Дружба - что это такое? Что такое настоящая дружба. Признаки и качества дружбы

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

Когда в детском саду малыши начинают играть вместе в прятки, делятся игрушками и ходят гулять, держась за руки – это первое проявление дружбы. Люди учатся дружить с самого раннего детства, сохраняя эту способность до преклонного возраста и, порой, даже об этом не задумываются. А что же представляет из себя дружба? Общение между людьми, человеческие эмоции, чувства и постоянная готовность поддержать, поговорить, помочь. Она возникает на основе взаимопонимания, общности взглядов и характеров и может перерасти в сильнейшее уважение, взаимную привязанность и довольно крепкую эмоциональную связь.

Дружба чем-то сродни любви, только здесь речь идет преимущественно об общении людей одного пола. Если дружат две женщины, они делятся переживаниями, утешают друг друга и дают советы. Подруги могут ходить вдвоем по магазинам, делиться хорошими новостями и искать утешения в сердечных делах. Однако есть вариант женской дружбы, которая возникает временно, вследствие необходимости для обеих женщин. Такой союз будет держаться до тех пор, пока его участницы нуждаются друг в друге, после чего распадется, словно его никогда и не было.

Мужская дружба также имеет право на жизнь и, по непонятным причинам, считается намного крепче и порядочней дружбы женской. Но не стоит забывать, что здесь все зависит также от индивидуального восприятия и самих людей. Мужчины строят свои взаимоотношения несколько иначе, чем женщины, отсюда и возникает заблуждение, что они умеют лучше дружить. Однако в истории взаимоотношений сколько угодно примеров и длительной крепкой дружбы двух женщин, и короткого непродолжительного товарищества среди мужчин.

Очень интересная тема – разнополая дружба. Долгое время считалось, что между чисто дружеские отношения невозможны по определению. И даже если один из них преследует исключительно платонические цели, в планы другого уж точно входит нечто большее. На самом деле такая дружба действительно возможна и даже имеет право на существование ничуть не меньше, чем однополая. И если два человека понимают друг друга, могут и поддержать и не мечтают о сексуальном , имеет ли какое-либо , какого они пола? С той же точки зрения, нельзя дружить с людьми ориентации только потому, что вы можете ненароком стать объектом их сексуального интереса.

Дружба – это один из ключевых моментов в социальных взаимоотношениях людей. Обычное общение не всегда перерастает в дружбу, но если вы можете похвастаться интересной теплой компанией и хорошими друзьями, вам намного легче жить на свете, ведь у вас есть самая главная ценность – человеческое общение.

Общайся с удовольствием

Общение дает нам много радости. Но и огорчения тоже приносит. Пусть тебя не пугают трудности во взаимоотношениях с друзьями, учителями или одноклассниками. Ведь это жизнь! Научись видеть позитивные моменты общения, а негативные — исправлять. Нужно хорошенько потрудиться, чтобы создать гармоничные отношения с людьми.

Друзья-приятели

➣ Ты уже давно вышла из того возраста, когда подруги выбирались по принципу: «кто не жадный», «с кем интересно играть», «кто близко живет». Изменилась ты, изменилось твое отношение к людям и к понятию дружбы.

Что для тебя означает слово «дружба»?

Подумай на досуге. Однозначно можно сказать, что без взаимной симпатии о дружбе не может быть и речи. Если дружить с человеком не «просто так», а «ради», сама понимаешь, искренними отношениями здесь и не пахнет. Настоящая дружба — такое же редкое, можно сказать, исключительное явление в отношениях, как и любовь. «Странно, — подумаешь ты, — ведь все вокруг дружат!» Словом дружба можно называть разные понятия. Можно просто приятно проводить вместе время, можно поддерживать в чем-то другого человека и получать личные выгоды. И знаешь, в этом нет ничего предосудительного. Просто изначально люди должны между собой договориться, насколько близко они могут впустить другого в свое личное пространство. Есть в нашей жизни место самым близким друзьям, приятелям, хорошим знакомым, коллегам, товарищам. И нужно всего лишь четко разграничивать эти понятия, чтобы не было взаимных претензий друг к другу.

