Славянская слобода: Свадьба: Ритуалы и обряды. Свадьба в славянском стиле

Одно из первых упоминаний от языческом браке восточных славян встречается в древнерусских летописях. По свидетельству Нестора, автора «Повести временных лет», наиболее раннего из дошедших до нас русских исторических памятников (начало XIIвека), первоначальной формой брака у древних восточных славян до принятия христианской религии было похищение невесты или («умычка»). Широкое распространение этой формы брака в древнерусском обществе в языческий период было неслучайным. Обряд умыкания наиболее соответствует взглядам и представлениям первобытного человека о возможных способах приобретения любых ценностей, включая и женщину. Она, равно как и предметы хозяйственного инвентаря, переходила в полную и безраздельную собственность своего владельца только посредством захвата. Распространению данного способа заключения брака способствовал также и институт многоженства, в результате которого могло не хватать невест внутри одного рода, равно как и нежелание других родов бесплатно и добровольно отдавать своих женщин инородцам.

До принятия христианства славяне поклонялись воде и водным божествам, призывали их в своих клятвах, очищались водой, считая ее священной стихией. Они читали молитвы над водой, гадали на воде, к рекам, озерам и колодцам относились как к живым существам, способным чувствовать, понимать и владеть человеческой речью. В силу этих причин вода имела большое обрядовое значение при заключении языческих браков . Первые языческие свадебные обряды совершались именно у воды.

Свадебные обряды у воды еще долго заменяли церковное венчание и в христианские времена. В XII в. митрополит Иоанн с горечью признавал, что простые люди «поимають жены своя с плясаньемь и гуденьемь и плесканьемь» (то есть с помощью плескания воды). Спустя столетие ситуация мало изменилась. В грамоте митрополита Кирилла, датируемой 1274 г., говорится: «И се слышахомъ: в предлех Новгородьскых невесты водять к воде. И ныне не велим тому тако быти; аще ли, то проклинати повелеваем».

Похищения невест, практиковавшиеся восточнославянскими племенами в начале христианской эпохи: вятичами, радимичами и северянами, согласно мнению большинства историков, носило исключительно обрядовый, религиозный характер. Выражение летописца «схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни» указывает на религиозные языческие празднества, а слова «умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся» свидетельствуют, что похищение невесты предполагало ее согласие, и, следовательно, не могло иметь характера действительного насилия. Однако в дохристианский период во время языческих праздников или у воды практиковались не только обрядовые похищения. Очень часто девушки и даже замужние женщины умыкались и содержались в брачной неволе без всякого с их стороны согласия.

Одного похищения невесты для установления языческого брака было недостаточно. Брачный союз признавался законным только с момента истечения определенного срока давности, а точнее - с момента примирения обоих родов и признания свершившегося факта. Брак, который заключался путем похищения невесты, довольно длительное время сохранялся в древнерусском обществе и был распространен не только среди простых людей, но и среди знати, о чем свидетельствует Церковный Устав князя Ярослава (XI-XII вв.), где за кражу невесты из знатной семьи предусматривалось наказание. Обращает на себя внимание то, что закон не предусматривал какое-либо наказание за умыкание девушек из «простыи чади» или крестьян. Вероятно, связано это с большой распространенностью подобного преступления в силу приверженности крестьянского населения языческим традициям. Следы обряда умыкания невест сохранились в народном эпосе (былинах, песнях) в форме многочисленных состязаний жениха с невестой, играх молодежи в горелки.

Следующей по времени формой заключения языческих брачных союзов у древних славян явилась покупка невест. Истоки обычая купли-продажи девушек с целью создания семьи непосредственно связано с традицией похищения. «Умычка» невест неизбежно приводила к тому, что возникала вражда между родами, поэтому, дабы предотвратить кровопролитные столкновения, оскорбленный род требовал вознаграждение от похитителя. Со течением времени выплата отступных постепенно трансформировалась в прямую продажу невесты жениху. Появление данной формы брака у древних славян было напрямую связано с историческим повышением уровня общественного экономического развития. Факт появления прибавочного продукта сделало возможным обмен жен для своих соплеменников и измерение стоимости невесты в определенном денежном эквиваленте.

На существование обычая купли-продажи девушки указывают множество различных народных свадебных песен и обрядов, дошедших до нас с древнейших времен. Свадебные песни называют жениха купцом, а невесту товаром. Наиболее наглядно отголоски обычаев купли невесты прослеживаются в свадебных обрядах, которые больше напоминают торговые сделки. Так, дружко и бояре покупали невесту, а братья и ближайшие родственники девушки с ними торговались. Достигнув согласия, родные со стороны невесты передавали ее жениху через полу, как было принято передавать покупателю проданный скот, а затем договор скреплялся рукобитьем. Непременными элементами обряда на народных языческих свадьбах были выкуп женихом косы и постели невесты у ее родных, а также наделение отца, братьев и ряда других ближайших родственников будущей жены деньгами со стороны жениха.


Процесс покупки невесты был достаточно сложным в древние времена. Одним из главных его элементов была «запродажная сделка», или предварительный сговор. Данная процедура договора состояла из двух этапов, а именно, сватовства, представляющего собой осмотр предмета сделки, т.е. невесты через посторонних, и рукобитья как заключения сделки заинтересованными сторонами: родителями будущих мужа и жены или самим женихом и родителями невесты. В процессе сделки устанавливался размер выкупа и срок совершения брака. Форма сделки, как правило, была символическая, устная: «рукобитье» или «заручение», т. е. связывание рук. Впоследствии появился и ряд религиозных форм: богомолье и «литки», или «пропоины», как форма жертвоприношения богам. В сумме, вносимой за невесту, различали действительную плату (вывод, или кладки), получаемую отцом невесты, и обрядовую - выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами. Процедура заключения языческого брака при покупке состояла только в передаче невесты жениху. Передавалась не невеста, как вещь, а символы власти над ней. У славян это была плеть, символизирующая право мужа наказывать жену.

