Проблемы суррогатного материнства. Суррогатное материнство

Можно считать, что у каждой передовой технологии, которую преподносит нам этот мир – есть свои сторонники и ярые противники. Так и в случае репродуктивного материнства – помимо недоработанной правовой базы, в битве схлестнулись морально-этические аспекты этого метода борьбы с бесплодием. Нельзя сказать, что одна сторона явно уступает в аргументах другой, довольно веские факты приводят и одна и другая стороны. Постараемся детальнее раскрыть, что же таится за суррогатным материнством помимо благих намерений и появлением новой репродуктивной технологии.

Возникают ситуации, в которых семейная пара прибегает к помощи собственных родственников, в целях использования их в качестве суррогатной матери. Это может быть бабушка, сестра, тетя, вообще – из близкого кровного рода. Первая проблема, с которой сталкивается семья в подобной ситуации, имеет такое понятие как – «нарушение семейной идентификации», что означает возникновение личностного кризиса в семье посредством смешивания отношений, ведь если собственная мать рожает женщине ребенка, как остальным членам семьи к этому относится? Считается, что первые месяцы после рождения новорожденный тесно связан с матерью, а именно суррогатной матерью, даже если биологически это не так.

Так же дела обстоят и с конфиденциальностью насчет суррогатного материнства(), вернее факта беременности, который невозможно скрыть перед окружением близких людей. Многие участницы суррогатного материнства делятся с психологом о том, как трудно хранить в тайне, и порой избегать общества, дабы сохранить новость об участии в программе.

Но даже если со стороны сурмамы может не возникнуть подобных проблем, они легко могут появиться у генетических родителей. Страх, переживания, одолевающие супружескую пару на протяжении всей беременности, приводят к нарушениям психического здоровья. Первым в дело вступает материнский инстинкт у бесплодной женщины, которая была вынуждена обратится за помощью к суррогатной маме, рано или поздно начинает терзать себя мыслями о возможном отказе передачи ребенка после рождения, о том, что она полюбит его и пожелает оставить себе, или в течение беременности каким то образом повлияет на состояние плода, причинив ему вред.

И спустя годы это чувство не покидает женщину, или супружескую пару. На подсознательном уровне родители пытаются выискивать различные сходства ребенка с суррогатной матерью, все негативные стороны характера, которые проявляет ребенок – списывать на генетику именно сурмамы а, не учитывая свое собственное воспитание.

Человеческая взаимопомощь уходит на второй план, уступая место деньгам, зачастую у женщин возникает мысль о хорошем заработке, работе, а не решительности для такого шага из соображений о благом поступке на радость бесплодной паре, упуская все нюансы влияния беременности на собственное здоровье и здоровье малыша

О коммерческой стороне репродуктивного материнства мы говорили ранее, но стоит напомнить, что с каждым годом данная программа якобы выносить ребенка с благой целью все больше напоминает процесс «купли-продажи», ценным товаром которого может являться сам новорожденный малыш.

Сам ущерб, наносимый суррогатной матери во время беременности – нельзя обойти стороной. Во-первых, организм подвергается колоссальным изменением, что не всегда есть хорошо, процесс беременности длительный, а значит, последствия ее носят такой же характер. Ведь не зря статистика показывает высокий процент возникновения токсикоза на ранних сроках именно у суррогатных матерей, так как внедрение чужеродного эмбриона, его прикрепление и дальнейшее развитие влияет на работу организма женщины. Случается даже, что попытки искусственного оплодотворения (ЭКО) не всегда результативны после одного раза и женщине приходится пройти через ряд диагностических процедур еще и еще.

Встречаются некоторые состоятельные семейные пары, которые берут в услужение плохо социально состоятельных женщин в суррогатные мамы, которые из-за отчаяния соглашаются на любую денежную сумму за то что бы рожать ребенка чужим людям

Сточки зрения активисток феминистических движений, суррматеринство в скором времени послужит неким толчком для эксплуатирования женской половины населения, путем отступления человека от духовенства и нравственности считают церковные служащие, утверждая, что суррогатное материнство служит для отступления от гуманистического начала общественности.

В конце концов, даже отвергая все вышеперечисленные проблемы, для самой суррогатной матери на протяжении беременности, а это около 9 месяцев, такой поступок может стать большой психологической проблемой в момент рождения малыша, так как все таинство беременности эта невидимая связь матери с малышом наносит колоссальный удар по любой здравомыслящей женщине.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Суррогатное материнствоправославие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Отношение церкви к суррогатному материнству.

Вот такими убеждениями оперирует Православная Церковь, когда заходит вопрос о суррогатном материнстве:

  • в силе с активистами феминистических движений, РПЦ считает, что после согласия на суррогатное материнство женщина теряет свое достоинство и просто становится неким хранилищем, инкубатором для вынашивания детей, превращаясь в неодушевленный предмет который всячески используют.
  • сурматеринство попирает священность материнства природного.
  • нарушает главный принцип Божьей заповеди – о появлении человека, его целей и смысла на этой земле.
  • необратимо нарушает брачный союз.
  • нарушает некую таинственную связь между ребенком и суррогатной матерью.
  • лишает еще не рожденного ребенка права на полноценную семью, когда к репродуктивному материнству обращаются одинокие мужчины, женщины, лица нетрадиционной ориентации.
  • способствует халатному отношению суррогатной матери и будущим родителям к новорожденному путем искусственного оплодотворения.
  • нарушает духовную и телесную целостность сурмамы или родителей.

Суррогатное материнство -это грех или нет?

Хочется сказать, что в любом случае выбор остается только за супружеской парой или женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью, несмотря на все осуждения из вне.

Но по убеждениям РПЦ – если женщина получает ребенка путем программы суррогатного материнства, счастливой, на их счет, она никогда не станет. И какими бы громкими словами о жертвенной любви не пыталась бы прикрыться этот репродуктивный метод борьбы с бесплодием, он прежде всего был, есть и будет – чисто коммерческой услугой, ведь предоставляя такую «помощь» специалисты и клиники получают крупные денежные суммы. Деньги ради денег.

Предметом, центром этого метода, и результатом его действия является – ребенок, который становится неким товаром, без какого либо права на выбор.

И поддержание мира будет сохраняться лишь в том случае, когда будут сохраняться человеческие ценности и духовные принципы, которые нельзя купить или продать. Ведь человеческая жизнь, жизнь новорожденного является главной ценностью в этом мире.

Необходимо всего лишь, заглянуть поглубже, дабы усмотреть истинную причину появлений мужского или женского бесплодия. Беспорядочная половая жизнь, частые аборты или перенесенные заболевания передаваемые половым путем – наряду с суррогатным материнством является страшным грехом. А когда все это приобретает масштабный характер проявлений, то и бесплодие предотвратить становится сложнее.

Неужели нельзя обратить свою любовь и заботу ребенку из приюта, который уже существует на этом свете, и нуждается в той самой родительской защите? Тем самым обретая некий Божий подарок, если завести детей естественным путем у супругов не получается.

Тем более, что суррогатное материнство репродуктивная технология, которая открывает возможности для ныне популярных нетрадиционных браков – завести ребенка, имея скрытый умысел и нарушая все природные и Божьи законы. Это один из самых страшных грехов, по мнению Церкви. Ведь сколько зарегистрировано случаев усыновления зарубежными парами нетрадиционной ориентации, детей, рожденных от суррогатных матерей и последующим насилием в такой семье.

Но вместо того что бы попытаться покаяться перед Богом, встать на путь истинный, исправляться духовно и физически, люди просто отдают предпочтение легкому пути решения проблемы. Просто заказать, выложить крупную сумму денег и получить на руки ребенка без лишних хлопот.

На протяжении всего периода существования человечества одной из основных целей заключения брака являлись дети. С их появлением на свет связаны мечты, паны, надежды и приятные заботы. Но, к сожалению, далеко не все могут прочувствовать радость материнства. Проблема бесплодия в России на данный момент стоит чрезвычайно остро. Рождаемость в стране не увеличивается, а наладить работу репродуктивных органов у больных удается далеко не всегда.

Выходом из этой ситуации может стать суррогатное материнство. Это новейшая услуга, которая тем или иным образом затрагивание не только медицину, но и многие другие сферы жизни человека. Однозначного отношения к данной теме быть не может, ведь она чрезвычайно сложная и противоречивая. Поэтому не удивительно, что тема суррогатного материнства, несмотря на то, что оно разрешено российским законодательством, продолжает горячо обсуждаться. Уже на начальных этапах как сурмамы, так и бездетные пары ощущают на себе в полной мере как правовые, так и этические проблемы суррогатного материнства.


Одна из основных проблем суррогатного материнства связана с юридической стороной вопроса.

Согласно законодательству РФ правом на новорожденного обладает суррогатная мать. Записать в свидетельстве о рождении биологических родителей можно только с ее разрешения. То есть после родов она должна написать отказ от новорожденного. Это провоцирует возникновение непредвиденных проблем. Например, иногда суррогатные мамы отказываются отдавать малыша или же начинают требовать с биологических родителей большую сумму денег в обмен на ребенка.

Также бывают случаи, когда суррогатная мать отдает ребенка родителям, но спустя некоторое время подает на них иск в суд, аргументируя этот поступок тем, что она передумала. В данном случае законодательство полностью встает на сторону родившей ребенка женщины.

Юристы уверяют, что эту проблему можно достаточно легко решить, если подать в суд с просьбой признать родителями биологических мать и отца. Однако при этом ни в коем случае не стоит ссылаться на подписание контракта.

Стоит отметить, что проведение генетического анализа в данном случае также будет сопряжено некоторыми проблемами, так как на эту процедуру должна дать согласие суррогатная мама.

Также не стоит забывать, что у части желающих прибегнуть к услуге суррогатного материнства могут быть некоторые ограничения.

Так, воспользоваться данной услугой в России имеют право:

  • законные супруги;
  • мужчина и женщина, которые живут в гражданском браке;
  • незамужние одинокие женщины.

