Пасха: история, традиции, художественные образы. Когда отмечают пасху

Пасха - слово еврейское, переводится оно как “переход”. Для христиан Пасха - переход от смерти к жизни, от греховного, порочного существования к жизни благочестивой, исполненной согласия и любви. .

Пасха - очищение людей, соединение с Богом. Очищение физическое постом и духовное поступками, понимание и осознание того, что можно внутренне пробудиться независимо от возраста и состояния физического, как природа пробуждается весной!

Пасха - величайшая Любовь Бога к людям. Любовь стучится в истерзанное сердце каждого героя : в сердце от родных “Зачем все они терзают меня своей любовью!”, получает ее через заботу , от кроткой . Принимают ли эту Любовь наши герои?

Да не оскудеет рука дающего! Переполнены любовью сердца терпеливых трепетных Мари, Лизы..
В рассказе Н.А.Тэффи “Чудо весны” …”Пасха была ранняя”...”И это ярко раскрашенное небо, и обещающие жизнь розовеющие цветочки, и то, что она так по-молодому, легкомысленно, выбежала в одном платье, - все это вдруг ударило Лизу весенним вином прямо в сердце“. Неслучайно автор подчеркивает розовый цвет: он обладает аурой невинности и любви, это также цвет чувствительности, обновления, возрождения и весны. Ведь Пасха приходится на весенний период.

Символ "весеннего вина" неслучаен. На Тайной Вечере (Учитель в последний раз был со своими учениками в земной жизни)... "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подал и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов "...(Мф.26:26-28)

На “светлый праздник “ принято дарить крашеное яйцо, которое напоминает о воскресении из мертвых. Возьмешь яичко в руки - оно похоже на камушек, словно неживое, а в нем - жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из яйца …”Лиза взглянула на розового зайца, несущего в лапках синее яйцо с золотыми буквами “Х.В.”...

Традиция дарить яйца берет начало в Древнем Риме, когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию после того, как произошло Воскресение Господне. Поскольку у нее не было ничего с собой, кроме яйца, именно его она и преподнесла императору со словами: "Христос Воскрес!" Усомнившись в сказанном, император ответил, что как не может куриное яйцо сделаться красным, так и человек не может воскреснуть. Не успел Тиберий это произнести, как яйцо начало менять цвет.
По другой версии семь иудеев после смерти Иисуса сидели за столом. Трапезой были вареные яйца и жареная курица. Вспомнив про распятого Христа, один из присутствующих сказал, что Иисус должен воскреснуть, как наступит третий день. Однако хозяин этого дома, не поверив, возразил: "Только если приготовленная курица оживет, а яйца изменят цвет. " И, о чудо, курица ожила, а белые яйца стали красными. Так пасхальное яйцо стало знаком Воскресения Господа и символом Пасхи.

Известно, что пасхальное яйцо и пасхальный заяц пользовались популярностью до возникновения христианства. Пасха - по-немецки "Ostern"- восходит к имени богини весны Остары (Ostara), символизирующей рождение новой жизни, начало нового цикла. А заяц, как животное необыкновенно плодовитое, подходит для этого праздника. Легенда о пасхальном зайце впервые была документально упомянута в 17 веке. В 1680 году был опубликован первый рассказ о зайце, откладывающем яйца и прячущем их в саду. Праздник "Osterhase"считался одной из "величайших радостей детства". Лиза в рассказе, как дитя, радуется этому дню.
Недаром в рассказе яйцо, изображенное на открытке, синего цвета - это чистота, любовь к Богу. Синий цвет символизирует покорность Божьей воле и смирение, выражает идею самопожертвования. Этот цвет ассоциируется с добротой, надеждой, любовью к ближнему.
Однажды ученик спросил у Иисуса Христа: ”Какая наибольшая заповедь в законе?” Иисус ответил: ”Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.” (Мф.22:36-40)

Н.А. Тэффи верит,что произойдет чудо: не только природа преобразится, но и люди станут исполнять заповедь Божию: жить в мире, согласии, любви.
Природа радуется воскресшему Христу, и вместе с ней - Лиза, которой в сердце "ударило весенним вином ", она получает открытку с зайцем, несущим в лапках синее яйцо с золотыми буквами "Х.В."

Испокон веков принято в светлое Христово Воскресение приглашать к накрытому столу всех желающих, привечать нищих, убогих, больных. Особенностью праздника считалось искреннее совершение добрых дел, собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, рассылались открытки дальним родственникам и знакомым. И это для каждого, наверное, было спасением.

12.04.2015

Что мы вспоминаем в первую очередь при слове «Пасха»? Куличи, крашеные яйца, красные облачения священников… А какие еще есть символы, связанные с торжеством Светлого Христова Воскресения?

