Традиции православного воспитания в народе. Благочестие

Православное воспитание детей в семье объединяет сколько духовно-нравственное родство. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой...

Обращение к корням, о котором все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, невозможно без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.

Знать о традициях и следовать им – не одно и то же. Именно поэтому нужно понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это, прежде всего, следование нормам и канонам тысячелетней христианской веры.

Такое воспитание детей в семье базируются на трех основных положениях:

  • любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
  • ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но и в духовном смысле;
  • почитание родителей и вообще старших.

Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в ней необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненным испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творчество, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.

Строгость воспитания смягчается возвышенной любовью родителей к детям и детей к отцу и матери. Родители избегают гнева, сдерживают раздражение, и чадо видит в подчинении не наказание и унижение, а справедливость. Именно любовь смягчает запреты, не ломает личность ребенка, но позволяет малышу стать внутренне свободным, жить по тысячелетним нравственным законам добра и взаимоуважения.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Так, православное воспитание ребёнка с самого рождения строится на развитии, прежде всего, творческого мышления.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные ему по возрасту: кто-то убирает игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в приготовлении еды.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится . Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Все больше родителей сталкиваются с проблемой безнравственного поведения детей: молодое поколение не разделяет общечеловеческих ценностей, а пошлость и сквернословие стали обыденными явлениями.

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

Авторитетные мнения

В поисках истины родители часто обращаются к священнослужителям. Например, священник Даниил Сысоев в своих лекциях дал исчерпывающие ответы на множество вопросов о воспитании. Беседы с ним помогли не одному родителю найти подход к чаду и укрепиться в своей вере.

Для матерей и отцов, изучающих влияние церкви на детей, книга известного богослова Николая Евграфовича Пестова будет идеальным помощником. «Православное воспитание детей» можно приобрести как отдельное издание, так и в сборнике «Современная практика православного благочестия». В этом двухтомном труде доступно изложены основы построения христианской семьи, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться верующим в светском государстве.

Давно известно, что христианское воспитание детей – прежде всего дело семьи, дома. В лоне семьи человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни – личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. В семье проходит вся жизнь ребенка.

У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей и подростков к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.

Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у сегодняшних православных христиан стали складываться в VI–IX вв.

Семья была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищённым. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. В общинах господствовал культ семьи . Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее» и др.

Авторитет родителей был чрезвычайно велик . Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – не зависимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.

Неженатых общество порицало. Развод считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведённых с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Родители не принимали у себя «соломенных» вдов и вдовцов, священник в церкви не брал их «под крест».

Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. Вся культура поведения в семье строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим.

Почтением, особым уважением была окружена в трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) – так определили роли супругов в семейной жизни.

Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своём долге перед матерью, на её защиту становилось общество, требовавшее наказания для них.

Как и многие другие народы нашей страны, русский народ гордиться своими возвышающими человека обычаями и традициями уважения младшими старших, подчёркивая этим своё отношение к жизненному опыту, мудрости, духовному наследию, воспитательному примеру. У русского народа действовал принцип: «Старший сказал, – делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно останавливал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своём проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.

При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

Молодое поколение проявляло уважение к старшему поколению и хорошим уходом за могилами на кладбищах, посадкой там цветов и деревьев, уходом за ними, бережным отношением к памяти предков. В помощь умершим необходимо было совершать такие благотворения как: отслужить обедню в память об умерших; заказать в церкви панихиду и поставить свечи на поминальный столик (канун); не менее важное, раздача милостыни нуждающимися.

В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.

Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».

В семье дети не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль её поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врождённый инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей: няньченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала.

Мальчик так же начинал осознавать будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым он должен был стремиться.

Родительская семья служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства .

Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух–трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.

Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе Православной Церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.

Отметим и ещё одну важную сторону семьи – её особый микроклимат. Само упоминание о родительском доме вызывает у каждого человека тёплые и добрые чувства, потому что исстари в семье господствовали любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию; в ней находили утешение при невзгодах.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и наказаниям за проступки. Причём, пока ребёнок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. «Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с берёзу, а глазище мутные, борода белая, не дай бог его встретить», – так говорили загулявшему до позднего вечера ребёнку. Или: «Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес. Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек» и т.п.

Становился ребёнок старше – использовалось наказание. Это могли быть упрёки в дополнительной работе для матери, когда приходил в разорванной рубахе; строго отчитывали за грязь в доме, порчу вещей; могли выпороть за неосторожное обращение с огнём. Плачущего, раскаивающегося ребёнка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищённости.

Необходимость строгих наказаний проповедовали авторы многочисленных «наставлений», «поучений», «притч» о воспитании. Но в практике воспитания физическое наказание считалось крайней мерой, так как «ласковое слово пуще дубины».

Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжён с радостью, тогда и не будет в тягость.

Таким образом, семья с её бытом, обычаями, традициями взаимоотношениями была для ребёнка прообразом его будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ , В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ .

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств .

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать .

В воспитании огромную роль играет семья . И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака . По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» , в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры , в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие «семья » имеет и нравственную , и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей .

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» , содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни .

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как :

Крещение;

Миропомазание;

Причащение;

Воцерковление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре , и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания : напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта , и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей . Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях , где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка , развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем . Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог - Творец мира - нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого , но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том , чтобы в душе ребенка «изобразился Христос » , чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам .

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству . Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев , передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции - это принятые в семье нормы , манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину . Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни .

Вера и благочестие - основание нравственного воспитания детей .

Нравственное воспитание :

Отзывчивость (сострадание , сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок ).

Условия нравственного воспитания :

Атмосфера любви

Атмосфера искренности

Разумное наказание

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения .

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях , в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху , пекут куличи, отмечают Рождество Христово , многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день .

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи , во время такой традиции как трапеза . Во многих семьях соблюдают эту традицию , восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир , тепло и любовь. Отец – глава семьи , послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом . А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому , что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей , что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей . Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым . Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций , при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения , Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств , всей нравственно-эстетической культуры человека . Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье , так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья .

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания .

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо , но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

Список литературы.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры : Науч. - метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ - Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность . – М., 1994

6. Интернет источники.

Русскому народу были всегда присущи многие прекрасные свойства: самоотверженная верность Церкви и Отечеству, щедрая благотворительность к бедным, несчастным, страждущим, бескорыстное гостеприимство к знакомым и незнакомым, к соотечественникам и иноземцам, его сердечное сочувствие к горю и радости ближних.

Мы восхищаемся многими его обычаями, простыми и такими сердечными, которые «дышат любовью христианской», многими его великими делами, украсившими нашу историю. Кто образовал эти свойства, ввел эти обычаи, воодушевлял русский народ на великие подвиги? Вера православная.

Русские, с детства воспитанные в благочестии, в духе Православия, всю свою жизнь привыкли размерять по церковному календарю. Церковные праздники всегда были и семейными торжествами, и общенародными. Они освобождали, пусть и на короткое время, человека от гнета обыденностей, приносили духовную радость соприкосновения с иным, лучшим миром.

Труды и праздники… В церковный праздник русская душа отдыхает и радуется. Шесть дней – заботам и своим делам, а седьмой день – по заповеди Господа – служению Богу, святым и угодным Ему делам. Такой завет оставлен Господом человеку: «день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 10). Если в Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (др. евр. «покой») – в воспоминание творения Богом мира, то в Новом Завете, со времен апостолов, стал праздноваться первый день недели – воскресный, в воспоминание Воскресения Христова.

В воскресенье вся христианская семья посещает церковь, занимается благотворительностью, навещает больных, утешает печальных, делает другие добрые дела. Вместе с детьми обязательно читает какие-то душеполезные книги. И в наше время есть библиотеки, где благочестивые родители смогут подобрать православную литературу и для себя, и для своих детей. Они, как правило, находятся при храмах или кафедральном соборе.

Русский православный человек не может не любить праздников, посвященных воспоминанию великих событий в Церкви Христовой. Какой безотрадной бы показалась нам жизнь, если бы верующие жили без этих праздников, посреди всей суеты, забот, горести, обид и неправды нашего земного мира?!

С радостным чувством люди ожидают праздника и наслаждаются его освежающей и возвышающей силой.

Крещение ребенка – его духовное рождение считалось на Руси значительнее телесного и потому праздновалось каждой семьей кому как позволяло его состояние. Таинство Крещения – это принятие крещаемого в церковное общество. При совершении Таинства Крещения исполняется несколько обрядов, каждый из них имеет символическое духовное значение.

Обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма.

Помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) – для непобедимости в борьбе с сатаной. Погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого и очищает от грехов.

Одевание в белую одежду и возложение креста на грудь означает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь и постоянно помнить о кресте – символе спасения. Хождение вокруг купели

– символ вечности. Пострижение волос – предание новокрещенного воле Божией.

Вместе с Таинством Крещения совершается Таинство Миропомазания: священным миром (благовонным маслом) священник изображает кисточкой кресты на лбу, глазах, ушах, устах, ноздрях, груди, руках и ногах – для освящения всех его чувств, дел и всего поведения.

После Крещения сразу накрывали крестинный стол и кроме гостей кормили и нищих. Домашний праздник, праздничный обед в день совершения Таинства Крещения на Руси называли крестинами. Вспомним стихи поэта: «Во вторник зван я на крестины.». В этот день приходили самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей. Навещать новорожденного разрешалось только замужним женщинам, имеющим детей. На крестины приносили дорогие подарки и много угощения, чтобы освободить еще не окрепшую хозяйку от излишних волнений и забот, связанных с подготовкой стола.

Крестного отца и мать одаривали подарками, они также дарили что-то на память ребенку, их уважали и почитали всегда как близких родных.

День рождения ребенка был не так значителен, как день ангела или именины, – они отмечались всю жизнь ребенка. В этот день именинник должен был пойти в храм и заранее подготовившись, исповедавшись, причаститься Святых Таин. По русскому обычаю, если, конечно, позволяло состояние, именинники рассылали гостям именинные пироги, но позже, уже в XVIII веке, просто приглашались гости к именинному столу, которые приносили виновнику торжества подарки, присутствовали и духовные лица, благословляли именинника иконами. Приглашенные гости пели многолетие, а после стола он мог также одаривать гостей.

