Как правильно развивать ребенка в 4 месяца. Четвёртый месяц жизни ребёнка и особенности его развития

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки (сначала надо брать гласные).

Осваиваем переворот

Чтобы помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок , поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона (1-1,5 сой). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику , и осязание.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес (волосы),
  • Тут поляна (лоб),
  • Тут бугор (нос),
  • Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста (вы не мучились в школе, заучивая стихи?!). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Вашему ребенку четыре месяца и среди его умений теперь, так называемый, «комплекс оживления». В ответ на ласковое обращение ребенок 4 месяцев активно двигает ручками и ножками, широко улыбается, а перед кормлением, возможно, даже произносит «речь», которую можно сравнить с птичьей трелью.

Рост и вес ребенка 4 месяцев

За четвертый месяц ребенок набирает в среднем 700 граммов и вырастает на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 4 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Садиться, когда его тянут за руки, и уверенно держать голову;

Различать членов семьи и по-разному реагировать на каждого из них;

Произносить звуки, похожие на "ф" и "с";

Выражать всевозможные эмоции: радость, огорчение, удовольствие, страх;

Не просто рассматривать предмет, а тянуться к нему руками и пробовать на вкус.

Развитие ребенка 4 месяцев

Зрение ребенка в четыре месяца

В этом месяце у младенцев меняется цвет глаз. Большинство детей рождается с голубыми или серо-голубыми глазами, но в ближайшие месяцы цвет может измениться на карий, зеленый, желтый.

Зрение ребенка в 4 месяца приближается к зрению взрослого человека. Малыш синхронно переводит взгляд, глаза больше не расходятся в разные стороны. Оптимальное расстояние для рассматривания предмета - 20-30 см. Ребенок следит за движением игрушки, переводит взгляд с одного предмета на другой и обратно, начинает различать цвета. Возможно, у малыша появится любимый цвет, вызывающий неизменное ликование.

Ребенок не может полноценно развиваться без помощи родителей. Огромное значение имеет общение, а также различные процедуры: массаж, гимнастика, игры и прогулки.

Не оставляйте бодрствующего ребенка одного ни на минуту. Ведь он стал еще более подвижным. Осторожно хлопайте ладошкой малыша по разным поверхностям (по воде, по своей руке). Это помогает ему выпрямлять пальчики.

Предлагайте ребенку игрушки из разных материалов. Если кроха довольно долго занимается с ней, держит ее в руках, рассматривает - это показатель его нормального развития.

Игрушки для ребенка 4 месяцев

Сейчас ребенка особенно привлекают те игрушки, которые легко удерживаются в кулачке. Ему нравится погремушка с ручкой-кольцом. Когда ребенок держит ее, его большой пальчик противопоставляется остальным. Вам это кажется незначительной особенностью? Но на самом деле кроха осваивает очень полезный навык, который повлияет на развитие мелкой моторики. Благодаря этому в будущем он научится правильно держать карандаш.

Питание ребенка в 4 месяца: хранение грудного молока

Грудное молоко можно хранить в холодильнике. Правда, от этого оно теряет некоторую часть полезных веществ, но все равно подходит для пищеварительной системы ребенка лучше любых смесей. Грудное молоко можно собирать в специальные пакеты для замораживания. В морозилке его можно хранить до 3 месяцев, а на полке в холодильнике - 1 месяц.

Упражнения для детей 4 месяцев

1. Полет на спине

Держите ребенка так, чтобы ваши руки были на уровне нижней части его грудной клетки. Приподнимите малыша в горизонтальном положении. Если вы замечаете, что он во время упражнения запрокидывает голову назад, первое время поднимайте его под углом 30 градусов.

2. Ноги вверх

Положите ребенка на спину. Держите его прямые ноги в области голени так, чтобы ваши большие пальцы были снизу, а все остальные - сверху. Поднимите ноги к животу и опустите, вернув их в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз.

3. Ловкий поворот

Ребенок лежит на спине. Пальцами правой руки обхватите его щиколотки. Дайте ребенку ухватиться левой рукой за ваш большой палец на левой руке. Одновременно поворачивайте ноги малыша и тяните вперед его руку. Он перевернется. Повторите упражнение 2 раза в обе стороны.

