Составление рассказа по сюжетной картине "зимние развлечения". Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группеТема: Составление рассказа по картине «Снегоуборочная машина

1. Цель:

1.1. Связная речь: Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

Учить композиционно, строить рассказ (начало, середина, конец) и распределять содержание при изложении.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

1.2. Грамматика: Активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик снегурочка, снежинка, снежный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик).

Учить понимать смысл пословиц.

Развивать мышление, память, воображение.

1.3. Воспитывать интерес к окружающему, обратить внимание детей на значимость труда взрослых.

1.4. Индивидуальная работа.

2. Лексический материал : снегоуборочная машина, транспортер, снегопад, липкий, хрустящий и др.

Учить составлять два - три предложения с заданными словами, сочетая их по смыслу трус, храбрец.

3. Оборудование : картина по теме, игрушечные машины.

4. Предварительная работа: Наблюдение за трудом взрослых, за работой транспорта.

I. Оргмомент

II. Работа с темой занятия

1. Беседа о зиме

Какое сейчас время года?

Чем зима отличается т других времен года? /снег/

Послушайте стихотворение. Стихи М. Познанской.

Тихо, тихо снег идет, белый снег, мохнатый

Мы расчистим снег и лед во дворе лопатой,

От калитки мы с трудом к дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог, скажет:

«Кто бы это мог

Провести дорожку к нашему порожку?»

Ребята, как вы думаете трудно чистить снег лопатой? А чтобы легче было чистить снег в городе, что придумали люди? Как вы думаете?

2. Знакомство с картиной. Беседа

Хотите посмотреть на машину убирающую снег? /показать картинку/.

Как вы думаете, о чем эта картина?

Почему пришла убирать снег машина? –

/Вчера много снега выпало, был снегопад/.

Снег падал - снегопад. Очень и интересное слово «снегопад».

Как эту машину можно назвать? - Снегоуборочная машина. Она убирает снег.

Повторим словосочетание «снегоуборочная машина» хором и индивидуально.

Посмотрите на машину, как она убирает снег. Что у нее есть? - Ковш, в котором есть две лопаты - они сгребают снег и отправляют его на транспортер. По транспортеру снег идет и попадает в кузов грузовика, который увозит снег за город. Как называется профессия людей, которые выполняют эту работу?

Водители или шофера.

Правильно.

Как вы думаете если бы их не было не было такой машины, как бы столько снега можно было убрать?

Посмотрите, кто наблюдает за работой снегоуборочной машины?

Расскажите об этих детях: откуда они пришли, что делали до этого, как пришли смотреть на машину, что они говорят, рассматривая машину.

Вы рассказали, что дети лепили снеговика.

А почему его можно было слепить? - Снег был липкий, и его было много.

А почему снег был липкий? - Потому что потеплело.

А когда был мороз, можно было лепить?

Какой был снег? - Он рассыпался, был жесткий, хрустящий.

Молодцы, хорошо рассказывали, а теперь послушайте мой рассказ о картине.

3. Рассказ по картине

Стоял теплый зимний день. Ребята оделись и вышли с воспитательницей на прогулку. Вчера был сильный снегопад. Ребята стали лепить большого снеговика, потому что снег был липкий. Снегу много нападало, и его приехала убирать снегоуборочная машина и грузовик. Дети стали наблюдать, как большие лопаты ковша сгребают снег, бросают его на транспортер, а оттуда в кузов грузовика. «Вот здорово! Как быстро столько снега убрал! Но и мы им помогли - лопатками дорожку расчистили» - сказали ребята.

Кто расскажет про картину?

Заслушивается 2-3 рассказа. В ходе рассказов воспитатель помогает детям подобрать нужные слова, построить предложение, оценивает и анализирует рассказы.

III. Физминутка

Представим, что мы с вами на улице.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

IV. Д/и «Родственные слова»

1. А сейчас поиграем в другую игру, со словами

Воспитатель предлагает вспомнить слова родственные словам «снег», «снежок», «снежинка». Они похожи по звучанию, они считаются родственными.

Как сказать о горке, сделанной из снега? - /Снежная/

Каким еще, словом можно назвать снежную бабу? - /Снеговик/

Как называются цветы первыми расцветающие в лесу, когда еще лежит снег? - /Подснежник/

Объясните, почему подснежники так называются? - /Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом/.

2. - Как вы считаете слово «зима» родственное слову «снег»? Ведь зимой много снега. - /Родственные слова должны звучать, похоже, а в слове «зима» нет такой части которая бы звучала похоже на слово «снег»/.

Подберите слова родственные слову «зима».

Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Какие они?

- /Зимующие/

Что они делают? - /Зимуют/

Каким словом можно назвать день зимой? - /Зимний/

Каким ласковым словом называют зиму? - /Зимушка/

3. Назовите еще раз родственные слова. Вместе с воспитателем дети еще раз называют слова-родственники:

снег , снеговик снежинка, подснежник; зима , зимний, зимующий, зимушка. Составьте предложение со словами «зима», «снежок».

Очень трудно играть? Но вы справились.

