Картотека наблюдений для прогулок в подготовительной группе. Зима

План-конспект зимней прогулки в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»

Задачи:

1. Наблюдение за природой.

Продолжать знакомить с явлениями природы – появление снега, выявить его свойства: таять от тепла, быть липким.

Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы.

В процессе трудовой деятельности (лепка снежной крепости) учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.

2. Организация двигательной деятельности.

Упражнять в выполнении основных движений:

Метание в вертикальную цель с расстояния 3 м. (способ –по выбору детей: прямой рукой через плечо.,

Разные виды бега: в колонне с преодолением препятствий, в быстром беге с увёртыванием,

Ходьбе парами с сохранением дистанции при изменении темпа движения.

Создать условия для выполнения спортивных упражнений:

Гонки катания на санках (один едет - другой везёт) ;

Ходьба на лыжах по лыжне с опорой на лыжные палки: отрабатывать ритмичность и согласованность движений.

Упражнять в быстром беге врассыпную с увёртыванием в подвижных играх «Два Мороза» и «Ловишки с лентами», развивать ловкость движений и быстроту реакции.

Материалы и оборудование:

1. Комплекты сюжетно-ролевых игр: Семья, Поликлиника, Супермаркет;

2. Атрибуты к подвижным играм: ленты (50 см) – 24 шт., нарукавные повязки для ловишек – 3шт. ; изображения Морозов -2шт. ;

3. Комплекты лыжи с палками – 4 шт. ;

4. Санки - 2 шт. ;

5. Цели для метания в вертикальную цель – 2 шт. ;

6. Воспитателю: красный флажок, судейский свисток;

7. Детям: запасные варежки

ХОД ПРОГУЛКИ

Познавательно-исследовательская деятельность

Исследование свойств снега:

Небольшое кол-во снега положить на руку (без варежки) и такое же кол-во снега на руку в варежке. Вопросы: Откуда берётся снег?

Почему на голой руке снег начинает таять, на варежке - нет?

Как проявляется это свойство снега? (остаются следы) .

«Следы на снегу». Изучение следов человека на снегу: детских и взрослых, различия и сходство.

Рисунки следами ног по снегу: 2 ПАРАЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ДОМИК, ОВАЛ, СМАЙЛИК. Каждый рисунок выполняют 4 ребёнка. Остальные дети – арбитры, определяют умение подгруппы закончить действие своевременно, выполнить точно заданную фигуру.

Как можно использовать это свойство снега (лепить снежки, снеговиков.) .

Конкурс – «Лепка снежной крепости» (по подгруппам – 4 человека) – выполняется в течение всей прогулки. Итоги подводятся в конце прогулки.

Подвижная игра «Два Мороза». Играть 3-4 раза.

Вопросы до начала игры:

1. Как надо подготовить площадку для игры? (отметить место для игроков – провести линии, или положить шнуры) .

2. Как выберем двух Морозов? (способ – Флюгер) .

3. Когда Морозы начинают говорить свои слова? (когда воспитатель поднял красный флажок) .

4. Когда Морозы начинают ловить игроков? (после ответа всех детей хором: «не боимся мы угроз и не страшен нам мороз») .

5. Когда Морозы перестают ловить игроков? (когда прозвучит сигнал свистка) .

1. Какой Мороз был сегодня самым ловким? (назвать, кто занял первое, второе и третье место) .

2. Поднимите руки, кого ни один Мороз не заморозил? – Вы сейчас самые ловкие игроки!

Воспитателем называются виды самостоятельной двигательной деятельности (по интересам) . СХЕМА ПРЕДСТАВЛЕНА В ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:

Постройка снежной крепости.

Игра «Снежные круги» (вывешивается мишень на забор или лестницу для лазанья, и две команды соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий.

Бег цепочкой, преодолевая препятствия.

Сюжетно-ролевые игры: Семья, Поликлиника, Супермаркет.

Ходьба на лыжах.

Катание на санях – дети соревнуются, чьи сани быстрее.

Воспитатель контролирует и организует виды деятельности:

«Снежные круги» - игровое упражнение.

Дети делятся на две разные группы по 2- 3человека. На двух фанерных листах, прикрепленных к стене беседки, чертятся круги. На расстоянии 3 м от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6-8 снежков. По сигналу воспитателя «Начали! » каждая группа бросает снежки. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.

