Оценка уровня воспитанности и ее критерии педагогика. Воспитанность - это что? Определение уровня воспитанности

Планомерная работа по психодиагностике процесса личностного развития учащихся, как показывает опыт многих школ, где такая психодиагностика проводится, дает свои плоды в воспитании учащихся. Однако этого недостаточно. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Для того чтобы учащиеся занялись более тщательно самопознанием и самовоспитанием, одной психодиагностики недостаточно. Анализ показал, что одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития, является принятая в наших школах система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость учащихся. Поэтому неудивительно, что все силы учащихся и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами, порой безнравственными, калечащими ум и судьбы, детей.

Отсутствие критериев оценки, других качеств школьника и уровня его воспитанности явно не способствует его личностному развитию. А.Н.Леонтьев писал: «...жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.».

И.-В.Гете как-то сказал: «Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать».

Несколько лет тому назад я начал эксперимент по оценке воспитанности учащихся в школе НПЦ «Ломоносов» (г. Жуковский Московской области), первые результаты которого опубликованы. Для оценки воспитанности учащихся разработаны следующие показатели:

1. Поведение в семье. Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание совместно с другими ее членами невзгод и радостей; полное самообслуживание; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; забота о младших и старших членах семьи; правильное реагирование на замечания; вежливость в обращении со всеми членами семьи; проявление инициативы в поздравлении и изготовлении подарков по случаю дней рождения, юбилеев и других праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

2. Поведение в школе. Дисциплинированность и внимательность на уроках, активное участие в проведении уроков, в обсуждении пройденного учебного материала, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе; разумное отношение к успехам и неудачам в учении; проявление чувства ответственности за порученные общественные дела; дисциплинированное поведение на переменах; повседневное выполнение «Правил для учащихся»; бережное отношение к школьному и классному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений классного коллектива; умение руководить и подчиняться.

3. Отношение к старшим. Вежливость в общении; разумное выполнение поручений старших; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.

5. Поведение на улице и в общественных местах . Соблюдение правил дорожного движения; любовь и бережное отношение к природе, животным; соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте; ученик должен уступать место в транспорте старшим и женщинам.

6. Отношение к самому себе . Постоянная занятость полезным делом; нежелание тратить время на безделье; аккуратность и бережливость в одежде и обуви; стремление выполнять режим дня и утреннюю зарядку, быть всегда честным и правдивым, не брать чужих вещей без разрешения, быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали, не быть завистливым к чужим успехам, искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех, постоянно анализировать свою деятельность и поведение, честно признаваться в своих ошибках и проступках и стараться исправить содеянное, быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.), определить главные свои интересы и склонности, развивать способность к той деятельности, которая представляет главный личный интерес, научиться преодолевать чувство страха, научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку, доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием, всегда иметь опрятный внешний вид, проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, смотреть телевизор лишь ограниченное время и только наиболее интересные передачи, быть в курсе всех важнейших политических новостей в стране и в мире; готовность прийти на помощь с риском для себя, открыто критиковать товарищей и самого себя, всегда отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, благодарить за справедливую критику и делать все для исправления своих недостатков.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.

В первой половине учебного года эти показатели в каждом классе подробно обсуждаются на классных собраниях, и после обсуждения записываются учащимися для лучшего запоминания в свои тетради.

Для подготовки учащихся средних и старших классов к оценке своей воспитанности уже в младших классах дети пишут сочинения на такие темы: «Какой я ученик», «Мои хорошие и плохие качества», «Как я себя веду дома и на улице», «Хорошие и плохие качества моего соседа по парте» и др. А во второй половине учебного года начинается процедура оценивания воспитанности учащихся, начиная с IV или V класса. Она состоит из следующих этапов:

1. Классные руководители просят родителей каждого ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету:

а) какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

б) какие отрицательные качества Вы у него (нее) заметили?

в) какие качества Вы стараетесь воспитывать у Вашего ребенка и насколько это Вам удается?

г) имеет ли Ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

д) насколько Ваш ребенок способен к самообслуживанию?

е) есть ли у Вашего ребенка режим дня и как он его выполняет?

ж) как он относится к другим членам семьи, оказывает ли нужную им помощь?

з) принимает ли он активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

2. Каждый ученик пишет характеристику, в которой должен в соответствии со своими возрастными возможностями охарактеризовать себя по всем показателям воспитанности.

