Патриотизм истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны. Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны

Вопросы:
1. Патриотизм: истоки и традиции.
2. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России.

Патриотизм (от греческого patriots - соотечественник, земляк и латинского patria - родина, отечество. Буквально: любовь к отечеству, преданность ему) - одно из древнейших социальных явлений на земле. Как и всякое общественное явление, патриотизм имеет в объективной действительности, т.е. в развитии общества, свои материальные основы. Сущность патриотизма нельзя понять без выяснения его источников. Ученые М. Свердлин и П. Рогачев считают, что «первой предпосылкой патриотизма является формирование коллективизма». Я. Дзюба и Н. Губанов утверждают, что предпосылки возникновения патриотизма - в возникновении человеческих общностей, в развитии общения и связей между ними.
Патриотизм как определенный социально-исторический продукт проходит в своем развитии ряд этапов и форм в зависимости от того, какая социальная общность держит его на своем вооружении. Долгое время патриотизм находился на уровне общественной психологии, где эмоции и чувства были преобладающими. Да и сейчас они не потеряли своего значения. Вначале чувство патриотизма складывалось стихийно и ограничивалось восприятием родной природы, условий жизни, труда, быта. Постепенно развиваясь, патриотизм все более испытывал на себе влияние идеологии. Это влияние особенно возрастает в современном обществе.
Существует ряд концепций патриотизма. Немецкий философ Г. Гегель рассматривал патриотизм как некую мистическую силу, как «сознание абсолютности государства». Английский лорд X. Спурел объявлял патриотизм биологическим свойством людей. «Корни патриотизма, - писал он, - следует искать в том чисто животном инстинкте, простейшим проявлением которого является забота животного о своей самке и своих детенышах». Такое понимание патриотизма ничего общего с наукой не имеет, и оно не получило широкого признания.
Наиболее часто понятие «патриотизм» рассматривается наряду с понятиями «национализм» и «шовинизм». Так, американский социолог Бойд Шейфер в своей книге «Национализм» прямо отождествляет патриотизм и национализм. Бразильский социолог Брэдфорд Бернс в книге «Национализм в Бразилии» пишет: «Быть националистом - это быть гражданином, осознающим свой долг перед родиной. Быть националистом - это просто-напросто быть бразильским патриотом». В унисон такому националистическому пониманию патриотизма американский социолог Г. Кон всячески восхваляет национализм США, утверждая, что с конца XVIII века и до сих пор путеводной звездой исторического развития является национализм, а современную эпоху он называет веком паннационализма.
По поводу таких антинаучных и реакционных взглядов на понимание патриотизма необходимо сказать, что патриотизм и национализм не однозначные и тем более не тождественные понятия, и это убедительно подтверждает их этимологическое сравнение. Патриотизм - это любовь к Родине. А национализм (от фр. nationalisme) - это идеология и политика, предназначенная выражать классовые (групповые) интересы в национальном вопросе. Национализм появился позднее патриотизма, уже только с зарождением и развитием капитализма. Шовинизм, близкое к национализму понятие, также ничего не имеет общего с патриотизмом. Определение «шовинизм» происходит от фр. chauvinisme - по имени французского солдата Chauvin, поклонника завоевательной политики Наполеона. Шовинизм - это проповедь национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам. Говоря о несовместимости понятий патриотизма и национализма, отечественные исследователи П. Рогачев и М. Свердлин справедливо пишут: «Патриотизм - это естественное состояние сознания гражданина, понимающего свой долг перед родиной, национализм же - это искаженное отражение действительности, аномальное состояние сознания».
В отличие от национализма в патриотизме обязательно имеет место общечеловеческое начало. Многие из декабристов подчеркивали не только свой патриотизм, но и свой демократизм, гуманизм, уважение к другим народам. П. Каховский писал: «Человек, исполненный чистотою, жертвует собой не с тем, чтобы заслужить славу, строчку в истории, он творит добро для добра без возмездия. Так думал я, так и поступал, увлеченный пламенной любовью к родине, страстью к свободе, я не видел преступления для блага общего». Подобные мысли выражал на рубеже XIX-XX веков выдающийся грузинский мыслитель Важа Пшавела: «Каждый сын своего отечества должен служить своей родине всеми своими силами... и настолько разумным будет его труд и насколько полезна его деятельность, настолько полезным будет он и для всего человечества».
Патриотизм, вбирая в себя прогрессивные идеи прошлого, не только противостоит национализму и шовинизму, но и имеет ярко выраженную тенденцию обогащения своего содержания общедемократическими и общечеловеческими ценностями.
Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природно обусловленные, или естественные, связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также духовные связи и отношения.
