Танцевальное творчество детей старшего дошкольного возраста. Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста через этнокультурное воспитание

Дата публикации: 15.05.17

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 358 Тракторозаводского района г. Волгограда»

Методическая разработка

Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС.

Составила:

воспитатель

Муханова Рамиля Рафиковна

Волгоград, 2017г

Методическая разработка

«Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС».

Цели: развивать музыкальные творческие способностей детей средствами сюжетно – танцевальных композиций, теоретически обосновать и апробировать систему музыкальных сюжетно танцевальных композиций, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: дать определение сущности развития творческих способностей дошкольников системе ФГОС, определить их роль в общем, становлении личности дошкольника; Познакомить с методикой проведения сюжетно – танцевальных композиций. Раскрыть особенности программы формирования музыкальных творческих способностей средствами сюжетно – танцевальных композиций как основы передового опыта.

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.

От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.

Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.

Первые занятия в танцевальной студии начинаются со слушанья музыкальных произведений. Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Таким образом, сюжет, предполагающий ритмическое движение, сплоченное с игровой ситуацией, позволит наиболее полно и продуктивно стимулировать и развивать в дошкольнике творческие способности, что позволило нам наметить пути развития творчества старших дошкольников посредством именно сюжетных композиций в музыке.

В основе музыкальной деятельности нашей студии лежит передовой опыт педагога музыканта Татьяны Иосифовны Суворовой, которая основной своей задачей ставила развитие ребенка его творческой направленности посредством ритмического танца.

Безусловно, не у каждого ребенка проявляются к этому склонности. Однако, если исходить из того, что все дети способны к музыке и движению, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят практически сразу и с радостью? Именно в таком репертуаре и скрыт секрет успеха Татьяны Иосифовны, которая уже в течение нескольких десятилетий с успехом использует веселые парные танцы, игры, ритмические композиции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Важную роль в создании системы музыкально-ритмического воспитания дошкольников сыграли замечательные учителя – О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович и др.

Опыт включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

В методической разработке представлены несложные танцы и ритмические упражнения, удобные для разучи­вания со старшими дошкольниками и младшими школьниками, которые можно вклю­чать в программу различных утренников, выступлений и просто занятий с детьми.

Сборник «Танцевальная ритмика» включает следующие разделы:

  • «Музыкально-ритмические разминки» (тренаж).

Подобные упражнения следует включать в начало занятия, так как их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настро­ения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.

2. «Парные и круговые пляски» - это, пожалуй, незаменимый материал для прове­дения развлечений, утренников, новогодних «Елок» и т. д. предлагаемый репертуар так­ же отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальнос­тью с точки зрения включения в любую праздничную программу.

3. «Сюжетные и характерные танцы» - репертуар для детских праздников. Эти тан­цы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с различной подготовкой.

Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного ре­пертуара детьми педагог должен обратить особое внимание на выразительность мимикии движений.

4. «Наше наследие» - лучшие разработки по ритмике для дошкольников, созданные нашими учителями (О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович, Н. Г. Соркиной и др.) в 60-80 гг.

Многие танцы (включенные в 1-й и 2-й выпуски), такие как «Конькобежцы» на музыку Вальдтейфеля, «Снежинки» на музыку Шуберта, «Сиртаки», «Оркестр» на музыку Смета­ны, «Полонез» на музыку Андреева, «Падеграс», полька «Анна», «Собачки», «Танец на ка­нате», «Кадриль» и др., не потеряли своей актуальности и сегодня. Они так же нравятся
детям, как и 20-30 лет назад, и пользуются большим успехом у зрителей.

Многие танцы и упражнения создавались в последние годы в процессе творческого общения с педагогами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России (полька «Буратино», «Спортивный танец» и др.). В раздел «Наше наследие» включены наиболее популярные танцы и упражнения для детей разработанные нашими учителями в 1970-80 годы (Н. Соркиной, А. Айзекович, О. Головчинер и др.). Этот репертуар успешно используется на занятиях ритми­кой и сегодня.

Все педагоги, обучавшиеся на авторских семинарах Т. Суворовой, уже отметили легкость и доступность предлагаемого репертуара, яркость музыки, возможность использовать эти тан­цы в различных формах работы с детьми: на занятиях, праздниках и развлечениях, детских им­провизированных утренниках.

