Весенние обрядовые традиции в древнем мире. Весенние обрядовые песни Когда провожают весну на руси

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

У каждого народа есть традиции, которые пришли из дремучей древности, но сохранились практически в своем первозданном виде. Так, славяне уже не одно тысячелетие прыгают через летние костры, встречают весеннее солнышко румяными блинами, а темной зимней ночью рядятся в звериные шкуры, поют песни, звенят бубенцами, зазывая счастье и достаток в каждый дом. Одна из таких древних традиций - заклички весны.

Языческие истоки

Киевская Русь, колыбель всей славянской цивилизации, простиралась на многие километры. Населяло ее множество народов и племен. Поэтому неудивительно, что в разных уголках Руси обряды и сроки праздников немного разнились. Но большинство историков убеждены, что обряд закличек был частью Масленичного цикла и по времени совпадал с прилетом первых птиц. Не исключено, что в каких-то регионах люди вообще не знали, что такое закличка, потому что зазывание весны и тепла с древних времен полностью совпадало с обрядом празднования Масленицы. Основными действующими лицами, как правило, выступали молодые девушки - именно им отводилась важная роль - зазвать, закликать весну. Для этого следовало выбрать местечко повыше: крышу дома, дерево, холм. Кстати, слово "кликать", хоть и используется сейчас довольно редко, дает нам представление о том, что такое "закличка". Эти слова имеют общий корень.

Помогали девушкам и парни. Они свистели в свистульки, играли на дудочках и рожках. И обязательно разводили большой костер - чтобы погреться и погреть весну.

Встреча весны в период двоеверия христианской Руси

С приходом христианства заклички весны, как и большинство других не канули в небытие. Они обзавелись христианской подоплекой и успешно прижились в обрядодействе новой веры. Священники сперва смотрели сквозь пальцы на добрый и светлый праздник, так любимый молодежью, а вскоре решили совместить его с православным календарем. Единой даты по-прежнему не было. Где-то весну кликали на Благовещение, а где-то - на Сорока Святых. В целом обряд никаких изменений не претерпел. Разве что чуть подкоректировались сами заклички, тексты которых раньше были обращением к Морозу, Даждьбогу, Ладе, Яриле. С приходом христианства зазывающие весну девушки стали просить о благодати у Богородицы и Христа. Иногда поминались и другие святые: мученики, угодники, блаженные.

Заклички: тексты, персонажи, атрибутика и реквизит

Что же пели девушки с высоты? На какие призывы должна была ответить весна? Тексты закличек зачастую просто сочинялись на ходу. Но были и любимые песни-кричалки. Главная суть текста - прославление природы и персонализированных природных сил, приглашение в гости тепла, благодарность к холодам и выражение надежды на их своевременный уход восвояси. Нередко персонажами песенок-закличек были ведь они по праву считаются предвестниками весны. Девушки пели:

Приходи к нам, весна-красна, с радостью!
С милостью!
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом богатым,
С ячменем усатым,
С сочной калиной,
Со сладкой малиной,
Со всякой садовинкой-огородинкой,
С травушкой-муравушкой!

Кроме самих песен, немаловажным атрибутом праздника была выпечка. Из сладкого теста хозяйки сворачивали особенные узелки, вытягивая один из кончиков в форме клювика, или просто вырезали птиц. Эти печенья-птички выпекали в печи и раздавали детям, прятали под стреху крыши, угощали больных, кушали сами. По булочке доставалось и домашней живности - чтоб не болела.

Ссориться и ругаться в этот день считалось страшным грехом. Ведь по сути своей, что такое закличка? Это надежда простого люда на скорое тепло, обильный урожай, достаток. Это празднование пробудившейся природы.

Древняя традиция сегодня

Что такое закличка весны в наши дни? Это уже не космический сакральный праздник, а скорее, народное гуляние, повод вспомнить историю, порадоваться приближению весны. Не стоит забывать об этой замечательной традиции! Особенно порадуются ей дети - они с удовольствием выучат веселые песенки-заклички и полакомятся булочками в виде птиц.

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель : познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси .

Задачи :

Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна , лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом .

Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

Закрепить знание детей названий птиц.

Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок .

Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры) .

Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование : иллюстрации с приметами весны , заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны , скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр : «Жаворонки» , «Ручеек» , работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Воспитатель.

Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна . Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам :

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу .

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне .

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

Еще люди зазывали к себе весну разными закличками , песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали :

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек» .

Воспитатель.

Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало . Какие птицы прилетают к нам весной ?

Ответы детей.

Воспитатель.

Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка . Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна . Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди , жившие в деревне. В деревне с приходом весны , люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы» . На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова :

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает !

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну .

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

Вот и мы с вами позвали к нам весну , теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Весна идёт!Весне дорогу! на нашем участке есть ёлки, там живёт белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. Потеплело на улице.

22 марта, с древних времён наши предки отмечали двойной праздник: церковный - «40 мучеников…» в простонародье СОРОКИ (ударение на первом слоге), и «Первый День Весны»!
Именно с этого дня, в старину на Руси и начиналась весна, приход которой нужно было обязательно достойно встречать.
Я родился и вырос в одной из старинных Смоленских деревень, где свято чтили и соблюдали все традиции предков. Многие из них я очень хорошо помню, храню и посильно пытаюсь передать молодому поколению.
В данный момент я предлагаю вашему вниманию свою поэму, в которой я как раз и осветил древнюю традицию Встречи Весны на Руси, главным участником которой – мне посчастливилось быть лично в мои детские годы.

Весна-Красна.

Сороки* – это веселье…!
(Только совместно с постом)
Чтоб вам иметь представленье –
Сорок катренов о том….

Радостный праздник весенний,-
Яркий финал зимних стуж!
А по церковным поверьям,-
Сорок замученных душ.

Что отмечать, с кем рядиться,-
Каждый сам волен решать:
То ли, с весной – веселиться!
То ли, поминки справлять.
(эпиграф мой)

Красная девка Весна!

Память встревожил и душу,
Детства счастливого сон:
Мама пекла в печке птушек,-
Так гласил древний канон!

Множество древних традиций
Знать посчастливилось мне,
С ними – в деревне родился,
Что на Смоленской земле.

Нашей деревни старинной,
Выпало…– много всего….
Рядом – есть город Починок,
Но не люблю я его!

Милая сердцу сторонка,-
Здесь я родился и рос! -
Светлая словно иконка!
Мрачен здесь – только погост.

Золото тут – не добудешь,
Нет драгоценных камней, -
Наши сокровища – люди!
Нет их честней и добрей!

Люди в деревне – иные,
Нежели, скажем, в Москве,
Им – все соседи – родные,
Миром – помогут в беде!

Поздно зайди или рано,-
Чем есть в дому – угостят.
Но воровства и обмана,-
Здесь – ни за что не простят!

Впрочем, прекрасно я помню,
Не было раньше воров.
Коли хозяев нет дома –
Палочка – вместо замков.

К двери приставлена палка,
Значит в дому – никого.
И, не ходите к гадалке,-
Не пропадёт – ничего!

Миром – решались все споры.
Что-то купить, иль продать,-
Все, без бумаг, договоры,-
Слово – как с гербом печать!

Так бы отрадно и жили,
Чтя своих предков канон.
Жаль, ту страну разорили,
Нынче – иной здесь закон.

Дурь – оказалась заразной,-
Катится в пропасть страна….
Кто тут вспомянет, что праздник?!
Кто разглядит, что весна…?!

Лаем собачьим, кликуши,
Пусть…, хоть на нет – изойдут.
Есть, ещё чистые Души,-
Им – адресую сей труд!

Сороки, праздник весёлый!
(Отзвук седой старины)
Ждали деревни и сёла,
Тёплой и бурной весны!

Празднуя это веселье,
Между житейских хлопот,
Ведали, что день весенний,
После прокормит весь год!**

В стужу замёрзшие души,
Ждали от Неба тепла!
Вот и пекли люди птушек,
Что бы весна шибче шла!

Вылепить снежную бабу
(Символ холодной зимы)
За день иль за два, хотя бы,
Дети у дома должны.

С вечера, делалось тесто,
Кадку – на тёплую печь,-
Там, его древнее место…!
Чтоб к утру птушек испечь,

Мать моя рано вставала,
Печь, растопив поскорей.
Птушек напечь успевала,
К сроку – до первых лучей.

