Презентация на тему праздник ивана купала. Презентации на тему Иван Купала (Иванов день, Купалье), скачать

Летнее солнцестояние –
один из заметных,
поворотных
моментов года.
Издревле все народы
Земли отмечали в конце
июня праздник
вершины лета.
У нас таковым праздником
является Иван Купала.
Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля
(24 июня по старому стилю). Праздник по праву
считается самым веселым в году.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА

У наших древних предков существовало божество
Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его
честь вечерами и распевали песни, и прыгали через
костер.
Это обрядовое действие превратилось в ежегодное
празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе
языческую и христианскую традицию.
Иваном божество Купало стало называться после
крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как
Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье
рождество праздновалось 24 июня.

Однако же праздник этот был
присущ не только русскому
народу.
В Литве он известен как Ладо,
в Польше - как Соботки,
на Украине- Купало или Купайло

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

Один из довольно
распространённых купальских
обрядов - обливание
водой всякого встречного и
поперечного.
Один из довольно
распространённых
купальских обрядов – обливание водой
В Иванов день считается
именинником
водяной,
всякогосамвстречного
и поперечного.
который терпеть
не может, когда в этот
В Иванов
день
считается именинником сам
особенный
день в его
царство
лезут люди, и мстит им
водяной, который терпеть не может, когда в
тем, что топит неосторожного.
этот особенный день в его царство лезут люди,
и мстит им тем, что топит неосторожного.

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

Ранним
утром бабы "черпают росу"; для
этого берётся чистая скатерть и
"бурак", с
которым и отправляются на луг.
Здесь скатерть таскают по мокрой
траве, а
Ранним
росу"; для этого берётся
потом утром
выжимаютбабы
в бурак и"черпают
этой
росой умывают лицо и руки, чтобы
чистая
скатерть и "бурак", с которым и отправляются
«прогнать
всякую
болезнь
и чтобы на лице
не
на луг.
Здесь
скатерть
таскают
по мокрой траве, а
было ни угрей, ни прыщей». Роса
не
потомслужит
выжимают
в бурак и этой росой умывают лицо и
только для здоровья, но и для
руки,чистоты
чтобы
«прогнать всякую болезнь и чтобы на
в доме:
Росою в Иванову ночь умываются для красоты
и здоровья
лице
не было ни угрей, ни прыщей».
Росою в Иванову ночь умываются
красоты и не
здоровья.
Росадля
служит
только для здоровья, но и для чистоты
в доме.

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

Накануне ночи на Ивана
Купала деревья
переходят с места на место и
разговаривают
между собой посредством шелеста листьев;
беседуют друг с другом животные и даже
травы, которые этой ночью наполняются
особой, чудодейственной силой.

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам:
1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник
обязательно), на ночь
клали под подушку, чтоб приснился суженый "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!".
2. В полночь надо было набрать цветов и положить под
подушку; утром
следовало проверить, набралось ли
двенадцать разных трав. Если набралось в этом году
замуж выйдешь.
3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со
словами:
"Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь
малого и старого, скажи
моего суженого!".

В день Ивана Купалы
девушки завивают
венки из трав: Иванда-Марьи, лопуха,
богородицкой травы и
медвежьего уха;
вечером пускают эти
венки на воду,
наблюдая, как и куда
они плывут.
Если венок тонет,
значит, суженый
разлюбил и замуж за
него не выйти.
Обычаи и
предания,
связанные с
растительным миром

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.

Характерная примета Ивана Купалы многочисленные обычаи и
предания, связанные с растительным миром.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую
росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон,
чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава,
велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одоленькорень, плакун, разрыв-трава, и др.).
Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под
Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше
целебными, нежели собранные в другое время. Ими
окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в
затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом
от удара молнии.

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры.
Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот
будет счастливее.
Если через купальский костер перепрыгнешь, защитишь
себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год
проживет.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей
сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые
болезни.

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

По поверьям крестьян, в купальскую, самую
короткую ночь нельзя спать, так как оживает и
становится особенно активной всякая нечисть ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны,
домовые, водяные, лешие.
Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и
празднуют там свою ночь.
Колдуны отбирают у коров молоко, портят хлеба,
водяные стремятся утащить человека под воду,
леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу
и пр.

Обычаи и предания, связанные с растительным миром

В Иванову ночь
ведьмы делаются
более опасными, а
потому следует
класть на пороге и
на подоконниках
крапиву, чтобы
защитить себя от их
нападения.

В наше время из "народного" праздник
стал fun-мероприятием, символом
сближения с природой. Купальские обряды,
совершаемые в канун праздника, довольно
просты и незатейливы: сбор трав и цветов,
плетение венков, украшение растениями
построек, разжигание костров, гадания на
суженого, купание.

Cлайд 1

Cлайд 2

Ивана Купала или Иванов день - народный праздник, отмечаемый 7-го Июля. По традиции, на Ивана Купалу, парни и девушки проводят разнообразные обряды, связанные с водой, огнем и природой. В этих, на первый взгляд простых, деревенских, ритуалах и обрядах заключена могучая сила.

Cлайд 3

В ночь накануне Ивана Купала девушки опускают на реку венки с зажженными лучинками или свечами, заплетают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую жизнь!

Cлайд 4

В ночь Ивана Купала, ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

Cлайд 5

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

Cлайд 6

В Иванову ночь собирают траву богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Cлайд 7

Так как в купальскую ночь вылезает на свет всякая нечистая сила, то стараются всю ночь не спать и жгут костры. Традиция прыгать через костры отходит еще к нашим древним языческим предкам, которые таким образом очищались от всего злого. Говорят, что если написать на бумажке то, что было плохого в этом году, а потом в ночь Ивана Купалы сжечь ее на костре, тогда эти несчастья больше не повторятся.

