Законы пенсионной реформы. Принят новый закон о пенсиях

Навигация по статье

Изменения с 1 января 2017 года

Можно отметить ряд важных изменений, которые произошли с начала 2017 года:

  1. Повышение минимального количества и , необходимых для назначения .
    • 1 февраля - на величину инфляции прошлого года;
    • 1 апреля - в зависимости от темпов роста прожиточного минимума за прошедший год.

    Напомним, что в 2016 году было приостановлено действие абз. 4 статьи 25 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» , ч. 21 статьи 15 и ч. 6 статьи 16 закона «О страховых пенсиях» , в связи с чем страховые и государственные пенсии были проиндексированы всего на 4% при значительно большей инфляции в 2015 году - 12,9%.

    В отличие от предыдущего 2016 года, с нового 2017 года члены Правительства неоднократно обещают восстановить законный порядок индексации и провести ее полном, как положено по закону, размере.

    «Мы приняли решение, что в 2017 году пенсии будут проиндексированы в полном объеме».

    Премьер-министр Д.А. Медведев

    Таким образом, уже сейчас в проект бюджета закладываются необходимые средства на повышение пенсионного обеспечения, что свидетельствует о серьезных намерениях государства в данном направлении.

    Повышение пенсии в 2017 году пенсионерам по старости

    Трудовые (после пенсионной реформы страховые ) пенсии увеличиваются путем индексации (СИПК) и (ФВ) - составляющих страховой пенсии после проведенной пенсионной реформы в 2015 году. После повышения 1 февраля 2016 года данные параметры установились в следующих величинах:

    Минфин и Минэкономразвития прогнозировали уровень инфляции в 5,8%, в таком случае коэффициент индексации составил бы 1,058 . Однако в опубликованных данных Федеральной службы государственной статистики указывается индекс потребительских цен за 2016 год в размере 5,4%. В связи с этим Максим Топилин (министр труда и соцзащиты) заявил, что коэффициент индексации страховых пенсий и социальных выплат в феврале 2017 года составит 1,054 (при этом СИПК = 78,28 руб., ФВ = 4805,11 руб.). Однако в Федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда РФ отмечается, что на 1 апреля 2017 года стоимость пенсионного балла установится в размере 78 рублей 58 копеек, в связи с чем должна пройти вторая индексация страховых пенсий , что в общем итоге составит 5,8%, в результате чего с 1 апреля страховая пенсия дополнительно увеличена на 0,38% .

    Таблица индексации страховых пенсий по годам

    Год Уровень инфляции предыдущего года Процент индексации Коэффициент индексации
    2011 8,8% 8,8% 1,088
    2012 6,1% 10,65% 1,1065
    2013 6,6% 10,12% 1,1012
    2014 6,5% 8,31% 1,0831
    2015 11,4% 11,4% 1,114
    2016 12,9% 4% 1,04
    2017 5,4% 5,8% 1,058
    • СИПК 2017 = 78,28 × 1,058 = 78,58 рублей ;
    • ФВ 2017 = 4805,11 × 1 = 4805,11 рублей .

    1 апреля увеличилась только стоимость пенсионного балла, сумма фиксированной выплаты осталась без изменений .

    Индексация пенсий работающим пенсионерам

    В качестве одной из антикризисных мер было принято решение о в порядок повышения пенсий для работающих граждан в связи с ежегодным увеличением их количества. По данным Росстата на 2016 год доля работающих граждан составила 36% от общего числа пенсионеров .

    Считается, что материальное обеспечение пенсионеров, которые продолжают трудовую деятельность, выше неработающих, так как помимо пенсии они имеют дополнительный финансовый доход в виде заработной платы.

    Таким образом вступил в силу закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ , который с 2016 года пенсий работающих получателей вплоть до оставления ими трудовой деятельности. После увольнения им будет возвращен привычный порядок индексации с учетом всех повышений, имевших место во время осуществления работы.

    • Работающим пенсионерам с 1 января 2017 года это ограничение не снимут и в феврале пенсия им увеличена не будет .
    • Мало того, как заявил Максим Топилин (Министр труда с соцзащиты), в проекте закона о федеральном бюджете не предусматривается возвращение индексации вплоть до 2019 года , так как в ином случае это может привести к значительным дополнительным расходам, которые Государство на данный момент не может себе позволить.

    Принятые ограничения не распространяются на пенсии (на социальные в том числе), независимо от того работает пенсионер или нет.

