Детский сад: а по какой программе вы работаете? Система воспитания и обучения в детском саду.

Именно этот вопрос больше всего начинает волновать родителей, когда приходит время идти в детский сад их ребенку. Причем беспокойство проявляют не только папы и мамы, но также бабушки и дедушки, ведь процесс подготовки к школе не менее важен, чем навыки общения со сверстниками и общее развитие ребенка. Стандарты образования, по которым учились дети ранее, уже давно изменились. Меняется все: и критерии оценивания, и методы изложения материала, и программа подготовки, да и сами дети.

Так чему же все-таки учат в детском саду?

Оказывается, на сегодняшний день в сфере образования работает программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», которая была утверждена в 2010 году. Практикуется она чуть больше двух лет и разработана до 2017 года. Основной акцент в ней делается на игровую деятельность, а также на личностное развитие детей.

Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся - в детском саду или же дома - она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка - физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.

Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях - вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.

Познавательное развитие включает в себя знания из области природоведения, окружающего мира, правовой культуры - ребенок должен иметь представление о том, что такое закон и почему его нельзя нарушать, знать и понимать нормы морали, говоря простым языком, - различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Добавим сюда социальные знания (понятия «семья», «близкие», «детсад», «школа»), географические понятия («мой город», «моя страна», «моя улица»).

Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.

Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.

Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.

Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу?

И, пожалуй, самый обсуждаемый и волнующий родителей вопрос - должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? В критериях оценки знаний детей, согласно программе дошкольной подготовки, ребенок может интересоваться чтением, делать первые попытки в этом направлении - это односложные слова (дом, дым и т.д.), ведь основной упор приходится на звуко-буквенный анализ слов, а не на само чтение. Он должен ориентироваться на странице книжки, альбома и тетради. Уверенно выполнять графические задачи, координируя при этом свои движения и, что немаловажно, - должен уметь правильно сидеть за столом, держать в руке карандаш, ручку, знать буквы, слышать звуки в слове, а именно это является основой для чтения и грамотного письма.

Знания звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитая устная речь и никакого письма - именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания дошкольного учебного заведения. Всему этому, согласно программе «Уверенный старт», должны научить в детском саду. Но даже в том случае, если обучение происходит в домашних условиях, родители могут взять ее на вооружение и развивать своего малыша самостоятельно.

Однако следует помнить, что наряду с интеллектуальным, большое внимание должно уделяться и личностному развитию дошкольника, а именно развитию чувств и эмоций, что позволит ему гармонично развиваться.

Конечно, когда ребенок ходит в детский сад, этот процесс проходит намного проще - в кругу друзей, да еще и в игровой форме адаптироваться в обществе и овладеть знаниями намного легче. Потому очень важно, чтобы родители принимали активное участие в развитии своих детей: совместном чтении книг, пересказе их содержания, обсуждении проблем как личностных, так и общественных, активных играх на свежем воздухе.

При таком подходе школьная программа будущему ученику уж точно будет по зубам. А желание родителей развивать личностные навыки своего ребенка шире, чем предполагает программа «Уверенный старт», заслуживает уважения.

В детском саду есть группы: средняя, старшая и подготовительная.

В нашем частном детском саду работают специалисты высокого уровня, душевные, доброжелательные воспитатели и педагоги, которые обеспечивают тёплую эмоциональную атмосферу, уют и комфорт в группах. Они дарят детям свои улыбки и положительные эмоции, при этом уделяют огромное внимание образованию воспитанников и эффективной подготовке к школе.

Детский сад работает по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой и Т. С. Комаровой. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ.

Детский сад "Личность", как и некоторые другие частные детские сады Москвы, реализует, прежде всего, индивидуальный подход к каждому ребёнку, при котором учитываются его особенности, как психологические так и физиологические. Также хорошие образовательные учреждения сады Москвы делают упор на психологическую готовность ребёнка к школе, есть и такие детские сады ЮВАО, которые уже в подготовительной группе начинают изучать программу первого класса.

Система работы в детском саду "Личность" основана на интеграции первой и второй половины дня. Организация образовательного процесса во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью не более 8-10 человек.

Программа «От рождения до школы» является особенностью и явным преимуществом детского сада. Эта программа является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГОС дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г., регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ). В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Помимо традиционных образовательных технологий, программа включает в себя следующие разделы: "Выразительное движение" , "Художественное конструирование", "Режиссерская игра".