3. На классном собрании в присутствии классного руководителя и психолога проводится обсуждение уровня воспитанности каждого ученика класса. При этом классный руководитель просит учащихся в своих выступлениях сначала указывать хорошие, добрые качества обсуждаемого ученика и только затем – его недостатки и плохие качества. Собрание ведет командир класса, а психолог или классный руководитель ведут протокол собрания. Если класс большой, то обсуждение проводится на нескольких классных собраниях.

4. На воспитательном совете (педагогическом консилиуме) всех учителей, работающих с данным классом, в присутствии школьного психолога обсуждаются все имеющиеся документы на каждого ученика (результаты психодиагностики), анкеты родителей, самохарактеристики, протокол собрания класса; на основе этих материалов определяется оценка уровня воспитанности каждого ученика: высокая, средняя, низкая.

5. Эти оценки сообщаются ученикам и их родителям. С отдельными учениками, получившими низкую или среднюю оценку, проводится наедине беседа. Ученику указывается, какие недостатки в его воспитанности требуют коррекции и что он должен сделать, чтобы изжить эти недостатки.

Опыт оценки уровня воспитанности учащихся показал, что процедура и оценка воспитанности благотворно влияет на процесс личностного развития учащихся, на активизацию их самопознания и самовоспитания. Кроме того, этот процесс несколько затемняет оценку успеваемости, что также полезно для изживания внешней мотивации некоторых учащихся и формирования внутренней мотивации учения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Критерии воспитанности условно можно подразделить: 1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; 2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности: 1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; 2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить: 1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; 2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; 2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают, очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

Аннотация: рассматриваются проблемы критериев и уровней воспитанности личности учащегося, анализируются различные подходы к определению уровня воспитанности, рассматриваются трудности, связанные с определением уровня воспитанности личности.

Ключевые слова: личность, воспитанность, критерий, уровни воспитанности, количественный подход, качественный подход, направленность личности, моральные нормы. Учет и оценка уровня воспитанности - необходимое звено системы воспитательной работы. Успех в любой сфере деятельности во многом зависит от правильного учета и объективной оценки достигнутых результатов, лишь опираясь на достигнутое, можно успешно двигаться вперед. Сказанное полностью относится к воспитательной деятельности. Чтобы ставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, педагог должен знать результаты воспитательной работы. Не зная уровня воспитанности, педагог работает вслепую.

Он или завышает требования к воспитаннику и ставит перед ним непосильные задачи, или снижает требования. Чтобы избежать этого, необходимо наряду с общими задачами воспитания решать и индивидуальные задачи: у одного учащегося преодолевать неверие в свои силы, у другого - изжить неорганизованность и т. д. Это можно сделать только на основе хороших знаний положительных и отрицательных сторон воспитанника. Без этого в воспитательной работе легко скатиться на путь шаблона и уравниловки в подходе к учащимся. Следует отметить, что выявление уровня воспитанности - это не самоцель, а важное средство, обеспечивающее возможность управления воспитательным процессом, повышения его эффективности. Учет результатов воспитания дает возможность педагогу видеть плоды своих усилий, обнаруживать упущения, недочеты и, следовательно, устранять их. Благодаря такому учету в центре внимания педагога оказываются не мероприятия, изредка носящие случайный характер, а реальное состояние развития его воспитанников. Это имеет значение для индивидуализации процесса воспитания, для научно обоснованного планирования воспитательной работы.

Критерии оценки уровня воспитанности. Критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сравнивать те или иные результаты деятельности. Поэтому любые критерии должны содержать те или иные параметры. В определении этих параметров в психолого-педагогической литературе имеются различные подходы . I. Количественный подход в определении уровня воспитанности. П. П. Блонский отмечет, что поведение человека можно измерять такими количественными показателями, как «сколько раз» и «как долго». Например, мы говорим, что наблюдаемый 20 минут читал, 7 часов спал, 10 минут обдумывал и т. д. Разумеется, при определении уровня воспитанности нельзя исходить только из количественных характеристик. Но и нельзя отрицать, что количественные показатели в какой-то мере определяют те или иные черты личности. 2. Качественный подход в определении уровня воспитанности. Н. И. Монахов в работе «Изучение эффективности воспитания» предлагает определять уровень воспитанности исходя из отношения человека к различным сторонам действительности: к труду, коллективу и т. д. Отсюда он выводит такие показатели уровня воспитанности, как трудолюбие - коллективизм и т. д. 3.