    Индексация социального пенсионного обеспечения 1 апреля

    Социальные пенсии рассчитываются не по формуле, а устанавливаются в фиксированной величине, в отличие от страховых, и зависят от категории получателя. Их должен в зависимости от изменения уровня прожиточного минимума пенсионера. За последние 8 лет можно наблюдать колебания уровня индексации пенсионного обеспечения как в большую, так и в меньшую сторону.

    Год Уровень индексации
    2010 12,51%
    2011 10,27%
    2012 14,1%
    2013 1,81%
    2014 17,1%
    2015 10,3%
    2016 4%
    2017 1,5%

    Глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов ранее заявлял, что индексация социальных пенсий в 2017 году предусматривается на 2,6% - именно такой уровень прогнозировал Минэкономразвития. Однако 16 марта Дмитрий Медведев подписал , в соответствии с которым социальные пенсии будут увеличены всего на 1,5% , что представляет собой повышение ПМП в 2016 году относительно 2015 года. В соответствии с этим можно для каждой категории получателей рассчитать проиндексированный размер пенсионного обеспечения.

    Категории получателей До 1.04.2017 г., руб. После 1.04.2017 г., руб.
    • граждане возраста 60 и 65 лет (женщины и мужчины);
    • лица из числа малочисленных народов Севера, возраста 50 и 55 лет (женщины и мужчины);
    • инвалиды 2 группы (за исключением инвалидов с детства);
    • дети, оставшиеся без одного родителя, не достигшие 18 лет, а для обучающихся по очной форме - 23 лет
    4959,85 5034,25
    • инвалиды 1 группы;
    • инвалиды 2 группы с детства;
    • дети до 18 лет или при обучении по очной форме - до 23 лет, оставшиеся без обоих родителей, и детям умершей матери-одиночки
    11903,51 12082,06
    • дети-инвалиды;
    • инвалиды 1 группы с детства
    9919,73 10068,53
    инвалиды 3 группы 4215,90 4279,14

Вопрос о пенсионной реформе волнует каждого сознательного россиянина. Правительство давно намерено изменить пенсионный возраст и порядок начисления выплат. Изменения вводятся постепенно и в будущем году нас обязательно ждут перемены. Какой будет пенсионная реформа 2017 и что изменится для нас, простых граждан. Последние новости в пенсионной реформе.

Реформа в начислении пенсии

По заявлениям Минтруда серьезных изменений в 2017 году в порядке начисления и выплаты пенсий ожидать не нужно. Все слухи, коими полнится интернет в последнее время, совершенно необоснованны. Пенсионная реформа России 2017 продолжает следовать проектам законов, которые были подписаны еще в 2015 году.

В сети сегодня активно обсуждается вопрос об изменении начисления накопительной пенсии, но М. Топлин официально заявил, что, несмотря на то, что изменения в будущем ввести предполагается, пока этот вопрос не обсуждался с другими ведомствами, а это значит, что никаких изменений в ближайшее время не ожидается.

Сегодня готовится проект закона о том, чтобы изменить порядок накопления пенсионных отчислений. Согласно ему гражданам должны дать право на самостоятельное накопление средств в ПФ. При этом накопления граждан будут застрахованы.

Также эти средства можно будет получить по наследству, в случае смерти накопителя.

Однако законопроект этот находится еще в стадии подготовки, а значит в начале 2017 года, он еще не вступит в силу.

Это изменение планируется ввести к началу 2018 года. Какие же преимущества даст это нововведение? А. Силуанов глава Минфина, заявил, что расширение возможностей накопления пенсионных отчислений даст гражданам дополнительную мотивацию обеспечить для себя безбедную старость и значительно снизит нагрузку на государственный бюджет в будущем.

Однако проект закона гласит, что участие в накоплении собственных пенсионных накоплениях будет добровольным, те граждане, которые сами не позаботятся о своей старости, будут также получать социальные выплаты.

Какие изменения в 2017 году нас ждут

Скорее всего, пенсионная реформа в 2017 году затронет возраст выхода на пенсию и коэффициента расчета выплат. Эти новости появляются в прессе не первый год. Уже в течение нескольких лет в правительстве обсуждается вопрос о том, чтобы увеличить трудоспособный возраст до 65 лет. Однако повышение не будет производиться сразу. Возраст будет увеличиваться постепенно на один год в течение нескольких лет. Сегодня президент еще не подписал данный законопроект, так что люди, которые должны пойти на пенсию в 2017 году могут не волноваться.

Данные изменения планируется ввести, чтобы сэкономить государственный бюджет, ведь в нынешней экономической ситуации этот вопрос для нашей страны особенно актуален.

