Презентация тему одежда кабардинцев и балкарцев. Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков

  • Воспитательная работа
  • 10 кл.
  • 19.01.2017

Тема проекта: «Культура народов Кавказа» Выбрали эту тему для того, чтобы расширить знания детей о культуре народов Кавказа: обычаи и традиции. Традиции кабардинцев и балкарцев наиболее сходны, но есть и некоторые различия. И основная цель направлена на то, чтобы наши дети разобрались, в чем сходство, в чем различие традиций этих народов. Это будет три отдельных проекта, которые охватят сходство и различия национальных костюмов; обычаи и традиции двух народов; нартский эпос народов Кавказа. Данную тему считаем актуальной, так она сможет наглядно показать историческую и духовную связь народов, населяющих нашу республику. Эта работа поможет приобщить молодежь, наших сверстников к изучению национальных традиций кабардинцев и Балкарцев, передаваемых из поколения в поколение, развить интерес к истории народного костюма, расширить их знания в области национальной культуры. Ведь нельзя считать себя культурным человеком, не зная истории, обычаев, традиций народов своей малой Родины. Национальная одежда кабардинцев и балкарцев» Сходства и различия. Срок реализации: 1 месяц. Этапы проведения проекта: 1 Организационный урок. а) Разбить класс на 8 групп б) Задать проблемные вопросы. 2 Исследовательская деятельность а) Самостоятельная работа детей б) Поиск информационных ресурсов 3 Обобщение. а) просмотреть собранные материалы б) Направить в нужное русло, чтобы дети сделали выводы. 4 Защита работ. а) Результаты исследований. Методические рекомендации к проведению проекта Цели и задачи проекта: 1 Сравнить одежду (мужскую и женскую кабардинцев и балкарцев) 2 Формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности и приобретение навыков работы в команде. 3Воспитывать любовь к своей культуре и к культуре других народов. Межпредметная связь: кабардинская литература, балкарская литература, технология. Формы реализации проекта: Сообщения Доклады Дидактические материалы. Описание проекта. Каждая группа получает свое задание. 1 группа -«Мужская традиционная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия». 2 группа -«Женская традиционная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия». 3 группа –«Обувь кабардинцев и балкарцев (паголенки и собственно обувь)». В процессе работы дети пользовались разными источниками: литературой, знаниями старших, активное участие родителей, которые умеют пользоваться компьютером. Был подобран нужный материал по Интернету. Для осуществления данного проекта все группы учащихся работали по плану: 1)Посещение кабинетов кабардинского и балкарского языка. 2)Посещение Краеведческого музея г.Нальчика и беседа с работниками музея о национальной одежде кабардинцев и балкарцев.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Особенностью современной жизни является глобализация, которая стремительно ведёт к стиранию самобытности в культуре у различных народов и наций. Происходит формирование общечеловеческой культуры. Невозможно найти ни одну этническую группу, которая бы не впитала в себя элементы со стороны других культур. В связи с этим очень важна задача приспособления культурных, этнических особенностей каждого народа к сегодняшним реалиям, новым формам социальной жизни, сохранения духовного облика и национальной целостности. Это поможет сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим и будет формировать нашу историю. Каждый народ силён своими традициями, и не секрет, что национальный костюм - это важная и интересная часть мировой культуры и истории, яркий элемент культуры народа и синтез разных видов декоративного творчества. Именно эти моменты и делают данную тему актуальной сегодня.

Предметом нашего исследования является костюм как исторический источник. Объектом - наименования элементов кабардинского и балкарского костюмов, как отражение реалий действительности и источник изучения истории родного народа.

Главная цель настоящей работы - показать, как отразилось историческое развитие народов Кабардино-Балкарии на облике национального костюма, какова роль костюма в современном обществе и влияние на дальнейшее развитие национального самосознания и самобытности.

Изучить имеющиеся источники о кабардинском и балкарском национальных костюмах;

Выявить особенности кабардинского и балкарского национальных костюмов;

Изучить особенности и символику традиционного народного костюма.

Степень изученности данного вопроса достаточно низкий. Одной из не многих, кто затронул эту тему была Ж.С. Тхазеплова в своей работе «Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций» Данная тема здесь не является основной и рассматривается лишь частично. Еще одним автором, который уделил этой теме внимание является З.В. Доде, в своем историческом очерке «Средневековый костюм народов Северного Кавказа».

Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Национальный костюм народов Кавказа как отражение социально-экономического и политического устройства общества

Многовековое культурное развитие Северного Кавказа отличает от других регионов большое разнообразие. В то же время сформировался общий для всех народностей Северного Кавказа облик народного костюма, который является ярким показателем общего исторического пути, культурных и экономических связей основных этапов этнического развития.

Костюм означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Национальный костюм отражает индивидуальность народа, нации и характеризует её культуру, является предметом национальной гордости. Можно сказать, что костюм - это средство, с помощью которого можно познать тот или иной народ, его образ жизни, быт, культуру.

Национальный костюм является не только элементом культуры, но он так же может нести важную информацию об историческом развитии народа и других сферах жизни людей. Особенно большое значение имеет костюм для получения информации о том периоде истории, когда не было еще письменности и до наших дней не дошли сведения об этом периоде.

Исследование костюма (крой, цвет, использование различных тканей и материалов, аксессуаров, драгоценных металлов) дают нам информацию о природных и климатических условиях, экономическом и социальном устройстве, религиозном укладе, политической организации общества, а так же о художественном и эстетическом уровне людей.

Народы Кабардино-Балкарии являются представителями Северного Кавказа - одного из самых многонациональных регионов нашей страны. Национальные костюмы кабардинцев и балкарцев складывались веками, имеют общность с костюмами других народов Северного Кавказа, имеют так же и характерные именно для них черты. Связано это было с природно-климатическими особенностями, социальным устройством общества, экономическими связями.

Первые исторические упоминания о национальном костюме кабардинцев и балкарцев (рисунки и гравюры русских путешественников) относятся к началу XVIII века. К этому времени костюм явился результатом длительной эволюции, связанной с внутренним саморазвитием наших народов, а также различных заимствований у других народов.

Основными хозяйственными занятиями кабардинцев и балкарцев в эту эпоху было скотоводство и земледелие. Важную роль играла и охота. В результате появилось сырье для домашнего изготовления тканей, преимущественно шерстяных: валяли бурки, ткали холсты, делали кожу для обуви.

Глава 2. Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев. В женских костюмах представительниц богатого сословия присутствовали предметы роскоши (бархат, шелк, атлас, драгоценные камни, сафьян). Это говорит о том, что к этому времени исторического развития наших народов появились широкие торговые связи с другими регионами и странами (Крым, Турция, Персия и т.д.)

Женская одежда кабардинок и балкарок отражала существующие идеалы женской фигуры того времени (тонкая талия, плоская грудь). Для достижения этого эффекта девочкам надевали сафьяновые корсеты с деревянными планками и шнурками, плотно охватывающие тело. Поверх корсета надевалась нижняя рубашка из хлопчатобумажной ткани или шелка ярких цветов, как и мужская. С воротничком на пуговичках. У пожилых женщин рубахи были из белой или темной ткани, без украшений. Поверх рубашки надевалось распашное платье до пола, без воротника с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадное платье шилось из шелка или бархата. Рукава у платья заканчивались округлой лопастью, закрывая кисть (у пожилых рукав был широкий до кисти), могли пришиваться подвески (это имело социальный смысл - женщина в таком платье имела возможность не работать). Характерен был стилизованный растительный орнамент с завитками, листиками и цветочками Важной частью женской одежды был кафтанчик из шелка, бархата, атласа, который надевали под платье поверх рубашки. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных или вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами орнаментов, но постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками.

Важную роль играл в женском костюме пояс, надевавшийся поверх платья и стягивающий талию. Девушки носили серебряные пояса, изготовленные дагестанскими мастерами, а женские пояса были матерчатыми или шерстяными с металлической пряжкой. Серебряные пояса

считались большой ценностью и передавались из поколения в поколение (есть пояса, которым насчитывается 150 лет).

Верхней одежды у балкарских и кабардинских женщин особо не было, это поддерживалось духовенством для того, чтобы женщина не появлялась вне дома. Богатые женщины иногда носили бархатные шубки с элементами овчины, беличьего меха, шерсти.

Обувь также присутствовала в гардеробе женщин. Поверх чулок и носок надевались красиво расшитые сафьяновые чувяки и башмачки. В праздничные дни одевали высокие ходули, обшитые бархатом и украшенные серебряными накладками. В начале двадцатого века появилась обувь на каблуках благодаря всё больше расширяющимся связям с Россией.