Наша студия «Радуга»

Студия «Радуга Движений» работает в стенах нашего детского сада уже 3 года. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю. В ней занимаются дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем творческого и музыкального развития. Учитывается интерес каждого ребенка, его способности, возможности, а также психологические особенности. В начале каждого учебного года мы проводим диагностику психомоторного развития ребенка. Много внимания уделяется работе с застенчивыми, робкими детьми, а также с гиперактивными и импульсивными. Систематические занятия студии помогают детям развить интерес, способности, ведь каждый из детей по – своему талантлив, каждый может передать характерный образ в движении по желании необходимо дать возможность выступить, чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя груз «зажатости».

Вся работа танцевальной студии строиться на основе методических разработок, а также на основе программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». В методические пособия вошли танцы, игры. Которые за многие годы их жизни в детском мире зарекомендовали себя как прекрасный репертуар, созданный мастерами и коллективом музыкально – ритмических движений Санкт – Петербурга, а также авторские композиции. Трудно переоценить представленный в методическом пособии материал: он направлен на успешность ребенка, благодаря доступности, простоте, выразительности, как музыки, так и соответствующей ей танцевальной композиции. К данным разработкам прилагаются аудио записи на CD дисках.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

  • -знакомство с содержанием музыкальных произведений.
  • -Воссоздание характерного образа средствами движений.
  • -Анализ продуктов деятельности.

Первые занятия в танцевальной студии мы начинаем со слушанья музыкальных произведений.

Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце, упражнения или игры. На этом этапе обучения педагог знакомит детей с музыкальным репертуаром, объясняет и демонстрирует движения, а дети пытаются воссоздать увиденное, апробировать движения подражая педагогу.

Название танца, или упражнения вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа (например, «Капельки») и активизирует работу центральной нервной системы. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки апробирования упражнения, или движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движений, упражнения, танца целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап: углубленное изучение разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений.

Основная задача этого этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движений, его последовательности, в танце или игре, усовершенствованию ритма, пластики, жестов, мимики, свободного и слитного выполнения движений танца.

Работая над выразительностью образных движений, используем такие приемы как: мини – этюды, сюжетные этюды, пластические этюды, этюды на основе эмоций, игровые приемы.

Пластические этюды, игровые задания в образе животных помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, жестов, мимики, пантомимики.

Этюды на основе эмоций: «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх», а также, продуктивен такой игровой прием, как «живой телефон».

Следующий этап работы – соединение отработанных движений с единим сюжетом.

Последний этап – рождение четко отработанного танца.

Занятия в танцевальной студии и создание сюжетно – танцевальных композиций позволяют ребятам с большим интересом погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, они учатся формировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Эти занятия требуют от ребенка умственной и двигательной активности, а также решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Не у всех детей все получается сразу, это длительный процесс. А когда у ребенка наступает момент, и он может то, чего не умел раньше, то есть рождает красивый танец, это для него победа.

Выступление на сцене перед зрителями способствует реализации творческой энергии и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Слушая и слыша музыку, ее характер, интонации, смену настроения, ребенок входит в образ и передает услышанное в движении, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Самый короткий путь для музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности - это игра, фантазирование, сочинительство.

Снятие зажатости, обучение чувствованию и творческому воображению – это путь, через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать танцевальная деятельность. Движение под музыку, создание и воплощение сюжетно – танцевальных композиций связывают творческие проявления с личными переживаниями, ведь музыка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия в танцевальной студии расширяют познания окружающего мира и действительности, учат детей решать проблемы, находить новые ответы, правильно поступать в тех, или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью с творческой «изюминкой» внутри.

Результат такой систематической и планомерной деятельности является выступления юных артистов перед воспитанниками детского сада, родителями, на развлечениях, утренниках. Периодически мы устраиваем гостевые обмены для воспитанников ближайших детских садов и городские мероприятия.

Литература.

  1. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 2. – Спб: «Музыкальная палитра», 2005. – 48с.
  2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Спб.: «Музыкальная палитра», 2004. – 44с.
  3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 3. - Спб.: «Музыкальная палитра», 2005. – 40с.
  4. Горшкова Е.,НИИ дошкольного воспитания АПН СССР «О формировании музыкально – двигательного творчества в танце». Дошкольное воспитание №12 – М: Просвещение,1991.
  5. Бочкарёва Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие – Кемерово,1998 –64с.;
  6. Фирилёва Ж..Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений – СПБ.: «Детство – пресс»,352с.
  7. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. И сред. Учебных заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
  10. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999.
  11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб., 2000.

4.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965.

6.Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5.

7.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.

8.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125с.

9.Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.

10. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Подготовила: Щетинина А.А.

муз. рук. МДОУ д/с №8 «Сказка»

ГМО муз. руководителей август 2016.