Следующей формой языческого брака , существовавшей у славян в дохристианский период, стал договорной брак, впервые появившийся у полян. В основе договорного брака лежало соглашение между родственниками жениха и невесты. На наличие договора указывают слова летописца о приведении невесты и «приношении» за нее на следующее утро, что являлось действиями, за которыми скрывалось исполнение условий договора. Предметами договора могли быть принципиальное согласие сторон о заключении брака между их детьми, сроки бракосочетания, условия приведения невесты и т.п. В переговорах о заключении брака решающую роль играли родители или близкие родственники молодых. Судя по летописям, мнение жениха и невесты, скорее всего, не учитывалось.

В случае достижения соглашения между родителями молодых наступал последний этап сговора - помолвка. В доме невесты накрывался стол, на который подавались обязательные блюда: каша, пирог-каравай и сыр. Важным элементов помолвки являлся обряд резанья сыра, который был одним из древнейших языческих восточнослявянских ритуалов принесения жертвы. Сыр должна была вынести невеста, сват его разрезал и раздавал всем присутствующим в ее доме.

Отказ жениха от невесты после помолвки считался большим позором для нее, вследствие чего она могла навсегда остаться в девицах. Поэтому в случае разрыва помолвки родители жениха или он сам должны были возместить моральный ущерб, нанесенный невесте, а также расходы на угощение. Эта норма обычного права впоследствии была государством закреплена в форме закона.

Языческий брак в Древней Руси совершался с соблюдением установленных обрядов и в торжественной обстановке. Невесту вечером приводили в дом к жениху, где молодую встречали хлебом, медом и забрасывали различными плодами (маком, зернами хлебных злаков, горохом и т. д.), чтобы она была зажиточна и плодовита. Потом невесте три раза обводили вокруг очага, чтобы она поклонилась домашним богам и принесла жертву. После этого ее усаживали на звериную шкуру, лежащую мехом вверх. Гостям при этом раздавали свадебный калач (каравай).

В ходе церемонии празднования языческого брака совершались обряды, символизирующие переход девушки из-под власти отца под власть мужа. В летописи «Повесть временных лет» содержится указание на традицию, когда невеста должна была разуть жениха. К другим обрядам подобного рода также относятся передача ее отцом жениху из рук в руки, покрытие головы невесты чепцом или платком, а также легкие удары плетью, которую вручал жениху отец невесты. После соблюдения всех необходимых формальностей дружки и женщины одевали молодоженов в новые рубахи и с особым торжеством укладывали их на ложе. Приведение невесты в дом жениха с соблюдением всех необходимых обрядов придавало браку юридическую силу.

Дополнительная информация

  • seotitle: Языческий брак в Древней Руси - Все о семье

Прочитано 1489 раз Последнее изменение Суббота, 17 Сентябрь 2016 12:55

Анна Гаврилова

Язычество

славянской свадьбы

Аннотация: Считается, что до прихода христианства славяне не знали браков и жили "по-скотски". Что языческий свадебный обряд если и существовал когда-то, то давно и бесследно исчез. Что на протяжении веков, на Руси, единственным способом узаконить союз мужчины и женщины, было церковное венчание. Но если это так, тогда почему ещё в XIX веке, в народной среде, венчание в церкви было необязательным? Почему в отсутствие священника обряд мог совершить свадебный кум или колдун? Почему наряду с венчанием существовал целый комплекс обрядов, бесконечно далёких от церковного канона? И откуда он взялся, если до Крещения Руси славяне браков не заключали? При близком рассмотрении становится очевидным - славяне-язычники придавали вопросам брака огромное значение. Более того, они стремились не только узаконить союз, но и "создать" хорошую судьбу для молодых. Для этого применялся целый ряд "магических инструментов", многие из которых стали неотъемлемой частью современных свадебных традиций. Эта книга посвящена реконструкции языческого свадебного обряда в целом, а так же расшифровке ключевых элементов свадебного действа. Она будет интересна не только приверженцам древних традиций, но и всем, кто планирует однажды вступить в брак или устроить торжество для своих детей.

Введение

Общество - это живой организм. Перед ним стоят две основные цели - выживание и развитие. Эти вопросы связаны не только с воспроизводством рода-племени, но и со способностью сохранить и передать потомкам свою культуру. Культура - краеугольный камень и, подобно самому обществу, неоднородна. Некоторые её элементы - временны и забываются легко, другие остаются незыблемы, что бы ни происходило. К таким элементам относятся ключевые обряды, знаменующие жизненный путь человека, одним из которых является Свадьба. В древности свадьба считалась едва ли ни самым важным событием в жизни, так как позволяла человеку войти в главный цикл общества - рождение и воспитание потомства. Неженатый юноша или незамужняя девица, как бы хороши ни были, полноценными людьми не считались. Для общества в целом, данный акт был доказательством собственной полноценности, способности правильно воспитать молодое поколение, "продолжиться" не только биологически, но и культурно. "Свадьба - это проверка основных ценностей, испытание не только вступающих в брак, их семей, но и всего общества в целом, так как новый брак изменяет структуру сообщества и подтверждает, сакрализирует новый порядок" (Кабакова, 2001, с. 160). Являясь одним из важнейших обрядов в жизни человека, свадебный обряд менялся очень неохотно. Даже в самой современной его интерпретации присутствуют черты древнейшей языческой мистерии. Выделенные и осмысленные они складываются в единую картину, которая лишний раз доказывает - язычники не были примитивными дикарями, а мы не так уж далеко ушли от своих предков. Задача данной книги - рассмотреть все основные элементы восточнославянского (и в частности русского) свадебного обряда, их значение и сакральный смысл, а также попытаться прояснить, что именно представлял собой свадебный обычай дохристианской эпохи.