Одним теплым весенним утром в небольшом провинциальном городке на лавочке возле дома сидела небольшая девчушка и с удовольствием ела кусочек сладкого, покрытого глазурью и изюмом пасхального кулича. Дело происходило в середине 60-х годов, и проходящая мимо учительница начала стыдить ребенка: «Как тебе не стыдно?! Как ты, советский человек, внучка октября, можешь есть кулич? Ведь Пасха − это не наш, это церковный праздник!» «Нет, - ответила девочка, − Пасха это наш, очень хороший, светлый и… (девочка долго подбирала слово) вкусный праздник»¹.

Детское сердце, не знакомое с особенностями политического строя, чувствовало свет и духовную радость Воскресения Христова. Еще с давних времен все православные люди знали проникновенные слова Иоанна Златоуста, произнесенные на праздник Пасхи: «Кто благочестив и боголюбив – насладись ныне этим прекрасным и радостным торжеством!.. Все войдите в радость Господа своего!.. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!.. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!.. Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»²

Воскресение Иисуса Христа является основой христианского вероучения. По слову апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша»³. Пасха – древнейший христианский праздник, он имеет множество традиций и символов. Литургия является центром церковной жизни, и поэтому начинается праздник торжественным ночным богослужением. Богослужение является радостным «пиром веры», когда душа каждого христианина ликует несравнимо ни с одним пиром земным. В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.


Символичен и красный цвет, который во множестве присутствует в храме: красные облачения священников, красные свечи, красные цветы, красные ленты, красные платочки на головах у женщин. Пасха – красная, потому что красный – это цвет воскресения, цвет жизни и победы. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа.


Царские врата и диаконские двери святого алтаря всю Светлую седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл для всех вход в Царство Небесное. Около Царских врат ставится аналой с артосом. Артос – это высокий хлеб, на котором изображается крест с терновым венцом, но без Спасителя. Этим символизируется победа Христа над смертью, Его воскресение. Артос изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения. Также Предание говорит нам о том, что апостолы после Вознесения Христова оставляли за трапезой часть хлеба, символически изображая этим Его присутствие за трапезой. Во время крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, артос обносится вокруг храма. В Светлую субботу после литургии он раздробляется и раздается верующим.


На Пасху особенно торжественно звучит пасхальный звон – благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звон знаменует торжество Церкви, славящей Победителя ада и смерти.


Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым.


Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья. Самым древним из них является кулич. Его готовят в каждой семье, по форме и по смыслу он соотносится с артосом. Кулич – это сдобный высокий круглый хлеб с изюмом и цукатами, украшенный сверху сахарной пудрой или глазурью. Значение кулича, который всегда готовится из дрожжевого теста, состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветный, пресный хлеб. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской.


Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – сладкое творожное блюдо со сметаной, маслом, ванилью и изюмом. Для его приготовления используется пасочница, которая обычно изготавливается из дерева мастерами-резчиками. Она состоит из четырех частей и в собранном виде представляет собой усеченную пирамиду. Чаще всего на пасочницах вырезали православный крест, буквы «ХВ» — «Христос Воскресе», голубя как образ Святого Духа, цветочные орнаменты, виноградные грозди. Эти узоры четко выделялись на пасхе, когда ее вынимали из формы и ставили на блюдо. Творожная пасха является символом Гроба Господня. Пасха также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

Третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Церковное предание рассказывает, что после воскресения Христа Его ученики повсюду разносили весть о том, что Христос победил смерть. Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию и преподнесла ему в подарок куриное яйцо как символ воскресения Христа. Ко двору императора нельзя было приходить без даров. Богатые люди приносили обычно драгоценные вещи, а у Марии не было ничего, поэтому она взяла с собой одной куриное яйцо в качестве дара. Император же сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Но после этих слов куриное яйцо, которое он держал, приобрело красный цвет. Яйцо символизирует Воскресение Христово, жизнь и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по высвобождении из скорлупы, так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей, бессмертной жизни. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение.

К празднику Пасхи христиане красят яйца в разные цвета, хотя традиционным цветом считается именно красный. Для окраски яиц используются различные натуральные красители: куркума для желтого цвета, свекла − для розового, листья крапивы − для зеленого, луковая шелуха − для светло-коричневого. Есть традиция христосоваться пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы.


У пасхальных яиц были и «практические» применения – их катали по земле, чтобы она была плодородной, яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху. Есть традиция несколько пасхальных яиц хранить в течение всего года.

Пасхальный кулич, творожная пасха и крашеные яйца размещаются во главе стола. Часто их кладут на блюда с высокими ножками-подставками, чтобы они возвышались над всем остальным угощением. На трапезе в основном подают мясные закуски, горячие блюда из мяса и птицы, разнообразную сдобную выпечку.


