Новые изменения в пенсионном законодательстве. Новый пенсионный закон

2017 год ознаменовался внесением изменений в пенсионное законодательство . Корректировки коснулись, в первую очередь, величины выплат и порядка их назначения для отдельных граждан. Рассмотрим далее новые изменения в пенсионном законодательстве.

Общие сведения

Первые изменения в в 2017 г. связаны с приостановленными положениями, относящимися к индексации сумм. Они снова начали действовать. Как обещал премьер-министр, величина социальных и страховых выплат будут проиндексированы в полном объеме.

Предусмотрены изменения в пенсионном законодательстве для военнослужащих . Выплаты этим гражданам также будут увеличены, однако точная величина повышения неизвестна.

С 1 января закон, устанавливающий увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 - для мужчин, вступил в действие. Предполагалось, что эти коснутся только чиновников. Однако в связи с наличием дефицита бюджета, восполнение которого идет крайне медленно, активно обсуждается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию и для других граждан. Эта идея вызвала широкий резонанс в обществе. Правительство, однако, обещает, что активные действия в этом направлении не будут предприниматься до 2018 г.

Ситуация на практике

Среди ключевых изменений в пенсионнм законодательстве с начала 2017 г. можно отметить следующие:

  • Увеличение минимальной продолжительности трудового стажа.
  • Повышение пенсионных коэффициентов. Они используются для назначения пенсионного обеспечения по старости.

После реформы, проведенной в стране в 2015 г., изменился порядок расчета сумм. Соответственно, пенсионные взносы, перечисляемые в страховую часть, стали учитывать в виде индивидуальных коэффициентов (баллов). При выходе гражданина на пенсию их переводят в рубли.

Требования к стажу

Как устанавливает 8 статья ФЗ № 400, при гражданину нужно иметь не меньше 15 лет стажа и 30 баллов.

Данные требования, однако, Правительство решило вводить постепенно. Так, величина баллов с 6,6 будет увеличиваться ежегодно на 2,4. Необходимый стаж будет повышаться на год также ежегодно.

Ситуация с госслужащими

С 01.01.2017 вступил в действие ФЗ № 143. В нем существенно ужесточены требования к пенсионному возрасту. Как выше говорилось, для женщин он будет равен 63, для мужчин - 65 годам. При этом стаж госслужбы должен быть не меньше 20 лет.

Эти будут реализовываться постепенно. На 2017 год для выхода на пенсию женщины должны быть в возрасте 55,5, а мужчины - 60,5 лет. Стаж госслужбы должен быть 15,5 л.

Повышение возраста выхода на заслуженный отдых связано с постоянным увеличением прироста населения и продолжительности жизни граждан. В настоящее время в среднем продолжительность жизни составляет 72 года. Если экономическая ситуация в будущем будет складываться благоприятно, то этот показатель еще больше увеличится.

Тарифы для самозанятых лиц

Согласно изменениям в пенсионном законодательстве , взносы по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) для граждан, работающих "на себя", отчисляются в фиксированном размере. Он определяется ежегодно исходя из величины МРОТ.

С июля 2016 г. минимальный размер заработка составил 7500 р. Соответственно, нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие лица, а также ИП должны отчислить в ПФР 23 400 р. за 2017 г.

Величина прожиточного минимума

Определение этого показателя необходимо для приобретения права на получение социальной доплаты.

Как отмечал Минэкономразвития, предполагается снижение стоимости потребительской корзины. Соответственно, величина прожиточного минимума также уменьшится. Она, в свою очередь, тесно связана с размером пенсионного обеспечения. Социальные доплаты предназначены для приведения суммы пенсии в соответствии с прожиточным минимумом.

В законе о бюджете предусматривалась величина ПМ в сумме 8540 р. Между тем в регионах этот показатель существенно варьируется в зависимости от разных условий, в том числе климатических.

Стоит сказать, что , касающиеся размера прожиточного минимума, распространяются на граждан, которые начали получать пенсию в 2017 г. Для остальных лиц выплата будет прежней (более высокой).

Единовременная выплата

Она была введена в связи с отсутствием достаточного объема бюджетных средств для индексации. Действие некоторых принятых ранее положений было приостановлено. Вместе с тем Правительство решило провести частичную индексацию пенсий - на 4 %. Учитывая уровень инфляции, такая мера оказалось недостаточной. Но и средств в бюджете на пересчет в полном объеме не было.