Игра-упражнение для гиперподвижных детей "Не теряй пару".

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая, и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

Игра - упражнение для малоподвижных детей «Догнать соперника».

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения задания каждая колонна старается догнать друг друга, та, которой это удается, побеждает.

Подводятся итоги строительства снежной крепости. Капитан выигравшей команды выбирает ловишку в следующей игре.

Подвижная игра «Ловишки с лентами» - играть 4-5 раз, со 2 проигрывания назначать 2-3ловишек.

Вопросы до начала игры:

1. Когда ловишка начинает выхватывать ленты из-за пояса игроков? (после хорового произнесения слов всеми игроками: раз-два-три-ЛОВИ)

2. Когда ловишка прекращает ловлю? (после слов ведущего: раз-два-три- в круг скорей беги)

3. Как определить, какой ловишка был самым ловким? (сравнить количество лент, выхваченных ловишкой – у кого больше – тот и выиграл) .

Вопросы ИТОГОВОГО анализа игры:

3. Какой ловишка был сегодня самым ловким? (назвать, кто занял первое, второе и третье место) .

4. Поднимите руки, у кого ни разу не выхватывали ленту – Вы сегодня самые ловкие игроки! (предложить всем поаплодировать этим игрокам) .

Прогулка завершена: собирается игровой материал – ВСЕ ОРГАНИЗОВАННО ЗАХОДЯТ В ПОМЕЩЕНИЕ ДОУ.

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе детского сада

"Зимушка-Зима".

Цель и задачи:

    Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках;

    Продолжать формировать представления детей о свойствах снегах;

    Развивать знания учебное деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль;

    Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

    Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц;

    Совершенствовать двигательную активность детей, умения выполнять движения по сигналу;

    Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Оборудование и материалы: кормушка для птиц на березе, корм для птиц, детские ведёрки, лопатки, веники.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: наблюдение, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Место проведения: территория ДОУ, участок группы «Светлячок».

Ход прогулки:

Воспитатель вместе с детьми выходит на прогулку.

1. Наблюдение за кустами и березой.

Воспитатель подводит ребят к кустам:

Какой пушистый чистый снег,
Кусты одеты в белый мех,
Они стоят несмелые
как медвежата белые.

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, кто же постарался превратить обычные кусты в пушистых белых медвежат? Отгадайте загадку:

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня...(ответы детей - зима)

Мы к лесной березке вышли, поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.

Воспитатель.

Дети, какое это дерево? (береза)

Здравствуй, березка, здравствуй, красавица! (дети приветствуют березку). Посмотрите, ребята, какая она стала чудесная!

Воспитатель читает детям стихотворение А. Кулагиной:

В снегу стоит берёзка.

Напудрена причёска!

Затейливые банты!

На бантах бриллианты!

Уложен каждый локон!

Любуемся из окон,

Как в инее морозном

Берёзка грациозна!

Наряд богат и светел!

Январь её отметил -

Назначил первой самой

Своей придворной дамой!

2. Наблюдение за снегом.

Воспитатель.

Ребята, отгадайте загадку:

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

(ответ детей – снег)

Давайте с вами посмотрим по сторонам. Ой, как много снега намело. Посмотрите, как снег красиво украсил дома, деревья, как красиво он блестит на солнце.

Ребята, а почему снег сравнивают с одеялом? Какой снег? (мягкий, легкий, рассыпчатый, пушистый, теплый, белый, чистый)

А какой еще бывает снег? (влажный, липкий, тяжелый, грязный).

Из какого снега легче лепить снежки, снеговика? (из мокрого, липкого).

Воспитатель: А что же можно сделать из снега? (можно вылепить снеговика, построить горку).

Воспитатель: а как вы думаете, почему снег сейчас не тает? (Сейчас зима, на улице холодно).

3. Подвижная игра: «Снег и лёд»

Правила игры: Выбирается водящий. Он отворачивается и говорит СНЕГ в это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Дальше водящий произносит слово "ЛЁД", в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, и смотрит игрок, который не шевелиться выбирается водящим. Игра повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о значении подкормки для зимующих птиц

Воспитатель обращает внимание детей, что на березе висит кормушка для птиц. Ребята, мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет. Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм . Почему так? Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм. Синицы, голуби, стайки воробьев регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм. Давайте покормим птичек. (Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц).