Определение уровня воспитанности на основе направленности личности. Некоторые педагоги, считают возможным использовать единственный показатель, характеризующий уровень воспитанности личности. Таким показателем они считают направленность личности. При этом, по их мнению, коллективистской направленности личности должен соответствовать высокий уровень воспитанности, а индивидуалистической направленности низкий уровень. Конечно, направленность составляет важный компонент психологической характеристики личности, и изучение ее имеет существенное значение для выявления уровня воспитанности. Но может ли одна направленность достаточно полно и всесторонне характеризовать такое сложное явление, как воспитанность школьника, личность которого постоянно и интенсивно развивается, причем далеко не всегда равномерно? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к определению направленности личности. Направленность представляет собой систему потребностей, интересом взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения и определяющих специфическое отношение личности и выполнению своих ролей.

Из этой характеристики направленности видно, что суть ее проявляется прежде всею в отношениях к коллективу, к обществу. Но эти отношения далеко нс охватывают все богатство личностных проявлений. Кроме того, как установлено психологами, направленность личности начинает более или менее четко проявляться лишь в подростковом возрасте, примерно с 10-12 лет. Следовательно, если руководствоваться этим показателем, то воспитанность примерно трети школьников вообще не может быть изучена. Но дело не только в этом. Каждая личность представляет собой неповторимое сочетание, единство большого числа разнообразный качеств и черт, отражающих ее отношение к окружающему. Попытка свести все это к одной направленности противоречит современным тенденциям развития науки о воспитании.

Любое сложное явление требует разностороннего анализа. В воспитании личности нельзя ограничиться одним показателем. Такой односторонний (узкий) подход может ввести в заблуждение педагога: общая положительная направленность личности может затушевать имеющиеся у нее недостатки, и в случае отрицательной направленности значительно затрудняется применение принципа воспитания с опорой на положительное. 4.Определение уровня воспитанности на основе знаний учеником моральных норм, правил поведения. Простейшее средство выявления этих знаний анализ ответов на прямо поставленные вопросы: «Какой поступок можно назвать героическим и почему?».

Такие вопросы, задаваемые как в устной, так и в письменной форме, дают возможность в известной мере выявить круг представлений учащихся о той или иной области поведения человека. 5. Определение уровня воспитанности по оценочным суждениям. К методам оценочных суждений относятся тематически ориентированные сочинения, диспуты, дискуссии, прямые и косвенные устные вопросы и др. Вопрос может требовать свободно аргументированного ответа (открытые вопросы) или выбор ответов из числа предложенных (закрытые вопросы). Такие сочинения, как «Честь и достоинство человека: как я их понимаю» Могут отражать внутреннюю позицию юношей и девушек, их сомнения, колебания, раздумья. Диспуты, дискуссии или любая форма коллективных обсуждений, где воспитанник должен открыто занять определенную позицию, позволяют судить о его взглядах и убеждениях.

Диагностическое значение имеет и «позиция умолчания», стремление отдельных воспитанников остаться в стороне от споров, уклоняться от ответа на прямо поставленный вопрос, занять нейтральную позицию. Личная беседа воспитателя с воспитанником, нацеленная на выявление его позиций и отношений, может дать многое воспитателю при условии, если она хорошо подготовлена, если будут проходить без спешки в неформальной обстановке. 6. Определение уровня воспитанности по действиям и поступкам личности. Основной метод изучения человека в действии это наблюдение за ним в различных ситуациях и проявлениях. Эти ситуации могут быть естественными и искусственными, создаваемыми воспитателем в диагностических целях. Конечно, далеко не все виды деятельности и общения воспитанников могут оказаться в поле зрения воспитателя.

О некоторых действиях, поступках, нормах или линиях поведения воспитатель узнает косвенно, получая устную и письменную информацию от других лиц. В естественных ситуациях проявляются отношение учащихся к учебе, дисциплинированность и культура поведения, а также их отношение к труду, насколько оно ответственно. Наблюдения за спортивной игрой дает возможность увидеть проявления чувства товарищества и коллективизма, умение сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на поражение. При посещении театра, выставки и других культурных центров изучается восприимчивость учащихся к прекрасному, их вкусы и направленность интересов.

В искусственных ситуациях ученик ставится в такое положение, когда наиболее отчетливо могут проявиться личностные качества. К таким ситуациям, в частности, относятся общественные поручения, где сталкиваются личное и общественное. Отказ от поручений или недобросовестное их выполнение является определенным показателем уровня воспитанности, чувства ответственности школьника .