Важнейшей частью одежды женщин являлся головной убор, в котором наиболее ярко видно возрастное различие и изменение семейного положения. С XX века мусульманское духовенство добилось того, чтобы девочки с 12 лет носили головной убор. Когда наступал период «созревания», девушки носили шапочки разных видов, украшенные серебряной или золотой нитью. Во II половине XIX века в шапочках появился новый элемент - длинная золотая кисть, заимствованный у соседних народов (осетин, крымских татар). После рождения первого ребенка шапочка сменялась на платок или повязку (женщина не имела право показывать волосы). Постепенно шапочка и парадное платье превратились в празднично-свадебные наряды. С начала XX века девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, вологодские шарфы. Всё это говорит о расширении торгово-экономических и культурных связей между народами Северного Кавказа и другими народами России.

Глава 3. Историческая эволюция мужского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Основными деталями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и штаны особой формы. Короткий кафтан - бешмет, надевавшийся поверх рубахи, ниже талии расширялся. Подчеркивая стройность фигуры, застегивался до пояса. Шили его из домотканого сукна, более зажиточные - из шелка, атласа. Парадный вариант предусматривал ремень с металлическим набором. Штаны также шились из плотной ткани или домотканого сукна, заправлялись в ноговицы. Они были удобные, для быстрой ходьбы, бега, верховой езды. Надо отметить, что мужская одежда вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всё в ней было строго подобрано, не стесняло движений, позволяло лазать по скалам, бесшумно ходить.

Поверх бешмета надевалась черкеска, подпоясанная поясом, который снимался ночью или в дни траура. Теплая верхняя мужская одежда - шуба из овчины и бурка. Без бурки невозможно представить себе горца, ее могли носить в любое время года; делали из черной шерсти, надевали, отправляясь в поле, на базар, в другое селение.

Головной убор у кабардинцев и балкарцев соответствовал одежде. Летом носили войлочную шляпу с широкими полями, зимой и в осенне-зимний период - шапку из овчины и папаху. Дополнялся головной убор башлыком из белого или черного домотканого сукна, могли украшать галунами, золотым шитьем, кистями из серебряных и золотых нитей. Иногда башлыки представляли собой настоящие произведения искусства: их могли преподносить в качестве подарка родственниками невесты. Важным приложением к мужскому костюму был обязательный атрибут - оружие. Оно имело глубокий смысл, ассоциировалось с образом горца, который имел право носить оружие, был потенциальным воином.

В целом, одежда балкарцев и кабардинцев не только отвечала требованиям условий жизни, но и была украшением, а также отражением хорошего вкуса, изящества, традиций и принципов (строгость, сдержанность, элегантность, мужество).

Заключение

В заключение следует отметить, что национальный костюм, его изучение, сохранение, пропаганда имеют большое значение для сохранения культурно-исторического наследия, этнической самобытности, патриотического воспитания подрастающего поколения. Большой вклад в это дело призваны вносить этнографические музеи. В столице нашей Родины Москве находится Государственный музей этнографии народов СССР. В Нальчике, столице нашей республики, также есть этнографический музей, где представлены национальные костюмы кабардинцев и балкарцев, и мы можем окунуться в атмосферу историко-этнографического экскурса столетней давности. И чем чаще мы будем это делать, тем легче будет нам в эпоху унификации и глобализации не забыть, кто мы есть и как нам жить и развиваться дальше, что должны знать наши последующие поколения о своей истории, о своей национальной сущности.

Хочется отметить, что в наше время национальный костюм переживает возрождение, что связано с возрастающим интересом людей к национальной истории. Стало очень модно и престижно невесте в день, когда жених забирает её из родительского дома, надевать национальное платье. Причём такие платья часто шьют индивидуально у очень профессиональных модельеров. Они необычайно красивы и являются настоящими шедеврами. А невеста выглядит в них неотразимо.

Я думаю, это очень важно для того, чтобы мы знали и помнили наши корни, наше историческое развитие и национальную самобытность.

Очень радует и то, что большой популярностью пользуются национальные танцы, при исполнении которых танцоры надевают различные варианты мужского и женского костюма. Особенно приятно, когда в таких костюмах танцуют маленькие дети. Я думаю, что, кроме эстетического воздействия, это имеет большое воспитательное значение, способствует бережному отношению к национальному костюму как к части нашей истории и самобытности.

Очень часто в нашем городе (особенно в дни национальных праздников) можно увидеть всадников в бурках и папахах. Это очень зрелищно и необычно и лично у меня вызывает большую гордость за свою родину и нацию, а также уверенность в нашем будущем.

Список использованной литературы

1. Абаев, М.К. Балкария, исторический очерк. 1992 г.

2. Доде, З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа, исторический очерк. 2001 г.

3. Мамбетова, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, учебно-методическое пособие. 2008 г.