Воспитатель читает детям стихотворение А.Яшина:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать.)

5. Подвижная игра «Вороны»

Ребята, а давайте представим, что мы с вами стали птицами и сыграем в подвижную игру "Вороны".

«Вот под елкой запушенной скачут по снегу вороны:

Кар-Кар! Кар-Кар!

(Дети прыгают на 2-х ногах по площадке, вокруг елки, пеньков)

Из-за корочки подрались (бегают в разных направлениях, помахивая руками)

Во все горло раскричались

Кар-Кар! Кар-Кар!

Только ночка наступает

Все вороны засыпают.

6. Трудовая деятельность

Мы с вами играли, а теперь пришло время потрудиться.

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.

Сегодня мы расчистим дорожку к веранде, этим будут заниматься …

Обметут горку …

(воспитатель называет имена нескольких детей)

Обметут скамейки …

(воспитатель называет имена нескольких детей)

7. Индивидуальная работа

«Гонки на санках».

Цель: учить, сидя на санках, с заданной точки по сигналу пере­двигаться до сугроба, отталкиваясь ногами.

Организация: ГБОУ гимназия №1595 (дсп)

Населенный пункт: г. Москва

Демонстрационный материал:

Карта, компас, мостик, лыжи, ледянки, обручи, «бусы» из геометрических фигур,"сокровища".

Раздаточный материал:

Таблички с цифрами.

Предварительная работа:

Разучивание пословиц о зиме, народные приметы. Составление карты. Знакомство с частями света. Беседа о перелетных и зимующих птицах.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да,и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей). Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей: (белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая и т.д.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Выходит Леший: Увидев детей, бежит к ним размахивая бумагой.

Леший: Ребята, а что-то вы у меня в лесу делаете?

Воспитатель: Подожди, дедушка. Как это у тебя? Это ты к нам в гости пришел. Мы рады с тобой познакомиться. Мы, ребята из подготовительной к школе группы.

Леший: Как здорово! К школе, значит умные, много знаете и умеете. Значит вы мне сможете помочь. Мой старый друг Ворон принес мне этот кусок бумаги и сказал "сокровища". Сокровища--это здорово! Но только эта бумажка не похожа на сокровища. А Ворон меня никогда не обманывал!

Воспитатель: Посмотрите, это необычная бумажка, это-карта, на ней указан путь к сокровищам. Как вы думаете, что там может быть сокровищем? Дети, вы хотите егонайти? (Да)Тогда в дорогу! Что нам нужно взять с собой, чтобы выбрать правильный маршрут? (Компас) Правильно. Путь будет нелёгким. Нам много трудностей придётся испытать, многое может случиться. Надо пересчитать всех участников экспедиции, чтобы никто не потерялся. Дети, становитесь в шеренгу. Давайте посчитаем сколько нас. По порядку рассчитайтесь. (Дети производят расчёт). Теперь каждый возьмите себе номер, это будет ваш код. (Дети находят номера). В дороге может приключиться всякое, вдруг кто-нибудь потеряется. Я думаю этого не случится, но на всякий случай проверим. Игра на внимание «Какого номера не стало?" Давайте рассмотрим карту. Что обозначают буквы? (Север, юг, восток, запад.) Что ещё вы видите на карте? (Дети перечисляют, что видят) Куда же ведут стрелки?

"Глубокий снег". Дети проходят на лыжах и находят следующее задание: "Отгадать загадки".

Отгадывание загадок:

Тройка, тройка – прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.(Зима)

Старик у ворот

Все тепло уволок.(Мороз)

Лечу, кручу,

На весь мир ворчу.(Метель)

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки!(Зима)

Всю зиму пролежит,

Весной в речку убежит.(Снег) ***

Пришла девушка Беляна,

Побелела вся поляна.(Зима)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.(Иней)

Сам не бежит,

А стоять не велит.(Мороз)

Леший: Какие вы молодцы!

Дети с воспитателем рассматривают карту снова. На карте написано: "Болото". Болото нужно перейти по кочкам и не упасть. Дети прыгаютиз обруча в обруч и находят записку: "Зимние приметы".

Воспитатель: Давайте вспомним народные зимние приметы:

Зимние приметы:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети:

Будет ясно и морозно.