Для компенсации потерь Правительством было решено осуществить фиксированную выплату в размере 5 тыс. р. Эта сумма полагалась всем лицам, являющимся на 31 декабря 2016 г. пенсионерами.

Реализация этих изменений в законодательстве Пенсионного фонда не сопровождалась какими-либо сложностями. Порядок получения доплаты гражданами был упрощен. Пенсионерам не нужно было обращаться в ПФР с заявлением. Выплаты были произведены по графику с 13 по 28 января. При этом в некоторых случаях выдача компенсации совпала с получением пенсии.

Если доставка пенсии на дом не производилась, пенсионеру направлялось уведомление, по которому выплату можно было получить в территориальном почтовом отделении.

Последние изменения в пенсионном законодательстве по индексации

Изначально было установлено, что социальные и пенсионные выплаты ПФР должны каждый год увеличиваться в связи со снижением покупательской способности, обусловленного повышением уровня инфляции. Порядок индексации устанавливается в зависимости от выплаты:

  • 1.02 - повышаются страховые пенсии на показатель инфляции за прошлый год.
  • 1.04 - увеличиваются социальные пенсии. Индексация зависит от темпов повышения прожиточного минимума за прошлый год.

Индексация в 2016 году была проведена только на 4 % при уровне инфляции за 2015 г. 12,9 %. Однако в конце 2016 г. Правительство пообещало восстановить порядок увеличения выплат. Для реализации обещания в проект бюджета были заложены необходимые средства.

Увеличение пенсии по старости

Трудовая (страховая) часть выплаты повышается посредством индексации стоимости одного пенсионного балла и фиксированной выплаты. На 01.02.2016 показатели были следующими:

  • Пенсионный коэффициент - 74,27 руб.
  • Фиксированная выплата - 4558,93.

По прогнозам Минэкономразвития и Минфина, уровень инфляции должен был составить 5,8 %. В этом случае величина индексации ИПК должна быть 1,058. Но, согласно опубликованным данным Федеральной службы госстатистики, индекс цен на 2016 г. составил 5,4 %.

Учитывая показатели, заявил, что пенсионного балла составит 1,054, размер стоимости ИПК - 78,28 руб., а фиксированной выплаты - 4805,11 руб.

В законе о бюджете ПФР отмечалось, однако, что на 01.04.2017 стоимость балла составит 78,58 руб. Соответственно, необходима вторая индексация пенсий. В совокупности, общее повышение должно составить 5,8 %. С первого апреля в результате страховую пенсию дополнительно увеличили на 0,38 %. Размер фиксированной выплаты остался при этом прежним - 4805,11 руб.

Изменения в военном пенсионном законодательстве

Новости из Госдумы особой надежды на повышение пенсий для граждан, завершивших службу, не внушают. Стоит сказать, что увеличение обеспечения для этих лиц не осуществлялось надлежащим образом довольно давно.

Повышение пенсии происходит за счет увеличения оклада, понижающего коэффициента и индексации страховой части на показатель прошлогодней инфляции. Такой порядок действует для пенсионеров МВД, МЧС, ФСИН и ряда других ведомств.

В 43 статье ФЗ № 4468-1 предусмотрен к ДД (денежному довольствию) в размере 54 %. Он применяется при начислении пенсии и должен каждый код повышаться на несколько процентов до достижения 100 %. Предполагалось, что такая величина будет установлена в 2035 г. В течение последних 2-х лет, таким образом, этот коэффициент был равен:

  • С 1 янв. 2015 г. - 62,12 %.
  • С 1 окт. 2015 г. - 66,78 %.
  • С 1 февраля 2016 г. - 69,45 %.

Однако, по заявлению Антона Силуанова, федеральный бюджет может не выдержать такого повышения, следовательно, вопрос индексации нужно решать аккуратно. Тем не менее в 2017 г. военные пенсии были все же повышены за счет коэффициента, которых достиг 72,23 %.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

Выход на пенсию обычно связан с наступлением определенного возраста, который, кстати, в России один из самых низких. Сегодня для женщин эта планка находится на уровне 55 лет, а для мужчин - 60 лет.

Но некоторые категории работников могут уйти на отдых на 5-15 лет раньше срока ухода на пенсию, установленного на законодательном уровне. Условий для этого несколько - опасные условия работы или службы, особые заслуги, состояние здоровья и так далее.

Стандартная пенсия

Закон №173-ФЗ устанавливает для выхода на пенсию работников следующие возрастные планки:

  • 55 лет - для женщин;
  • 60 - для мужчин.