Первые упоминания элементов свадебного обряда встречаются в древнерусских летописях. Так, в начале своего повествования летописец сравнивает обычаи разных славянских племён, разумеется, отдавая дань традиции полян (будущих киевлян): "Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают" (ПВЛ). На момент составления первых списков летописи поляне уже давно крещены, а вот прочие племена, в первую очередь предшественники современных жителей Московской земли - вятичи, пребывают "в дикости", то есть живут по архаичным языческим законам: "А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены" (ПВЛ). Н.М. Гальковский, анализируя летописи, пишет: "По свидетельству нашей Начальной летописи у русских язычников существовали неодинаковые формы брака: у полян практиковался привод невесты вечером к жениху, а у древлян продолжала существовать древнейшая форма брака - умычка. Летописец отрицает существование брака у древлян, хотя сам здесь же сообщает, что молодежь на игрищах совещалась, после чего происходила умычка: очевидно, умыкалась та девушка, которая изъявила на то согласие. Конечно, у древлян, как и у полян, не было христианского брака, т.е. таинства. Но без сомнения существовал брак, как постоянная связь мужчины и женщины с обязательствами с обеих сторон" (Гальковский, 1916, с. 143). Он так же говорит об обычае многоженства, принятого у славян-язычников. Из летописей нам известно о том, что языческие правители имели подчас несколько жен одновременно, однако никаких оснований считать, что в дохристианские времена полигамные браки были вещью обычной и распространённой - нет. Кроме отсутствия достаточного количества документальных свидетельств, невозможность повсеместного многоженства обусловлена уровнем жизни. Современному человеку порой кажется, что людям прошлого жилось довольно легко. Их мир не знал экологических проблем, леса были чем-то вроде рога изобилия (множество грибов-ягод, зверья), реки полнились рыбой и т.д. Однако не стоит забывать, что при всём "неограниченном" природном ресурсе, люди находились на другом уровне технологического развития. Добывать зверя при помощи лука и рогатины гораздо сложнее, чем при помощи ружья, соха и плуг несопоставимы с трактором и т.д. Хранить продукты тоже практически невозможно - соль в древние времена была дефицитным и очень дорогим товаром, ледники - явление позднее и редкое, консервирования древние славяне не знали. С тем же успехом можно считать изобильным каменный век с его стадами мамонтов. Если смотреть на вещи объективно, в древности голод был главным бедствием. Мужчина являлся основным добытчиком пищи. Отсюда появление термина "кормилец". Во многом по этой же причине рождение сыновей до сих пор предпочтительней, нежели рождение дочерей. Трудовые качества женщины тоже ценились, но в сравнение с мужскими не шли. Женщина в большей степени обуза, нежели помощница. Содержание женщины (и "её" потомства) полностью лежит на мужчине и является задачей довольно трудной. В таких условиях иметь более одной жены практически невозможно. "В поучениях новгородского владыки Ильи-Иоанна (1165-1185 г.) заключается замечательный по полноте перечень форм заключения языческого брака: 1) привод невесты в дом жениха вечером, 2) умычка, 3) наложничество, 4) случайная связь. Одной из первых забот нового христианского государства была забота об устройстве семьи на христианских началах. В урегулировании брачного вопроса заинтересованы церковь и государство" (Гальковский, 1916, с. 143). Данное свидетельство столь же интересно, сколь сомнительно. На наш взгляд, здесь налицо намеренное уничижение язычества христианскими "наблюдателями", идеологическая борьба. Главным основанием для такого вывода служит комплекс свадебной обрядности. Он фактически един для всех славянских племён, что указывает на его древность (т.е. языческое происхождение) и состоит из элементов никак не связанных с христианской традицией. Второй важной причиной для сомнений является положение христианства. Не секрет, что христианство стало действительно массовой религией довольно поздно (примерно к XVIII веку), до этого момента, по большому счёту, существовало только в городах. В глухих деревнях, куда не могли добраться служители христианского культа, продолжали жить по заповедям предков-язычников. Ещё одним важным моментом является принцип изменения общества. Мы живём в стремительном мире, наше общество меняется очень быстро. Главная причина этой эволюции - технологический прогресс. Именно он дал нам возможность жить, а значит и мыслить, иначе. Древнее общество такого прогресса не знало, и менялось крайне медленно. С точки зрения современного человека, оно было законсервированным. Любое отступление от принятого, проверенного веками, порядка воспринималось очень тяжело. Если предположить, что брак у славян-язычников в XII веке был настолько примитивен, каким предстаёт в сообщении Ильи-Иоанна, то возникает вопрос - откуда взялся сложный, многогранный комплекс свадебной обрядности, существующий и по сей день? Судя по всему, Илья-Иоанн всё-таки слукавил. Основные брачные принципы русских, которые документированы свидетельствами (начиная с XVI века) таковы: "У них имеется правильный брак, и каждому разрешается иметь только одну жену. Если жена у него помрет, он имеет право жениться вторично и даже в третий раз, но в четвертый раз уже ему не дают разрешения. Если же священник повенчает таких людей [не имеющих права жениться], то он лишается права совершать служение. Их священники, служащие у алтаря, должны непременно уже находиться в браке, и если у такого священника жена помрет, он уже не смеет жениться вновь, разве только он откажется от своего священнического сана, снимет свой головной убор и займется торговлею или другим промыслом. При женитьбах они также принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственниками по крови, охотно избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах или чтобы вступали в брак лица, бывшие восприемниками при крещении того же дитяти. Они венчаются в открытых церквах с особыми церемониями и во время брака соблюдают такого рода обычаи" (Олеарий, 2003, гл. XL). "В брак они (Авт. - русские) вступают таким образом, чтобы не сочетаться с родственником или свойственником четвертой степени. Они считают ересью, если родные братья женятся на родных же сестрах. Равным образом, никто не посмеет взять в жены сестру свояка. Весьма строго они соблюдают также, чтобы браком не соединялись те, между которыми существует духовное родство по крещению. Если же кто-нибудь женится на второй жене и таким образом становится двоебрачным, то это они хоть и допускают, но не считают законным браком. Жениться в третий раз они не позволяют без уважительной причины. Четвертой же жены они никому не разрешают, считая даже, что это не по-христиански. Развод они допускают и дают разводную грамоту; однако тщательно скрывают это, ибо знают, что это вопреки вере и уставам" (Герберштейн, 1988). Здесь мы сталкиваемся с рядом принципиальных запретов, которые стоит рассмотреть подробнее: Запрет на кровосмесительные браки, безусловно, является одним из древнейших запретов в человеческом обществе и связан с высокой вероятностью рождения в таком союзе неполноценных детей. К ним же относится и запрет на браки среди "духовных" родственников, так как в древнем обществе духовное родство было неотличимо от родства физического (обычного). И требовало соблюдения всех соответствующих предписаний. Запрет же на многоженство принято связывать с крещением славянских племён, что, как говорилось выше, представляется весьма сомнительным. Запрет на четвёртый брак, на наш взгляд, имеет языческие корни. Само число "три" в индоевропейской мифологии и культуре является священным и заключает в себе представление об устройства Вселенной. Четвёртая попытка не присуща мифологическому мышлению и противоречит законам Мироздания. Однако если верить уставу новгородского князя Всеволода Мстиславича (до 1136 г.), во времена язычества четвёртый брак был возможен. "В этом уставе есть статья о долях наследования имущества между детьми от первой, второй, третьей и четвертой жены. Языческая традиция и языческие формы брака ещё были столь живы в XII веке, что светская власть считала необходимым принимать во внимание народные традиции, и детям от третьей и четвертой жены выдавалась "прилюбодейная часть"" (Гальковский, 1916, с. 143-144). Но здесь стоит обратить внимание и на то, что третий и четвертый брак явно не одобрялся. Имеются также сообщения о семи и десяти браках (послание митрополита Ионы, около 1452 г.), однако это, судя по всему, исключения из правил. "Хотя последнее (Авт. - четвёртый брак) ныне так же запрещено Москвитянам, как в старину запрещалось уставом для греков, со всем тем Иван Васильевич нарушил это запрещение: этот Государь не только взял себе 4-ю жену, но, по несомненному уверению Одеборна и Поссевина, и 7-ю. Да и митрополит его не имел столько твердости духа, чтобы поразить его мечом проклятия, по примеру константинопольского Патриарха Николая, постоянно запрещавшего святые тайны Императору Льву VI, женатому на 4-й жене" (Майерберг, 1874). Сюда же можно отнести и негативное отношение к повторной женитьбе вдовых людей: в основе сценария свадьбы заклинание плодородия, а вдовство, смерть бывшего супруга, противоположно этой символике. Подробнее это явление будет рассмотрено отдельно. Наступление "свадебного возраста" зависело от периода полового созревания. Средний возраст наступления половой зрелости со временем изменялся. Свидетельство середины XVI в., например, таково: "Русские обыкновенно женят очень молодых сыновей, лет 16-18 дочерей 12-13 и моложе" (Известия англичан..., 1884). Такая разница в возрасте юношей и девушек связана с более ранним половым и психологическим взрослением девочек. Надо думать, с этим же связано и сохраняющееся по сей день стремление девушек обрести спутника старшего возраста. У древних славян старшинство невесты над женихом нередко скрывалось как позорное. Однако в некоторых славянских районах (в т.