Как выбрать коммерческие ясли для детей. Отдаём кроху в ясли или воспитываем дома? Что такое ясли для детей

Малышу исполнилось полтора года и, к сожалению не каждая мама может позволить себе находится с ребенком дома, пока он достигнет хотя бы детсадовского возраста. Для того чтобы мама вышла на работу, ребенка необходимо оставлять под присмотром, чаще всего малыш отправляется в ясли.

Если другого выхода нет…

Конечно же, крохи в таком возрасте это дети, привыкшие к родительской заботе и ласке и вырвать из этой среды их очень непросто. Полтора года это тот возраст, в котором ребенок ощущает повышенную потребность постоянно находиться рядом с мамой, она для него самый главный объект, без которого для него просто не существует жизни. Это самый тревожный возраст ребенка , когда завидев чужого человека, малыш как страусенок прячет голову в коленях мамы, а здесь его вдруг оставляют в чужом доме, да еще вокруг только чужие люди.

Если мама планирует выйти на работу по достижению ребенком полутора лет, то следует заранее подготовить ребенка к яслям. Нужно постепенно начинать приучать ребенка к яслям и делать это желательно задолго до поступления в них. Для того чтобы ребенок не пугался посторонних людей и спокойно себя чувствовал в окружении других детей, чаще бывайте с ним на детских площадках , пусть он привыкнет, что вокруг него гуляют дети и взрослые, контактируйте со знакомыми у которых есть дети, приглашайте их в гости и ходите сами. Начните малыша оставлять дома с бабушкой или папой, он должен привыкнуть к тому, что какое-то время мамы может не быть дома, но затем она обязательно приходит. Увеличивайте время своего отсутствия постепенно до нескольких часов.

Начните приучать малыша к горшку , чтобы первое знакомство с горшком в яслях не оставило в нем негативных воспоминаний и не нанесло ребенку психологическую травму. Высаживать ребенка на горшок следует обязательно перед сном и после сна, до и после еды. Обязательно хвалите его, если у него получилось сходить в горшок, малыш должен видеть ваше одобрение. Следите за тем, чтобы опыт высаживания на горшок не был негативным. Горшок должен быть чистым, сухим и теплым, ребенка не следует усаживать на него насильно и оставлять на длительное время, иначе можно дождаться обратной реакции. Первое время в яслях крохам разрешают находиться в памперсе, поэтому переход не будет резким и отрицательным.

Учите ребенка самостоятельно кушать , в полтора года малыш уже может доносить пищу до рта, а задача мамы, в игровой форме научить его правильно держать ложку. Конечно же, ребенок не останется в яслях голодным, даже если сам еще умеет кушать плохо, воспитатель обязательно поможет и научит правильно кушать.

О чем надо знать родителям

Если вы решили оформить ребенка в ясли, помните о том, что хотя прививки малышам дело добровольное, но без них разрешение в ясли вам могут просто не дать, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы малыш был полностью привит по возрасту и прошел необходимый врачебный осмотр. Если по каким-либо причинам вы не хотите прививать своего ребенка, в этом случае придется, либо писать заявление в департамент дошкольного образования, либо идти к заведующей.

Помните о том, что ребенок раннего возраста более раним и слаб, он пока не имеет потребности в детском обществе и менее всего приспособлен к разлуке с родными ему людьми. Адаптация детей к яслям в таком возрасте проходит дольше и болезненней . В раннем возрасте детки интенсивно развиваются физически, у них совершенствуются психические процессы. Такие дети подвержены нервным срывам и колебаниями в настроении. Изменения в образе жизни ребенка приводит в первую очередь к тому, что у него изменяется эмоциональное состояние.

Адаптация в раннем возрасте проходит довольно болезненно. Для этого периода особенно характерны эмоциональная напряженность ребенка, заторможенность или беспокойство. Малыш может много плакать, стремиться к эмоциональному контакту с взрослыми или отказывается от него в раздражении, сторониться сверстников. Социальные связи ребенка в этот период нарушены.

Период адаптации к детскому учреждению у всех детей проходит по-разному . Различают три степени адаптации — легкую, среднюю и тяжелую. Если ребенок легко адаптируется в яслях, то его поведение нормализуется в течение первого месяца, он спокойно остается в группе, у него хороший аппетит, он достаточно активен и его отношения с окружающими и родными не нарушаются.

При средней степени тяжести адаптации в общем состоянии и поведении ребенка нарушения более ярко выражены. Настроение, аппетит и сон ребенка восстанавливаются 35-40 дней, он плаксив, значительно снижается его активность, он не хочет исследовать новое окружение, не общается с окружающими его взрослыми и детьми, не хочет пользоваться навыками речи, которые уже приобрел к данному возрасту. Эти изменения могут сохраняться до полутора месяцев.