Большое диагностическое значение имеет в остроконфликтных ситуациях, где трудно скрывать свои чувства и мысли. 7. Другие подходы к определению уровня воспитанности. Среди других подходов следует выделить шкалирование, составление стандартизированных характеристик и др. Так, сущность использования метода независимых характеристик заключается в обобщении сведений об учащихся, полученных через товарищей, учителей, родителей и других лиц. Такие сведения помогут преодолеть субъективизм в оценке личностных качеств учащихся, составить о них объективное представление. При этом в собранном материале могут быть различные, даже противоречивые оценки личности. Важно хорошо разобраться в этом, выявить причины этих расхождений. Составление независимых характеристик учащимися на своего одноклассника организуется классным руководителем в доброжелательной обстановке. Приведем определение уровня воспитанности как педагогического понятия.

Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплекс свойств личности, который характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее разностороннее развитие. К общественно значимым качествам, в частности, относятся: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманность, честность, правдивость, единство слова и дела, прямота, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, активность, любознательность, эстетическое развитие . Под уровнем воспитанности следует понимать наличие у человека знаний, нравственных норм и умений применять эти знания в практике его повседневного поведения . Трудности в определении уровня воспитанности связаны с множеством факторов. В учебно-воспитательном процессе результаты воспитания проявляются не сразу после проведения того или иного воспитательного мероприятии. В этом выражается одна из трудностей в определении их уровней.

Следующая трудность связана с тем, что не всегда воспитанность проявляется в явной форме. В общем виде результаты воспитания проявляются как во внешней, так и во внутренней форме, которые скрыты от глаз воспитателя. При этом внутренняя позиция личности не всегда совпадает с ее внешними проявлениями, словами, поступками, действиями. Иногда внешние проявления личности противоречат подлинно внутренним переживаниям. В зависимости от доминирующих мотивов те или иные показатели уровня воспитанности могут превратиться в свою противоположность. Трудности в выявлении уровня воспитанности выражаются также в том, что помимо индивидуального своеобразия необходимо учитывать и возрастные

особенности. То, что наиболее актуально и важно для одного возраста, в другом возрасте может замещаться, дополняться другими ценностями. Для характеристики воспитанности большое значение имеют такие общечеловеческие качества, как гуманность, доброжелательность, отзывчивость; правдивость, честность, скромность, прилежание, бережливость, трудолюбие, наличие устойчивых навыков и привычек правильного поведения и др .

Правильно оценить уровень воспитанности ученика - это значит дать объективную оценку его поведения в различных жизненных ситуациях, на занятии, во внеурочное время, в процессе общественно полезной деятельности. Выявление уровня воспитанности, разумеется, не может быть одномоментным явлением. Оно требует длительного времени и применения разнообразных методов и приемов: наблюдения, сопоставительного анализа и т.д. При использовании различных методов необходимо проявлять осторожность, такт, ни в коем случае нельзя использовать полученную информацию во вред учащимся, а некоторые сведения необходимо сохранять в тайне .

Важно найти такие критерии уровня воспитанности, которые бы позволили правильно оценить не только поступки, но и мотивы этих поступков. Те или иные мотивы выступают часто в двух аспектах: в качестве стимулирующего фактора активных действий ученика и в качестве фактора, направляющего поведение, поступки личности. Конечно, очень трудно проникнуть во внутренний мир учащихся, узнан, что происходит в умах и сердцах. Но надо стремиться к этому. Это важно дни преодоления субъективизма в оценке воспитанности личности.

Список литературы

1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. 2-е изд., стер. Серия: Антология мысли. М., 2016. 164 с.

2. Кириллова Т. В. Цель воспитания приобщение к общечеловеческим духовным ценностям // Народная школа. 1996. № 4. С. 1-5.

3. Кириллова Т. В., Кириллова О. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/120-16179 (дата обращения: 25.12.2014).

4. Кириллова Т. В., Кириллова О. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 820.

5. Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике: коллективная монография / Л. А. Абрамова [и др.] / под ред. О. В. Кирилловой, Е. Г. Шубниковой. Чебоксары, 2014.

6. Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии: коллективная монография / Р. И. Блок [и др.] / под ред. О. В. Кирилловой, Т. В. Кирилловой. Чебоксары, 2015. 7. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: опыт экспериментального исследования. М., 1981. 144 с.

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Для того чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность прежде всего в нравственной, культурной, эстетической и других областях.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое их подразделение носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки его эффективности.

Общий анализ процесса воспитания складывается из оценки его результативного и процессуального компонентов. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое, и пр.

Для того чтобы успешно использовать наблюдение как способ изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые проясняют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры к их быстрому и умелому разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например: не следует ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимо-проверяемые сведения и т.п. Требования к опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умения использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, а также учитывать участие учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

О результативности воспитания свидетельствуют следующие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Исходя из целей, задач и содержания воспитательной работы учителя - классного руководителя, можно выделить две группы обобщенных критериев эффективности воспитания.