Леший: Ну и ну. Никогда не думал, что дети еще до школы такие умные.

Воспитатель: Лешик, мы уже много знаем.

Леший: Какие вы молодцы.

Воспитатель: Давайте снова рассмотрим карту. Что ещё вы видите на карте? Итак, мы держим путь на север. А как в лесу с помощью деревьев узнать где север? (Дети отвечают).Следующая стрелка на карте указывает: "Помоги другу". У нас здесь ледянки, но их мало, а нужно пройти всем.

Леший: Придется мальчикам перевезти девочек или наоборот.

Игра: "Помоги другу".

Леший: Вы и друг другу всегда готовы прийти на помощь. Не зря я к вам обратился. Я б вас ягодами угостил, да не сезон.

Воспитатель: Спасибо, Лешик. что же дальше у нас на карте?"Мост". Посмотрите, впереди глубокая река. Перейдём её по мостику. Но мостик пропустит только тех ребят, которые назовут перелетных и зимующих птиц. (Дети называют и переправляются через реку).

Леший: Ну ину. Вы не только умные, знаете с кем я в лесу зимой песни пою.

Воспитатель: Возвращаемся к карте. Что ещё там на пути? Домик чей-то.

Леший: Да это же мой дом! Ой беда, беда. Дед Мороз все дорожки под снегом спрятал. Как же звери лесные ко мне в гости придут? Не найдут мой домик в лесу.

Воспитатель: Не расстраивайся, Лешик. Мы с ребятами поможем все исправить. Ребята, почистим дорожки к домику?

Дети расчищают снег вокруг домика.

Леший: Вот спасибо! Вот спасибо! И домик снова стал красивым. А зачем эти картинки здесь?

Воспитатель: Это не картинки, это буквы. Ребята, что можно прочитать с помощью этих букв?

Дети складывают слоги. Получаются слова: "В ДОМЕ ПОД ЛАВОЧКОЙ". Леший зашел к себе в домик и нашел "сокровища" (шоколадные медальки). Он угостил всех детей, поблагодарил их за помощь и заторопился в свой волшебный лес, рассказать своим друзьям о своих новых знакомых. А дети пошли в группу подкрепиться и отдохнуть для новых приключений.

ЗИМА

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима )

упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д. )

Цели:

    формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

    учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу - хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь - первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

    Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

    Какие защитные свойства у снега?

♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Наблюдение № 2

Наблюдение за огородом

Цели : - знакомить с сезонными изменениями в огороде в зим­ний период;

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью -

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

    Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)

    Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.)

♦ Если много снега в огороде - это плохо или хорохц 0 . (Хорошо, много влаги.)

    Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет)

    Где больше снега - у здания или в центре? (У зданий)

♦ Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.

Цели: учить строить из снега фигуры;

Подвижные игры

«Совушка».

Цели: -учить внимательно слушать команду воспитателя;

Развивать внимание, следить за правильностью выпол­нения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,

Индивидуальная работа: «Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:

Как на речке изумрудные мосты,

Ну а в поле белоснежные холсты.

В заметенном студеном декабре

Семь погод все куролесят на дворе.

Трудовая деятельность

Уход за растениями, растущими на участке.

Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Подвижные игры

«Волк во рву», «Мышеловка».

Цели:

    учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;

    развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа

Лазанье. Цели:

    развивать координацию движений;

    воспитывать смелость, решительность.

Наблюдение № 4

Наблюдение за воробьем

Цели:

    продолжать закрепление знаний о зимующей птице - воробье;

    формировать пред

    тавление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

Учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца -

Покормите молодца. В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

    Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зиму­ющие птицы.)

    Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зи­мующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

    Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воро­нье галки, сороки, дятлы, клесты.)

    Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зер­нышками.)

    Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

    Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробь­ев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

    Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы про­кормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно прихо­дится птицам в снежную и морозную пору

Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться воз­ле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног чело­века, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными пти­цами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обиль­ный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поеда­ют? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую - хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

    Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (От­чистить от снега место для корма.)

    Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше со­бралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры «Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на Друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Наблюдение № 5

Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И.Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится,

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность:

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, посте­пенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

Наблюдение № 6

Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые… )

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

Как будто звезды искрами

Рассыпались кругом.