При тяжелой адаптации к детскому учреждению малыш начинает тяжело и длительно болеть, психологическое состояние неблагоприятно сказывается на его психическом и физическом развитии. Могут возникнуть ситуации, в которых ребенок будет вести себя неадекватно, состояние малыша может граничить с невротическим.

Мама обязательно вернется

Даже если ребенок заранее подготовлен к яслям, родителям следует помнить, что первые дни его пребывания в новом окружении все равно будут тяжелыми. В этот период к малышу следует относиться очень бережно. Перед тем как оставить ребенка в яслях одного, маме нужно несколько дней приводить его в группу и находится там с ним , чтобы он привык к новым людям. Когда он немного привыкнет и уже не будет сидеть только на руках у мамы, а заинтересуется какой-либо игрушкой или общением с другими детьми, маме можно будет оставить его в группе минут на 20-30 . Несколько дней оставляйте ребенка в яслях совсем на короткое время, он должен видеть, что мама уходит, и быть уверенным, что она обязательно вернется. Неделю оставляйте малыша в яслях не более чем на 3 часа, а затем, постепенно можно увеличивать время. Пусть он берет с собой любимую игрушку, это поможет чувствовать себя не таким одиноким.

Увеличивать время пребывания в детском коллективе можно только тогда, если у ребенка хорошее эмоциональное состояние. Малыши в период адаптации особенно остро нуждаются в эмоциональном комфорте и защищенности. Обычно период адаптации у детей раннего возраста проходит за 2-3 недели. За это время ребенок привыкает к новой обстановке, учится самостоятельно кушать и ходить на горшок, и прекрасно понимает, что мама никуда не исчезает, а всегда возвращается, чтобы его забрать.

Кроха уже подрос и вполне мог бы пойти в ясельную группу детского сада, но вас терзают сомнения. Мы вам поможем: вот все «за» и «против». Теперь вам точно будет легче принять решение!

Ясли, какими их знали наши мамы и бабушки, уже давно перестали существовать. Вплоть до начала 80-х прошлого века частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком продолжался всего 56 дней после родов. А дальше — либо оставаться без работы и средств, либо отдавать грудничка в ясли. В наше время ясельные группы открыты не во всех детских садах и принимают малышей только с 1,5 лет. Но и тут встаёт вопрос: нужно ли отпускать карапуза «в народ» в этом возрасте, или всё же нет?

«ЗА»

  1. Вы можете выйти на работу раньше. Если семья живёт без бабушек и дедушек, а вы по каким-то причинам просто обязаны выйти на работу, малыша нужно кому-то оставить. А отдавать всю зарплату няне, разумеется, не хочется. Здесь ясли — единственный возможный выход, который позволит вам полноценно работать, а крохе быть под присмотром профессиональных педагогов. К слову, даже если вы работаете из дома, удобно, если ребёнок может несколько часов побыть в саду, а не сидеть в одиночестве в своей комнате, придумывая всё новые (и не обязательно безопасные) проказы.
  2. Вы можете не разрываться между двумя детьми. Когда в семье рождается малыш, а старшему ребёнку нет и двух лет, наступает сложный период для всех. Для вас, потому что вы вынуждены разрываться, чтобы уделять внимание обоим. Для старшего, потому что он внезапно перестаёт быть прежним крохой в глазах взрослых: ему достаётся меньше родительской любви и внимания, от него требуют быть самостоятельным, не мешать, поиграть в одиночестве. В этой ситуации, если поблизости нет родственников, которые могли бы хоть часть дня проводить со старшим ребёнком, ясли также станут спасением. Там малыш не будет чувствовать себя одиноким и, как следствие, не станет ревновать вас к младшему братику или сестричке.
  3. Ранняя социализация может пойти на пользу. Есть такие детки, которым уже в полтора года скучно дома. Им постоянно нужны общение, игры, развлечения, а вы и другие родственники не всегда могут это обеспечить. Таким малышам просто показаны ясли, кружки или развивающие занятия в детских центрах. Кстати, находясь в обществе сверстников, дети быстрее развиваются и овладевают необходимыми навыками.

«ПРОТИВ»