Также в правительстве обсуждается вопрос об изменении коэффициента начислений пенсионных выплат. Новости сообщают, что теперь при расчете пенсии будет учитываться общий стаж пенсионера, что, по мнению чиновников справедливо. Теперь для того, чтобы получать среднюю пенсию, которая составит примерно 14 000 руб. Необходимо иметь не меньше 8 лет рабочего стажа. Если человек не отработал этих положенных лет, ему будет начисляться минимальная социальная выплата из государственного фонда.

Новости о пенсионной реформе в силовых структурах России

Последние новости России гласят, что в 2017 году не обойдется без изменений в начислениях пенсий и силовикам. Вообще силовые органы претерпят в будущем году не одну реформу, планируется сократить штат сотрудников МВД, увеличить возраст выхода на пенсию и пересмотреть коэффициент начисления выплат из государственного пенсионного фонда.

Сегодня представители ПФР уже сообщили, какие изменения вступят в силу с января 2017 года при начислении :

  • Гарантированная пенсия для сотрудников МВД будет повышена в соответствии с увеличением оклада и текущих надбавок.
  • Первую повышенную выплату пенсионеры МВД смогут получить в феврале 2017 года.
  • Пенсия работникам силовых ведомств будет повышена в среднем на 8%.

О повышении пенсионного возраста работникам МВД уже известно точно. Проект закона о повышении пенсионного возраста лиц, служащих в силовых министерствах России уже одобрен.

Теперь пенсионный возраст сотрудников МВД будет повышаться ежегодно на 6 месяцев.

В 2017 году это изменение точно коснется лишь государственных служащих, но в правительстве уже подсчитали, что эта мера значительно сократит расходы пенсионного фонда, а значит и бюджета страны в целом.

Также проект закона гласит о том, что выслуга увеличивается до 25 лет. Эти меры позволят сократить нагрузку на государственный фонд, а значит, помогут стабилизировать экономику страны.

Уже с января 2019 года на территории России вступает в силу закон о поднятии возраста ухода на пенсию. Эта информация стала самой обсуждаемой новостью года, и вызвала волну недовольства среди граждан. Примечательно, но данный законопроект был утверждён уже в первом слушании, хотя через месяц по центральному телевидению выступил президент Владимир Путин, который пообещал смягчение проводимой реформы. Несмотря на это, многие соотечественники не понимают целей изменения возрастных показателей для оформления пенсии и порядка проведения инноваций. Попробуем разобраться в ключевых аспектах.

Скачать для просмотра и печати:

Что нас ожидает в 2019 году

Начиная с будущего года, последовательность ухода на заработанный отдых изменится для подавляющего большинства россиян. Согласно принятому депутатами Госдумы законопроекту, мужчины будут продолжать работать до 65 лет, женщины отдохнут только в 60 лет. Отметим, что в своём телеобращении президент страны пообещал скорректировать проводимую реформу, снизив возрастной критерий для женской половины населения на три года. И в итоге закон был принят с президентскими поправками, за которые проголосовали все депутаты единогласно.

Здесь нужно уточнить, что реформа будет проводиться модульно, с разбивкой на несколько этапов. Так, в первые 2 года после вступления закона в силу будет действовать льготный период, позволяющий уйти на пенсию на полгода раньше обозначенного срока. Далее запланировано ежегодное повышение на 12 месяцев. В результате, новый пенсионный порог будет достигнут уже к 2023 году и сохранится на этом уровне в дальнейшем.

Как это будет выглядеть

Для большей наглядности, приведём таблицу, где продемонстрируем, как будет изменяться пенсионный возраст в ближайшее время.

Год Возраст выхода на пенсию
Мужчин Женщин
2019 61 56
2020 62 57
2021 63 58
2022 64 59
2023 65 60
Важно! С учётом льготного интервала, в 2019-2020 гг. лица мужского и женского пола смогут оформлять пенсию за полгода до указанного возраста.

Кого коснется пенсионная реформа


Начнём с того, что граждане, которые уже находятся на пенсионном обеспечении, будут получать полагающиеся им выплаты в полном объёме. Это правило касается назначенных ранее социальных льгот и выплачиваемых пособий. Единственное, что заметят пенсионеры - это повышение ежемесячных выплат, и этот рост, по мнению правительства, должен впервые превысить темпы инфляции.

Вносимые в порядок пенсионного содержания корректировки коснутся в основном граждан предпенсионного возраста, которые будут выходить на заслуженный отдых на 5 лет позже. Особенно это заметят россияне, у которых нет страхового стажа и они претендуют на получение соцпенсии. Здесь поднятие возраста будет довольно заметным. В частности, за таким обеспечением мужчины смогут обращаться после 70-летия, женщины - когда достигнут возраста 85 лет.

