Конспект занятия в средней группе «Зимушка-зима. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Интегрированное занятие "Зимушка-зима" в средней группе

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Зима»

Интеграция образовательных областей :

Программные задачи :

  • Уточнить и расширить знания детей о зимних природных явлениях, о взаимосвязи их с жизнью человека.
  • Учить отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Закреплять правильное произношение звуков в словах и фразовой речи.
  • Продолжать учить детей делать простейшие умозаключения.
  • Закреплять умение составлять аппликационное изображение снеговика из готовых форм. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, желание завершать начатое до конца.
  • Воспитывать умение радоваться результатам своей работы и работ товарищей.
  • Развивать творческое воображение, чувство эмпатии.

Предварительная работа : беседы о зиме, работа с мнемотаблицами, чтение стихов, рассказов о зиме, дидактические игры: «Времена года», «Ассоциации», «Вопросы и ответы», «Добавь словечко», рисование, лепка, аппликация на зимнюю тематику, подвижные игры, хороводы, пальчиковая гимнастика.

Материал и оборудование : игрушка Снеговик, картинки с изображением зимующих птиц, северного оленя, медведя, играющих детей, оборудование для аппликации, аудиозапись Вивальди «Зима».

Ход занятия

Воспитатель : Дети, отгадайте загадку:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила». (Зима.)

‒ Почему так думаете? (ответы детей).

‒ А сейчас какое время года? Какой месяц? Какая бывает зима? (холодная, морозная, снежная и т.п.).

‒ Послушайте стихотворение «Зимняя песенка» Р.А.Кудашевой.

Воспитатель : Да, зима бывает разной. А теперь посмотрите на картинки и скажите, кто из животных смог так сказать о зиме. Спросили у животного: «А какая бывает зима?» А он удивился: «А что это такое - зима?»

‒ Правильно, это слон. А почему он так ответил? (В Африке, где он живет, никогда не бывает зимы).

‒ Еще у одного животного спросили. А он ответил: «Зима бывает очень долгой». Кто так сказал? (северный олень). У него на родине она длится почти целый год.

Воспитатель : У третьего животного спросили: «А какая бывает зима?» А он пробурчал: «Да, что про нее говорить-то, ведь она совсем короткая: всего одна ночь». Кто так сказал? (медведь).

‒ Почему так думаете? (Он осенью впадает в спячку и спит всю зиму до весны.)

Воспитатель : А кто ответил так: «Зима трудная, холодная, хорошо, если люди не забудут нас покормить: насыпать зернышек или хлебных крошек». (Это зимующие птицы.)

Воспитатель : А кто про зиму сказал так: «Зима веселая, все играют в снежки, катаются на санках…»

‒ Правильно, это сказали дети. А чем вам нравится зима? (Ответы детей.)

Воспитатель : Давайте и мы с вами поиграем в снежки.

Проводится игра с движением «Снеговик»

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались,

Наши ручки и размялись.

А теперь пора творить,

Нам снеговика лепить.

Лепим мы снеговика:

Шляпу, нос, глаза, бока.

Вышел славный снеговик:

Он не мал и не велик.

Снеговик, не зевай,

А ребят, догоняй!

Появляется Снеговик (игрушка) и поет песню: «Я - веселый Снеговик, к снегу, холоду привык…»

Воспитатель : Дети, а Снеговик хочет с вами поиграть.

Проводится игра «Зимние слова»

Воспитатель : Снеговичок, а наши дети знают и чистоговорки о зиме. Хочешь послушать?

Дети проговаривают чистоговорки:

– ма-ма-ма – пришла снежная зима,

– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,

– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,

– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,

– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Воспитатель : Дети, что-то наш друг Снеговичок загрустил, наверное, стал таять. Давайте сделаем ему друзей – снеговичков, чтобы ему было не так одиноко. Вспомним, из чего состоит Снеговик? Ответы детей.

(из кружков белого цвета разного размера, руки – из овалов, на голове – ведро – трапеция).

Воспитатель : Не только художники с помощью красок могут рисовать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Вивальди «Зима». Но сначала давайте разогреем свои пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика

По снегу пальчики гуляли.

А вторые – догоняли.

Третьи пальчики – бегом,

А четвертые – пешком.

Пятый пальчик поскакал,

Поскользнулся и упал.