  1. Остаться без вас — это стресс. Вне зависимости от атмосферы в семье вы для малыша — главный человек и опора в жизни. Это заложено природой: потомство может быть в безопасности только рядом с матерью. Поэтому для маленького ребёнка любая ситуация, когда он не видит маму или хотя бы кого-то из близких, — стрессовая. Конечно, дети бывают разные: кто-то не может остаться даже с папой или бабушкой, другие же спокойно гуляют с няней или с маминой подругой. Но даже если малыш смелый и готов побыть без мамы, в любой сложной ситуации ему нужна будет её поддержка. В период до 3 лет ребёнка формируются основы детско-родительских отношений в семье. Поэтому так важно, чтобы мама была рядом, чтобы кроха чувствовал её поддержку и заботу — только тогда человек на всю жизнь сохранит близкие отношения с мамой.
  2. В яслях не может быть индивидуального подхода. Ребёнок аллергик, и ему что-то нельзя? Он не засыпает без любимой колыбельной, соглашается есть только те блюда, которые ему нравятся, боится громких звуков? Если речь не о частном садике, где 3-4 ребёнка в группе, а о городских яслях, сомнительно, что воспитатель найдёт время и силы, чтобы возиться с каждым малышом. С большой долей вероятности кроха будет вынужден делать всё то же и так же, как другие дети, а не так, как лучше ему. И вряд ли это хорошо скажется на его здоровье, настроении и характере.
  3. Никто не будет ухаживать за ребёнком так, как вы. Вытереть нос, покормить, вовремя поменять подгузник, поправить шапку на улице, сделать массаж ножек перед сном — какой воспитатель станет делать это так же часто, хорошо и с такой же заботой, как родная мама? Как результат: опрелости, болезни, недоедание и прочие неприятности.
  4. Ребёнок не защищён от плохого воспитания. Даже трёхлетка постоянно «приносит» из детского сада плохие привычки, нехорошие словечки и знания, которых лучше бы не было. Что уж говорить о малыше 1,5-2 лет? В этом возрасте ребёнок ещё не понимает, что хорошо, а что плохо, не осознаёт авторитет родителей и с лёгкостью перенимает поведение, жесты, особенности речи воспитателей и других детей. И если трёхлетнему карапузу можно просто объяснить, как делать нельзя, «стереть» усвоенное двухлеткой крайне сложно.

Дебаты, на тему «с какого возраста отдавать ребенка в детские дошкольные учреждения», ведутся давно. Но, как правило, решение принимается родителями исходя из семейных обстоятельств и здоровья малыша. Если материальное положение семьи позволяет маме заниматься воспитанием ребенка дома, то вопрос о его ранней социализации часто и не поднимается.

Когда же мамочке необходимо выходить на работу, то ясли рассматриваются как место, где ребенок сможет как можно легче привыкнуть к социуму. А поскольку узнать мнение малыша и его чувства в таком малом возрасте затруднительно, то принимая решение, лучше ориентироваться на советы психологов и собственную интуицию вкупе со здравым смыслом.

О дошкольных учреждениях

В обиходе детское учреждение называется детским садом. В нем существуют группы, младшие из которых и называются яслями, или ясельными группами. В основном, государственные детские сады принимают детей возрастом от трех лет, что логично с точки зрения самоорганизации малыша. А вот коммерческие сады могут предоставлять услуги по досмотру детей с более раннего возраста, с года.

Обычно в ясельные группы набирают деток полутора-двух лет. К этому возрасту они уже умеют проситься на горшок, самостоятельно есть и сносно разговаривать. Мамы-одиночки, малообеспеченные семьи, часто вынуждены прибегать к услугам яслей, ведь оплачиваемый отпуск, установленный государством, недолог.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что нижней возрастной планкой для определения малыша в ясли является год, а верхней – около трех лет, так как в три года он официально становится дошкольником, посещающим детский сад. Чтобы малыш своевременно пошел в дошкольное учреждение, надо стать в очередь, представив следующие документы:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • паспорт мамы или папы;
  • для записи в специализированный детский сад – медкарту.

Эти же документы с ксерокопиями понадобятся при непосредственном оформлении в выбранный детский сад и некоторые другие, собрать которые не проблематично.

Достоинства и недостатки раннего посещения

Конечно, плюсы есть, и отрицать их не могут даже сторонники домашнего дошкольного воспитания, при объективном подходе к вопросу.

  1. Возможность маме работать. Даже если семья материально благополучна, бывают такие профессии у мам, в которых важно постоянное присутствие в рабочих процессах. Например, творческие профессии или работа, которую долго искали и не намерены терять. Адаптационный период для маленького ребенка протекает с болезнями, поэтому мама должна быть готова к частым отсутствиям на работе по больничным листам. И к реакции на них у коллег и руководства.
  2. Возможность маме сменить обстановку. При всепоглощающей любви к собственному чаду мамочка испытывает неимоверную усталость. Конечно, лучшим вариантом в подобном случае является возможность отвлекаться на некоторое время в течение дня. Это может быть посещение спортивного клуба или занятие по интересам. Но такой вариант отдыха доступен не всем.
  3. Приучение ребенка к режиму дня. В яслях он организован согласно возрастным нормам и проверен десятилетиями. Малыш своевременно будет накормлен, уложен спать, выведен на прогулку. Дома придерживаться режима дня удается немногим, так как мама отвлекается на домашние дела.
  4. Наличие очевидного прогресса в развитии. С детками в яслях занимаются специалисты, которые используют для обучения в игровой форме методики, прикладные пособия. В домашней обстановке не у всех мам получается самостоятельно развивать ребенка, ведь педагогические наклонности присущи не каждому.
  5. Осуществление постоянного контроля. Детки играют под присмотром взрослых, вырабатывая адекватную реакцию на наличие сверстников и отсутствие родителей. В раннем возрасте им свойственна неусидчивость и сильная привязанность к маме, и основной функцией работников яслей является выявление нужд малышей и их удовлетворение, предупреждение опасностей и оказание всесторонней помощи, создание благоприятного эмоционального климата.
  6. Укрепление иммунитета. Дети с хорошим иммунитетом в яслях адаптируются быстро, а вот малыши со слабой иммунной системой в первые месяцы посещения часто болеют. Конечно, в итоге они «закаляют иммунитет» лучше, чем домашние детки, но остается спорным вопрос о необходимости сильной нагрузки на иммунную систему в таком раннем возрасте.