Национальная общность оказывает иногда решающее влияние на формирование патриотизма. Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя дома, а это предпосылка естественного (инстинктивного) патриотического чувства. Тем не менее расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю естественность такого отношения. Национальный характер любви к Родине - необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. Российская Федерация является многонациональным, полиэтническим государством, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе, в ней очень распространен, однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма.
Кроме национального патриотизма в современном российском обществе широко распространен патриотизм на интернациональной основе. Имеются в виду два вида патриотизма: во-первых, патриотизм на основе реального интернационализма; во-вторых, патриотизм как составная часть идеологии бывшего советского государства. Последний сегодня хотя и уходит в прошлое, но еще весьма действенный элемент практического сознания россиян старшего поколения. Причина его актуальности в ностальгии по СССР как «дружной семье народов», а также в глубочайшем разочаровании, которое возникло у многих граждан России после распада СССР.
Разновидностью патриотизма на национальной основе является двойной патриотизм членов национально-этнических диаспор, существующих практически во всех государствах мира: у большинства членов диаспор две родины - историческая (страна предков) и собственно родина (страна, где они родились и постоянно живут). Например, у многих выходцев из России, живущих в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах, сохраняется эмоциональное отношение к России как исторической родине и в то же время возникает патриотическое чувство к странам проживания. По мере ассимиляции, происходящей у разных этносов в разных странах с разной скоростью, любовь к исторической родине постепенно ослабевает, но при определенных условиях она, как тлеющие угли, может вспыхнуть с новой силой.
Патриотизм на национальной основе и национализм, питаемый патриотическими чувствами и идеями, близкие, но не идентичные феномены. У них разные объекты любви и почитания: с одной стороны, родной край, родная страна; с другой - нация, народ. Это сказывается на характере и направленности обращенных к ним эмоций. Обыкновенно патриотизм сочетается с чувством и сознанием национального достоинства, уважением к самому себе как представителю определенной национальной общности.
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолевать трудности и невзгоды, был патриотизм - любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.
В битвах с врагами нашей Родины сложились и развиваются такие боевые традиции, как любовь к своему кораблю, части, верность Боевому знамени, защита командира в бою, чувство товарищества и многие-многие другие.
В первом российском Морском уставе появилось в сравнении с западным уставом одно примечательное новшество: корабль под Андреевским флагом не имел права никогда, ни при каких обстоятельствах этот флаг спускать, то есть сдаться. Три с лишним века минуло с тех пор. Но эта традиция осталась до сих пор. Вся история России с петровских времен подтверждает силу духа русских воинов. Сам Петр I, окруженный в приднестровских степях громадной и хорошо вооруженной армией врага, в безнадежном, казалось бы, положении, даже не помышлял о сдаче. Ценой немалых потерь и уступок русские войска с честью вышли из беды. Такое бывало в нашей истории неоднократно. Например, Москва была оставлена Наполеону, но не сдалась, не принесла ему ключи на Поклонную гору, жители покинули столицу. А во время русско-турецкой войны в 1877 году небольшой русский гарнизон был осажден в крепости Баязет. Положение казалось безнадежным, по данным объективной военной науки. В любой армии мира начальника гарнизона и его офицеров, согласившихся на капитуляцию в подобных условиях, не осудили бы ни трибунал, ни общественное мнение. Но в России было не так. Комендант крепости, скромный офицер в небольшом чине, ответил врагам, выражая отнюдь не личное, а русское общеармейское мнение: «Русские берут крепости, но никогда не сдают их!»
Выясняя основные направления формирования и повышения престижа воинской службы, формирования ценностной ориентации воинов, необходимо восстановить, разумно использовать в обучении и воспитании воинов все то, что скрепляло, цементировало единство Русской армии и флота на протяжении веков.
К числу духовных исторических традиций Российских армии и флота следует отнести следующие:
- активное участие армии, русского воинства в культурном развитии страны, умножении духовного наследия поколений;
- традицию культурного воинского подвижничества, свидетельствующую о тесном родстве армии со своим народом;
- традицию гуманизма, бескорыстия, стремление прийти на помощь нуждающимся как внутри страны, так и за ее пределами;
- активное участие русского воинства, армии и флота в увековечении героических страниц истории в памятниках народной и воинской славы;
- созидательный характер воинской деятельности, активное участие армии в свершениях своего народа;
- традиции военных парадов, производство салютов в честь победителей и ряд других.
В связи с этим в условиях реформирования Вооруженных Сил, при расформировании частей и соединений, носящих заслуженные в боях почетные наименования, имеющих на Боевых знаменах многочисленные награды, важно сохранить историческую память, чтобы не растерять боевых традиций, поддержать моральный дух военнослужащих. Воинские традиции как духовная ценность, имеющие многовековую историю, сохранятся, прорастут в новых поколениях военных. Забота о традициях нужна на всех уровнях военного руководства.