Слайд 1

Презентация ученика 4 «Б» класса Большинского Андрея
Праздник русской старины ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ

Слайд 2

День Ивана Купалы - старейший русский праздник, который наши предки начали отмечать много столетий назад. Купала относится к числу самых древних славянских языческих праздников. Обычно празднуют Купалу в ночь с шестого на седьмое июля.

Слайд 3

«Купало»
О происхождении слова «Купало» существуют разные версии: Одни считают, что оно происходит от слова купать, купанье. Это весьма убедительно, поскольку именно с этого дня начинается купание в открытых водах. Некоторые привлекают и слово куча (куча разжигаемого хвороста).

Слайд 4

Вода и огонь.
Вода и огонь - это начало мира. Омовения были священными практически у всех народов мира. Земля в июне получает наибольший приток жизненной силы солнца.

Слайд 5

Целебные травы.
В канун Купалы рано утром девицы и молодые женщины уходили в луга и леса за целебными травами. При сборе трав пели особые заклинательные песни.

Слайд 6

Живой Бессмертный Огонь
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. С наступлением сумерек разводят костры. Любопытно, что купальные огни зажигали не от любого источника. Добывали Живой Бессмертный Огонь трением дерева об дерево. Только такой огонь считался божественным.

Слайд 7

Купальские песни
Главная тема купальских песен - любовь, супружество, замужняя жизнь. Девушки выбирают приглянувшихся женихов и, взявшись за руки, парами прыгают через костер. Суженые бегут к костру и, окончательно скрепив свой союз прыжком через пламя, устремляются к реке и омываются в Купальской Живой Воде.

Слайд 8

Праздник Ивана Купала На берегу реки девушки пускают венки на заранее приготовленных плотиках с раскаленными угольками. Каждый старается проследить как можно дальше путь своего плотика с венком будущей жизни, освященной Живым Огнем Купалицы.

Слайд 9

Праздник Ивана Купала Праздник Ивана Купалы - день летнего солнцестояния, праздник воды и огня. Купало-бог плодов, считался одним из самых главных языческих богов. Праздник Ивана Купалы очень яркое и красочное действо.


Иван Купала, также Иванов день народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния. C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XXXXI веках), так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.


Купаться в Иванов день обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой




Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.



В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.






В ЛИТВЕ ИВАНОВ ДЕНЬ СЧИТАЕТСЯ ПРАЗДНИКОМ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ И ПРИХОДИТСЯ НА 24 ИЮНЯ. СУЩЕСТВУЕТ ПОВЕРЬЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ В ЭТУ САМУЮ КОРОТКУЮ НОЧЬ ГОДА РАСТЕНИЯ И ВОДА ПРИОБРЕТАЮТ ЧУДОДЕЙСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ИЗЛЕЧИВАТЬ ВСЕ БОЛЕЗНИ И ПОВЫШАТЬ ПЛОДОРОДИЕ ЗЕМЛИ. ЛЮДИ ЖГУТ КОСТРЫ, ПУСКАЮТ ПО РЕКЕ ВЕНКИ И УХОДЯТ В ЛЕС В ПОИСКАХ ЦВЕТКА ПАПОРОТНИКА



Конец июня для испанцев - это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава".

ПРОЕКТ

«Пришёл

Иван Купала»

Воспитатель Сердюкова И.В .

Июль 2015 года

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Михаил Ломоносов

Участники проекта: Дети старшей группы компенсирующей направленности № 6, родители.

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по образовательным областям – Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала» силами воспитателя, родителей и ребят.

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала).

Задачи:

  1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  2. Обогащать духовный мир детей.
  3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала».
  4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Обеспечение интеграции образовательных областей:

Физическое развитие: приучать следить за осанкой во всех видах деятельности; развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.

Социально – коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.

Познавательное развитие: учить рассказывать о русском народном празднике Ивана Купала;

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую речь; помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных песен, зазывалок.

Художественно – эстетическое развитие: создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление папки – передвижки «Пришел Иван Купала»
  • Консультация для родителей «Иван Купала».
  • Изготовление венков из лекарственных растений.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
  2. Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.
  3. Результативный – организация выставки детского творчества «Лекарственные растения», «Ромашки» , оформление фотоотчета, презентация проекта.

План проведения проекта «Ивана Купала».

  1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала, просмотр презентации « Праздник Ивана Купала» – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
  2. Разучивание стихотворения «На Ивана, на купала» – развивать кругозор, память.
  3. Пальчиковая гимнастика «Солнце» - развивать мелкую моторику рук.
  4. П/и «Ручеек» - Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе, развивать двигательную активность.
  1. НОД «Мир лекарственных растений», «Сказка о лекарственных растениях» - обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
  2. Просмотр презентации «Лекарственные растения Ставропольского края»
  3. Художественное творчество: «Лекарственные растения» - учить детей раскрашивать лекарственные растения, стараясь не заходить за контур.
  4. Пальчиковая гимнастика «Цветочек» - развивать мелкую моторику рук.
  5. П/и «Веночек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
  1. Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала» - познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала.
  2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» - развивать мелкую моторику рук.
  3. Художественное творчество: аппликация «Букет из ромашек» - учить детей вырезать ромашки по шаблону, работать дружно.
  4. П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
  1. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника» - обобщить знания детей о празднике Ивана купала; доставить детям радость, хорошее настроение.
  2. Пальчиковая гимнастика «Травка» - развивать мелкую моторику рук.
  3. П/и «Заря»- развивать двигательную активность,
  4. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» - формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  2. «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г.Казакова М.: Просвещение, 1985.
  3. «Народные праздники в детском саду» Т.В.Антонова, М.Б. Зацепина. М.: 2005.
  4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. -
    М., 2007.