Теперь рассмотрим минусы яслей, которые тоже очевидны для каждого здравомыслящего родителя.

  1. Малыш тяжело переносит разлуку с мамочкой. По мнению психологов, до трехлетнего возраста ребенок воспринимает себя как единое целое с ней, и попытки оторвать его на некоторое время вызывают у крохи стресс, который может выражаться активно в виде плача, капризов с агрессией, либо пассивно в виде частых заболеваний. Стрессовое состояние может сопровождаться потерей аппетита, плохим настроением, снижением интереса к развлечениям. Для ребенка из проблемной семьи адаптация происходит легче, а вот для домашних, окруженных заботой и любовью малышей, она почти всегда сопровождается сепарационной тревогой. При наличии выбора, родителям стоит взвешенно подходить к «ясельному» вопросу, учитывая интересы ребенка. Многие детки в итоге смиряются с посещением садика, подчиняясь старшим, но не уменьшает ли это степень доверия к родителям?
  2. Ребенок часто болеет. Это или следствие стресса, подтвержденное психосоматической теорией возникновения болезней, или слабость иммунитета. Нагрузка на неокрепшую иммунную систему провоцирует возникновение многих респираторных заболеваний. Отоларингологи советуют повременить с посещениями детского сада, ведь приобретенные там аденоиды с отитами, ларингиты с бронхитами, становятся постоянными спутниками ребенка.
  3. Никто не сможет заменить маму. Даже самый внимательный и талантливый воспитатель проигрывает в сравнении с заботливой любящей мамочкой. При наличии в группе большого количества деток, индивидуальный подход к каждому сомнителен.
  4. Нахождение в неестественной среде. Ребенок, оторванный от семьи, вынужден находиться в чуждой ему обстановке, среди чужих людей. Попадая в ясли через стресс, он воспринимает окружающий мир как враждебный и далекий.
  5. Уменьшение времени общения с крохой. Отдав ребенка в раннем возрасте в ясли, родители безвозвратно теряют возможность ежеминутно наблюдать за радостными мгновениями его развития.
  6. Психологи утверждают, что до трехлетнего возраста детям чужда социализация. Они играют самостоятельно, просто находясь вместе в группе.
  7. Малыша могут обижать. К сожалению, это возможно как со стороны детей, так и со стороны воспитателей. А он не сможет пожаловаться, просто выражая свои чувства страхом перед яслями.
  8. Дети все впитывают в себя, как губка. Он подражают нам, повторяя слова и копируя жесты. Вы же не хотите, чтобы он был похож на чужих взрослых, или повторял неприличные слова за другими детьми? А именно до трех лет происходит формирование личности малыша.

Решение всегда принимают родители, взвесив все «за» и «против». Именно на них лежит ответственность за комфортное и здоровое воспитание малыша. Любое мнение имеет право на существование, в зависимости от индивидуального подхода к вопросу. Главное – руководствоваться интересами ребенка, а не родителей.

Ясли - это государственное учреждение, осуществляющее воспитание детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет. В яслях проводятся мероприятия по охране здоровья, правильному физическому и психическому развитию ребенка.

Большинство яслей построено по утвержденным типовым проектам; они должны иметь озелененный и специально оборудованный участок. В типовых проектах яслей предусмотрены обособленные помещения для детских групп, изолятор, административно-хозяйственные помещения и помещения пищеблока.

Необходимые помещения в яслях: смотровая комната (фильтр), приемная, а для каждой группы детская комната (из расчета 2,5 м 2 на одного ребенка), спальня (из расчета 1,5 м 2 на одного ребенка), веранда, туалетные комнаты. Для каждой группы должен быть свой наружный вход.

Ясли делятся на районные и ведомственные. Дети в яслях находятся, как правило, только днем в течение 9-14 час, на ночь родители забирают их домой. Для матерей, работающих в разные смены, не кормящих детей грудью, организуются группы круглосуточного обслуживания детей в яслях, в которых дети находятся в течение всей недели, родители берут их домой только на выходные дни.