Несутся, серебристые,

Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,

То снова убегут,

За стеклами проносятся,

На улицу зовут.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель:

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цели:

    закреплять названия деревьев;

    формировать словарный запас;

    прививать бережное отношение к природе.

Наблюдение № 7

Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели :

    на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

    воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

    Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

    Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол­стый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

    Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме­тив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица - всем интересуется, всю­ду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугли­вые.)

    Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык­вы, арбуза.)

    Синица - птица насекомоядная, почему же она не уле­тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас­щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета­ют ближе к жилью человека.)

    Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По­тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни­ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

    Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща­тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред челове­ку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерно­вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда­ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры «Птицы и кукушка».

Цели:

    развивать ловкость, быстроту;

    выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижени­ем вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой?(белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).

Наблюдение № 8

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь )

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель:

«Следопыт».

Цель:

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель:

Наблюдение № 9

Наблюдение за трудом дворника

Цели :

    продолжать наблюдения за работой дворника;

    способствовать обогащению словаря;

    воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

    прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

    Что делает дворник зимой на территории детского сада?

    Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

Учить трудиться сообща;

Воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели: упражнять в беге;

    закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;

    развивать ловкость, выносливость.

Наблюдение № 11

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:

    След зайца – заячий.

    След лисы – лисий.

    След птицы – птичий.

    След от лыж – лыжный.

    След от санок – санный .

Наблюдение № 12

Наблюдение за серой и черной вороной

Цели:

    учить сравнивать серую и черную ворону;

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» - разно­сится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высо­ком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны - оди­ночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перья­ми да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышаги­вает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест бук­вально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон - пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход вес­ны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похо­жа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпе­ньем ждет весну.

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Раз, два, три - беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: развивать силу, выносливость

Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

    На поверхности сугроба,

    Зарыть неглубоко в снег,

    Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Наблюдение № 13

Наблюдение за сосной.

Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:

Вот на ветру упруго

Качается сосна.

Густою хвоей к югу

Она обращена.

А к северу – нет веток,

Корявые сучки,

Здесь маловато веток,

Сплошные ветерки.

В лесу, как компас, дерево

Тебе укажет, друг,

Дорогу точно к северу

И верный путь на юг.

Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).

Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблю­дая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке дет­ского сада, находить предмет по описанию.

Наблюдение № 14

Наблюдение за общественным транспортом

Цели : - закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;

Воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик - светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже -

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Какой общественный транспорт вы знаете?

    Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)

    Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)

    В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

    Из какой двери надо выходить? (Из задней.)

    С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)

    Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транс­порт.)

    Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?

    Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)

На какой свет светофора? (На зеленый.)

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, от­ветственность при выполнении поручений.

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Салки».

Цели : учить действовать по сигналу;

    закреплять умение двигаться приставным шагом в раз­ные стороны.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Загадка: На дворе горой,

А в избе водой. (Лед )

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Лед какой? (прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий ).

Наблюдение № 15

Наблюдение за ветром

Цели :

    расширять и углублять знания о неживой природе;

    формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Какая сегодня погода?

    Как образуется ветер?

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель:

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

Цели:

Цель:

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

    находить предмет по описанию.

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее.

Наблюдение № 16

Наблюдение за снегирем

Цели:

    расширять представления о пролетных птицах;

    развивать умение анализировать, сравнивать, делать вы­воды.

Ход наблюдения

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо -

На березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится -

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает отве­тить на вопросы.

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)

    Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)

    А у самочки? (Темно-серого.)

    Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени гус­тых лесов.)

    Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением пер­вых заморозков.)

    Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)

    На что похож свист снегиря? (На звук флейты - неж­ный, грустный.)

    Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)

Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый - у клеста, желто-зеленый - у самочки, у снегиря - ярко-красная грудка, у самочки - темно-серая. Клест пита­ется семенами еловых и сосновых шишек; снегири - семена­ми растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

«Не поется птицам без небес».

Цель:

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек корма».

Цель:

Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Загадка: Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней )

Наблюдение № 17

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).

Наблюдение № 18

Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь )

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

Цели:

    упражнять в метании предметов;

    развивать глазомер. «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

    закреплять умение ориентироваться на участке детско­го сада;

    находить предмет по описанию.