Необходимость проведения пенсионной реформы

Обоснованиями для повышения возрастного ценза можно выделить два ключевых момента: экономическую и демографическую составляющую.

Экономические моменты

В экономическом плане, повышение возрастного порога должно положительно отразиться на росте самих пенсий. По словам главы Минфина Антона Силуанова, после поднятия возраста индексирование пенсий должно обогнать темпы инфляции. По мнению политика, это должно произойти уже в 2019 году, на первой стадии проведения реформы.

Эти слова косвенно подтвердил и Дмитрий Медведев, пообещавший пенсионерам усредненную прибавку в 1 000 рублей ежегодно.

По факту же уже заявлено сотрудниками ПФР, что реальные параметры прироста пенсии будут варьироваться в зависимости от изначального размера пенсии получателя. А 1000 р. — это ожидаемый средний показатель увеличения пенсий за 1 год

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Демографические проблемы


Если рассматривать реформу сквозь призму демографических тенденций, то ключевым мотивом становится увеличение протяжённости жизни среди населения. Согласно сведениям Росстата, мужчины стали жить дольше на 8,5 лет, дамы - на 5,4 года. Однако подобное долголетие дестабилизирует пенсионную систему в целом. Например, в середине 70-х на одного пенсионера приходилось в среднем 3,7 трудящихся. Сегодня это соотношение снизилось почти в 1,5 раза.

Нельзя не отметить, что здесь приведено приблизительное соотношение числа пенсионеров и трудоспособного населения страны. Если брать в расчёт факт, что многие граждане занимаются фрилансом и не делают страховых отчислений, реальные цифры будут заметно ниже: примерно 1,3 работающих граждан на каждого пенсионера.

Повышение возрастной планки

Выше упоминалось, что поднятие возрастной планки будет проводиться постепенно, и в целом этот переход охватит 10-летний период: завершение запланировано на 2028 год, когда установленный возраст будет повышен для большинства граждан.

Однако пока этого не произойдёт, для многих людей остаётся непонятным, когда именно им обращаться за назначением пенсии. Первая стадия реформы затронет мужчин, родившихся в 1959 году, и женщин, появившихся на свет в 1964. Для наглядности примера приведём таблицы, где продемонстрируем, кому и когда обращаться за пенсионным обеспечением.

Таблица 1

Мужчины

Год рождения Год обращения за пенсией
1959 (первая половина) 2019 (второе полугодие) 60.6
1959 (вторая половина) 2020 (первое полугодие) 60.6
1960 (первая половина) 2021 (второе полугодие) 61.6
1960 (вторая половина) 2022 (первое полугодие) 61.6
1961 2024 63
1962 2026 64
1963 2028 65

Таблица 2

Женщины

Год рождения Год обращения за пенсией Полных лет на момент обращения
1964 (первая половина) 2019 (второе полугодие) 55.6
1964 (вторая половина) 2020 (первое полугодие) 55.6
1965 (первая половина) 2021 (второе полугодие) 56.6
1965 (вторая половина) 2022 (первое полугодие) 56.6
1966 2024 58
1967 2026 59
1968 2028 60

Допустимы ли исключения


Такая возможность действительно предполагается. Проводимая реформа не коснется персонала предприятий, задействованного на потенциально опасных производствах. Сюда относятся:

  • «горячая сетка» и проведение работ под землёй;
  • локомотивные бригады;
  • текстильная промышленность (только для женщин, при условии тяжёлого труда и увеличенной интенсивности производства);
  • геологоразведка, партии геофизических, гидрологических и других исследовательских групп, работающих в полевых условиях, включая работы по лесоустройству;
  • плавсостав речного и морского флота, кроме кораблей, выполняющих задачи в пределах акваториальных вод;
  • горнодобывающая отрасль промышленности;
  • летный и инженерный состав гражданских авиалиний;
  • работа с осуждёнными в учреждениях УИН;
  • операторы сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной и грузоподъемной спецтехники (только женщины);
  • сотрудники лесозаготовительных предприятий, включая ремонтные бригады;
  • состав аварийно-спасательных отрядов.

