Как женщине преодолеть страх вождения автомобиля. Как я преодолела страх вождения автомобиля за пару недель

Авто облегчает жизнь, «сжимает» большие расстояния, помогает кругом поспеть вовремя. Многие люди хотят пользоваться автомобильными благами. Проходят курсы, получают права. Но этих людей неотступно преследует страх попасть в аварию, встретиться с невежливыми сотрудниками ГИБДД, нарваться на хамство других водителей. Поэтому многие бояться водить. Страх вождения автомобиля - проблема не одних новичков. После тяжелых аварий иррациональная боязнь перед авто появляется даже у маститых шоферов. Как преодолеть страх вождения автомобиля, перестать страшиться «седлать железного коня»?

Причин, порождающих страх самостоятельного вождения автомобиля, много:

  • у женщин боязнь садиться за руль часто вызвана стереотипом, что вождение - мужское дело;
  • также у представительниц прекрасного пола боязнь вызывают постоянные подсказки доброжелательных «попутчиков» - родственников, друзей. С такими «доброжелателями» постараемся ездить поменьше. Если замечаниями злоупотребляет инструктор, подыщем другого. Который не только научит профессиональным приемам, но и подскажет, как перестать бояться водить машину;
  • новички особенно страшатся колких замечаний, неодобрительных выкриков других водителей. Отнесемся к вербальной агрессии по-философски. Вспомним: эти умники тоже начинали, и по ним проезжались более опытные автомобилисты;
  • боязнь вызывает и невротичное информационное пространство - новости о происшествиях, страшные рассказы близких об авариях. От подобной информации ограждаемся, ведь серьезные ДТП случаются, но сравнительно редко;
  • боязнь «сесть в лужу» - еще одна причина, почему человек избегает авто. Он боится неправильно припарковаться, заглохнуть, превысить скорость, нарваться на сотрудников ГИБДД.

Постоянно напоминаем себе: другие водители - тоже люди. Ошибки с неприятными конфузами случаются и с ними. Многие из них поначалу также испытывали неуверенность за рулем, страх вождения автомобиля, изучали, как его преодолеть.

Как быстро побороть страх водить женщине новичку

Боязнь водить преследует 90% начинающих автомобилистов. У женщин проблема появляется чаще. Виноваты стереотипные представления, что автовождение - удел мужчин.

Чтобы победить тревогу, сесть в шоферское кресло и водить машину, женщине стоит сделать следующее:

  1. Вешаем на ветровое стекло знак новичка (чайничек). Коллеги-водители поймут: ведет авто «салага», его за ошибки нельзя судить строго, одаривать крепким словцом.
  2. Побеждаем боязнь водить постепенно. Сначала ездим пару километров в тихих местах ранним утром, когда мало авто. Хорошо подойдут дороги частного сектора, загородные трассы. Постепенно задачу усложняем. Начинаем уверенно двигаться по главным городским магистралям в час пик, преодолевать многокилометровые дистанции между населенными пунктами. Действуем без спешки, но регулярно. Придет практика, тревога начнет улетучиваться, страх перед вождением автомобиля уйдет.
  3. Учимся взаимодействовать с машиной, чувствовать вес, габариты. Изучаем тормозной путь - резко стартуем, тормозим, разворачиваемся. Практикуемся на неоживленных улицах, пустующих проселках.

Когда изучим родное авто, узнаем все особенности, начнем понимать, чего от машины ожидать. Так станем увереннее, потеряем страх за рулем.

Как перебороть страх садиться за руль

Описанные ниже способы подскажут, как побороть страх вождения автомобиля:

Изучаем маршрут

Маршрут прокладываем заранее. Используя современные системы GPS, «прочертить» дорогу несложно. Смотрим, где непростые участки - повороты, оживленные перекрестки - внутренне готовимся к возможным стрессам. Также попросим знакомого прокатать по будущему маршруту, чтобы лично увидеть стрессовые участки. Страх вождения заметно поубавится.