По мощности различают ясли следующих категорий: 120, 100, 80, 60, 45, 30 и 20 мест. Для организации правильного ухода все дети делятся на 4 возрастных группы: первую группу комплектуют из детей в возрасте до 9 мес. (группа грудных детей); вторую - от 9 до 14 мес. (ползунковая); третью - от 14 мес. до 2 лет (средняя); четвертую - от 2 до 3 лет (старшая). В первых двух группах должно быть не более 15-18 детей в каждой, в последних - не более 20.

Мебель в каждой группе должна быть удобной, легкой, соответствовать росту и степени развития двигательных умений детей. Приемная для каждой группы детей оборудуется столами для осмотра детей, шкафами для одежды, диванчиками для раздевания и др. Каждая группа должна иметь свои шкафы для игрушек. Одежда детей должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.

В ясли дети принимаются по направлениям районного Отдела здравоохранения (или по путевкам фабрично-заводского комитета). Все дети проходят медицинское освидетельствование и . Перед поступлением ребенка в ясли и после любого заболевания не ранее чем за 1-2 дня до приема в детское учреждение его осматривает участковый педиатр и дает справку о том, что ребенок по состоянию здоровья может посещать детское учреждение, кроме того, мать представляет справку от районного эпидемиолога об эпидемическом благополучии в доме, где проживает ребенок.

В яслях устанавливается соответствующий режим для каждой детской группы. При установлении режима учитывается не только возраст ребенка, но и состояние его здоровья и нервно-психическое развитие.

Врачом и сестрой осуществляется постоянный контроль за развитием и состоянием здоровья детей, находящихся в яслях; медсестра (после осмотра детей врачом) проводит все плановые профилактические прививки.

Медсестра при приеме ежедневно осматривает ребенка (кожу, зев), опрашивает мать о состоянии его здоровья, измеряет . Врач осматривает детей в возрасте до 6 мес. 1 раз в неделю, от 6 мес. до 1,5 лет - два раза в месяц, старше 1,5 лет - 1 раз в месяц. Взвешивание детей производится: в возрасте до 6 мес. каждые шесть дней, от 6 мес. до 1,5 лет - раз в 10- 15 дней, более старших детей взвешивают 1 раз в месяц. Измерение роста производится у детей до 1 года 1 раз в месяц, старше одного года - раз в квартал. В яслях с числом детей 80 и более организуется изолятор; число коек в нем должно составлять 10% от общего числа коек в яслях.

Руководство яслями возлагается на работника, имеющего специальное среднее медицинское образование. Наблюдение за здоровьем детей осуществляет врач детской , к которой прикреплены ясли. Все сведения о ребенке заносятся в его историю развития. Медсестры, работающие в яслях, так называемые ясельные сестры, должны иметь специальную подготовку для работы в этих учреждениях (см. ). Они должны быть хорошо знакомы с вопросами , ухода за ними, профилактики , с воспитательной работой в детских учреждениях.

Ясли-сад . В целях осуществления преемственности в воспитании и медицинском обслуживании детей дошкольного возраста (от 2 мес. до 7 лет) с 1959 г. осуществляется развитие сети единых детских учреждений - яслей-садов.

Предусматриваются следующие категории яслей-садов по мощности: 160, 135. 115, 90, 70, 45 мест.

Обслуживание детей от 3 до 7 лет производится по типу детского сада (см.).

Руководит объединенным учреждением специалист, имеющий высшее педагогическое образование и окончивший специальные медицинские курсы. Врач совместно с педагогом разрабатывает режим для каждой возрастной группы, контролирует его выполнение, следит за нервно-психическим и детей.

Медработники, осуществляющие контроль за здоровьем детей в яслях и яслях-садах, особое внимание уделяют режиму питания. Питание детей должно быть полноценным по количеству и качеству, дифференцированным в зависимости от возраста. Рекомендуется следующее распределение калорийности пищи: на завтрак и ужин - по 25%, на обед - 35-40%, на полдник - 10-15%. Обязательным условием рационального питания детей является включение в меню овощей, фруктов, ягод, зелени. При городских яслях создаются родительские инициативные группы.

Сельские ясли создаются в районных центрах, колхозах и совхозах. В районных центрах и совхозах ясли содержатся за счет государственного бюджета, в колхозах - на средства колхоза.

Медицинское наблюдение за здоровьем детей в яслях сельских райцентров осуществляет врач-педиатр районной больницы, в яслях колхозов и совхозов - специально выделенная медсестра или фельдшер сельского врачебного участка. Медсестра производит осмотр ребенка перед поступлением его в ясли, проводит под контролем врача профилактические прививки, изолирует заболевшего ребенка и при необходимости госпитализирует его, определяет срок карантина в случае заноса инфекции в ясли, осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в яслях.