Что касается одиноких мужчин, то им по закону не разрешается пользоваться услугой сурмамы. В данном случае единственное, что может сделать мужчина – посетить клинику вместе со знакомой сурмамой, которая разрешит выполнить подсадку. При этом может использоваться ее личная или донорская яйцеклетка.

При желании в такой ситуации можно выполнить внутриматочную инсеминацию. После родов женщина должна будет написать отказ от ребенка, чтобы мужчина смог забрать его себе.

Стоит сказать, что все эти действия никак не регулируются договором, так как они не относятся к суррогатному материнству. Это значит, что биологический отец не имеет никаких гарантий на то, что он получит ребенка. Причем ситуация значительно усложняется если донором яйцеклетки будет женщина, вынашивающая ребенка. В этом случае она будет иметь на родившегося малыша все права.

По российскому закону использовать яйцеклетку сурмамы нельзя. Если женщина, страдающая бесплодием, не может дать свои половые клетки для процедуры, то она может воспользоваться услугой предоставления донорских яйцеклеток.

Стоит сказать, что в некоторых случаях с юридическими проблемами может столкнуться и сурмама.

Например, иногда случается так, что ребенок рождается с каким-либо заболеванием. Такое может произойти как по вине сурмамы, так и из-за биологических родителей. В этом случае вся ответственность ложится на женщину, которая родила. В таких ситуациях биологические родители часто винят в этом суррогатных матерей, даже несмотря на то, что они постоянно находятся под наблюдением медиков. Здесь генетические родители могут поступить так: забрать ребенка себе или отказаться от него. В свою очередь дальше сурмама может самостоятельно воспитывать малыша или написать от него отказ и передать в детский дом.

К юридическим проблемам, с которыми сталкиваются суррогатные мамы можно отнести также то, что они должны получить официальное разрешение на это от законного супруга, ведь вынашивание чужого ребенка может негативно отразиться на семейных взаимоотношениях. Стоит сказать, что зачастую биологические родители ребенка настаивают на том, чтобы сурмама отказалась от интимной близости на весь период беременности. Это также не улучшает взаимоотношения между супругами.

Правовые проблемы суррогатного материнства можно предотвратить, если перед тем как провести процедуру искусственного оплодотворения грамотно составить контракт и прописать в нем следующее:

  • сурмаме будут оплачены все необходимые медицинские процедуры и лекарства;
  • генетические родители возьмут на себя расходы по дородовому лечению суррогатной мамы;
  • сурмаме будут возмещены потери по работе;
  • местопроживание женщины в момент вынашивания малыша;
  • действия генетических родителей и сурмамы в случае рождения ребенка с какими-либо заболеваниями;
  • место рождения ребенка;
  • обязанность сурмамы после родов передать новорожденного родителям;
  • обязанность родителей забрать ребенка;
  • обязанность обоих сторон придерживаться договора;
  • санкции при нарушении установленных правил.

Этические

К сожалению, многоаспектность проблемы суррогатного материнства не дает возможности решить все задачи только лишь с помощью договора. Мнение людей по поводу данной услуги сильно разделились, поэтому участники процесса нередко сталкиваются с осуждением не только от посторонних лиц, но и даже со стороны людей из близкого окружения.

Этические проблемы суррогатного материнства (биоэтика) включает в себя в первую очередь крайне негативное отношение церкви. Представители религиозной сферы считают, что таким способом жестко нарушается святость семьи и брака. По их мнению, бесплодная пара должна смириться со своей проблемой и найти свое предназначение в других сферах жизни, но ни в коем случае не пытаться решить ее.

Помимо этого ярые противники сурматеринства считают, что это своего рода торговля людьми. Но и этот довод тяжело назвать справедливым, ведь суррогатная мать не продает своего ребенка, а лишь вынашивает чужого, чего не может сделать родная мать.

Также противники считают, что в скором времени ситуация дойдет до того, что состоятельные женщины не захотят самостоятельно вынашивать и рожать детей и начнут для этих целей нанимать менее обеспеченных женщин.

Это также нельзя назвать правдой, ведь российское законодательство и биоэтика, суррогатное материнство запрещают женщинам, которые не имеют на это серьезных медицинских показаний. Причем врачи должны официально подтвердить тот факт, что пациентка не способна выносить ребенка. В противном случае с ней не захочет иметь дело ни одна клиника репродуктологии в мире. Таким образом, суррогатное материнство – это не прихоть, а единственный способ завести генетически родного ребенка бесплодным парам.

Крайне негативно в сторону суррогатного материнства высказываются и феминистки, аргументируя свою позицию тем, что данная услуга является эксплуатацией женщин. Однако в действительности суррогатное материнство – это благородный подвиг. Также важно осознавать, что женщина идет на этот шаг осознанно и исключительно добровольно, что четко указанно в российском законодательстве.

Также не стоит забывать, что сурмамой может стать только женщина с безупречным здоровьем, а это значит, что при вынашивании малыша, она абсолютно никаким образом не рискует.

Еще довольно часто в обществе можно услышать мнение о том, что сурмамы за время вынашивания привыкают к чужому ребенку и в итоге при расставании с ним получают тяжелейшую психологическую травму. Это самый веский довод из всех. Однако и его также можно оспорить.

Прежде чем выполнить искусственное оплодотворение женщина должна пройти ряд психологических тестов и побеседовать со специалистом данной сферы. Таким образом, претендентки, не способные пойти на то чтобы отдать ребенка, сразу исключаются.

С теми же, чью кандидатуру одобряют, на протяжении всего периода беременности постоянно работают психологи. Они помогают максимально легко преодолеть суррогатного материнства проблемы, которые могут возникнуть.

Для исключения возникновения проблем с психикой на роль сурмамы берутся только женщины, у которых есть минимум один свой ребенок. Вопреки распространенному мнению это нужно не только для подтверждения репродуктивного здоровья, но и для того, чтобы после родов женщина смогла переключиться на заботу о родном малыше и у нее отсутствовала потребность привязываться к чужому.

Помимо этого существует мнение, что психика страдает не только у суррогатной матери и ребенка, но и у генетических родителей.

Биологические мамы часто беспокоятся о том, что сурмама во время беременности будет выполнять действия, которые негативно отразятся на развитии плода или после родов сбежит вместе с ребенком.

После рождения ребенка биологические родители могут опасаться, что ему передались черты сурмамы и постоянно искать их. В данном случае также требуется помощь квалифицированного психолога.

При суррогатном материнстве часто нарушаются родственные связи. Например, в случае, когда женщина вынашивает ребенка для своей дочери, которая не может иметь детей. Таким образом, сурмама является сразу и матерью и бабушкой ребенка. Это грубое нарушение кровнородственной связи. В таких ситуациях дети, особенно в раннем возрасте не могут понять, кто кому кем приходится.

Избежать данной проблемы суррогатного материнства в России можно довольно легко. Для этого нужно просто сохранить историю происхождения в тайне.

Не стоит также забывать, что вынашивание ребенка с чужими генами женщине дается очень нелегко. Суррогатные мамы гораздо чаще остальных беременных страдают токсикозом, который сопровождается тошнотой, рвотой, слабостью и потерей аппетита. У них нередко случается отторжение плода. На этом фоне может возникнуть излишняя тревожность, раздражительность и мнительность. Во избежание всего этого женщина в течение всей беременности должна наблюдаться у врача и иметь возможность в любой момент выти на связь с ним.

В завершение стоит сказать, что когда речь идет про суррогатное материнство понятие морально нравственные проблемы с каждым днем все больше игнорируется. Дело в том, что, несмотря на все свои недостатки сурматеринство помогает решить демографическую проблему. По прогнозам специалистов ООН в середине 21 века количество людей в возрасте старше 60 лет значительно превысит количеств лиц, младше 15 лет. При этом процент бездетных пар станет еще выше. Именно сурматеринство по мнению ученых поможет в будущем омолодить население планеты.

Мнение психолога (видео)

Суррогатное материнство – это та из проблем, что относится к числу не столько медицинских, сколько этических и правовых. И мнений здесь может быть много, я изложу свое.
Известно – 47% пар бездетны, из них больше трети не могут иметь ребенка по причине бесплодия. В разных случаях решение проблемы может быть различным: если женщина не может забеременеть, но в состоянии выносить ребенка – то применяется ЭКО. Мужское бесплодие тоже лечится. Случаи, в которых единственным решением может стать суррогатное материнство – это те, в которых женщина лишена возможности выносить и родить ребенка (заболевания или отсутствие матки после ампутации, привычные выкидыши, не поддающиеся никаким видам лечения, тяжелые соматические заболевания сердца, почек, печени, при которых и беременеть, и рожать опасно для жизни мамы). Для таких пар остается выбор – усыновить совершенно чужого ребенка, с чужими генами или родить своего генетически с помощью суррогатной мамы.
Конечно, суррогатное материнство включает в себя как этические, так и юридические проблемы. Паре, решившейся на такой шаг, лучше участвовать в государственной программе, которые существуют так же, как и «банки» женщин, желающих стать суррогатной мамой. Однако большинство людей в целях дешевизны или сохранения тайны происхождения ребенка пользуются услугами случайных людей или непроверенных организаций, что нередко ставит их права на ребенка и многое другое под сомнение.
Говорить о том, морально ли суррогатное материнство на коммерческой основе, не будем – здесь каждый может привести и «за», и «против». В большинстве европейских государств коммерческое материнство запрещено, там женщине возмещают лишь непосредственные затраты, связанные с беременностью и родами. У нас, учитывая низкий уровень жизни многих, думаю, решение проблемы суррогатного материнства на платной основе правильно. Ментальность вряд ли позволит нам оказывать такую сложную «услугу» просто так, раз даже пересадка органов у многих вызывает вопросы. В Европе люди дают разрешение на пересадку органов своих родственников, да еще потом общаются с реципиентами, дружат с ними! К тому же, в отличие от большинства стран, у нас запрещено материнство бабушек, распространенное во всем мире – когда мать в возрасте 45-55 лет вынашивает ребенка бесплодной дочери. У нас же суррогатная мать не может быть старше 35 лет – согласитесь, бабушек такого возраста нет. Любой родившийся ребенок, каким бы путем он не появился на свет – благо для страны и счастье для семьи, и об этом надо думать, прежде чем осуждать женщину, решившую заработать деньги. Суррогатное материнство – не самый аморальный вид заработка, не бандитизм, не взятки и не рэкет! Чаще всего женщина с помощью такого дохода решает какую-то неотложную свою проблему – лечение близких, обретение, наконец, своего жилья и рождение собственного ребенка, на которого появились деньги.
Сразу надо сказать, что ГОСУДАРСТВЕННЫЕ программы исключают суррогатное материнство для тех, кто может выносить и родить ребенка сам по состоянию здоровья – это пресекает разговоры об олигархах, обзаводящихся потомством таким образом. Хотя в частном порядке все возможно, но и олигархам хочется, чтобы их детей вынашивали их же жены, а не чужие тети.
Есть пробелы и в законодательстве, делающие суррогатных матерей иногда мишенью шантажа и преступлений. По закону записать родителями ребенка его биологических родителей можно только с согласия суррогатной мамы, что дает лазейку для вымогательств с ее стороны, например, квартиры или сумм, превышающих оговоренные. Также необходим закон, ограждающий законных родителей от посягательств со стороны суррогатной мамы, когда она пытается насильно забрать ребенка, уже зарегистрированного, после получения гонорара, объясняя тем, что «передумала». В таком случае родители рискуют остаться без ребенка и без денег – суд вполне может оставить ребенка с родившей его женщиной. Возможна и обратная ситуация – ребенок родился с патологией и его не хотят забирать биологические родители, отказываясь и платить тоже, а мама рискует остаться с чужим больным ребенком и без денег. Так что, как видите, проблемы суррогатного материнства в нашей стране пока что далеки от разрешения. Здесь надо все разумно решать, не поддаваясь соблазну запретить и так избавиться от проблемы.
Мысли же о том, что ребенку может что-то передаться от суррогатной мамы – плохой характер, болезни, поскольку ее кровь течет в его сосудах – это с точки зрения физиологии полная ерунда, кровь матери нигде не соприкасается с кровью ребенка и его как внешние, так и физиологические данные определяются только генетически.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СОЦИОЛОГИЯ МАРКЕТИНГА

Воробьева Софья Альбертовна

Социальное родительство: опыт суррогатного материнства и/или экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)

Реферат по «Социологии семьи» студентки

5-го курса очной формы обучения

Москва 2014

Введение…………………………………………………………………….3

1. Правовая характеристика суррогатного материнства в России.....4

2. Этические проблемы суррогатного материнства.............................12

Заключение…………………………………………………………….…..16

Список литературы. …...............................................................................17

Введение

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. С их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды и именно дети являются нашим продолжением. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей, причём причины бесплодия в равной степени распределены между полами.

На естественный процесс репродукции пытались влиять во все времена. Сегодня, благодаря быстрому прогрессу медицинской науки и использованию научных достижений в лечебной практике, значительно расширились возможности преодоления бесплодия.

К мерам медицинского вмешательства, стимулирующим репродуктивные процессы, помимо всем известного искусственного оплодотворения и осеменения, относится и такой способ, при котором эмбрион, зачатый в пробирке, переносится в организм, так называемой, суррогатной матери для вынашивания и рождения ребенка с последующей его передачей заказчикам (генетическим родителям).

Роль суррогатной матери заключается в том, чтобы выносить и родить здорового ребёнка лицам его ожидающим. Цель данного метода вспомогательных репродуктивных технологий – частичное разрешение проблемы бесплодия.

1. Правовая характеристика суррогатного материнства в России.

Согласно указу Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков является приоритетным для России.

Бесплодие во всем мире стало сегодня острейшей проблемой, которая меняет привычные демографические и культурные константы. С развитием репродуктивных технологий бесплодные пары в России все чаще стали обращаться к услугам суррогатных матерей и другим методам вспомогательных репродуктивных технологий. Но, наверное, не секрет, что именно суррогатное материнство получает в последнее время наиболее широкое распространение в России и за рубежом.

Конечно, все мы хорошо понимаем, насколько велико значение семьи в жизни каждого из нас. Одной из основных целей создания семьи является продолжение рода.

Рождение ребенка – это важное событие в жизни каждой семьи, а если рождение сопровождается множественными проблемами, то и очень долгожданное. Суррогатное материнство – это способ продолжения рода для тех людей, у кого имеются реальные проблемы с естественным зачатием ребенка.

Однако при применении именно этого метода вспомогательных репродуктивных технологий возникает не мало вопросов юридического значения. Данная сфера общественных отношений развивается стремительными темпами, а ее нормативное регулирование в значительной мере отстает от потребностей практики и развитие института суррогатного материнства в юридическом смысле видится в совершенствовании его нормативно-правовой базы.

Немаловажное значение при законодательном решении вопросов, относящихся к здоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, в частности к вопросам суррогатного материнства. На этот счет есть множество мнений, но существует проблема морального и ценностного характера. Какие бы договоры ни заключались, возникает немало споров о том, чей же ребенок. Той кто родила или той, чьи гены были использованы. Эти вопросы по-разному решаются законодательством различных стран. Некоторые проблемы непросто решить и в суде, потому что речь идет о неурегулированной законом деятельности, особенно с точки зрения прав в отношении ребенка.

Единственным выходом для пар не имеющих ребенка долгое время считалось усыновление. Однако не каждая семья готова взять на воспитание чужое дитя. На сегодняшний день программа суррогатного материнства, получившая распространение с последних десятилетий прошлого века, выглядит заманчиво и привлекает всё больше сторонников.

Программа «суррогатного материнства» даёт шанс иметь ребёнка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. Если раньше исправить такую ситуацию можно было, только усыновив чужого ребенка, то на сегодняшний день бесплодные семейные пары могут прибегнуть к сурматеринству. Медиками замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары.

Как писала Хрусталева в своей статье «Сегодня суррогатное материнство используется во многих странах мира. Но отношение к этой «щекотливой» теме весьма противоречивое. Так, в Германии, Швеции и Норвегии этот метод оплодотворения юридически запрещен, а в Греции – не контролируется законодательно. Понятие суррогатного материнства в странах СНГ, ЮАР и некоторых штатах США является не только медицинским, сама методика отрегулирована законодательством. Тем не менее, многие вопросы ещё находятся на этапе совершенствования» 1 .

Аналогично зачатию в пробирке, суррогатное материнство является относительно новой репродуктивной технологией. Для многих бесплодных пар оно становится единственной возможностью иметь собственных детей.

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека:

1) генетический отец – лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца;

2) генетическая мать – лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери;

3) суррогатная мать – женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка.

После рождения ребёнка генетические родители оформляются в качестве юридических родителей.

Чаще всего суррогатное материнство применяется при бесплодии в супружеских парах, в которых женщина не способна выносить ребёнка по медицинским показаниям.

Оно возможно только при применении экстракорпорального (искусственного) оплодотворения в гинекологических клиниках соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворённую «в пробирке», переносят в матку суррогатной матери в течение первых 3-5 дней развития эмбриона.

В настоящее время в Российской Федерации суррогатное материнство регулируют следующие законы:

    Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон) 2 .

    Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.93 N 5487-1

Согласно статье 55 Закона: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребёнка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребёнка невозможно по медицинским показаниям.

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребёнка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки» 4 .

Безусловным достоинством Закона является то, что он закрепил на законодательном уровне основные понятия, использующиеся в сфере вспомогательной репродукции, в том числе определение суррогатного материнства.

Однако, он не отражает такой сущностный признак суррогатного материнства, как его цель – передача рождённого суррогатной матерью ребёнка лицам, указанным в договоре о суррогатном материнстве. Безусловно, п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации связывает передачу суррогатной матерью ребёнка после его рождения потенциальным родителям с согласием самой суррогатной матери. Такое правило серьёзно нарушает права потенциальных родителей, особенно передавших свои биологические материалы для зачатия ребёнка, и, как справедливо отмечает Е. С. Митрякова, ставит под сомнение юридическую силу договора о суррогатном материнстве 5 .

Чтобы разобраться, так ли необходимо суррогатное материнство с точки зрения государства, рассмотрим демографическую ситуацию в стране и мире.

1. Демографическая ситуация в мире .

Население Земли к 2050 году увеличится почти на 2,6 млрд. с нынешних 7,141 млрд. человек и составит 9,731 млрд. Согласно выводам Французского института демографических исследований, к этому времени четвёртая часть населения Земли будет проживать в Африке и составит 2,435 млрд. человек. Население Европы сократится до 726 млн. с 740 млн. человек (данные на 2013 год). По мнению учёных, к концу XXI века на планете будут проживать около 11 млрд. человек.

Сегодня суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений у одной женщины за всю её жизнь) в среднем по миру составляет 2,5 ребенка на одну женщину. Показатель по отдельным регионам варьируется: например, в Нигере зарегистрирована самая высокая рождаемость – 7,6 ребенка на одну женщину, а в Боснии и Герцеговине – 1,2.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня сохраняется тенденция быстрого старения населения мира. Ожидается, что с 2000 по 2050 год доля населения планеты в возрасте старше 60 лет удвоится - возрастет с 11% до 22%. Абсолютное число людей в возрасте 60 лет и старше увеличится за этот период с 605 млн. до 2 млрд. человек.

В мире будет больше людей, доживающих до 80 и 90 лет, чем когда-либо ранее. Число людей в возрасте 80 лет и старше с 2000 по 2050 год возрастет почти в 4 раза до 395 млн. человек 6 .

В более отдалённой перспективе, вследствие закономерностей демографического перехода, население Земного шара начнёт сокращаться. Сейчас естественный прирост мирового населения медленно, но верно снижается, составляя достаточно большую величину – примерно 1,2% в год. Но доля стран, в которых коэффициент суммарной рождаемости находится на уровне двух и менее детей, рождённых в среднем одной женщиной за её жизнь, уже вплотную приблизилась к половине 7 .

Нынешние лидеры по численности населения - Китай и Индия - уравняются к 2028 году, когда в обеих странах будут проживать около 1,45 млрд. человек. После этого число граждан КНР начнет падать, а Индии - продолжит расти. По прогнозам Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), численность населения России, Беларуси, Болгарии, Кубы, Румынии и Украины к середине века сократится на 15% 8 .

2. Демографическая ситуация в России.

«Россия будет продолжать терять свои позиции в рейтинге стран по численности населения. При этом многие демографические проблемы, характерные для большинства развитых стран, – старение населения, низкая рождаемость и миграция – усугубляются в России низкой продолжительностью жизни, повышенной смертностью мужчин в трудоспособных возрастах. Так, по ожидаемой продолжительности жизни при рождении российские мужчины уступают японцам более 15 лет.

Депопуляция России несёт на себе тройную нагрузку: численность населения мала и несоизмерима с огромной территорией; она уменьшается по сравнению с тем, сколько здесь жило сравнительно недавно – в конце XX века; население стремительно сокращается по отношению к большому числу соседних стран и в целом в рейтинге мирового населения.» 9

Угроза обострения демографических проблем в ближайшие 10–20 лет заложена в возрастной структуре, несущей на себе отпечаток существенного сокращения рождаемости в 1990-х годах. При полном отсутствии миграции это неизбежно приведёт к сокращению численности населения за счёт значительной естественной убыли. 10

Проблема сокращения численности населения в трудоспособных возрастах на уровне около миллиона человек ежегодно не может быть решена к середине XXI века, даже если каждая женщина в России будет рожать вдвое больше детей, чем сейчас (в среднем 1,6 ребенка). Поэтому представить себе будущее России без приезда немалого числа мигрантов невозможно.

Ухудшает картину и статистика абортов, по которым Россия занимает первое место в мире. Всемирная организация здравоохранения указывает на то, что ежегодное количество хирургических абортов в мире превышает 55 млн., а это значит, что на каждую 1000 рождённых детей приходится 400-500 абортов 11 .

Однако желание иметь собственного ребёнка велико среди части бесплодных пар и вынуждает их прибегать к передовым методам современной медицины. За рубежом таким семьям помогает государство. Многие ведущие западные страны, учитывая высокую объективную стоимость вспомогательных репродуктивных технологий (инсеминация спермой мужа/донора – ИСМ/Д, оплодотворение (по-латыни in vitro) в пробирке – ОИВ, инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки – ИКСИ, донорство яйцеклетки, суррогатное материнство, замораживание эмбрионов, банк донорской спермы), финансируют их применение для бесплодных семей за счёт государства.

В России также существуют квоты на ЭКО. Для их получения от семейной пары требуется выполнение следующих условий: официально зарегистрированные брачные отношения; отсутствие общих детей; гражданство Российской Федерации; возраст от 22 до 38 лет. Показания к ЭКО по квоте: бесплодие, обусловленное трубным фактором; неэффективность других методов (операции, стимуляция овуляции и др. методы) лечения на протяжении 2 лет; виды бесплодия, успешно поддающиеся лечению методом ЭКО 12 .

Если на ЭКО выделяются хотя бы какие-то бюджетные квоты, суррогатное материнство полностью и всегда оплачивается «генетическими родителями». Образовавшуюся нишу занимают частные фирмы, деятельность которых ограничивается посредничеством при подборе суррогатных мам, контролем над их поведением в ходе беременности, юридическим сопровождением договора и при необходимости представлением интересов своих клиентов в суде. При этом за услуги они берут ощутимую часть общей стоимости программы для «генетических родителей», не гарантируя добросовестность поведения обеих сторон. Фактическая монополизация организационной составляющей рынка суррогатного материнства негосударственными компаниями привела к парадоксам ценообразования – стоимость программы для «генетических родителей» растет, а гонорар суррогатной мамы снижается.

По данным на декабрь 2013 года 13 только 26% россиян считают суррогатное материнство морально неприемлемым. Каждый второй полагает, что суррогатные матери делают важное и нужное дело. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19-20 октября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Большинство россиян (76%) допускают возможность использования услуг суррогатной матери. При этом 60% респондентов считают возможным прибегнуть к этой мере лишь в том случае, если нет возможности завести детей самостоятельно, а 16% полагают это нормальным в любой ситуации. Пятая часть наших сограждан (20%) заявила о недопустимости существования суррогатного материнства. Интересно, что участники опроса, имеющие начальное образование, настроены более радикально (30% считают недопустимым использовать услуги суррогатных матерей ни при каких обстоятельствах), в отличие от закончивших вузы или получивших незаконченное высшее (15%).

Сейчас суррогатная мать в любой момент может отказаться передать ребёнка биологическим родителям, несмотря на предварительные договорённости, зафиксированные в официально оформленном договоре. При этом суд будет на стороне женщины, которая выносила и родила малыша.

Необходимость получения согласия у суррогатной матери и является главным камнем преткновения - нет никакой гарантии, что она в итоге подпишет фактический отказ от имеющихся у неё родительских прав. Суррогатная мама тоже рискует - биологические родители могут отказаться от малыша по каким-то причинам.

Существует круг этических проблем, которые менее заметны, чем вышеперечисленные, но не менее важны.

