Польза трудового воспитания в садике. Трудовое воспитание у старших дошкольников проект (старшая, подготовительная группа) на тему Темы проектов по трудовому воспитанию доу

Проект: Трудовое воспитание старших дошкольников с ЗПР

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий

Срок реализации : среднесрочный (3 месяца)

Направленность: развитие познавательных, творческих способностей, трудовых навыков.

Руководитель проекта: Воспитатель – Петрова Тамара Степановна

Учреждение: ГБОУ начальная школа - детский сад №687 «Центр реабилитации ребёнка»

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель: Ворожцова М.В., родители

Актуальность: Необходимо так организовать процесс воспитания, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Создать условия для того, чтобы ребёнок захотел трудиться

Формы реализации проекта:

  • Беседы.
  • Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Работа с родителями.
  • дежурство по уголкам природы, по столовой, по занятиям;
  • экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями учителя и работников детского сада);
  • мастерская доктора Айболита (ремонт книг);
  • ручной труд (изготовление поделок);
  • Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня
  • Наблюдения за трудом взрослых
  • Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
  • Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)
  • Дидактические, настольные, с/р игры
  • Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Цель:

  • Формировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  • Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  • Формировать потребность трудиться.
  • Воспитывать любовь к труду.
  • Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Виды труда дошкольников

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе.
  • Ручной труд.

Формы организации труда

  • Поручения
  • Дежурства.
  • Коллективный труд (общий, совместный)

Интеграция образовательных областей программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие

Ожидаемые результаты

Для воспитателей

  • Повышение педагогической компетентности по трудовой деятельности.
  • Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.
  • Сбор и систематизирование материала, доступного для усвоения дошкольниками
  • Совершенствование развивающей предметно-развивающей среды, создание оптимальных условий для развития познавательных способностей ребенка в трудовой деятельности.
  • Установление взаимосвязи с родителями в организации воспитательно-образовательного процесса. Родители воспитанников будут вовлечены в подготовку (изготовление атрибутов) и участие в трудовой деятельности.
  • Умение педагога презентовать свой центр трудовой деятельности.

РОДИТЕЛИ:

  • Развитие доверительных отношений с педагогами ДОУ.
  • Информационно – просветительская работа, тематические консультации, фотовыставки о проведенных мероприятиях, презентация проекта.
  • Прямое включение в процесс сбора информации, наглядного материала.
  • Помощь и содействие воспитателям в изготовлении атрибутов, игрушек.

ДЕТИ:

  • Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
  • Развитие умений работать в коллективе, прийти на помощь.
  • Воспитание ценностного отношения к труду, труду других людей к его результатам.
  • Развитие активной речи у ребенка, формирование её выразительности
  • Обогащение словарного запаса. Умение правильно выстраивать диалог.
  • Развитие в ребенке организационных способностей. Умение подчиниться определенным правилам.
  • Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.

Этапы проекта

1этап подготовительный

  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Изготовление наглядных пособий.
  • Разработать конспекты НОД по образовательным областям: познание, художественно-эстетическое творчество, коммуникация
  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
  • Подбор материалов
  • Беседы с родителями.

2 этап . Основной (практический)

  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Проведение НОД по образовательным областям согласно режиму образовательной деятельности.
  • Наблюдение за трудом взрослых
  • Беседы о труде
  • Чтение художественной литературы, стихов, пословиц
  • Целевые прогулки
  • Дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры
  • Непосредственный труд детей (коллективный и совместный труд)
  • Изобразительное творчество
  • Решение проблемных ситуаций
  • Конструирование из природного материала (пингвины из сосновых шишек)
  • Трудовые поручения
  • Дежурства: по столовой, занятиям, в уголке природы

3 этап . Заключительный.

  • Фотовыставка «Мы любим трудиться»
  • Выставка поделок из природного материала
  • Презентация «Трудовое воспитание»

План реализации проекта

Социально-коммуникативное развитие

  • НОД Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

Цель:

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки

Задачи:

*Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.

*Познакомить детей с понятием библиотека. Расширить их представление о труде библиотекарей и всех сотрудников библиотеки.

*Активно развивать интерес к новым играм.

*Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом, играть согласно правилам предусмотренной игрой.

*Самостоятельно принимать решения, которые необходимы для успешного продолжения игры. - Помочь каждому ребенку усвоить правила игры и следовать им.

*Развивать творческий потенциал и умение взаимодействовать в коллективе.

Предварительная работа: - Чтение произведения С.Жупанина «Я - библиотекарь».