Такая подготовка очень важна, ведь совсем скоро ребенок научится сидеть. Пока врачи не рекомендуют усаживать ребенка даже в окружении подушек - это может привести к искривлению позвоночника.

Что делать, если:

- ребенок сосет пальцы

Педиатры выяснил, что само по себе сосание пальцев не является показателем какого-либо отклонения в развитии ребенка. Многие дети расстаются с этой привычкой к 5 годам, и это не влияет на формирование прикуса и коренных зубов.

Возможно, малыш сосет пальцы, компенсируя недостаток пребывания у груди. Тогда увеличьте время кормления, может, ребенку хочется просто побыть с вами.

Если сосание пальцев - основное занятие ребенка во время бодрствования, отвлекайте его на игры, вынимайте палец изо рта и вкладывайте в ручку игрушку.

- у ребенка шумы в сердце

Если доктор во время осмотра обнаружил у вашего ребенка шумы в сердце, то скорее всего, функциональные шумы. Они не опасны сами по себе и свидетельствуют о неравномерном развитии этого органа. С возрастом все придет в норму. Однако, стоит показываться кардиологу каждые 5-7 месяцев.

Функциональные шумы в сердце не накладывают ограничения на образ жизни ребенка. Если малыш чувствует себя хорошо, не запрещайте ему бегать и прыгать.

- ребенок пытается встать на ноги

Не помогайте ребенку четырех месяцев вставать на ножки. Стоять в 4 месяца ребенку рано. Скорее всего, он просто придумал новую забаву. Прыгать на коленках у мамы, когда та держит его подмышками.

Присаживать ребенка 4 месяцев тоже еще нельзя. Это может привести к серьезным нарушениям осанки.

Это симптомы ложного крупа - болезни, которая сопровождает многие ОРЗ. Вызывайте скорую, если заметили, что кожные покровы покрылись сетью мелких сосудов, а до приезда врачей не оставляйте ребенка ни на минуту. Ослабьте ворот одежды, закутайте ребенка в одеяло и откройте форточку.

Нравится

В этой статье:

Уже на этапе планирования детей, будущие мамочки, штудируют просторы интернета. Они ищут любую информацию, начиная от течения беременности по неделям, до развития малыша до года. И надо сказать, что делают они это не зря. Очень многое в физическом и психологическом развитии ребенка зависит как раз от маминых умений и знаний. Именно поэтому мы рассмотрим в данной статье как происходит развитие 4 месячного ребенка.

Начнем с психологического развития

Когда ребенок вступает во второй «квартал» своей жизни, для него очень важной становится эмоциональная связь с матерью. Если до 3 месяцев ребенку было все равно, в каком состоянии вы находитесь, лишь бы кормили и подмывали, то с наступлением 4 месяца все меняется.

В этот период формируется так называемый «барьер безопасности». Другими словами, 4 месячный новорожденный начинает копировать вас как зеркало. Он обращает свое внимание на вашу реакцию на его действия и начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Так, если он улыбается и играет с игрушками и в ответ от вас получает улыбку или непонятные для него пока слова с приятной интонацией и довольным выражением лица, то в голове ребенка откладывается понимание, что он делает что-то хорошее. А если в ответ на его улыбку вы стоите с каменным лицом, то он не понимает, правильно он делает или нет. При таком отношении у малыша происходит психологический слом.

При адекватной реакции на те или иные действия ребенка, вы формируете у него барьер безопасности. Это значит, что исследуя что — то новое, малыш изначально посмотрит на вас. Только после вашей реакции на его действия он либо продолжит начатое, либо перестанет это делать.

Если же вы упускаете момент начала его психологического развития, то у малыша сформируется страх ко всему неизвестному. Он будет спокойно играть в манеже, например, потому что так ограничена зона комфорта.
Очень важно проводить с ребенком много времени и заниматься с ним. Ведь на этом этапе закладываются основы его психологического восприятия мира. Если время будет упущено, наверстать вы его уже не сможете.

Основы физического развития

Начиная с первого месяца жизни, каждая мать следит за развитием своего малыша. С нетерпением ждет, когда же он сможет сделать еще что то новое. Начиная с четвертого месяца, таких открытий станет гораздо больше.

Во-первых, на этом этапе своей жизни ребенок начинает уверенно держать головку. Хотя бдительные родители все еще будут ее придерживать. Он уже более уверенно сможет осматривать окружающий его мир.