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.

Слайд 1

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

В наше время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.

Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано

музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Слайд 2

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Слайд 4

По мнению Гогоберидзе А. Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе.

Танцевальное творчество можно условно разлить на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Оно проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

Обычно творческие умения у детей проявляются к старшему дошкольному возрасту. Но формировать эти навыки необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте, т.к. именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в необходимости продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия. На первоначальном этапе мною были поставлены следующие цели и задачи.

Слайд 5

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, театрально-танцевальной деятельности.

Способствовать общему развитию дошкольников.

Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания.

Привлекать детей к постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов.

Учить дошкольников творчеству в различных видах музыкальной деятельности.

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенностью моей методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

Слайд 6

Принципы педагогического опыта:

1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства мною соблюдается системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера - "Танец осенних листочков", "Танец льдинок", «Весёлые дети».

Движения для танцев, игр и этюдов, продумываются так, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших - мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших - герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

5. Наглядности - Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей). Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов проводятся консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

Взаимодействие с родителями.

Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к танцевальному творчеству «Музыкальные игры дома», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы («Танцуйте вместе с нами», «Танцуем дома»), музыкально-литературные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души»), анкетирование. Родители являются не только зрителями, но и активными участниками в проведении всевозможных праздников и развлечений. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

Совместные танцы:

8 марта (средняя группа: Летка – Енка для малышей», «Становись скорей в кружок») (старшая группа: игра – конкурс: «Кто как поёт» (на мотив: «Песенка Львёнка и черепахи» взрослые поют для своего ребёнка)

Новый год игры: «Ёлочки – пенёчки», «Мы повесим шарики»,

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.

Слайд 7

1 Начальный этап. Установление контакта.

Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

Получены следующие результаты:

На начало года: низкий уровень – 7 детей (30,4 %), средний уровень – 16 детей (69.6 %), высокий уровень – 0.

На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «В этом зале все друзья», «4 шага», «Здравствуй милый друг», пляска «Приглашение», танец «Собрались на празднике», «Раз ладошка, два ладошка» и др.

Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.

Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:

«Танец, песня, марш». «Весело и грустно» «Изобрази движение», «Покажи, что делаешь».

Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «На мосточке» муз. А Филиппенко, «Хохлатка» Обработка Тамары Попатенко, «Листопад» М. Красева,» и др.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце с осенними листочками) и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Хрустальные льдинки», «Новогодние игрушки» и др.

2 Основной этап.

На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении

В ходе занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку: («Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие) Танцевальные композиции продумываются с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле танцевальные композиции строятся так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец Льдинок», «Грибники и мухоморы», «Модница» и др.) В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на праздниках отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

3 Этап (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

На конец года: низкий уровень -0 детей, средний уровень - 8 детей (34,8%), высокий уровень – 15 детей(65,2%).

Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:
«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.
Это высший уровень развития творчества. Дети сами выделяют наиболее удачные танцевальные движения, учатся быть разными в танце. Данные упражнения способствуют выражению индивидуальности каждого, умению находить необычные способы выражения движения.

Слайд 8

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

1. Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.

Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Слайд 9

Эффективность педагогического опыта

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.

Слайд 10

Результативность опыта

Организованная работа по развитию танцевального творчества помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и городских мероприятиях: участие в городских фестивалях детского творчества «Музыкальный калейдоскоп», «До-ми-соль-ка»

Перспективы развития опыта

Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам (разминки, тематические занятия, доминантные по импровизации) значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками практических умений и навыков в танцах.

Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.

Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, желание продолжать заниматься данным видом деятельности.

Слайд 11

Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Литература

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.

4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев: Музычна украина, 1986. – 46 с.

6. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.

7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

Условия для положительного влияния творческой деятельности Деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой Деятельность ребенка организованна должна быть так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности

Особенности детского творчества по мнению Гогоберидзе А.Г. относительная или субъективная новизна детского творчества открытие себя окружающему миру

Методические задачи Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, театрально-танцевальной деятельности. Способствовать общему развитию дошкольников. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания. Привлекать детей к постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов. Учить дошкольников творчеству в различных видах музыкальной деятельности.

Создание непринуждённой обстановки; Творческая направленность; Системность и последовательность; Доступность и индивидуализация; Наглядность; Партнёрство. Принципы педагогического опыта

Этапы развития танцевального творчества: Начальный этап: установление контакта. Основной этап. Заключительный этап: анализ деятельности ребёнка.

