Женская фигура у подростка. Дыхательная гимнастика для похудения

Признаки

Типы конституций

Астеноидный

Торакальный

Мышечный

Дигестивный

Форма спины

Уплощённая

Форма грудной клетки

Уплощённая

Цилиндрическая

Цилиндрическая

Коническая

Эпигастральный угол

Форма живота

Впалый или

Выпуклый

Форма ног

О-образная

Нормальная,

Х-образная

Нормальная,

Х-образная

Х-образная

Развитие костяка

1-1,5 балла

2,5-3 балла

Развитие мускулатуры

1,5-2 балла

Развитие жироотложений

1-1,5 балла

1,5-3 балла

Тип конституции формируется в процессе роста и развития и зависит от совокупности воздействия многочисленных эндо- и экзогенных факторов. Конституциональные различия становятся более отчётливыми с возрастом.

Связи темпа созревания и типа конституции характеризуются определёнными половыми различиями. Ускоренное половое созревание типично для девочек дигестивного и мышечного типов. Девочки астеноидного типа в период полового созревания нередко отстают от своих сверстниц. Эти различия прослежены по степени выраженности вторичных половых признаков и по возрасту menarhe . Ускоренное половое созревание типично для мальчиков мышечного телосложения, позднее развиваются представители дигестивного и астеноидного типов.

Таким образом, принадлежность к тому или иному типу конституции может быть диагностическим тестом для определения у детей, особенно в допубертатный и препубертатный период, скорости возрастного развития.

В период завершения ростовых процессов, когда темп созревания теряет свою информативность как показатель физического развития, тип телосложения становится основным индикатором морфологических различий у подростков.

В пределах каждого типа телосложения можно выделить детей, у которых тип телосложения отчётливо выражен и поэтому диагностируется достаточно чётко. У ряда детей тип телосложения отличается меньшей выраженностью, что затрудняет его диагностику. Нередко такие дети сочетают черты двух смежных типов, и тогда их телосложение определяют как астеноидно-торакальное ,торакально-астеноидное ,торакально-мышечное и т. д. Если обследуемый несёт черты двух и более несмежных типов, то его конституцию расценивают как неопределённую. К этой группе относят детей с патологически изменённой грудиной и рёбрами (куриная грудь, грудь сапожника и т. д.).

Для уточнения данных о типе телосложения у детей определяют так называемую осанку, которая формируется и генетическими факторами, и образом жизни детей.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, а также может быть связана с возрастными особенностями процессов роста и развития и приобретенными навыками поддержания правильной позы.

Условно все виды осанки можно подразделить на 5 групп (рисунок 36).

Рис. 36. Виды осанки

а – правильная; б – выпрямленная; в – кифотическая; г – лордотическая;

д – сутуловатая

Из представленных выше пяти групп выделяют подгруппы:

1 подгруппа – виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы позвоночника равны между собой или отличаются не более чем на 2 см:

Правильная – шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5 см, в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная – все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.

При резко выраженной выпрямленной осанке нарушаются амортизационные функции позвоночника, изменяется походка, затрудняется деятельность, связанная с ходьбой, резкими движениями и физическими усилиями при вертикальном положении тела.

Кифотическая – шейный и поясничный изгибы резко увеличены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед. Кифотическая осанка, как правило, сопровождается искривлением позвоночника в шейном и поясничном отделах (лордозы) или в грудном отделе (кифоз).

Прогрессирование заболевания может привести к развитию тотального кифоза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника.

2 подгруппа – виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальными изгибами позвоночника превышает 2 см:

Лордотическая – резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается вперед (рисунок 37).

Рис. 37. Поясничный гиперлордоз

Такой вид осанки, как относительный вариант нормы, наблюдается у детей дошкольного возраста в результате слабо развитой мускулатуры, особенно мелких мышц, образующих «мышечный корсет».

Выявление лордотической осанки в более старших возрастах свидетельствует о возможном наличии соматической патологии, влияющей на физическое развитие организма в целом.

Сутуловатая – увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Сутуловатая осанка, часто встречается в подростковом возрасте и связана с резким увеличением длины тела в препубертатный период (подростку непривычны его резко увеличившиеся тотальные размеры, сутулясь, он старается казаться ниже).

Для определения вида осанки визуальные наблюдения могут быть дополнены инструментальным исследованием. Для этого производят измерение глубины шейного изгиба (на уровне остистого отростка VII шейного позвонка) и глубину поясничного изгиба в точке наибольшего изгиба (рисунок 38).

В некоторых случаях выделяют типы телосложения, представленные на рисунке 39.

Рис. 39. Типы телосложения

а - астеник; б - нормостеник; в - гиперстеник

Мускулатура

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью, учитывается форма грудной клетки, положение лопаток, форма живота.

Описательные признаки дополняются данными измерений мышечной силы и разницы между окружностями плеча в свободном и напряженном состоянии.

