Особенности системы воспитания детей в разных странах мира: от Китая до Скандинавии. Воспитание детей в Китае — чем оно отличается от западного

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются После выхода известной книги Эми Чуа Боевой клич матери тигрицы а также статьи Почему китайские матери лучше всех в известном американском издании The...

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются дебаты об особенностях воспитания в различных культурах. Например, Эми Чуа утверждает, что китайские методы воспитания помогают вырастить более успешных детей.

Этим вопросом заинтересовались и исследователи из Стенфордского университета. Они решили пролить свет на то, каковы ключевые фундаментальные различия между методами воспитания китайских и американских родителей. Результаты этого исследования были опубликованы в научном издании Personality and Social Psychology Bulletin.

Китайское воспитание детей

Чтобы выявить культурные различия в воспитании детей, исследователи сравнили то, как ученики старших классов (по происхождению китайцы и американцы) описывают свои отношения со своими мамами. Ученые также изучили: мотивируют ли китайские и американские матери своих детей для достижения успехов в школе.

Ведущий исследователь Алисса Фу объясняет, что научная работа фокусируется на материнском отношении, потому что в китайских семьях матери, как правило, принимают более активное участие в жизни детей. «Китайские родители поощряют своих детей выстраивать прочные отношений с родителями. Другими словами, китайских детей готовят к тому, чтобы они были взаимозависимыми”, - отмечает эксперт.

В то же время европейских и американских детей родители готовят к независимости. Родители поощряют своих детей, чтобы те видели в себе личностей. Мамы и папы также стремятся изучить мысли и переживания своих детей. Это ключевое различие между китайским воспитанием и американским.

Китайская мудрость о воспитании детей и американские принципы

Алисса Фу с коллегами провела уже четыре исследования на эту тему. В первом исследовании школьников просили просто рассказать о своих мамах. Китайские дети чаще всего описывали свои отношения с мамой (например, говорили: “Она подталкивает меня, чтобы я преуспел”), в то время, как европейские и американские дети чаще описывали матерей как отдельных личностей, говорили о том, как они выглядят. (Например, “У моей мамы голубые глаза, и она любит читать”.)

Во время второго исследования школьников просили оценить, какие чувства связывают их со своими матерями, а также испытывают ли они давление со стороны родителей. Как и предполагали ученые, китайские дети испытывают большую взаимозависимость от своих матерей. Они также испытывают большее давление со стороны своих матерей, но не ощущают от этого дискомфорта.

Европейские же и американские дети сообщили, что давление со стороны своих матерей они расценивают, как негативный фактор. И чем больше давление они чувствуют, тем меньше им кажется, что матери их поддерживают. Европейские и американские дети также чаще чувствуют, что матери их не понимают. Они также стремятся отстаивать свою независимость.

Во время третьего и четвертого исследования школьников попросили решить сложную задачу. При этом у китайских детей появлялось больше мотивации решить задачу, когда они думали о своих мамах. Европейские и американские дети были более мотивированы, думали о своем собственном будущем.

Интересным оказался тот факт, что что китайским школьникам помогали не столько мысли о маме, сколько воспоминания о каких-либо моментах, когда мать “давила” на своих чад и заставляла что-либо делать.

Все эти четыре исследования подчеркивают принципиальные различия в методах воспитания, присутствующих в разных культурах. Взаимозависимость китайских матерей и их детей позволяет использовать эту связь для мотивации во время решения сложных задач. Европейские и американские дети напротив считают себя независимыми от своих матерей. Соответственно давление мамы для них не может быть чем-то мотивирующим. В европейском и американском контексте преодоление неудач является личным достижением, а не коллективным.

Китайская система воспитания детей

Результаты научной работы касаются не только отношений детей и родителей. Они также объясняют определенную динамику отношений между студентами и преподавателями. «Например, китайцы весьма чувствительны не только к ожиданиям своих матерей, но и к соиальной иерархии. Поэтому для них большую роль играет авторитет учителя на много больше, чем для европейских и американских детей”, - объясняет эксперт.

Ученые считают, что оба подхода - и китайский, и американский являются в чем-то верными. Европейские и американские матери правы в своем предположении, что слишком много материнского участия может убить мотивацию. Поэтому они прививают своим детям сильное чувство независимости. А вот китайские мамы правильно считают, что их взаимосвязь с ребенком может послужить отличной мотивацией для сына или дочери.

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

Что нам известно о Китае? Это трудолюбивые, тихие и спокойные люди, работающие сутками напролет в ужасных условиях и изготовляющие большое количество продукции от банальных погремушек для детей до габаритных станков для тяжелой промышленности. Китайцы и китайское производство заполнили всю планету. Китай гордится изобретением шелка, пороха, бумаги и фарфора. Они являются очень дисциплинированной и спортивной нацией, чьи достижения на олимпиадах и всяческих чемпионатах не перестают впечатлять. Воспитание детей точно также осуществляется в пределах национальных традиций и продолжает восхищать. Какой же базис воспитания малышей в Китае?