ч. в России) были распространены браки, когда невеста старше жениха (Славянские древности, т. 1., с. 246). Браки могли совершаться и между неполовозрелыми детьми, но это были браки детей из знатных родов, носившие политический либо экономический характер. Рассматривая далее основные элементы свадебного обряда, приметы и предписания, мы увидим, что многие из них берут начало в глубокой древности и при этом сохранили тот смысл, который вкладывали в них люди дохристианской эпохи. Однако свадьба, будучи обрядом комплексным, со временем претерпевала изменения. Подобные изменения объясняются изменениями в потребностях общества, нравах, культуре и вполне закономерны, так как, будучи социальным явлением, свадебный обряд подвержен тем же изменениям, что и общество в целом. Стоит всё же учитывать и то, что структура обрядовых действ, обладавших особой важностью (к которым, безусловно, относится и свадьба), менялась крайне неохотно, так как в представлениях древних, любое изменение такого обряда могло иметь далеко идущие отрицательные последствия. Именно благодаря этому консерватизму мы, современные люди, можем приобщиться к обычаям более чем десятивековой древности. Характер изменений свадебного обряда славян разнится в зависимости от региона. Д. Зеленин, рассматривая свадебные обычаи восточных славян, выделяет в них "напластования трёх эпох": языческой, христианской (влияние византийской культуры) и греческой (популярной среди знати в XVIII-XIX веках). Причём "греческая эпоха" соотносилась с религиозно-мистической частью свадебного обряда и являлась тем самым пластом, переосмысление и переработка которого народным сознанием привела к возникновению множества вариаций свадебного обряда у русских. О характере свадебных ритуалов начала ХХ века Зеленин пишет: "У украинцев и частично у белорусов эти напластования [языческой и христианской эпох. - А. Г .] как бы окаменели, и теперь обряды исполняются как омертвевшая традиция, с механической точностью. Отсюда и большая сохранность, и неизменность компонентов обряда, связанных с этими напластованиями (на Украине, например, при печении обрядового хлеба и т.д.). Напротив, русские и в этом случае оказываются новаторами и рационалистами. <...> При более глубоком анализе русского свадебного обряда нетрудно обнаружить в нём основные элементы, которые были не только унаследованы от экзогамного языческого брака, но и заимствованы у греков: свадебный каравай, украшенное деревце, омовение и др.; они лишь приобрели новый, более или менее самостоятельный характер" (Зеленин, 1991, с. 333). Что касается межплеменных различий славянской свадебной обрядности, то по их поводу однозначного мнения нет. Так, Н. Ф. Сумцов пишет: "Великорусской свадьбы как цельного и своеобразного проявления великорусского быта в действительности нет. Можно говорить о малорусской, о сербской, о польской свадьбе; но почти нельзя говорить о великорусской свадьбе. В научном смысле следует строго отличать русскую свадьбу, как она проявляется в средних и западных губерниях, от русской свадьбы в губерниях северных и северо-восточных. Между ними весьма мало общего. Среднерусская и западнорусская свадьба представляет очень много сходного со свадьбой малорусов, болгар и сербов, в особенности со свадьбой малорусов, так что естественно возникает мысль о происхождении малорусской и средневеликорусской свадьбы из одного и того же древнерусского, чисто славянского источника" (Сумцов, 2007, с. 48). Принципиальное отличие северорусских свадеб, по мнению Н. Ф. Сумцова, - их строгость и печаль. Однако Д. К. Зеленин считает такое мнение необоснованным. Мы со своей стороны, изучая описания различных свадебных обрядов, также не нашли концептуальных различий в свадебной обрядности русских, проживавших в различных областях страны. Естественно, каждый из них имеет свои особенности и отличительные черты, но, тем не менее, основа обряда и его главные элементы везде одинаковы. Свадебный обряд относился к самой важной группе - к обрядам перехода . Система переходных (инициатических) обрядов лежала в основе древнего общества, её главной целью была социализация индивидуума. Первый переходный обряд в жизни человека - рождение, последний - смерть. Свадьба же знаменовала начало полноценной, взрослой жизни. Бракосочетание "означало конец прежнего, достаточно вольного, житья и начало нового периода. В этом смысле общеизвестно сходство свадебной и погребальной обрядности. Обычно "хоронят" невесту, которая издревле покидала дом родителей и переходила в дом мужа. Новое положение полноправного члена общества сохраняется у человека на протяжении всего времени, пока он может иметь потомство" (Гаврилов, Ермаков, 2008, с. 128). Основные функции, которые выполнял свадебный обряд, были следующими: 1. Изменение общественного положения невесты и жениха. Перевод их из состояния девушки и парня в состояние женщины и мужчины, что влекло за собой получение новых прав, качественно другой уровень возможностей и ответственности, признание их социальной полноценности. 2. Рождение нового союза, который призван способствовать выполнению одной из главных общественных задач - выживания. Одновременно свадьба - и символическое объединение двух родов (рода жениха и невесты), то есть приобретение новых родственников для каждого из них. Это крайне важно, так как родство в традиционном обществе являлось основой построения социальных отношений. Самой важной целью совершения свадебного ритуала было изменение социального статуса жениха и невесты, переход их на другой уровень взаимоотношений друг с другом и окружающими. "Переход в новый статус был возможен только через сакральный свадебный ритуал, в основе которого лежало общее мировоззренческое правило: рождение в новом статусе невозможно без уничтожения старого статуса" (Русский эротический фольклор..., с. 152). Таким образом, центральная часть обряда это ритуальная смерть и совместное возрождение новобрачных. В модели мира древнего человека это два начала, две противоположные силы, которые, вступая в брак, начинают творить новую Вселенную. =============================================================== Содержание: Введение Раздел I. Брак на Руси и у славян Раздел II. В преддверии свадьбы Поощрение брака у славян Брачный выбор и сватовство Смотрины Приданое невесты Раздел I II . Подготовка к свадебному обряду Предсвадебная подготовка невесты Нежелание выходить замуж Воля, красота и коса Слёзы невесты Предсвадебная баня Прощание с родными и подругами Предсвадебная подготовка жениха Символика свадебной одежды Свадебное деревце и свадебный каравай Раздел I V. Свадьба и после неё Свадебный поезд жениха Битва за невесту Свадебный поезд невесты Возвращение свадебного поезда Преображение невесты Первая брачная ночь Есть ли жизнь после свадьбы Звуковое выражение свадебного обряда Роль венчания в свадебном действе Развод и вдовство Раздел V. Языческий свадебный обряд Формы брака у славян-язычников Свадьба и судьба Языческие боги в свадебном обряде Модель языческого свадебного обряда Заключение Приложение 1. Календарь свадеб Приложение 2. Колодец как источник новой жизни Приложение 3. Свадебные приметы, запреты, суеверия Приложение 4. Свадебное слово Примеры свадебных заговоров Пословицы и поговорки о свадьбе Свадебные песни Литература Здесь и далее "Повесть временных лет" без особого упоминания приводится в пер. Д. С. Лихачёва. Есть так же исторические упоминания о многомужестве, но они встречаются очень редко. Здесь и далее стоит учитывать, что иностранцы (Олеарий, Герберштейн, Коллинс и проч.) описывают быт и нравы горожан, в основном знатного сословия. Данные обычаи, в сущности, совпадают с общенародными, но могут иметь некоторые отличительные черты. Мир в представлениях индоевропейцев состоит из трёх миров: "срединного" - мира людей, "верхнего" - мира, где живут "светлые" боги, "нижнего" - мира, где обитают хтонические существа и "тёмные" боги.