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской службы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности, выступает тем идейным стержнем, который пронизывает всю жизнь и деятельность воинских коллективов.
Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер воинской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга. Каким же образом осуществляется это воздействие?
1. Любовь к Родине, патриотизм позволяют ее защитникам лучше осознавать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. России чужда политика агрессии и милитаризма, но она должна быть готова дать отпор любому агрессору. Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.
Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.
2. Любовь к Родине, патриотизм помогают справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной стороны, эти трудности обусловлены характером задач, стоящих перед Вооруженными Силами, особенностями военной организации, своеобразием условий, в которых осуществляется деятельность военнослужащих. С другой - вызваны порой недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.
Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она сильно отличается от других областей общественной жизни, где конкретные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и ясностью, как в Вооруженных Силах. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже порой внеслужебных отношений.
Военная служба является особым видом государственной службы, как отмечается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Поэтому воспитание патриотизма является первостепенной задачей духовно-нравственного воспитания в воинских коллективах.
3. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответственность за выполнение учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности войск, организованности и дисциплины.
Сегодня быть воином-патриотом - это значит активно содействовать осуществлению военной реформы в стране, четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально-боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов.
4. Патриотизм военнослужащих поднимает их на борьбу со всем негативным, что имеется в армейской жизни. Он заставляет бороться с равнодушием и нигилизмом, с благодушием и самоуспокоенностью, с недостатками и упущениями в службе.
В большинстве частей и подразделений командиры правильно понимают свои задачи, в том числе и воспитательные, пользуются авторитетом и доверием подчиненных, кропотливо ведут с ними воспитательную работу. Именно они воспитывают в душах солдат такие благородные чувства, как любовь к Родине, верность воинскому долгу, побуждают их с высокой ответственностью относиться к служебным обязанностям. Эта работа станет еще более эффективной, если командиры всех степеней будут ближе к подчиненным, будут знать их настроения, хорошо представлять морально-психологическую атмосферу в коллективе, целеустремленно вести индивидуальную работу. Учитывая существенное снижение качественных характеристик призывников, прибывающих в Вооруженные Силы РФ, воспитательная роль офицеров, младших командиров еще более возрастает.
Большие и сложные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, процессы, происходящие в войсках под влиянием военной реформы, требуют научного подхода к организации работы с личным составом, полного учета ее закономерностей и принципов, а также качественных изменений в личном составе армии и флота. В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества, армии и флота, нависла реальная угроза их утраты.
Это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться интеллектуальный и культурный уровень россиян, а с другой - расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир.
Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздание эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.
Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженное выполнение долга.
Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально- экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к конкретной Родине, к конкретному Отечеству.
На формирование патриотических чувств у российских воинов большое влияние оказывает служба в Вооруженных Силах, тот внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами. Патриотизм является духовным стержнем обороноспособности нашей страны.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, учреждений культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет.
Конечным результатом реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Методические рекомендации
Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, важно подчеркнуть, что все военнослужащие Вооруженных Сил РФ должны сочетать в себе высокий профессионализм, любовь к Родине, верность воинскому долгу и традициям.
При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть истоки патриотизма военнослужащих Российской армии, показать на примерах их верность воинскому долгу и воинским традициям.
В ходе изучения второго вопроса с учетом особенностей слушателей следует проанализировать наиболее актуальные проблемы духовно-нравственной безопасности России, особое внимание при этом обратить на осознание необходимости своего ратного труда на благо Отечества, успешное преодоление многочисленных трудностей в повседневной армейской жизни и боевой обстановке, укрепление боевого потенциала ВС РФ и прежде всего его духовной составляющей - патриотизма.
В заключение необходимо сделать выводы по занятию, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

