Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста. Психологические проблемы детей в современной россии

Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста

(Представление себя, разделение ответственности - Я могу многое, но не все.

Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он ведет себя тем или иным образом, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения. Я не знаю, как правильно воспитать именно вашего ребенка, но я могу помочь вам и вашему ребенку справиться с затруднениями)

Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем “симптомам” в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые с поведенческие реакции, такие, как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: ребенок демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во-многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы : в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройство или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами, и т.д.), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь, мамы (например, игнорирование плача, попытки “, агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к : максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение .

Что реально должно вызвать беспокойство родителей : если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы : как правило, все эти признаки в определенной «дозировке» в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и - нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего “я” не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также “присвоение” себе определенных объектов (“я – мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога” – вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи - результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша) и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться может быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. “Лечится” расширением “сети контактов”, возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста - реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания, и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывает результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к .

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозят разные аспекты развития и социализации ребенка - к примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие “симптомы”: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании к взрослому); круг его интересов предельно “сужен” (например, его интересуют только мультики или машинки).

От 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы : у ребенка активно идет процесс формирования личности , и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание : малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка - сюда могут относится и проявления завышенной самооценки (высокомерие), и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда – ее формирует окружение, в первую очередь, родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми?

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр) : проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка . Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость - отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердится).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения - все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение - его поведение может стать индикатором его психологических проблем (к примеру, если он пытается он любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство : опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность

Вредные привычки у детей

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к психологу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения достаточно сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, его надолго оставляли одного в постельке, он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске.

До года сосание соски и укачивание, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.


Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Выберите наиболее приятный для Вас цвет……

Сейчас узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…

И так, любитель.

Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный,

Вы отличный друг. У вас мирная душа.

Любители Зеленого цвета: это любители природы.

Вам нравиться все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик. Спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.

Любители Розового цвета: добрые и заботливые

Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой.

Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, вам нужно время. У вас добрая душа.

Красный: уверенный и несдержанный

Энергия в вас бьет ключом.

Ваша красота говорит за вас. Другие люди считают вас отличным другом/приятелем. У вас увлеченная душа.

Коричневый: приземленный.

Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы.

У вас практичная душа.

Желтый: вся жизнь в борьбе.

Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни.

Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.

Черный: серьезный и таинственный.

Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, ваша сущность тесно связана с вашей проницательной душой.

Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, вам нужно их осознать и принять. У вас душа искателя.

Оранжевый: теплый и энергичный.

Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования.

Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В вас живет дух соперничества.

Белый: высокодуховный.

Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В вас живет дух познания.

Уважаемые родители!

Не смотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.


В детстве формируется личность, закладываются основы поведения, восприятия. Полноценное и счастливое детство очень важно для формирования здоровой психики.

В современных условиях не только взрослые, но и дети подвержены стрессовым ситуациям, страхам, тревожным состояниям. Детям сложно приспособиться к той или иной ситуации, они бывает, не умеют выражать свои чувства и эмоции. Конечно, это совсем не означает, что ребенок болен. Но скорректировать поведение ребенка, помочь ему в сложных для него ситуациях могут знания такой науки как психология, консультации у опытных психологов позволяют справиться не только с повседневными проблемами. Незаменима помощь специалиста, если детям приходится переживать развод родителей, смену школы, потерю близкого человека.

К сожалению, так случается, что помощи и поддержки родителей не хватает. Но на помощь могут прийти высококвалифицированные врачи. Больших успехов в решении психологических проблем детей достигла израильская медицина. Родители со всего мира доверяют здоровье своих детей клиникам Израиля.

Психологические проблемы детей

Нарушения детской психологии можно разделить на такие группы:

  • Проблемы, связанные с развитием. Эта группа включает отставание в развитии, проблемы с речью, с сенсорной регуляцией.
  • Проблемы, связанные с обучением: трудность запоминания, нарушения внимания, сложности в овладении навыком чтения (дислексия), письма (дисграфия), трудности в понимании основ математики (дискалькулия).
  • Поведенческие проблемы: застенчивость, агрессивность, повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, заниженная самооценка, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми, изменения поведения в стрессовых условиях, разные виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

В этой группе хотелось бы выделить застенчивость. Многие считают, что некоторая скромность ребенку не мешает. Но тут очень важно понимать, как повлияла детская психология, лечение потребуется, если застенчивость вызвана негативным восприятием себя, заниженной самооценкой. Застенчивые дети очень тяжело переносят критику. Если не избавиться от этой проблемы, ребенку будет сложно налаживать контакты. Все эти качества могут остаться и во взрослой жизни, если вовремя не обратиться к психологам.

Особое внимание врачи советуют обратить на проявление агрессивности. Если ваш ребенок способен причинить боль, обидеть сверстников, сломать специально игрушку, обращайтесь к врачам обязательно.

На основе богатого опыта утверждают, что серьезной проблемой может стать и гиперактивность.
могут провести работу, направленную на то, чтобы ребенок мог сосредотачиваться и тратить энергию на полезные и нужные дела.

  • Эмоциональные проблемы: депрессивные состояния, различные страхи и фобии, заикание, тики (то есть проявления нервозности), тревожность, трудности засыпания и ранние пробуждения, отказ от еды, болезни на нервной почве.

Среди этой группы чаще всего дети страдают фобиями – они могут бояться темноты, насекомых, людей, грозы. Если не работать над этими проблемами, ребенок становится подавленным и беспомощным в трудных ситуациях.

  • Проблемы взаимоотношений и понимая ребенка со взрослыми.
  • Психологические трудности больных детей. Такие проблемы характерны для детей, которые страдают ожирением, ДЦП, эпилепсией, онкологическими заболеваниями и т.д. Эти дети требуют особого внимания, ведь физические заболевания неразрывно связаны с таким понятием, как психология. Болезни тела влияют и на душевное состояние. Даже взрослым тяжело переносить заболевания, а дети нуждаются в ещё большей поддержке, реабилитации, в помощи, что позволит им вести нормальную жизнь, не замыкаться в себе.

Методы психологической диагностики ребенка

Диагностика психологических проблем – это изучение личностных особенностей ребенка, его наклонностей и способностей, выявление проблем в развитии, поведении. Очень важно правильно выявиться проблемы ребенка, чтобы вовремя провести коррекцию поведения, помочь ребенку справиться с его страхами и сложностями.

Для выявления психологических проблем применяются такие методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Сегодня разработано множество методик, благодаря которым можно выявить проблемы ребенка. Современными системами и способами владеют психологи в медицинских центрах Израиля. Психологи, которые проводят диагностику, имеют высокий уровень квалификации и богатый опыт. Ими проводится всесторонние исследования, изучается детская психология. Цены на их услуги, кстати, ниже, чем во многих других зарубежных киниках.

Использование современных методик позволяет выявить:

  • насколько развита саморегуляция: владение эмоциями, способность выполнять поставленные задачи;
  • насколько развита речь, письмо, правильно ли произношение и построение предложений;
  • уровень знаний и интеллекта, степень восприятия информации;
  • способность адаптироваться к детским садам, школам и другим местам;
  • степень развития коммуникативных навыков и межличностных связей;
  • наличие проблем.

Решение детских психологических проблем

Работа над проблемами детской психологии основана на разнообразных современных методиках. Опытные психологи используют лучшие разработки разных школ, учений.

Детские проблемы чаще всего решаются игровыми и проективными методиками, что позволяет избавиться от сложностей общения, развития, поведения, контроля над эмоциями с помощью интересных и легких для детей способов. Популярны и действенны методы с использованием возможностей творчества, сказок, игрушек.

Следует отметить, что работа ведется не только с ребенком, но и с родителями. Только такой подход и всесторонняя работа позволяет решить проблемы и преодолеть сложности полностью.

Помните, что за здоровье детей отвечают взрослые. При проявлении тревожных признаков и симптомов у вашего ребенка обращайтесь к опытным врачам.

Проблемы детской психологии актуальны всегда. Особенно своевременно их разрешение сегодня, в век открытий законов психики, а значит, и законов формирования желаний и жизненных сценариев. В этой статье подробнее рассказывается о людях с оральным вектором.

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

(Агния Барто)

Проблемы детской психологии актуальны всегда. Особенно своевременно их разрешение сегодня, в век открытий законов психики, а значит, и законов формирования желаний и жизненных сценариев. В этой статье я хотела бы рассказать о людях с .

Из этой статьи родители смогут лучше понять, каким образом в период формирования психического (до 15–16 лет) следует воздействовать на развитость орального вектора, корректируя такие негативные его проявления, как, например, бессодержательная болтовня или желание выдавать несуществующие события за реальные. На базе этих знаний родители также увидят, в каких видах деятельности их ребенок сможет реализовать себя наилучшим образом, и помогут ему сориентироваться с выбором профессии.

Для того чтобы максимально эффективно развивать и/или реализовывать оральный вектор, очень важно осознавать, каким образом его свойства связаны с природными задачами человечества, то есть необходимо понимать саму сущность оральной меры. Поэтому людям с оральным вектором и родителям оральных детей хотелось бы порекомендовать также статью « ». В настоящей же статье рассмотрим развитие и реализацию орального вектора.

Проблемы воспитания детей. Развитие орального ребенка

Желая инициировать свою эрогенную зону - рот, оральный ребенок постоянно разговаривает, утомляя окружающих несмолкаемым потоком речи. Во всех деталях он бесконечно рассказывает абсолютно все, что видел, например, в детском саду, в школе. Измученные этой болтовней родители, воспитатели, учителя перестают его слушать, требуют тишины, пытаются изолировать его и т.п. Но, согласно законам психики, никакое желание не уничтожается, оно лишь меняет способ реализации.

Испытывая потребность удержать внимание слушателей, оральный ребенок начинает придумывать такие события и детали, которые заинтересовали бы собеседника. При каждом последующем пересказе эти изначально не существующие происшествия обрастают все бóльшими и бóльшими вымышленными подробностями. И если постоянно отделываться от болтливого ребенка, оставляя его желание разговаривать без специального развития, то во взрослом возрасте это перейдет в распространение ложных сведений, от которых будут страдать многие люди.

Каким же образом можно влиять на маленького оральника?

Люди с оральным вектором способны выражать словом очень важные смыслы, связанные с сохранением общества, с объединением людей для реализации свободы выбора. Но, для того чтобы речь оральника могла отражать глубинные цели и смыслы природы, важно развить потенциально данный ему вербальный интеллект.

Особенность этого типа мышления заключается в том, что осмысление нацелено на уже произнесенное сообщение, то есть человек сначала говорит и только затем обдумывает сказанное. Чтобы развивать интеллект орального ребенка, очень важно давать ему конкретную тему, поскольку в этом случае говорение становится максимально содержательным, а значит, его осмысление особенно способствует развитию ума.

По этой же причине не стоит поощрять активные занятия ребенка пением. Сублимируя желание к говорению через инициацию эрогенной зоны, пение не способствует развитию вербального интеллекта оральника.

Мат в устах орального ребенка

Многих родителей оральных детей беспокоит проблема использования матерных слов их детьми. Действительно, в возрасте 6–7 лет , которое вызывает у нас внутреннюю догадку о сексуальном аспекте жизни. Это открытие будоражит наше воображение и переживается нами как радость знания о сексуальности. После, до наступления пубертата, это ощущение забывается.

Будет ли ребенок употреблять услышанное им матерное слово? Это зависит от того, в каких условиях он развивается. Если ребенок не теряет ощущение защищенности и безопасности, то его индивидуальное психическое успешно раскрывает все достижения коллективного психического, в том числе и наработанные им культурные ограничения. В этом случае ребенок, услышавший матерное слово, не использует его. Но при неблагоприятной внешней обстановке, с потерей чувства защищенности и безопасности ребенок, услышавший мат, может его использовать, так как не ощущает запретов культуры.

Почему же сексуальное воспитание осуществляет именно сверстник, ребенок 6–7 лет? ?

В целях наилучшего воспроизводства рода одним из ограничений, созданных самыми ранними людьми, был запрет на инцест. Он содержится также и в психическом современных людей. И, сообщая ребенку об интимной стороне жизни, родители невольно наносят очень сильный удар по психике ребенка. В подростковом возрасте родители должны лишь осуществить необходимое сексуальное просвещение для предотвращения нежелательной беременности и болезней, передающихся половым путем.

Но для сексуального воспитания - реанимации подавленного животного знания о зачатии - природа предусмотрела специальную видовую роль, которую исполняет маленький оральник в кругу своих сверстников через произнесение матерного слова. Тогда при наступлении взрослого возраста человек может применить знание о сексуальном аспекте жизни, продолжая свой род и сохраняя целостность человечества.

6–7-летний период открытия сексуальности обусловлен тем, что у первобытных людей половая зрелость наступала именно в этом возрасте. Бессознательное психическое современных людей несет эту информацию, и поэтому в 6–7 лет ребенок с оральным вектором испытывает желание сообщить своим сверстникам знание о воспроизводстве человеческого рода. Уже позже, с возникновением и развитием культуры, потребовался дополнительный период взросления, в течение которого мы раскрываем в себе наработанный человечеством культурный слой.

Мат как слово о сексуальном находится под запретом культуры, ограничивающей первичные позывы на секс и убийство. Тем самым культура ограничивает, во-первых, случку по животному принципу (ради рождения детей, независимо от эмоциональной связи с партнером), а во-вторых, неприязнь к ближнему. Поэтому использование мата оправданно только при необходимости реанимации в нас этих животных инстинктов: для знания о зачатии детей и для способности пойти в атаку на убийство врага. Во всех остальных случаях, например, в публичных местах, мат должен быть запрещен, так как его использование снимает c нас животный запрет на ненависть к ближнему.

Итак, при воспитании орального ребенка важно помнить, что, прививая ему ограничения культуры, следует запрещать использование матерных слов среди взрослых, в публичных местах, но не ругать его за использование мата среди его сверстников. За произнесение матерных слов некоторые родители бьют орального ребенка по губам, особенно чувствительной зоне оральников. Такие меры провоцируют возникновение заикания.

Реализация орального вектора во взрослом возрасте

Как именно родители могут помочь оральному ребенку с выбором профессиональной деятельности?

Для этого важно определить уровень развития его орального вектора. Удалось ли ребенку развить свой вербальный тип интеллекта?

При хорошем развитии вербального интеллекта и сильном темпераменте возможна высшая реализация оральника. В этом случае, сплачивая своим словом целое общество для достижения совместной цели, оральник оказывает влияние на ход развития страны или даже человечества. Например, сегодня оральник мог бы объединить огромные массы людей вокруг тех целей, которые ведут нас в будущее - к выбору духовного развития. Необходимым и наиболее актуальным этапом в этом направлении является овладение россиянами новым типом мышления - эпохальным открытием Системно-векторной психологии. Поэтому в современном мире оральнику с развитым вербальным интеллектом нужно обязательно овладеть системным мышлением.

Какие же виды деятельности стоит советовать развитому оральнику, который на базе знания Системно-векторной психологии видит все законы развития человечества?

Такой оральник может стать, например, теле- или радиоведущим, который в своих передачах поднимает проблемы современной России и всего человечества, показывая возможные пути решения. Через свое устное слово, зажигающее сердца, он способен дать людям безошибочное направление к объединению и развитию с помощью нового мышления. Оральник мог бы произносить пламенные речи, заставляющие считать, что проблемы даются нам не случайно, а для нашего развития через их преодоление. Без его сильного устного слова многим до сих пор трудно допустить, что наилучшее решение проблем возможно именно на основе законов психики, позволяющих создавать равновесие с окружающей средой, ощущаемое нами как чувство счастья.

При наличии звукового вектора оральник может стать исполнителем собственных песен, в которых выражены важные смыслы, направленные на объединение людей. Так, сумел до такой степени усилить , что он объединяет нас вплоть до настоящего времени, несмотря на трудное для России время с контрарными нам ценностями общества потребления. Сегодня именно наш усиленный менталитет максимально удерживает Россию от распада.

При наличии оральник мыслит причудливыми, парадоксальными категориями. Поэтому даже простое оформление его мыслей словами воспринимается очень смешным.

Хороший, но менее высокий уровень реализации предполагает, что оральник, хотя и использует свой вербальный интеллект, но при этом не выводит общество на качественно новый уровень развития. В этом случае оральник становится, например, теле- или радиоведущим, объединяющим людей вокруг обсуждения социальных проблем, или, например, преподавателем, объединяющим учеников вокруг изучения своего предмета.

Что же посоветовать оральному подростку в том случае, если его вербальный интеллект не развился в достаточной степени?

Существуют различные способы реализации орального вектора, не требующие вербального интеллекта. Обычно оральник выбирает их либо по причине недостаточной развитости своего вербального интеллекта, либо из-за неумения найти для себя более подходящий вид деятельности.

При такой реализации оральники объединяют людей в их общем желании отдохнуть и расслабиться. Стремясь интересно и весело провести свободное время, люди идут в кино, в цирк, на концерты, в оперу, смотрят футбол, а также собираются на застольях. В этом их как раз и объединяют оральники, реализующие данный вектор на недостаточно высоком уровне.

Часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.

Причины возникновения проблем у ребенка

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Виды психологических проблем

Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:

  • Агрессивность - она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
  • Приступы злости - часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
  • Ложь и воровство - очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
  • Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
  • Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
  • Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи - это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.

  • Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
  • Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий - психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
  • Побег из дома - это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.

Психологические проблемы от рождения и до года

В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.

В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.

Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.

Проблемы у детей с года до 4 лет

В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.

Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).

Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.

Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.

С 4 до 7 лет

Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.

Это нормально - если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.

У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.

Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.

Психологические проблемы у детей (ребенка) школьного возраста

Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:

  • Страх перед школой, прогулы уроков - чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
  • Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме - ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.

  • Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы - поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.

Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей

Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.

Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.

Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Необходимы ли наказания?

Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.

Вместо заключения

Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.

Детский сад - Адаптация ребенка в дошкольном учреждении

Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли. Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание?

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • В яслях - 7-10 дней;
  • В детском саду в 3 года - 2-3 недели;
  • В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Дети с флегматическим темпераментом, так как они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятам, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Светлана Сушинских
Психолог

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения , повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность.

В настоящее время изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов.

Механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» (Габдреева Г. Ш. 1990; Джойнс В. 1996).

Л. М. Костина (2006) подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности - тревожностью.

Анализ многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической литературе позволяет рассматривать тревожность, тревогу и страх как некое взаимосоставляющее единство. Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации; во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственная любому человеку; в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. В работе А. М. Прихожан (2007) раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью.

Е. А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.

Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006). Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. А. М. Прихожан (Прихожан А. М. 2007), подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.

Итак, причины детской тревожности могут иметь как генетические факторы развития, так и социальные (семья и общество).

2. Депрессивное настроение.

К настоящему времени доказано, что депрессивное настроение может возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества. Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений (Иовчук Н. М. 2007). Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.

По мнению Иовчука Н. М., депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большим трудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения, повышенной чувствительности, поведенческих расстройств.

В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха и скуки, на первый план выступает дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией.

Таким образом, характерными особенностями депрессивного состояния у детей дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также тоскливого настроения и беспричинного плача.

Сегодня, в рамках психологической науки, депрессивное состояние ребенка дошкольного возраста выделяют как отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии определяется как депрессивная тенденция (Венгер А. Л. 2003).

3. Агрессивность .

Исследованием агрессии занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи. И агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) (Гозман Л. Я. 1987; Лютова Е. К. 2002). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не проявляются (Мид. М. 1988).

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка.

Е. Лютова и Г. Монина отмечают (Лютова Е. К., Монина Г. Б. 2002), что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Романов А. А. (2003) выделяет основные классификационные признаки агрессивного поведения детей: направленность агрессивных действий, скрытость-открытость, частота возникновения агрессии, пространственно-ситуативные признаки, характер психических действий, степень социальной опасности.

Одним из главных факторов, провоцирующий агрессивность у ребенка выделяют социально-бытовой (неблагоприятные условия воспитания в семье; неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельности и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.) (Романов А. А. 2003).

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

4. Формирование неадекватной самооценки.

В отечественной и зарубежной психологической литературе проблеме самосознания личности уделяется большое внимание. Это работы Бернса Р. (1986), Кона И.С. (1990), Столина В. В. (1987), Чесноковой И. И. (1978) и др.

Самосознание рассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения; во всех формах воздействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своего собственного «Я», как субъекта, отличного от других субъектов (Чеснокова И. И. 1978).

Итогом развития самосознания, согласно отечественным исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе. Исследователи самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом развитии как регулятор взаимоотношения субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой. В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие как устойчивость, высота, адекватность, дифференцированность и обоснованность.

Р. Бернс (Бернс Р.1986) определяет самооценку как составляющую Я-концепции, связанную с отношением человека к себе или к отдельным своим качествам.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения. Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопознание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих (главным образом родители), на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

Р. Бернс (1986) выделяет определенные условия формирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка. Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания других людей, тем самым, добиваясь успешности. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию.

Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела.

Согласно Р. Бернсу (1986), важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо. Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Так, по мысли Р. Бернса, основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.

Гарбузов В. И. (2006) описывает формирование самооценки в связи с возникновением внутреннего конфликта. У индивида существует две формы самооценки, вытекающие из наличия двух форм психической жизни: осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемый уровень самооценки формируется в возрасте до 4-5 лет и в дальнейшем не подвергается изменениям. Уровень самооценки, складывающийся под постоянным воздействием критики и самокритичности, под влиянием успехов и неудач, отражающий осознаваемый уровень «Я», постоянно колеблется в зависимости от ситуации, средовых воздействий, депривации, фрустрации и является фактически самооценкой «сегодняшнего дня». Субъект соглашается с объективной или субъективной, адекватной или неадекватной оценкой своей личности, но истинная самооценка, сложившаяся в период становления личности как ведущая установка на «Я-концепцию», не позволяет ему принять уровень «самооценки сегодняшнего дня», если он отличается от уровня истинной самооценки, обрекая его на сложный внутренний конфликт. Из этого конфликта вытекает сложное, «двойное» поведение субъекта. Индивид, «признав» свою несостоятельность, объективно продолжает действовать в направлении, «доказать всем», «показать себя». Из сдвоенной самооценки вытекает двойственность отношения к людям и событиям, к самому себе, что неизбежно влечет за собой нарушение психического развития.

Итак, многими исследованиями показано, что составная часть внутриличностного конфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую роль в формировании которой играют родительские оценки.

Таким образом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Р. Бернс (1986) подчеркивает: «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе».

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.