Птушкой такой, на восходе,
Дети – гукали весну.***
Это один, в своём роде,
Праздник детей! В старину,-

Делать – могли только дети,-
Вырос – и честь не твоя….
Помню я, как на рассвете,
Мама будила меня.

Валенки даст, рукавицы,
Шубу наденет вперёд.
В руки – даёт мне две птицы
И до порога ведёт.

Я выходил и крестился,
Так как учил меня дед,
Сверху – на бабу садился,
Что б разделить там обед.

Птушку одну – сам съедал я,
Глядя на солнца восход.
Сильно себе представляя
То, как весна к нам идёт.

Съев разом первую птушку,
Этим – кончался мой пир,
Так как вторую подружку,
Птицам весенним дарил.

Точно канон исполняя,
Тонкости все я учёл,-
Бабу-Зиму превращая,
В снежный обеденный стол.

Птушку, над ним растирая,
Крошки как солнце сложил.
Сердцем, слова вспоминая,
Нужную речь говорил:

Вы, перелётные птицы:
Гуси, скворцы, соловьи,-
Хватит в чужбине томиться,
Крылья расправьте свои!

В радостный праздник весенний,-
Что возрождает весь Мир,-
Вот вам – моё угощенье,
Жду вас на праздничный пир!

Страны, где вы зимовали,
Вам – не родные края!
Сладка ль чужбина? – едва ли….
Ждёт вас родная земля!

Солнце развеяло тучи….
Ждём вас домой, журавли,
Чтобы на крыльях могучих
Вы нам весну принесли!

То – Заповедано БОГОМ,
Землю будить ото сна!
Так, собирайся ж в дорогу,
Красная девка Весна!

Здесь, у домов на рассвете –
И уваженье, и труд….
БОГОМ любимые дети,
Славят тебя и зовут!

Выполнив всё вдохновенно,
В хату вбегал я свою.
Спрашивал дед, непременно:
- Что, внук, увидел весну?!

Я, пожимая плечами,
Важно, ответствовал так:
- Солнце – щекочет лучами,
Птички – пока не летят.

Дед – не замедлил с ответом:
- В речи – не главное рот.
Если гукал весну сердцем,
То – непременно придёт!

Сердцем гукал, не иначе,
Раз услыхала весна!
Горько сосульками плачет,
Тает и чахнет зима.

Радостно солнце ласкает:
Реки, леса и луга,
Землю от сна пробуждает!
Блёкнут и тают снега.

Звонкие вешние воды,
Землю спешат напоить,
Чтобы был год плодородным,-
Сыто и радостно жить.

В небе – весёлые птицы…!
Всем…– здесь теперь не до сна!!!
Это – поёт и резвится,
Красная девка Весна!

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

*СОРОКИ (ударение на первом слоге). Этот праздник всегда 22 марта, а Сороки потому, что в церковном календаре этот день значится как «40 Мучеников…». Но в Русском Народном Календаре этот день имеет ещё одно, очень важное значение,- это ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ! Именно с этого дня в старь и начиналась на Руси весна, которую непременно, на восходе солнца, нужно было звать (гукать), и приход её достойно встречать. (Гука"ть – это на старорусском языке – звать).

** Древняя русская народная мудрость гласит: «Весенний день – год кормит»

*** Гукать весну (на старославянском,- звать весну). Делали это всегда только дети. В этом зове (гукании) – определённого наговора не было, не суть как поставлены слова, главное, нужно звать Весну-Красну вдохновенно с душою и от чистого сердца (может потому наши мудрые предки, и доверяли это только детям, кои кривить душой ещё не научились).

Владимир РОДЧЕНКОВ.
14-15/04 – 2014 г.

Если кто-то подобную информацию лучше воспринимает в прозе, то может перейти вот по этой ссылке:
здесь мой рассказ «Церковь, ушедшая под землю», в котором я среди повествований о других наших древних традиционных Стольных праздников – рассказал подробно и о традиции Встречать Весну.