Рекомендуемая литература:
1. Гасанов 3. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. - 2005. - № 6. - с. 59-63
2. Пшавела В. Избранное. - Тбилиси, 1953.
3. Уткин Б. Заветы победителей защитникам Отечества: историко-публицистические очерки. - М.: Главархив Москвы, 2005.
4. Во имя России. Летопись славных имен и деяний. - Софрино: Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской православной церкви, 2002.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы».

Николай ЛУЗИК, кандидат философских наук

Патриотизм истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому
- прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:
- беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

Преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.
В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть - численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух - явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры - все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота - определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.
Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором - это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом - это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, следует остановиться на значении патриотизма для россиян как базовой составляющей в системе их традиционных духовных ценностей, отметить роль патриотической идеи в достижении военных побед.

2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно подробнее остановиться на необходимости и особенностях патриотического воспитания в современных условиях, раскрыть факторы, способствующие и мешающие этому, как в стране, так и в армии, в части.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо назвать конкретные действия Правительства РФ по укреплению обороноспособности страны, а также показать вклад членов воинского коллектива в повышение боеготовности части (подразделения).

Занятие пройдет намного интереснее, если изложение материала сопроводить рассказом о проявлениях патриотизма русских, советских, российских воинов, просмотром и прослушиванием музыкальных, фото- и видеоматериалов патриотической направленности, поднимающих моральный дух воинов.

4. В заключение занятия необходимо подвести его итоги, отметить наиболее активных слушателей, дать рекомендации по использованию литературы.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». // Красная звезда. - 2005,31 августа.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2003.

Лутовинов В. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. - М., 1998.

Стрельников В. Патриотизм - важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ //Ориентир. - 2003. - №1.

Подполковник,Дмитрий САМОСВАТ.
Подполковник,кандидат педагогических наук,Алексей Куршев

Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю.

Это воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя. Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни.

Многовековая история нашего народа, его славные боевые традиции, рожденные в жестоких боях с многочисленными иноземными захватчиками, являются неиссякаемым источником формирования патриотических чувств, идей и действий для многих поколений россиян.

Яркое представление о патриотизме как источнике служения общенациональным интересам русского народа дает литературное произведение «Слово о полку Игореве». В нем все это было отражено в виде союзных отношений всех русских князей. Таким образом, уже в древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, человечества и его истории, сочетавшееся с высоким патриотическим чувством.

Благодаря православной вере и патриотизму были одержаны многие победы русского оружия. Именно православный патриотизм и национальное единство во многом обусловили победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. На борьбу с Мамаем князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский. Рязанский князь Олег, который должен был идти против Дмитрия Донского, узнав о благословении Сергия Радонежского, отказался от планов воевать против московских полков.

Положили начало возникновению этих славных традиций славянские племена, с оружием в руках отстаивающие свою свободу и независимость. «Племена славян и антов, - писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Эти качества были характерны и для древнерусского войска - княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, духом высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество - являлось неписаным правилом для них.

Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека.

Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX-XII веков. Эта эпоха связана с зарождением государственности, поэтому патриотизм носил тогда своеобразный, подданический характер - с принятием православия выражался в верности святой православной Руси.

Патриотический идеал получил общенациональное значение. По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма.

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

«Смутным временем» назвали русские люди период конца XVI - начала XVII вв. Перед Российским государством встал вопрос - быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Призывая русский люд в сплочение для борьбы с интервентами, князь Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно...». Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы. В присяге русских воинов было сказано: «Стояти под Москвою и страдати всем... и битись до смерти».