Помимо этого, реформации не затронут социально незащищенные слои населения. В частности:

  • , родивших 5 и больше детей. А для родивших 3-4 детей и вырастивших их до 8 лет также предусмотрены поблажки в виде возможности уйти на пенсию в 57 и 56 лет соответственно, но при наличии страхового стажа от 15 лет;
  • родителей, опекунов, занимавшихся воспитанием детей-инвалидов до достижения последними 8-ми лет;
  • женщин, родивших больше двух детей, при наличии «северного» стажа;
  • получивших группу инвалидности на военной службе;
  • инвалидов по зрению с подтверждённой 1 группой;
  • лиц, страдающих гипофизарным нанизмом (лилипутов) и диспропорциональных карликов;
  • граждан, живущих на Крайнем Севере или регионах с аналогичными климатическими условиями, занимающихся традиционными видами деятельностями — оленеводством, охотничьим промыслом, рыболовством. Что касается остальных северян, то возрастные границы для них тоже передвинуты, теперь эти лица смогут претендовать на пенсию в 55 и 60 лет соответственно — женщины и мужчины);
  • пострадавших в результате техногенных аварий;
  • , в том числе испытатели десантируемой и аэрокосмической техники.

С полным перечнем категорий граждан, которых не затронет пенсионная реформация, можно ознакомиться

Кроме того, обратиться за пенсией и единовременными выплатами по старым возрастным критериям смогут люди, выбравшие накопительный вариант пенсионного обеспечения. Также ранее общеустановленного возраста смогут выйти на пенсию многодетные матери, родившие и воспитавшие 3-х детей - в 60 лет, а при наличии 4-х - в 56.

Пенсионная реформа для госслужащих


Для этого руководящего звена поднятие возрастного порога было обозначено ещё в 2017 году. Согласно принятой норме, для служащих муниципалитетов, чиновников регионального и государственного уровня, повышение вводится постепенно, с полугодичным шагом. Так будет продолжаться, пока не будет достигнута планка 60 и 65 лет, женщинам и мужчинам соответственно.

Начиная с 2020 года, поднятие порога будет проходить соразмерно: на 12 месяцев каждый год. В результате повышение возраста госслужащих будет происходить параллельно общей пенсионной реформе.

Если пенсия полагается досрочно

Вводимые изменения затронут и «досрочников», которые наделены правом обращаться за назначением пенсионного содержания раньше установленных законом сроков. Рассмотрим основные положения.

Спецстаж


Термином «спецстажа» обозначается определённая трудовая деятельность при особых условиях работы или для представителей определённых профессий. После перехода на новые рельсы пенсионной реформы, спецстаж останется для:

  • граждан, работающих на Крайнем севере или местностях, с аналогичными климатическими условиями — но возраст их фактического выхода на пенсию будет постепенно возрастать до 55 и 60 лет — соответственно для северянок и северян;
  • творческих работников;
  • медработников.

Сегодня специальный стаж варьируется в пределах 15-30 лет. Однако, несмотря на отсутствие изменений, для перечисленных категорий предполагается поэтапно откладывать сроки обращения за назначением пенсии.

В частности, год, в котором указанные выше лица выработают спецстаж, будет зафиксирован, а назначат «досрочную» пенсию по истечении определенного временного отрезка. В 2019-2028 гг. фактический срок обращения за пенсией будут переносить на 1-5 лет. Выработавшие спецстаж в 2028 г. и позже, обретут реальную возможность обратиться за назначением страховой пенсии спустя 5 лет с момента выработки данного стажа.

Что касается остальных льготников, претендующих на пенсию по выслуге лет, то о них в пенсионном законе ничего не сказано. Следовательно, логично предположить, что их льготы будут полностью или частично упразднены.

Чего ожидать


С учётом общепринятых требований к трудовому спецстажу, возраст для выхода на пенсию для граждан, работающих на Крайнем Севере и аналогичных территориях, будет продлён на 5 лет. В частности, мужчины смогут претендовать на получение денежного содержания в 60 лет, женщины - в 55.

Для медперсонала, преподавателей и представителей творческих профессий предусматривается иной порядок. В частности, для этой категории граждан будет отсрочен срок оформления пенсии на 5 лет.. Например, после того, как спецстаж, нужный для выхода на пенсию, будет выработан, он регистрируется, а право на получение пенсионного обеспечения появляется спустя установленный срок.

К примеру, педагогам необходимо 25 лет выслуги в детских учреждениях вне зависимости от их возраста и пола. Если преподаватель в 2021 г. выработает необходимый стаж, то по факту пенсию ему назначат только через 3 года, т.е. в 2024 г..

Кому положено


Новыми «досрочниками» станут:

  • женщины и мужчины, отработавшие 37 лет и 42 года соответственно — на 2 года раньше остальных, но не ранее, чем исполнится 55 и 60 лет соответственно;
  • многодетные матери, родившие и воспитавшие трёх и четырёх детей — в 57 и 56 лет соответственно;

неработающие предпенсионного возраста, которые не могут трудоустроится по независящим от них причинам — в 58 и 63.

