Основные качества присущие российскому воину защитнику отечества. Боевые традиции вооруженных сил рф

АННА ИСАЕВА

Тема проекта : «Защитники Отечества » .

Тип проекта : информационно - творческий

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Продолжительность проекта : краткосрочный

Сроки : 06.02 – 21. 02 2017 г.

Проблема : несформированность у детей знаний о празднике «День защитника Отечества » , отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества .

Актуальность :

Родина, Отечество . … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки : отцы, деды, прадеды. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой.

Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.

Цель : сформировать чувство уважения к защитникам Родины , развивать патриотические чувства посредством музыкально – творческой деятельности.

Задачи :

для детей :

образовательные :

Познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества ;

Расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий.

развивающие :

Развитие коммуникативных навыков детей;

Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,

обогащать словарь новыми словами;

Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

воспитательные :

Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;

Воспитывать чувство уважения к российскому воину;

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;

для педагогов :

Совершенствование профессионального уровня педагогов;

Рост творческой активности педагогов;

Развитие навыков планирования;

Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников;

для родителей :

Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;

Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами проектной деятельности .

Этапы реализации проекта .

Организационный этап :

1. Подбор и изучение методической, художественной литературы, интернет – ресурсов по данной теме,

2. Разработка конспектов НОД по познавательному развитию, музыкально -спортивного праздника,

посвященного Дню Защитника Отечества .

3. Составление перспективного плана проекта .

4. Анализ предметно- развивающей среды группы, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

5. Распределение ролей для музыкально-спортивного праздника, подготовка декораций и атрибутов.

6. Подготовка буклета «День Защитника Отечества » - семейный праздник».

7. Подготовка презентации «Военные профессии» .

8. Подготовка муз материала к музыкальным занятиям, празднику.

9. Разработка дидактических игр

10. Подготовка объявления для родителей о начале проекта в ДОУ

Основной этап

1. Беседа «Кто такие защитники Отечества »

2. Тематическое занятие по речевому развитию «Защитники Родины » , с показом презентации «Военные профессии» , с рассматриванием иллюстраций.

2. «Армейская побудка» - флешмоб,

комплекс музыкально-ритмических движений.

3. Подвижные игры на физкультурных занятиях «Сигнальные флажки» , «Перетягивание каната» , «Переправа» , «Кавалеристы» под музыкальное сопровождение, подвижные игры на воздухе во время прогулки.

4. Чтение художественной литературы на военную тему, разучивание стихов, анализ пословиц и поговорок.

5. Музыкальные занятия «Наша Родина сильна» , «Море начинается с маленькой реки» , «Эти разные марши»

6. Занятие по изобразительной деятельности «Портрет папы» , «Открытка для папы» , с использованием музыкального сопровождения во время НОД.

7. Викторина «Наша армия родная»

8. Дидактические игры «Что нужно артиллеристу» ,

9. Консультации для родителей с раздачей буклетов на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» , «Подготовка празднования «Дня Защитника Отечества » , «Создание фотоколлажа» .

Заключительный этап – продукт проекта :

Фотоколлаж «Защитники Отечества »

Музыкально-спортивный праздник «Как леший Леша в армию собирался» , посвященный празднованию 23 февраля

Предполагаемый результат :

Повышение знаний и интереса детей к родам Российской армии, военным профессиям.

Проявление у детей уважения к защитникам Отечества .

Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья, здоровому образу жизни.

Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен и танцев, в изобразительной деятельности, в чтении стихов.

Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Презентация результатов проекта :

Выступление с презентацией проекта «Защитники Отечества » на педагогическом совете МОУ Детского сада № 117, на районном методическом объединении музыкальных руководителей.





Хотя и сам праздник 23 февраля - сравнительно молодой (напомню, что праздновать его начали с 1918 года), подобные военные праздники были и в дореволюционной России, да и в других странах мира. Сама идея не нова, ведь естественно, что люди, защищающие Родину достойны всяческого уважения и особого праздника в свою честь.

Все с детства помнят, как праздновалось 23 февраля в СССР, а потом - в России: военные парады, демонстрация новейших достижений в области оружия, поздравительные речи высоких армейских чинов, да и руководителей страны. Поздравления военнослужащим, а ведь тогда практически все мужчины служили в армии, поэтому поздравления им всем были естественным делом. Сейчас же, когда армия совсем не престижна, день защитника отечества стал праздноваться в более широком смысле. Поздравляют не только тех защитников, которые защищают Родину перед внешним агрессором, но и всех остальных - и внутренние войска, и милицию, и работников охранных агентств. И всех других мужчин - также по традиции поздравляют с 23 февраля, подчёркивая при этом, что каждый из них - в каком-то смысле является защитником. Если не большого Отечества, то хотя бы своих близких, семьи, друзей.