Первая встреча весны, а вернее проводы зимы и обряды, связанные с борьбой холода и тепла, тьмы и света, зимы и лета были приурочены к празднику Масленицы. Праздник имеет древнейшую историю, уходит корнями в дохристианскую пору. Христианство наложило свой след на праздник и его обрядовость. Изменились сроки его проведения - в связи с предстоящим постом праздник стал проводиться в более раннее время. Изменилось и название. Масленица - название, появившееся в более позднее время, произошло от того, что в последнюю - подготовительную неделю перед постом мясо уже есть было нельзя, но яйца и молосное было можно. Поэтому налегали на сыр, творог и масло. Неделю называли ещё сырной. Пекли хворосты и вафли, русские пекли блины, украинцы - вареники.
Суть же праздника, обряды и семантика до наших дней дошли прежними. Пробуждение земли, чествование Солнца, тепла и света, утопление или сжигание образа зимы (чучело Масленицы), как образа тьмы и холода, обряды, направленные на будущий урожай - вот главные составляющие праздника.
Образом Солнца, всё выше и выше поднимающегося над землёй, всегда был огонь, особенно горящее колесо. И такое колесо на санях возили по деревне и затем в конце дня - последнего дня масленичной недели завозили на самое высокое место в деревне, где и происходило общее гулянье, где складывали костёр, жгли старые вещи, чучело Масленицы, а также и колесо. Горящее колесо на высокой горе символизировало летнее солнце. Но тьма и холод, Зима не сдавались просто так. Человек это неоднократно наблюдал в природе. И чтобы помочь одолеть лютую Зиму прекрасной красавице Весне, проводились состязания. В празднике воплотилась вечная борьба добра со злом, света и тьмы тепла и холода: это стеношные хороводы и игры, взятие снежного города или горы, мужские игры и забавы, а особенно стеношные бои.

Считается, что пробуждение природы начинается с прилёта птиц. Будто это они приносят тепло и лето. Этому событию радовались, придавали большое значение. Прилёт птиц был знамением. Повсюду существовала вера в то, что именно в день равноденствия 22 марта, называемый в народе «Со роки», из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, а первая из них - жаворонок. На Сороки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня или бросали их вверх и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
В некоторых местах печёных птичек называли куликами:
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся…
После игры и многократных заклинаний, то есть выкрикивания и пропевания закличек, выпеченных птичек съедали. В некоторых местах пекли по три жаворонка, тогда двух оставляли в сарае - одного на балке, другого на соломе, а третьего съедали.
Первоначально и взрослые и дети с птицами выходили на высокие места, на пригорки или залезали на повети и на крыши, выкрикивали заклинания: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!». Со временем печенье потеряло своё обрядовое значение, его стали стряпать для детей. С «жаворонками» ребятишки играли весь день, а вечером их съедали.
Наряду с обращением к птицам, вестникам весны, возвещавшим о её приближении, обращались и к самой весне:
«Весна-красна!
На чём пришла?
- На жёрдочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Или:
Весна-красна,
Что-то нам принесла?
Соху, борону,
И кобылу ворону,
Солнца клочок,
И соломки пучок,
Хлебушка краюшечку
И водицы кружечку.

Эту песню пели, когда встречали, закликали весну. В такой форме обращения к Весне с вопросом, и в её ответе - изображение ожидаемого, желаемого, как действительного - один из характерных приёмов обрядовой поэзии, основанный на вере в магическую силу слова.
Обращались и к другим птицам:

Жаворонки, жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки, голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите по мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки, канарейки,
Принесите по швейке!
Чечётки, чечётки,
Принесите по щётке!
Тогда, утки, дуйте в дудки,
Тараканы, в барабаны!

К прилёту птиц готовили и скворешники.
В ряде мест на Сороки с помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, а мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники постоянно, то лето должно быть тёплым. На Сороки хозяйки пекли сорок шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Верили, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах.
Вслед за Сороками 30 марта отмечался Алексей-с гор потоки, с гор вода. Звонкие весенние ручьи, тепло предапрельского солнышка особенно радовали ребятишек. Большую часть дня они уже проводили на улице, затевая разные игры и пуская кораблики и лодочки, вырезанные из коры, с песнями бегут за ними:
Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток,
Кораблик гони до великой реки!
Или:
Кораблик плывёт,
Товары везёт,
Всё дешёвые,
Всё грошовые:
Смолы да вару -
На грош всего товару,
Дыму да ветру -
Ничего в трюме нету!