4. Тхазеплова, Ж.С. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций, автореферат. 2010 г.

ТРАДИЦИОННАЯНАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
Пока человек жил в пещере, окрасоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур снемалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ходшли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребностьприкрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, ипослужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не дожиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбычеловека за свое существование.
Постепенно с развитиемцивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже нетолько предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служитукрашением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянинуследовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушакаили пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная”рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которогобыло отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.
Шло время, менялисьобщественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так инациональная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционнойодежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общностьсложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также иобщий воинский быт.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Мужская одежда кабардинцев ибалкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась онаиз местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерстьперерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно.Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счетразвитых торговых связей.
Основными частями мужскойодежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешметнадевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса насделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокийстоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизуна такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркиваястройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длинабешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носилиболее длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а побокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего изтканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканогосукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, вней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонкомслое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничныебешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. Прииспользовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнемс металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.
Изготовление бешмета былоделом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известныесельские мастерицы.
Штаны, шившиеся издомотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественнотемного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Междуштанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляяштанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Подколеном их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шилииз овечьих шкур.
Штаны у горцев были весьмаудобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.
Одежда, состоящая из бешмета,штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всев ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумноходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.
Полный костюм горца включал всебя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкескаполучила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь вобщественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы ит.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено какнеуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканогосукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.
Черкеска плотно облегалафигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, изкоторого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5)самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которыевкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в нихзарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной сторонечеркески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, чтоотличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых числогазырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян онибыли простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - изкости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками,соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качествеукрашения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускалисьзначительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю,отогнутые рукава опускались во время танцев.
Длина черкески не былаопределенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась нижеколен на 15-20 сми была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившиечуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.
Черкеску носили застегнутойили подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Поясявлялся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца.Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанногокожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек.Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку инаконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковыхнаконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение.Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками;молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками накаждой стороне.
В большинстве случаев наремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по несколькубляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлическиечасти пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны.Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера,различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальнымножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.
С конца ХIХ в., когда кинжализ части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горскогокостюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.
Теплая верхняямужская одежда