Первая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции воспитателя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, какие процессы деятельности и общения он организует.

Вторая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально- психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Процессуальные критерии и показатели отражают характер взаимодействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. К сожалению, в школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным признакам - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическая культура, авторитет учителя у детей, родителей, коллег.

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Приоритетом в оценке работы классного руководителя, безусловно, являются результативные, позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и в их взаимоотношениях. Поэтому особое внимание в деятельности классного руководителя уделяется его диагностической функции, направленной на систематическое, объективное изучение изменений, происходящих в уровне воспитанности школьников.

Педагогическая диагностика не самоцель. Данные диагностики, которые получены с помощью различных методов, позволяют организовать воспитательный процесс, исходя из реального состояния воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.

Эффективность воспитательной работы классного руководителя понимается как соответствие полученных результатов поставленным целям в сравнении с прошлыми достижениями. Однако оценка результатов уровня воспитанности школьников осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствием надежных, устойчивых критериев и показателей измерения уровня воспитанности; во-вторых, отсроченностью результатов воспитания во времени; в-третьих, влиянием большого числа объективных и субъективных факторов: общества, природного и социального окружения, школы, семьи, средств массовой информации, детских общественных организаций и т.д.

Диагностическая (оценочная) деятельность классного руководителя складывается из определенной последовательности практических действий, обеспечивающих целостность, системность, динамичность воспитательного процесса. Эта последовательность предполагает: постановку конкретных задач изучения воспитанности; подбор критериев и показателей для определения эффективности процесса воспитания учащихся: выбор методик и процедур изучения; проведение обследования; обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов.

На этапе определения задач изучения воспитанности важно понять, что мы хотим изучать: проявление каких-либо личностных характеристик; отношение ребенка к учебе, к одноклассникам, к самому себе; межличностные отношения в классе; степень удовлетворенности ребенка своим пребыванием в классе и т.д.

Подбор критериев и показателей - наиболее сложный этап в диагностической процедуре. В зависимости от намеченных задач изучения определяются своеобразные индикаторы - критерии и показатели, позволяющие делать обоснованные выводы о результатах процесса воспитания. В качестве обобщенных критериев и показателей могут выступать интеллектуальная, нравственная, эстетическая и другая воспитанность или сформированность интеллектуального, нравственного, эстетического, коммуникативного и другого потенциала личности. Каждый отдельный критерий раскрывается в ряде своих показателей. Большое число показателей может затруднить процесс обработки и анализа данных, поэтому чаще используются три показателя. Это объясняется тем, что можно будет судить о высоком, среднем или низком уровнях воспитанности по числу зафиксированных показателей.

Выбор методик изучения возможен после определения задач, критериев и показателей. В настоящее время накоплен достаточный банк диагностических методик, которыми могут пользоваться практические работники. Выбор методик требует и соответствующего диагностического инструментария - протоколы наблюдений, бланки для испытуемых, бланки для экспертов и т.п. В качестве экспертов могут выступать директор и завучи школы, школьный психолог, социальный педагог, учителя, классные руководители, родители, старшеклассники.

На этапе проведения исследования создаются необходимые условия, обеспечивающие чистоту, достоверность и объективность результатов. Использование нескольких методик, сравнительный анализ данных, полученных с их помощью, повышает достоверность результатов, их взаимопроверяемость.

Обработка, анализ и педагогическая интерпретация предполагают обобщение данных, подготовку таблиц, схем, графиков, показываюших динамику роста или снижение изучаемых характеристик. Анализ и интерпретация результатов исследования позволяют выявить наиболее характерные тенденции, зависимости, наблюдаемые в течение нескольких лет. Информация, полученная об отдельных учащихся, классных коллективах или в целом о состоянии воспитательной системы школы, позволяет намечать новые цели и способы их достижения.

Поскольку сегодня наибольшую трудность вызывает определение совокупности критериев и показателей, выбор методик, рассмотрим несколько возможных и уже апробированных в воспитательной практике вариантов их комплексного использования.

В разных концепциях воспитания разные авторы разрабатывают свои критерии и показатели, отражающие их целевые установки. Так, В.А. Караковский, JI.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в качестве основных критериев эффективности воспитательной системы предлагают две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Такой критерий, как уровень воспитанности школьника, признается важным критерием оценки эффективности воспитательной системы в целом. Для определения уровня воспитанности школьника, его личностного развития рассматриваются ориентации личности на общечеловеческие ценности - человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир, а также такие качества, как интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках.