Первый день принято отмечать в кругу своей семьи. Начинается застолье с употребления освященных в церкви блюд. Издревле считалось, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. Затем вкушают по кусочку пасхального кулича и по ложечке творожной пасхи. На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из сдобного теста, который символизирует Агнца Божьего, закланного за грехи людей, то есть Христа. В ветхозаветное время, по еврейскому обычаю, на Пасху закалывали ягненка, но Христос Сам принес Себя в жертву, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

Приготовление пасхальных блюд стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы − дня выноса Святой Плащаницы. К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром в народе его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать творожную пасху, замешивать тесто для куличей. Чистый четверг для хозяек − один из самых хлопотных дней в году.


В Страстную субботу все идут в храм освящать куличи, пасхи и яйца. Для этого обычно всю снедь кладут в корзинку, украшенную цветами. Этот день уже наполнен предпраздничным настроением, храмы постепенно начинают преображаться к празднику. Еще немного – и начнется Пасхальная заутреня.

На Пасху православные люди ходят в гости, дарят друг другу небольшие подарки. Обычно это какое-то угощение: небольшой куличик, яйцо или сладости. Таким образом, верующие делятся частичкой своей радости, в обмене угощениями символично объединяются в большой незримой трапезе. Есть хорошая традиция дарить пасхальное яйцо при обмене пасхальными приветствиями. Это может быть крашеное вареное яйцо, а может быть искусственное – из дерева, фарфора, папье-маше или пенопласта. Их расшивают бисером, украшают рисунками, тканью, вышивкой. Такое яйцо – самый распространенный подарок. Некоторые из них напоминают произведения искусства – их украшают драгоценными камнями, золотом и серебром. Особо красивые − настоящие драгоценные шедевры − хранятся в различных музеях.


Не последнюю роль играют пасхальные букеты. Это букеты для подарка и букеты для украшения кулича. Их составляют из цветов, перьев, лент, скорлупы, вербы, фигурок ягнят, изображений различных птиц и бабочек. В последние годы стали очень популярны букеты «гнездо». Они собираются на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич обычно бывает небольшого размера, его собирают на деревянной шпильке, с помощью которой затем крепят на куличе. Также можно сделать пасхальный венок – настольный, настенный или подвесной. Его можно положить вокруг кулича на праздничном столе или сделать украшением интерьера, а при желании − использовать как пасхальный подарок. Венки составляется из тех же элементов, что и букеты. Они символизируют бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа.


С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху тем родным и знакомым, с кем не сможешь похристосоваться, открытые письма с красочными рисунками, основной тематикой которых являются пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские весенние пейзажи, цветы. Пасхальные открытки можно сделать и самим, благо, для этого сейчас есть множество возможностей. Такой вариант всегда будет приятнее и теплее для получателя.

На Пасху практически везде устраиваются массовые гуляния с пением, хороводами, ярмарками, играми и прочими увеселениями. Раньше народные гулянья на Пасху продолжались до двух недель и носили название Красная горка. Любимой пасхальной забавой являлось катание пасхальных яиц. Катали яйца просто с какого-нибудь бугорка или делали для этого специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударяется о яйцо, лежащее на земле, играющий забирает это яйцо себе. Эти забавы порой превращались в настоящие соревнования.


На сегодняшний день церковь считает христианскими пасхальные символы. Но в былые времена и колбасы, и крашеные яйца и пасхи были ею запрещены, так как считались непристойными атрибутами языческой веры. Как и когда произошла такая перемена?

Задолго до рождения Христа язычники почитали собственного воскресшего Бога. Они праздновали его чудесное воскресение каждую весну: устраивали эротические ритуалы, в которых раскрашенными яйцами оплодотворяли женщин, пекли пасхи, которые приносили в жертву божеству…. Что должно было произойти для того, чтобы церковь приняла эти атрибуты язычества?

Мы празднуем Пасху сегодня в память о воскрешении Иисуса Христа, в чистый четверг убираемся в доме, целуем плащаницу в страстную пятницу. Идем в церковь, чтобы освятить пасхальные корзины с субботы на воскресение, и приветствуем словами «Христос Воскрес!» своих знакомых и родственников, а потом завтракаем торжественно освященной едой. Но мы не догадываемся о том, что еще четыре столетия назад наши прапрадеды вместо всего вышеописанного чтили смерть Христову, вкушая пресный хлеб и запивая его виноградным соком.

Все евреи, и сам Иисус праздновали совсем иную Пасху – это был день независимости евреев. История этого праздника такова: во времена, когда евреи находились в рабстве у египетского фараона, Моисей неоднократно просил освободить народ, но тщетно. И тогда десять наказаний было послано Богом Яхве на Египет. Жители пережили нашествие мух, жаб и саранчи, пережили язвы град и мрак. И фараон наконец отпустил евреев, но только отказался отдавать их домашний скот. Тогда Бог наслал на египтян десятую кару, последнюю – смерть первенцев. Чтобы эта кара не коснулась избранного народа, Моисей велел заколоть жертвенных агнцев, и этой кровью пометить двери. И случилось так, что умерли тысячи детей во всех домах, где не было кровавого знака, умер даже сын фараона. На следующий день напуганный фараон отпустил всех евреев с их скотом. Моисей повелел каждый год отмечать Пасху в память о дне освобождения от рабства.