Теплой верхней одеждой укабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшиеэкземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем,что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник,который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской изовчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.
Верхней одеждой являлась ибурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себегорца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, набазар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя,защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и напастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легкопереворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду еесвертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Ониимели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальнуюзастежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому дляпастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были нетолько короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколькопуговиц.
Мужские головныеуборы
Головной убор кабардинцев ибалкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочнуюшляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины,папаху. Балкарцы носили папаху и летом.
Войлочные шляпы изготовлялисьиз высококачественной овечьей шерсти. В большинстве случаев они были белого,серого и черного цветов. В отличие от кабардинских, балкарские шляпы, имевшиенебольшое опущенное поле с перекрещивающимися на макушке шнурками, в большейстепени напоминали сванские. Балкарцы носили шляпы с приподнятыми полями.
Кабардинская войлочная шляпаимела продолговатую форму, вогнутое внутрь дно, приподнятые поля. Посрединетульи и вокруг полей она была обшита тесьмой или материей того же цвета, что ивойлок.
Кабардинские и балкарскиешапки имели различную форму. Одна из них была полусферической формы, с узкиммеховым околышком и шнурками от него, соединяющимисяна макушке. Такую шапку носили наиболее пожилые люди. Другой вид шапки имелмеховой околыш в 5-6 сми суконный верх. Третий - широкий суживающийся к верху меховой околыш инебольшой суконный верх.
Наиболее распространеннымцветом шапки был черный, но встречались и белые, и серые. Зажиточные слоинаселения носили шапки из среднеазиатского каракуля коричневого и серогоцветов. У кабардинцев такие шапки назывались бухарскими. Кабардинцы и балкарцыносили шапку в любое время года и в любом месте, снимали ее только ложась впостель. Таков был обычай. Шапка олицетворяла мужское достоинство. Покушение нашапку, ее сбивание с головы вызывали непрощаемуюобиду, смываемую только кровью.
Головной убор дополнялсябашлыком, изготовленным из белого, черного или коричневого домотканого сукна.Основной его частью был капюшон в форме равнобедренного треугольника, откоторого отходили в обе стороны длинные и широкие концы - лопасти длязавязывания у шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда изсеребряных или золотых ниток. К макушке капюшона с помощью такой же тесьмыпришивалась красиво сплетенная круглая кисть с бахромками из золотых илишелковых нитей. Башлык являлся не только дорожным, но и рабочим головнымубором, его носили пастухи, чабаны, табунщики и любой мужчина, отправляющийсяверхом или на подводе в путь. В холодную и ненастную погоду его надевали поверхшапки и завязывали у шеи, а если погода была хорошая, то башлык через плечозакидывался на спину, на бурку и держался на шее с помощью специальноготесемочного шнурка. Старики нередко носили башлык, перевязав им талию.
Мужская обувь
Значительным разнообразиемотличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части:паголенки и собственно обувь.
Паголенки делали из сукна,войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название,подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные,суконные). Наиболее распространенным цветом паголенок был черный, но изредкавстречались темно-серого и темно-коричневого цветов. Края их обшивали тесьмойили кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протиралсяпри ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными,но и украшала их.
Наряду с паголенками, широкоераспространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех жематериалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном,зажиточные слои населения.
Паголенки и ноговицы должныбыли плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, атакже завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчинызимой, весной, осенью, а балкарцы в горах - круглый год. Летом носили суконныепаголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей являлисьвойлочные и сафьяновые носки.
На ноги надевали чувяки изсыромятной кожи, которые не имели пришивной подошвы. Их делали из одного кускакожи крупного рогатого скота. Чувяки имели шов на заднике, носке и верхнейпередней части от носка по подъема. Форма чувяк в основном была однообразной,но встречались и такие, которые имели высокий задник, доходивший до щиколотки,и застежки из кожаных пуговиц. Распространенным видом обуви, удобным в горахдля охотников, чабанов, пастухов, косарей, являлись чувяки особой формы,имевшие подошву из сплетенных ремней. Балкарцы делали их из хорошо промятойсыромятной кожи, с которой даже не снимали шерсть. Чувяки надевали на босуногу, предварительно заполнив внутреннюю их часть хорошо промятой травой.Традиционной парадной обувью являлись сафьяновые чувяки, которые шили из кожиспециальным ажурным швом. Вначале они не имели подошвы, но потом их сталиподшивать. Чувяки из черного сафьяна носили зажиточные люди, надевая сверхукожаные галоши. Сафьяновые чувяки надевались на сафьяновые ноговицы. Зажиточныелюди надевали еще остроносые резиновые галоши.
В Балкарии также бытовалаобувь из войлока, обшитого кожей или с подшитой подошвой из сыромятной кожи.Вся местная обувь имела мягкую подошву, хорошо приспособленную к условиямгорной местности. Она была удобна для всадника и пешехода, способствовалазакаливанию ноги и выработке удивительно легкой, красивой походки горцев.
Традиционное развитие Кабарды и Балкарии, укрепление рыночных связей оказаливлияние на изменение обуви. Богатые горцы носили не только галоши, но и сапоги.

Традиционный национальныймужской костюм кабардинцев и балкарцев являлся одеждой воина, наездника,приспособленный к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев ибалкарцев, между которой не было существенных различий, была характерной темнаясдержанная цветовая гамма - черная, темно-коричневая, серая. Вообще, ни кабардинцы,ни балкарцы не любили яркие цвета, пеструю одежду. Это не соответствовало ихдуху и обычаям. Но башлыки и бешметы делались обычно других цветов, чем веськостюм, оживляя его ярким пятном. Богатые и знатные люди иногда носили белыебурки, черкески, папахи. Башлыки в ряде случаев представляли собой настоящиепроизведения искусства. Их отделывали галунами, золотым шитьем, изящными ивесьма сложными кистями из золотых и серебряных ниток. Подобные башлыки частослужили предметом подарка невесты родственникам будущего мужа. Украшало костюмвозможно более богато отделанное оружие, пояс.
Вместе с тем, кабардинцы ибалкарцы обращали большое внимание на опрятность одежды, на ее изящный покрой.Еще Хан-Гирей отмечал, что у адыгов,в т.ч. и у кабардинцев, не было принято одеваться пышно, цветисто. “Это, - писал он, - почитается у них не очень приличным, почему стараются болеещеголять вкусом, нежели блеском, чистоту же и опрятность предпочитаютпышности”.
Мужская одежда кабардинцев ибалкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но иотличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполнесоответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивалаширокие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. Искотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовалисебя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений.
Одежда кабардинцев ибалкарцев являлась и своеобразным украшением. Эти качества национальной одеждыобеспечили ей всеобщее признание на Кавказе.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Одежда кабардинок и балкарокимела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы.Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказесчитались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинкии балкарки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревяннымипланками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки.Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Корсет стягивалсяшнурками и снимался только в первую брачную ночь.
Поверх корсета надевалинижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее испускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногдазакрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшойстоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили изхлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выборматериала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник,передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычайкабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой икрасивыми узкими галунами.
Старухи носили рубахи изхлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда какмолодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др.Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шиласьиз шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашкиобязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себядома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, безворотника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. Вначале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кистируки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя иотдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя.
Парадное платье шили обычноиз бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску.Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукавупришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такоеплатье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длиннымшироким рукавом до кисти.
Нарукавные подвески, длинныерукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенныйсоциальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