Во-вторых, в этом возрасте малыш начинает самостоятельно поворачиваться на животик и обратно на спинку. Это значит, что оставлять его без присмотра на кровати больше нельзя, иначе существует большой риск падения. В этом возрасте для его безопасности лучше класть ребенка на пол.

В-третьих, некоторые малыши начинают по-пластунски ползать, что также увеличивает риск падения. Вы уже можете давать ребенку «постоять» пару минуток, держа его за подмышки. Его ножки и ручки с каждым днем становятся все сильнее и устойчивее, поэтому такие упражнения ему не повредят.

Также при соответствующем подходе, развивается мелкая моторика малыша. Он начинает захватывать игрушку, перекладывать ее из руки в руку. На этом этапе важно делать гимнастические упражнения, для того чтобы в будущем ваш малыш не вставал на носочки, а наступал на полную стопу.

Навыки и умения вашего малыша

В 4 месяца младенец, начинает усиленно изучать окружающий мир. Поэтому ему просто необходимо приподниматься на животе и вертеть головой. Именно познание неизвестного толкает его на ускоренное развитие. Раньше, лежа на спине, он мог видеть только потолок, с взрослением же для него открылись новые возможности, что не может не радовать его.

К 4 месяцам у малыша окончательно формируется зрение, поэтому он с интересом рассматривает яркие детали интерьера или игрушки. Если подвесить над кроваткой яркую игрушку, то вполне можно отвлечь его внимание минут на 15-20.

Также малыш начинает реагировать на музыку. Если вы, слушая веселую мелодию, поете или пританцовываете с ним на руках, то в будущем он начнет самостоятельно выполнять эти действия. И это поднимает его настроение, ведь как мы говорили выше, малыш копирует вас. На исходе четвертого месяца малыши уже пытаются издавать самостоятельные звуки в виде слогов.

Очень важным является тактильное восприятие малыша. Теперь все новое он познает через рот. Совсем не важно, что вы ему дали, он все равно попробует это на вкус. Так будет продолжаться еще очень долго, поэтому важно на данном этапе стараться убирать предметы, которые брать в рот нельзя.

Игры для этого возраста

Развивающие игры очень важная ступень развития малыша. От того как вы с ним занимаетесь, зависит быстрота его развития. Для развития речи используйте игру «Повторюшки». Это очень простая игра, основанная на повторении вами звуков за малышом.

Старайтесь лучше тянуть слова, делая ударения на гласных, выделяя их. Для начала можно привлечь его внимание игрушкой, а затем рассказывать о каждом действии, производимом с ней. Малыш начнет гукать вам в ответ. Тут ваша задача состоит в том, чтобы повторить звук за малышом, но более правильно и растянуто. Так если он говорит «агу», вы должны растянуть слово до «агуууууу». Такие упражнения следует делать по 3-4 минуты.

Играем с игрушками

Для начального развития мелкой моторики, хорошо подойдут разноцветные колечки небольшого диаметра. Для лучшего восприятия можно подвязать к ним бубенчики.

Сначала покажите игрушку малышу и встряхните ей, чтобы заинтересовать его. После этого вложите колечко в ручку крохи и зажмите кулачок. Можно встряхнуть эту ручку, чтобы бубенчики зазвенели, и ему стало интересно. Проследите за его реакцией. Малыш должен пытаться самостоятельно трясти ручкой, чтобы получить звук.

Затем те же колечки можно привязать над кроваткой на расстоянии вытянутой руки ребенка. В этом возрасте малыши очень любознательные, поэтому он обязательно сделает попытку дотянуться до игрушки ручкой. После таких упражнений можно дразнить малыша, подводя игрушку к нему и убирая назад. Таким образом, вы добьетесь от него желания потянуться за игрушкой и схватить ее.

Следует приучать малыша к разного вида фигурам. Для этого положите его на животик и разложите перед ним игрушки разного цвета и формы. Подбираясь к игрушкам, он будет формировать умение захватывать разные предметы.

Что и как развивать

В 4 месячном возрасте следует активно заняться развитием слуха. Для этого подойдут различные шуршалки, погремушки или музыкальные игрушки. Возьмите в руки звучащий предмет и произведите с его помощью звук. Как только малыш повернет голову в сторону звука и сосредоточится на нем, переместите игрушку в другой угол и позвените там. При этом ваш кроха должен проследить за перемещением игрушки взглядом.