Дети выполняют аппликацию «Снеговик». Снеговик (игрушка) радуется, что у него теперь так много друзей.

Воспитатель, дети и Снеговик рассматривают детские работы. Затем Снеговик прощается и обещает прийти еще раз в гости к детям и друзьям – снеговикам.


Тема занятия : Где зимуют снежные бабы?

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электроплита. Часы «Времена года». Лоток со снегом.

Ход занятия

Воспитатель предлагает посмотреть в окно и задает детям загадку:

Заготовила хозяйка

Для природы много краски:

Полю -лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

Целый день она кует

На реке холодный лед!

Кто эта хозяйка? (зима)

Где должна стоять стрелка на наших часах «Времена года»? (стрелка должна стоять на синей части часов)

Назовите самые главные приметы зимы (идет снег, деревья без листочков, люди надели теплые вещи, многие птицы улетели в теплые края, медведь с ежиком спят и т.д.)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение. По ходу чтения выставляет на магнитной доске символы состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода.

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду -

Будешь мокрым ты до нитки.

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость - речка или твердь?

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом.

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

Жидкость - речка или газ?

Ты ответь нам тот же час.

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки вода,

Ты запомни навсегда!

А. Туктаров

Воспитатель предлагает детям проверить слова поэта и доказать, что состояние воды может меняться.

Проводится опытническая работа «Каким бывает снег?»

Цель : Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду.

Материалы: лоток со снегом, настольная лампа, электроплита.

Воспитатель вносит лоток со снегом. Снег должен быть сыпучим (можно использовать снег со стенок холодильной камеры)

Если я подую на снег, что происходит? (начинают летать снежинки)

Сколько летает снежинок? (много)

Что можно сказать о таком снеге, какой он? (сыпучий)

Ребята, подойдите и потрогайте снег, какой он? (холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д.)

Я попробую сейчас слепить из этого снега снежок. Почему у меня не получился снежок? (потому что снег очень холодный, он рассыпается)

Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летают каждая отдельно. Возьмите карандаши и нарисуйте, как летают снежинки.

Олег, ты нарисовал снег какой? (сыпучий)

А теперь я подержу снег в руках. Мои руки какие? (теплые)

Что происходит со снегом в моих руках? (снег нагревается)

Аня, возьми этот снег и попробуй слепить снежок.

Получилось или нет? (получилось слепить снежок)

Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (не совсем холодный, слегка растаявший)

Попробуйте подуть на него. Полетели снежинки? (нет, не полетели)

Попробуйте разломить снежок. Можно его разломить? (можно разломить снежок, но трудно)

Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (можно сказать, что они взялись все за ручки)

Возьмите карандаши и зарисуйте, как снежинки держатся за ручки.

Скажите, что будет нагревать сильнее снег - руки человека или настольная лампа? (ответы, детей обсуждаются)

Давайте проверим это. Воспитатель включает настольную лампу и ставит под ее лучи решетку со снегом на лоток, (снега должно быть мало, чтобы таяние не занимало много времени)

Что происходит с нашими снежинками? (они тают)

Во что превращаются наши снежинки? (в капельки воды)

Почему капельки не остались на решетке? (потому что вода течет. Вода стекает в дырочки на решете.)

Воду можно разломить? (нет)

Потрогайте воду, какая она? (теплая)

Если посмотреть на воду, что можно сказать о снежинках- капельках, как они держатся между собой? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что снежинки-капельки держатся очень близко друг к другу)

Возьмите карандаши и нарисуйте, как держатся капельки воды.

Скажите, что будет нагревать сильнее снег - настольная лампа или электрическая печка? (ответы детей обсуждаются)

Давайте проверим. Возьмем снег и поставим на электроплиту.

Что происходит со снежинками? (снежинки тают и превращаются в капельки воды)

А теперь что происходит с водой? (вода начинает пускать пузыри и над водой появляется пар, вода закипела).

Если вода закипела, то что мы можем сказать, кто сильнее нагрел снег: настольная лампа или электрическая печка? (электрическая печка)

В этот момент над лотком поместить кусочек ваты.