Важной частью женской одеждыбыл кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру.Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи допояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Дляукрашения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногдавызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом,нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотныхтканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудькафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно откафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его такженадевали под платье.
Весьма важную роль в одеждекабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. Уженщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или простошироким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних летносили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, анаполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса изсеребряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Ихизготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряныйпояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил изпоколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты,кольца, часы на длинной цепочке.
Теплая верхняяженская одежда
По горскому обычаю девушки имолодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а моглилишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужниеженщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоемшерсти или ваты. Богатые кабардинки и балкарки иногда надевали бархатные,отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла,сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивалиподкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольныешубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками имолодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживалисьмусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин внедома.

Женские головныеуборы
Важнейшей частью одеждыявлялись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастныеразличия и изменения в семейном положении кабардинок и балкарок.
Девочки носили платок илиходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего сдревнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХв. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшеговсем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка.
Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля1915 г.под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось:“Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головнойубор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своемселении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должныподвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случайнарушения”.
Когда наступал период“созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочкуразличных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную илиокругленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужскойшлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых исеребряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшаласьрадиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение ввиде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередкошишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике,полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными,украшенными чернью, позолотой, филигранью. Передняя часть дошедших до насшапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна.
Во второй половине ХIХ в.кабардинки и балкарки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Ониимели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, ониобтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой,располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотаякисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской,что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Более широкоераспространение она имела в Балкарии.
Низких шапочек, известных подназванием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в периодсовершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Ихносили, в основном, девушки. Женщины (как и невесты) до первого ребенка носилишапочку с белым шелковым платком с бахромой. Балкарки, в отличие от кабардинок,носили шапочки, украшенные спереди рядами монет, побрякушек.
Шапочка после рожденияпервого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этомквадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что дваконца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив имиголову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец,опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора наженский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает надревность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактическиперешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы.Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком,шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязкипокрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платкиносили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большиетонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и другихцветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверхшапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платкидвух видов - с бахромой и без нее с различными узорами.
Постепенно шапочка, как ипарадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. Вначале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики,кружевные косынки, шарфы вологодской работы.
Женская обувь
Обувь кабардинок и балкарок восновном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные исафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностьюи вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами.Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным,коричневым, серым и т.д.).
Войлочные и сафьяновые носки,в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки.Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, аиногда украшенные галунами сафьяновые чувяки.
Повседневной обувью считалисьи сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарииженщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи.
В Кабарде,а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошвебез задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью.
Девушки княжескогопроисхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули,украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было труднопередвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувьюпользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств.Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др.
В конце ХIХ в. женщины взажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке,напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носомгалоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высокихкаблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длиннойшнуровкой и фабричные туфли.
Кабардинцы и балкарцы незнали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтомуизготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы,которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели праваотказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу.
Умение шить красивую одежду,хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому ввоспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушкипродолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали имразличные подарки, помогали по хозяйству.
Постоянное внимание крукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек кмоменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению.Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени.Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощьюсвоих подруг, соседок и т.д.
В целом, женская одеждакабардинок и балкарок, как и мужская, отличалась скромностью, строгостьюцветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами,золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды,сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуруженщины.
Традиционный национальныйкостюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набораотдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениями особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнееженской. В мужской одежде XIX-начале XXв. Вышивка употреблялась очень редкоитолько на башлыках, ноговицах и сафьяновых чувяках. При этом преобладающимвидом была вышивка вприкреп (дыщэидэ).Женская одежда была более живописной. В формах и способах украшения одеждыкабардинцев проявлялся особый стиль. Основной упор делался на линию узора,обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелосьмного общего. Для него было характерно чувство формы вещи, проявляемой в умелойкомпозиции орнамента, и выделении основных конструктивных деталей.
ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯОДЕЖДА В НАЧАЛЕ XXв.
В начале XXв. и женский, и мужской костюм кабардинцев балкарцев восновном сохранил свой покрой, свою форму. Он, как и прежде, шился в талию,плотно обтягивая фигуру, был скромным, строгим и изящным. Но вместе с темпроизошли существенные изменения. Под влиянием развивающихся рыночных отношенийи в мужской, и в женской одеждепоявилось много новых видов одежды фабричного или кустарного производства:женские шали, платки, шарфы, чулки, туфли, мужские сапоги и т. д.
Изменился и материал, изкоторого изготавливалась одежда. Всё больше использовались фабричные ткани дляпошива мужской одежды, а женская в основном шилась только из покупногоматериала. Наряду с бархатом и шелком, ситцем и сатином женскую одежду сталишить из бумазей, кашемира, частично из сукна. Процесс сближения одеждыкабардинцев и балкарцев с русской и общеевропейской усилился. Об этомсвидетельствовало все более широкое распространение таких видов одежды, какимиявлялись сапоги и галоши, юбки и кофточки, платки и пальто, да и превращениепарадной вышитой шапочки и платья свадебно-праздничную одежду.
Более широкое использованиепокупных материалов в пошиве одежды, особенно женской, стало нарушать цветовуюгамму, одежда становилась более пестрой. Вместо традиционных галунов дляукрашения одежды стали использовать готовые позументы, тесьму и кружевафабричного производства. При сохранение основных традиционных принципов покрояженской одежды, по сравнению с мужской, претерпела более существенные изменения,свидетельствовавшие о сближении женской одежды с общеевропейской.
Таким образом, одежда и обувькабардинцев и балкарцев во второй половине XIX-XXв. ужепретерпели определенные изменения, но в целом сохранили свои традиционныеособенности.
ПОСЛЕСДОВИЕ…
Национальная одежда выражалавкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлениемнародного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть нетолько изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей частихудожниками и модельерами - создателями новой современной одежды.
Содержание….
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА стр.1
Теплая верхняямужская одежда стр.5
Мужские головныеуборы стр.7
Мужская обувьстр.8
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДАстр.10
Теплая верхняяженская одежда стр.13
Женские головныеуборы стр.14
Женская обувьстр.15
ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯОДЕЖДА В НАЧАЛЕ XXвстр.17
Список используемой литературы….
Г. Х. Мамбетов - ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
В. Н. Кудашев - ИСТОРИЧЕСКИЕСВЕДЕНЬЯ О КАБАРДИНСКОМ НАРОДЕ
М. З. Соблиров– КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В КОНЦЕ XIX– НАЧАЛЕ XXв.