Показатели успешности музыкального творчества: Своеобразие детской продукции, оригинальные приемы решения творческих заданий.

Психолого-педагогическое обоснование детского творчества Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы- воспитывать у детей творческое отношение к музыке

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости на занятиях, формирует личность, оптимизирует развитие созидательных способностей. Вывод


Возрастные особенности в музыкально-игровом и танцевальном творчестве дошкольников.

Музыкально-дидактические игры во второй младшей группе более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Основной задачей является развитие у детей навыков передачи музыкальных образов, с помощью взрослых и самостоятельно. Для этого возраста используются игровые этюды с музыкой, этюды для передачи контрастных настроений по одному и тому же образу.

Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, обсуждает с детьми музыкальный образ. Следующим этапом является повторение игры вместе с воспитателем, и на последнем этапе дети уже смогут играть самостоятельно.

В целях развития музыкально-игровой деятельности детям предлагают творческие задания «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Птички летают» и др.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основным задачами детского танцевального творчества этого возраста являются:

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко - тихо);

Самостоятельно реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;

Развивать умение кружиться в парах;

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

В целях эффективного развития музыкально - ритмических и танцевальных движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций: обучение должно начинаться с восприятия музыки танца, разучивание начинается с показа. Следует добиваться правильного и выразительного выполнения движений. Для этого педагог использует образные сравнения («идем как солдаты», «прыгаем как зайцы»), помогающие детям передавать характер движения.

В процессе разучивания музыкально-ритмических и танцевальных движений в этом возрасте следует использовать такие методические приемы, как: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

Репертуар может быть разножанровым: Русские народные мелодии, «Вышли куклы танцевать», «Парный танец» на классическую музыку, и др.

Средняя группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Здесь важно:

Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и сценок («кружатся листочки», «падают снежинки», «встретились кот и лиса»), используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, волк сердитый).

Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей («Козлята и волк»).

В среднем за год разучивается 10-12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи детского танцевального творчества этого возраста направлены на:

Продолжение формирования навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 2х-3х частной формой музыки;

Совершенствование танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;

Умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах;

Умение импровизировать с условием запаса устойчивых двигательных навыков в области музыкально - ритмического движения.

На занятиях, с помощью игровых методов и приемов, необходимо обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Это могут быть танцы с предметами на музыку разного характера («Танец с игрушками», «Танец с цветами», «Танец с платочками», и т.п.).

В этом возрасте детей уже можно учить инсценированию несложных песен и плясок, при этом необходимо вызвать желание у детей проявить свою творческую активность с помощью вышеуказанной атрибутики, состоящей из шапочек, ленточек, и т.д. («Лиса и гуси», «Воробей»).

Старшая группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Важное место продолжает занимать музыкально-дидактическая игра, направленная на умения воспринимать и воспроизводить высоту, тембр и движение музыкальных звуков.

Главной задачей в этом возрасте является:

Научить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера;

Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов («Кот Васька», «На горе –то калина»).

Репертуар может быть самым разнообразным, главное, что разучивание проходит со взрослыми на занятиях, а потом дети играют в нее самостоятельно друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Игра с бубном» и др.)

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

В этом возрасте развитие танцевального творчества детей направленно на выполнение таких задач, как:

Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 3х частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

Умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг по всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

Умение ориентироваться в пространстве;

Умение выполнять простейшие перестроения;

Знакомство с русским хороводом, пляской, танцами других народов. Методика обучения направлена на развитие музыкального восприятия, на формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям, и на умение двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца («плавные руки», «кто лучше скачет», «шаг и бег»), плясок, хороводов, а также танцевально-игровое творчество. При этом следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений. Для преодоления детьми чувства собственной неумелости помогают образные ситуации, например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу, держа в руках фонарик», и т. д.. Помимо упражнений можно использовать сюжетные (под пение или инструментальную музыку, например «Ворон», р.н.п.) и не сюжетные игры (есть правила, задания, элементы соревнования, например «Игра с бубном» муз. М.Красева).

Для активизации творческих проявлений немаловажное значение отводится инсценированию песен и хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться и танцевать. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений (хитрая лиса, идущий медведь, и др.)

Подготовительная группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи:

Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рыбак), образы животных (сердитый козлик, ласковый котик);

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

Стимулировать развитие фантазии, воображения;

Содействовать проявлению самостоятельности и активности

В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

Звуковысотного («три поросенка»),

Ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

Тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»),

И гармонического слуха («какие инструменты звучат»).

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова).

Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развитие детского танцевального творчества в этом возрасте нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

Выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки;

Сочинению и исполнению парного танца;

Сочинению танца по данному плану;

Импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца;

Придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного).

В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание, что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского). Упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать, кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №1»Аленушка»

Обобщение педагогического опыта

музыкального руководителя

« Развития творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности »

Составитель:

музыкальный руководитель

Татаринцева И.В.

г.Жердевка 2018

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А.И. Буренина.

1. Введение

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

2. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Цель:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

Научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

Научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

Обучить основам импровизации.

Развивающие:

Развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формирование художественного вкуса;

Развитие выразительности движения;

Развитие координации движения.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям ритмикой;

Психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

Воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

Развитие мышления, воображения, познавательной активности.

3. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.

В моей работе были применены следующие принципы педагогического опыта:

    Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

    Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

    Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

    Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях.

Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели индивидуальные занятия и репетиция, которые в основном носят репродуктивно-практический характер и прежде всего освоение концертного репертуара.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание образования посредством репертуара. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.

При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.

К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

    Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

    Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

    Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.

4. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

5. Технология реквизитного украшения танца

Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Так для танца «Капитошка» потребовалось очень много объемных цветов на голову, которые были сделаны из обыкновенных полиэтиленовых пакетов мною и сотрудниками детского сада. Для постановки танца «Восточные красавицы» многие родители сами сшили костюмы, что придало яркость и оригинальность выступлению детей. Для танцевального номера «Клоуны» потребовалось каждому участнику купить колпачок, а более заинтересованные родители нарядили своих детей еще в костюмы и носики. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке и изготовлении реквизита не обойтись.

6. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

7. Эффективность педагогического опыта

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от10 до12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

8. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.В средней, старшей, подготовительной группе положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях.

9. Заключение:

На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет

успешной и плодотворной.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше

Педагогические условия развития музыкально-игрового и танцевального творчества детей дошкольного возраста

«Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

В системе современного происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства – это музыкально-игровая деятельность. В ней сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей. Музыкально-игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Развитие музыкально-игрового и танцевального творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа и во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность. По мнению, процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть представлен схематично: музыка – переживания ребенка – создание им музыкально-игрового образа. В данном случае ребенок сначала выступает «как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию. А затем как создатель новых форм движений, нового художественного образа». От степени увлеченности ребенка и понимания им поставленной задачи будет зависеть качество создаваемого им творческого продукта.


Возникновение и развитие музыкально-игрового и танцевального творчества детей зависит от качества педагогического руководства. Педагог должен создавать условия для приобщения детей к музыкально-игровой и танцевальной деятельности:

    создание эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях; обогащение музыкальных впечатлений и музыкального опыта детей; формирование у детей определенных навыков и умений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью; активизация интереса детей к созданию творческих замыслов; развитие у детей способности к оценке качества своего творчества и своих сверстников; применение педагогом активных методов, способствующих творческим проявлениям детей.

5 слайд (фото)

Рассмотрим более подробно музыкально-игровое творчество.

Играя, ребенок способен свободно выражать свои интересы, желания. В игре происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, на основе которых возникает новая идея, новый образ. Играя, дети сами сочиняют и напевают несложные мелодии, сопровождая ими игровые действия: например, сочиняют колыбельную, убаюкивая куклу, могут подпевать себе, исполняя танец, с удовольствием музицируют на детских музыкальных инструментах, передают разные образы персонажей. Важным педагогическим условием, способствующему самостоятельному созданию детьми музыкально-игровых образов, является ознакомление их с яркими музыкальными произведениями, отражающими жизненные явления, различные ситуации. Музыка – это организующее начало. Дети чувствуют ее выразительность, их движения подчиняются образному содержанию музыкального произведения. Музыка углубляет эмоциональное переживание ребенка в процессе творчества, помогает направлять их действия при поисках средств воплощения.

В целях развития музыкально-игрового творчества музыкальные произведения и связанные с ними игры необходимо постепенно усложнять. Сначала используются игры, состоящие из зафиксированных движений (например, народные хороводные), затем игры, в которых возможна движений и далее – игры различной тематики, в которых детям предлагается самим придумать построение движений. Если сюжет игры захватывает детей, они увлечены образами, то их действия становятся достаточно выразительными и естественными. Старшие дошкольники способны овладеть некоторыми закономерностями сюжетно-композиционного построения и могут выступать одновременно и в роли режиссера, и в роли актера, планируя ход игры, договариваясь о последовательности действий.