И именно так Иисус Христос отпраздновал в последний раз Пасху в 33 году нашей эры. Стол был скромным: вино, как символ крови жертвенного ягненка, пресный хлеб и горькие травы в знак памяти о горечи бывшего рабства. Это и был последний ужин Иисуса и апостолов. Однако, в Библии говориться, что накануне ареста Иисус изменил значение праздничных блюд. В Библии говориться: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.” Лук. 22:19,20.

Таким образом, Иисус предрек свою смерть, но так или иначе Он не велел Своим ученикам отмечать Пасху в честь Его воскресения. В Библии нет ни единого упоминания об этом.

Апостолы и первые христиане отмечали Пасху как воспоминание о смерти Иисуса на человеческие грехи. Это была скорбная вечеря, на которой ели пресный хлеб и пили виноградный сок.

Но проходит 200 лет, и в мире начинают отмечать этот день весело – в память не о смерти, а о воскресении с поцелуями, песнями и застольем.

Дело в том, что задолго до прихода христианства римляне поклонялись собственному Богу Атису, покровителю растений. Здесь можно проследить интересное совпадение: римляне верили, что Атис родился в результате непорочного зачатия, погиб молодым из-за гнева Юпитера, но воскрес через несколько дней после смерти. И в честь этого удивительного воскрешения люди устраивали каждую весну ритуал: рубили дерево, к нему привязывали статую юноши и несли его на площадь города с плачем. Затем начинали танцевать под музыку, и вскоре впадали в транс: доставали ножи, резали свое тело, и этой кровью кропили дерево со статуей. Таким образом римляне прощались с Атисом. Важно заметить, что они придерживались поста вплоть до праздника воскрешения.

Когда наступал день весеннего равноденствия, римский жрец сообщал торжественно: «Чудо случилось – Бог воскрес!». И люди устраивали в честь этого гуляния и карнавалы, это был день радости. Невероятно, но праздник воскрешения Атиса отмечался аж до IV века одновременно с иудейской Пасхой и с воскресением Иисуса Христа. И каждый – христиане, иудеи и язычники считали свой праздник главным.

Этот религиозный спор был решен императором Константином. В IV веке он сделал государственной религией христианство. В 325 году христианская Пасха была отделена от иудейской. Но тогда на столах не было ни крашеных яиц, ни пасок ни колбас – откуда же взялись эти символы?

У Православной церкви есть официальная версия: когда Иисус воскрес, Мария Магдалина понесла эту весть по всему свету, и дошла до императора Тиберия. Была такая традиция, что каждый посетитель должен принести подарок своему кесарю. Так как Мария была бедной женщиной, она принесла лишь обычное яйцо. Тиберий, услышав новость сказал: «Христос воскреснуть не мог так же, как и это яйцо не может стать красного цвета…» И вдруг произошло чудо – яйцо стало красным в руках императора. И после этого случая появилась традиция красить яйца на Пасху. Только в Библии нет упоминания об этом.

Эта версия возникла тогда, когда надо было скрыть другое, совсем не христианское происхождение пасхальных символов.

В 988 году Владимир Великий крестит Русь, и начинает бороться с языческими праздниками по совету византийских монахов. Но тогда для русичей христианство было чужой и непонятной религией, и если бы власть начала открыто бороться с язычеством – народ бы взбунтовался. Поэтому была выбрана тактика несколько другая: не силой, а хитростью.

Каждому языческому празднику постепенно давалось новое, христианское значение, также христианским святым были приписаны привычные для русичей признаки языческих богов. Таким образом, «Коляда», древний праздник зимнего солнцестояния, стал рождеством Христовым. «Купайло», летнее солнцестояние переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она совпала с очень особенным русским праздником, который назывался «Великдень». Этот праздник был языческим Новым Годом, и его праздновали в день весеннего равноденствия, когда оживала вся природа.

Наши предки, готовясь к Великодню, разрисовывали яйца и пекли пасхи. Но вот только значения этих символов совсем не были похожи на христианские. Когда впервые византийские монахи увидели, как люди отмечают этот праздник, они объявили его страшным грехом, и стали бороться с этим.

Была такая игра, которая называлась «красное яичко». Мужчины брали раскрашенные яйца и бились ними друг с другом. Выигрывал тот, кто разобьет больше всего чужих яиц при этом не разбив своего. Это делалось для того, чтобы привлечь женщин, так как считалось, что чья крашанка победит, тот мужчина и будет самым крепким и лучшим.

У женщин был такой же ритуал – они бились крашеными яйцами. Но делали это с другой целью: таким образом они символично оплодотворяли друг друга, так как яйцо у многих народов мира считалось издавна символом весеннего возрождения и новой жизни.