Цель исследования:

Изучить и расширить знания о национальных одеждах кабардинцев.

Задачи проекта:

Познакомить с женской одеждой кабардинцев;

Учить пониманию того, что одежда выражает особые качества горцев – скромность, опрятность, гордость, желание подчеркнуть красоту фигуры;
-воспитывать глубокий интерес к истории своего народа,

уважительное отношение к его культуре и традициям;

Выявить информированность современных детей

по теме исследования.

Введение.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, человек с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением.

Кабардинцы были богаче других народов, богаче и одевались. Благородную барышню этой национальности можно было узнать по тонкой талии, затянутой в корсет, высокой шапочке, нарукавным подвескам, красному платью, ходулям и трудоемкой и очень дорогой вышивкой – вприкреп.

Кавказ – одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. Неотъемлемым компонентом культуры любого народа является национальный костюм. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Основная часть.

Одежда кабардинок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки.

Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами. Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др.

Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок. В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти. Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать. Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Весьма важную роль в одежде кабардинок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца,

часы на длинной цепочке.

Теплая верхняя женская одежда.

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женские головные уборы.
Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок. Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка. Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”. Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью.

Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна. Во второй половине ХIХ в. кабардинки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки.

Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами. Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.

Женская обувь

Обувь кабардинок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В Кабарде женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью. Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др. В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли. Кабардинцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу. Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству. Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению.

Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д. В целом, женская одежда кабардинок как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины. Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда была более живописной. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи. Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды.

Заключение.
Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа. Кабарда делилась на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни. Все детали оттачивались годами.

Археологические материалы, относящиеся к национальной одежде народов Кабардино-Балкарии позволяют судить о материалах, использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме.

Женский головной убор представлял собой остроконечную войлочную шапочку с конической верхушкой из бронзы или серебра. Найдены также бронзовые пластинки в форме диадемы, украшенные штампованным точечным геометрическим орнаментом.

Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережьем Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов (овчины, кожи, овечья шерсть, из которой валяли войлоки и ткали сукна) служило скотоводство.

Кабардинские женщины были прекрасными ткачихами. Изготовленные ими сукна шли на шитье мужской одежды, а в более ранние периоды из них шили женские платья и шали. Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. Из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду - гебенек.

Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1, 2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданое и служили свадебными подарками. К общему наименованию платков и шалей прибавляли определяющее слово, характеризующее материал. Так, например, платок плетенный из шелковых ниток; из шелка, затканного рисунком; тонкие шелковые платки кустарной работы, украшенные набойкой.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу. Походной одеждой служила бурка. На голову надевали меховую папаху или войлочную шляпу, а в непогоду башлык. На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме или с подошвой, сплетенной из ремней. Известны были войлочные чулки, мягкие носки из сафьяна. Бытовал пояс из кожи с металлическим набором.

Основной одеждой кабардинцев, как и других народов Кавказа, в их повседневной обстановке был бешмет. Его носили дома, во время работы.

Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов шерсти - черного, белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску носили отдельные франты. Она была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет. Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

Необходимой одеждой для горцев - скотоводов, проводивших многие месяцы на горных пастбищах, была шуба - тон, сшитая из овчины. Покрой ее был близок к черкеске. Ее надевали на бешмет или черкеску, а иногда и под нее. Грудь была закрыта, застежка на пуговицы из шнурка; воротник из овчины - стоячий. Ее называли сборчатая шуба.

Дорожной одеждой всадника, обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом. Бурка закрывала всадника целиком, а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.

Мужская одежда кабардинцев отличалась значительной стабильностью.

Общий облик мужского костюма кабардинцев - подтянутый статный силуэт типичен для горцев Кавказа.

В своей основе женская одежда и по наименованиям и по покрою почти не отличалась от мужской, но благодаря характеру тканей, некоторым деталям отделки и украшений кажется непохожей на нее.

На тело надевалась длинная рубаха туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом. Повседневные рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов. Излюбленные цвета темно - красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом. У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колен и ниже и был виден из — под рукава платья.

Под рубашку надевались штаны. Внизу они заправлялись в сафьяновые носки или обувь.

С 10-12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. Постепенно те части кафтанчика, которые не были видны из — под платья (спину, верхнюю часть рукавов), стали делать из более дешевой ткани, а потом кафтанчик распался на более дешевые части: воротник, нагрудник, полочки, висящие на пояске, и нарукавники от локтя до кисти.

Распадение кафтанчика повлекло за собой и изменения в форме застежек. Эти застежки, ранее по своей конструкции отвечали функции туго стягивать полы кафтанчика на груди. Когда же, в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник, данная конструкция застежек оказалась неудачной, так как при отсутствии натяжения они самопроизвольно растегивались.

В связи с этим мастера - ювелиры изменили их устройство.

Поверх кафтанчика надевалась платье. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.

Праздничное платье кабардинской девушки, особенно богатой и знатной, обильно украшалось галунами и золотым шитьем. Галунами обшивали борта, подол, низ рукавов. Вдоль разреза спереди, по подолу, иногда на груди располагалось золотое шитье. Таким же образом расшивались платья черкешенок, адыгеек и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись монументальностью и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебряными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата - темно - красного, или из плотного шелка - гладкого или с жаккардовым узором.

Типы поясов изменялись с течением времени, но появление нового типа пояса не вытесняла более старые формы, которые обычно оставались у старшего поколения. Наиболее старый тип пояса представлял собой ремень из сафьяна, на котором крепились девять «кусков»из серебра - небольшая пряжка, восемь блях - круглых, овальных, прямоугольных или фигурных. Второй тип - пояс целиком из серебра, составленный из прямоугольных пластинок, соединенных шарнирами, и фигурной пряжки, застегивающейся на крючок или стержень.

Для всех народов Северо-Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений. Но, пожалуй, наиболее их количество характерно для карачаевцев. Так на груди разреза иногда нашивали выпуклые, полые, овальные или миндалевидные серебряные подвески - зынгырла, прикрепляли серебряные треугольные футлярчики. К рукаву по шву от локтя до кисти иногда пришивали листовидные подвески, на рукавах же носили цепочки, соединенные у локтя и кисти бляшками.

Большой интерес представляет бунлукъ. Под этим названием известны обычные браслеты, носившиеся на запястье, а также браслет, надевавшийся или даже нашивавшийся на низ рукава платья или кафтанчика в виде обшлага.