Свадьба – это праздник двух влюбленных людей, которые решили создать семью, жить вместе в радости и печали. Наши предки в честь праздника затевали танцы у воды, женихи крали своих любимых, а гости весело гуляли несколько дней. Торжество проходило с размахом. Если вы намерены вспомнить русские свадебные традиции, в вашем распоряжении будет множество интересных обычаев. Будьте уверены – свадьба в славянском стиле надолго запомнится вам и вашим гостям. Никто не останется после праздника без теплых, ярких впечатлений.

Как организовать свадьбу в славянском стиле

Природа всегда почиталась славянами, поэтому удачным решением для стилизованного дня бракосочетания станет организация выездного праздника. Причем, отправляться стоит за город, к первозданной природе. Здесь же новобрачные могут устроить регистрацию – многие ЗАГСы согласны за дополнительную плату предоставить соответствующие услуги. Молодоженам стоит заранее предупредить гостей о выбранном славянском стиле праздника, чтобы они ознакомились с обрядами, традициями, разучили национальные песни или частушки.

Новобрачные могут арендовать просторный загородный домик из сруба, где гости будут иметь возможность отдохнуть после сытной еды и выпитого алкоголя. Славянская свадьба традиционно длилась несколько дней и была известна богатыми столами. Праздник должны сопровождать народные сказы, песни, частушки. Атрибутами свадьбы могут быть: упряжка лошадей с лентами и бубенцами, хороводы девушек, балалайка.

Развлечением для гостей станут массовые игры в русском стиле. Нанятые музыканты пусть играют на гуслях и балалайках, по возможности, молодожены могут нанять петрушек и скоморохов. Существует большое количество фольклорных коллективов, которые танцуют национальные танцы, поют исконно славянские песни на русском или украинском языках, играют на традиционных инструментах. Новобрачные даже могут провести кастинг и подобрать самых лучших артистов для своей свадьбы. Вы можете легко отыскать для них костюм медведя, что придется к месту для выбранного стиля торжества.

Свадебный образ жениха и невесты в славянском стиле

Желательно, чтобы костюмы новобрачных были выполнены в традиционном славянском стиле, разыщите вышиванки, шапки-ушанки, рубахи-косухи, просторные сарафаны. Или вы можете выбрать более современные одеяния для свадьбы – платье и костюм, стилизованные под выбранную тематику. Смелым решением станет комбинация в образах молодоженов европейского и традиционно-русского стилей.

Невеста может облачиться на свадьбу в белый сарафан, щедро украшенный красной национальной вышивкой. На голову стоит надеть белый платок и кокошник или венок из трав и красивых цветов: маков, декоративных подсолнухов, ромашек. Однако часто современные новобрачные отдают предпочтение фате или диадеме. Это все те же традиции, но модернизированные.

Жениху следует надеть белую или красную рубаху (косоворотку), декорированную золотистыми элементами, например, окантовкой рукавов или пуговицами такого цвета. Уместным будет яркий национальный пояс. В качестве обуви новобрачному стоит выбрать начищенные сапоги, в которые он заправит темные холщевые штаны. Свадебные славянские костюмы молодожены могут пошить на заказ в ателье.

Дресс-код для гостей

Что же должны надеть гости, приглашенные на славянскую свадьбу? Новобрачные могут продумать интересный дресс-код, который не доставит много хлопот и всем подойдет. Классический стиль костюмов будет неуместен, поэтому заранее предупредите приглашенных о нестандартном формате торжества, пусть они будут максимально раскованными в новых образах. Не обязательно шить полноценные славянские костюмы, главное, чтобы их вид подходил к стилю праздника. К примеру, на входе гостям мужского пола можете раздать петлички из рябины, а пришедшим дамам надеть на голову цветочные венки.

Оформление свадьбы в славянском стиле

Свадьба в славянском стиле может выглядеть очень колоритно. Чтобы добиться этого, следует тщательно изучить традиции национальных свадеб и сделать стилизованные акценты. Ими могут быть росписи хохлома или гжель, баранки, леденцы-петушки, блестящий самовар со связкой баранок и традиционные славянские яркие платки. Для славянского стиля свадьбы новобрачным следует выбирать красные, зеленые и желтые тона. Однако если вы предпочтете остановиться на конкретной теме, например, гжели, то выбирать палитру стоит, исходя из этого.

Пригласительные для гостей

Проведение свадьбы в народном стиле импонирует тем парам, которые неравнодушны к культурным традициям своей родины. И поскольку ближе нам славянские традиции, это стоит учесть не только при создании сценария праздника, но даже в таких мелочах, как оформление пригласительных открыток. Пусть их стиль будет пропитан этническим духом, используйте в качестве декора национальные элементы – красный узор на белом фоне, ленты, изображение рябины, трав и цветов. Можете заказать пригласительные в полиграфии или сделать их самостоятельно.

Украшение места празднования

Славянскую свадьбу стоит сыграть в русской избе, арендованной специально на время проведения праздника. Отыскать такой дом молодоженам будет нетрудно, их в сельской местности очень много. Помещение необходимо украсить шкурами животных, пучками колосьев, букетами цветов, ароматными травами. Если торжество запланировано на осенний период, то стоит добавить в оформление традиционные для этого сезона цвета – золотой, оранжевый, красный и коричневый. Декором будут выступать сухоцветы, ветки рябины, яблоки, пшеница.

Украсьте дом традиционными славянскими элементами: расшитыми рушниками, расписной деревянной утварью, глиняными крынками. На стены можете повесить соломенные лапти, а в углу – соорудить импровизированную русскую печь. Главным украшением свадебного помещения станет деревянный стол, накрытый вышитой белой скатертью, который ломится от разных блюд: пирожков, пирогов, солений, студеней и прочих традиционных славянских закусок.

Букет невесты

Свадебный букет – старая славянская традиция. Раньше костюмы новобрачных выглядели совсем иначе, не было привычных для нас туфель или фаты. Праздничный наряд имел другой вид, но цветы у невесты были уже тогда. Непременным атрибутом славянской свадьбы выступал венок, девушка плела его из полевых цветов и трав. Новобрачной, которой предстоит торжество в национальном стиле, следует выбрать цветочные композиции белого, красного или голубого цвета – эти тона традиционно считаются праздничными. Ромашки, лютики, маки, васильки станут прекрасным дополнением образа невесты.

Свадебное застолье и угощение для гостей

Атмосферу славянского праздника новобрачные и их гости смогут почувствовать, если банкет будет проходить в загородном доме, ближе к природе. Застолье играет одну из главнейших ролей в традиционной русской свадьбе. Поэтому при планировании торжества этой части праздника необходимо уделить максимум внимания. Удивите гостей обилием горячих мясных блюд, салатов и закусок – пусть стол прогибается под тяжестью яств.

Особое место на свадьбе должен занимать традиционный славянский свадебный каравай, аналог современных тортов. Испечь его смогут пекари в любой кондитерской, однако важно, чтобы каравай был оформлен красиво. Иногда молодожены предпочитают выпекать его самостоятельно или такой подарок новобрачным преподносят их родители. Если вы хотите следовать славянским традициям, помните, что готовить каравай могут только замужние женщины.

Поскольку славяне любят не только вкусно кушать, но и выпить, то без алкоголя не обойтись. Для торжества в славянском стиле закупите большое количество напитков. Чтобы гости не скучали на свадебном банкете, новобрачные могут позвать тамаду. Артист должен быть одет в подходящий костюм, ну, а если он будет знаком со славянским фольклором – это станет идеальным вариантом для вашего праздника.