После распада Советского Союза бывшие союзные республики по-разному отнеслись к праздничному наследию. Вместо единой Красной Армии в каждой новой стране (во многих из них - впервые за всю историю!) образовалась своя собственная армия. И, конечно же, стал праздноваться свой день вооружённых сил - профессиональный праздник всех военных. Таджикистан остался верен традициям и празднует и по сей день 23 февраля как день защитника отечества. В Южной Осетии также продолжают праздновать 23 февраля, вспоминая всех героев войн и военных конфликтов.

В Армении, Грузии и Абхазии 23 февраля не отмечается. Военные праздники в этих странах также есть, но перенесены на другие дни. В Грузии День Вооружённых сил - 30 апреля, празднуется с момента создания национальной армии Грузии в 1990 году. В Армении празднуется День национальной силы - 28 января. В Абхазии праздников, аналогичных 23 февраля - аж два. День Вооружённых сил Абхазии празднуют 11 октября, в честь освобождения города Гагра в 1992 году в ходе грузино-абхазской войны. А День памяти Защитника Отечества - 14 августа. Оба этих праздника официально являются выходными днями.

В Узбекистане День Защитника Отечества празднуется под старый новый год, 14 января. День Вооружённых сил Украины отмечают 6 декабря, в этот день в 1991 году был принят Закон о Вооружённых силах Украины. В Литве 23 ноября ежегодно празднуется День воинов Литвы.

А в Нагорном Карабахе после конфликта 1992 года некоторое время 23 февраля не отмечалось, но через несколько лет после заключения мира в 1994 году традиции стали возрождаться, и сейчас день Защитника Отечества в Нагорно-Карабахской Республике празднуется официально. В этот день чествуются и награждаются ветераны и Карабахской войны, и Великой Отечественной.

Дни вооружённых сил празднуются во многих странах мира - Аргентине, Финляндии, Австралии, Хорватии и многих других.

Любопытно, что и в дореволюционной России были воинские праздники. День Русской Армии отмечался 9 декабря в честь Георгия Победоносца, в этот день в 1769 году был учреждён боевой орден Святого Георгия. А 13 декабря - в день Андрея Первозванного - был праздник Русского Военно-Морского Флота.

Надо полагать, что и в Дохристианской Руси были свои праздники Защитников Отечества, но информация о них, к сожалению, утеряна.

Праздники, посвящённые мужчинам, у других народов

  • День отцов - ежегодный праздник в честь отцов, отмечаемых во многих странах.
  • Вознесение Христово в Германии - неофициально считается мужским праздником в Германии
  • Всемирный день мужчин - отмечается в первую субботу ноября
  • «Международный мужской день» (см. en:International Men"s Day) - отмечается 19 ноября
источники: Википедия и

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».


ПЛАН

Проведения боевого информирования

ТЕМА: «БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ - ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»

ВРЕМЯ: 20 мин.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями во всех сферах жизни и деятельности, новое поколение обойтись не может. Более того, хорошее знание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, использование и развитие, обогащение этого лучшего - обязательное условие преемственности поколений, выполнения молодежью своей миссии продолжателей дела дедов и отцов.

Живая связь поколений Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции – установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского означает передачу, предание.

Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи - для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно, воинские традиции подразделяются:

  • –по степени общности – на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и т. д.);
  • –по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;
  • –по степени общественной значимости – на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);
  • –по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, ратно-трудовые и традиции воинского быта.

Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.

А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы не открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.

Важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил являются:

  • –беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;
  • –презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;
  • –самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
  • — массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;
  • –воинская доблесть, и уверенность в победе;
  • –верность Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
  • –любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;
  • –верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля;
  • –войсковое товарищество и коллективизм;
  • –уважение к командиру и защита его в бою;
  • –отдание воинских почестей погибшим в бою;
  • –гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее.

Традиции живут в делах В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция – любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. Широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение.

С Родиной в сердце, с ее именем на устах наши соотечественники шли на подвиг. Вот, фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел… «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, – писал Юрий, – не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь… Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Эти слова вряд ли могут оставить равнодушным.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году:

Я не дам свою Родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю – и нет справедливости

Справедливее пули моей!

Любить Родину - значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине - преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина - храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписанным правилом. Каждый воин знал – лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.

Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости… Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Вот характерный пример.

В одном из воздушных боев летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот не пал духом. Превозмогая боль, он отправился в долгий путь, в свою часть. Более шести суток шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила З. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.