Принципы воспитания детей в Поднебесной

Способы воспитания детей в Китае значительно отличаются от обычных европейских. В Китае о воспитании детей думает страна. Для обычных китайских семей в целом нормально сдать в ясли еще трех месячного ребенка. С раннего возраста воспитание не сильно строгое. Маленькие китайцы способны уснуть в какой-либо позе, они очень спокойны и почти не прихотливы. Обучение ребенка песням, рисованию, счету и письму начинается еще с полуторагодичного возраста. В Китае предельно ответственно относятся к процессу образования и воспитания детей, в связи с чем, к занятиям в настолько маленьком возрасте подходят вполне серьезно. Малышей обучают быть послушными и не капризными, коммуникабельными и общительными.

Проблемы, связанные с воспитанием в китайских семьях совершенно не такие как у нас в стране. Предположим картину, когда мама идет в магазин и говорит малышу: «Подожди», и дети ждут час, а то и больше без малейшего переживания. Подумайте, если бы что-то такое попросила наша мама, и что бы за пару часов успел совершить карапуз.

Покорность и самоуменьшение – два главных аспекта в воспитании китайцев. Раньше в провинциях ребенок весь день находился с матерью везде и повсюду, просто привязанным к ней лоскутом ткани. Грудное вскармливание продолжалось длительный период, кормили малыша по требованию, спали дети только с родителями. Казалось бы все в пределах разумного, но в тот же час утверждали, что пол грязный, и малышу не позволяли лазить по полу. Преимущественно дети просто сидели на стуле, иногда, даже привязанные. С ходом времени методы воспитания претерпевали изменений, но принципы покорности и принятие со смирением всего происходящего остались главными.

Воспитание мальчиков и девочек в Древнем Китае.

Появление на свет мальчика – огромный праздник для китайской семьи. Поэтому и воспитание мальчика – очень важное событие. В соответствии с народным поверием, беременной девушке, в качестве подарка отправляли волчка на веревочке, который способствовал рождению наследника мужского пола. Когда рождался мальчик, на него надевали красную одежду, что обозначало радость, и демонстрировали всем друзьям и родственникам. В основе процесса воспитания находится уважение к отцу семейства и это прослеживается как в воспитании мальчиков, так и девочек.

За воспитание берутся с самого рождения. Когда в Европе властвуют свободные методы воспитания, то система воспитания в Поднебесной отличается значительной строгостью. Полагают, что когда ребенок умеет доносить руку ко рту, значит его пора обучать кушать самостоятельно и можно отлучать от груди. Воспитание мальчиков принято считать более тяжёлым и важным сравнительно с воспитанием девочек. Будущих жен и мам обучали вежливости, песням правильного содержания, показывали календарь. В то же время, мальчики посещали школу. Девочкам хватало научиться скромности, послушанию, пассивности и обходить домашнее хозяйство. Тогда как мальчиков воспитывали с помощью игр, трудового процесса. Из мальчиков делали полноценных тружеников, способных к трудоемкой длительной работе.

В то время как, рождение девочки - не настолько важное событие в семье. Еще с детства девочкам оказывали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах довольно распространенными оказывались девичьи имена, что в переводе означают «большая ошибка». И разумеется же мальчики и девочки воспитывались по-отдельности.

Воспитание в современном Китае.

Естественно, нынешние принципы воспитания имеют отличия от древних. Сегодняшний Китай значительно отличается от минувшего и внешне и по строю жизни. Заметно вырос вклад образования не лишь мальчиков, но и девочек. Пожалуй, как и ранее, в множестве семей рождение ребенка мужского пола есть более желанным, нежели рождение девочки. Касательно дошкольного воспитания, то оно осуществляется в наиболее разнообразных формах. Имеются как специализированные учебные единицы, так и приватные, детские сады от общественных организаций и отдельных предприятий. Все они руководствуются соединением двух аспектов – воспитания и физического развития. Прежде всего они настроены на всестороннее развитие малыша. Существуют все условия чтобы раскрыть способности ребенка. Подобным же принципам подчиняются и школы. Образование является обязательным для каждого ребенка с 6 лет. Начальная школа продолжается 6 лет, и еще средняя 3 года. В крупных населенных пунктах полное среднее образование приобретают все дети, тогда как в сельской местности – только половина. Каждое учебное заведение стремится преподнести воспитанникам гармоничное и всестороннее развитие личности: физическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние два десятилетия Китай достиг огромного уровня в экономической, спортивной, банковской, и научной сферах. А все это благодаря способам, которыми руководствуются при воспитании детей в Поднебесной.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Стили воспитания детей в Китае существенно отличаются от европейских. В Китае воспитанием детей заботится страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Маленькие китайцы могут заснуть в любой позе, они спокойны и не прихотливы. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Воспитание девочек и мальчиков Древнем Китае.

Согласно китайским традициям, процесс воспитания детей начинался с момента появления младенца на свет. Например, считалось, что когда малыш сможет самостоятельно донести до рта свою маленькую ручку, необходимо отлучать его от груди, начиная тем самым прививать навыки самостоятельности. Но при этом такое раннее воспитание было абсолютно не навязчивым.