  • НОД «ПОЖАРНЫЙ - ГЕРОЙ, ОН С ОГНЁМ ВСТУПАЕТ В БОЙ»

Цель:

*Познакомить детей с профессией пожарного

Задачи:

*Раскрыть значимость труда, показать его опасность.

*Убедить, что труд на пользу общества – почётное и нужное дело

*Развивать интерес к данной профессии

*Познакомить со специальной одеждой и техникой, которые необходимы для тушения пожаров

*Воспитывать у детей желание оказывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, быть храбрыми, смелыми, ловкими, уважение к труду людей данной профессии.

  • НОД «Знакомство с профессией портного»

Цель : Формировать представления о труде портного, швеи.

Задачи:

*Познакомить с профессией портного, швеи, модельера

*Закрепить знания детей о назначении предметов облегчающих труд в быту (швейная машина)

*Развивать внимание, мышление, речь детей.

*Воспитывать уважение к труду взрослых, желание им подражать.

Задачи речевого развития:

Словарная работа: портной, наперсток,

Активизация: швея, шьет, модели.

Оборудование : Набор иллюстраций из истории одежды, сундучок, набор принадлежностей портного, журналы моды, трафареты платьев, ножницы, карандаши.

Сюжетно-ролевые игры по ознакомлению детей с профессиями.

  • «Почта»

Информационная часть

Рассказать детям о том, что звери и птицы могут доставлять почту так же как транспорт и люди.

Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой печатаются газеты и журналы.

Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию, обмениваться письмами, посылать посылки.

Атрибуты: посылки, бандероли, письма, шапка почтальона, сумка, почтовый ящик, телефонный аппарат.

Создание проблемной ситуации

Дети получают письмо из леса, о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, рвут цветы. Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах; предложить способы доставки.

  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Информационная часть

*Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных.

*Обратить внимание детей на проблему мусора (пустые флаконы, остриженная шерсть).

*Как решить проблему с наименьшим ущербом для природы?

Создание проблемной ситуации

*в парикмахерскую приходит лохматая, грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не зовет с собой играть (мастер предлагает вымыть ее и постричь)

*открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).

*В парикмахерскую приходит экологическая полиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасывать в одни контейнеры, стеклянные в другие, затем все это отвозится на завод для переработки мусора.)

  • Знакомство с профессией строитель.

Цель: дать детям представление о профессии строителей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение произведений по теме.

Экскурсия по детскому саду. Воспитатель проводит экскурсию по детскому саду, предлагает им рассказать, каким они видят свой дом (большой, красивый, светлый, широкие окна, удобные помещения для игр и отдыха). Какие места в нем нравятся больше всего? Почему? Кто построил детский сад? Рассказать, что в его создании принимали участие архитекторы, чертежники, инженеры, строители, каменщики, штукатуры, плотники, кровельщики, маляры.

Игра «Угадай и назови». На столе разложены различные предметы (топор, пила, мастерок, кисть, рубанок, молоток, гвозди, карандаш, линейка).

Беседа. Педагог обсуждает с детьми, что еще строители создали в их городе, показывает рисунки и фотографии.

  • Дидактические игры: « Профессии», «Кому, что нужно?», «Из чего сделано?», «Собери цветок», «Магазин семян», «У кого какой цветок», «Что и как растёт», «Каждое растение на своё место», «Солнышко или тень», «Узнай по описанию»
  • Коллективный труд в уголке природы

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать знания детей о растениях, об их видах, особенности роста и развития, способах ухода за ними.
  2. Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата.
  3. Совершенствовать трудовые навыки по уходу за растениями, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.
  4. Учить образовывать имена прилагательные.

Развивающие:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности.
  3. Развивать положительное отношение к физическому труду.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.
  2. Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда.
  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.

Материал:

Пять комнатных растений, карточки, письмо, лейка с водой, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тазики, тряпочки, кисточки, клеёнки, фартуки

  • Труд в уголке природы: пересадка и черенкование растений; наблюдение за ростом корней у черенков; посадка черенков; полив и рыхление почвы; протирание и опрыскивание листьев.
  • Труд в природе: уборка листьев на участке, подготовка клумб к весне, сбор семян и природного материала

Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание иллюстраций из серий «Комнатные растения», «Любимые кактусы», «Домашний доктор»
  • НОД по лепке: «Моё любимое комнатное растение»

Цель: Закрепить различные приёмы в лепке.

Задачи: Образовательные:

*Учить создавать изображения одних и тех же предметов вариативными способами, закрепить правила работы с пластилином: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму.