Казалось — оказалось . Бывает так, что начиналось все так красиво, искренне, а потом свелось к редким разговорам по телефону и еще более редким встречам. Не получилось дружбы, зато остались приятельские отношения. Это тоже неплохой вариант развязки событий. Случается, что отношения растворяются временем и обстоятельствами. Можно оставить в памяти хорошее воспоминание о подруге детства, подруге из деревни, из летнего лагеря и жить дальше. Может быть, ты никогда больше в жизни не увидишься с этим человеком, но ты ведь не убиваешься по этому поводу. Бывает и другой сценарий дружбы. Были подруги — не разлей вода, а потом вдруг кошка перебежала, и стали в одно мгновение врагами. Остерегайся впутываться в такие отношения и сама их не провоцируй. Взаимные обиды, зависть, ревность приводят к трагикомедиям, конфликтным и болезненным отношениям с людьми. Старайся решать вопросы дипломатично. Об этом мы еще поговорим более подробно.

Как зарождается дружба? С простых мелочей. Помнишь, строки известной детской песенки: «Ну а дружба начинается с улыбки»? Если ты посылаешь в пространство хорошее настроение, обязательно найдется душа, которая поймает и поддержит твою улыбку. Бывает, наоборот, дружба начинается с горьких переживаний и слез. Ты для кого-то или кто-то для тебя становится утешителем и надежным плечом. Дружба вырастает из общей увлеченности каким-то одним делом. Единомышленники нередко становятся не только коллегами, но и друзьями. Дружить могут люди разных характеров и типов темперамента. Иной раз удивляешься: «И что между ними общего?» Люди притягиваются друг к другу интуитивно, сердце им подсказывает, с каким человеком им идти по жизни, смеясь и плача. Дружба просто случается. И не приходится выбирать, устраивать кастинг для подбора подруг. Это просто происходит, и сама жизнь подбрасывает тех людей, которые нужны именно тебе.

Главные приметы дружбы — честность, открытость, искренность, доверительность и абсолютная бескорыстность отношений. Кроме того, у друзей должна быть общность в моральных принципах. Общие увлечения возможны, но не обязательны!

Что такое предательство?

Обрати внимание на то, как много в нашем языке пар антонимов. А ведь язык отражает то, как люди мыслят и воспринимают мир. У дружбы есть свой антоним — предательство. Какие ассоциации у тебя вызывает это слово? Боль, слезы, мороз по коже. Но скажи, как бы мы могли понять, что такое дружба, если бы не знали, что такое предательство?

Как найти друзей

Друзья на дороге не валяются! Нужно хорошенько потрудиться, чтобы заслужить доверие достойного человека. Хочешь найти верных, настоящих, честных друзей? Что ж, придется поработать над собой. Быть мудрым в отношениях — значит поступать с другими людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали с тобой. Вот и весь секрет.

Бывает так, что девочка или мальчик просто симпатичны тебе, как люди. И хотелось бы ближе с ними познакомиться, узнать, чем они живут, увлекаются. Но как-то неловко начинать отношения. И с чего? А если вы вообще не знакомы?

Ты можешь найти посредника, то есть того, кто вас познакомит. Конечно, он должен быть знаком с этим человеком. Только постарайся, чтобы этот посредник исполнил свою роль и скромно удалился.

Общайся с интересными тебе людьми вначале тет-а-тет, без привлечения группы поддержки. У тебя будет больше возможностей поговорить искренне и без всякой работы на публику.

Благодарность — неплохое начало дружеских отношений. Если человек без всяких условий помог тебе, вырази ему свою благодарность. Подумай, в какой форме ты это сделаешь: пригласишь на чай, душевно поговоришь, преподнесешь подарок, сделанный своими руками. В жизни так много возможностей благодарить людей, а мы их часто упускаем. Людям вообще свойственна неловкость в выражении своих позитивных эмоций по отношению к другим. Учись легко восхищаться своими близкими и знакомыми, искренне говорить комплименты и радоваться успехам своих сверстников! Трудновата задача, согласна. Но интуиция мне подсказывает, что она тебе по силам.

Не навязывайся с дружбой. Это должен быть взаимный процесс сближения двух личностей, как двух незнакомых планет. Чтобы не случился большой космический взрыв, будь осторожна на поворотах. Ведь смелость и свобода в отношениях с людьми нередко граничит с развязностью и грубостью. А это, согласись, разные вещи.

Если отношения не складываются... Достаточно некоторых цитат из писем подростков, чтобы понять, как иногда тяжело найти друзей среди сверстников: . «Мне тринадцать лет. У меня не ладятся отношения с ровесниками. По натуре я человек добрый, люблю своих одноклассников, но меня почему-то не замечают. Мне кажется, что я лишняя, белая ворона...»