Эти ритуалы проводили не только для своих нужд, но и для того, чтобы задобрить богиню плодородия Макошь. Наши предки относились к этим ритуалам серьезно, так как знали что от этого зависит жизнь всей общины: если как следует не задобрить Макошь, она может разгневаться, лишить урожая, не будет тогда скот размножаться, и не будут рождаться дети.

Наши современные хозяйки пекут пасхи в субботу, и считают при этом, что обычай этот происходит от еврейского пасхального хлеба, который называется маца. Говориться, что Сам Иисус разламывал хлеб и угощал им апостолов на тайной вечере, но этот хлеб был плоским и пресным. А пасху делают рыхлой, с изюмом, и посыпают сверху глазурью, а потом меряются – чья выше выросла.

Удивительно, но эта традиция возникла задолго до того, как христианство пришло на Русь. Наши предки поклонялись солнцу и верили, что Даждьбог каждую зиму умирает, и рождается заново весной. И в честь нового солнечного рождения в те времена каждая женщина должна была выпечь свою пасху и исполнить над ней родильный ритуал. Выпекая пасху, женщины поднимали подол, имитируя беременность. То есть, когда пасху ставили в печь (печь – это символ женского лона), женщины поднимали подол, имитируя беременность. После этого обряда оплодотворения пасха рождалась и считалась символом новой жизни.

Можно догадаться, что эта выпечка, имеющая цилиндрическую форму, покрытая белой глазурью и посыпанная семенами не что иное, как эрегированный мужской фаллос. Предки относились к таким ассоциациям спокойно, потому что для них было главным, чтобы земля урожай давала и женщины рожали. Поэтому после того, как пасху доставали из печи, на ней рисовали крест, который был символом бога солнца. Даждьбог отвечал за плодовитость женщин и за плодородие нивы, и именно он управлял двенадцатью знаками зодиака.

Эти сходства Даждьбога с Иисусом Христом невероятны: воскресение и главный символ – крест. Поэтому не удивительно, что эти два образа слились после крещения Руси. Таким образом пасха стала символом христианства.

Но колбасам долгое время церковь запрещала появляться на праздничном столе. В отличие от пасхи наши предки круглый год ели колбасы, независимо от праздников. Но раз в году мясными блюдами угощали не простых гостей, а покойников. Монах Данила Заточный в XIII веке с ужасом пересказывал этот страшный языческий ритуал, который назывался «Радуницы» .

Люди собирались на кладбищах в четверг, перед Великоднем. Они приносили в корзинах еду, раскладывали ее на могилах, и потом начинали громко и протяжно звать своих умерших, просить, чтобы те вернулись в мир живых, и попробовали вкусную еду. Язычники верили, что именно в четверг перед Великоднем предки выходили из земли и оставались рядом с живыми людьми до следующего воскресенья после праздника. В это время нельзя их называть покойниками, потому, что они слышат все, о чем говорят, и могут обидеться. Люди тщательно готовились к «встрече» с родственниками: задабривали домовых небольшими жертвами, вешали новые обереги, и убирались в домах. На сегодняшний день этот жуткий праздник поделился на два радостных: в чистый четверг мы моемся и убираемся в доме, а в проводное воскресенье идем на могилки и несем кусочки пасхи своим умершим родственникам.

Но такая перемена произошла не сразу. С языческими ритуалами довольно жестко боролись, и в XVI веке к этой борьбе присоединился сам Иван Грозный. У царя было множество претензий к церкви: он гневался за то, что священники не принимали никаких мер, чтобы избавиться от двоеверия. И чтобы исполнить указ Ивана Грозного, священники начали присматривать за религиозным порядком, иногда даже шпионить. Но это не помогло. Люди не хотели отказываться от своих традиций, и как и прежде в домах продолжали исполнять языческие ритуалы, а на глазах ходили в церковь. И церковь сдалась. В XVIII веке языческие символы были объявлены христианскими, им было даже придумано божественное происхождение. Так символом Христового воскресения стали яйца плодородия, а хлеб Даждьбога превратился в символ Иисуса Христа.

Тогда церковь и придумала легенду о Марии Магдалине, принесшей яйцо Тиберию. В Иерусалиме в храме Марии Магдалины даже нарисовали этот сюжет.

Но произошло что-то невероятное после того, как языческие мифы вышли из подполья. О них стали придумывать новые мифы. Например казаки твердо верили в то, что когда Мария оплакивала своего сына, ее слезы падали в корзину с яйцами, и таким образом появились писанки. А в Карпатах и до сих пор верят в то, что в горах прикован цепями сатана, и только люди, которые рисуют писанки перед Пасхой, не дают порваться этим цепям.

Это конечно же, легенды. Но существуют и такие вещи, которые тяжело списать на выдумки. Когда в церковь попали древние символы, во время Пасхи стали происходить чудеса. И на сегодняшний день писанкарки утверждают, что их писанки имеют магическую силу.

Пасхальные символы во времена наших предков были очень сильными языческими оберегами.