При сельских яслях создается общественный совет, призванный оказывать помощь в работе яслей. В состав совета входят родители, представители правления колхоза, сельской общественности, медсестра.

Ясли - государственное учреждение общественного воспитания детей в возрасте от 2 мес. до трех лет. В детских яслях наряду с воспитанием ребенка проводятся мероприятия по охране его здоровья, физическому развитию.

Уже в первые годы Советской власти начала создаваться сеть детских учреждении. В 1913 г. насчитывалось только 550мест в яслях, в 1928 г. количество их возросло до 62 тыс.

В 1936 г. Советское правительство приняло постановление, предусматривавшее выделение специальных ассигнований на строительство детских яслей. После этого сеть яслей стала быстро расти. В 1940 г. 859,5 тыс. детей воспитывалось в яслях, в 1959 г. - 1208,4 тыс.

В 1954-1955 гг. были разработаны типовые проекты яслей на 45-60-80-100 и 120 мест, предусматривавшие помещения для детских групп, административно-хозяйственные помещения, помещения пищевого блока, изоляторы. Детские группы изолированы друг от друга, имеются самостоятельные входы. При размещении групп на втором этаже допускается устройство одного входа для двух групп.

Для каждой группы предусмотрены фильтр, приемная, детская комната, веранда, туалетная, для круглосуточных групп - дополнительно спальня.

В учреждении на 80 мест и более имеется изолятор, рассчитанный на 8-12 коек, для лечения и изоляции детей, больных неинфекционными заболеваниями.

В яслях с дневным пребыванием на каждого ребенка должно быть 2,5 м 2 полезной площади (не считая подсобных помещений), в круглосуточных - 4 м 2 .

Земельный участок отводят из расчета 35-40 м 2 на одно место; каждая группа имеет свою площадку на участке; площадки изолированы зелеными насаждениями. На территории участка устраивают навесы в 30-50 м 2 для защиты детей от солнца и осадков.

Ясли могут быть дневными (дети пребывают 9-12 час.), круглосуточными, работающими в течение всей недели, кроме воскресенья, и санаторными (обслуживают детей с туберкулезной интоксикацией и некоторыми начальными формами туберкулеза).

Количество детей в грудных и ползунковых группах - 15, средних и старших - 20; комплектуются группы по возрасту; количество групп зависит от мощности учреждения.

Для каждой группы разрабатывают режим, соответствующий возрасту детей.

Основные исходные данные, учитываемые при составлении режима, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Схема распределения времени сна, бодрствования и кормления детей от 1 1/2 месяцев до 3 лет*

* Разработана Н. М. Щеловановым.

Врач яслей принимает участие в комплектовании групп, приеме новых детей, организации режима и питания, ведет наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием, руководит оздоровительными мероприятиями и проведением специфической профилактики.

Ясли находятся в ведении органов здравоохранения или различных предприятий, ведомств. Методическое руководство осуществляется Министерством здравоохранения СССР. В 1959 г. в целях осуществления единой системы воспитания детей ясельного и дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего обучения в школе, разрешено объединять с учетом местных условий и возможностей ясли и детский сад в единое детское учреждение - ясли-сад.

С 1960 г. новое строительство детских дошкольных учреждений проводится, как правило, по типовым проектам объединенных учреждений - яслей-садов.

Объединенные детские учреждения получили широкое развитие. В яслях-садах воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет; в них обеспечивается правильное физическое развитие детей, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В 1960 г. в детских садах и яслях-садах воспитывалось 3115 тыс. детей, к началу 1966 г.- уже более 6 млн. детей.

Руководство яслями-садом, за исключением ведомственных, сосредоточено в министерствах просвещения союзных республик; организация лечебно-профилактического обслуживания - в министерствах здравоохранения.

Воспитательная работа проводится в соответствии с методическими указаниями министерств здравоохранения и министерств просвещения союзных республик.

По мощности ясли-сады рассчитаны на 280, 140, 90 и 50 мест.

В специально построенных зданиях предусматриваются помещения для детей ясельного и дошкольного возраста, административно-хозяйственные, служебные помещения. Сохраняется принцип групповой изоляции. В яслях-саду на 140 мест и более предусмотрена комната площадью 75 м 2 для проведения музыкальных и гимнастических занятий. В учреждениях вместимостью более 50 детей предусматривается медицинская комната для проведения медосмотров, профилактических прививок.

В секции с дневным пребыванием для детей ясельного возраста должна быть приемная 15 м 2 , игровая-столовая -50 м 2 , веранда - 30 м 2 и туалетная - 10 м 2 ; в секции для круглосуточных групп - вместо веранды спальня площадью 30 м 2 ; для дошкольников раздевальная - 15 м 2 , групповая - 62 м 2 , туалетная - 14 м 2 , помещение для хранения кроватей - 5 м 2 ; для групп с круглосуточным пребыванием дополнительно предусматривается спальня площадью 50 м 2 ; в приемных и раздевальных шкафы для одежды детей оборудованы сушилками или устроены шкафы-сушилки с вытяжной вентиляцией.