Также обязательным пунктом при оформлении выплаты является наличие стажа: претендент должен иметь минимум 5 лет страхового (в течение которого производились взносы в ПФ) стажа.

Выйти на пенсию можно только при соблюдении норм законодательства:

  • гражданство РФ, а для иностранцев - работа в пределах России и постоянное проживание на ее территории;
  • претендент на выплату должен быть застрахованным по закону №167-ФЗ;
  • обязательно в течение рабочего стажа должны осуществляться взносы, то есть, стажем считается только такие периоды работы, когда эти взносы производились;
  • достижение возраста, необходимого для выхода на пенсию по старости (55-60 лет).

Срок ухода на пенсию женщин в России традиционно ниже возрастного ограничения для мужчин - слабый пол имеет право покинуть работу на 5 лет раньше. Хотя в целом в мире возраст этот одинаков для обоих полов.

Более того, уже не первый десяток лет ведутся споры на самом высоком уровне о необходимости сократить возраст именно для мужчин - средняя продолжительность их жизни по стране в общем составляет всего 60 лет, в то время как женщин - 75 лет.

Уже неоднократно в Правительстве поднимался вопрос об увеличении возрастной планки ухода на пенсию, но пока он остается прежним. Вместо этого предлагаются и уже даже применяются стимулирующие меры, которые бы сделали уход на отдых более поздним. Например, повышенная ставка к пенсии уже сегодня дала результаты.

Льготная пенсия

Свыше трети всех пенсионеров в РФ сегодня считаются льготниками. Они получили право на заслуженный отдых раньше достижения установленной планки в 55/60 лет. Существуют категории сотрудников, которые получают право на пенсию раньше срока:

  • работники производств с вредными условиями;
  • сотрудники горячих цехов, лица, занятые на подземных работах;
  • женщины, отработавшие 20 и более лет в текстильной отрасли, а также на работах повышенной вредности либо интенсивности;
  • работники сферы лесозаготовки, участники походов и экспедиций;
  • работники флота, морского и речного, механизаторы в портах;
  • работники в сфере городского транспорта;
  • авиаторы;
  • сотрудники МЧС;
  • педагоги при наличии 25 лет соответствующего стажа.

Также досрочная пенсия полагается и социально незащищенным категориям пенсионеров: многодетным матерям, инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход и так далее. В некоторых случаях стаж увеличивается при подсчете для пенсии. Например, для участника афганских событий срок выхода на пенсию может быть сокращен, поскольку за один год службы в расчет берется три года «обычного» гражданского стажа.

В остальных случаях в общий стаж включается не только профессиональная деятельность, но и период ухода за инвалидом или детьми, посещение семинаров, прохождение обучения или военной службы, а в специальный - только полные рабочие дни, отработанные по специальности.

Сроки ухода на льготную пенсию в системе МВД наступают после «набора» сотрудником минимум 20 лет специального стажа. Однако данное правило касается не только пенсии по выслуге лет. Другие два варианта - по инвалидности либо потере кормильца-сотрудника МВД (эти категории получателей имеют право на дополнительную пенсию) - также оформляются по такому принципу. С 2019 года планируется добавить 5 лет к необходимому стажу военнослужащих, и им придется уходить на пенсию только после отработки 25 лет в органах МВД.

Уход на пенсию раньше срока возможен и для безработных граждан, если до оформления выплаты осталось менее 2 лет, у претендента есть необходимый минимум стажа, а работа в службе занятости (будущий пенсионер обязательно должен состоять в ней на учете) для заявителя не найдена. По ходатайству инспектора службы занятости такому лицу пенсия может быть назначена в досрочном порядке.

Новые положения

С инициативой об увеличении пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин до 63 лет выступил РСПП (союз предприниматели и промышленников). Повышение планируется сделать поэтапным. Так, пенсионеры начнут уходить на пенсию с 2015 года на 3 месяца позже обычного.

Через 15 лет все «новые» пенсионеры будут оформлять выплату в 63 года при отсутствии прав на льготный уход. В остальном же порядок и условия назначения и выплаты пенсий останется прежним за исключение добавления возраста: льготы для работников вредных производств, педагогов и прочих категорий сохраняются.

Новые сроки ухода на пенсию можно считать вынужденной мерой: при таком, как сейчас, возрасте для пенсии в скором времени количество пенсионеров и трудоспособных работников станет идентичным. А если учитывать серые зарплаты без отчислений в ПФ, различные схемы ухода от взносов, то наполняемость Пенсионного фонда будет сокращаться с каждым годом все больше. Поэтому иного решения, кроме как повышения пенсионного возраста, на сегодняшний момент просто не существует.