Контраварийное вождение

Уроки контраварийного вождения - полезная вещь для людей, избегающих авто из-за боязни угодить в аварию. Курсы также помогут людям, которые стали бояться после ДТП водить автомобиль. Уроки вселят уверенность, помогут улучшить технику вождения.

Попутчик

Поступаем следующим образом:

  1. Берем пассажира, чтобы чувствовать моральную поддержку. Брать попутчиком «строгого судью» нельзя. Если муж любит поучать, с ним лучше не ездить. Иначе уверенности в собственных силах станет еще меньше. В попутчики лучше возьмем терпеливых снисходительных людей, которые закроют глаза на дорожные «косяки». Также пассажиром разумно взять человека, который в вождении полный профан. Такой не надоест ненужными ценными советами.
  2. Придет момент, когда от попутчика придется отказываться, начать ездить самостоятельно. Чтобы избежать сильного стресса, попросим друга сопровождать нас на своей машине. Пусть едет рядом (впереди или позади), чтобы мы приятеля видели в ветровое стекло или зеркальце заднего вида.
  3. Кладем в салон справочную книгу для автомобилистов со всеми нужными телефонами (мастерских, ремонтных бригад, эвакуационных служб, отделов полиции). Также возим правила дорожного движения последней редакции. Лучше в бумажной версии, чтобы чувствовать себя увереннее, выглядеть солиднее в глазах инспектора дорожной полиции. Достать такую литературу легко - в интернет-магазинах навалом.

Запомните! Если остановил полицейский, сохраняем хладнокровие. Делаем вид, что водим давно. Тогда сотрудник ДПС будет терпимее.

Реализм

Не ставьте перед собой сверхзадач. Если сковал страх вождения автомобиля, одолела паника, просто остановитесь. Пусть даже у обочины. Только обязательно включайте аварийку! Выйдите из авто, подышите свежим воздухом, послушайте любимую песню, расслабьтесь. Когда паника пройдет, продолжайте путь.

Важность позитивного мышления

Перед поездкой позитивно настраиваемся:

  • посмотрим любимый ситком, вспомним о приятном;
  • также полезны визуализации. Мысленно представим процесс вождения. Ничего плохого не происходит - ГИБДД-шники «милуют», аварийных ситуаций избегаем. Просто спокойно едем, перестраиваемся, останавливаемся перед пешеходами. Без приключений паркуемся у супермаркета. Без проблем возвращаемся домой. С таким настроем за рулем почувствуем себя намного увереннее, перестанем бояться;
  • полезен и . Постоянно внутренне повторяем: мы профи, мы сроднились с авто.

Фобия водить - без лечения не обойтись

Боязнь и фобия - не синонимы. Боязнь - просто внутренняя неуверенность в себе, неправильный настрой. А вот фобия - вещь куда неприятнее. Это невроз, вызванный сильной стрессовой ситуации из прошлого. Фобия нередко появляется даже у опытных водителей, переживших аварию.

Она сидит глубоко в подсознании, без помощи специалиста от нее не избавиться. Он подскажет, как не бояться водить машину.

Особенно эффективно проблему устраняет проработка и гипноз. Пациент словами описывает фобию или пишет о ней. Это помогает глубоко прочувствовать иррациональный страх, победить его. В конце пациент рвет листок на части. Это символизирует освобождение от фобии. Проработка может сочетаться с гипнотическим внушением, содержащим установки, как перестать бояться ездить за рулем.

Освободиться от иррациональных страхов поможет

Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх

Берегись автомобиля?

Стать «вечным пассажиром» или преодолеть страх вождения ? Теперь у вас есть выбор.

Она умоляла 19-летнего внука не садиться за руль нового мотоцикла - у того барахлило заднее колесо. Воображение рисовало ей всякие ужасы, а память как назло подкидывала картинки с разных ДТП, когда-то увиденных по ТВ. Сердце ныло, и она попросила внука проверить новый мотоцикл в сервисе, прежде чем обкатывать. Однако горячая кровь парня бурлила и требовала адреналина. Наскоро успокоив заботливую бабулю, он оседлал свою «обновку» и укатил в ночь. Эта ночь стоила ему ноги.