Программа "От рождения до школы" построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы "От рождения до школы" выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы "От рождения до школы" первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос отзывчивым, веселым, любознательным, смог без труда заводить друзей, реализовался, как целостная и глубокая личность. Они стараются гармонично развивать его, дать как можно больше знаний и опыта, раскрыть таланты. Правда, не все, чему бы хотели научить родители свое чадо, они могут реализовать самостоятельно, сказывается отсутствие специального образования или они не располагают достаточным количеством времени. Оказать им помощь в этом нелегком деле призваны различные учебные заведения, воспитатели и учителя. Но если в школах основная цель преподавателей заключается в том, чтобы давать знания, то в детских садах во главу угла ставится задача научить детей адаптироваться к новым условиям, сформировать навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Базовые принципы дошкольного образования - инвариантная составляющая

Дошкольное детство играет особую роль в развитии личности каждого человека. В это время ребенок способен овладеть множеством знаний и умений, важно лишь обеспечить ему приток новой информации в доступной форме. Выполнение этой задачи входит в круг вопросов, которые решаются в дошкольных учреждениях. Конечно, это не значит, что всю ответственность за дошкольное образование государство возложило на педагогов, которые работают в детских садах и прочих учреждениях. Большое значение также имеют занятия и воспитание в семье, но все же, роль работников дошкольных учреждений в этом нелегком деле далеко не последняя.

Программа развития детей в детских садах подчинена базовым принципам, предусмотренным на законодательном уровне. Ее можно назвать общеразвивающей. К заданиям этой программы относятся укрепление здоровья детей, формирование их личности, воспитание уважительного отношения к окружающим людям и среде, в которой проживают, к своей стране, ее традициям, культуре, а также к ценностям других наций. Кроме того, пожалуй, основной целью дошкольного образования является обеспечение социальной адаптации детей, их готовности продолжать обучение, а также осуществление социально-педагогического патроната семьи. Исходя из этого, инвариантными компонентами структуры образования в детских садах определены следующие направления.

Личность ребенка

Эта образовательная линия предусматривает формирование у детей представлений об их внутреннем мире, ценности здоровья, необходимости двигательной активности и правильного образа жизни, понятиях гигиены и безопасности.

Первое чему учится каждый маленький человек - это , столовыми приборами, умываться, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Если приходя в сад, ребенок еще не овладел этими навыками, то задачей педагогов является приучение его к самостоятельному использованию основных гигиенических средств и предметов ухода, а также пояснение, что эти средства являются индивидуальными. Со временем желание быть опрятным закрепляется и входит в привычку.

Когда мать неотступно находится рядом со своим чадом, то она может проконтролировать, чтобы он не выпал из окна, не попал под машину или не обжег руку, вовремя поел, соблюдал питьевой режим и прочее. Но рано или поздно детям приходится овладеть элементарными знаниями в строении человеческого организма, понять, что способствует сохранению здоровья (закаливание, правильное питание, гимнастика) или, напротив, может нанести ему вред, научиться разграничивать безопасное и опасное. Более того, они должны придерживаться правил безопасности как дома, так и в детском саду, парке, при пересечении улицы, на игровой площадке, катке или в бассейне, и осознавать к кому обращаться в критических ситуациях. Поэтому эти задачи решаются в рамках обязательной программы развития детей в детском саду не в самую последнюю очередь.

Двигательные навыки человек приобретает постепенно. Каждая мать с удовольствием наблюдает, как ее чадо впервые переворачивается со спинки на животик, встает у опоры, делает первые самостоятельные шаги.

Полезно знать: в детском саду деятельность и двигательная активность становится более разнообразной, благодаря различным упражнениям и спортивным играм движения ребенка приобретают пластичность, выразительность, эстетику, что доставляет удовольствие не только родителям, но и самому малышу, а также является основой развития и укрепления его организма.

Неотъемлемой частью личности каждого ребенка являются его желания, предпочтения и интересы. Важно, чтобы дети научились не только высказывать их, а и аргументировать. Для развития личности принципиальное значение имеет позитивное отношение к своей внешности, умение дифференцировать себя от других детей, ориентироваться в своих достоинствах и недостатках, эмоциях и чувствах, отличать добро от зла. Поэтому задачами преподавателей на этом этапе является научить детей сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и смысловые связи, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

На основе всего перечисленного выше к шести-семи годам у детей должны сформироваться базовые качества личности, такие как ответственность, самостоятельность, инициативность, самооценка и самосознание.