Таким образом, творческий характер действий детей выражается в восприятии и переживании музыки, в развитии игрового образа, в построении композиции игры, применении отдельных сюжетных движений. Ребенок находит нужные средства интуитивно, но главное состоит в том, чтобы он не просто изображал движения разных персонажей в определенной последовательности, а стремился выразить чувства музыки. И роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в поиске средств выражения музыкально-игрового образа, адекватных музыкально-поэтическому содержанию произведения.

Использование педагогом творческих заданий придает обучению развивающий характер, это развитие осуществляется поэтапно:

    на первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы веселых лягушат, передача образов скачущих зайчика, играющей кошки и т. д.); на втором этапе задания усложняют – развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "На горе-то калина"и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп); на третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", муз. Е. Тиличеевой, "К нам гости пришли", муз. А. Александрова, "У медведя во бору", русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.). на четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А. Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Развитию музыкально-игрового и танцевального творчества способствуют и специально написанные композиторами детские музыкальные игры-спектакли по мотивам народных сказок, а также произведений поэтов и писателей (, и др.) расев написал музыку к музыкальным играм-спектаклям «Снегурочка», «Теремок», «Три медведя». Ю. Слонов написал музыку на сюжет народной сказки «Аленушка и лиса». иличеева написала музыку к играм-сказкам «Скворцы и воробей», «Котята-поварята» и др.

9 слайд (фото)

Развитие танцевального творчества

В танцевальном творчестве дети опираются на те базовые умения и навыки, которые получили на музыкальных занятиях, поэтому очень важно обучить детей «языку движений». Не менее интересными могут быть детские творческие проявления, воплощенные в разнообразных формах:

    импровизация под музыку разного характера; простейшие танцевальные композиции на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов; сочинение новых танцевальных композиций в условиях игровых ситуации.

10 слайд (фото)

Из многолетней практики, я пришла к выводу, что для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг. Поэтому уже с начала учебного года в разминку на каждом занятии включены все ритмические движения, которыми должны овладеть дети данного возраста к концу года. Эта часть занятия проходит разнообразно, с элементами творческих заданий под характерную музыку. («идем, как цапля по болоту, стряхивая воду с лапки», «скачем, как лошадка, зайка, белка», «виляем хвостиком, как лисичка», «идем как мишка», «бежим, как маленькая мышка, не слышно, на носочках» и т. д.) Как правило, творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Мой опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме с многократным повторением. Для детей старшего возраста я могу предложить и более сложные задания: часть танца придумываю я, вторую часть – дети. Или, например, полька: на первую часть все выполняют галоп, на вторую часть каждая пара (если это пара) придумывает свое движение. И всегда говорю детям: «Главное – очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение». Надо помнить всегда о том, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т. е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.

Как и музыкально-игровое, танцевальное творчество развивается поэтапно:

    первый этап – это упражнения с воображаемыми предметами – мячи, скакалки, снежки, и др. Здесь приемлемы игровые упражнения типа «Зеркало», «Угадай, что мы показываем»; второй этап – это упражнения-пляски (парные перепляски, когда девочки танцуют одно характерное движение, а мальчик, на вторую часть музыки исполняет другое, и так до тех пор, пока у одного из них не иссякнет запас движений. Когда все движения использованы, приходится придумывать свои собственные, чтобы не проиграть соревнование); Третий этап – сочинение детьми собственной композиции танца в разных жанрах (вальс, полька, народная плясовая); Четвертый этап – детей подводят к сочинению различных танцев, используемых в игровых ситуациях, либо при драматизации литературных сюжетов, либо постановке праздничных номеров.

Творческая активность детей во многом зависит от тех условий, которые созданы для обучения. Это:

    отбор соответствующего высокохудожественного музыкального репертуара; обогащение музыкального и жизненного опыта детей; развитие музыкальных способностей.

Творческие проявления могут формироваться не только в условиях обучения на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности на основе применения творческих заданий, стимулирующих возникновение танцевальных и музыкально-игровых ситуаций, совместного участия педагога и детей в творческой деятельности.

При формировании танцевального и музыкально-игрового творчества важным является индивидуальный подход к детям, а также организация и оборудование предметно-пространственной среды, окружающей ребенка. Это применение разнообразных пособий, атрибутов, элементов танцевальных костюмов и др. Необходимо установление связей с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка. Родители и педагоги должны вместе поддерживать стремления и интересы детей проявить свои способности в разных видах музыкальной деятельности.

В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др., поэтому крайне важно каждому педагогу совершенствовать свои знания и умения в этой области.