Бабушка - известная актриса Галина Польских - никогда не забудет то утро, когда ей сообщили, что внук в реанимации. И, наверное, никогда не простит себя за то, что не удержала его, несмотря на свои нехорошие предчувствия. Ее внук Филипп гонял на новом мотоцикле всю ночь, а под утро, уже возвращаясь домой, не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник. Сейчас, два года спустя, он уже практически привык к протезу и заново осваивает мотоцикл. Смелости этому парню не занимать, чего не скажешь о людях, у которых один вид машины или мотоцикла вызывает неконтролируемый приступ ужаса - страха перед вождением.

Страх и ужас на колесах

Отцу моего друга когда-то в юности цыганка нагадала смерть от автомобиля. Страх водить машину победил, несмотря на то, что он вырос в семье профессионального шофера. За руль он так и не сел, до конца жизни проездив на велосипеде. До конца жизни в буквальном смысле: его сбил грузовик, когда он на своем велосипеде ехал в магазин за хлебом. Предсказание мистическим образом сбылось, однако эта трагическая гибель стала результатом рокового стечения обстоятельств, не имеющего никакого отношения к вождению.

Цыганки в наше время перепрофилировались и предсказывают лишь прибыль и удачу, за такие предсказания лучше «ручку золотят». И смертью от автомобиля уже никого не отпугивают от баранки. Однако, несмотря на ежегодно растущее количество автомобилистов, число тех, кто испытывает страх перед вождением автомобиля и не решается сесть в водительское кресло, не уменьшается.

Актриса Марина Александрова столкнулась со страхом вождения, сев за руль своего первого автомобиля. «Я до сих пор волнуюсь, когда сажусь за руль. Каждый день как экзамен», - сказала она в одном из интервью после покупки машины. Сейчас она довольно уверенно водит, но перестала ли она бояться? Избавилась ли от страха вождения автомобиля?

Звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова вполне уверенно водила машину до тех пор, пока не попала в серьезную аварию. Сейчас актриса ездит с водителем, преодолеть страх вождения у нее пока не получается…

Сотни подобных историй о страхе перед вождением можно найти на сайтах автолюбителей из серии «за рулем», «автоледи», «автошкола онлайн» и т. д. «Муж называет женщин за рулем мартышками, а потом удивляется, почему я боюсь водить…», «Когда сажусь за руль, ноги становятся ватными, а во рту пересыхает; страшно, даже когда инструктор рядом», «Завожу двигатель, а сердце у самой бьется так, как будто сейчас из груди выскочит», «Права у меня уже несколько лет, но реального опыта вождения, может, с месяц наберется. Неудобно признаваться, но… просто тупо страшно», «Каждый урок вождения заканчивается истерикой, наверное, брошу это дело». Грустные истории побежденных страхом водить машину.

Да что там истории из Интернета, я сама из этой невидимой миру армии «боящихся»! Водить всегда было страшновато, а после аварии страх перед вождением стал просто неконтролируемым. И как тут побороть страх вождения автомобиля? В итоге машина осталась ржаветь в гараже, а я начала превозносить перед знакомыми автомобилистами преимущества общественного транспорта.

Попытки преодолеть себя были неудачными до тех пор, пока я не узнала психологию вождения, то есть откуда «растут ноги» у этого страха.

Запах зрительного страха

Ведь что такое автомобиль? Как говорят на всех без исключения курсах вождения, «транспортное средство - это источник повышенной опасности». Напряженное движение, безбашенные мотоциклисты, скользкая дорога после дождя, наглые лихачи с купленными правами, перебегающие дорогу пешеходы, не знающие прав «гастарбайтеры» на старых «ГАЗельках», собственная неопытность и боязнь впасть в ступор в нештатной ситуации - тут есть от чего поддаться панике. А тут еще СМИ с завидной регулярностью тиражируют информацию о ДТП, часто страшных и кровавых. При этом журналисты и блогеры в погоне за читаемостью и рейтингами не брезгуют ничем, публикуя шокирующие фотографии с мест аварий. Как тут перебороть страх перед вождением автомобиля?

