Масленица: народные обычаи и традиции. Масленица: традиции и обычаи праздника

Современное поколение до сих пор почитает праздники, которые отмечали еще наши предки, и один из них - Масленица. Чтобы провести масленичную неделю весело и незабываемо, необходимо знать об основных традициях данного события.

Ежегодно Масленица празднуется за неделю до наступления Великого поста. Именно в период масленичной недели вы можете побаловать себя любимым традиционным угощением и окунуться в веселую атмосферу праздника. Многие считают, что это старинное русское событие носит лишь языческий характер. Однако история и некоторые традиции праздника тесно связаны и с православной религией.

Масленица: история праздника

Вы уже знаете, что сразу же после масленичной недели начинается долгий Великий пост. Однако в период Масленицы вы можете насладиться вкусными и сытными блюдами. Есть молочную пищу — одна из главных традиций праздника. Обычно в начале марта впервые после зимы отелялись коровы. В холодное время года люди предпочитали не резать скот, а мяса почти не оставалось. Поэтому главным источником белка были молочные продукты. Именно поэтому блины на Масленицу пекли только на молоке.

Наши предки считали, что блины — символ Солнца и тепла. Чтобы ускорить наступление весны, каждая хозяйка в течение недели готовила блины с разными начинками и обязательно созывала домой гостей.

В начале масленичной недели было принято начинать подготовку к празднику. Поэтому начинали украшать дома, строить снежные горы и наряжали чучело.

Несмотря на то, что чучело Масленицы наряжали еще в понедельник, сжигать его разрешалось только в воскресенье. Таким образом люди провожали надоевшую холодную зиму и встречали теплую весну.

В начале недели все жители строили большую снежную гору. Считалось, кто больше раз скатится с горы, для того год счастливее будет.

В этот период незамужние девушки и юноши начинали проявлять друг к другу внимание. Будущие хозяйки демонстрировали парням свои кулинарные способности и угощали их блинами и другой выпечкой.

Веселье — важная часть Масленицы. Люди выходили на улицу, водили хороводы, пели и танцевали. Молодые люди играли в снежки, катались на санках и устраивали кулачные бои. Девушки, мечтающие выйти замуж, гадали на суженого .

В это время как опытные, так и молодые хозяйки могли похвастаться своими кулинарными способностями. Тещи приходили в дом к своим зятьям, а те угощали их блинами, именно поэтому пятый день Масленицы прозвали «Тещины вечерки». Однако и молодые жены не желали оставаться в стороне и созывали в свой дом всю семью. Не все юные девушки могли угодить гостям, и в этом случае они получали советы от самой старшей женщины в семье.

Прощались с зимой только в последний день Масленицы. Люди устраивали шумные гулянья, веселись и сжигали чучело . В каждом доме был накрыт богатый стол, в центре которого находилась большая тарелка с блинами. Также этот день называли Прощеным воскресеньем . Все члены семьи просили друг у друга прощение, а верующие посещали церковь, чтобы помолиться об отпущении грехов и начать Великий пост с чистой душой.

Сжигание чучела Масленицы — старинный обряд. В последний день масленичной недели вы сможете попрощаться с холодным временем года и поприветствовать приближающуюся весну. Однако сделать соломенную куклу не так уж и просто: для этого необходимо ознакомиться с важными правилами и особенностями ее создания . Желаем вам счастья и хорошего настроения, и не забывайте нажимать на кнопки и

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту . Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало , то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець , в болгарском - млин . Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin , в немецком - Mühle , в итальянском - mulino , а в английском - mill , то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как , а кому блин, то есть комам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется.

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом , поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок для блинов и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

История празднования Масленицы уходит корнями в глубокую древность.

Этот праздник отмечали в древней Руси в честь бога Солнца Ярилы.

С течением времени поменялась смысловая нагрузка этого праздника и его символическое значение.

Однако он по-прежнему остается самым любимым весенним праздником в нашей жизни.

Масленица древнерусская

На Руси праздник Масленицы проводился в марте, в день весеннего равноденствия. Он посвящался возрождению природы и всего живого. В те далекие времена, когда славяне почитали богов Огня, Плодородия, Воды и т.д. – этот день отмечался с особым почитанием.