Важно! Несмотря на поднятие возраста, право на получение социальных льгот для пенсионеров пересматриваться и изменяться пока не будет. В частности, оформить полагающиеся льготы можно будет в 55 и 60 лет.

Когда можно обращаться за социальной пенсией


«Социалка» полагается гражданам, которые официально не трудоустраивались и не имеют необходимого для назначения страховой пенсии стажа. До принятия закона о реформациях такие люди могли обращаться за пенсией на 5 лет позднее, чем работающие соотечественники.

В 2019 году эта тенденция сохранится, но возраст для назначения «социалки» будет также увеличен. Теперь женщины, у которых отсутствует необходимое число лет страхового стажа, смогут обращаться за пенсией после наступления 65-летнего возраста, мужчины - после 70 лет.

Что касается инвалидных социальных выплат, то такие пенсии будут оформляться, как и прежде.

Как самому определить дату выхода на пенсию


Для этого нужно учитывать следующие факторы:

При этом нужно учитывать, что первые два года после проведения реформы у граждан имеется право льготного выхода на пенсию на полгода раньше предусмотренных сроков. Например, этим правом могут воспользоваться мужчины, которым нужно выходить на пенсию в 2021-2022 гг. Эти граждане родились в 1960 году, поэтому смогут выйти на заслуженный отдых уже в 61,5 год. Однако если у такого гражданина имеется трудовой стаж, превышающий 42 года, то назначение пенсии с учётом льгот произойдёт уже в 60 лет.

Что ожидает льготников

Выше мы указывали, что есть определённые категории граждан всеобщее повышение пенсионного возраста не затронет. Это коснется работников, задействованных на тяжёлых и опасных производствах, а также для отдельных категорий «досрочников», которые получили данное право по медицинским или социальным показателям.

Кроме того, особую привилегию в виде 25% надбавки к пенсии получили жители сельской местности, трудившиеся в с/х не менее 30 лет.

Как будут индексироваться выплаты


Правительство обещало, что после проведения реформы средний размер пенсии по стране будет увеличен на 1 000 рублей. Данная цифра была озвучена Дмитрием Медведевым, эту сумму упоминала в своём интервью и Тамара Голикова. Однако будущим и нынешним пенсионерам осталось непонятным, как именно будет происходить индексация пенсий.

Уже заявлено, что индексация будет производиться ежегодно в январе только до 2024 г.

В год или в месяц

Речь идёт о ежемесячном повышении пенсий, но не на 1 000 рублей, и не всем. В частности, согласно действующему законодательству, индексация проводится ежегодно с 1 февраля. В 2019 году предполагается проиндексировать текущие выплаты на 7,05% в январе.

В последующие годы ближайшей пятилетки индексация запланирована в меньших размерах и тоже в процентном отношении в пределах 5,5-6,6%

Возникает резонный вопрос: если показатели индексации так разнятся — откуда же берется та самая озвученная прибавка в 1000? Ответ прост: как всегда, подразумевались усредненные данные.

Если брать за исходную величину средний размер выплат по регионам, который составляет 14 000 рублей, то ежемесячная прибавка выйдет порядка 1 000 рублей, что и было озвучено чиновниками из аппарата правительства.

Однако если вчитываться в разъяснения представителей Правительства РФ более детально, то прибавка все-таки обещана не ежемесячная, а ежегодная. Что более логично и правдоподобно, поскольку уже заявлено, что страховые возрастные пенсии для неработающих будут индексироваться 1 раз в год в январе. Таким образом, получается, что возрастание пенсий гипотетически будет происходить ежегодно: в начале каждого года и больше в течение ближайших 12 месяцев пенсия граждан расти не будет. А это значит, что фактическая ежемесячная прибавка к пенсии в среднем составит 83,3 р.

То есть, фактическая прибавка мало того, что будет не ежемесячная, а ежегодная, так еще и не в фиксированном размере, а в процентном соотношении к изначальному размеру пенсии получателя. И здесь нынешних пенсионеров ожидает новый виток социальной несправедливости: прибавка будет больше у тех, кто и ранее получал пенсию больше. А те, у кого пенсия изначально меньше, смогут рассчитывать лишь на минимальную прибавку.

Таким образом, если человек получал минимальную пенсию, которая в целом по РФ сейчас находится на уровне 8.726 р., то его прибавка в 2019 г. соответственно составит 615 р. 18,3 коп. и он будет целый год получать пенсию в размере 9.341, 183 р. Далее в 2020 г. прибавка будет 615 р. 51,8 коп. Пенсия станет 9.956,701 р. В 2021 г. прирост составит 627 р. 27 коп. и пенсия будет на уровне 10.583, 97 р. В 2022 г. прибавка — 613,87 р., пенсия — 11.172, 84 р. В 2023 г. прирост — 614,51 р., пенсия — 11787,35. В 2024 г. прибавка — 636,52 р., пенсия — 12.423, 87 р.