Впечатлительным и эмоциональным людям достаточно прочитать одну такую заметку, и воображение начинает услужливо рисовать страшные картинки, зачастую подначивая примерить ситуацию на себя и своих близких… Что говорит системно-векторная психология о страхе вождения автомобиля, кто ему больше подвержен? Подобная впечатлительность - удел людей , которым свойственна самая интенсивная эмоциональная амплитуда. Только способен практически мгновенно «упасть» из счастья в отчаяние или, например, скакнуть из меланхолии в эйфорию. Как говорила одна моя коллега: «Ты то плачешь, то смеешься - сходи щитовидку проверь».

В случае со зрительным вектором щитовидная железа ни при чем. Сам по себе эмоционально насыщенный вектор в случае стрессов, фрустрации или неразвитости способен сделать своего обладателя по-настоящему истеричным без каких-либо нарушений эндокринной системы.

Чтобы перебороть страх перед вождением автомобиля, как и проявления любого другого страха, нужно понимать особенности зрительного вектора. Страх - одна из самых сильных зрительных эмоций, в любом проблемном состоянии вектора может превратиться в навязчивое состояние. «Запах страха» инспирирован зрительниками. Когда они боятся, их состояние ощущается окружающими чуть ли не на физическом уровне.

Кстати, на эту тему немецкими учеными в 2009 году в Университете Генриха Гейне (Дюссельдорф) было проведено целое научное исследование. Основой исследования стал простой эксперимент: участникам давали понюхать специальные подушечки с образцами пота студентов, один комплект - с потом студентов, собранным перед сложным экзаменом, второй комплект - с потом студентов из спортзала. Добровольцы, рискнувшие понюхать, разницы между запахами не почувствовали, однако томограф, который в это время обследовал их мозг, зафиксировал, что «предэкзаменационные» подушечки вызвали повышенную активность участков мозга, отвечающих за эмоции, и в частности за сочувствие и сопереживание. Это реальный факт, зафиксированный документально.

В состоянии страха, в том числе страха перед вождением автомобиля, организм человека вырабатывает особые феромоны, которые транслируют его состояние в окружающий мир. У зрительника эти феромоны самые «кричащие». Такова природа зрительного вектора, обусловленная его архетипичной ролью - в древности люди со зрительным вектором охраняли человеческую стаю, раньше всех замечая опасность и своим сильным испугом передавая мгновенный сигнал опасности остальным.

И именно у зрительников самый сильный страх смерти, ведь даже успев предупредить стаю о надвигающейся опасности, большинство древних охранников не успевали спастись и погибали в пасти хищников или первыми попадали под смертельные удары врагов.

Глубоко укоренившийся в обладателях зрительного вектора страх смерти чаще всего проявляется через различные фобии и навязчивые страхи, в том числе через страх вождения автомобиля. Ведь за рулем постоянно существует риск сбить кого-то, попасть в аварию, погибнуть самому или ненамеренно погубить своих пассажиров. И даже если вероятность этого риска меньше тысячной доли процента, для многих зрительников страх вождения автомобиля вполне реален, практически осязаем.

Такая вот особая психология вождения: если, садясь за руль, вы чувствуете панику, у вас налицо один или несколько симптомов страха, которые вы не в силах преодолеть (влажные ладони, слабость в ногах, частое сердцебиение, усиленное потоотделение, холод в груди и прочее), то вас можно поздравить - скорее всего, вы обладатель зрительного вектора! Здесь есть чему порадоваться, ведь именно зрительники дают миру самых тонко чувствующих, эмоционально чувствительных людей, которых неумолимо тянет к прекрасному: артистов, ценителей искусства, людей с горячими сердцами, способными к сопереживанию, любви и милосердию.