. «Вроде бы ко мне относятся нормально, но дружить особенно никто не хочет. За то, что я хорошо разбираюсь в алгебре, меня прозвали «Мозг». Даю всем списывать... Мне одиноко...»

. «Я пыталась подружиться с одной девочкой, но она меня отшила».

Знаешь, таких писем встречается довольно много. Честно говоря, грустно их читать, и хочется всех одиноких передружить, как это сделал Крокодил Гена в знаменитом мультике. Если у тебя сейчас не складываются дружеские отношения с одноклассниками или другими сверстниками, не отчаивайся. Иногда человеку нужно пережить одиночество, чтобы стать сильнее. И еще возьми на заметку, что в переходном возрасте много преходящих вещей. Ситуация с дружбой может в корне измениться. И так будет, верь в это. Меняются твои ценности вообще, и ценности дружбы в том числе, ты взрослеешь. Обязательно найдется тот или та, с кем вы станете «неразлейвода». Так что, выше нос и хвост морковкой!

Простое, но полезное упражнение

Возьми чистый лист бумаги, раздели его пополам. С одной стороны записывай те позитивные качества в себе, которые помогают тебе дружить. С другой стороны вноси в «черный список» те черты, которые мешают тебе гармонично строить отношения с ровесниками. Честно оцени свои возможности. С чем нужно поработать? На чем не стоит заморачиваться? Старайся усиливать свои позитивные стороны, и не борись с «черным списком». Ведь это всего лишь часть человеческой природы.

Каждый человек на своем жизненном пути хочет и стремится обрести счастье. И каждый вкладывает в это слово свое понимание. Но, наверное, никто не будет спорить, что одной из важных составляющих счастья является дружба. Правда, настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. А цитата Марлен Дитрих даже гласит, что дружба объединяет людей куда сильнее, чем любовь.

Доверие, терпение и взаимность – вот на чем основываются по-настоящему дружеские отношения. И цитаты про дружбу вам это докажут.

В дружбе надо учиться быть человеком. И хотя никто не застрахован от ошибок, главное - уметь их замечать в себе.

Всем хочется видеть своим другом верного и искреннего, духовно богатого и всесторонне развитого человека. А для этого надо и самому бать таким. Древнегреческий поэт Еврипид, которого так любят цитировать, еще до нашей эры сформулировал: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Конечно, это не всегда работает. Процитируем французского философа Поля Валери: «Не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны». Но, хочется верить, что это все-таки исключение из правил.

Дружба – настолько великое чувство, что и великие люди часто о нем рассуждали. Поэты, писатели и философы часто обращались к этой теме. Поэтому и существует так много мудрых цитат и афоризмов о дружбе.

Высказывания великих людей о дружеских отношениях

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой. Марк Твен

Друг - человек, который знает о нас все и тем не менее любит нас.
Элберт Хаббард

Любовь может быть неразделенной. Дружба - никогда.
Януш Вишневский

Выбирать друзей не спеши, менять их - тем более.
Бенджамин Франклин

Только рука друга может вырвать шипы из сердца.
Клод-Адриан Гельвеций

В суете этого мира дружба - единственное, что имеет важное значение в личной жизни.
Карл Маркс

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.
Александр Суворов

Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг.
Шота Руставели

Люди могут пить вместе, могут жить под одной крышей, могут заниматься любовью, но только совместные занятия идиотизмом указывают на настоящую духовную и душевную близость.
Ева Рапопорт

Чем жив кто дружбы не познал святой? Подобен он жемчужине пустой.
Алишер Навои

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
Козьма Прутков

Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть.
Конфуций


Публий

Дружба - это когда с человеком хорошо просто так.
Юрий Нагибин

Дружба приумножает радости и дробит печали.
Генри Джордж Бон

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Диоген

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.
Вольтер

Мы любим друзей за их недостатки.
Уильям Хэзлитт

Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава богу, вольны выбирать сами.
Этел Мамфорд

Без истинной дружбы жизнь - ничто.
Цицерон


Генрик Ибсен

Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды.
Цицерон

3а свою жизнь я убедился, что всего больше и всего незаметней отнимают время разговоры с друзьями; друзья великие грабители времени.
Франческо Петрарка

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней.
Марк Аврелий

Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей.
Никколо Макиавелли

Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей.
Биас

Дружба, которая прекратилась, никогда, собственно, и не начиналась.
Публий

Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.
Иоганн Шиллер

Настоящий друг - это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
Габриэль Маркес

Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
Иван Гончаров

Аврелий Августин

Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным и близким людям.
Максим Горький

Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много.
Генрик Ибсен