В работах О.С. Газмана и его концепции к основным критериям результативности воспитательного процесса относятся: готовность ребенка к самоопределению, самореализация, самоорганизация и самореабилитация; развитость индивидуальных способностей ребенка; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье ученика; сформированность базовой культуры учащегося; защищенность ребенка в социальном окружении.

По мнению Н.Е. Щурковой, критериями воспитанности личности являются истина, добро, красота, которые могут быть дополнены более конкретными показателями, такими как внешний облик ребенка, физическое и психическое развитие школьника, поведение ребенка в школе и вне школы, участие детей в разнообразных видах деятельности и качество мероприятий; способности и самочувствие детей, отношение ребенка к своему "Я".

В концепции Е.В. Бондаревской не отрицается подход, при котором результаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявленным на основе личностных характеристик. Вместе с тем автор концепции считает, что такой подход не отражает направленности личности на саморазвитие природных задатков, личностного потенциала. Поэтому предлагаются следующие критерии воспитанности учащегося: уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, необходимая ребенку в его саморазвитии.

Обращаясь к проблеме оценки воспитанности учащихся, М.И. Рожков и Л.В. Байбородова полагают, что не обязательно иметь единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они определяются педагогами и воспитанниками, исходя из состояния воспитательной системы, ее целей и задач. В качестве основного критерия воспитанности школьников предлагается изучать направленность личности, проявляющуюся в ее взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях.

На основе потребностной концепции воспитания, разработанной В.П. Созоновым в качестве своеобразных критериев и показателей, рассматриваются свойства (качества), характеризующие внутренний мир человека, его отношения, установки. К ним относятся: самоприятие и убежденность перед собой в законности и ответственности собственного бытия; способность к рефлексии, владение своими чувствами, своим поведением; знание себя, своих особенностей; признание других; способность к пониманию, сочувствию, эмпатии; чувство собственного достоинства; готовность к преодолению жизненных проблем; эмоциональная и интеллектуальная независимость; способность получать удовлетворение от жизни, быть счастливым.

Представленные подходы к определению критериев и показателей свидетельствуют о том, что их систематическое использование на протяжении длительного времени позволяет отслеживать динамику происходящих изменений в контексте целостной авторской концепции воспитания. В основу разработки рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы должны быть положены результаты сравнительного анализа по разным направлениям воспитания, проведенного с помощью единого исследовательского инструментария.

В процессе изучения уровня воспитанности школьников учителя и классные руководители используют разнообразные и доступные им методы. При выборе методов не следует увлекаться сложными психологическими тестами, методиками, которые требуют специальной психологической подготовки для проведения квалифицированной психолого-педагогической интерпретации и консультации со школьным психологом. К сожалению, в школьной практике часто недооценивается возможность методов наблюдения, беседы, консультации, хотя именно они позволяют собрать важный эмпирический материал, требующий внимательного, вдумчивого осмысления. Наблюдение за школьниками в естественных или в специально создаваемых воспитательных ситуациях позволяет в течение продолжительного времени фиксировать особенности поведения, отношения детей в различных условиях. Включение детей в различенные виды деятельности, выполнение индивидуальных и коллективных поручений в пределах класса или школы, анализ качества их выполнения предоставляют ценные сведения о личностных особенностях детей.

Использование методов опроса, рейтинга, обобщения независимых характеристик и др. предполагает привлечение учителей и классных руководителей к непосредственному участию в оценке уровня воспитанности школьников или классных коллективов. Полученные данные обогащают знания педагогов о детях, помогают понять причины негативного или позитивного поведения.

В оценке уровня воспитанности школьников важно знать мнение учащихся о самих себе, предоставлять им возможность оценить себя, свое отношение и поведение в рамках рассматриваемой проблемы. Это может быть осуществимо с помощью метода самооценки. По мнению ученых, оценка человеком собственных качеств выступает мощным стимулом к самовоспитанию, саморазвитию личности. В педагогической литературе (Н.Е. Щуркова, М.И. Шилова и др.) представлены разнообразные методы, позволяющие получить достаточно полную информацию об уровне воспитанности школьников.

Знание критериев, показателей, использование адекватных им методов составляют основу диагностики уровня воспитанности школьников.

В таблице 3 вариант сочетания указанных параметров при изучении воспитанности учащихся. Содержание воспитанности школьников в данном варианте составляет сформированность потенциалов личности (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического).