V. Итог занятия.

Сегодня вы познакомились со снегоуборочной машиной. Составили про нее рассказ. У нас в группе много разных машин и все они могут выполнять разную работу. Можете с ними поиграть.

Литература:

1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе», М. 2007 г.

Астафьева Гузель
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине »

Цель : учить детей составлять рассказ по сюжетной картине .

Задачи : учить детей рассматривать картину , правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Оборудование : сюжетная картина «Мы дежурим» ; предметные картинки Предварительная работа : игры «Слова-друзья» (подбор синонимов) ; «Что изменилось» , «Четвертый лишний» .

Организационный момент :

Дружат в нашей групппе

Девочки и мальчики. А мы с тобой подружим Маленькие пальчики. 1,2,3,4,5. Начинай считать опять. 1,2.3.4,5. Мы закончили считать.

Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься) .К слову общаться? (разговаривать, беседовать,болтать) .К слову ребята? (детвора, дети)

2. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине . Рассмотрите картину . - Скажите, кого нарисовал художник на картине ? (детей)

Где находятся дети? -Как вы догадались? (воспитатель, цветы, календарь природы, аквариум) .

Что делают дети (поливают,кормят) . Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (трудятся) . А еще? (дежурят) . - А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей (дежурные) .

– Где они дежурят? Как мы можем назвать картину ? - Что у них есть в уголке природы, сравните с нашим уголком.

Расскажите о детях (Маша поливает лейкой цветы) . - Как называется комнатное растение, которое поливает Маша?

Какие еще цветы вы видите на картине ? Назовите их? Расскажите о Наде . Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная) . Какой предмет, изображенный на картине , нам говорит об этом.

Расскажите о Васе . Что он делает? Каких рыб вы видите в аквариуме? Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума ? - А что вы можете сказать об этих детях? Как вы думаете, трудились ли они? Чем они могли помочь воспитателю? О чем они говорят?

Глядя на эту картину , можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы) .

3. Игра «1, 2, 3» Педагог показывает картинки , которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.

4. Динамическая пауза.

На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились, улыбнулись И сказали : «Мы проснулись!»

5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.

6. Педагог обращает внимание детей на картину . Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине . Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети? - О чем нужно рассказывать ? Повторите еще раз. Рассказы детей . Оценка рассказов детьми .

7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине»

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи: учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: сюжетная картина «Мы дежурим»; предметные картинки Предварительная работа: игры «Слова-друзья» (подбор синонимов) ; «Что изменилось», «Четвертый лишний».

Организационный момент:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

А мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься) .К слову общаться? (разговаривать, беседовать, болтать) .К слову ребята? (детвора, дети)

2. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине. Рассмотрите картину. - Скажите, кого нарисовал художник на картине? (детей)

Где находятся дети? -Как вы догадались? (воспитатель, цветы, календарь природы, аквариум).

Что делают дети (поливают, кормят). Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (трудятся). А еще? (дежурят). - А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей (дежурные).

– Где они дежурят? Как мы можем назвать картину? - Что у них есть в уголке природы, сравните с нашим уголком.

Расскажите о детях (Маша поливает лейкой цветы). - Как называется комнатное растение, которое поливает Маша?

Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? Расскажите о Наде. Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная). Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом.

Расскажите о Васе. Что он делает? Каких рыб вы видите в аквариуме? Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума? - А что вы можете сказать об этих детях? Как вы думаете, трудились ли они? Чем они могли помочь воспитателю? О чем они говорят?

Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).

3. Игра «1, 2, 3»Педагог показывает картинки, которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.

4. Динамическая пауза.

На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились, улыбнулись И сказали: «Мы проснулись! »

5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.

6. Педагог обращает внимание детей на картину. Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети? - О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз. Рассказы детей. Оценка рассказов детьми.

7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи.Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект занятия с применением ИКТ. Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и в качестве дидактического пособия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация

Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

В конспекте дети слушают стихи о зимних забавах, рассказывают о своих зимних развлечениях.Рассматривают сюжетную картину "Катаемся на санках". Отвечают на вопросы по картине. Выполняют в...

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  • Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, составление предложений, составление рассказов, пальчиковая гимнастика, Закрепить предлоги – В – НА – ОКОЛО – ПОД. Сюрпризный момент – волшебный сундучок.
  • Наглядные – индивидуальные сюжетные картинки, рассматривание картинки “Зимние развлечения”.
  • Практические – разгадывание кроссворда, подготовка руки к письму.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные картины о зиме, кроссворд, маркер, картина “Зимние развлечения”.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: сюжетные картинки о зимних развлечениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: детисидят за столом.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент – пальчиковая гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам кроссворд (Приложение 1 ), вы хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте загадки, которые вам будут загадывать ребята, а ответы мы будем записывать в пустые клетки.

Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)

1. Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу, под кустом? (лиса)

(Дети пишут ответ в клетки, где стоит цифра № 1 - лиса)

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

3. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (кормушка)

4. Сам не бежит, а стоять не велит (мороз)

Воспитатель: Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

(Обращаю внимание на волшебный сундучок).

Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка.”

Воспитатель: Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме будем складывать в него.

Какое у нас сейчас время года?

Назовите зимние месяцы?

Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

(На доске висят опорные картинки)

Вопросы: Чем покрыта земля зимой?

Какие бывают ветра?

Какое солнце зимой?

Что происходит зимой на реке?

Какие стоят деревья?

А что бывает только зимой? (снег)

Какой бывает снег? (он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.

Что снег делает? (идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

Воспитатель: Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

Воспитатель: Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это не знал.

Давайте сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову зима: зимушка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать, зимующие, зимородок, зимовщик.

К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Мы еще можем Деду Морозу назвать пословицы о зиме:

“Мороз не велик, а стоять не велит”.
“Зима не лето, в шубу одета”.
“Спасибо мороз, что снега принес”.
Холодная зима, жаркое лето”.
“Зима снежная, лето дождливое”.
“Много снега, много хлеба”.

Воспитатель: Много вы пословиц назвали Деду Морозу. Молодцы!

Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – береза в шубе стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетели снегири,
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора домой.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды (ряды). Ваш ряд будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваш ряд – зима – это хорошо, потому что …

Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает не только плохо, но ещё хорошо и весело.

На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечения..

Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей, 2 – 3 ребенка).

Воспитатель: А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “Зимний развлечения”). (Рисунок 1).

Рисунок 1

Скажите как можно её назвать?

Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Эту картину мы уже с вами рассматривали на наших занятиях.

Воспитатель: Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (2 - 3 ребенка.).

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

Воспитатель: Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

Я думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

Воспитатель: Как мы его отправим? (ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

Воспитатель благодарит ребят.

Цель: развитие связной речи.

Задачи по образовательным областям :

Коммуникация – совершенствовать умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Расширять, уточнять и активизировать в речисловарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи: образование и употребление существительных в форме винительного падежа;

совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Социализация - продолжать воспитывать привычки культурного поведения в общественных местах

Труд – воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Ход занятия

· Организационный момент.

Ребята, у вас есть друзья? (ответы).

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко. Игра «Назови своего друга ласково». Дети называют эпитеты: добренькая, красивенькая, беленькая, умненькая, ласковая, нежная, очаровательная, душевная, любимая.

Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова,сходные по звучанию,можно подобрать к слову «друг?» (друзья, дружба,дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились).

А я знаю, ребята, что вы можете дружно играть. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете ловить и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии:

Учитель - (учит); строитель - (строит); врач - (лечит); парикмахер - (стрижет); повар - (готовит); художник - (рисует); пианист - (играет на пианино); продавец - (продает).

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы!

Сегодня мы будем говорить о профессии продавца и составим рассказ по картине «Мы играем в магазин».

· Рассматривание картины и беседа по содержанию .

Воспитатель ставит картину на мольберт

Это картина «Мы играем в магазин».

Кого изобразил художник на этой картине?

Что они делают? (На картине нарисованы дети,они играют в магазин).

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком.- Кого изображает девочка?

Расскажите о том,как она одета, чем занимается.

(- Девочказа прилавком -это продавец. На ней передник и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям).

Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?

(Первой стоит девочка. Она в красивой юбочке, кофточке и в шляпке.Она катает коляску, в которой спит кукла, ее дочка.

Девочка покупает овощи и фрукты для нее. На плече у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку).

Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке).

Кого еще вы видите на картине. Расскажите о нем. (Мы видим мальчика в фартуке и кепке.Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу,сейчас будет выгружать товар.)

Каким художник нарисовал магазин?(У ребят магазин как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылки с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты).

Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.

· Пальчиковая гимнастика «В магазине».

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и выполнять пальчиковую гимнастику.

У метро стеклянный домДети идут по кругу, взявшись заруки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,Останавливаютсялицом в круг,

Луки перецзагибают по одному пальцу

очень вкусныйсначала на левой руке, потом на

Сок, бананы, апельсиныправой каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандариныфруктов.

Это место – просто складВновь идут по кругу, взявшись за

Витаминов для ребят.руки.

· Игра «Веселые грузчики». Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов, рассыпает муляжи по ковру.

Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в один грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в другой грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовились. Выполняем задание на счет «три». Раз, два, три!

Воспитатель следит за правильностью выполнения, определяет победителя по правильности и скорости. Ошибки необходимо исправить вместе с детьми .

· Сообщениеплана рассказа по картине.

Воспитатель приглашает детей на стульчики, вновь помещает картину на мольберт .

Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану.

Сначала опишите детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают?

А потом расскажите о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют.

· Подготовкадетей к рассказыванию.

Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я рассказ начинаю.

· Составлениедетьми рассказа по частям.

Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз о чем нужно рассказывать

Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи - фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня они хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин ».

(- На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком - это продавец. На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

- Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в красивой юбочке и кофточке и в шляпке. Девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. На плесе у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку.

- Вторым стоит мальчик, он держит на руках большого мишку, наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке.

Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой, сейчас будет разгружать ее.

- Магазин у ребят - как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылку с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.) Воспитатель убирает картину.

О чем мы говорили сегодня? (Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики», делили на слоги названия фруктов и овощей.)

Необходимо оценить деятельность каждого ребенка.