Для прачечной-постирочной рекомендуется отдельный вход; остальные административно-хозяйственные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп; пищеблок, состоящий из кухни с заготовочной, моечной и кладовой, располагается на первом этаже, как правило, имеет самостоятельный вход.

Здания яслей-садов должны иметь водопровод, канализацию, центральное отопление; температура воздуха в основных помещениях групп 20°, медицинской и туалетной ясельных групп 22°; воздухообмен в одноэтажных зданиях обеспечивается через форточки и фрамуги, в двухэтажных зданиях устраивают дополнительную вытяжную вентиляцию.

Основные помещения яслей-садов имеют естественное освещение. Световой коэффициент в игровых-столовых, групповых, спальнях, изоляторе, комнате заболевшего ребенка - 1:4, 1:5; в остальных - не ниже 1: 8.

Земельный участок имеет зоны: зеленых насаждений (около 50% площади участка), групповых площадок, хозяйственные и общие.

Групповые площадки соответствуют числу групп в учреждении; они изолированы друг от друга зелеными насаждениями и расположены вблизи от выходов из помещений, особенно для младших групп. На площадках устраивают навесы (площадью 30 м 2 для ясельных детей и 50 мг для дошкольников).

Физкультурную площадку устраивают из расчета 3 м 2 на ребенка в возрасте старше 3 лет; площадку для животных и птиц - 20 м 2 , огород-ягодник - из расчета 0,5 м 2 на ребенка; хозяйственный двор с подсобными помещениями располагается в глубине и имеет самостоятельный въезд.

Размещение основных помещений яслей с круглосуточным содержанием детей показано на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Планы этажей двухэтажного здания яслей-сада: 1 - приемная; 2 - игровая-столовая; 3 - спальня-веранда; 4 - групповая; 5 - раздевальная; 6 - зал музыкальных и гимнастических занятий; 7 - медицинские помещения; 8 - кухня; 9 - постирочная (вверху - второй этаж, внизу - первый).
Рис. 2. Генеральный план яслей-сада на 140 мест (круглосуточный тип): 1 - здание детских яслей-сада; 2 - теневой навес для дошкольников; 3 - теневой навес для преддошкольников; 4 - хозяйственный двор; 5 - плескательный бассейн; 6 - площадка для преддошкольной группы; 7 - площадка для дошкольной группы; 8 - вольер для животных; 9 - физкультурная площадка.

Учреждения оборудуют мебелью с учетом возрастных особенностей детей каждой группы (таблица 2). В помещениях ясельных групп устанавливают мебель двух размеров, для дошкольников - трех размеров. Длительность пребывания детей такая же, как в яслях; для детей с туберкулезной интоксикацией и некоторыми локальными формами туберкулеза организуются санаторные ясли-сады.

Таблица 2. Основные размеры мебели (в см)

Объединенным учреждением заведует педагог с высшим образованием, малокомплектными яслями-садами могут заведовать лица со специальным средним образованием. В группах детей до 2 лет работают медсестры, в остальных - педагоги-воспитатели.

Для каждой группы устанавливают соответствующий режим и порядок дня; питание организуют с учетом возраста и в соответствии с нормами для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет; дети от 1 года до 3 лет получают в сутки 1300-1500 кал, дети от 3 до 7 лет - 1800-2000 кал.

Группы комплектуют по возрасту, в малокомплектных яслях-садах допускается комплектование групп детьми смешанного возраста.

Обязанности врача такие же, как в яслях. Особое внимание уделяется организации правильного режима и соблюдению преемственности в проведении всех процессов при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую.

Сельские ясли могут быть постоянными и временными (сезонные на период полевых работ); в районных центрах организуются постоянные ясли; в совхозах, колхозах - постоянные и сезонные.

См. также Детские площадки, Детский сад, Охрана материнства и детства.

По каким критериям выбирать ясли для ребенка? Чтобы рядом был с домом или с работой? Муниципальный? Частный? Ясли с современным ремонтом и отремонтированной детской площадкой? Отсутствие доплат на канцтовары и туалетную бумагу?

Порой, выбирая ясли для ребенка, упускаются важные моменты, а в приоритет ставятся факторы второстепенной важности.

Муниципальные или частные ясли?


По большому счету этот критерий многие связывают напрямую с финансами – государственное учреждение «бесплатное», а частнику надо платить, причем не 3 рубля.

Вопрос сложный и в рамках одной статьи его не охватить. Почему? Потому что в большинстве муниципальных детских садиках в течение всего периода пребывания в нем ребенка родители регулярно сдают «пожертвования» на всевозможные ремонты, канцтовары. Так что никак не бесплатно получается.