Наблюдение № 19

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Легкой цепью пуховой…

Наблюдение № 20

Наблюдение за метелью

Цель :

Ход наблюдения

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

И без метелки следы заметает?

(Метель.)

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Цель: Подвижные игры «Метелица».

Цель:

«С кочки на кочку».

Цель:

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель:

На метео площадке. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наблюдение № 21

Цель : снегу.

Ход наблюдения

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка).

    Что такое след?

    (Под лапка

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Цели:

    планировать работу.

Подвижные игры

Цель:

Индивидуальная работа

Цель: улучшать координацию движений

Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Стихотворение И.Лопухиной «Снегопад»:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью… СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается… СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

Снежный ком – на снежный ком,

Все украсили… СНЕЖКОМ,

Словно в белый пуховик

Мы одели… СНЕГОВИК.

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка… СНЕГУРКА.

Наблюдение № 22

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мо­роза.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

«Не поется птицам без небес».

Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек корма».

Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

Наблюдение № 23

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Приметы:

    В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

    Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: расширять и углублять знания о растениях,

Ход наблюдения

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тя­желого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустар­ника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о дере­вьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тро­пическом лесу? В морозную погоду послушать потрескива­ние деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зим­нем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

Что за чудо - зимний лес,

Сколько сказочных чудес!
IВ сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берез роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром - а вот в сторонке

В шубах елочки-девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело-белая страна! М. Степанов

Воспитатель задает детям вопросы.

    Чем деревья отличаются от кустарников?

    Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

    Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снеж­ным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к дере­вьям.

Подвижная игра

«Что растет в разных краях?».

Цель: закреплять названия деревьев.

Наблюдение № 24

Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:

Смотри, какой большой сугроб:

Вот это у сугроба – лоб,

Вот это – лапы, это – нос.

«Ты кто?» - задай ему вопрос.

И, притвориться не сумев,

Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

Трудовая деятельность

Очистка от снега участка и постройка лабиринта.

Цели:

    приучать действовать сообща, доводить дело до конца;

    воспитывать трудовые навыки.

Подвижные игры

«Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, бы­стро положи».

Цели:

Индивидуальная работа

«Пройди по мостику».

Цель: упражнять в равновесии.

Наблюдение № 25

Наблюдение за снежинками

Цели :

    обращать внимание на то, что снежинки бывают раз­ными по форме;

    учить сравнивать, развивать познавательную актив­ность.

Ход наблюдения

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.

    Понаблюдайте за снегом, какой он?

    Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

    Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

    Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

    Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бы­вает.)

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность Постройка лабиринта.

Цели:

Подвижные игры

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель:

Индивидуальная работа «Пройди осторожно».

Цель:

Наблюдение № 26

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цель : закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка).

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.

    Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?

    Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)

    Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка

ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)

Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направле­нии; делала ли остановки.)

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и за­рисовать палочкой увиденные следы птиц.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки снежного городка.

Цели:

    формировать умение трудиться в коллективе;

    планировать работу.

    Подвижные игры

    «Найди по следу», «След в след».

    Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, до­биваясь естественности, легкости и точности выполнения дви­жения.

    Индивидуальная работа

    Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м.

    Цель: улучшать координацию движений.

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

    дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;

    собаки валяются в снегу – к метели;

    птица хохлится – к непогоде;

    ярко сверкают звезды – к морозу.

Наблюдение № 27

Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).

В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм ), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)

Стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит.

То как путник запоздалый

К нам в окошко постучит.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

    Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом - поземкой.)

    С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

    Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух нерав­номерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое пе­редвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

Цели:

    упражнять в метании предметов;

    развивать глазомер. «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

    закреплять умение ориентироваться на участке детско­го сада;

    находить предмет по описанию.

Наблюдение № 28

Наблюдение за метелью

Цель : дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

    Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на дру­гое.)

    Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)

    Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугро­бы.)

    Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголя­ются корни деревьев - могут замерзнуть, сдувается снег с

полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Исследовательская деятельность

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изме­нил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, ого­лил землю.

Трудовая деятельность

Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески. Подвижные игры «Метелица».

Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.

«С кочки на кочку».

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Стихотворение Н.Найденовой:

Удивительный художник у окошка побывал.

Удивительный художник нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены…

На окошке лес густой,

Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой.

На стекле цветы и листья, все искрится, все бело,

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал.

