Расписание ребенка в 3 года. Расписание дня: основные моменты

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать , а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка , подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет


Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка:
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.


Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.


Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

С появлением в семье крохи родителям приходится менять расписание привычных дел. Однако проходит время, малыш подрастает, и мама или папа задумываются, а не пора ли и младшего члена семьи приучать к режиму.

О том, насколько строго его следует придерживаться, спорят многие детские психологи: некоторые утверждают, что это нужно в первую очередь для удобства родителей, другие настаивают, что без распорядка не обойтись самому крохе. Давай разберемся, насколько необходим режим дня, каким он должен быть для годовалого, двухлетнего или трехлетнего ребенка.

Значение режима дня для ребенка

В первую очередь следует подчеркнуть, что при помощи режима гораздо проще планировать день и успевать не только погулять с малышом и накормить его, но и заниматься развивающими играми с ним, уделять внимание дополнительным занятиям. Кроме того, соблюдение режима ребенка позволяет родителямвыделить время и на домашние дела, отдых (что немаловажно для атмосферы в семье).

Составляя режим дня и подходящее расписание для своего ребенка , обязательно учтите продолжительность сна, которая в год должна быть не менее 13,5 часов, в полтора-два года – не менее 12,5 часов, в три – около 15 часов.

Помните, что до полутора лет детки, как правило, спят днем дважды, а после – раз. Укладывая малыша в одно и то же время, вы выработаете у него соответствующую привычку, и процесс укладывания не будет отнимать время и нервы. Кроме того, сон «по расписанию», как утверждают педиатры, является более глубоким, малыш лучше отдыхает и просыпается бодрым и веселым.

Очень важно спланировать и время питания – это позволит предотвратить проблемы с пищеварением и капризы за обеденным столом. К привычному времени в желудке будет вырабатываться желудочный сок, и ребенок будет испытывать чувство голода.


Знаете ли вы? Что касается расписания игр и прогулок, благодаря режиму даже годовалый ребенок будет знать, что перед сном шумные догонялки запрещены, а после завтрака пора на прогулку.

Повторяющиеся действия и ритуалы, как утверждают детские психологи, очень важны для малышей, позволяют им чувствовать себя в безопасности.Отдельно стоит упомянуть о соблюдении режима во время болезни: в этот период распорядок дня и годовалого, и трехлетнего ребенка меняется, и «жить по часам» не получается.

Не стоит будить малыша, если он заснул, а пришло время обеда, или же укладывать его по привычному графику, если он только недавно проснулся. Прислушивайтесь к пожеланиям крохи, а когда здоровье поправится – плавно возвращайте расписание.

Важно! Не стремитесь расписать режим поминутно: он может быть плавающим, однако последовательность действий следует соблюдать строго. Это позволит малышу адаптироваться, если в какой-то день условия изменились. Кроме того, такая стабильность, по утверждениям психологов, позволяет минимизировать количество истерик.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года

В этот период большинство деток днем еще спит дважды. По статистическим данным, режим сна ребенка в возрасте 1 годика должен включать ночной сон (в среднем длится до 10,5 часов), а также два дневных общей продолжительностью до 3 часов.

Следует спланировать день так, чтобы кроха бодрствовал не дольше, чем четыре с половиной часа подряд. Ближе к полутора годам этот показатель можно плавно увеличить на час.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 6.30
Завтрак около 7.00
Игры, гимнастика с.30 до 9.15-9.20
Сон с 9.20 до 11.20
Обед 11.30
Игры или прогулка с 12.10 до 15.00
Сон с 15.05 до 16.00
Полдник 16.10
Закаливание, прогулка или игры, занятия с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры, чтение книг родителями с 19.40 до 20.00
до 20.20
Сон 20.30

Подобный график нужно вырабатывать постепенно. Если до года у крохи не было графика, не стоит надеяться, что за один день ситуация исправится. Привыкание к режиму дня у ребенка в возрасте 1 года длится где-то 1-2 месяца. Таким образом, если вы решили приучать кроху к распорядку, наберитесь терпения. Пройдет несколько недель – и все получится.

Важно! Если малыш начинает просыпаться раньше, плохо спит после обеда, следует плавно вносить коррективы в режим дня: иногда ребенок уже в год и два месяца обходится одним дневным сном.


Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—. Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит. Очень важно соблюдать порядок действий неизменным.

Не приучайте ребенка спать в полной тишине, иначе он будет просыпаться от малейшего звука, а сам сон будет менее глубоким.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1,5-2 года

Теперь малыши могут бодрствовать до пяти с половиной часов подряд, а одного послеобеденного сна становится вполне достаточно. Число приемов пищи остается неизменным – их четыре. Уделите также внимание формированию гигиенических привычек.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка с 8.00 до 11.20
Обед 11.30
Сон с 12.10 до 15.10
Полдник 15.15
Прогулка с 15.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.30 до 20.00
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.00 до 20.20
Сон 20.30

Если вы планируете отдать кроху в садик в этом возрасте, постепенно приводите режим дня к «детсадовскому»: так для 2-летнего ребенка будет проще перестроиться и приспособиться к новому графику и условиям.


Режим (распорядок) дня ребенка в 3 года

С трех лет ребенок может бодрствовать до 6,5 часов подряд. Удлиняются и промежутки между едой, теперь малыш дольше может играть или гулять.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка, занятия с 8.00 до 12.00
Обед 12.10
Тихие игры, слушание книг 12.40
Сон с 13.00 до 15.00
Гимнастика, игры с 15.10 до 16.00
Полдник 16.10
Прогулка с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.40 до 20.30
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.30 до 20.50
Сон 21.00

В этот период, как правило, график ребенка адаптируют к детсадовскому.

Важно! Помните, что у малыша может начаться : у крохи появляется негативизм по отношению к распоряжениям взрослых, капризы, попытки делать все самостоятельно. Если до этого времени распорядок дня уже выработан, малышу и его родителям будет проще пережить такой период.


  • Не пытайтесь выработать режим за день или даже за неделю: вовлекайте кроху в новые правила постепенно. Начните с выработки четкой последовательности действий, постепенно устанавливая для них временные рамки.

  • Перед разработкой режима понаблюдайте за своим чадом, определите его биоритмы. Так будет проще построить режим или адаптировать приведенные выше примеры под вашего кроху.
  • Приучайте ребенка к режиму в игровой форме: на примере игрушек, рассказывая сказки или небольшие истории о важности того или иного действия (например, почему нужно чистить зубки утром).
  • Если случается форс-мажор: поездка куда-либо, поход или прием гостей, режим можно немного сдвинуть, но позже к нему вернуться. Не давайте малышу серьезно сбиваться с распорядка (кроме случаев болезни).
  • Папе и маме (а также бабушкам, дедушкам и остальным родственникам, которые активно участвуют в воспитании) следует заранее договориться о том, каким должен быть распорядок крохиного дня, и всем обязательно придерживаться его. Это особенно актуально, если родители в разводе: вне зависимости от того, где находится кроха, он должен жить по одному графику.
  • Постепенно вырабатывайте у малыша навыки самостоятельности, минимизируйте свою помощь. Не стоит забирать у полуторагодовалого ребенка ложку, если он кушает слишком долго, выбиваясь из графика. При этом важно не перегнуть палку: если у крохи не получается быстро надеть пижамку, помогите ему, иначе малыш будет ложиться в постель разнервничавшийся и возбужденный. Разрешайте ребенку выполнять все большее количество навыков с каждым днем.
  • Приучая кроху к распорядку, не вводите дополнительных новшеств, например, занятий в развивающих центрах, посещения спортивных секций. Слишком много правил одновременно не уложатся в маленькой головке и могут стать причиной дополнительного стресса, возбужденности.

Режим ребенка после года – видео

Насколько необходимым и обязательным является распорядок для деток разного возраста? Как меняется режим, когда кроха болеет, стоит ли тогда придерживаться привычного графика? Евгений Комаровский дает советы родителям, рассказывает о режиме с позиции педиатрии.

Соблюдение режима дает крохе возможность чувствовать себя комфортнее, облегчает в будущем адаптацию к детскому саду. Психологи утверждают: детки, живущие по режиму, спокойнее и увереннее.