Одни говорят, что это поборы основаны на жадности руководящего состава учреждения, иные винят мамочек, желающих улучшенных условий для своих чад и призывающих всех активно сдавать в фонд садика средства на эти самые улучшения. Не будем в этом сейчас разбираться.

В коммерческих детсадах в оплату уже включена некоторая сумма, которая идет на поддержание здания, инвентаря, мебели, игрушек в хорошем состоянии, поэтому отпадает необходимость ежемесячно «отстегивать» на пластилин и ремонт дырявой крыши.

Лучше акцентируем внимание на иное преимущество частного учреждения - есть возможность определить ребенка в детский центр , совмещающий в себе ясли, детский сад, группы дошкольного развития, кружки и репетиторство.

Большинство современных родителей с раннего возраста занимается дополнительным развитием детей, нанимая для них репетиторов. Помимо этого малыши посещают всевозможные секции, центры раннего развития. Многие сталкиваются с проблемой доставки ребенка к месту обучения, выкручиваясь, кто как может – запрягая бабушек и дедушек либо нанимая няню.

В этом случае больше всего страдает малыш, поскольку много времени уходит на переходы из садика в центры, из центра домой к репетитору и т.д. Время, которое он мог потратить на обычные детские игры, приходится проводить в поездках и переходах.

Потом трудно подобрать обучающий персонал на всех кружках и индивидуальных занятиях, удовлетворяющий ребенка. Да-да, именно ребенка. Не секрет, что на одни занятия дети бегут, а от других пытаются отказаться под любым предлогом. Часто тому виной педагог, не сумевший найти подход к малышу.

В пределах одного учреждения, как правило, выработана единая методика работы с маленькими детьми, и если она удовлетворяет родителей и ребенка, то не возникнет проблем с «нелюбимым» занятием.

Такие развивающие детские сады, предлагающие своим клиентам популярные факультативы (шахматы, танцы, рисование и иностранный язык), «продленку», развивающие и индивидуальные занятия направлены на всестороннее развитие детей. Они позволяют качественно подготовить ребенка к школе, раскрыть его творческий потенциал и максимально разгрузить родителей, которым надо только привести ребенка в учреждение и потом забрать его без всяких переездов по всему городу.

Численность детей в группе


Максимум внимания каждому малышу персонал в состоянии уделить только в случае малочисленной группы. К тому же, чем меньше контактов, тем ниже риск заражения инфекционными заболеваниями, что в последнее время является актуальной проблемой для молодых родителей. Многие вынуждены жить по правилу «два дня в садике – две недели на больничном».

Месторасположение


Расстояние от дома (работы) до яслей некоторые родители считают второстепенным фактором и напрасно. Практика показывает, что те, кто выбрал, ссылаясь на отзывы, хороший во всех отношениях садик, но расположенный в ином районе (путь до него занимает более 20 минут) сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, ежедневные такие долгие поездки (хуже всего, если в общественном транспорте) изматывают малышей и в одно прекрасное утро они могут взбунтоваться и отказаться идти в садик. Во-вторых, пробки и проблемы с общественным транспортом никто не отменял. В-третьих, стопроцентно возникнуть проблемы с тем, что некому будет отвести ребенка, одно дело найти 5 минут, чтобы забежать в соседний с домом садик, иное – потратить порядка часа.

Режим работы


Медленно, но верно весь рабочий процесс на предприятиях и фирмах движется к ненормированному рабочему дню, а потому для большинства родителей детские сады, работающие до 17:00 не подходят. Лучше, если учреждения могут предложить различные режимы, к примеру с утра и до обеда, с утра и до позднего вечера и др. График работы детсада – важный аспект, который следует выяснить заранее.

Питание


Встречается реклама, что в учреждениях учитываются вкусы каждого ребенка. Сомнительное утверждение. Вряд ли малыш будет иметь возможность выбрать себе блюда в меню, как в кафе.

Но обратить внимание на организацию питания следует в обязательном порядке. Как правило, в учреждениях со своим поваром, оно более сбалансированное и безопасное.

Если приготовлением пищи занимается компания, обслуживающая многие дошкольные учреждения, то есть риск возникновения проблем с питанием. Были случаи, что бдительными родителями выявлялись несвежие продукты. Хуже, когда дети подхватывали инфекции, поскольку некоторые компании просто покупают медкнижки работникам и не следят за их здоровьем.

Персонал


Желательно, чтобы ясли сад был укомплектован штатом воспитателей с профильным образованием. Не мешает лично пообщаться с заведующей и персоналом. В ходе беседы не только можно узнать различные аспекты, касающиеся работы учреждения, но и сформировать впечатление о людях, которые будут тесно общаться с ребенком. Хорошо, если в штате есть профессиональные детские психологи и логопеды.

От питания, квалификации персонала, уровня безопасности, методологии зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать в яслях.

Сhudesenka.ru