Рождение мальчика – большой праздник в китайской семье. Воспитание мальчика – это важное событие. Согласно народной традиции беременной женщине отправляли в подарок волчка на веревочке, который поможет родить наследника мужского пола. Если рождался мальчик, его одевали в красную одежду, что символизировало радость, и показывали всем знакомым и родственникам. В основе воспитания лежит уважение к отцу семьи и это отражается на содержании воспитания мальчиков и девочек.

Древнего Китая мальчиков обучали основным понятиям, а также представлениям о мироздании. В обязательном порядке изучали три начала, а именно небо, землю и человека; четыре времени года, а также четыре части света. Кроме того, изучалась теория пяти элементов и теория пяти добродетелей, основы музыки, нормы социального поведения и, конечно, китайские ритуалы. Следует отметить, что основными факторами воспитания мальчиков были игры, целью которых была подготовка к последующей трудовой деятельности. Чаще всего игры мальчиков имитировали всевозможные производственные работы, при этом во время таких игр отрабатывались навыки традиционных занятий настоящего китайского мужчины. Проще говоря, в Китае воспитывались настоящие терпеливые труженики, готовые к многочасовой и неустанной работе.

Девочек учили вежливости, песням нравственного содержания, знакомили с календарем. Мальчики же ходили в школу. Девочкам достаточно было научится быть скромными, послушными, пассивными и вести домашнее хозяйство. Мальчиков воспитывали по средствам игр, трудового содержания. В мальчиках воспитывали настоящих тружеников, готовых к трудоемкой многочасовой работе.

Рождение девочки - не столь ожидаемое событие в семье. Девочкам с детства демонстрировали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах достаточно распространенными были девичьи имена, которые переводятся как «большая ошибка». И конечно же мальчики и девочки воспитывались отдельно.

Воспитание в современном Китае.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Современный Китай сильно отличается от прошлого и внешне и по укладу жизни. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов – воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет. Начальная школа длится 6 лет, и 3 года – средняя. В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности – половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Ван Янь Янь

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ

Работа представлена кафедрой социальной педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Суртаева

В статье рассматриваются проблемы семейного воспитания в современных китайских семьях, возникшие в условиях политики «Плановое деторождение».

The article deals with the traditions of family education in modern China as a result of “planned childbearing” policy implementation.

Китай - страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и др.. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и техники. Не менее интересна и богата традициями педагогическая наука, особенно в аспекте семейного воспитания.

Традиция уделять большое внимание домашнему воспитанию существует в Китае с древних времен. На сегодняшний день самой древней сохранившейся книгой об эстетическом понимании мира является «Шан Шу». В ней древними императорами были описаны опыты воспитания детей. После династии Чунь Чжу таких описаний стало гораздо больше. Отсюда можно сделать вывод о постоянном развитии теории домашнего воспитания в древние времена. После создания КНР социальная система претерпела резкие изменения, но традиции домашнего воспитания изменились незначительно. Были и остаются признанными принципы традиционного воспитания в Китае. Приведем некоторые из этих принципов:

1. Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда счи-

талось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.

2. Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как считалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.

3. В первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек („стать человеком“)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т. д.

4. Чтобы дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.

5. Необходимо передавать народные традиции своим детям.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали ее неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. От богатой древней культуры осталось много полезных традиций. Приведем принципы семейного воспитания, характерные для воспитания детей в семье.

Воспитание с раннего возраста. Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Любовь и строгость. Не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы по-

ложительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Честность. Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Личный пример родителей. Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

Равная любовь к каждомуребенку. До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно.

Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. Отсутствие этого в период политики «Плановое деторождение» вносит существенный социальный дискомфорт в семье, особенно это касается семей сельской местности.

Сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского, - задача семьи: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода. Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права слу-

жить своим родственным предкам. Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей - благо, бесплодие - несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.

Сохранившаяся и поныне, эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых женщин за то, что они родили девочек. У некоторых людей довлеет старое представление о продолжении своего рода: рождается мальчик - неимоверная радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков; рождается девочка - великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить замуж, и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат, совершают неблаговидные махинации.

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии. Однако наиболее распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их называют в стране, «три учения» -конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция - образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья -малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам « ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».

Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е отцу, так и главе большой семьи, т. е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция

является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Культ предков - древняя традиция, с незапамятных времен наложившая глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть - почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии. Поэтому одной из проблем семейного воспитания в проводимой политике является страх родителей не иметь наследника, с одной стороны, а с другой - страх потерять единственного ребенка и остаться без опеки под старость лет. Все это приводит к излишней опеке над единственным ребенком, воспитанию в нем эгоизма, потеря традиции воспитания почитания старших и ответственности перед старшими. С одной стороны, родители могут больше средств потратить на образование ребенка, его интеллектуальное развитие, с другой стороны, оберегая его, боятся нагружать. Определенные издержки семейного воспитания, которые проявляются в условиях политики «Плановое деторождение» в Китае, повторяют проблемы семейного воспитания европейских стран, которые уже давно имеют одного ребенка и редко двух. Возникает необходимость педагогических действий, которые могут быть оказаны со стороны социального педагога в процессе сопровождения как родителей, так и детей.