Развивающие:

*Развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей.

Воспитательные:

*Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

  • Рисование: «Уголок природы»

Цель: закрепить приёмы рисования простым карандашом слабым нажимом

  • Аппликация: «Красивый цветок» (подарок в день «Матерей»)

Цель: закрепить новый приём складывания бумаги «кулёк»

  • Слушание музыки Чайковского «Вальс цветов»

Познавательное развитие

  • Провести серию бесед: «Какие условия необходимы для жизни и роста растениям», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Из чего состоит цветок», «Если бы ты был комнатным цветком», «Зачем люди выращивают растения»
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Профессии», «Специальные машины»
  • Конструирование из природного материала «Пингвины»

Цель:

*Формировать у детей технические навыки работы с природным материалом (подбор материала, соединение деталей, установка на подставку игрушки, окраска, лакировка ее и т. д.)

Задачи:

*Продолжать расширять знания детей о природном материале;

*Учить детей использовать различный природный материал (шишки, веточки) для изготовления поделки «Олень»;

*Развивать у детей умения соединять часть поделки при помощи пластилина

*В процессе работы развивать у детей творчество, умственные способности, фантазию, воображение детей;

*Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности за свой труд;

*Закреплять технические навыки и умения в работе с природным материалом;

*Учить аккуратно, экономно использовать материал;

*Продолжать учить детей с осторожностью работать с острым материалом, напоминать технику безопасности;

*Воспитывать любовь к родному краю, к животным.

  • Экспериментирование: «Какой стороной листа дышит растение», «Как влияют на рост растений (вода, свет, тепло)»

Речевое развитие

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Мы помогали дворнику убирать листья на участке», «Что я видел, когда шёл в детский сад»
  • Рассматривание иллюстраций о труде взрослых, составление описательных рассказов
  • Заучивание стихов и загадок, пословиц о труде
  • Словесные игры: «Опиши словами», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», « Кому, что нужно», «Подбери действие», «Скажи наоборот»
  • Чтение художественной литературы:

*«Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака

*«Небылицы в лицах» Г. Сапгир

*«Всяк по- своему» Г. Скребицкий

*«Лекарство от послушности» К. Драгунская

  • Музыкальные игры:

*«Кто скорей?», муз. М. Шварца

*«Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусс

«Земелюшка – чернозём», рус.нар.песня

Физическое развитие

  • Беседы: «Как пользоваться инструментами по уходу за комнатными растениями», «Если хочешь быть здоров»
  • Подвижные игры: «Летает, не летает», «Я знаю пять названий», «Вороны и собачка», «У медведя во бору», «Медведи и пчёлы», «Мы весёлые ребята»
  • Игры – соревнования: «Кто быстрее наденет фартук», «Собери только комнатные растения», «Помоги Незнайке найти фиалки»
  • Физкультминутки: «Мы сейчас дрова распилим», «Стирка белья», «Мы капусту солим, солим…»
  • Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин»

Литература

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2012

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2012.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2012.

Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2012.

Сборник подвижных игр: Методическое пособие / Автор - сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика – Синтез,2011.

Проект «ТРУД ДОШКОЛЬНИКОВ»

Старшая группа

Актуальность:

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей- дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Цель проекта:

Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2. Развитие трудовой деятельности.

3. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ожидаемые результаты:

1. уважение к труду и желание помогать старшим;

2. развитые трудовые способности;

3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. сформированные навыки организации совместного труда.

Проект краткосрочный: одна неделя

Участники проекта:

Дети, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Первая неделя

4. 04 – 8. 04. 2016 г.

    Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта;

    Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

    Подбор литературных произведений для детского чтения;

    Разработка плана проведения мероприятий проекта;

    Размещение информации о запуске, этапах реализации проекта.

Повышение педагогического уровня

Обновление педагогических знаний

II этап проекта – основной (с 4 апреля – по 8 апреля)

Понедельник:

Самообслуживание

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опеку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Утро:

    Упражнение «Застегни пуговицы»

    Упражнение «Намылим руки» (Кирпичик розовый, душистый

Потрёшь его – и сразу чистый )

    Игра «Мы заправим наши майки»

    Помощь няне: развесить полотенца в умывальной комнате

НОД: « Урок гигиены:

    Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности .

    Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Вечер:

    Игра «Одёжкин домик»

    Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

    Игра «Чудесные расчёски» (подобрать размер расчёски каждому сказочному герою )

    Ситуация: «Нужна ли кошке салфетка?

Вторник:

Труд в природе

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Утро:

    Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»

    Игра «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения )

    Полив комнатных растений, опрыскивание растений водой

    Посадка лука, крупных семян овощей

    Дидактическая игра «Мы посадим лук, лук…»

Прогулка:

Уборка мусора на участке

Вечер:

    Игра-эстафета «Собери мусор»

Среда

Ручной труд

Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;

Утро:

    Игра «Подарки от лесовичка» (шишки, каштаны, жёлуди, береста, листья, травы и др.)

    Игра «Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)

    «Волшебница-бумага» (оригами)

    Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)

Вечер:

    Ситуация: «Что подарить нашим гостям?»

    Ситуация: «Как пригласить родителей на концерт?» (пригласительные билеты)

    Мастерская «Ремонт игрушек»

    Мастерская «Салфетки и коврики для кукольного уголка»

Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Утро:

    Экскурсии на кухню, прачечную

    Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

    Игра «Все профессии нужны…»

    Игра «Кому что нужно для работы?»

    Игра «Кем быть?»

    Игра «Что я видел?»

    Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта»

    Чтение произведения С. Маршака «Почта»

НОД:

Составление рассказов на тему«Кем работают мои родители»

Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо»

Вечер:

    Дидактическая игра «Кто знает больше профессий?»

    Дидактическая игра «Инструменты. Орудия труда»

    Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях»

    Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»

    Чтение произведения Ю. Тувима «Всё для всех» Беседа «кем я хочу быть»

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода).

Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:

- Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

Утро:

    Беседа «Всему своё место»

    Показ «Как протираем игрушки»

    Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

    Уборка строительного материала после игры

    Помощь воспитателю в подготовке к занятию.

НОД:

    Показ видео «Петрушка идёт трудиться»

Вечер:

    Привлечь детей к помощи при мытье игрушек

    Протереть от пыли полки для игрушек

    Помыть листья фикуса

    Стирка кукольного белья

    Игра «Устроим куклам банный день» (купание кукол )

    Ситуация: «О чём мечтают порванные книжки?»

III этап - заключительный

Коллективный хозяйственно-бытовой труд

Тема: «Служба быта»

Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Проектная деятельность по трудовому воспитанию

в старшей группе

Тема: «Кто любит труд, того люди чтут»

Подготовила:

Воспитатель 11гр

Андреева К.С.

Омск -2017

Тема проекта : «Кто любит труд, того люди чтут».

Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Цель проекта :

    показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

    формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.

Задачи проекта:

    сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;

    познакомить детей с разнообразием профессий;

    вызвать интерес к труду;

    воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к окружающим.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Участники проекта :

    дети старшей группы «Умнички»

    БДОУ г. Омска «Детский сад № 112»;

    педагоги;

    родители воспитанников.

Срок реализации проекта : октябрь – март 2017-2018учебного года.

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

    осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

Продукты проектной деятельности:

    фотогазета «Судят не по словам, а по делам!»;

    альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»;

    материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);

    презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

Презентация проекта:

    групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников»;

    педсовет «Организация трудового воспитания в ДОУ».

Методическое обеспечение:

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.

Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1989.

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.

Приложение №1

План работы над проектом

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)

октябрь

    Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»

    Работа над лексической темой «Детский сад. Профессии».

    Экскурсия на тему «Наш детский сад» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

    Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные»

    Музыкальное развлечение «Мамины помощники»

    Участие в смотре – конкурсе уголков ручного труда и конструирования

с воспитанниками и их родителями (по программе «Зеленый огонек здоровья» Картушиной Н.Ю.)

январь

    Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».

    Работа над лексическими темами «Профессии», «Инструменты»

    Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

    Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

в родительском уголке;

индивидуальная работа с родителями

февраль

    Реализация краткосрочного проекта «Кто любит труд, того люди чтут» (см. приложение №2)

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ».

организация процесса трудового воспитания на прогулке;

в родительском уголке;

март

    Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!».

    Групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»

    Презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут» на уровне ДОУ

в родительском уголке;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде; используют художественную литературу, соответствующую теме проекта, организуют участие детей в трудовой деятельности в группе. Регулярно на «Кругах общения» подводятся итоги участия детей в трудовой деятельности.

«Трудиться−всегда пригодится!»

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»

В. А. Сухомлинский.

«Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.»

Р. С. Буре.

Проект:

Краткосрочный;

Групповой;

Информационно – творческий;

Срок реализации проекта – 1.11.2016−30.11. 2016 уч.год.

Участники проекта:

Воспитатель группы: Штокалова И. В.

Дети средней группы

Родители воспитанников;

Сотрудники ДОУ.

Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о значении труда в жизни человека. Основополагающий вопрос: как вызвать желание ребёнка трудиться.

Проблемные вопросы : Что такое труд? Какие виды труда бывают? Где трудятся наши родители? Какие трудовые поручения мы можем выполнять? Как мы трудимся в группе, на улице и дома?

Цель проекта :

Показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

Формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

Формирование положительного отношения к труду у детей 4-5 летнего возраста

Задачи проекта:

Воспитывать желание трудиться;

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело;

Разъяснять детям значимость их труда;

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым;

Учить доводить начатое дело до конца;

В данном проекте будут рассматриваться все виды труда дошкольника.

Виды труда дошкольнико в:

· Самообслуживание.

· Хозяйственно-бытовой труд.

· Труд в природе.

· Ручной труд.

Для работы применялись следующие формы организации труда.

Формы организации труда:

· Поручения.

· Дежурства.

· Коллективный труд (общий, совместный).

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а также целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Ресурсное обеспечение проекта:

Художественная литература;

Журналы, картинки на заданную тему;

Альбом «Профессии наших родителей»;

Фотографии для стенгазеты;

Необходимое оборудование для выполнения практических задан

Формы реализации проекта.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:

Формы и методы реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности.

«Познание»

1.Познавательные занятия:

«Из истории профессий»

«Все профессии важны – все профессии – нужны»

2.Беседы о труде взрослых в детском саду.

3.Творческие рассказы:

«Кем работают мои родители».

«Я горжусь своей мамой» «Я горжусь своим папой».

4. Чтение художественной литературы:

Рассказы о труде:

В. Маяковский «Кем быть?» ,

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем » .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» ,

С. Михалков «Бабушкины руки» ,

« Труд и лень » , С.Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живём», С.Я.Маршак «Почта», Е.Пермяк «Пропавшие нитки», Б.Житков «Впередсмотрящие».

5. Вечер загадок о профессиях.

6. Заучивание стихов о труде.

7. Изучение пословиц поговорок о профессиях и труде.

«Коммуникация»

Оформление игротеки дидактических игр:

«Кому что нужно?»

«Для чего нужен этот предмет?»

«Кем быть?»

«Кто чем занимается?»

«Кто больше знает профессий»

«Профессии»

«Произнеси правильно»

«Подскажи словечко»

«Умные машины»

«Хорошо - плохо»

«Дели-объединяй»

«Кем я хочу стать?»

«От слова к слову»

«Собираемся на работу»

«Едем на работу»

«Магазин»

«Знаю все профессии»,

«Что сначала, что потом»

«Ассоциации».

Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку».

Игровая ситуация «Мой внешний вид».

Просмотр мультфильма «Смешарики».

Изготовление фотоальбома «Профессии наших родителей»

Беседы о труде взрослых в детском саду.

«Художественное творчество»

Рисование.

Аппликация.

Конструирование.

Ручной труд.

«Социализация»

1. Сюжетно – ролевые игры

«Магазин»

«Столовая»

«Супермаркет»

«На ферме»

«Ветеринар»

«Парикмахерская»

«Ателье»

«Библиотека»

«Поликлиника»

«Моряки»

«Пожарные»

«Детский сад»

«Строители»

2.Беседа о назначении разных предметов

«Для чего нужна лопата, грабли, сапа?»

«Кто пользуется иглой, нитками, режет ткань и шьёт одежду?»

«Что в работе использует дворник?»

«Физическая культура»

«Здоровье»

Подвижные игры

«Король»

«Почтальон»

«Космонавты»

«Краски»

Взаимодействие с родителями.

Консультации о труде в уголке для родителей.

Участие в презентации своей профессии.

Совместное оформление альбома «Трудиться-всегда пригодиться!»

Проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и саду»

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный этап.

*составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

*подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

*создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно -ролевых, настольно-печатных.

*сотрудничество с родителями.

Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2.Основной этап.

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры.

Мероприятия по работе с родителями:

Изготовление альбома на тему «Профессии», участие в оформлении стенгазеты «Трудиться-всегда пригодиться!»

Оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и дидактических игр о профессиях;

Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций;

Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек;

3. Заключительный этап.

Изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей»;

Подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»;

Вручение памятных дипломов, призов;

Оформление фото-выставки;

Проведение итогового занятия «Посадка лука в уголке природы»;

Оформление выставки коллективных работ,

Презентация проекта и проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и дома».