Давайте представим, что это тучка. Потрогайте нашу тучку, какая она? (сухая, теплая, легкая)

Куда поднимается пар от кипящей воды, в которой растаяли снежинки? (пар от воды поднимается в тучку)

Куда могла деться вода? (ответы детей обсуждаются)

Потрогайте нашу тучку, какая она? (мокрая, тяжелая)

Как вы думаете, что произошло с водой? (вода превратилась в пар, пар поднялся в тучку и превратился в воду)

Итак, наши снежинки сначала превратились в... (капельки воды). Капельки воды мы нагрели, и они превратились в пар. Пар поднялся в тучку и превратился в...(воду)

А если мы эту воду поставим в холодильник, что произойдет с водой? (она замерзнет)

- Послушайте, какая беда случилась со снеговиком:

Что случилось? Что такое?

Небо снова голубое,

Ходят в небе облака,

Солнце сушит им бока.

Горько плачет снеговик: -

К лужам с детства

Не привык!

Где ты, Дедушка Мороз?

Хоть немножко

Подморозь!

Может быть, ты болен?

Мною недоволен?

Как вы думаете, где может быть Дед Мороз? (ответы детей обсуждаются)

Отвечает тихо вьюга: -

Дед не болен, не сердит

Просто он в гостях

У друга...

В холодильнике сидит!

Г. Лагздынь

Где могут жить снежные бабы? (в холодильнике или там, где очень холодно)

Прав ли был поэт, когда сказал вот такие слова?

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки... Что? (вода)

О волшебнице воде мы с вами узнаем еще очень много интересного.

Разработала и провела: , воспитатель средней группы №5

Интегрированное занятие в средней группе:

«Волшебница зима»

Образовательные области: «Познание»; «Коммуникация»; «Художественное творчество»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы », «Безопасность»

Цель: формировать умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной выразительности.

Задачи:

Образовательные:

расширять детский словарь: «проказница, чародейка, запорошила, серебристый, вьюжная»;

упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными ;

Развивающие:

формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима – художница;

развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

продолжать работу над культурой речевого обращения;

развивать художественное восприятие зимней картины, содержания и средств выразительности живописи, цветосочетания зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения;

Воспитательные:

воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, обратить внимание на своеобразие облика зимы;

воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;

углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Методические приёмы:

Наглядные: показпособий.

Словесные:художественное слово

Игровые: П/г«Держим кисточку вот так…»

Практические: словесные упражнения в составлении предложений.

Предварительная работа: .

Рассматривание и беседа по картинам

Чтение художественных произведений о зиме.

Коллективные и индивидуальные наблюдения зимних явлений.

Прослушивание классических произведений:

«Декабрь-Вальс»,

«Вальс-Метель»,

«Прекрасный вечер».

Рисование зимних пейзажей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Иллюстрации образа зимы, весны, лета, осени

Пособия: «Волшебное зеркало»

Раздаточный материал:

Гуашь белая

Кисточки

Подставки

Стаканы с водой

Салфетки

Бумага синего цвета

Музыкальное оформление занятия:

«Январь»

Ход непосредственной образовательной деятельности:

«Зима – красавица»(аудио)

Дети входят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе что-то изменилось.

Воспитатель: как красиво у нас стало в группе. Вы догадались, кто заходил к нам в гости?

Отгадайте загадку:

Дел у неё немало.

Белым одеялом,

Всю землю укрывает.

В лёд реки убирает.

Белит леса, поля, дома.

А зовут её….Зима

Воспитатель:

Ребята посмотрите, зима позабыла у нас свою книгу, волшебное зеркальце.

Воспитатель: Интересно что же за книжку зима оставила. здесь очень красивые картинки. Здесь написано: любимая сказка зимы. А вам интересно какую же сказку любит зима больше всего? Давайте ее прочтем.

Дети садятся на стулья

Воспитатель:

Это старая, старая сказка о том, как появилась Зима. Вот послушайте эту интересную историю.

Было у солнца три дочери. Старшая – осень, средняя – лето, младшая –весна. Хорошо они жили, дружно. Но пришло время отпустить их на землю.

Солнечные дети должны были стать временами года. Первой упорхнула Весна. Она была так юна, что солнце подарило ей вечную молодость. Через три месяца покинуло дом Лето.

Она была так красива, что солнце подарило ей вечную красоту. Пришло время прощаться с Осенью и солнце отдало ей всё богатство, золото и приказало быть щедрой.