А вот пример того, как действовали в Афганистане два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале XVI в. утвердилась система поселенных, или поместных, войск, называвшихся строго по пунктам их формирования – «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону – умрем, но не уроним чести своего полка.

Новейшая история знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, госпиталя, стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями.

Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы – она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских солдат и матросов.

Вот пример наших дней. В Чечне, в бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует – русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Чечне…

Так, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров. Он тут же бросился офицеру на помощь и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб. Его имя и подвиг живут в нашей благодарной памяти.

Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки, когда душманская граната упала среди солдат, не раздумывая накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.

В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя – слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью. В период первой мировой войны в русских войсках была популярной песня с такими словами:

Вот прапорщик юный со взводом пехоты

Старается знамя полка отстоять.

Остался один он от всей полуроты,

Но нет, он не будет назад отступать.

Бой кончен. От крови земля покраснела,

Врага мы прогнали к далекой реке.

И только наутро нашли его тело,

И знамя держал он в застывшей руке.

Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свято пронесли через века. Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.

Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины» . Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Это прежде всего:

  • –точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
  • –быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
  • –настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;
  • –по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
  • –строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;
  • –дорожить дружбой и войсковым товариществом;
  • –помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.

У многих людей существует очень серьезное заблуждение, которое становится очевидным благодаря именно этому торжественному событию. С Днем защитника Отечества в школах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех мужчин". Произносят высокопарные слова о патриотизме и считают, что их задача выполнена. Все патриотическое воспитание школьников сводится к нескольким беседам и мероприятиям. И порой очень формальным. А какие непоправимые ошибки допускаются в этом воспитательном процессе! И результат налицо. Кого мы воспитали? Для многих ли школьников понятия Отечество, Родина, патриот, защитник Отечества наделены Смыслом?

Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает ? Какой образ Отечества сформирован в сознании современного молодого поколения? Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И может мы кому-то откроем секрет, но возрастных границ у этого понятия не существует . Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочем, от того, какой смысл он вкладывает в понятие "Мое Отечество", зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной, достаточно ли ему для этого только отметки «МУЖ» в паспорте? И может ли он быть защитником Отечества?
Когда разберемся с первым вопросом, на остальные ответы станут очевидными.

Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной" .

Г.В.Державин писал: "Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество" . Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может .

Так что и как будет защищать тот солдат, о котором мы говорили ранее, если у него нет чести, совести, не развито чувство долга и ответственности? Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

В статьях и очень доступно и на примерах показано, как можно воспитать у молодых чувство патриотизма и как убедить ребят в том, что патриотом быть жизненно необходимо . И как охарактеризовать человека, любящего Россию .
А для большей убедительности можно привести очень точные и удивительно современные сегодня высказывания великого Гоголя из его письма к другу с заголовком "Нужно любить Россию".

"...Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей..." .

Со школьниками, особенно старшеклассниками, взрослым бывает довольно трудно вести беседу на патриотическую тему. Ребята задают порой каверзные вопросы. Например, такой: Как можно любить такое Отечество, А.С.Пушкин, например, свое Отечество презирал?
Здесь имеется в виду его высказывание в письме к П.А.Вяземскому от 27 мая 1826 года: "...Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" .

Все становится на свои места, когда ребятам сначала разъясняется, что поэт под отечеством подразумевал существующие на тот момент порядки и недостатки, ругал их, презирал, старался исправить; а затем приводятся высказывания самого же Пушкина, свидетельствующие о его истинном патриотизме. Вот они.

1. "...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал... Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко..." (из письма к П.Я.Чаадаеву 19 октября 1836 года).

2. "Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам" (из стихотворения "Два чувства дивно близки нам").

И позвольте напомнить вам, друзья, что патриотическое воспитание школьников строится с учетом их возрастных и психологических особенностей и начинается с воспитания отзывчивости, чувства товарищества, уважения к старшим, бережного отношения к окружающему миру. Но воспитывать патриотов должны истинные патриоты . Дети и подростки очень хорошо чувствуют фальшь и лукавство. А настоящие патриоты – это те люди, которые не задумываются о своем патриотизме, а просто честно трудятся, выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы их Отечество процветало. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов" (Шарль Луи де Монтескьё)

Мы очень надеемся , дорогие учителя, воспитатели, родители, что вы обязательно обсудите все то, что нашло отклик в ваших сердцах после нашего с вами общения: кто со школьниками на классном часе, кто на родительском собрании, а кто со своим ребенком в семье за чашкой чая.

В следующей статье вы обязательно найдете подарок ко Дню защитника Отечества – новую историю о приключениях Вовки и его друзей. И этот увлекательный рассказ, возможно, поможет многим из вас в воспитательной работе с детьми и подростками.