I степень – слабое развитие мускулатуры – рельеф мышц не выражен, упругость понижена, грудная клетка плоская, лопатки не прилежат к грудной клетке, живот отвислый, мышечная сила ниже средней.

II степень – среднее развитие мускулатуры – рельеф мышц несколько обозначен, они имеют среднюю упругость, грудная клетка цилиндрическая, углы лопаток могут несколько выступать, живот подтянут или незначительно выдается вперед, показатели мышечной силы в пределах средних величин.

III степень – хорошее развитие мускулатуры – мышцы имеют выраженный рельеф, достаточно упруги и большие по объему, грудная клетка цилиндрическая, лопатки плотно прилежат к ней, живот подтянут, мышечная сила выше средних величин.

Определение степени жироотложения.

Степень жироотложения оценивается визуально по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя, путем измерения толщины кожно-жировых складок.

Для измерений используются скользящий циркуль (рисунок 40) или калиперы различных видов (рисунки 41, 42). Скользящий циркуль состоит из металлической линейки с миллиметровыми делениями, на одном конце которой укреплена неподвижная прямая бранша, другая бранша укреплена на муфте, скользящей по линейке.

Рис. 42. Измерение КЖС калипером

Отличие калиперов состоит в том, что при аналогичной конструкции можно регулировать силу сжатия кожно-жировой складки.

Складка плотно охватывается большим и согнутым в суставе указательным пальцами левой руки. Скользящий циркуль или калипер, удерживается правой рукой, накладывается на складку сверху вниз за пальцами левой руки, после чего складка плотно зажимается браншами инструмента. Все измерения проводятся справа в четырех точках:

На груди – вертикально по среднеключичной линии на уровне 3-го ребра.

На животе – вертикально на 5 см влево от пупка.

Под лопаткой – у нижнего края угла лопатки по ходу сегментарной линии.

На плече – над трицепсом на середине плеча по линии, соединяющей acromion (акромиальный отросток лопатки) и olecranon (локтевой отросток локтевой кости).

Оценивается толщина кожно-жировой складки в мм.

I степень жироотложения – кости плечевого пояса и ребра резко контурируются, толщина кожно-жировых складок – до 5 мм включительно.

II степень жироотложения – рельеф костей несколько сглажен, толщина складок – 6-9 мм.

III степень жироотложения – рельеф костей сглажен, контуры тела округлые, толщина складок у детей – 10-15 мм, у взрослых – до 20 мм.

I степень ожирения – толщина хотя бы одной складки у детей – более 15 мм, у взрослых – более 20 мм.

Оценка биологического развития.

Как правило, при оценке биологического развития детей и подростков учитывают:

Длина тела;

Погодовые прибавки длины тела;

Число постоянных зубов;

Развитие вторичных половых признаков (степень полового созревания).

Для оценки степени полового созревания детей и подростков используется система, представленная в таблице 12. Некоторые положения таблицы иллюстрируются рисунками 43, 44 и 45.

Подростковый возраст - это время, когда у каждого мальчика и девочки меняется фигура, вес, рост, физиологические особенности организма, обмен веществ, умственные способности, мышление, принципы, психология развития ребенка в юношеском возрасте играет большую роль в развитии также физических способностей ребенка и если не заниматься спортом с ранних лет, то фигура и сила мышц ребенка не будет полноценно развиваться!

Каждый год развития человека в подростковом возрасте важен чтобы ребенок развивался правильно нужно уделять время его как умственным способностям, так и физическим, научный подход с точки зрения ученых, когда ребенок развивается не только чтобы стать умным, но и занимается спортом с ранних лет развивается много психологических качеств как уверенность в себе, сила воли, и много других качеств которые в зрелом возрасте проявляются, когда человек становиться взрослым.

Какой должен быть вес при росте 142,143,144,145,146 см

Каждый год у мальчика и девочки меняется вес, рост, масса тела, с каждым годом у подростка меняются показатели фигуры, пропорций и параметры, это зависит от многих факторов от генетики родителей какие они были в юношеском возрасте, а также их родители бабушки и дедушки!

Какой должен быть вес при росте 147,148,149,150,151 см

Генетику ребенка нельзя угадать какого он роста и веса будет в возрасте 12,13,14,15,16,17,18 лет, но, чтобы он правильно развивался нужно заранее видеть ребенка со стороны с ранних лет что ребенку нравиться какой вид спорта до 12 лет всегда можно заниматься различными видами спорта, например, плаванием, танцами, футболом, баскетболом, и многими другими видами спорта которыми можно заниматься с ранних лет в юношеском возрасте.