Чем выше ходит солнце, тем больше забот прибавляется в крестьянском доме и на поле, всё больше Природа откликается на его тепло. (Здесь про животных, про лес и реки, насекомых)
Человек, заботясь о будущем урожае, о благоприятной погоде, о добром отношении к нему обитателей лесов, полей и рек, совершает соответствующие обряды в течение всего весеннего периода.
В районах, где река долгое время служила основной, а иногда и единственной транспортной артерией, и рыболовство занимало важное место в хозяйственной деятельности, было принято устраивать проводы реки. Во время ледохода умывались речной водой, что было связано с очищением от грехов и освобождением от болезней. Именно во время ледохода дарили реку. В качестве дара использовали монеты, хлеб, иногда дарили другие предметы. Во время дарения приговаривали: «Дарю тебя, вода, храни меня, вода». Считалось, что если реку подаришь, то этим годом не утонешь. Иногда дарили реку, когда первый раз через неё переправлялись на лодке. Ритуал дарения реки - своеобразная жертва реке, водяным духам, чтобы «в реке не утонуть», «чтобы вода доброй была». Бывало, что начало ледохода превращалось в большой праздник. Все выходили на берег реки, смотрели, «любовались ледоходом». На берегу водили хороводы, пели песни, плясали под гармошку. Здесь же на берегу устраивали чаепитие, разводили самовары. А уж если начало ледохода совпадало с Пасхой, то гуляли несколько дней. Иногда говорили: «Реку провожаем - весну встречаем», т.е. ледоход связывали со встречей весны. В данном случае ледоход связывался с проводами зимы, которую олицетворяет лёд.
Дохристианская обрядность, направленная на то, чтобы Природа благоволила человеку, дала хороший урожай, тепло и свет солнечных лучей и чудодейственную влагу земле и Православная культура соединились воедино. К 19-20 векам весенние Христианские праздники народ наполнил смыслом и обрядами, бытовавшими сотни лет до принятия Христианской религии.
Благовещенье.
Вербное воскресенье.
Пасха.
Егорий-победоносец, первый выгон скота на поле.
Вознесенье.
Троица.
Русалья неделя.