Таблица 3

Диагностика уровня воспитанности школьников

Критерии воспитанности школьника

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося

1. Освоение обучающимися образовательной программы.

2. Развитость мышления.

3. Познавательная активность обучающихся.

4. Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

4. Метод экспертной оценки педагогов.

5. Метод самооценки обучающимися.

6. Педагогическое наблюдение.

II. Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

1. Нравственная направленность личности.

2. Сформированность отношения ребенка к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, труду.

3. Проявление самостоятельности

1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" (может быть использован адаптированный вариант для младших школьников).

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы".

3. Методики "Акт добровольцев", "Ситуация свободного выбора" (Л.В. Бай- бородова), методика изучения социализированности личности (М.И. Рожков), методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов).

4. Метод ранжирования.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

3. Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова).

4. Педагогическое наблюдение.

Методика определения уровня развития культуры общения и саморегуляции (В.П. Сергеева)

IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

1. Развитость чувства прекрасного.

2. Сформированность других эстетических чувств.

3. Участие в художественно-эстетической деятельности

1. Методика Торренса.

2. Метод экспертной оценки педагогов.

3. Метод самооценки учащимися.

4. Педагогическое наблюдение

V. Сформиро- ванность физического потенциала личности учащегося

1. Состояние здоровья выпускника школы.

2. Развитость физических качеств личности.

3. Участие в спортивной жизни класса, школы

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика.

2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств.

Педагогическое наблюдение

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

1. Комфортность ребенка в школе.

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе).

Особенности межличностных отношений

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью".

2. Методики "Наши отношения" (Л.М. Фридман), "Психологическая атмосфера в коллективе" (Л.Г. Жедунова).

3. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников (В.П. Сергеева).

4. Анкета "Ты и твоя школа".

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

Критерии воспитанности условно делят на "твердые" и "мягкие". К "твердым" критериям принадлежат важные статистические данные, которые в комплексе характеризуют общее состояние воспитанности молодежи: количество правонарушений и тенденции их изменения, количество молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления, количество разводов и семей, которые распались; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи и многие другие показатели. В педагогике эти критерии используются сравнительно мало: на протяжении десятилетий не принято было говорить о проблемах, которые проявляются при использовании этих критериев. Для характеристики школьного воспитания применяются "мягкие" критерии, помогающие педагогам получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса.

В психолого-педагогической литературе есть немало методик и программ диагностики воспитанности, которые обращаются к разным критериям. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно разделяют на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности (ведущие качества личности, основные отношения личности; и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Большинство из имеющихся методик и программ изучения воспитанности школьника громоздкие, недостаточно учитывают реальные возможности классного руководителя, фактор его времени. Педагог реально может осуществить обоснование минимума наиболее типичных признаков, которые характеризуют воспитанность учеников. Как определить этот минимум? Воспитанность личности характеризуется не совокупностью отдельных качеств, а их определенной иерархией, смоделированной относительно вектора "мотив - цель": мотивы деятельности "цементируют" общую направленность личности на субъективную цель деятельности; осмысленная цель выполняет роль ориентира в построении программы действий; программа определяет модель деятельности, ее этапы, средства и способы решения тех или иных задач; эффекты вне выполнения деятельности предполагает самоконтроль, самооценку, коррекцию, определения цели высшего уровня.

Критериями воспитанности выступают такие интегральные проявления личности, как система ценностей (смыслов), способность включиться в соответствующий вид деятельности, проявить целеустремленность, осмысленность, творческую активность, ответственность.

  • - мировоззренческие взгляды . Мировоззрение предполагает принятие идеологии государства, системы общечеловеческих ценностей, устойчивость взглядов, умение их отстаивать, проявляя глубокое уважение к правам и свободам других людей.
  • - нравственные чувства . Нравственность является проявлением гуманного отношения к окружающему миру, в котором есть место не только сильным, но и незащищенным. Нравственность способствует саморегуляции поведения, проявлению жизнелюбия, человеколюбия, совестливости, милосердия, порядочности и т.д. в различных жизненных ситуациях.
  • - коллективистские чувства . Коллективизм выражается в активном, осмысленном участии в групповой деятельности, конструктивном общении, уважении личности другого человека, достижении совместных целей в процессе диалога, осознании своего места и роли в жизни общества, ответственности за свой выбор той или иной позиции в различных совместных делах, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, активном участии в принятии важных стратегических решениях коллектива.
  • - способность трудиться, заботиться о своем здоровье . Трудолюбие проявляется в добросовестном труде, учебной деятельности, социально значимой деятельности, способности выражать свои интересы, стремлении их реализовывать в индивидуальной и групповой работе, проявлять инициативу и творчество. Навыки здорового образа жизни тесным образом связаны с культурой жизнедеятельности личности, отношением к своему здоровью как к ценности. Это предполагает активный образ жизни, соблюдение личной гигиены, соответствующее эмоциональное состояние, культуру питания и отдыха, отсутствие вредных зависимостей.
  • - отношение к родным, готовность участвовать в семейных делах. Отношение к близким (членам семьи) выражается в усвоении основ тендерной культуры, которая заключается в способности выполнять различные роли в семье, уважать интересы членов семьи, конструктивно преодолевать трудности во взаимоотношениях, вести диалог, понимать позицию другого, при необходимости брать на себя ту или иную ответственность, участвовать в принятии совместных решений.