Загадка: Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне ).

Наблюдение № 29

Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев), ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой )

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега открытых и защищенных участ­ков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?

Трудовая деятельность

Поливка водой ледяной дорожки.

Цель: учить аккуратно носить холодную воду и равномер­но разливать ее по всей дорожке.

Подвижная игра

«Два мороза».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Индивидуальная работа

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.

Наблюдение № 30

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня,

сильные ветры.

Стихотворение С Маршака «Февраль»:

Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Загадка: Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль )

Пословица: Февраль придет, все пути занесет.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность Постройка лабиринта.

Цели:

    приучать доводить дело до конца;

    воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель: развивать внимание и умение действовать по сигна­лу воспитателя.

Индивидуальная работа «Пройди осторожно».

Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сби­вая их.

Наблюдение № 31

Наблюдение за свиристелью

Цели :

    закреплять представления о птицах (свиристель);

    воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает отве­тить на вопросы.

    Как выглядит свиристель? (Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цве­та, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные по­лоски.)

    Почему это птица получила такое название? (Она тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир.)

    Почему свиристелей называют северными попугаями? (Оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное.)

    Чем питаются свиристели? (Очень любят спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, бо­ярышника, калины.)

    По каким признакам можно узнать, что эту рябину по­сетили свиристели? (На снегу под рябиной всегда лежит мно­го ягод.)

    А почему свиристели бросают ягоды рябины на снег? (Возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы нахо­дят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды очень хорошо сохраняются.)

    Где живут свиристели летом и весной? густых север­ных лесах.)

    Куда улетают свиристели осенью? (Откочевывают к югу, собравшись в стаи, т.е. перемещаются с одного места на другое, на относительно недалекое расстояние и ненадолго в поисках пищи - рябины.)

Предложить детям сымитировать стаю свиристелей. (Как перемещаются, склевывают ягоды рябины, как посвистывает и т.д.)

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти -

Лучше ягод не найдешь!»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, скамейки, бума от снега.

Цель: воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь

Подвижные игры

«Коршун и наседка».

Цели:

    закреплять умения действовать сообща;

    развивать быстроту, ловкость. «Не попадись».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать глазомер при метании снежков (мячей) в цель, добиваясь активного движения кисти руки при броске.

Опыт. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующий день дети видят, что бутылка лопнула. Обсудить с детьми, почему это произошло, подвести детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

Наблюдение № 32

Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

Скоком – боком, скоком – боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена,

Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

Каждый звонок, как струна, -

Загудела вся страна.

Сразу градусник отметил –

Прилетел морозный ветер:

Между черточек и точек

Синий столбик стал короче.

    Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

    Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.

Цель: учить работать сообща, получать радость от резуль­тата.

.Подвижные игры

«Наседка и коршун».

Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего. «Хоккей на снегу».

Цель: учить прокатывать шайбу в ворота.

Индивидуальная работа

Разучивание скороговорки.

Пришел Прокоп, кипит укроп,

Ушел Прокоп, кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Цель: выработать правильное произношение

Наблюдение № 33

Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

Трудовая деятельность

Постройка снежной горки для малышей.

Цель: приучать действовать сообща, уметь самостоятельно распределять задания.

Подвижные игры

«Поймай снежок», «Бездомный заяц».

Цели: развивать меткость, внимание, глазомер;

    учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цели:

    упражнять в скольжении;

    учить приседать во время скольжения.

Наблюдение № 34

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать представления об изменениях в природе;

    уметь различать характерные приметы конца зимы (пер­вая капель), узнавать их приметы в поэзии;

    закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло,

И сугробы в раз осели,

В полдень с крыши потекло.

Февраль - последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Воспитатель загадывает детям загадки.

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Исследовательская деятельность

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В кон­це прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке малышей.

Цель: формировать трудовые умения, дружеские отноше­ния.

Подвижная игра

«С сугроба на сугроб».

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа

«Кто быстрее?».

Цели:

    упражнять в беге на скорость;

    совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Наблюдение № 35

Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются.

Трудовая деятельность

Разбрасывание песка на скользкие дорожки. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться для общей пользы.

Подвижные игры «Совушки», «Скворечники».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, действиях по сигналу.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах сколь­зящим шагом.