Раньше на Благовещенье соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их.
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Но больше всего обрядов совершалось в период с Вербного воскресенья до Красной горки. В Благовещенье веточки вербы украшали цветными ниточками, ленточками, освящали их в храмах. Обязательно несколько веточек втыкали в хлеву, чтоб скотинка была здоровой. Веточки вербы ставили в красный угол, на стол, украшали их выдутыми пасхальными яйцами, крашенками и писанками. Освящёнными веточками хлестали детей, приговаривая:
Вербохлёст
Бьёт до слёз,
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба синя
Бьёт несильно,
Верба бела
Бьёт за дело.
Или:
Верба бьёт, не я бью.
Будь богата, как земля
И здоровой, как вода.
Считалось, что после этого ритуала, дети будут здоровыми. Обряд этот символизирует передачу человеку природных сил от воды и земли. Верба считалась символом плодородия, её затем, когда пахали землю, разбрасывали по полям, а в Егорьев (Юрьев) день освящённой вербой выгоняли скотину в поле.
Велик четверг - четверг на страстной неделе считался днём очищения. Положено было до света мыться в бане, к этому дню вся изба и двор должны быть вычищены. С четверга начинали готовиться к Пасхе: заводили куличи, в пасочницу закладывали творог, смешивая его с яйцами, маслом и сухофруктами - к воскресенью получалось кушанье по названию праздника - пасха, начинали красить яйца. В Таборинском районе проживающие там переселившиеся белорусы, сами себя называющие «самоходами», заготавливали пихту. Её затем в праздник развешивали в избе, украшали бумажными цветами, белой и покрашенной яичной скорлупой, соломенными птицами.
Особое место в нашем рассказе мы уделим древней традиции расписывать весной птичьи яйца различными орнаментами, символами и образами. Такие яйца, расписанные с помощью растопленного воска и красок, в народе называются писанками .
Традиция расписывать яйца существует у всех славянских народов и имеет глубокие корни. В мифологии многих народов мира яйцо - символ весеннего Солнца, рождения и пробуждения жизни. Культовые глиняные яйца, найденные в поселениях каменного века на Днестре, датируются 13-12 столетиями до Рождества Христова. Писанка древних земледельцев использовалась в поклонении Солнцу, Земле и Воде. Существует немало дохристианских легенд о том, почему именно яйца (разных птиц) стали окрашивать и украшать. По верованиям древних, птичье яйцо - образ Мирового яйца, в котором заключен хаос, - было для праславян оберегом, амулетом, с помощью которого привлекали и объединяли добрые силы, а злые отгоняли. У жителей Карпат есть такая легенда. Далеко в горах к высокой скале железными цепями приковано страшное чудовище. Есть у него двенадцать посланцев, которые ходят по земле и высматривают, как живут люди. Если их жизнь протекает в злобе и ссорах, то смеётся чудовище, и слабеют его оковы. Если же слышит он, что мир правит меж людьми, то сердится, а цепи сильнее сжимают его поганое тело. Но самое страшное известие для чудовища - о том, что люди на земле ещё пишут писанки и не забыли этого обычая. Тогда он ревёт как зверь, рвётся изо всех сил и бьётся головой о скалу так, что аж огонь высекает. От этого гнева происходят гром и молния, а цепи стискивают злобное чудовище со смертельной силой.
В дохристианские времена создание этого миниатюрного шедевра было новогодней традицией, ведь Новый год раньше встречали весной. Окрашенное яйцо всегда было символом обновления природы, весны, жизни, радости и встречи Солнца нового года. В христианские времена писанка стала знаком Христова Воскресенья, воплощением радости и веры в воскресенье Христово, символом всепрощения и пожеланием счастья, блага и покоя. Поэтому сегодня яйца раскрашивают исключительно на Пасху. В христианстве существуют свои легенды о чудесных превращениях. Одна из них такая. Бедный торговец брёл на рынок с корзиной яиц, когда ему повстречался Христос, несущий свой крест. Торговец взялся помочь Ему, отложив свою ношу. Когда этот человек вернулся к своей корзине, он не обнаружил ни одного белого яйца в корзине, все оказались разноцветными.
Чтобы писанка имела магическую силу, её следует расписывать в соответствующее время, натуральными красками и волшебными знаками - узорами, после этого произнести и спеть необходимые молитвы-заговоры, а потом преподнести эту писанку тому, кому она предназначена. Своевольное изменение древнего орнамента недопустимо. Люди верили - изменить узор, как и слова молитвы, - значит разрушить волшебные силы писанки.
Истоки изображённых на писанках символов следует искать ещё в верхнем палеолите, когда возникает геометрический рисунок. Тогда появляются различные графические элементы в форме крестов и решёток, лесенок и кругов, спиралей и меандров, примитивные изображения - «змеи», «ёлочки», «солнце» - весь набор образов, мотивов и элементов, которые потом расцветут на раскрашенном яйце. Практически во всех регионах имеются общие старинные названия мотивов узора, что подтверждает их древнее символическое значение: «сорокаклинцы», «дубовый лист», «вазончики», «огурчики», «грабельки», «колосок», «коники» и другие. Одними из основных мотивов орнамента являются знаки солнца, к ним относятся розетки, звёзды, кресты. Свастические орнаменты отображают движущееся солнце. При замыкании концов двух свастик возникает ещё один мотив - «звезда». Часто встречается изображение всевозможных треугольников. Символическое значение треугольника разнообразно, оно изображает какую-либо триаду - воздух-огонь-воду, три этапа человеческой жизни, небеса-земля-подземный мир, триединство мира, Бог отец - Бог сын - Бог дух святой. Очень популярен орнамент «сорокаклинцы», что в христианской символике соответствует сорокадневному посту перед Пасхой или сорока мученикам. Казалось бы, исключительно декоративный характер имеет сетка, которая заполняет всю поверхность треугольников, спиралей и ромбов. Однако в обрядах восточных славян можно видеть, что сеть использовалась как магический и охранительный атрибут. Сетка в виде параллельных линий или клеток могла обозначать вспаханное поле. Точки, крапинки, разбросанные по полю, особенно по чёрному, обозначают семена, брошенные в землю. Важным элементом росписи писанок является так называемый «бесконечник», который трактуется как символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Обычно это волнистая линия, пролегающая по четырём «меридианам» или «экватору» яйца, которая часто является границей между двумя цветовыми линиями. И ещё некоторые символы писанки. «Поясок» символизирует дорогу и оберегает от разобщения и ссор. «Вазонки» (цветок-дерево в вазе) обозначает Древо жизни - ось вселенной; «волны», «ужик», «меандры» символизирует воду. Вьющиеся растительные мотивы служили образным замещением «небесного змея». В ряду изображений животных первое место занимает олень, достаточно часто встречаются птицы, конь, барашки. Символ рыбы является воплощением чистоты, телесного и духовного здоровья.
Писанки начинали писать задолго до Пасхи. Чаще всего писали женщины поздними вечерами, когда в доме тихо и никого чужого, если день прошёл без ссор и душевной брани. Подбирались природные краски нужных цветов и заготавливались свежие домашние яйца. Усердная мастерица может выполнить 10-15 писанок в день. Техника окрашивания писанок состоит в том, что специальным приспособлением - «писачком» или «кисткой» (маленькая воронка, скрученная из тонкой медной пластины, с прикреплённой под прямым углом ручкой), которую опускают в растопленный воск, тонкими линиями выполняют рисунок на поверхности яйца - так называемая техника батика. Главный принцип росписи заключается в том, чтобы горячий воск покрыл и сохранил (зарезервировал) нужный красочный слой. Сначала выполняется весь ряд узоров, которые должны оставаться белыми. После этого яйцо помещается в жёлтую краску (по необходимости). Теперь покрывается та часть узора, которая должна оставаться жёлтой. И так далее от самого светлого колера до самого тёмного. Готовую писанку можно выдувать. Затем стенки яйца укрепляются парафином.
Писанка в народных верованиях обладает волшебной силой, ее дарят в знак уважения и благопожелания. В народной традиции огромное количество представлений о яйце: яйцо - олицетворение солнца, живительных сил природы, яйцо предохраняет людей и животных от болезней, яйцо даёт силу и здоровье. Яйцо занимает центральное место в весенней обрядовости. В поминальных обрядах: на Радуницу приносят на кладбище, катают по могилам, закапывают в могильный холм. Существует древнее убеждение в том, что, благодаря чудесным силам яйца, можно устанавливать контакт с предками.
На Красную горку (воскресенье, следующее за Пасхой) односельчане ходили к домам молодожёнов «окликать молодых», которые за пение выносили пришедшим по яйцу.
Люди верили, что писанка охраняет жилище от грома и пожара: если с пасхальным яйцом обойти три раза горящий дом и бросить его в огонь, пожар потухнет.
Освящённые яйца имеют целебную силу. Чтобы щёки были красными, умываются на Пасху водой, в которую по приходу из церкви кладут крашеное яйцо.
Особое место занимает яйцо в обрядах, приуроченных к началу сева и первому выгону скота. Катают пасхальное яйцо по земле; выбирают крестьянина, начинающего сев - того, кто достанет из шапки наиболее крупное яйцо.
Водой со скорлупой пасхального яйца поили скотину, оберегая её от болезни. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину, перед первым выгоном яйцом оглаживали скотину.
С земледельческой магией связаны игры с яйцами, приуроченные к Пасхе - катание по земле. Считалось, что яйцо, символизировавшее зарождение новой жизни, соприкосновением с землёй должно было пробудить её от зимнего сна, оплодотворить». Одновременно яйцо употреблялось, как знак воскресения из мёртвых и как средство, вызывающее рост хлебов». Правила игры с катанием яиц просты. На поляну по договорённости каждый кладёт по одному или по два яйца произвольно на расстоянии 5-20 сантиметров друг от друга. Устанавливается горка. Играющие определяют очередь катания, после чего начинают скатывать яйца с горки. Если скатившееся яйцо задевает лежащее в поле, то катающий забирает его. Если нет, то яйцо остаётся в поле, а скатывать с горки идёт следующий игрок. Каждый игрок катает до тех пор, пока не промахнётся. Обычно играют ребятишки и взрослые мужчины отдельными кампаниями. Горку делали часто из коры осины, из дощечек, сколоченных углом и даже по самоварной трубе. Под горку, чтобы яйца меньше бились подкладывали одеяло или потник, войлок.