Церковь их пыталась запретить много веков, но так и не смогла. И когда писанки и пасхи объявили христианскими символами, их стали святить в церквях. Но древняя магия языческих символов не исчезла.

На Украине живет одна женщина, которая исследует магическую силу писанки уже 20 дет, ее зовут Татьяна Пирус. Она рассказывает, что своими глазами видела, как писанки исцеляли больных, решали профессиональные проблемы и даже соединяли пары. Но для того, чтобы яйцо обрело магическую силу, его недостаточно разрисовать. Настоящий магический оберег, которым наши предки пользуются уже 2000 лет, сделать достаточно сложно, нельзя допустить ни одной ошибки.

Женщина, рисующая писанку, должна придерживаться определенных запретов и правил. Если она их нарушит, то писанка не будет иметь силы. Главное правило: этим делом должны заниматься только женщины, и только после весеннего равноденствия. Для оберега нужно выбирать только оплодотворенное яйцо, и расписывать его ночью, когда никто не видит. Если во время работы женщину отвлекут, писанка потеряет магическую силу. Женщине нельзя делать оберег во время критических дней. Но самое главное, что женщина должна понимать смысл каждого нарисованного ней знака и рисунка, уметь их правильно соединять, и знать специальный заговор для каждой писанки.

Для того, чтобы писанка подействовала, необходимо с самого начала делать ее для кого-то, и думать, что бы вы хотели пожелать этому человеку. От этого зависит выбор цвета и магических знаков. Когда вы дарите писанку человеку, нужно проговорить вслух то, что вы хотите пожелать ему, а не просто дать в руки яйцо и уйти. Тогда магическая сила начнет действовать, и довольно сильно. Правильно сделанный оберег может даже спасти жизнь человеку.

Магия пасхальных символов – не христианская. Но Татьяна Пирус говорит, что в этом нет ничего плохого, ведь эти символы используются только для добра. А церковное благословение только усиливает добрую силу древних оберегов.

Люди верят в разные версии происхождения пасхальных символов: священники считают их христианскими, а исследователи языческими. Но и те и другие признают, что главное не происхождение, а то, что эти символы несут в дом свет и добро.

Суть Светлого Воскресения, его важное значение для православной веры помогают понять и раскрыть атрибуты Пасхи. Именно они символизируют свет веры Божьей, победу над смертью, возрождение к новой жизни. Празднование Воскресения Господня имеет свои обычаи и традиции. Для православных исполнение их напоминает о блаженной Вечности, постоянном присутствии Бога на земле и в бытии человека.

Большое значение придается символу Божьего Света, Пасхальному огню, просвещающего все народы. Для того, чтобы зажечь в честь праздника пасхальные свечи, в православных церквях стараются использовать лампады с частицей Благодатного огня, полученного из иерусалимского Храма гроба Господня. Зажжённая от него пасхальная свеча имеет глубокую символику: считается, что Христос от христианской Пасхи до Вознесения незримо пребывает на земле, и сорок дней не должна угасать частица Благословенного огня. Во время службы в храме принято держать зажжённую свечу в руках, её нужно донести до дома, не загасив пламени, читая молитвы, обойти всё жилище, словно благословляя его, и поставить перед образом Спасителя.

Неотъемлемые, самые известные, всеми православными почитаемые символы Христова Дня:

  • крашеные яйца;
  • куличи;
  • пасха.

Традиции праздника наделяют почитаемые символы важным смысловым значением.

Пасхальное яйцо как отражение возрождения

Обычай красить к Воскресению Христову яйца в различные цвета у православных возник в конце Х века вместе с введением пасхального празднования. Древнейшие обряды, в которых яйцо олицетворяло жизнь, теперь прошли освящение Светом Христовым. Православные традиции наделяют цвета, в которые окрашены пасхальные яйца, символическими значениями:

Хотя каноны не воспрещают использование всех этих тонов, а также роспись яиц и украшение их, например, бисером, кружевом, преобладающим цветом считается красный. Он ассоциируется с кровью Христа, пролитой на распятии, с его саном Царя Небесного, любовью Божьей к роду человеческому. Он связан с древним преданием, рассказывающим, как скорлупа яйца, принесённого римскому тирану Марией Магдалиной, стала красного цвета, знаменуя истинность христианской веры.

Согласно веками установившейся традиции принято, что освященные в храме яйца, как символы Пасхи, должны стать первой вкушаемой пищей после 40-дневного поста. В день Светлого Воскресения их дарят друг другу близкие и знакомые, как подаяние приносят в храм, раздают нищим. Считается, что освящённое яйцо обладает чудотворными, целебными силами. Магическими свойствами наделяли также его скорлупу и крошки от разговенья: их собирали, добавляли к «четверговой» соли, оставшейся от приготовления пищи в Чистый Четверг, и хранили рядом с зерном для будущего посева.

Благодаря обычаю украшать пасхальные яйца появились течения в народных промыслах, и даже возникли художественные традиции изготовления этих символов из ювелирных металлов и драгоценных камней.