В честь Ярилы создавали большие костры, водили хороводы и пекли блины, олицетворяющие солнце. Язычники верили в то, что возрождение природы – это не только переход от зимнего времени к летнему, но и обновление семейных отношений.

Очень ясно просматривается в этих празднованиях, глубокое почитание пращуров (умерших в разное время родственников). Славяне свято верили, что предки их Рода не уходят бесследно, а продолжают жить среди них, в другом, своем мире, наблюдают за всем, что происходит в их семьях, берегут и охраняют всех своих потомков.

Поэтому было принято класть на слуховое окошко первый блин для пращуров, чтобы они не обижались и знали, что о них помнят.

Было и чучело, которое символизировало тьму (что у язычников было почти равнозначно смерти), которое сжигали, чтобы не заслоняло свет.

В костре люди сжигали одежды больных людей, наговаривали на тряпицы или палки все свои невзгоды и беды и бросали их в костер, чтобы избавиться от напастей навсегда.

Молодые женщины, по каким-либо причинам не имеющие детей, обращались в этот день к Яриле, чтобы помог им забеременеть.

Есть один интересный факт, что на Масленицу, бесплодной женщине позволялось уходить из дома на ночь и проводить ночь с тем, кого она выберет. Изменой такое деяние не считалось, так как важным было только продолжение рода. А в этот день сам Ярила всем помогал.

Масленица при христианстве

С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. Праздник уже не стал проводиться в одно и то же время, так как сытная неделя всегда выпадала на разные числа и месяцы весны.

Здесь церковь дала разрешение веселиться и гулять целую неделю. Начиная с понедельника масленой недели, люди начинали строить у своих домов горки, и приглашать гостей.

Богатые люди пекли блины в четверг, а бедные заводили опару на блины в пятницу. Каждый день недели носил, да и сейчас еще носит свое название.

В Петровские времена Масленицу стали отмечать с более широким размахом. Устраивались катания знати на горках, наряженных тройках, на городских площадях организовывались ярмарки с качелями, балаганами, скоморохами.

Финалом праздника были кулачные бои, в которых принимали участие все мужчины, независимо от возраста. Начинался бой «один на один», а затем продолжался «стенка на стенку». Это тоже отголоски языческих времен, когда род выбирал сильного вождя – настоятеля рода.

Во времена Советской власти, праздник Масленицы проводился как Поводы зимы. Значение этого праздника было в том, чтобы подвести итоги подготовки к весенне-полевым работам.

Как правило, на советских масленичных гуляниях проводились чествования передовиков сельского хозяйства:

Механизаторов;
Комбайнеров;
Доярок;
Скотников;
Руководителей передовых совхозов и колхозов.

Идеология того времени накладывала отпечаток на все праздничные мероприятия, так что не обошли они и Масленицу.

Здесь основной идеей праздника была демонстрация мощи, силы и талантов советских людей на основе фольклорного материала.

В наши дни Масленица вернулась к тому, что ее стали проводить вновь перед Великим постом. В некоторых местах возрождаются традиции ежедневного празднования масленой недели:

Встреча;
Заигрыши;
Тещины блины и т.д.

Сейчас празднование Масленицы – это праздник, который включает в себя почти все исторические изменения в структуре проведения.

Можно увидеть в одном празднике и языческое поклонение богам, и обильное объедание перед постом, и зиму так же с благодарностью провожают да задабривают и весну закликают.

Все эти действия присутствуют, но как бы в миниатюре – очень урезанном варианте.

Есть в этом празднике и то, что не поддается ни времени, ни влиянию исторических перемен: душевная доброта и широта, и радостное ожидание обновления жизни.

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Б. Кустодиев. Масленица.


Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник - Встреча


  • В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  • Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.

  • Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

  • В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Б. Кустодиев.

Вторник - Заигрыш


  • С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

  • Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

  • Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Б. Кустодиев.

Л. Соломаткин

Среда - Лакомка


  • В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  • На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

  • По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

  • Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В. Суриков.

Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)


  • На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Б. Кустодиев.

Пятница - Тещины вечера


  • Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

  • Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

  • В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

  • Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

С. Смирнов

Суббота — Золовкины посиделки


  • В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

  • Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Б. Кустодиев.