Таким образом, судить о воспитанности личности можно на основании уровней сформированности вышеперечисленных критериев оценки по соответствующем показателям.

Каждый из определенных критериев тесно связан с субъективной позицией личности, ее целенаправленной активностью. Поэтому определенные компоненты взаимодействуют, образуют целостность. В определении показателей и признаков воспитанности ученика исходными являются: с одной стороны, интегральные проявления личности, их структура, с другой - их динамика: "зона ближайшего развития". Поскольку субъектом деятельности воспитанник становится по мере того, как развиваются мотивы, цели, способность сознательно и самостоятельно строить и творчески реализовать программу действий, осуществлять самоконтроль, самооценку в, коррекцию деятельности, существенным признаком его воспитанности является степень соотношения регуляции и саморегуляции. Именно это соотношение показывает, какие мотивы являются доминирующими, как конкретизируются субъективные эти ли, как сочетаются знания, умения, убеждения.

Таким образом, воспитанность личности учащегося является целостным образованием, которое имеет высокий уровень сформированности содержательного, структурного и динамического компонента. "Ключом" для практического определения степени сформированности этих компонентов является дифференцированные описания - признаки различных уровней воспитанности. Интегральное оценки позиции воспитанника позволяет выделить четыре степени воспитанности школьников, среди которых две ступени для учащихся, воспитанность которых удовлетворяет педагога, а два - для тех, у кого позитивная степень воспитанности еще не достигнута.

Активная позиция. Она характеризуется положительными оценками всех интегральных проявлений, их взаимосвязями, саморегуляцией. Итак, к этой группе относятся воспитанники, которые восприняли идеалы общества, строят свое поведение в соответствии с нормами, определенными обществом, пытаются самостоятельно и творчески реализовать эти идеалы и нормы в соответствующей деятельности, поведении.

Пассивная позитивная позиция. Направленность содержания интегральных проявлений, постоянство поведения и деятельности также оценивается положительно. Однако активность воспитанника нельзя признать достаточной. В связи с этим ниже является уровень их самоорганизации и самоконтроля. Поэтому к этой группе относятся учащиеся, которые постоянно придерживаются норм общественного поведения, добросовестно выполняют задачи педагогов, включаются в общественно ценную деятельность, но побуждают их к этому мотивы одного плана деятельности (чаще результативного). Односторонность мотивации недостаточно активизирует сам процесс деятельности, ограничивает возможности проявления инициативы.

Неустойчивая позиция. Направленность содержания интегральных проявлений воспитанности положительная, однако постоянство поведения оценивается негативно. Признаки активности, самоорганизации, саморегуляции отсутствуют. Это означает, что у воспитанников этой группы социальные идеи не получили статуса личностных побудительных сил поведения и деятельности. Поэтому поведение ситуативное, зависит от случайных обстоятельств, она может подчиняться асоциальным мотивам. Ученики этой группы - основной объект и субъект воспитательных действий.

Негативная позиция. Она характеризуется отрицательной направленностью содержания позиции личности, при этом активность, самоорганизованность и саморегуляция только усложняют негативную оценку воспитанности. Нарушение общественных форм поведения для учащихся этой группы является нормой. Мотивы их поведения и деятельности асоциальные. Воспитанники этой группы являются объектом перевоспитания. Это предполагает разрушение их актуальной позиции.

Общая характеристика позиции воспитанника является универсальной, то есть такой, которая может быть использована в характеристике какой-либо отдельной его позиции - гражданской, патриотической, экологически эстетической деловой и политической.

© 2024 - madamdragoman.ru Мода и красота. Стиль жизни. Бизнес-леди. Рецепты.