Реальный рост пенсии на конкретно взятом примере составит за весь реформационный индексируемый период всего лишь 3697,87 р.

Если же человек получает изначально пенсию меньше федерального или регионального прожиточного минимума (к слову, федеральный, как раз на середину 2018 г., составляет 8.726 р.), то его пенсию в любом случае доводят до уровня прожиточного минимума в целом по стране и региону проживания. А т.к. фактическая индексация для таких людей будет еще меньше, чем в выше обозначенном примере, то это все равно будет в большинстве случаев меньше ПМ. А значит, такую пенсию все равно доведут до уровня ПМ и по факту никаких изменений с пенсией в реальном денежном выражении не произойдет. Все будет происходить только “на бумаге”.

Это означает, что в действительности ощутимую прибавку, приближенную к озвученным Правительством РФ цифрам, получат только те неработающие пенсионеры, у которых уже назначена страховая пенсия по возрасту — с размером от 14 тыс. 300 р.

Кому полагается


Получателями такой прибавки будут только те пенсионеры, которые уже получают страховую пенсию и при этом не работают (во всяком случае официально). А это значит, что людей, получающих социальные пенсии, в том числе по гособеспечению, январская индексация не коснется.

Всем, кто получает страховые пенсионный выплаты по возрасту — платежи будут проиндексированы в январе. Еще раз уточним, что размер прибавки будет зависеть от фактического размера выплат на момент индексации. Например, если гражданин получает среднюю пенсию в 14 000 рублей, то с учётом индексации в 7,05%, он будет получать на 980 рублей больше. Прибавка будет единовременной, но пенсия в 14 980 рублей будет выплачиваться до следующей индексации.

Если гражданин получает пенсию в 10 000 рублей, его прибавка составит 700 рублей, если пенсионное содержание 20 000 рублей - полагается доплата в 1 400 руб.

Ежегодная прибавка 12 000 рублей в год


Такая цифра тоже была озвучена, что внесло ещё больше недопонимания в индексацию пенсий и повышение выплат. Отметим, что на ежегодную суммарную прибавку в 12 000 рублей могут рассчитывать пенсионеры, размер денежного содержания которых равен среднему размеру пенсий по стране - 14 000 рублей. Граждане, которые получают 10 000 рублей, получат общую прибавку в 8 400 руб.

Уточним, что речь идёт не о разовых выплатах. Ежегодное повышение пенсий будет достигнуто увеличением ежемесячной выплаты.

Более того, в действительности правительством было заявлено, что к концу реформирования (переходного периода) средняя прибавка к пенсии достигнет 12.000 р. То есть, обозначенного увеличения, скорее всего, надлежит ждать по итогам пенсионной реформы после 2028 г.

Уже озвучена запланированная индексация на большую часть реформационного периода — 2019-2025 гг. В 2019 г. СПК и фиксированная пенсионная выплата увеличатся на 7,05%, до 87,24 и 5.334 р. В 2020 г. эти же показатели планируется увеличить на 6,6%, в 2021 - на 6,3%, в 2022 - на 5,9%, в 2023 г. - на 5,6%, в 2024 - на 5,5%. Именно эти цифры должны обеспечить ежегодный пенсионный рост выше гипотетической инфляции и доведение средних пенсий до 20.000 р. к концу указанного 6-летнего периода. Таким образом, вышеобозначенные выводы были сделаны абсолютно верно.

Внимание! В конце 2018 г. вышло правительственное распоряжение о досрочной выплате январских пенсий в декабре 2018 г. Люди, уже получающие пенсии, должны получить свое январское пенсионное обеспечение за 2019 г. в 20-х числах декабря 2018 г.. Такие меры приняты ввиду предстоящей индексации и январских праздников.

При чём здесь возраст

Поднятие возраста позволит уравнять соотношение числа пенсионеров и работающих граждан. В результате индексация пенсионного обеспечения позволит обогнать рост инфляции, что и послужит тенденцией для увеличения размера пенсионного содержания.

Что ждет работающих пенсионеров

Эту категорию граждан индексация пенсионного обеспечения не затронет. Как было раньше, размер пенсий будет пересчитываться с учётом всех повышений лишь тогда, когда гражданин официально прекратит трудовую деятельность.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

В наступающем 2018 году правительством обозначены масштабные преобразования в пенсионной сфере. Основная цель реорганизации системы ПФР заключается в создании условий для устранения дефицита и стабилизации бюджета фонда.