Делая гимнастику малышу, разговаривайте с ним потешками. Обязательно сопровождайте свои слова действиями.

Изображайте все, что вы говорите, например:

Стенка, стенка (при этом трогаете малыша за щечки поочередно)
Потолок (касаетесь лобика)
Две ступеньки (перебираете пальцами губки)
И звонок (слегка нажимая на носик).

Такие упражнения придутся по вкусу вашему малышу. Делая упражнения на ручки и ножки, рассказывайте и показывайте стишок про них. Так ваш малыш скорее начнет понимать, где и что у него находиться.

Учите его переворачиваться

Для развития этого навыка подойдут игрушки неваляшки. Для начала покажите ему игрушку и заинтересуйте ей. После этого положите ее сбоку от ребенка и качните. Изданный неваляшкой звук непременно привлечет внимание крохи, и он попытается разглядеть, где источник звука. Вы можете слегка подтолкнуть его к перевороту, чуть подняв край пеленки.

Делая такие упражнения несколько раз в день, очень скоро вы приучите малыша к самостоятельным переворотам.

Формирование режима дня

За предыдущие 3 месяца жизни у вашего ребенка уже сформировался определенный режим дня. Менять его не следует, можно лишь скорректировать с учетом возраста. Соблюдение режима 4 месячного ребенка очень важно. Вы все еще кормите вашего малыша не меньше 6 раз в день, через каждые 3-4 часа. Или же по требованию, если изначально вы привыкли именно так.

Режим сна у детей различен, но все же следует ограничиваться определенными временными рамками. Укладывать на ночной сон, лучше всего в 9-10 часов вечера. Таким образом, он окончательно проснется в 6-7 часов утра. Это будет полезно в летнее время. Просыпаясь в 7 утра, вы можете не спеша покормить его, подмыть, одеть и выйти на прогулку, пока солнце не так печет.

Поскольку он еще совсем маленький, то спать он будет в среднем еще и 3 раза днем. Временные отрезки такого сна составят по 1-1.5 часов сна, между 3-4 часами бодровствания. В среднем сон должен занимать 14 часов в сутки.

Прогулки в этом возрасте должны составлять не менее 2 часов. Лучше разделять это время и гулять 1 час утром, и 1 час после обеда. Чаще всего во время прогулок ребенок будет спать, но готовьтесь к тому, что неожиданно он может проснуться и тогда вам придется его развлекать.

Перед сном обязательно купайте вашего кроху. За первые 3 месяца он уже привыкает к водным процедурам и на четвертом месяце уже начинает получать удовольствие от купанья. Используя для этого круги и игрушки, вы здорово поднимите малышу настроение.

Полезное видео о развитии грудничка в 4 месяца

Четвертый месяц в жизни каждого малыша - ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), - так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно - на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, - соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки - это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более - кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность - только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно - в уменьшительно-ласкательной форме, всегда - с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите - в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним - и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

Жизнь маленького человека с трех месяцев — это переход от рефлекторной, неосознанной деятельности к волевой. Малыш учится распоряжаться своим телом. С четырех месяцев ребёнок проявляет инициативу, активно знакомясь с окружающим миром. Он пробует воздействовать на его части, наблюдая за реакцией. Это уже принципиально другая форма поведения. Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца, чтобы, опираясь на эту информацию, осуществлять правильный уход за карапузом.

Физические показатели

Я смотрю на ребенка и вижу, что:

  • малыш набрал за месяц 800 граммов;
  • длина тела увеличилась на 3 сантиметра;
  • окружность груди и головы стали одинаковыми. Ручки с ножками вытянулись в длину, фигура стала пропорциональнее;
  • изменяется цвет глаз, появляется прическа;
  • кроха стал спокойнее, а значит, ушли колики, пищеварительные органы адаптировались;
  • закончилось «цветение» малыша. С лица исчезли прыщики;
  • усилилось слюноотделение из-за постоянного нахождения во рту разных предметов.

Серьезных различий в развитии между мальчиком и девочкой ещё нет. Мальчик может быть только чуть крупнее.