Ребенок в социуме

Во многом развитие человека зависит от социальных законов. Человеческий социум требует умения согласовывать собственные интересы и действия с желаниями других членов общества. Еще несколько десятилетий назад, когда в большинстве семей рождалось два и более ребенка, причем часто погодки, то проблема социализации не стояла так остро. В настоящее время в современных семьях редко решаются рожать больше одного малыша, поэтому практически единственным и самым доступным источником общения в коллективе для ребенка является дошкольное учреждение. Потребность в таком общении дети начинаю испытывать после трех лет.

Полезно знать: социальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте, становится частью личности. К таким составляющим относятся умение общаться, взаимодействовать, сопереживать.

В задачи педагогов входит познакомить ребенка с различными человеческими социальными ролями. Он должен научиться различать знакомых и незнакомых людей, детей и взрослых, мальчиков и девочек и т.д., познакомиться с элементарными социальными и морально-этическими нормами межличностных отношений и научиться их придерживаться во время общения.

Социальные навыки формируются в процессе игры. При этом нельзя забывать, что на потребуется некоторое время.

Дети учатся слушать и слышать своих сверстников и взрослых, принимать определенные правила поведения, осознают содержание таких понятий, как профессия, работа, коллеги, соседи, друзья, семья, а также степень родства, уясняют, какими могут быть последствия негативных действий, каковы причины возникновения недоразумений, а значит, могут признать свою вину, принять критику в свой адрес, поступиться собственными интересами, попросить извинения, объясниться или оправдаться.

В возрасте двух-четырех лет социальное развитие проходит первый этап. К своим сверстникам ребенок в это время относится, как к партнерам по взаимодействию, они подражают и эмоционально заражают друг друга. В возрасте от четырех до шести лет ребенок проходит через второй этап развития общения, когда возникает необходимость в сотрудничестве с другими детьми. При этом во время игры происходит распределение ролей, функций, а значит, соучастие превращается в совместную деятельность, появляется необходимость в признании и уважении со стороны сверстников. Коммуникативное взаимодействие в шесть-семь лет уже не следует наглядным ситуациям, у каждого ребенка складываются избирательные предпочтения и он впускает в свой круг общения только тех детей, которые удовлетворяют его потребности в доброжелательном внимании и уважении.

Ребенок в окружающей природной среде

Очень важно привить малышам любовь к природе и всему живому в дошкольном возрасте. Во-первых, детей знакомят с элементарным понятием Вселенной и жизнью людей на планете Земля (что представляет собой планета, из чего состоит, зачем нужна земля и вода, какое положение она занимает в Солнечной системе), во-вторых, с временами года, погодными явлениями и их сезонными изменениями, в-третьих, с животным и растительным миром.

Полезно знать: в рамках экологического воспитания проводят не только внутригрупповые занятия, но и водят детей в парк, давая возможность им услышать пение птиц, шорох листвы на деревьях и прочее, рассказывая о значении этих объектов для планеты и многообразии их видов, что дает детям возможность сравнивать и обобщать.

В детском саду может быть организован специальный живой уголок, цветник или огород, где дети сами могут посадить и вырастить какое-нибудь растение. Еще одной разновидностью такого образования являются экологические игры, когда одни дети учат других, как ухаживать за грядками, кормить птиц, что нельзя ломать ветки на деревьях, рвать листья и цветы. Во время занятий творчеством детям предлагается нарисовать растения в виде одушевленных существ и придумать рассказы к своим рисункам или устраивают конкурсы на поддержание чистоты, к примеру, что также относится к экологическому образованию.


Ребенок в мире культуры

В рамках этой образовательной линии дети учатся оперировать понятием жилье, понимать, зачем жилье человеку, различать интерьеры и убранство комнат , осознают, что для осуществления жизнедеятельности необходима мебель и прочие предметы быта, приобретают навыки упорядочивания собственных вещей, бережливости, учатся ориентироваться в предметном окружении вне жилья, определять месторасположение своего дома относительно других важных объектов (магазин, детсад, поликлиника, стадион и прочие). Кроме того, осуществляется знакомство с миром искусства. Детей учат воспринимать художественные произведения в области изобразительного, театрального, танцевального искусства, музыки, литературы с позиции красоты, ценить труд взрослых, который в них вложен. Приобретенные знания малышам предлагается использовать в их творческой деятельности.

Игра ребенка

В дошкольном возрасте игра - это основная деятельность детей, которая способствует как умственному, психологическому, так и физическому развитию. Ребенок может играть как самостоятельно, так и объединившись со своими сверстниками, воссоздавая при этом деятельность взрослых и взаимоотношения между ними на основе тех знаний и представлений о них, которые у него имеются, реализовывая свои познавательные, социальные и эстетические потребности, выбирать игрушки, придерживаться правил игры и контролировать, чтобы им следовали другие.

Важно: задача педагогов обеспечить предметно-игровую среду и разнообразить игровую деятельность детей, предлагая им принять участие в различных ролевых, конструкторских, дидактических, словесных, настольных, подвижных, режиссерских, театрализованных с песнями и диалогами играх.

Для осуществления подобных задумок в детском саду должно быть много игрушек, и они должны удовлетворять образовательным системам: конструкторы, кубики, пирамидки, куклы, мягкие игрушки, настольные игры, спортивный инвентарь.


Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве

Образовательная линия предполагает формирование у детей элементарных математических и сенсорных представлений . Так, педагоги учат детей различать цвета, их оттенки, формы как плоские (квадрат, круг, треугольник), так и объемные (шар, пирамида, куб), свойства, качества предметов (шершавый, гладкий, мягкий, твердый), величины и упорядочивать их по возрастанию или убыванию, определять местоположение и удаленность (близко, далеко, слева, справа, под, над, около, снаружи, внутри). Знания детей пополняются такими понятиями, как сегодня, завтра, вчера, скоро, раньше, позже, сутки, неделя, год, части и целое, число, цифра, задача. Малышам дают представление о натуральном ряде чисел от нуля до девяти, учат считать и выполнять математические задачи на сложение и отнимание в пределах десяти, сравнивать смежные числа.

Речь ребенка

Речь имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных способностей, кроме того, она позитивно влияет на формирование личностных характеристик, как коммуникабельность, инициативность, креативность. Если связная речь у ребенка хорошо развита, то он легко налаживает контакты с окружающими. Но не следует забывать, что звукоорганизованную членораздельную речь невозможно выстроить без таких факторов, как фонематический слух, артикуляционные движения.

В детском саду предлагается не только различный речевой материал, но чтобы обогатить их словарный запас ставятся новые задачи для общения, которые требуют иных, малознакомых им средств общения.

В такой форме развиваются способности малышей уместно пользоваться речью, используя при этом не только речевые средства, но и мимику, жесты, движения, интонации. Дети знакомятся с такими понятиями, как звук, буква, слог, слово, предложение.

Педагогами в детском саду проводятся комплексные (трижды в месяц) и тематические (раз в месяц) занятия по речевому развитию. Комплексные занятия объединяют задания, включающие минимум три составляющие, в том числе лексику, звуковую культуру (фонетику), грамматику и связную речь, в то время как тематическое охватывает только один из этих речевых компонентов. В работе с детками младшего дошкольного возраста упор делается на формирование звуковой культуры, а с детьми старшего дошкольного возраста на грамматику. Выпускник дошкольного учреждения овладевает четким произношением, имеет сбалансированный словарный запас, умеет употреблять все части речи, приобретает навыки составления рассказов, инициирует и свободно поддерживает разговор, его речь становится последовательной и связной.

Полезно знать: обучение на основе базовых принципов дошкольного образования дает возможность детям по достижению школьного возраста приобрести компетенции, уровень развития, воспитания и образованности, определенные государственными требованиями.

Более того, дети, посещающие детский сад, учатся следовать режиму дня, которого довольно трудно придерживаться в домашних условиях, принципам рационального питания, нести ответственность за свои действия. Однако, не следует забывать, что жизнь дошколят в детсадовских стенах полна не только новых знаний, но и развлечений, для них организовываются веселые игры, развлечения и праздники.

Вариативная составляющая дошкольного образования

В законе о дошкольном образовании сказано, что оно обязано обеспечивать разностороннее развитие детей в соответствии с их природными задатками, способностями и наклонностями, индивидуальными психологическими и физическими особенностями, способствовать приобретению ребенком жизненного опыта и формированию моральных норм. Законодательство предлагает включать в образовательную программу компьютерную грамоту, изучение иностранных языков, хореографию, шахматы, но ее расширение специализированными направлениями в обучении полностью зависит от желания учреждения и родителей учащихся, а также имеющихся возможностей.

Важно: перед тем как определить ребенка в тот или иной сад есть смысл поинтересоваться не только его удаленностью от дома, опытом персонала, интерьером и санитарными условиями, но и отличиями в образовательной программе.

К примеру, дополнительно могут внедряться такие направления образования, как валеологическое воспитание, экономическое воспитание, пожарная безопасность, при наличии бассейна плавание, подготовка к школе и прочие. Последнее направление является довольно актуальным, поскольку прослеживается проблема преемственности между школьным и дошкольным образованием.

Это нормально, что между образованием в детском саду и школе существует разница, ведь у каждого возраста свои правила развития. Однако если в дошкольном учреждении воспитание направлено на общее развитие ребенка, как личности, то в школе с первых дней от него требуют определенных знаний, как устный счет и чтение, письмо и дисциплина. Таким образом, в программу развития детей в садах все чаще включаются специальные занятия, методика проведения которых приближена к школьным урокам, то есть воспитательный процесс направлен на исполнительность, усидчивость и послушание, что очень приветствуется в школе. Такие занятия дают детям возможность подготовиться к школьному времени в первую очередь в психологическом плане, но также несут и образовательную нагрузку. Так, могут проводиться уроки по иностранному языку или математике и логике.

Однако внимание уделяется не только интеллектуальному развитию дошкольников. Не на последнем месте такие моменты, как духовное и нравственное развитие , оздоровительное направление. В некоторых садах внедряется информатизация образования. Это подразумевает организацию образовательного процесса с учетом современных достижений науки и техники, внедрение информационных технологий и мультимедийных средств.

Полезно знать: дети достигают больших успехов в обучении, если педагогический коллектив и родители действуют слаженно в этом направлении. В большинстве учреждений для организации такого сотрудничества используются лишь традиционные методы, как дни открытых дверей, индивидуальные консультации или групповые встречи.

При этом семья является в основном объектом воздействия педагогической пропаганды, но обратное сообщение и связь не устанавливаются, то есть привлечь родителей к совместному созданию каких-либо проектов таким образом не получается, а значит, возможности семейного воспитания полной мерой не используются. Мощным техническим средством для обучения и коммуникации на данном этапе развития общества становятся возможности сети интернет, что позволяет внедрить в педагогическую практику новейшие методические наработки, направленные на углубление и интенсификацию воспитательного и образовательного процесса. Все это способствует тому, что дети перестанут ощущать противоречия в домашнем и детсадовском воспитании.

Методики раннего развития

Эти методики направлены на развитие самостоятельности мышления, творческого подхода к выполнению задания, но они не являются гарантией успешной учебы в будущем. Развитие способностей ребенка, на которые направлено применение методик раннего развития, связано в первую очередь с созреванием органических структур, необходимых для этого самого развития. Поэтому, чтобы ребенок вырос смышленым, нагрузку полагается увеличивать с учетом психодинамических свойств личности маленького человека.


К методикам раннего развития относят:

  • методику Марии Монтессори. Основной идеей методики является максимально самостоятельное развитие ребенка в специально для этого созданной среде. То есть задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы обеспечить малыша пособиями для его саморазвития, а затем корректировать его самообучение. Так ребенок будет развиваться в комфортном для себя ритме, сам выбирая продолжительность и род занятий;
  • Вальдорфская методика или система Штайнера. Фундаментом этой системы является познание чувств, сопереживание, формирование образного мышления, творческое, духовное и физическое развитие. В обучении используется работа с природными материалами, театрализованные действа;
  • методика Гленна Домана. Умственное развитие ребенка по Доману базируется на его активном физическом развитии. В обучении также используется система карточек с изображениями из разных отраслей знаний, демонстрацию которых детям сопровождают пояснениями того, что на них зафиксировано;
  • методика Никитиных. В этой системе не предусмотрены уроки или специальные тренировки, но ребенка окружают таким пособием, которое предполагает решение несколько более сложных задач, чем те, что способен решить ребенок на данном этапе развития;
  • методика Николая Зайцева. Эта методика используется для обучения малышей письму, чтению и счету. Пособием при этом являются специальные кубики.

Методики Монтессори, Штайнера, Никитиных направлены в основном на развитие у детей креативности, творческого подхода к решению задач и образного мышления, в то время как, работая по методу Домана, развивается фотографическая память и способность запоминать. Поэтому оптимальным считается использование не одной системы обучения, а их комбинирование, создание комплексных программ обучения, что активно практикуется во многих дошкольных учреждениях.

Примечание

Если есть возможность отдать ребенка в специализированное дошкольное учреждение, например, для детей с нарушением слуха или зрения, логопедическое и так далее, даже если у него нет никаких проблем, то не следует от нее отказываться. В таких детсадах с детками работают не только воспитатели, но и логопеды, дефектологи, психологи, врачи, музработники и другие специалисты. При этом знания детей всегда соответствуют возрасту, они активны и развиваются более гармонично.

Ребенок и детский сад. Видео

М.: Просвещение, 1981.- 176 с, ил.

В данной книге, являющейся результатом многолетнего изучения проблем дошкольной дидактики, рассматриваются важные вопросы о роли обучения в воспитательном процессе, дается характеристика учебной деятельности ребенка и особенностей ее формирования, раскрывается процесс обучения на занятиях.
Оглавление
Предисловие
Введение
Глава I. Роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада
* Взаимосвязь воспитательной и образовательной работы.
* Средства образовательной работы и обучение
* Виды деятельности ребенка и их воспитательно-образовательное значение
* Игра
* Труд
* Учебная деятельность, ее значение и место

Глава II. Формирование учебной деятельности ребенка и ее характерные черты
* Невосприимчивость детей к обучению и ее причины
* Уровни развития учебной деятельности
* Появление самоконтроля и его роль в формировании учебной деятельности
* Индивидуальные случаи протекания учебной деятельности детей
* Становление учебной деятельности
* О роли опосредствованного опыта в развитии детей на
* ступени дошкольного возраста
* Обучение языку
Глава III. Процесс обучения на занятиях
* Занятия как форма организации процесса обучения
* Переход от игры к занятию
* Организация детского коллектива на занятии
* Воспитание внимания детей на занятии
* Сообщение знаний и умений
* Пояснение воспитателя
* Умственные задачи и их значение
* О воспитательном подходе к ошибкам детей
* Закрепление знаний
* Роль повторения, упражнения
* Значение проговаривания
* Самостоятельная работа детей на занятии как метод закрепления знаний
* Использование детьми знаний и умений в жизни
* Развитие активного творческого мышления у детей в процессе обучения
* Значение результата, получаемого ребенком, для развития интереса к занятиям
Глава IV. Образовательные элементы в программных документах детского сада
Заключение
Литература
Предисловие
В эпоху развитого социализма особое значение приобретает задача комплексного воспитания подрастающего поколения. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, - необходимое условие строительства коммунизма. Это неоднократно подчеркивалось на съездах Коммунистической партии Советского Союза, на это указывает в своих выступлениях Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев.
Всестороннее воспитание будущих граждан коммунистического общества начинается с самого раннего возраста. Реализация этой ответственной задачи возложена на общественные дошкольные учреждения.
Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада - подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно воспитательно-образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях.
Введение в детских садах систематического обучения на занятиях явилось важным этапом развития советской дошкольной педагогики. Можно с полным основанием утверждать, что обучение не подменяет ни игры, ни трудового воспитания, а тесно связано с ними в общем педагогическом процессе.
В данной книге, являющейся результатом многолетних исследований проблемы дошкольной дидактики, рассматривается роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дается характеристика учебной деятельности ребенка и особенностей ее формирования, раскрывается процесс обучения на занятиях.
А. П. Усова одна из первых выдвинула положение о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, причем такой системы, в которой существенную роль играют- общие знания, отражающие простые закономерности и зависимости между явлениями реального мира. Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать и т. д.
В связи с этим А. П. Усова ставила вопрос о такой систематизации знаний для дошкольников, которая бы, с одной стороны, учитывала их возрастные особенности, а с другой - способствовала формированию у детей общих представлений и понятий, развитию их мыслительных способностей. Она указывала, что четкая систематизация усваиваемых детьми знаний и правильная организация процесса обучения позволяют давать детям значительно более сложные знания, чем те, которые они усваивают в процессе повседневной жизни. Воспитатель на занятиях не только в доступной форме излагает знания, но и раскрывает детям способы мыслительной деятельности, которые необходимы для овладения этими знаниями. Все это, несомненно, способствует общему развитию детей, формированию у них широких познавательных способностей, являющихся основой успешного обучения в школе.
В связи с тем что в начальной школе сокращен срок обучения до трех лет, еще более возрастает значение организованного обучения в детском саду, планомерного осуществления программной образовательной работы и совершенствования умственного развития детей, успешной подготовки их к школе.
Знание особенностей дошкольного обучения, достаточная теоретическая ориентировка в содержании, формах и методах организованной образовательной работы необходимы не только научным работникам, преподавателям дошкольной педагогики и методистам, но и многочисленному отряду заведующих детскими садами и воспитателям. Особенно остро ощущается потребность в раскрытая вопроса о развитии у детей учебной деятельности, об овладении способом ее формирования в процессе целенаправленного обучения детей.
Содержание книги А. П. Усовой «Обучение в детском саду» является в настоящее время актуальным, ее переиздание окажет большую помощь практическим работникам детских садов в дальнейшем совершенствовании воспитания и обучения детей, в решении новых, более сложных задач всестороннего развития ребенка, в подготовке детей к систематическому обучению в школе.

Воспитательница. Ира правильно говорит: мальчики у
нас смелые и девочки смелые. Дети, что поправилось вам в рас-
сказе Толи?
Ира. Что дети своими руками сделали горку.
Валерик. Что они трудились.
Вова. Дети потрудились и были рады, что у них получилась
красивая горка.
Андрюша. Что другие им никто не помогал.
Наташа. Мне понравилось, что Толя сказал: «Один маль-
чик боялся и лег на живот».
Воспитательница. Ира, расскажи ты.
Ира. Была зима. Дети решили построить горку. Взяли дома
лопаты и стали делать горку. Снегу было много, и вышла хоро-
шая горка. Они вынесли санки, лыжи и стали кататься. Сережа
был смелый мальчик. Он умел хорошо кататься на лыжах.
Алеша. Почему ты знаешь что Сережа смелый?
Ира. По размаху палок. А шарф у него так и развевался на
ветерке. А двое детей ехали с горки на санках. Смелый мальчик
натянул веревку и мчался, а сзади маленький мальчик держался
за плечи. Один мальчик не уносил лопату домой. Он думал, что,
если будет дырка на горе, он засыплет дырку снегом. (С места
голос: «Не дырка, а полоса».)
Андрюша (встает и говорит). Смотри-ка, санки едут и про-
резывают полосу. (Объяснение Андрюша сопровождает показом
руками в воздухе.) А этот мальчик засыплет снегом полосу, и
тогда не упадешь.
Ира (продолжает). Детям было весело. Щеки у них были ро-
зовые. Они катались до самого вечера.
Андрюша. Зима холодная. Дети не боялись мороза и долго
катались на горке. Одна девочка везла санки в горку. Ей хотелось
еще покататься. Один мальчик из младшей группы держал лопа-
ту. Детям нравилось кататься. Мальчик, который держал верев-
ку, сильно натягивал ее и улыбался потому, что девочка держа-
лась за его плечи и боялась. Потом они пошли домой.
Валерик. Митя вышел с санками во двор. Там он встретив
знакомую девочку. Ее звали Валя... «Давай, Валя, на санках ка-
таться». Валя согласилась, они взошли на горку. Горка была ле-
дяная. Они сели на санки и поставили ноги на полозья. Митя на-
тянул веревку, засмеялся. Они весело покатились с горки вниз.
Была зима, она студеная была, и было холодно. Ни одной птички
не было видно, потому что было холодно. Гора была выше забора.
Дети были смелые и не боялись с нее кататься и были веселые,
румяные.
Прослеживая ход занятия, мы можем убедиться в
том, что дети подготовлены для решения дидактической
задачи: содержание картины близко их опыту и инте-
ресам.
Рассказы детей разнообразны, так как каждый ис-
пользует при этом имеющиеся у него зимние впечатления.
Сообщение детям новых знаний, умений может проис-
ходить в форме наглядно-действенного показа в сочета-