Введение

Дети - воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. От их здравия и всестороннего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, зависит завтрашний день народов, культур, к которым они относятся. Для поиска причин сегодняшних общественных и социальных потрясений нужно проанализировать историю двадцати-тридцати летней давности. Истинно прогрессивное общество, которое беспокоится о завтрашнем дне, помимо решения различных насущных проблем и забот, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений. Тех, кто через некоторое количество лет сформирует основу его в различных областях и структурах, взяв бразды правления в свои руки. В противном случае, дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук других людей, что приведет к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией.

Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность. Иначе завтра общество превратится в “культурных” дикарей и животных, пожирающих и притесняющих друг друга ради добычи очередного “куска хлеба с маслом или без”, ради новой, красочно оформленной порции “хлеба и зрелищ”.

Цель реферата - рассмотреть традиции воспитания христиан и мусульман.

Воспитательные традиции христианских народов

Идеал педагогики -- любовь. Вера и благочестие -- основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь -- к самому воспитателю. Оно упражняет и “ставит” сначала душу наставника, чтобы тот потом смог любовью и верой проникнуть в жизнь своих подопечных и увидеть для каждого самые верные, самые естественные педагогические решения.

Идеал педагогики Православия: не рассудком искать воспитательных правил и алгоритмов, но самому становиться добрым воспитанником Бога Отца и учеником Христовым и так полнее и правильнее совершать все, доверенное от Бога.

В традиционном подходе к воспитанию педагогическая дисциплина чаще всего имеет репрессивный характер. Как это выглядит? Взрослые, живя собственной жизнью, отдельной от жизни детей, знакомят последних с правилами и нормами, которые нельзя нарушать, а затем, время от времени, контролируют их поведение. Если запрет все же нарушен, применяется наказание, имеющее целью вернуть ребенка в русло предписанного ему порядка. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется, усиливается, пока не подавит его своеволие.

Нельзя не заметить и других недостатков этой системы: во-первых, родительская воля сама может быть не вполне совершенна. Во-вторых, правовые запреты и репрессии ограничивают только свободу внешнюю, тогда как внутренне ребенок может совсем не раскаиваться, а по-прежнему упорствовать в своем мнении; в-третьих, постоянный “дисциплинарный пресс” деформирует личность и не дает ей возможности правильно и естественно развиваться. Альфред Адлер отмечал: “Если ребенок лжет, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдал ей предпочтение”.

Все прочее, что способны предложить обществу педагогические умы, -- это какие-нибудь компромиссные, промежуточные варианты “умеренной строгости” или “подобающей любви”, которые говорят: наказывайте, но только немного; любите, но так, чтобы не все спускать с рук. Утрачен сам смысл любви, которая не ищет своего, но пользы другого, и готова в любой момент, если потребуется, для пользы детской души, а не из обиды и раздражения, применить или строгость или, напротив, войти в положение, без надрыва и сетования пожертвовав своим временем, делами, желаниями, планами...

Как откровение, как глоток свежего воздуха, как манна небесная, звучат простые и утешительные слова св. Тихона Задонского: “Любовь сыщет слова, нужные для наставления”. Или другие строчки, принадлежащие св. Иоанну Златоусту: “Ничто не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым”.

Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, через худых наставников и многое другое.

Совершенное дитя -- от совершенного брака. “Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством”. В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды.

Цель семьи -- рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака.

Но теперь редко встречаются многодетные семьи. Обычно -- один-два ребенка. А если больше -- то ропот и жалобы, ребенок оказывается “лишним”. Бьют тревогу демографы: рост населения почти прекратился. Моралисты еще более озабочены: налицо грозные признаки нравственного упадка общества.

В чем же причина этих темных сторон в семейной жизни нашего народа? Что доводит людей до такого ожесточения и безумия, когда они становятся даже убийцами собственных детей еще в утробе, не дав им увидеть света Божия? Нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. “Даст Бог детей, даст и на детей” -- это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. И не наказание ли это Божие, когда “одночадные” родители оба работают в поте лица и с трудом могут прокормить единственное свое чадо?

Конечно, на снижении рождаемости, несомненно, сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях.

Подвиг самоотвержения. Главная причина -- неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Большинство людей забывает, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле.

По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть “детоубийцы”. “Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, -- говорит он, -- бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”.

Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. “Если бы родители, -- говорит Златоуст, -- тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней... Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть”.

Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая -- безголовый урод и деятельность без цели”.

Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности. Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее (Ин. 15, 1-5).

По словам Златоуста, учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений -- пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность.

Дети -- зеркало родителей. Вот почему родители должны “свято ходить пред очами чад своих”, блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними -- словом или делом -- не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.

“Ваш пример, отцы и матери, -- говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), -- ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца... Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода”.

“Вы воспитываете ребенка, -- пишет известный педагог А.С. Макаренко, -- в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами -- все это имеет для ребенка большое значение”.