Аксессуары для свадьбы в славянском стиле

Что придает свадьбе славянский колорит? Не только костюмы молодоженов, национальные блюда и традиционные развлечения. Любой выбранный стиль торжества, включая славянский, подчеркивается грамотно выбранными мелочами. Это посуда для гостей, угощения на столе, выбранная цветовая гамма и многое другое. На празднике в славянском стиле обязательно должны быть:

  • валенки или лапти;
  • самовар с баранками;
  • каравай, блюда с икрой;
  • цветастые платки, цветочные венки или кокошники;
  • вещи с национальными вышивками (росписью), например, рушники;
  • лошадь или упряжка с тройкой.

Видео: проведение свадьбы в славянском стиле

Новобрачные в славянских костюмах будут неподражаемы. Единство в стиле праздничной одежды поможет создать на свадьбе волшебную атмосферу и возвышенное настроение у гостей. Соблюдая все традиции и обычаи дня бракосочетания, вы обеспечите себя и приглашенных яркими впечатлениями и эмоциями. Ни один гость не забудет русскую баню, зажигательные танцы на берегу речки, столы в настоящей избе. Хорошо продуманная славянская свадьба станет одним и самых памятных событий вашей жизни и оставит массу приятных воспоминаний. Посмотрите в видео ниже, какой она может получиться.

Тематическая свадебная фотосессия

Молодожены могут сделать свадебную фотосессию в стилизованном ресторане, однако уместнее для славянского торжества будут красивые пейзажи – река, лес, пшеничное поле, сельская местность. Вместе с фотографом обдумайте разные идеи для съемки. Возможно, с этой целью вы захотите красиво оформить лужайку частного дома или украсить задний дворик ресторана.

Знание культуры и истории наших предков необходимо для духовного саморазвития и расширения кругозора. Причудливые, а порой и бессмысленно жестокие обряды древних славян были всегда привлекательны для изучения учёными-историками.Свадьба как она есть

На Древней Руси существовало три основных племени:

Древляне
Северяне
Поляне
Каждое племя имело определённые свадебные традиции, присущие только им. Необузданные северяне и древляне действовали бесцеремонно, и просто-напросто воровали своих будущих жён из отчих домов. После традиционного похищения, они без каких-либо торжеств начинали вести обычную семейную жизнь. Поляне были более сдержанны в своих проявлениях, для них на первом месте стояло уважение к женщине, и к институту брака в целом. По их понятиям считалось, что муж и жена должны прожить вместе всю жизнь в почтении к друг другу.

Свадьба издавна отмечалась шумно и весело, а свадебные славянские обряды были крайне далеки от скромности и тишины. Свадьба на Руси игралась всегда не один день, и обычно в ней принимали участие все члены племени. В дохристианской Руси существовало слово «игрище», означающее любой праздник, проводимый древними славянами. Поэтому свадьбу именно «играют», ведь это словосочетание уходит корнями в седую древность.

Многие историки считают, что по характеру свадебных обычаев можно судить о моральных качествах определённой народности. Но это не может касаться Руси по одной только причине, что на её территории существовали бок о бок множество племён, и каждое из них заключало брак по своим особенным традициям.

Некоторые понятия древних славян укоренились в нашем сознании до сегодняшних времён. Поляне считали, что жених должен приводить свою избранницу только в свой родительский дом. И никак иначе. Это правило строго выполняли и неукоснительно подчинялись ему. Другие племена отличались варварскими обычаями. Украсть невесту, или даже иметь вместо одной жены несколько - обычная суровая реалия тех времён.

Древние поляне были более мудры в этом плане. Мужчина в их семье был главой семьи, родители давали согласие и благословляли брак своих детей. Бывали случаи, когда мать и отец выдавали свою юную дочь замуж, вопреки её желанию.

Древние свадебные обычаи

Обряды древних славян, в том числе и свадебные, были порою совершенно нелепыми, и одновременно неоправданно жестокими по отношению к ни в чём не повинной невесте. Очень часто девушке отводилась роль бессловесной жертвы, которая должна была безропотно терпеть все бичевания и унижения. Гости из дальнего и ближнего зарубежья покрывались липким потом страха, когда видели своими глазами древне-славянский обычай « разувания супруги». Несчастную раздевали донага и начиналось жёсткое избиение её тела плетью. Иногда вместо плётки использовали обычное голенище сапога. Прохождение данного обряда было наглядным примером будущего покорного безмолвия и полного порабощения супруги мужем. Страшно даже представить, что испытывала бедная невеста, проходя через такие изощрённые пытки.

Язычники практиковали заключение брака около близлежащих водоёмов. Ручьи, озёра, реки - эти места считались священными, т.к язычники поклонялись верховным природным силам и верили в их неоспоримое могущество. Будущие муж и жена три раза обходили вокруг пруд, и лишь тогда их совместный союз признавался действительным. Этот обряд осуществлялся достаточно продолжительное время, и лишь с приходом христианской культуры его заменили на более известное в наше время венчание.

Славянские обряды отличались порою некоторой своеобразностью. В первое воскресенье после Светлого праздника Пасхи юноши предавались забавам на горке, плеская воду на девушек, которые им симпатизировали. В итоге, заключать брак предстояло с той девушкой, которую огорошил водой с ног до головы. Славяне неистово верили в силу воды. Водная стихия была для них самой священной, ведь без неё всё живое на земле давно бы погибло.

Достоверных источников о проведении свадеб древних славян на данный момент не существует. Вся информация взята из летописей, найденных при раскопках, и не факт, что описанные в них обычаи являются истинной правдой. Выдающийся историк Российской империи Карамзин Николай повествовал об отсутствии свадебной церемонии у славян. Зато свадебные традиции были бесчеловечными и безжалостными по отношению к супруге.

Муж приобретал себе жену как товар и превращал её в свою покорную рабыню. Избранница мужчины была девственницей, и после акта дефлорации всецело отдавалась во владение мужа-тирана. Если супруг умирал раньше супруги, то по древнему обычаю она была обязана поджечь себя и сгореть на ритуальном костре. Если женщина отказывалась убивать себя таким образом, то на весь её род ложилось тяжкое клеймо позора. В Дохристианской Руси существовали три основные вехи на жизненном пути человека:

Появление на свет
Заключение брачных уз
Уход в иной мир
Когда было принято православие, древние традиции практически не пошатнулись. Только немногие из них видоизменились под влиянием времени.

