков на участках, верандах, при входе в детский сад. Тематика статей должна соответствовать летнему периоду:

  • «Секреты безопасного отпуска»;
  • «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;
  • «Сделайте вместе с детьми»;
  • «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;
  • «Секреты хорошего аппетита».

Летний отдых в детском саду будет прекрасным, если все взрослые, и педагоги, и родители, ответственно подойдут к его организации, будут чутко реагировать на пожелания детей, учитывать их жизненные устремления и интересы.

ПАМЯТКА: Игры в детском саду в режиме дня

УТРО

  • Младшая группа: подвижные игры средней и малой подвижности, хороводные игры, игры-имитации, игры, облегчающие расставание с родителями, игры-забавы, автодидактические игрушки, настольно-печатные игры.
  • Средняя группа: подвижные игры средней и малой подвижности, хороводные игры, несложные дидактические, словесные, музыкально-дидактические, элементарные театрализованные игры, коммуникативные игры.
  • все то же самое, конструктивные игры.

ПРОГУЛКА

  • Младшая группа: подвижные игры сюжетные и бессюжетные, дидактические игры, настольно-печатные, крупный строительный материал, театрализованные, игры-экспериментирования.
  • Средняя группа: все то же самое, разнообразные игры-путешествия, игры на эмоции.
  • Старшая, подготовительная группы: все то же самое, режиссерские игры.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

  • Младшая группа: подвижные игры, забавы, драматизации, дидактические игры, словесные игры.
  • Средняя группа: все то же самое, музыкально-дидактические, театрализованные игры.
  • Старшая, подготовительная группы: все то же самое, режиссерские игры, конструктивные.