Список используемой литературы.

1. Буре P.ж C. Я сам! // Дошкольная педагогика. – 2001. – №4.

2. Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974.

З. Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р. С. Буре. – М., 1994.

4. Кулакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990.

5. Куцакова Л. В. Дошкольники трудятся. Комплект методических пособий. – М., 1996.

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка "Я сам!". Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка "я сам", "я могу", "я научусь", "я умею" заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его "я сам" в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: "Я сам…"

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское "я сам" наполняется новым содержанием: "Я умею сам и потому буду делать сам!", "Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!" У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием "вместе", в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление "Я сам" постепенно перерастает в "Я сам вместе с друзьями". Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение "в связи" и "по поводу" возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка "Я сам" появляются новые мотивы, понятия "я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав", "я могу научить другого".

В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – "я могу отвечать за результат общего дела". Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: "я вместе с друзьями", и позже – не "я", а "мы вместе". Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

В своём проекте я постаралась охватить все виды труда, так как считаю, что все виды труда очень значимы в детсадовской жизни ребёнка, и невозможно какой-либо вид труда отстранить или не обратить на него внимания. Вот что у меня получилось.

Труд в природе

Ручной труд

Труд в природе

Мы дежурим

Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд

Наши работы

Мы посадили лук и овёс в уголке природы

Мы посадили меллису в уголке природы

Вот мы и собрали урожай

Вопросы темы.

1.Формирование у дошкольников первых трудовых навыков.

2.Знакомство детей с различными профессиями.

3.Методическое обеспечение по теме «Трудовое воспитание дошкольников».

Задачи.

1.Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2.Развитие трудовой деятельности.

3.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

1.Содержание проекта.

Деятельность педагога.

1) Разработка перспективного плана работы по трудовому воспитанию в средней группе № 11.

2) Анкетирование родителей

3)Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

4) Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

5) Памятка «Трудовое воспитание в семье»

6) Оформление центра трудовой деятельности.

а) уголок дежурства;

б) уголок природы;

в) схема посадки;

г) схема последовательности работ по уходу за растениями.

5) Сбор методического материала по трудовому воспитанию в средней группе детского сада.

2.Деятельность родителей.

1)Беседы с детьми.

а) «Профессия родителей».

б) «Кем я работаю».

в) «Какую пользу приношу Родине своим трудом?».

2) Прогулки и экскурсии в школу, на почту в банк, парк; поездка в автобусе, в троллейбусе, посещение в цирк, в музей, к строящемуся дому.

3) Создание коллекций, альбомов.

4) Участие в фотоохот е «Землю красит солнце, а человека труд».

3.Деятельность детей.

1)Беседы.

а) «Зачем нужно трудиться?»

б) «Виды труда».

в) «Чистота - залог здоровья».

г) «Делу - время, потехе - час».

д) «Что мы знаем о профессиях».

4)Наблюдения .

а) Наблюдение за деятельностью няни.

б) Наблюдение за работой воспитателя.

в) Наблюдение за трудом дворника.

г) Наблюдение за трудом взрослых.

5)Сюжетно-ролевые игры .

а) « Больница»; «Дорожное движение»; «Почта»; «Кафе».

б) НОД . «Мы на месте не сидим, рисуем, лепим, мастерим».

6)Чтение художественной литературы .

К. Чуковский «Айболит», «Федорино Горе»; В. Маяковский « Кем быть?».

7) Театрализованная игра «Колосок».

8)Дидактические игры.

«Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Инструменты», «Найди пару»

9) Конструирование.

«Как делают автомобили?», «Как строят дома?».

10) Труд : самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в уголке природы, труд в природе.

2.Основной этап.

1) Анкетирование «Трудовое воспитание в семье».

2) Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

3) Консультация с родителями « Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

4) Памятка «Трудовое воспитание в семье».

5) Беседы с детьми.

а) «Зачем нужно трудиться?».

б) «Виды труда».

в) «Что мы знаем о профессиях?».

г) « Кем я буду, когда вырасту?».

6) НОД. «Мы на месте не сидим, рисуем, лепим, мастерим».

7) Стихи о труде.

8) Загадки о труде .

9) Пословицы о труде.

10) Наблюдения.

а) «Лук репчатый».

б) «Сравнение ветки березы и тополя».

3.Подведение итогов.

1) Оформление альбома «Трудовое воспитание дошкольников».

2) Фотоохота « Землю красит солнце, а человека - труд».