Воскресенье - Прощенный день


  • В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

  • Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


  • Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.

Сегодня, в понедельник 24 февраля 2014 года, начинается Масленичная неделя, во время которой во многих городах России проходят традиционные народные гулянья. Сам же праздник Масленицы своими корнями уходит в языческую древность.

Масленица. Празднование и традиции

Масленица (1919). Художник Борис Кустодиев (1878-1927)

Зима постепенно подходит к концу, и на пороге весны наступает время одного самых весёлых праздников русского народного календаря - праздника проводов зимы и встречи весны - Масленицы , известной ещё с языческих времен не только в Древней Руси, но и в Западной Европе под названием «карнавал» .

По всей видимости, в дохристианские времена была приурочена к весеннему равноденствию, которое связывалось у многих языческих народов с началом нового года.

С принятием христианства и христианизацией языческих праздников Православная церковь совместила Масленицу с кануном Вели­кого поста, предписав праздновать Сырную седмицу (церковное название Масленицы) за 56 дней до Пасхи, поэтому сроки её празднования подвиж­ны: от конца января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю.

Из-за отсутствия письменных источников нам неизвестно, как праздновали Масленицу наши далёкие языческие предки. Впервые Масленица упоминается уже в христианскую эпоху в «Повести временных лет» Нестора в связи эпидемией язвы, поразившей Киев в 1090 году, а первое описание её традиций и обрядов относится только к ХVI в.

Неизвестно нам также и языческое название Масленицы , однако нынешнее название праздника не слу­чайно. Дело в том, что в последнюю неделю перед Великим постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали главное праздничное блюдо - блины, ещё не бы­ли под запретом.

Масленая неделя, Маслёна имеет множество других названий, каждое из которых связано с той или иной характерной особенностью праздника. Мясопуст - с церковным запретом употреблять в пищу мясо, Сырная неделя - с разрешением есть сыр и молочные продукты, Блинная неделя (Блинница, Блинщина, Блиноедка) - с обычаем встречать праздник блинами, Прожорная неделя или Объедуха - с народным представлением о том, что, если вдоволь не наесться на Масленицу, то и последующий год будет неизобильным и голодным.

Ещё в XIX столетии состояла из обрядов как зимнего, так и весенне-летнего календарного цикла. По времени празднования, начало которого обычно приходится на февраль, она примыкает к зимнему периоду, по смыслу её обрядов, связанных с пробуж­дающейся природой, встречей солнца и тепла - к весенним праздникам.

Народный праздник, в котором причудливо переплелись неоднородные по харак­теру и времени возникновения обряды и обычаи: аграрные и семейные, бытовые и религиозные, дохристианские и христи­анские.

Наиболее важные масленичные обряды и обычаи дохристианского происхождения связаны со многими пережитками эпохи родового строя. Среди них можно упомянуть поми­новение усопших родителей и родственников как отголосок семейно-родового куль­та предков. Обряды, посвящённые молодожёнам (смотры и приглашения в гости к родственникам и знакомым). Общест­венное пиршество с ритуальной едой (блинами). Игрища и увеселения (катание с ледяных гор, катание на санях и катание на лошадях, ряженье, строительство снежных городков и т. п.). Проводы Масленицы (её сожжение или погребение, зажигание костров, масленичные поезда, ряженье и т. п.).

Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной, которая делилась на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица . Узкая Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду; Широкая Масленица - последние четыре дня: четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Ка­ждый день имел своё название: понедельник - встреча , вторник - заигрыши , среда - лакомки , четверг - разгул , пятница - тёщины вечёрки , суб­бота - золовкины посиделки и, наконец, воскре­сенье - проводы Масленицы, прощёный день . Однако в некоторых местах подготовка к встрече Масленицы начиналась с субботы предыдущей недели, которая получила название Малой масленицы или Пёстрой недели . В субботу Пёстрой недели - Родительский день - первый раз в новом году поминали усопших родителей и родственников. Следующее же за ней воскресенье - последний день перед Великим постом, когда разрешалось употреблять в пищу мясо - получило название Мясного .