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно . Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по

Правительство планирует запустить новую пенсионную систему, первые элементы которой начнут внедряться с 2018 года. Основная цель чиновников – сбалансировать бюджет ПФР. Покрытие дефицита фонда требует значительных затрат бюджетных средств. Кроме того, правительству становится все сложнее проводить ежегодную индексацию.

Действующая пенсионная модель остается несбалансированной, уверены в Минфине, что создает фундаментальные риски для отечественного бюджета. Падение цен на нефть продемонстрировало уязвимость государственной казны перед внешними вызовами. Новая реформа поможет снизить зависимость бюджета от структурных доходов, подчеркивают в Минфине.

Наиболее спорным вопросом реформы, предложенной Минфином, остается проблема повышения пенсионного возраста. Данная мера является абсолютно необходимой, уверены представители экономического блока. Во время кризиса власти отложили принятие данного решения, что связано с ухудшением экономической ситуации. В 2018 году экономика полностью восстановится после кризиса, что позволит правительству скорректировать пенсионный возраст.

Формат будущего повышения нормативного возраста продолжает обсуждаться. Данный показатель может быть увеличен до 63-65 лет, считают эксперты. При этом власти используют опыт пенсионной реформы для госслужащих, ежегодно увеличивая нормативный показатель на 6 месяцев. Данная мера станет основой новой пенсионной системы, которая будет внедряться с 2018 года.

Помимо проблемы возраста, чиновники намерены окончательно решить вопрос с работающими пенсионерами. Согласно позиции Минфина, данная категория граждан не должна претендовать на ежегодную индексацию пенсий, поскольку располагает альтернативными источниками доходов.

Кроме того, представители ведомства намерены существенно сократить категории граждан, которые смогут рассчитывать на досрочную пенсию. Более половины льготников составляют работники вредных и опасных производств. Согласно новой инициативе Минфина, данная категория граждан может лишиться права на досрочные пенсии. Также чиновники предлагают повысить необходимый стаж для бюджетников-досрочников (учителя, медики и т.д.).

Существенные изменения ожидают накопительную систему, реформа которой позволит повысить сознательность граждан.

Стимул к накоплению

Длительная заморозка накопительной части негативно отражается на готовности населения самостоятельно формировать собственную пенсию. Власти рассматривают несколько вариантов реформ действующей модели, которые имеют принципиальные различия.

Представители Минэкономразвития допускают поэтапную разморозку накопительной пенсии. Уже в следующем году власти могут снять ограничения с 1-3% отчислений, что станет положительным сигналом для граждан, намеренных самостоятельно сформировать будущую пенсию. По мере улучшения экономической ситуации, правительство сможет переходить к следующему этапу разморозки накопительных пенсий.

Представители Минфина настроены на более радикальную реформу, которая предполагает отмену действующей накопительной пенсионной системы в 2018 году. Вместо этого чиновники предлагают запустить систему индивидуальных отчислений, участие в которой станет обязательным. В Минфине уверены, что подобный инструмент будет стимулировать граждан активнее участвовать в формировании собственной пенсии.

Эксперты ожидают запуск пенсионной реформы сразу после окончания выборов. Несмотря на нежелание чиновников идти на непопулярные меры, другие альтернативы для стабилизации пенсионной системы отсутствуют.

Отсутствие альтернатив

Ухудшение демографической ситуации на фоне сокращения поступлений от экспорта нефти вынуждает правительство ускорить реализацию пенсионной реформы. Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приводит к увеличению дефицита пенсионного фонда. В результате власти должны изменить базовые параметры, которые определяют размер пенсии.

В таких условиях ежегодная индексация пенсий превратится в настоящую проблему для правительства. Согласно оценкам экспертов, уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать другие виды затрат, перераспределяя ресурсы на повышение пенсий.

В 2017 году стартовала пенсионная реформа для госслужащих, которая затронула ключевые параметры начисления пенсий. Чиновники начали повышать пенсионный возраст для служащих, дополняя данную меру пересмотром необходимо стажа. Подобный подход может стать прототипом реформы для остальных категорий граждан, считают эксперты. Дальнейшее промедление с реформой чревато серьезными последствиями для отечественной экономики.

Повышение пенсионного возраста с 2019 года

Следующим этапом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста и ощутить действие новых правил на себе жители всех регионов России смогут уже с 1 января 2019 года.

Переход к новым нормам обещают сделать постепенным, добавляя ежегодно +1 год.