Какой должен быть вес при росте 179,180,181,182,183 см

Какой должен быть вес при росте 184,185,186,187,188 см

Какой должен быть вес при росте 152,153,154,155 см

Какой должен быть вес при росте 156, 157,158,159 см

160,161,162 (см) Сантиметров у мужчин

(парня) женщин (девушки)

Какой должен быть рост при весе 60, 61, 62, 63, 64 кг

Какой должен быть рост при весе 65,66, 67, 68, 69 кг

Какой должен быть рост и вес у мужчин (парня) женщин (девушки)

Вариант таблицы соотношения веса по возрасту девочки

Какой должен быть рост при весе 40, 41, 42, 43, 44 кг

Какой должен быть рост при весе 45, 56, 47, 48, 49 кг

Таблица ожирения и лишнего веса в кг

Какой должен быть рост при весе 50, 51, 52, 53, 54 кг

Какой должен быть рост при весе 55, 56, 57, 58, 59 кг

у мужчин (парня) женщин (девушки)

Вариант таблицы соотношения веса по возрасту мальчики

Какой должен быть вес при росте 163,164,165,166,167 см

Какой должен быть вес при росте 168,169,170,171,172 см

Какой должен быть вес при росте 173,174,175,176,177,178 см

(см) cантиметров у мужчин (парня) женщин (девушки) идеальный вес

Вариант таблицы соотношения веса роста женщины мужчины оптимальный вес

Норма веса роста мальчика девочки в 12,13,14,15,16,17,18 лет

Возрастные изменения в организме у мальчика и девочки происходят с 12,13,14,15,16,17, до 18 включительно лет где у человека определяется с каждым годом вес и рост нельзя угадать каким весом и ростом будет ребенок в определенном возрасте, но наука не стоит на месте в области изучения человека как он меняется из года в год и есть специальные таблицы соотношения роста и веса человека какие у ребенка должны быть объёмы, пропорций, параметры фигуры подростка в 12,13,14,15,16,17,18 лет таблица параметров какие должны быть в зависимости от возраста и веса. Объёмы мышц по таким таблицам нельзя предсказать, а именно какая должна быть окружность талий, груди, объёмы мышц рук ног.

Какой должен быть рост при весе 70, 71, 72, 73, 74, 75 кг

Какой должен быть рост при весе 76, 77, 78, 79, 80 кг

Почему нельзя узнать параметры фигуры и какими будут окружность мышц в разном возрасте

Генетика человека - это сложная наука, о человеке которая изучает много разных особенностей человека и его развитие в окружающей среде у человека с каждым годом также растут кости которые сильно влияют на объёмы мышц и их окружность известно, что есть 3 типа фигуры у мужчин это эктоморф, мезоморф, эндоморф каждый тип сложения имеет свой обмен веществ и предрасположенность к набору массы тела и похудению. сильно отличается от мужчин! Основные типы фигур у девушек треугольник, прямоугольник, груша, песочные часы, яблоко, каждый тип фигуры у девушки имеет свои плюсы и недостатки, как и мужские типы сложения.

Идеального типа сложения не существует среди мужчин и девушек и для того чтобы создать себе красивую фигуру в молодом возрасте многие мальчики и девочки начинают заниматься в тренажерном зале или в домашних чтобы улучшить свои формы параметры мышц и накачать себе мышцы пресса, ног, спины, рук бицепса трицепса, плеч.

Почему растет вес мальчика девочки в 12,13,14,15,16,17,18 лет

Рост веса и массы тела в подростковом возрасте не только связаны с переходным возрастом вес подростка также меняется от питания многие подростки не следят за своим правильным питанием и едят то что им нравиться и не всегда едят в домашних условиях что им дают родители а предпочитаю есть в местах где они находятся на данный момент и на помощь чтобы полноценно поесть в различные места столовые, кафе, в Макдональдс, и другие общепиты где можно быстро поесть, перекусить и утолить чувство голода и наесться в полный объём!

Питание в фаст фудах, столовых, кафе в общественных местах вред и польза

Не всегда предполагает в меню здоровую и правильную пищу, меню и рацион, который там составлен всегда богат разными блюдами супами, кашами, салатами, сладостями, а также жареными вкусностями! Основные блюда, которые там есть всегда богаты жирами и углеводами и, если постоянно питаться такой едой масса тела подростка быстро растёт. Ну учитывая калорийность в еде и постоянно ей питаться ведет к тому что у подростка растёт лишний избыточный вес и откладывается жир на животе, боках, ногах в ляшках в основном такая проблема существует у девушек. У мужчин парней в основном весь вес идет в живот! Рост веса человека также зависит от типа, фигура который он имеет поэтому об этом нельзя забывать.

Как убрать живот бока девочке мальчику в 12,13,14,15,16,17,18 лет

Правильное питание самый лучший способ чтобы снизить лишний вес многие подростки думают, чтобы снизить лишний вес и быстро эффективно похудеть нужно обязательно заниматься спортом только тогда можно похудеть без особых усилий, не задумываясь о том, что заниматься нужно регулярно, постоянно чтобы эффект от тренировок был заметен и что во время занятий спортом также нужно соблюдать строгую диету!