А на другом конце света собиралась в дорогу единственная дочь Мороза. И она тоже должна была стать временем года. Но у Мороза приданное было только лишь пригоршня серебра. С этим и ушла Зима. А как только ступила она на землю, начался холод, улетели птицы, реки замёрзли, звери зарылись в норы, а люди одели тёплые одежды и спрятались в домах. Никто не хотел пускать к себе бедную, холодную Зиму.

Тогда Зима маленькими резцами выпилила снежинки и бросила их в небо, и они стали падать на землю красивым ковром. Она взяла белую краску и расписала ели, ветви деревьев, окна разрисовала необычными узорами. Вся земля стала, будто хрусталя.

С детишками покаталась на лыжах, на санках, на коньках. Слух о волшебнице Зиме облетел всю землю. Люди дивились искусству Зимы. Но все - же долгими зимними вечерами говорили: «Когда же придет Весна?» И было очень обидно Зиме от этих слов.

Воспитатель: беседа с детьми

О чем вы узнали из этой сказки?

Какое сейчас время года?

Какие зимние месяцы вы знаете?

А сейчас какой месяц?

Как зима старалась понравиться детям?

Воспитатель: давайте зиме сделаем приятно, чтобы она не грустила. Нарисуем ей красивые картины.

Дети садятся на коврик.

Воспитатель объясняет и показывает способ рисования зимнего леса с помощью капустного листа.

Кисточку берем щепотью, так как мама солит суп там, где заканчивается юбочка и чуть -чуть выше.

Краску наносим на капустный лист

Прижимаем лист к листу синего цвета

После рисования кисточку промывают в баночке с водой (словно мешаем сахар в чашке) и протираем салфеткой, ставим на подставку для кисточки ворсом вверх.

Воспитатель: ребята, прежде чем приступить к рисованию, давайте согреемся, потому что зима здесь все запорошила снегом и стало холодно.

Динамическая пауза.

(Студия детского танца «Праздник»)(аудио)

Дети садятся за столы и рисуют по нетрадиционной технике «Зимний лес».

Воспитатель если необходимо напоминает о правилах пользования кистью и красками.

Воспитатель: давайте приготовим свои пальчики для рисования, чтобы рисунки получились очень красивые.

Выполнить упражнение – разминку с кисточкой, рука при этом должна стоять на локте.

Держим кисточку вот так (рука на локте, кисточку держать тремя пальцами чуть выше её металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть! (Движения кистью руки в соответствии с текстом)

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом (Кисточку держат вертикально) .

Закрутилась как волчок, (Выполняют тычки)

За тычком идёт тычок! (Без краски на листе бумаги) .

Напомнить детям, что кисточкой можно рисовать плашмя всем ворсом, примакиванием, концом, а если кисточку держать вертикально у бумаге и расплющивать о неё ворс, то получится большая «пушистая» точка.

Предложить детям без краски сделать несколько тычков и начать рисовать снег (кружочки любого размера) .

Во время художественного творчества звучит музыка Чуковского «Времена года. Зима»

Воспитатель : Какие красивые получились у вас деревья. Ребята. я тут прочла что зеркало волшебное да еще говорящее. Давайте послушаем, что же зима нам хотела сказать. Дети сидят на коврике и слушают стихотворение аудио-запись:

День сегодня непростой

Я пришла проститься с вами!

Над полями, над лесами

Долго я была хозяйкой.

Теплой белою фуфайкой

Землю – мать укрыть старалась

Вся природа окуналась

В белоснежный мой наряд

Все три месяца подряд.

Не боялись меня дети,

Не пугал их снег и ветер:

На коньках, на лыжах, санках

В шубах, варежках и шапках

На морозе веселились,

А домой не торопились!

Как могла я вам служила,

Праздник дивный подарила.

С разноцветными огнями,

С елкой, конфетти, шарами.

Время быстро пролетело

Я заметить не успела,

Что закончен мой черед

Вслед за мной Весна идет!

Воспитатель:

Зима приходила проститься с вами, давайте зиме в зеркальце скажем добрые слова.