Кулич - пасхальный хлеб

Пасхальные куличи отождествляются с артосом: религиозно-обрядовой пищей, представляющей собой круглый высокий хлеб, выпеченный из дрожжевого теста, с изображениями креста и тернового венца. Он символизирует вкушение хлеба воскресшего Христа с апостолами. К Пасхе артос выпекают в Чистый Четверг, чтобы в ночь с субботы на воскресенье освятить в храме. Готовят его из сдобного теста, украшая глазурью, цукатами, миндалём, орехами, шоколадной крошкой, мелким драже - фантазии нет предела. И это неудивительно: считается, что после благословения и освящения куличи становятся для верующих символом духовного единения и семейного благополучия.

Приготовленные по старинным рецептам, пасхальные куличи сохраняют свежесть 40 дней, до праздника Вознесения. В прежние времена частицу освященного кулича наделяли целительными свойствами. Во время всей Светлой седмицы в храмах кулич ставят на самое видное место рядом с образом Воскресения Господня.

В монастырях на Светлой неделе артос ежедневно приносят в трапезную, оставляя его на особом столе. Во все дни после службы совершается торжественный крестный ход с куличом вокруг храма. По окончании празднования Воскресения Христова он раздаётся прихожанам.

Творожная пасха - символ Воскресения

Ещё один из атрибутов Светлого Воскресения - пасха (паска). Это творог со сметаной, сформированный в виде четырёхгранной усечённой пирамидки. Раньше творогом на Руси называлось кислое молоко. В ожидании праздника, не вкушая скоромную пищу, его собирали в течение всего Великого поста. За это время простокваша выстаивалась и уплотнялась без воздействия температуры. Из получившегося таким образом творога паска была особенно нежной, воздушной.

Одновременно символизирует гроб Господень и Его Воскресение: на боковых её сторонах изображаются крест и буквы «ХВ». В то же время она замещает во время праздничной трапезы ягнёнка, напоминая, что сегодняшние традиции отличаются от ветхозаветных, доапостольских. Нарядная, украшенная засахаренными фруктами, орехами, ягодами, кокосовой стружкой и другими декоративными элементами, она занимает на праздничном столе не менее почётное место, чем кулич.

Разумеется, невозможно представить традиции пасхальных празднований без цветов: ведь они так же, как и Воскресение Христово, обозначают возрождение новой жизни. Венки подвесные, настенные или настольные, обрамляющие куличи и пасхи, олицетворяют бесконечность вечной жизни, дарованной жертвой Спасителя.

А каталоге Данцеза.ру

Пасха или Воскресенье Христово – древнейший христианский праздник и самый радостный день в году. В этот день повсюду зажигаются лампады, в церквях звонят колокола, а люди идут в храм. Единственно возможное приветствие в этот день – «Христос Воскрес!», а ответ обязательно «Воистину Воскрес!». Отмечают праздник даже те, кто мало знает о его истинной сути. Так с чего же возник Светлый праздник Воскресенья Христова, какова его история и традиции?

Праздник Пасхи очень древний. Евреи много тысяч лет назад начали праздновать Пасху как день освобождения от египетского плена. Иудейские племена отмечали этот праздник весной, как день отела скота, позже связывали его с началом жатвы. А спустя много веков родился Иисус Христос, воскрешение которого и прославляют все христиане в день Пасхи. Пасха – это история последних дней Иисуса в Иерусалиме до его смерти. Это печальная и в то же время счастливая история. Иисус был убит, но вернулся к жизни, чтобы показать Божье чудо. Потом он вернулся на небеса, чтобы быть с Богом, его отцом. Великий пост, 40-дневный период, ведущий к воскресенью Пасхи, является временем для размышления и покаяния и представляет 40 дней, что Иисус провел в одиночестве в пустыне, прежде чем начать свое служение. За это время, как предполагают христиане, его искушал дьявол, перед которым он устоял. Неделя перед Пасхой является Страстной неделей и включает в себя Великий Четверг, который ознаменовывает последний ужин Иисуса с учениками (Тайная вечеря); Страстную пятницу - день, в который Иисус был распят, и Воскресенье - день, когда Иисус вернулся к жизни.

Когда отмечают пасху?

Пасха - подвижный праздник, потому что не имеет установленной даты каждый год, как большинство других. Христианские церкви празднуют Пасху в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия 21 марта. Таким образом, Пасха наблюдается где-то между 22 марта и 25 апреля каждого года. Как правило, православные христиане и католики отмечают праздник Воскресения Господнего в разные дни. Однако в 2014 году и православная, и католическая Пасхи будут праздноваться в один день - 20 апреля.

Как празднуют? Традиции и обряды

Тот факт, что Пасха приходится всегда на начало весны и первого тепла, а также окончание сорокадневного поста и воздержания, делает её особенно любимой и радостной и для взрослых, и для детей. На протяжении многих веков складывались различные народные обряды и традиции, которые на сегодняшний день стали стандартной частью этого святого праздника.