Когда-то давно обещала написать о славянских свадебных обычаях. Вот, наконец, собралась с духом. Начать, я думаю, стоит именно с традиций языческого периода, поскольку именно оттуда выходят все те обряды, которые нам, так или иначе, знакомы - обряды, так называемого, исторического периода.

К сожалению данных, о возрасте, когда юноши и девушки, как считалось, достигли зрелости, и готовы вступить в брак, не сохранилось. Также нет данных об обрядах, связанных с признанием зрелости. Лишь особая прическа и головной убор - венок или украшенная повязка в волосах - является древнейшим признаком того, что девушка готова к замужеству.

Начать, наверное, стоит с форм брака, которые были приняты у древних славян. На самых ранних этапах у славян, скорее всего, был промискуитет, но уже к позднеязычскому периоду половая жизнь регулировалась нормами брака. Обычными формами брака у славян были моногамия и полигамия. Много жен себе брали, разумеется, зажиточные хозяева и князья, у которых помимо жен были гаремы с наложницами. Лаврентьевская летопись 980 года свидетельствует, что, например, у князя Владимира в Вышгороде было 5 жен и 800 наложниц. В славянских языках известно много терминов для таких женщин. Наиболее известны термины «наложница», «суложница» и «приложница». Более редким явлением, чем полигамия, была полиандрия (многомужество) причем в весьма специфической форме - сожительство двух братьев с одной женой. Супружество между близкими родственниками было достаточно распространено. Существовало и такое понятие как снохачество, когда отец, преждевременно женив малолетнего сына, вступал в отношения со снохой. Однако, супружеская жизнь славян отличалась упорядоченностью и целомудрием, особенно верностью жен. В случае смерти мужа жена часто добровольно уходила из жизни. Разумеется, были исключения и измены, но это каралось смертью или отрубанием полового члена.

Стоит, однако, отметить, что до вступления в брак половая жизнь у юношей и девушек была совершенно свободная. И девушка, выходя замуж, уже не была девственницей. Более того - она могла иметь детей, рожденных вне брака, что даже приветствовалось, как свидетельство того, что девушка здорова и в состоянии родить потомство. А если мужчина обнаруживал, что его девственница, то он мог легко её выгнать со словами: «Если бы ты что-либо стоила, тебя бы мужчины любили».Еще более свободная была половая жизнь у мужчин. Хотя женатого мужчину казнили за связь с замужней женщиной, зато он мог себя не ограничивать в связях с незамужними.

Теперь, собственно, о свадьбе. У всех народов брак считается крайне важным, поэтому и сопровождается значимой церемонией.Основу брака составляло похищение или её выкуп из другого рода или племени. В конце языческого периода можно встретить сразу две эти формы.Похищение девушек у славян называлось умыкание, умычка, увод, увоз, порвание, отмица, завличане, влачене, грабене мома, унос. Да и само слово «невеста», вероятно, указывает на похищение. А названием для обозначения платы за невесту служил термин «вено», отсюда, вероятно и название головного убора незамужней девушки - венок.

В тех случаях, когда речь шла о ненасильственном похищении невесты, посланцы жениха договаривались с отцом невесты о браке за выкуп. Затем назначалось время свадьбы. На свадьбу приводили невесту, и обряд начинался с обручения (заручины). Невеста вкладывала свою руку в руку жениха, и они обменивались подарками. Обязательно это были яблоки, как символ плодородия, а затем черный петух или курица. После этого невесту облачали в свадебный наряд, который назывался наметка. Основной цвет платья невесты - белый - цвет траура. Так как девушка, выходя замуж как бы «умирала» в семье её рода, её отца, и переходила в дом мужа. Другим важным цветом свадьбы был красный, или как он еще назывался «чермный». Итак, белое или красно-белое плате славянской невесты - это «скорбное» платье. На голову невесте надевали плотный платок, который полностью скрывал лицо девушки, ведь с момента согласия вступить в брак, она считалась мертвой, а мертвые невидимы живым. Кроме этого жених мог брать невесту за руку тоже через платок, так как касаться друг друга могут только люди, находящиеся в одном мире, а еще невеста всю свадьбу не ела и не пила по той же причине.

После облачения невесту отводили в дом жениха, где тот переносил её через порог, так как порог - это граница миров, и этот перенос символизирует рождение девушки в новом доме. Там молодых встречали медом и хлебом и забрасывали зернами злаков, маком и горохом, чтобы молодая жена была плодовита, а семья зажиточна. Затем невесту трижды обводили вокруг очага, домашним богам которого она должна была поклониться и, вероятно, принести жертву. После этого её сажали на звериную шкуру мехом вверх, а гостям раздавали свадебный каравай. Невесте торжественно расплетали косы и остригали волосы, а оставшиеся убирали под чепец, и никто, кроме мужа больше не мог видеть её волос, чтобы сила, заключенная в них не повредила новому роду. «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с неё головной убор, означало нанести колдовской ущерб её семье и позор для самой женщины. За это полагался штраф или кровная месть.

На свадьбе звучало множество песен, в основном печальных, и невеста должна была горько оплакивать свою судьбу, так как, переходя в новую семью, она теряла своих прежних духовных покровителей рода и вручала себя новым. Но выглядеть неблагодарной было нельзя, чтобы их не обидеть, поэтому девушка изо всех сил старалась показать преданность родительскому дому, умершим предкам рода и богам-покровителям.

Наконец, невеста развязывала жениху шнуровку обуви в знак своего подчинения, а он наносил ей символические удары плетью, подаренной тестем. После этого на молодоженов надевали новые рубахи и торжественно укладывали на ложе, а гости удалялись и продолжали веселье. После брачной ночи молодоженов отводили очиститься водой и, вероятно, огнем.

Даже в ранний христианский период считалось, что для брака этого обряда достаточно и без венчания, а вот венчание без этих языческих обрядов считалось недействительным, и браком могло не считаться.