Однако склонность к страхам, пугливость, склонность к панике - это, увы, тоже неотъемлемая сторона зрительного вектора, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. Эмоциональная палитра зрительника начинается (но этим не заканчивается) с самой яркой краски, которой, безусловно, является страх. И чем менее развит вектор, чем больше стрессов и напряжения в жизни зрительника, чем сложнее и горше было его детство, тем больше у него шансов заполучить себе какой-нибудь навязчивый страх, а то и несколько…

Выпавшая на нашу долю фобия, заставляющая постоянно думать о том, как преодолеть страх вождения автомобиля, способна сильно осложнить жизнь. Особенно в тех случаях, когда автомобиль является важной составляющей этой жизни. Есть ли выход из этой ситуации? Как применить знания психологии для вождения автомобиля?

Как перестать беспокоиться и начать водить

На сайтах автолюбителей «матерые водилы» часто дают советы боязливым новичкам, которые испытывают «естественный» страх перед вождением. Все эти советы можно условно свести всего к нескольким стандартным рекомендациям, как побороть страх вождения автомобиля:

    Больше занятий с инструктором - рядом с опытным водителем (да еще и с дополнительным комплектом педалей у него под ногами) страх становится меньше.

    Купите машину побольше и помощнее с полным комплектом подушек безопасности и прочих прибамбасов, максимально гарантирующих выживание, «если, не дай бог, что».

    Больше ездить самому, наматывая километры и накапливая опыт. Мол, все страхи от неопытности.

    И, наконец, самый гениальный совет: перестать бояться! Успокоиться, расслабиться, разложить по полочкам свои страхи, внушить себе уверенность, перестать бояться ошибок, а если что - останавливаться и включать аварийку, пока не наступит спокойствие, и прочее, и прочее.

Что ж, советы все разумные и дельные: и машина безопасная не помешает, и с инструктором надо заниматься, и километраж собственный накатывать. Никуда не годятся лишь советы из серии «перестаньте бояться». Это все равно что сказать икающему человеку: «Перестань икать!» или дрожащему от холода: «Не дрожи!». Можно миллион раз садиться за руль и все равно каждый раз трястись от страха и испытывать это отвратительное тянущее чувство пустоты где-то в районе желудка… Увы, зрительный страх смерти не поддается доводам логики.

Нам крепкое слово в пути помогает

Впрочем, кое-кто из испытывающих страх вождения все-таки садится за руль и иногда даже вполне сносно обуздывает свою фобию.

Вот, например, неувядающая звезда фильма «Москва слезам не верит» Вера Алентова знает, как преодолеть страх вождения. В одном из интервью она призналась, что за рулем «матерится как сапожник». И это в семьдесят-то лет! Интересно, что интеллигентная актриса никогда не была сторонницей матерщины в разговорной речи.

Она долго не решалась занять водительское кресло: боялась не справиться с управлением и врезаться в кого-нибудь, еще страшнее было, что врежутся в нее.

Как побороть страх перед вождением, ей посоветовала подруга. И всю жизнь изъяснявшаяся строго литературным языком Вера Алентова специально выучила (!) несколько ругательств, чтобы с их помощью победить страх - боязнь вождения автомобиля. Правда, ругается она исключительно шепотом.

В чем секрет этого способа? , звуковое воплощение либидо, выражение инстинкта продолжения рода, фактически самой жизни. По своему функциональному смыслу он прямо противоположен страху смерти, мортидо. И как прикладной сиюминутный способ отогнать от себя страх смерти мат иногда срабатывает. Достаточно вспомнить истории фронтовиков, . Вот только каждый раз садиться за руль под аккомпанемент «трехэтажных заклинаний» и сопровождать ими все свои поездки - удовольствие сомнительное.

У многих из нас есть знакомые, которые за рулем извергают из себя пулеметные очереди мата, но при этом в сложных ситуациях у них потеют ладошки и начинается учащенное сердцебиение. Боязнь вождения автомобиля, как и любой другой страх, бывает слишком сильным и глубоким, и его так просто не «уговорить» матерными словами. С ним вообще трудно договориться.

Кроме того, страх вождения может быть связан не только с нарушениями в зрительном векторе, другие векторы вносят в эту фобию свою лепту, порой делая ее настолько невыносимой, что человек даже и не пытается себя перебороть. «Берегись автомобиля» для него уже не название старой доброй комедии, а пожизненное кредо.