Выработав определенный распорядок дня, вы снизите вероятность и количество детских истерик, не будете волноваться о том, поможете крохе стать самостоятельнее. При этом режим не должен быть нерушимой догмой, ведь это всего лишь гибкий инструмент в родительских руках.

Соблюдает ли ваш ребенок распорядок дня, как вы организовали режим? Расскажите об этом в комментариях.

В сутках всего 24 часа, и за это время нужно успеть развивать природный интеллектуальный и физический потенциал малыша, правильно распределить отдых и активность, а также рационально пополнить запасы энергии.

Режим дня направлен для обеспечения нормального психического состояния ребенка, когда события предсказуемы для него и понятны.

Три года — это особый переломный период , из простого наблюдателя малыш становится активным участником событий, а в некоторых случаях и их создателем. Кругозор расширяется, и родителей/родственников уже недостаточно, возникает природная необходимость в социализации, общении со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Начинает формироваться личностный опыт, словарный запас расширяется, что непосредственно связано с более точной работой мелкой моторики (пальчиков) и общей двигательной активностью. Именно в этом возрасте принято отдавать малыша в детский сад или развивающие кружки, считая данный период оптимальным для разлуки с родителями на несколько часов, не приносящей ребенку какого-либо дискомфорта.

Утреннее пробуждение

Залогом доброго утра станет полноценный сон . Просыпаться желательно от 6.30 и до 8.00. Универсального времени нет, ведь каждая семья имеет свой график. Нелогично пробуждаться в шесть часов маме и малышу и ждать когда все остальные проснутся в семь.

Над кроватью ребенка можно повесить календарь, где указан месяц, число, день недели, каждое утро проговаривать с ним и менять движущиеся цифры. Это не только поможет быстро ориентироваться во времени, но и сделает плавным переход ото сна к дальнейшим процедурам. Переодевание и уборка постели приучает к первой бытовой самостоятельности. Для пижамы необходимо выделить шкафчик, чтобы малыш мог свободно её положить. Взрослый показывает, как правильно складывать. Ребенок посильно участвует в уборке своей кровати.

Водные процедуры

Проходят как после сна, так и перед сном. Для успешного овладения зубной щеткой, в ванной на стенке развесить последовательность процесса в виде фото с ним или обычных картинок, где малыш сможет по визуальной инструкции все повторить.

Затем происходить утренняя гимнастика, простые детские стихи сопровождаются движениями рук, ног, шеи, туловища. Также, для развития когнитивных способностей, включать спокойную классическую музыку или песни из мультфильмов. Зарядка длится около 15-20 минут .

Питание

Завтрак, обед и ужин должны проходить в одно и то же время с максимальным смещением в полчаса. Утренний прием пищи — до 9.30, обед с 12 и до 13.00, легкий полдник происходит после дневного пробуждения, ужинать лучше не позже 19.00, или за 2 часа до сна.

Четырехразовое питание поможет сформировать навыки здорового образа жизни и в течение всего дня не испытывать чувство голода. Если же возникает необходимость в перекусе, то лучше использовать фрукты, орехи, йогурт.

Свободное время

После завтрака, полдника, ужина всегда есть несколько часов для обучения бытовым навыкам, интеллектуальных занятий, также прогулке на свежем воздухе. Чтобы успевать совмещать хлопоты по дому и полноценному развитию ребенка не нужно выбирать приоритеты и посвящать себя одному занятию.

После завтрака предложить малышу губку, показать её свойства впитывать и выжимать. Мудрая бабушка Мария Монтессори основала свою методику раннего развития на повседневных привычных процедурах, от которых не нужно отстранять ребенка.

Когда кухня в порядке можно совместно с ребенком полить цветы, постирать в мыльной пене, отсортировать вещи, знакомя его с разными текстурами – гладкой, шершавой, мягкой, колючей, жесткой, плотной, тонкой. Любое занятие для ребенка в трехлетнем возрасте, это познание новых процессов и устройств . Загрузить вещи в стиральную машинку и наблюдать за вращением барабана, объяснять за счет чего это происходит на доступном ему уровне или включить пылесос показать, как быстро мусор перемещается в мешок.

Рисование красками, мелками, карандашами и фломастерами происходит под наблюдением взрослого. Это же правило действует при работе с глиной, пластилином и кинетическим песком. Дети такого возраста уже не пробуют все на вкус, но иногда такое желание может их посетить. В три года малыши быстро осваивают языки, с удовольствием играют на ксилофоне, бубне, губной гармошке и других инструментах. Музыкальные занятия лучше проводить в первой половине дня, это же касается активных подвижных игр, просмотра мультфильмов и познавательных передач.

Прогулка на свежем воздухе имеет решающее значение в правильном формировании здоровья, а также в процессе реабилитации после различных заболеваний. В зависимости от времени года и температурных режимов регулируется время таких походов. Они должны длиться не менее двух часов проведенных на улице, и сопровождаться физической активностью ребенка.

Детские площадки, открытые развлекательные центры, катки, пляжи с разнообразными лестницами, батутами и тренажерами, прекрасные места для развития крупной моторики и получения первых навыков общения с другими детьми. После прогулки, где малыш исчерпал всю свою энергию, он с удовольствием и без принуждения съест весь обед и заснет крепким дневным сном, который длится около 2.5 часов .

Вечер

После полдника и до ужина, если позволяют погодные условия (пределы -10 и +30, при отсутствии штормовых предупреждений и проливных дождей) с малышом можно отправляться на прогулку. По количеству времени она должна быть дольше дневной. Катание на велосипеде, самокате в теплые вечера, зимой заменят морозные спуски на санках и лепка снежной бабы.

После ужина время для спокойной деятельности. Прочтение и обсуждение стихотворений, сказок, конструирование из пластмассовых и мягких блоков, лепка или рисование, сюжетно-ролевые игры, лото, домино, мемори, стоит выбрать одно/два занятия, чтобы нервная система малыша готовилась к плавному переходу к ночному сну.

До 20 часов осуществляется просмотр последнего мультфильма, желательно классической сказки без современных монстров, роботов, инопланетян.

Подготовка ко сну

Игрушки и книжки расставляются на места, затем следуют водные процедуры и подготовки спального места. Завершить день лучше сказкой, не позже 20.45, которую ребенок сам может выбрать из предложенного разнообразия книг.

Малышу исполнилось 3 года, он активно двигается и, как губка, впитывает новые знания. Кажется, его энергии нет конца, но это ошибочное впечатление. Если родители не следят, чтобы ребенок вовремя поспал и поел, он будет быстро уставать, капризничать, умственное развитие замедлится. При правильном распорядке дня малыш в 3 года успеет получить максимальное количество знаний и навыков и при этом не переутомится. Если мама не станет препятствовать, малыш 3 лет с удовольствием будет целый день смотреть мультфильмы, а потом в голове у него образуется сплошная каша. Из-за длительного сидения на диване он не сможет израсходовать требующую выхода энергию, поэтому плохо поест и с трудом заснет.

Особенности развития трехлетнего ребенка

Ваш малыш стал активной личностью, он уже не принимает на веру каждое слово взрослых, начинает проявлять характер, упрямиться. Иногда можно услышать, что в 3 года дети становятся вредными. Они не вредные, они учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Что будет, если не послушаться маму? Насколько хватит бабушкиного терпения, если долго делать вид, что не слышишь ее просьбу? Становится очень трудно заставить ребенка сесть за стол, лечь спать. Большую помощь родителям окажет режим дня: в нужное время ребенок сам почувствует, что проголодался или хочет спать.

Малыш 3 лет хорошо научился передвигаться, для него не преграда небольшой ручеек, через который можно перепрыгнуть, или бортик песочницы. Он может забежать куда угодно, исследовать все укромные уголки, получить массу новых знаний и впечатлений. Избыток новой информации не принесет пользы: способности усваивать знания не беспредельны. Задача мамы – вовремя остановить ребенка, поместить его в привычную обстановку, успокоить, чтобы в детском сознании все разложилось по полочкам.

Карапузу в 3 года недостаточно общения с родителями, дедушками и бабушками, ему нужно научиться правильно вести себя со сверстниками. Если малыш не ходит в садик, обязательно водите его на детские площадки, именно там он получит первые уроки поведения в обществе. Он должен понять, что не полагается брать без спроса чужие игрушки, с горки нужно скатываться по очереди, а тарзанку нельзя занимать на целый день – другие дети тоже хотят попрыгать. Если сейчас не привить ребенку эти навыки, в будущем ему станет сложно общаться с одноклассниками, находить друзей.

Найдите время для сна, игр и отдыха

Составляя режим дня, за основу лучше взять сон. Оптимальное соотношение для 3 летнего малыша: 10 часов ночного отдыха и 2 дневного. Желательно, чтобы вечером ребенок отправлялся в кроватку не позже 21-22 часов, значит, проснется он в 7 или 8 утра. Днем его лучше укладывать после обеда, к этому времени он успеет утомиться и спокойно уснет.

Иногда дети уже в 3 года не могут заснуть днем. Если ночью они проспали не меньше 11 часов и весь день чувствуют себя бодро, не капризничают, можно разрешить и такой режим. Это, скорее, исключение, чем правило, его можно применять только тогда, когда все возможности усыпить ребенка исчерпаны, а он плачет, пытается вырваться из кроватки и просится пойти поиграть. Такова особенность нервной системы вашего малыша, и с этим придется смириться: ничего, кроме истерики у мамы и малыша, укладывание насильно не вызовет. Проблемы возникнут, когда ребенка отдадут в садик: не каждый воспитатель согласен приноравливаться к особенностям 3-летнего «анархиста».

У детей 3 лет часто возникают ночные страхи, они боятся засыпать в темноте. При ярком освещении отдых не будет полноценным. Чтобы успокоить ребенка, оставляйте в комнате ночник с приглушенным свечением.

Вот примерный распорядок дня для малыша 3 лет:

  • 7 часов – подъем, зарядка, гигиенические процедуры;
  • 8 часов – завтрак;
  • 8 часов 30 минут – игры, занятия;
  • 10 часов – пора на прогулку;
  • 12 часов – обед;
  • 12 часов 30 минут – дневной сон;
  • 14 часов 30 минут – подъем, умывание;
  • 15 часов – полдник;
  • 15 часов 30 минут – игры, занятия;
  • 17 часов – вечерняя прогулка;
  • 19 часов – ужин;
  • 19 часов 30 минут – спокойные игры, уборка игрушек;
  • 20 часов – купание и сказка на ночь;
  • 21 час – отход ко сну.

Вы можете изменить этот режим в зависимости от уклада жизни семьи и особенностей темперамента ребенка. Мама знает, когда ее малыш полон энергии и с удовольствием займется физкультурой, а когда он готов к интеллектуальным занятиям, требующим внимания и сосредоточенности. Постарайтесь, чтобы развитие не было однобоким, а отдых бездеятельным: маленький художник устал от рисования или лепки – займитесь подвижными играми.

Если собираетесь отдать ребенка в детское учреждение, узнайте, какой распорядок дня у группы детей в 3 года и заранее скорректируйте режим малыша, чтобы он максимально соответствовал детсадовскому. Остаться на целый день без мамы – огромный стресс для маленького человечка, еда и сон в привычные часы немного успокоят его.

Подвижные игры и занятия физкультурой лучше проводить на свежем воздухе: обязательно гуляйте 2 раза в день, общее время нахождения на улице должно составлять не меньше 3 часов. Выбирайте места, где много детей в возрасте около 3 лет, чтобы малыш учился знакомиться со сверстниками, играть с ними. Посмотрите, нет ли поблизости от дома навеса или крытой веранды, в дождливую погоду вы можете там почитать или порисовать. Зимой не укутывайте малыша, чтобы он с трудом шевелился, так он замерзнет сильнее, чем когда будет бегать в свободной одежде. Подвижные игры на легком морозце разожгут аппетит, а после еды малыша не нужно будет заставлять лечь в кровать: его глазки сами начнут закрываться.

Правильный режим дня нужен не только для малыша 3 лет, но и для мамы. Если ребенок проспал чуть ли не до полудня, несколько часов смотрел мультики, отказался от дневного сна, он замучает взрослых своими капризами. Когда карапуз укладывается спать днем в одно и то же время, родители могут запланировать на этот период какие-то дела или тоже отдохнуть после обеда. Составьте распорядок дня, удобный для всей семьи, и вы будете избавлены от детских причуд.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.