На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. При этом приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на всё полное лето и спаси её!». Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своём белом коне и пасёт скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует. Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножий корм. «Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинушку Рудонюшку и Пестронюшку в тёмных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь!» На Егория ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные их прутиков маленькие кресты.
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егория окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий, ты наш хоробрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Одной из устойчивых примет наступления весны, пробуждения земли, вегетации растений, начала некоторых хозяйственных работ считается первый гром. Обычно считали, что первый гром бывает после Егорьева дня. Ранний гром предвещал холодную и длинную весну. Возможно, в основе этих представлений лежит миф «небесного оплодотворения земли (брака неба и земли)». Целый комплекс примет и действий о первом громе связан с символикой «первого», «начального». Говорили: «До первого грома земля не распускается» или «землю копать под гряды нужно тогда, когда услышишь первый гром». Повсеместно с первым громом связывался обычай кувыркаться, «переметкиваться», чтобы спина не болела. Переворачиваться нужно было и с началом ледохода. Переворачивание, кувыркание - один из постоянных элементов молодежных весенних игр на соломе в Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасху, реже в другие весенние праздники. Здесь кувыркание по соломе, как и катание по посевам, как катание с гор на масленице, связано со стремлением стимулировать урожай, передать растениям жизненную силу, энергию участников обряда. А при первом громе «надо быстрей перемекнуться… что земля стрясётся, и должен человек стрястись, перевернуться», то есть пробуждение земли после первого грома связывалось и с весенними изменениями в жизни отдельного человека, обусловленными началом хозяйственной деятельности, активным взаимодействием с природой.
Весеннее пробуждение природы характеризуется и появлением насекомых и прилётом птиц. Про них говорили: «Егорий с мухами, Никола с комарами». Временем появления певых комаров считался и день Гликерии-комарницы (26.05).
Приготовление обрядового печенья в форме птичек приурачивалось и к дню Герасима-грачевника (17.03). «Из сдобного теста печенья всякого напечёшь, чтоб птички получались. И сами ели, и грачам кидали, чтобы урожай был хороший, в поле бегали». В Прикамье совершались обряды встречи плишки (трясогузки). Время совершения обряда в разных местах указывается от Пасхи до Троицы (Пасха, Радоница, Вознесенье, Троица). Местом проведения праздника избирались высокие места - горы и холмы, камни-скалы. Часто обряд совершали на крышах домов или хозяйственных построек. Вот наиболее полные описания обряда. В Добрянском заводе Пермской области на Радоницу на гору Мендач «каждая из женщин приносила с собой что могла: жареную дичь, шаньги, яйца, молоко, пиво, травник и кто-нибудь непременно рыбный пирог. Праздник начинался под деревом, которое перед тем непременно осматривалось, чтобы определить, здорово ли оно, и если были сухие ветки, то они обламывались. Избранное дерево увешивалось лентами, полотенцами, кружевами, цветными платками, горстями лучшего чёсаного льна, семенами огородных растений, завязанными в тряпки. Украсив таким образом дерево, разложив под ним кушанья и разоставив пития, гости открывали праздник молитвой, обращённой на восток. Помолившись, говорили: «Отцы, родители, пожалуйте с нами откушать хлеба-соли!» Затем каждый брал маленький кусочек пирога и выпив пития, угощал дерево, для чего, набрав в рот пития, брызгал дерево». Заканчивалось кашке-плишке хороводами, играми и гулянием молодежи. В ряде мест действия, совершаемые при встрече плишки, связаны с ритуалами встречи птиц, например, необходимость кормления плишки. Верили, что плишка поест, сколь ей надо, и останется летовать, принесёт с собой хорошую погоду и урожайный год. Существует и другая интерпретация обряда - похороны плишки, плишку прятать или сжигать. Сюжет «похорон» часто встречается в весенней обрядности русских в различных вариантах: похороны Ярилы, Костромы, Шута, русалки, кукушки. Такие обряды имели целью воздействовать на плодородие земли и приурочены в основном к периоду весенних праздников и обрядов.