Понедельник. Встреча

В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы . Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали ку­шаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело - олицетворение Масленицы - возили на санях с причитаниями: «Выезжала честная Масленица, ши­рокая боярыня на семи санях козырных, во широ­кой лодочке, во велик город пировать, душой поте­шиться, умом повеселиться, речью насладиться» . Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: «Приехала Масленица! При­ехала Масленица!»

В городах и деревнях первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем . Размахнись рука, раззу­дись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они усту­пали место парням. И только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали его исход.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, ве­лись по определенным правилам. Запрещалось ис­пользовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разби­тые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и за­плывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагиче­ские исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

С понедельника масленичной недели начинали печь блины - главное угощение праздника. «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солн­це, блин полит растительным маслом - это воспо­минание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» , - так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу прово­дить» , - говорили в народе. Памятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: «Не жи­тье, а Масленица» .

Вторник. Заигрыши

Во вторник, на заигрыши , парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю масленичную неделю. Сани по этому случаю украшали цветными лоскутами, уве­шивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составля­ли санные поезда и носились по деревням, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонст­рировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, мо­лодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки - же­нихов.

Среда. Лакомки

На следующий день, в среду, тёщи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тёщей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: «ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду» . Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «веселая». Всю масле­ничную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Четверг. Разгул

Взятие снежного городка (1891). Художник Василий Суриков (1848-1916). Государственный Русский музей

Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными. Они пели, играли, кривлялись. В деревнях нередко устраивали коллективные застолья - братчины: вскладчину варили пиво, пекли блины и сади­лись за общий стол с песнями и веселыми разгово­рами. Однако главным действием в четверг было взятие снежного городка.

За околицей на реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями и стенами. Участники праздника делились на две команды - пехоту и конницу. Пехота защищала крепость, кон­ница пыталась разрушить ее. По сигналу конница пускалась во всю прыть на взятие снежного город­ка, а его защитники, вооруженные метлами и на­гайками, хлестали лошадей, заставляя их повер­нуть обратно. Если кто-то из конных все-таки про­рывался в крепость, считалось, что она взята. Победителя нередко купали в ледяной проруби, а от­личившихся «ратников» угощали вином. Красочное это действо запечатлел родившийся в Сибири рус­ский художник Василий Суриков на картине «Взя­тие снежного городка» .

Пятница. Тёщины вечёрки

В масленичную пятницу, на тещины вечерки , наставала оче­редь зятьев угощать своих тёщ блинами. В четверг вечером зять лично заходил к родителям жены, кланялся тёще в пояс и звал её в гости. Приняв приглашение, тёща должна была послать в дом зятя сковороду, половник, миски - всё необходимое для печения блинов, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Бытовой смысл данного приглашения состоял в том, чтобы наладить добрые отношения с матерью жены, хорошо угостив и выслушав её поучения уму-разуму, а также различные полезные советы и напутствия в семейной жизни. Поэтому на тёщины вечёрки, чтобы обеспечить своей тёще максимальный почёт и уважение, зятья старались пригласить в дом помимо родственников жены как можно больше гостей.

Суб­бота. Золовкины посиделки

В масленичную субботу, которая носила название золовкиных поси­делок , молодые невестки принимали у себя род­ных мужа, главным образом его сестёр - своих золовок, откуда и пошло название данного дня.

Имело значение семейное положение золовок. Если они были ещё в девушках, тогда невестка могла пригласить на посиделки вместе с родней мужа и своих незамужних подруг; если они были замужем, то было принято звать только тех, кто уже обзавелся семьей.

На посиделках новобрачная невестка должна была дарить своим золовкам подарки, а после щедрого застолья, главным угощением которого были, конечно же, блины, девушки шли кататься с горок.

Воскре­сенье. Проводы Масленицы. Прощёный день

В последний день Масленицы , в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще в начале XVII в. описал побывавший в России француз Маржерет. В этот день, по его на­блюдениям, русские «посещают друг друга, целуют­ся, прощаются, мирятся, если оскорбил один дру­гого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой от­вечает: Бог тебя простит» . В «прощеное воскресе­нье» устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. За околицей чу­чело торжественно сжигали и расходились по до­мам. Масленичный разгул прекращался, в поне­дельник наступал строгий Великий пост: «Не все коту Масленица!» .

Источники:
Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.