Во время игры звучит музыка «Зима - волшебница»

Дид. игра «Волшебное зеркало»

Конспект занятия в средней группе на тему «Зима»

Жанзакова Марина Нуржановна, воспитатель дошкольной группы,
МБОУ "Буранчинская ООШ"
Описание конспекта: Занятие проводится с детьми в средней группе, конспект может быть полезным для педагогов, воспитателей.
Тема : «Зима»
Цель: Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами.
Задачи: Стимулировать детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом, при этом стимулировать ребенка на поддержание диалога.
Упражнять в пересказе текста своими словами, при этом соблюдая смысловой ход произведения.
Развивать навык составления описательного рассказа.
Закреплять навык детей подбирать прилагательные по смыслу.
Оборудование и материалы: Карточки с загадками, репродукция картины «Зима», рассматривание карточек – иллюстраций с изображением видом зимы, репродукция картины «Зимой», музыкальный ряд А.Вивальди «Времена года», «Зима».
Методы и Приемы:
Словесный:
-Вопросы к детям;
-рассказ воспитателя;
-использование художественного слова;
-составление рассказов по картине;
Наглядный:
-Демонстрация иллюстраций картин с зимними мотивами;
-рассматривание картин;
Практический:
-Использование технических средств обучения;
-прослушивание музыкальных произведения;
-Использование опыта детей;
-использование фантазии для составления рассказа по картине;
Организация детей:
Фронтальное занятие.
Словарная работа: Белоснежная сестричка, ажурные, невесомые, хрупкие, мохнатый, снежная, пушистая.
Ход работы: Воспитатель предлагает послушать стихотворение-вопрос.
-Снег на полях,
-Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, а зима пришла после какого времени?
Дети: Зима приходит после осени.
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение о зиме
Белоснежная сестричка,
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
Воспитатель: Как автор в этом стихотворении называет зиму?
Дети: Белоснежная зима.
Воспитатель: Что значит - «Все укроет одеялом»?
Дети: это значит, укроет снегом.
Воспитатель: Ребята, какую колыбельную споет зима земле? О чем она будет петь?
Дети: Звуком ветра, вьюгой. Зима поет земле о скорой весне.
Воспитатель: Зимой вся земля укрыта снегом, как одеялом. На прогулке мы с вами рассматривали снег. Из чего состоит снег? Снежинки какие?
Дети: Снег состоит из замерзшей воды. Снежинки ажурные, красивые, невесомые, маленькие, хрупкие, белые прозрачные.
Воспитатель: Представьте себе, что вы снежинки. Подул ветер, и снежинки полетели.
(Включается музыкальное п произведение А.Вивальди «Времена года: Зима»
Дети произвольно кружатся)
Воспитатель: Ветер утих, снежинки сели на землю, и стало кругом белым – бело. Ой смотрите, снежинки на моей одежде. На вашей. Сдуйте их.
Дыхательное упражнение: Вдох носом и выдох ртом:
1)кратковременный;
2)долгий;
3)рот трубочкой;
Воспитатель: Я сейчас прочту вам стихотворение М. Познанская.
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег. Мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К вашему порожку»
Воспитатель: Ребята о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Как описывает автор снег?
Воспитатель: Мохнатый и пушистый.
Воспитатель : Что делали дети во дворе?
Дети: Дети расчищали двор от снега и льда лопатой.
Воспитатель : А что сказала мама?
Дети: (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с детьми.
(затем воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Зимой»

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Зима на картине какая?
Дети: Белая, снежная, холодная, белоснежная.
Воспитатель: цикл вопросов детям: Снег зимой какой?; Сугробы зимой какие?; Солнце зимой какое?; Кого еще изобразил на картине художник?; Зима веселое или грустное время года для детей?; Почему?; На переднем плане изображены дети, чем они заняты? ; какие еще зимние игры вы знаете?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: предлагает детям составить рассказ по картине, придерживаясь плана:
1)Сначала рассказать и зиме;
2)Затем дальний план – зимние развлечения детей;
Заслушиваются 3- 4 рассказа детей. Анализируются: что не сказано, не замечено рассказчиком
Воспитатель: Зимой холодно?
Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде?
Дети: Человек может замерзнуть.
Воспитатель предлагает детям согреться:
Мы замерзли с вами
И стучим зубами,
Хлопаем руками,
Топаем ногами.
Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.
Воспитатель: ну вот мы и согрелись, а теперь скажите, знаете ли вы, что зима может быть грустной?; Для кого, и почему? Ответить на эти вопросы вы можете на следующем занятии.