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIII в., не было щедрым даром провидения.

Основным носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохранила в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, сумела оградить сознание воинов от сомнительных политических идей.

Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой. Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в трудные годы Великой Отечественной войны.

Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны. Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами»

Весь мир зимой 1943 г. следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Именно благодаря патриотизму воины Красной армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, сильного врага.

«Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, о том, как советские люди победили мощнейшую армию того времени, Г.К. Жуков писал: «Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа».

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756-1763 гг.) вынужден был признать, «что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером». А Наполеон о русском солдате так высказался: «Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию».

Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются? Прежде всего, в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.

В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все - переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

В наши дни, когда мы задались целью построить новое демократическое общество, были пересмотрены имевшиеся догмы и постулаты. В какой-то степени были задеты и корни российского патриотизма, уязвлены патриотические чувства миллионов россиян. Патриотизм необходим сегодня нашей стране для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой - одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях.

Историческая преемственность российского патриотизма означает общность исторической памяти, исторического сознания непрерывности исторического государства. Попытки предать забвению определенные периоды нашей истории просто бессмысленны, к тому же наносят большой ущерб воспитанию граждан России.

Таким образом, традиции русского воинства формировались с самого начала создания вооруженных отрядов, призванных защищать родную землю от иноземных захватчиков. Исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и её защитникам на крутых поворотах истории мобилизовать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.

Дискуссия на тему: В ЧЁМ ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА урок развития речи в 11 классе Цель урока:    воспитание чувства патриотизма; развитие устной речи учащихся; закрепление на практике правил устного выступления.     «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию». П.И. Багратион «Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». Н.М. Карамзин «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». В.В. Путин «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Дж. Кеннеди Вступление Тема дискуссии: «В чём истоки патриотизма?» Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от хамства и грубости. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Дискуссия это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какаялибо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения. 1. С чего начинается Родина?      Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»? Считаете ли себя патриотом? Почему? Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Хотели бы вы уехать из России? Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, друзья, любимые книги, природа – такие простые ценности становятся основой настоящей любви к Родине.   Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. 2. Гордитесь ли вы своей страной?    В какие именно моменты испытываете национальную гордость? Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? Какие эмоции вызывает у вас гимн нашей страны? В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Ругать свою историю – все равно, что придавать анафеме своих родителей. 3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?     Как различаете понятия «русский» и «россиянин»? Как относитесь к чистоте русской речи? Гордитесь ли тем, что живете в России? Что такое национализм? «О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян!» А. Пушкин  Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде. Все люди под одним небом живут.(Восточная поговорка) Нацистская германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида. Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Из всеобщей декларации прав человека: Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны. 4. Связываете ли вы свой патриотический долг с воинской службой?     Нужны ли стране профессиональные военные? Кто из вас хочет поступить в военные училища? Престижна ли профессия офицера? Вы за или против службы в армии? В древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином. Еще недавно служба в рядах советской армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой. А Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. 5. Кто такой патриот современной России?     С чего и как нужно начинать патриотическое воспитание? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека? Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке? Дух России жив и будет жить! Храни огонь родного очага И не позарься на огни чужие – Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! Лелей лоскут отеческой земли Как ни болотист, как ни каменист он, Не потянись за черноземом чистым, Что до тебя другие обрели. Лелей лоскут отеческой земли! И если враг задумает отнять Твоим трудом взлелеянное поле, Не по страничке, что учился в школе, Ты будешь знать, за что тебе стоять. Ты будешь знать, за что тебе стоять! (О. Фокина, ученица моск. школы) Вопросы для анкетирования: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Считаете ли вы себя патриотом? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию родины? Хотели бы вы уехать из России? Хотели бы вы родиться и жить в другой стране? Почему? Престижна ли профессия российского офицера? Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Читаете ли вы периодические издания? Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? Есть ли у вас пример для подражания? Кто?

Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны

ВОПРОСЫ:

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны.

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.


Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому

Прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:

Беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

Преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть - численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух - явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры - все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота - определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.

Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором - это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом - это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.