Так как же побороть страх вождения? Может, проще махнуть на него рукой и стать вечным пешеходом? И всю жизнь с завистью смотреть на тех, кто уверенно крутит руль и посмеивается над «нелепыми страхами»? Наверное, это был бы хороший совет для тех, у кого душа уходит в пятки, когда нога давит на педаль газа, если бы не было возможности победить этот страх. Но такая возможность есть, и есть люди, которым удалось избавиться от страха вождения благодаря знаниям системно-векторной психологии.

Жизнь, в которой есть открытые проявления страха - не дает возможности человеку испытать полноценное счастье. Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх.

Как побороть страх вождения автомобиля, подскажет системно-векторная психология, которая позволяет понять глубинные причины и механизмы возникновения страха. , вы сможете не только сохранять спокойствие за рулем, но и, наконец, начать получать удовольствие от вождения.

Сила этого знания действительно работает. Проверено на себе.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Статья о том, как побороть в себе страх вождения автомобиля, психологические приемы для преодоления фобии, рекомендации психологов и специалистов. В конце статьи - интересное видео!

Содержание статьи:

Эта неприятная проблема может стать камнем преткновения не только для начинающих водителей, но и для тех, кто уже водит машину не один год, а значит имеет за плечами внушительный стаж. Ведь причиной возникновения страха вождения автомобиля становится не только отсутствие практического опыта, но и участие в аварии. И в том, и в другом случае становится сложно заставить себя сесть в автомобиль и спокойно поехать по оживлённым городским улицам.

Бытующее мнение, что эта проблема в основном возникает у представительниц слабого пола, не имеет под собой основания. Мужчины также могут быть подвержены этой боязни, с которой порой приходится бороться на протяжении нескольких лет. В таких случаях даже самая незначительная поездка может стать «каторгой». И тут складывается такая ситуация, что и признаться вроде неудобно, но ничего сделать с собой не получается.

Почему возникает проблема боязни управления автомобилем


Поводов для появления боязни может быть много, а потому рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего.

Самым удивительным является то, что, по мнению специалистов, часто причиной страха могут быть родственники, сотрудники или знакомые. Ведь именно от них чаще всего исходят ужасные рассказы о последствиях внезапных поломок, аварий, заносах на дороге, покрытой льдом. У некоторых людей под воздействием этих рассказов, повторяемых многократно, вырабатывается условный рефлекс – машина становится потенциальной опасностью.

И если произошло проникновение этой мысли в подкорку мозга, то для избавления от неё придётся приложить много умственных усилий и накатать большое количество километров.


Ещё одной причиной может стать обучение у неопытного инструктора. У этой причины имеется два аспекта. Первый – некачественное разъяснение пунктов Правил дорожного движения, второй – неправильная организация обучения навыкам вождения. Как первый, так и второй варианты можно назвать «минами замедленного действия», несущими в себе потенциальную опасность.

Если водитель не понял до конца значения того или иного правила, он может проехать под запрещающим знаком и попасть в аварийную ситуацию. Езда с неопытным или недобросовестным инструктором, в качестве которых очень часто выступают родственники или знакомые, сами не имеющие соответствующих навыков, также чревата негативными последствиями, поскольку такой инструктор не в состоянии дать надлежащих объяснений последовательности действий при возникновении определённых ситуаций.

Очень большое влияние на начинающего водителя могут оказывать во время движения члены семьи. Постоянно звучащие команды типа: «не гони, тормози, поворачивай, не обгоняй» и тому подобные уже через двадцать минут могут вызвать состояние ступора. Появляется дрожь в руках, сильно снижается самооценка и возникают сложности с контролем за окружающей обстановкой.

Что делать, чтобы избавится от фобии


Имеется несколько прекрасных методов, позволяющих избавиться от страха вождения автомобиля. Однако наличие положительного результата всецело зависит от водителя, страдающего от фобии. Никому не под силу выполнить переключение визуального тумблера в голове человека, чтобы заставить его поступать определённым образом в каждой конкретной ситуации. Поэтому следует спокойно сесть и постараться понять, в чём заключается причина страха и только потом садиться за руль.