Суррогатное материнство является частным случаем технологии ЭКО, этические проблемы ЭКО автоматически распространяются на суррогатное материнство 14 .

1. Проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления. Полученные в результате гиперстимуляции яичников «лишние» эмбрионы, в России и многих других странах не имеют юридического статуса. То есть, живые человеческие существа оказываются в полном распоряжении частной клиники, где они могут быть заморожены и храниться неопределенное время или имплантированы любой матери без согласия биологических родителей. В этом случае нет значительных юридических препятствий для передачи эмбриона другим лицам, нет серьёзного контроля со стороны государства.

2. Инцест, который может быть спровоцирован ЭКО. Благодаря ЭКО один мужчина-донор может являться биологическим отцом сотни детей, не знающих о своём родстве. Вероятность их встречи и брака не нулевая, а во втором поколении становится ещё более вероятной. При этом никто не несет никакой ответственности за возможные последствия, а они могут быть очень серьёзными.

3. Если сурмама отказывается передать дитя биологическим родителям, возможны два варианта. Если закон на стороне биородителей, новорожденный будет изъят в принудительном порядке. Если закон на стороне сурмамы, возникнет трудно разрешимый конфликт с биологическими родителями, которые будут вынуждены жить всю оставшуюся жизнь с мыслью о том, что их ребёнок живет в неизвестном месте, в неизвестной семье. Они не будут иметь ни малейших прав на него. В любом случае, суррогатная мать оказывается в состоянии эмоционального, и физиологического стресса, вызванного отнятием ребенка. Возможен мастит, рак молочной железы, заболевания репродуктивной сферы.

4. Эксплуатация женского организма, влекущая за собой не только психологическую травму сурмамы, но и физический урон её здоровью. Возможные осложнения родов, невозможности грудного вскармливания, износ организма, потеря здоровья, эмоциональный шок, риск для жизни, всё это плата за сомнительный «заработок».

5. Противоестественный способ зачатия детей, по которому нет убедительных доказательств безвредности. Если зародыш хранится в замороженном виде, он сохраняет свои свойства к дальнейшему развитию, но заморозка не останавливает все биохимические процессы, протекающие в эмбрионе. При хранении оплодотворенная яйцеклетка испытывает на себе обычное фоновое радиоактивное облучение. Возрастает вероятность мутации, которую очень трудно выявить сразу, поскольку многие наследственные болезни передаются рецессивными генами и не проявляются сразу, а только в последующих поколениях.

6. С точки зрения христианской этики, которая лежит в основе европейской цивилизации, эмбрион является человеком. То есть, при передаче эмбриона происходит акт купли-продажи живого человека.

В верованиях и культуре многих народов существует представление, что бесплодие посылается Богом. Мнение, что бесплодие это божья кара или жребий судьбы, и сегодня распространена среди бесплодных людей. Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребёнка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа. Воспринять это испытание с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению удел людей богобоязненных и стойких в вере 15 .

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви даётся ясная характеристика понятию и практике суррогатного материнства как «противоестественного и морально недопустимого». «Эта методика, – утверждает документ, – предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания... Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны" 16 .

По мнению завкафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова профессора Ирины Силуяновой 17 «суррогатная мать, предоставляя в «аренду» своё тело и продавая своё материнство и рождённое ею дитя, разрушает великую «физику» любви, на которой построена вся метафизика человеческих отношений. Ведь жестокость, агрессия, хамство, преступность - то, что в нашем обществе возрастает катастрофически - не возникают сами по себе. Они - следствие разрушения моральности человеческих отношений, основанных на любви».

В то же время, в Российском обществе усиливаются дискуссии на тему укрепления семьи. В подтверждение этого тезиса обратимся к исследованию ВЦИОМ 18 .По мнению большинства россиян (59%) необходимо поощрять и пропагандировать образ расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений (родители, дети, дедушки и бабушки). При этом представители старшего поколения (62% в возрасте 45 лет и старше) в этом вопросе проявили больше энтузиазма, чем молодёжь (54% 18-24-летних). Более четверти опрошенных (29%) пока не поддерживают данное начинание.

Наши сограждане также выступают за усиление мер, направленных на уменьшения числа абортов: 67% участников опроса предлагают сделать необходимым для несовершеннолетних, решившихся на этот шаг, наличие письменного согласия от родителей или законных представителей. Женщины в этом вопросе настроены более категорично, чем мужчины (71% и 61%, соответственно).

Более половины респондентов (63%) согласны с положением о разрешении прибегать к услугам суррогатных матерей только парам, страдающим бесплодием. Четверть опрошенных (24%) не согласна с данным предложением.

К вмешательству представителей Русской Православной Церкви (РПЦ) или других традиционных религий в сферу семейной политики наши сограждане относятся неоднозначно. Включение в комиссии по делам несовершеннолетних религиозных деятелей поддерживают 49% респондентов. Негативно оценивает это предложение каждый третий участник опроса (33%). Введение экспертизы законопроектов в области семейных отношений представителями церкви одобряют 47% опрошенных, а 34% высказываются против этого.