Физические возможности

  • Хватательный рефлекс

Четвертый месяц жизни показателен тем, что многие детские рефлексы уходят. Их сменяют осознанные движения. Например, пропадает хватательный рефлекс. С рождения кроха зажимал в кулачок все, что касалось его ладони, абсолютно не осознавая этого. Теперь маленький человек может сделать собственный выбор. Он берет понравившийся предмет, наигравшись, отпускает его. Это связано с началом активного познавания мира вокруг. Кроха трясет погремушку, изучая свойства: её звук, цвет, размер, ощущение от прикосновения.

Хорошо иметь много разных подходящих по возрасту игрушек, чтобы малыш сравнивал их и выбирал любимые.

  • Перекаты

Этот возраст отличается формированием и развитием мышц спины и плечевого пояса. Эти области первыми выходят из спячки, помогают изменять свое положение в пространстве. Очень важный шаг для развития – научиться переворачиваться со спинки на живот.

Если малыш освоил перевороты, можно выкладывать его на пол. Появится простор для новых игр, не будет риска упасть.

Взрослому, который ухаживает за крохой, не стоит бояться переносить его на пол, ведь благодаря этому мир малыша увеличивается во много раз. Важно обеспечить условия для новой деятельности: создать комфортную температуру, подстелить игровой коврик, поддерживать чистоту.

  • Начало ползания

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе. Малыши, спокойно опирающиеся на локти, уже предпринимают попытки ползать, отталкиваясь ногами. Этим действиям полезно помогать, следующий шаг — активное ползание.

  • Движения на спине

Некоторые дети невысоко поднимают голову, плечи, лежа на спине. Со стороны это может казаться попыткой сесть. Но это проба детьми возможностей тела, разработка мышц.

Нельзя помогать ребенку садиться, пока он не начнет делать этого сам.

Главная опасность заключается в огромной нагрузке на позвоночник, что может привести к нежелательным последствиям. Малыш сам начнет подниматься в сидячее положение, придерживаясь руками. Это будет означать готовность его мышц и скелета к новым нагрузкам. Важно обеспечить нормальное развитие, уход за крохой.

Восприятие окружающего мира

  • Зрение

Четвёртый месяц приносит человеку возможность довольно далеко видеть. Зрение улучшается, позволяя ребенку различать предметы на расстоянии 3-3,5 метра. На прогулке можно брать младенца на руки, ходить с ним, рассказывая о происходящем вокруг. Такое знакомство нужно проводить и дома, чтобы малыш изучал обстановку. Упражнение поможет развивать зрение младенца.

Карапуз запомнил и различает лица мамы. Теперь он радуется и улыбается родителям, а не случайным добрым людям. Зная, что умеет ребенок в 4 месяца, можно лучше его понимать.

В 4 месяца развитие уже позволяет крохе слышать все звуки. Можно слушать музыку с малышом, рассказывать ему сказки, разговаривать, петь. Содержание пока будет ускользать от маленького человека, но эмоциональную окраску, интонации, тембр голоса он поймет, запомнит. Не стоит издавать слишком громкие, неприятные звуки рядом, ругаться между собой. Особенно это касается родителей, ведь голоса мамы с папой узнаваемы младенцем, он будет остро реагировать на их повышение, неприятные интонации.

Карапуз начинает связывать звуки в певучие фразы. Эти перлы ярко эмоционально окрашены, имеют характерную интонацию. Получаются простые слоги. Так происходит из-за подражания голосам взрослых, но ещё не относится к настоящему говорению.

Социальные навыки

Совсем недавно ребенок спокойно реагировал на то, что его берет на руки тётя, дедушка, подруга, теперь всё изменилось. Малыш начал показывать недовольство, беспокойство при общении с малознакомым человеком. Что происходит?

Маленький человек стал отличать близких ему, знакомых людей от тех, кого он видит редко или в первый раз. Теперь, чтобы взять кроху на руки без возможной негативной реакции, с ним надо познакомиться. Умение отличать «своего» от «чужого» — обязательный пункт из списка, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Очень красочно выражен «комплекс оживления» у малыша. Это реакция на появление, голос близкого человека. Кроха начинает двигаться, радостно махать ручками, улыбаться, смеяться.