Cемейная трапеза

Первая и самая главная традиция – семейная трапеза. Стол в этот день обязательно должен быть богатым, а кушанья сытными и разнообразными. Но основные, обязательные блюда – куличи, крашенные Пасхальные яйца и творожные пасхи. Естественно, кушанья должны быть освящены в церкви. По древней традиции перед тем, как приступить к трапезе, девушки для сохранения своей красоты умывались водой, в которую перед этим опускали Пасхальное яйцо. Обед всегда начинают с пасхи – она в этот день считается священной, поэтому даже крошки выбрасывать строго-настрого запрещается. Много традиций связано с Пасхальными яйцами. Их нужно обязательно предварительно красить, а в воскресенье дарить друг другу. В гости приходили с крашеными яйцами и обменивались ими с хозяевами.

Битки

Обязательная забава в этот день – битки. Заключается она в том, что каждый выбирает себе Пасхальное яичко и соревнуется с соседом, стуча ими одно об другое. Чье яйцо первым разбилось, тот и проиграл. Дальше игра продолжается среди выигравших и так до победного конца.

Катание яиц

Еще одной веселой игрой традиционно считается катание яиц. Соорудив из чего-нибудь покатую поверхность (внизу стелили что-то мягкое, например одеяло), все собравшееся по очереди скатывали яйца. Чьё яйцо ударит скатившееся ранее, тот и выиграл. Главное - правильно выбрать направление движения яйца.

Прятки

На Пасху обычная игра в прятки приобретает немного другой смысл. Вместо того, чтобы самим прятаться и искать друг друга, гости ищут яйца, предварительно спрятанные хозяйкой дома в самых разных местах. Кто найдет больше всех яиц, тот победитель. В эту игру можно играть по одному (каждый сам за себя) или разделиться на команды – так будет даже веселей.

Эстафета с яйцом

Есть много вариантов такой игры. Главное условие – все гости разделяются на две команды и бегут с яйцом в ложке к финишу, возвращаясь, передают ложку следующему игроку. И так до тех пор, пока не прибежит последний игрок из команды. Чья команда прибежала первой – тот выиграл.

Как выглядеть?

Если вы хотите достойно и оригинально отпраздновать Пасху, основное, что нужно для этого сделать – правильно одеться. И единственно возможный способ это сделать – одеться нужно не просто красиво, а соответственно. А что может более соответствовать такому важному народному празднику, как народная одежда? Итак, начнем с головного убора. Для женщин это повязка или кокошник, можно также в придачу к такому головному убору использовать парик в виде косы. А для мужчин – картуз.

Повязка – это древний ленточный головной убор, который представляет собой полоску ткани, закрывающей лоб. Полоска может быть из шёлка, парчи, бархата или шерсти. Лента украшена золотой вышивкой, бисером и тесьмой. Основные цвета, которые обычно используются для создания повязки: синий, красный и зеленый.

Кокошник – сделанный в виде полумесяца женский головной убор, на твердой основе. Сзади завязывается атласными лентами. Может быть красный, зеленый или синий. Декорируется бусами, парчёй, пайетками или бисером. Картуз – это русский народный головной убор для мужчин. Он всегда черного цвета, обычно украшенный лакированным козырьком и красным цветком.

Основной элемент русского народного женского костюма – сарафан. Обычно он красный или синий, сделанный из атласа или хлопка, расшитый тесьмой. Под него одевается блузка из такого же материала, тоже расшитая тесьмой. Основной элемент мужского народного костюма – рубаха или косоворотка. Она может быть белой, красной или синей, расшитая позолоченной тесьмой. Сделанная из хлопка или атласа, она отличается свободным кроем. Носится навыпуск и подвязывается поясом в цвет.

Грим

Для того, чтобы полностью соответствовать образу, обязательно нужно позаботиться и о макияже. Лучше всего подойдет для этого театральный грим. С его помощью вы создадите себе нужный народный образ. Театральный грим продается в отдельных баночках. Обычно в комплект входят такие цвета: желтый, зеленый, коричневый, серый, серебряный, голубой. Сделанный на жирной основе из натуральных компонентов, он легко наносится с помощью спонжа или кисти. Удалять такой грим рекомендуется специальным средством или косметическим молочком. Можно использовать грим Snazaroo. Он сделан на водной основе в соответствии с новейшими европейскими стандартами EU&FDA. Легко наносится и смывается, а также не имеет запаха, поэтому его можно применять как взрослым, так и детям. Существует огромный ассортимент цветов грима Snazaroo. Существует прессованный и жидкий цветной аквагрим Kryolan. Он сделан на глицериновой или водной основе, поэтому не требует закрепления пудрой, а его цвета хорошо смешиваются. К тому же он быстро высыхает и не оставляет следов на одежде. Для снятия такого грима достаточно воды.