Заблуждение подростков о том, что нужно обязательно тренироваться чтобы похудеть многих мальчиков и девочек приобщает к спорту и они начинают активно заниматься и выполнять в тренажерном зале дома чтобы убрать живот бока в домашних условиях в тренажерном зале!

Как набрать вес накачать мышцы девочке мальчику в 12,13,14,15,16,17,18 лет

Набрать вес мальчику и девочке можно разными способами один из вариантов - это увеличить потребность в еде и увеличить общую калорийность продуктов и питаться максимально на завтрак, обед, ужин, полдник, вес можно набрать как общий так мышечный чтобы накачать мышцы необходимо начать заниматься в спорт зале или дома!

Если тренироваться в тренажерном зале, то можно намного быстрей набрать вес ускорят рост мышц и собственный вес начнет расти быстрей при этом будут меняться силовые показатели мышц и выносливости поэтому лучший вариант чтобы набрать вес подростку это начать ему заниматься в тренажерном зале! Тренажерный зал - это место где тренируются единомышленники поэтому заниматься в спортзале создаёт для многих подростков мотивацию чтобы посещать постоянно и вести здоровый образ жизни с ранних лет.

Спорт для мальчика девочки в 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 лет

Выбор вида спорта подростку с ранних лет тренировок – это начало правильного развития ребенка заниматься спортом необходимо с раннего возраста так как формируется осанка ребенка и его физические, волевые, психологические качества! Которые важны в жизни человека.

Командные виды спорта для подростка в 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 лет

Футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, водное поло, гандбол, это основные командные виды спорта для детей, которые входят в сетку олимпийских видов спорта и являются самыми популярными среди мужчин и женщин отдав ребенка заниматься в такие виды спорта можно всегда рассчитывать, что психология ребенка будет здоровой и ребенок вырастет уравновешенным постоянные тренировки с тренером и командой это большая внутренняя поддержка ребенка что точки зрения психологий что он не один командный дух в спорте всегда положительно влияет на развитие ребенка и мотивирует заниматься спортом долгое время во отличие от одиночного вида спорта.

Одиночные виды спорта для подростка в 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 лет

Борьба, бокс, фитнес, бодибилдинг, плавание, художественная гимнастика, гребля на байдарках, дзюдо, каратэ легкая атлетика, тяжёлая атлетика, спортивная гимнастика, каждый вид спорта по-своему хорош и нельзя сказать, что этот вид спорта плохой, а этот хороший.

Каждый вид спора индивидуален и на любителя кто-то любит гонять футбол с пацанами кто-то любит качаться на турниках и.т.д поэтому с ранних лет развития ребенка важно обратить внимание какой вид спорта нравиться ребенку и спустя время его туда отдать заниматься, учитывая интерес ребенка!

Но стоит знать и учитывать, что для каждого вида спорта нужен свой возраст и многие силовые виды спорта с ранних лет не рекомендуется как тяжелая атлетика, фитнес, бодибилдинг поэтому возраст, когда можно заниматься и выполнять различные и абонементы и клубные карты продают строго с 14 лет во всех фитнес клубах для детей.

В подростковом возрасте остро ощущается несовершенство собственного тела. Гормональные изменения часто провоцируют появление некоторых излишков веса. В этот период так хочется сразу превратиться в прекрасную принцессу, но вместо этого приходится терпеть и ждать завершения переходного периода. А тут как назло еще и аппетит никак не желает уменьшаться, что отнюдь не способствует улучшению фигуры. Как же решить проблему?

Мнение диетологов

Диетологи в один голос утверждают, что подросткам сидеть на диетах нельзя – в этот период жизни организм активно растет и формируется, поэтому все питательные вещества должны поступать в полном объеме. Вместе с тем они рекомендуют контролировать свой аппетит и избегать переедания. Давайте узнаем, как похудеть ребенку , не подвергая себя риску.

Прежде всего, стоит отказаться от еды перед сном – последняя трапеза должна завершиться за 2-3 часа до сна. Помимо этого необходимо исключить из рациона вредную пищу (сюда можно отнести фаст-фуд, чипсы, сухарики и прочие «вкусности»).

Дыхательная гимнастика для похудения

С повышенным аппетитом поможет справиться несложное упражнение из арсенала знаменитой китайской дыхательной гимнастики. Используя его вам удастся либо отказаться от очередной вкусности, либо съесть совсем маленькую порцию любимого блюда.

Итак, лягте на пол, согните ноги под прямым углом, поставьте ступни на пол. Правую ладонь положите на грудь, а левую – на живот. Выполняя упражнение помогайте себе руками.

Вдохните грудью, втянув при этом живот, а на выдохе надуйте живот, втянув при этом грудь (получится своеобразная волна). Частота дыхания должна быть обычной. Упражнение старайтесь выполнять без усилий и задержек, очень плавно и естественно. Повторите его 40 раз, однако если в процессе выполнения вы почувствуете головокружение, немного сбавьте темп. Стоит заметить, что подростковые растяжки с такой несложной гимнастикой вам не грозят. После освоения техники дыхания, выполняйте упражнение в любом удобном положении (сидя, лежа, стоя), но делайте его лишь в момент возникновения чувства голода.

Желаем вам здоровья, счастья и красоты!

Лариса Коваленко

Итак, некоторые просили написать хотя бы часть лекций. для тех, кто осилит и кому интересно. Текста очень много. выдержка из одной лекции по анатомо-физиологическому развитию детей.

Гармоничность пропорций тела является одним из критериев оценки развития и состояния здоровья.

При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.).

Конституционные особенности телосложения становятся очевидными с ранних этапов развития ребенка: одни дети обладают хрупким, изящным (так называемым гранильным) телосложением, другие – крепкими мышцами и относительно короткими конечностями, третьи отличаются преобладанием жировой ткани над мышечной.

Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды.

По мере взросления организма конституциональные особенности закрепляются и проявляются в относительно стабильных вариациях нормативного развития организма, которые называют типами телосложения. В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 6-7 лет и довольно точно – в 11-12 лет.

Типы телосложения

В нашей стране широкое распространение получила оценка телосложения детей и подростков с использованием схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского.

Астеноидный

Торакальный

Мышечный

Дигестивный


Примечание. Даже если Вы и Ваш ребенок являетесь ярким представителем того или иного типа, все свойства описанные в таблице могут быть, а могут и не быть: только вероятность их присутствия связана с телосложением, только возможность. Это не закон, это лишь правило.

АСТЕНОИДНЫЙ ТИП:

у таких детей высокий рост, относительно узкие плечи и таз, уплощенная, вытянутая и суженная книзу грудная клетка, тонкие кости, часто сутулая спина с выступающими лопатками, впалый или прямой живот.

Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый, жироотложение незначительное, хорошо видны ребра, кости плечевого пояса, ноги в области бедер не смыкаются.

Среди дошкольников и детей младшего школьного возраста доля астеников составляет около 65%, среди юношей и подростков – около 50%, среди населения старше 50 лет – 30-35%.

Если у вашего ребенка именно такое телосложение, отдайте его на легкую атлетику.

ТОРАКАЛЬНЫЙ ТИП:

гранильное («изящное»), относительно узкое телосложение, грудная клетка цилиндрической формы, иногда немного уплощена, прямая спина, лопатки могут выступать, живот прямой. Умеренные жироотложение и развитие мускулатуры, тонус мышц может быть достаточно высоким даже при небольшой мышечной массе. По сравнению с предыдущим типом даже при слабом развитии жировой ткани хорошо развита грудная клетка и выражен мышечный тонус.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета узкие. Плечи немного шире бедер. Конечности относительно длинные. Угол между нижними ребрами острый

Объем легких относительно большой. Мышечная сила малая. Выносливость очень высокая.

Повышенный риск заболеваний

Заболевания легких

Необщительность. Эмоциональная сдержанность. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Дети астеноидного и торакального типов телосложения невероятно энергичны и выносливы. Они добиваются больших успехов в цикличных видах спорта: лыжи, легкая атлетика, плавание, велогонки, гребля. Для девочек вполне подойдет художественная гимнастика и танцы.

МЫШЕЧНЫЙ ТИП:

имеет более массивный скелет, широкие плечи и тазовый пояс, а также лучше развитую мускулатуру, чем предыдущие типы. Грудная клетка цилиндрическая, живот прямой, мышечная ткань развита хорошо (объем мышц и их тонус), мышцы рельефные, жироотложение среднее, костный рельеф сглажен хорошо развитой мускулатурой.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета широкие. Плечи шире бедер. Конечности относительно средние. Угол между нижними ребрами прямой

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно средний. Мышечная сила большая. Выносливость высокая.

Повышенный риск заболеваний

Инфаркт миокарда

Некоторые сопряженные психологические свойства

Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Тяга к действию в тяжелую минуту

Универсальные спортсмены. Дети с такой конституцией способны добиться успехов в любых видах спорта. Они смело могут выбирать тот вид, к которому больше лежит душа.

Однако лучше всего им даются скоростно-силовые дисциплины: прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика и единоборства

ДИГЕСТИВНЫЙ ТИП:

имеет крупный, массивный скелет, коническую (короткую, расширенную книзу) грудную клетку, выпуклый, округлый живот, часто с жировыми складками. Ширина плеч и таза по сравнению с другими типами наибольшая, спина прямая или слегка уплощенная, мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Костный рельеф плохо просматривается из-за жировых складок на спине, боках, животе.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета широкие. Плечи не шире бедер. Конечности относительно короткие. Угол между нижними ребрами тупой

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно малый. Мышечная сила большая. Выносливость низкая.

Повышенный риск заболеваний

Диабет, инсульт

Некоторые сопряженные психологические свойства

Любовь к комфорту. Жажда похвалы. Общительность. Тяга к людям в тяжелую минуту

Такие дети медлительны и неповоротливы. Активность будет для них мучением. Дети такого типа могут заниматься тяжелой атлетикой или борьбой.

Каждый тип телосложения дает его обладателю целый спектр достоинств, которыми нужно умело пользоваться, нейтрализуя тем самым недостатки, также присущие каждому типу (табл.).

Оценка типов телосложения в дошкольном возрасте затруднена из-за их несформированности, наиболее частым вариантом телосложения являются узкосложенный: астеноидный и торакальный типы (около 70%).

Определить тип телосложения у ребенка в дошкольном возрасте можно тогда, когда произойдет «полуростовой» скачок (в период от 5 до 7 лет). В этот период наблюдается увеличение скорости роста тела в длину, причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан так называемый «филиппинский тест».

Ребенку дают задание провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка.

Большинство людей не относятся точно к тому или иному типу, а представляют собой нечто промежуточное между двумя соседними типами телосложения.

Конституция и когда она формируется

Когда ребенок рождается – его конституция уже записана в генах каждой из клеточек его тела. Прочитать эти записи возможно постепенно по мере роста и развития. Завершается такая расшифровка к 25 годам.

Движения – один из наиболее характерных признаков типа конституции, поскольку именно во время движения проявляются многие свойства нервной системы, а в конечном счете именно от нервной организации и зависит этот самый тип.

По характеру движений (быстроте, точности, плавности и другим характеристикам) дети в 4-5 лет уже различаются по типам конституции сильнее, чем по половому признаку: мальчики и девочки одного типа (например, мышечного) более похожи друг на друга, чем мальчики мышечного и грудного типов.

Быстрее всего развиваются и растут дети брюшного типа. Чаще всего к 15 годам нередко достигают своих окончательных размеров, их организм созревает на 1-2 года раньше, чем у представителей других типов.

Из рассказов я запомнила один. Одну девочку, с самого раннего возраста отдали на гимнастику. Несмотря на то, что уже тогда было понятно, что она далеко не дюймовочка. Родители все думали похудеет, будет гибкой и все такое. В итоге, с возрастом, дигестивные черты становились более очевидными. Успехов малышка не добивалась, а держали ее тренеры просто для численности. В детском обществе девочку дразнили из-за ее комплекции ((((Но ее родителей жизнь столкнула с моим лектором. Они посовещались и был дан совет попробовать отдать эту девочку на борьбу. И тут, понеслась. У девчонки успехи, она ездит на сборы, занимает места. В школе забыли, что такое ее дразнить. Еще бы, она может на лопатки положить крупного мальчишку за секунду. Родители счастливы, девочка тоже, да к тому же самореализуется.

Бекмансуров Х.А . Паспорт здоровья учащихся в общероссийской системе мониторинга . – Елабуга: ООО «Принт-Мастер», 2007. – 248 с.: ил.

Данное методическое пособие является приложением к книге автора «Паспорт и физкультурный комплекс здоровья и творчества», рекомендованной для издания Федеральным агентством по физической культуре и спорту. В книге представлены опробованные на практике документы и инструкции, необходимые для организации введения паспорта здоровья в образовательных учреждениях; предлагаются новые формы таблиц; описываются методы оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяющие осуществить индивидуально-типологический подход в физическом воспитании учащихся, учитывая их тип телосложения.
Пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, учителей физической культуры, классных руководителей, медицинских работников образовательных учреждений, преподавателей и студентов вузов, а также методистов по организации и проведению мониторинговых исследований.

Нет человека, который был бы безразличен к своей внешности. Встретился вам незнакомец. Выражение его лица, состояние кожи, походка, осанка, голос и многое другое, что мы интуитивно замечаем и оцениваем, позволяют составить первое впечатление о возрасте человека, его самочувствии, настроении, развитии мышц и т.д. Такие сведения необходимы нам для первой ориентировочной оценки своего физического развития.

Для начала уясним, что это такое. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических особенностей строения тела, его размеры, а также функциональные возможности организма. Поэтому при проведении самоконтроля определяют морфологические показатели – рост, вес, окружность груди и конечностей, а также некоторые функциональные показатели.

Тесты физической подготовленности для учащихся включают тесты общероссийской системы мониторинга, Президентского многоборья и виды испытаний нового физкультурно-спортивного комплекса ГТЗО. Они приведены в бланке паспорта здоровья. Одним из критериев физического развития является тип телосложения, т.е. размеры тела и его частей, их пропорции и формы. Более широкое понятие «конституция» включает в себя еще степень жироотложения и развития мускулатуры, психологические характеристики и другие признаки.

Предложено множество классификаций конституции человека. Весьма популярна в нашей стране классификация М.В. Черноруцкого, согласно которой выделяют астенический (узкокостный), нормостенический (нормокостный) и гиперстенический (ширококостный) типы конституции (см. схему 1 ).

Астеники отличаются преобладанием продольных размеров тела над поперечными. Они обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой. Мышцы развиты относительно слабо.

Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела. По сравнению с астениками они более широкогруды и мускулатура у них развита сильнее.

Гиперстеников отличает преобладание поперечных размеров над продольными. Туловище у них относительно длинное, массивное, конечности короткие, грудная клетка широкая.

В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 7–8 лет и довольно точно – в 11–12 лет.

В нашей стране телосложение детей и подростков также оценивается по схеме В.Г. Штефко – А.Д. Островского, в соответствии с которой выделяют четыре основных типа: астеноидный (греч. Asthenes – «слабый, тонкий»), торакальный (от греч. Thorakos – «грудь»), мышечный и дигестивный (см. схему 3 ). Дигестивный тип конституции в переводе с английского означает «пищеварительный». Такое название связано с тем, что широкая грудная клетка дигестивников прячет под ребрами относительно крупные органы пищеварения.

Каждый тип в первую очередь отличается неодинаковой степенью развития мускулатуры и жироотложения. Также необходимо учитывать форму грудной клетки, живота, спины (С.С. Дарская, 1975).

Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. Она может быть плоской (узкой и длинной), цилиндрической (бочкообразной), конической (иметь вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу). Форма живота – впалая, прямая и выпуклая. Форма спины – сутулая, прямая и уплощенная.

Все эти признаки можно определить визуально, т.е. на глаз. Комбинируясь и образуя отдельные варианты, они накладывают характерный отпечаток на фигуру человека. Соответственно этому выделяют несколько типов телосложения.

Для астеноидного типа (А) характерны тонкий костяк, узкие плечи и таз, уплощенная грудная клетка – она вытянута и часто сужена книзу. В большинстве случаев спина сутулая (с резко выступающими лопатками), живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Жироотложение незначительное, поэтому хорошо видны ребра, кости плечевого пояса. Форма ног чаще всего О-образная. Ноги могут быть и прямыми, но в этом случае все равно не смыкаются в области бедер.

Торакальный тип (Т) – грацильный, относительно узко сложенный. Грудная клетка обычно цилиндрической формы, реже немного уплощена, спина прямая, иногда выступают лопатки, живот прямой. Жироотложение и мускулатура развиты умеренно, мышечная масса невелика, однако тонус ее высок. Среди девочек-подростков торакального типа встречаются и такие, у которых жировая ткань развита плохо, особенно в период резкого увеличения длины тела. Однако в отличие от их сверстниц астеноидного типа у школьниц торакального типа хорошо развита грудная клетка, довольно высок мышечный тонус.

У представителей мышечного типа (М) более массивный скелет, чем у их одноклассников торакального типа. Грудная клетка цилиндрической формы (почти одинакового диаметра по всей длине), живот прямой с рельефно выраженной мускулатурой. Мышечная ткань развита хорошо (значителен как объем мышц, так и их тонус), жироотложение среднее, костный рельеф сглажен. Форма ног в основном правильная, нормальная. От подростков астеноидного и торакального типов они больше отличаются поперечными (ширина плеч, таза), чем продольными (длина ног, рук, туловища), размерами.

Школьники-подростки дигестивного типа (Д) имеют крупный, массивный скелет. Грудная клетка у них конической формы – короткая, расширенная книзу. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками. Спина прямая или слегка уплощенная. Мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Жировые складки образуются на спине, боках, животе, вследствие чего костный рельеф плохо просматривается. У подростков этого типа телосложения (по сравнению с другими) наибольшая ширина плеч и таза. Форма ног обычно Х-образная или нормальная.

Кроме этих основных типов телосложения, существуют смешанные, переходные – астено-торакальный (АТ), идеальный (И), мышечно-дигестивный (МД). В первой части сложных терминов такого рода указывается название того типа телосложения, признаки которого преобладают. Что касается длины тела, то в силу своей генетической детерминированности (наследственности) она может быть различной у подростков одного и того же типа телосложения (см. схему 3 ).

Схемы основных конституционных типов телосложения

Схема 1

Схема 2

;Схема 3

Физкультурный паспорт и мониторинг здоровья учащихся

Введение паспорта здоровья имеет целью создать систему целенаправленной индивидуальной работы по физическому воспитанию детей с раннего возраста и отслеживать ее результаты в течение всех лет учебы – с 1-го по 11-й классы; объединить усилия педагогических коллективов учреждений образования, медицинских работников, родителей в воспитании здорового и физически крепкого ребенка; систематизировать контроль за физическим развитием учащихся и студентов, привить им навыки физического самосовершенствования и самооценки состояния организма; сделать учащегося и студента активным созидателем и творцом своего здоровья и работоспособности; помочь каждому из них найти и развивать свое природное призвание.

Внедрение паспорта физического здоровья (ПФЗ) в практику работы учреждений образования предусматривает введение системы ежегодного тестирования и определения достоверного уровня физической подготовленности всех учащихся по предложенным тестам.

Первое заполнение ПФЗ нужно начинать в 1-м классе, чтобы иметь данные в динамике. Учителя начальных классов до заполнения карточек знакомят родителей с их содержанием и назначением, с требованиями к физической подготовленности детей и дают им задание: дома в спокойной обстановке определить у детей пульс в положении сидя и, проведя ортостатическую пробу, измерить пульс в положениях лежа и стоя. Полученные показатели учитель заносит в паспорт: данные пульса в положениях лежа и сидя записываются в числителе, а данные ортостатической пробы в положении стоя – в знаменателе.

Результаты медосмотра учителя начальных классов или классные руководители совместно с медработниками записывают на лицевую сторону паспорта. Оборотную сторону паспорта заполняют учителя начальных классов и учителя, ведущие предмет «физическая культура».

При этом:

    в графе «Длина и масса тела» в числителе указывают данные измерений, а в знаменателе – состояние осанки (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз) и через косую черту (/) – состояние стопы (нормальная, уплощенная, плоская);

    в графе «Сила рук» в числителе указывают данные динамометрии, а в знаменателе – результаты измерений веса и роста и силового индекса (СИ);

    в графе «Окружность грудной клетки» (ОГК) в числитель заносят данные трех измерений (пауза – вдох – выдох), а в знаменателе – экскурсию грудной клетки и индекс Эрисмана (ИЭ);

    в графе «Гармоничность физического развития» (ФР) в числителе под цифрой 1 указывают данные оценки уровня физического развития по росту («выс», «в/ср», «ср», «н/ср», «н» – низкий рост). Под цифрой 2 (масса тела) и 3 (ОГК) проставляют знаки: «Г» – гармоничное, «Н» – нормальное, «<» – дефицит и «>» – избыток массы или превышение окружности грудной клетки. Так можно оценивать физическое развитие учащихся, пользуясь обычными стандартами, например, для московских, казанских, ижевских школьников. А пользуясь типологическими таблицами, приведенными в данном пособии, следует ставить под цифрами 2 (масса тела) и 3 (ОГК) следующие знаки: <А, А, АТ, Т, И, М, МД, Д и >Д, т.е. сразу видно, какому типологическому интервалу соответствуют показатели физического развития каждого учащегося. В знаменателе (и в первом, и во втором случае) указывают показатель крепости телосложения (индекс Пинье) и тип телосложения, вычислив его индекс;

    в графе «Жизненная емкость легких» (ЖЕЛ) и «Частота дыхания» (ЧД) в числителе через дефис указываются данные измерений, а в знаменателе – результаты пробы Бутейко: контрольная пауза (КП) и максимальная пауза (МП) (в сек.). Дыхательные пробы проводятся под наблюдением медицинского работника;

    в графу «Ортостатическая проба» заносится результат выполнения домашнего задания: в числителе слева указывают результаты измерения пульса за 1 мин. в положении лежа, а справа – в положении сидя (во время измерения артериального давления медработник, сверяя результаты измерения пульса учащегося с данными своих измерений, обводит данный показатель в кружок при совпадении или ставит рядом результат своих измерений). В знаменателе указывают результат трех измерений пульса в положении стоя (на 2-й, 4-й и 6-й минутах);

    в графу «Систолическое и диастолическое (С/Д) артериальное давление» (АД) заносят результаты измерений, а в знаменатель – индекс Кердо и индекс тренированности (ИТ);

    в графе «Острота зрения» в числитель заносят результат проверки, а в знаменатель – оценку (нормальное, снижено и т.д.);

    в графе «Группа здоровья и медицинская группа» в числителе римской цифрой указывают группу здоровья (I, II, III, IV) и через тире записывают медицинскую группу для занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная), а в знаменателе – количество и длительность перенесенных заболеваний, т.е. число заболеваний за учебный год и через косую черту (/) – число пропущенных дней по болезни;

    в графе «Вид спорта» в числителе указывают вид спорта и разряд или знак минус («–»), если учащийся не занимается в спортивных секциях, а в знаменателе – вид дополнительных занятий, кружков;

    в графе «Средний балл успеваемости» слева указывают результат за первое полугодие, справа – за второе полугодие, а в знаменателе – особые успехи, достижения в отдельных предметах, олимпиадах.

Результаты тестирования и выполнения детьми домашних заданий, а также ход ведения паспорта систематически рассматриваются на педагогических советах и родительских собраниях.

Забота о здоровье детей – дело не одного дня, оно рассчитано на постоянную, систематическую и конкретную работу с каждым ребенком, поэтому ПФЗ должен стать обязательным документом в учреждениях образования. Введение паспорта здоровья актуально и для высших учебных заведений, особенно для педагогических вузов, преподаватели и студенты которых могут оказать большую помощь по его внедрению и проведению мониторинга в учреждениях образования.

Х. А. Бекмансуров