Эмоционально-психологическое развитие

Появляется реакция на окружающие события. Настроение изменяется в зависимости от поведения близкого взрослого. Малыш понимает, что мама расстроена, сам начинает капризничать.

Еще вчера настроение карапуза зависело от того, насколько ему комфортно. Он плакал, если ему было холодно, хотелось есть, что-то болело. Теперь же, согласно месячному календарю приобретаемых навыков, он может перенимать настроение окружающих.

Если что-то идет не по плану

Родителям очень важно понимать: любые нормативные показатели – среднее значение для тысяч детей. Понятие «норма» необходимо для врачей, чтобы опираться на него при проведении осмотра малышей.

Ребенок к четырем месяцам не начал ползать — не страшно. Погрешность в пределах двух месяцев абсолютно нормальна. Нельзя поддаваться на провокации подружек, дети которых в четыре месяца разговаривают или сидят. Первое, скорее всего, – враньё, со вторым эксперименты опасны — могут иметь серьезные последствия.

Нужно спокойно, объективно относиться к возможностям маленького человека. Если малыш ленится переворачиваться, это означает, что нужно больше тренировать с ним данное движение.

Если с ребенком что-то не так, то, скорее всего, родители уже об этом знают. Признаки отклонений слишком явные, чтобы их игнорировать. В вопросе, что должен уметь ребенок в 4 месяца, нужно обращать внимание на основные навыки, не зацикливаясь на деталях. Стоит подумать о новой стратегии, если:

  • ребенок не держит голову;
  • не реагирует на близких людей;
  • не обращает внимания на игрушки;
  • взгляд не фокусируется на движущемся ярком предмете, при этом направлен сквозь родителя;
  • ребенок совсем не проявляет эмоций.

Во всех ситуациях надо сохранять спокойствие, не поддаваясь панике: настроение родителей очень быстро передается малышу.

Если у ребенка будут выявлены отклонения, это потребует большего спокойствия и организованности от взрослых. Возможно, надо будет ввести дополнительные упражнения или лечебные процедуры. Важно слушать врача, выполнять все его рекомендации.

Изменение распорядка дня

Главное отличие в новом распорядке крохи – удлинение периодов бодрствования днём и ночного сна без пробуждений. Теперь кроха может познавать мир несколько часов подряд и спокойно спать ночью. Непрерывный сон растягивается на 8-9 часов. Это особенно важно для мам, уставших от постоянных пробуждений на кормление, от жизни «по будильнику».

Рекомендация для родителей в этот период – соблюдать режим. Купать, укладывать в одно время — тогда и просыпаться карапуз будет запланировано. Важно обеспечить крохе условия для изучения окружающего мира, побольше гулять.

Развитие в играх

  • Захват мяча

Это одна из самых полезных развивающих игр в 4 месяца. Она поможет разрабатывать «комплекс оживления», поспособствует тому, что должен уметь делать малыш. Это тренировка мышц плечевого пояса и ножек, а также приятный совместный досуг.

Для упражнения понадобится мячик среднего размера. Ребенок лежит на спинке. Мяч нужно поднести ближе к малышу, чтобы тот взял его ручками. Если при этом будут задействованы ножки – замечательно. Создается ощущение, что взрослый бросает мяч, а карапуз ловит.

  • Все такое разное! Мелкая моторика

Для этого упражнения понадобятся отличные на ощупь лоскуты. Лучше всего сделать коробочку, внутренность которой будет обклеена различными по фактуре тканями. Можно прикрепить туда связки бусин. Главное – чтобы ничего не оторвалось. Малыш будет ощупывать незнакомые предметы рукой, накапливая новый опыт. При этом хорошо развивается мелкая моторика.

  • Разговор

Упражнение направлено на развитие речи. Глядя на ребенка, взрослый говорит фразу, обращаясь к малышу. Дожидается, пока кроха выдаст ответ по-своему. Взрослый пытается повторить эту фразу. Карапуз выдает новую. Игра строится на имитации диалога. Важно, чтобы родитель проговаривал слова, слоги, ярко артикулируя. Ребенок учится говорить, пытаясь воспроизвести движения губ окружающих людей.

Не стоит недооценивать маленького человека. Даже с несовершенными умениями понимать окружающий мир, ребенок — уже маленькая личность. Это значит, что к нему надо обращаться, как к собеседнику.