Реформа предполагает участие в ней всех работающих соотечественников. По этой причине планируемые изменения в той или иной мере коснутся каждого россиянина.

Какие изменения ожидаются в 2018 году

По убеждению Минфина, растущий дефицит в бюджете ПФР вызван неэффективностью существующей пенсионной системы. В последние годы расходы фонда стабильно превышают его доходы.

Реформирование позволит изыскать новые ресурсы для решения серьезных проблем в данной сфере. В частности, обсуждается возможность следующих преобразований:

Корректировка пенсионного возраста. Россияне смогут рассчитывать на заслуженный отдых только по достижении 63-65 лет. Эта вынужденная мера будет внедряться поэтапно и, по мнению экономического блока, служит гарантией баланса будущего бюджета страны.

Изменение критериев для досрочного выхода на пенсию. Чиновники предлагают исключить из этой категории рабочих, задействованных в опасных вредных производствах.

Работникам медицинской сферы и народного образования (врачам, учителям) также не стоит рассчитывать на досрочное получение пенсионного удостоверения. Реформаторы предлагают увеличить срок льготного стажа их трудовой деятельности.

Минфин склоняется к тому, что размеры пенсионных выплат для работающих пенсионеров не будут индексироваться. Поскольку они имеют альтернативные источники доходов, то на повышение пенсионных выплат им не приходиться рассчитывать.

Замена накопительных пенсий системой ИПК (индивидуального пенсионного капитала).

По этой схеме каждый россиянин имеет возможность заблаговременно позаботиться о размере будущей пенсии за счет дополнительных взносов (от 1 до 6 и более процентов).

Добровольцам предлагается открыть счет в НПФ или любом банке и перечислять на него часть своих доходов. По достижении определенного возраста накопления можно снять или завещать потомкам.

Предложение носит добровольный характер и остается на личное усмотрение каждого россиянина. Граждане имеют право принять или отказаться от участия в системе ИПК.

Детали системы ИПК должны быть согласованы между ПФР, ФНС и банковскими структурами. Схему формирования собственного накопительного капитала обещают сделать максимально привлекательной для всех категорий граждан. Работодателям также предлагается принять участие в софинансировании пенсий и получить за это определенные льготы.

Бюджет ПФ России на 2018 год

В последние годы наблюдается четкая тенденция дефицита бюджета ПФР. Растущее количество пенсионеров на одного работающего россиянина неизбежно усиливает разницу между доходами и расходами в пенсионной системе.

В уходящем 2017 году дефицит бюджета уже достиг 220 млрд рублей. По мнению экспертов, повышение доходов в 2018 году в некоторой степени сократит этот показатель до 196 млрд рублей. Если все планируемые реформы будут реализованы, то Минфин рассчитывает стабилизировать бюджет ПФР. Средствами для покрытия дефицита послужат государственные субсидии.

Размер социальных взносов в ПФ РФ

После обсуждения в Госдуме право на существование получил законопроект о страховых взносах. Тарифы сохраняются прежними и остаются на уровне 2017 года.

Работодатель обязуется выплачивать в казну внебюджетных фондов 30%, из которых:

22% отчисляются ПФ;

2,9% на нужды социального страхования;

5,1% обеспечивают обязательное медицинское страхование.

Предусмотрены выплаты в размере до 10% в ПФР, если показатель налоговой базы физического лица ежемесячно превышает 624 тыс.руб.

Такая система страховых взносов не противоречит принятой ранее Стратегии развития в долгосрочной перспективе пенсионной сферы РФ.

По мнению чиновников, тарифы социальных взносов поддерживаются на уровне приемлемых показателей и создают оптимальную страховую нагрузку для работодателей.

Изменение социальных пенсий. Последние новости

Реформы ПФР в 2018 году не смогут изменить показатель пенсионных выплат в сторону кардинального повышения. Как ожидается, Минфином предусмотрена индексация пенсии в среднем на 4-5%. На фоне прогнозируемого снижения инфляции и экономического роста планируется довести размер пенсии по старости до 14 045 руб.

Ожидаемые от реформы ПФР изменения призваны решить множество назревших проблем в пенсионной сфере. Однако это никак не отразится на социальных выплатах. Показатель прожиточного минимума в РФ, по мнению чиновников, составит 9364 руб.

Предполагается, что размеры социальной пенсии не превысят 9159 руб. Тем не менее, Минфин настроен оптимистично и уверен, что уровню достатка отечественных пенсионеров не угрожают никакие опасности.

Насколько эффективной будет реформа ПФ России и оправдает ожидания россиян, покажет грядущий «не за горами» 2018 год.