Перед началом движения следует произвести проверку технического состояния автомобиля, и делать это необходимо перед каждым выездом:

  • убедиться в достаточном количестве топлива в баке автомобиля, охлаждающей и тормозной жидкостей в соответствующих бачках и масла в двигателе;
  • проверить давление в шинах и подкачать их в случае необходимости;
  • убедиться в исправности тормозов;
  • проверить уровень заряженности аккумулятора.
Далее необходимо создать себе комфортные условия для езды, приведя в наиболее удобное положение сидения, а также зеркала бокового и заднего вида. Также следует уделить внимание обуви - она должна быть удобной и мягкой.
  • За руль желательно садиться как можно чаще. Для этого необходимо использовать любой повод, даже если нужный объект находится совсем близко, как, например, школа ребёнка или супермаркет;
  • Не получается добиться полного сосредоточения в процессе движения в часы «пик»? Не следует делать из этого трагедию. Можно подобрать оптимальное время, когда поток автомобилей не очень интенсивен, и несколько раз проехать по необходимому маршруту. При этом следует обращать внимание на наличие дорожных знаков, дорожной разметки, рекомендации по выбору скоростного режима, расстановку светофоров. Целью таких поездок является доведение до автоматизма всех движений при преодолении конкретного маршрута;
  • В этих поездках следует наметить план действий при совершении таких манёвров, как повороты, развороты в обратную сторону, парковка рядом с магазинами, банком или бизнес-центром. И всё это привязать к конкретному маршруту;
  • Потренироваться в выполнении движения задним ходом, при этом будет очень хорошо, если получится выполнять этот маневр, ориентируясь по боковым зеркалам;
  • Очень хорошо помогает преодолевать страх прослушивание любимой музыки. Единственное противопоказание в этом случае - слишком большая громкость звука, которая помешает услышать возможные сигналы от сотоварищей по движению;
  • Не следует суетиться на дороге и подстраиваться под режим движения других водителей. Самым оптимальным вариантом является нахождение для себя оптимального скоростного режима движения. Он должен быть таким, чтобы была возможность отслеживать дорожные знаки и оперативно выполнять их предписания;
  • На стекле обязательно надо устанавливать знак «У», чтобы информировать других водителей об отсутствии у вас надлежащего опыта.
В случае поломки автомобиля не следует паниковать - нужно выполнить следующие действия:
  • включить аварийные огни;
  • на расстоянии, установленном ПДД, выставить знак «Аварийная остановка»;
  • позвонить знакомым или в службу эвакуации для буксировки автомобиля.


Имеется несколько психологических хитростей, позволяющих побороть страх вождения, обойти стресс и снизить чувства дискомфорта во время нахождения за рулём:
  1. Появилось чувство, что происходит сбой дыхания с ритма? Ничего страшного - для исправления ситуации существует полезное дыхательное упражнение. Необходимо выполнить десять очень глубоких вздохов, после чего вновь переходить на нормальное дыхание. Если не помогло с первого раза, то упражнение надо повторить;
  2. Не надо избегать езды на автомобиле. Нужно гнать от себя мысли о том, что добраться до места можно быстрей, воспользовавшись маршруткой или метро. Даже в том случае, если это действительно так, следует заставить себя сесть в машину и доехать до необходимого места за рулем;
  3. Необходимо находить эффективные мотиваторы, типа: «Не хочу находиться в зависимости от городского транспорта, ограничивая себя передвижением по проложенным маршрутам», «Я могу доказать всем и себе, в том числе, что мне это по силам», «Освоив передвижение на автомобиле, я смогу больше времени находиться на природе», ну и ещё что-то подобное.
  4. И еще один важный совет, может, даже самый главный – надо уметь посмеяться над собой. Если вы научитесь рассказывать окружающим о своих дорожных приключениях в юмористическом стиле, они (в смысле, дорожные приключения) постепенно перестанут вас пугать.
Видео о том, как преодолеть страх вождения автомобиля: