В каком количестве начинать давать прикорм. Прикорм на грудном вскармливании

К 4–6 месяцам у ребенка возрастает потребность в дополнительной энергии, витаминах и минеральных веществах. Поскольку грудное молоко или его искусственный заменитель не в полной мере удовлетворяют требованиям малыша в этом возрасте, для повышения калорийности рациона необходимо вводить ребенку дополнительное питание. Первыми блюдами прикорма ребенка являются овощные пюре и каши. Кроме того, они приучают малыша к восприятию более плотной пищи, развивают жевание. Эти блюда прикорма, призваны заменить грудные кормления. Поэтому они относятся к замещающему прикорму .

Когда начать прикорм?

Почему для введения первого прикорма взят интервал с 4 до 6 месяцев? Это связано с тем, что ранее этого возраста организм ребенка физиологически не подготовлен к восприятию новой плотной пищи. А позже полугода начинать нежелательно, возможно у ребенка возникнут проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Поэтому, по мнению большинства специалистов в области детского питания, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 месяцев жизни. Однако следует помнить, что сроки введения прикорма индивидуальны. При искусственном вскармливании начинать прикорм можно с 4 - 5 месяцев , при грудном – с 5 - 6 месяцев .

Когда начать прикорм?

Выбор, во-первых, зависит от состояния ребенка на момент введения новой пищи. Если ребенок имеет недостаток веса или неустойчивый стул, лучше начать с каш. И наоборот, при избытке веса и склонности к запорам вводить прикорм рекомендуется с овощного пюре. Если ваш малыш лишен подобных неприятностей и абсолютно здоров, то советы педиатров и диетологов в настоящее время сводятся к тому, чтобы начинать прикорм с овощного пюре .

Почему? Многие мамы могут возразить, что ввести первым овощное пюре довольно сложно. Ребенку непросто перейти от сладкого вкуса грудного молока или заменителя к совсем несладкому овощу. И здесь следует набраться терпения. Предлагать новое блюдо следует не один раз, а 10–12 раз как минимум, и только после того как малыш упорно отказывается от него, перейти к другому виду овощей. После того как ребенок не принял тот или иной овощ родители, как правило, переходят на каши, совершая большую ошибку! Высока вероятность того, что малыш вообще не захочет употреблять овощи, после введения сладкой каши. Еще одну ошибку делают мамы, когда дополнительно подслащивают каши промышленного производства.

Следует учитывать, что ребенок только привыкает к новым вкусам, и от того, насколько правильно его научат питаться в семье, зависят и его будущие пристрастия в еде. Как следствие привычка к сладкой пище может привести к ожирению и сопутствующим ему заболеваниям. Итак, вводим овощи. Лучше начинать с таких продуктов, как кабачок, все виды капусты, картофель, они меньше всего вызывают аллергию. Позднее можно попробовать морковь, свеклу и томаты. Современная детская промышленность предлагает большой ассортимент различных видов пюре. По степени измельчения они делятся на гомогенезированные , которые предлагают детям с 4,5 месяцев, пюреобразные для детей 6–9 месяцев и крупноизмельченные (9–12 месяцев). Овощные детские консервы готовят с небольшим количеством соли, а некоторые производители оставляют вкус овощей натуральным, не добавляя соли совсем.

Следует помнить что, покупая готовое питание, не следует дополнительно его подсаливать и добавлять растительное масло. Зарубежные производители, стремясь улучшить вкус своих продуктов, используют при изготовлении овощного пюре бобовые (фасоль, горох и пр.), томаты и томатную пасту, лук, чеснок, специи (в частности, перец). Они рекомендуют в этом случае вводить их с 5–6 месяцев. Это не соответствует предписаниям отечественных педиатров и диетологов.

Такие пюре не следует давать в качестве прикорма малышам в возрасте 4–6 месяцев, поскольку, томаты, которые принадлежат к числу овощей, особенно часто вызывающих аллергию у детей, можно вводить в питание не раннее полугода. Томатную пасту, содержащую соль лучше вводить с 6–7 месяцев . Бобовые, в составе которых высок уровень растительных волокон и особых видов сахаров, способных вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования не ранее 7–8 месяцев . Лук и чеснок, содержащие эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечника, почек – только с 8–9 месяцев , специи же – с 9 месяцев и старше .

Можно приготовить овощной прикорм самостоятельно, используя как свежие, так и замороженные овощи. Для этого их необходимо отварить, затем сделать пюре (в блендере или с помощью обычной толкушки). Добавьте немного растительного или растопленного сливочного масла (в объеме не более 3–4 грамм). Масло еще один новый продукт прикорма , с которым дети знакомятся с момента введения овощного пюре или каши. Оно является источником питательных веществ, энергии, а также жирорастворимых витаминов (А, D, Е). Растительное масло разрешено вводить с 4,5 месяцев , сливочное – не ранее 5–6 месяцев .

Вводим кашу

Через две недели после привыкания малыша к овощному пюре можно начинать введение злакового прикорма . Наиболее удобны сухие инстантные каши. Для их приготовления нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой и перемешать. Достоинством этих продуктов (как и консервов детского питания) является их гарантированный химический состав, безопасность и насыщенность основными витаминами, кальцием, железом и минеральными веществами. Можно использовать и сухие молочные каши, требующие варки, муку для детского питания, а также обычную крупу, предварительно измельченную на кофемолке.

Важно подчеркнуть, что в качестве первого злакового прикорма следует использовать безглютеновые злаки – рис, также гречневую и кукурузную муку; в остальных злаковых – ржи, пшенице, ячмене, овсе – содержится глютен. Это основной белок злаковых, у малышей он может вызывать такие неприятные явления, как боль и вздутие живота. Принципы введения каш такие же, как и для других видов прикорма – начинать с одного вида крупы, постепенно, через неделю после введения первой каши, попробовать другой вид, еще позже – можно перейти на кашу из смеси круп.

Вводим новый продукт

  • Начинать надо с одного вида наименее аллергенного продукта. Интервал между введением различных блюд прикорма должен быть не менее 5–7 дней. Пока малыш начинает пробовать что-то новенькое, следует ежедневно тщательно осматривать кожу на предмет появления какой-либо сыпи, а также следить за стулом. При появлении высыпаний или изменении характера стула (частый и жидкий) необходимо отменить блюдо прикорма и обратиться к врачу.
  • Новый продукт нельзя вводить, если ребенок нездоров или во время проведения профилактических прививок, нежелательно начинать в жаркую погоду.
  • Рекомендуется давать «новинку» перед грудным кормлением – тогда проголодавшийся ребенок скорее всего отнесется к пище положительно. Кроме того, новое блюдо лучше предложить в первой половине дня, чтобы проследить за состоянием малыша в течение всего дня.
  • Прикорм дают малышу только с ложечки, а не через соску.

Не следует стремиться к чрезмерному разнообразию в питании маленького ребенка , для начала достаточно 2–3 наименований овощей, введенных поступательно (один в неделю). Необходимо придерживаться определенных схем введения новых продуктов в рацион малыша.

Пример введения каш и овощных пюре

1-ый день –1 чайная ложка (5г) 2-ой день – 2 ч.л. (10г) 3-ий день – 3 ч.л. (15 г) 4-ый день – 4 ч.л. (20 г) 5-ый день – 50 мл (50г) 6-ой день – 100мл (100г) 7-ой день – 150 мл (150г).

Пример введения растительного и растопленного сливочного масла:

1-ый день –1 капля 2-ой день – 2 капли 3-ий день – 5 капель 4-ый день – ¼ ч.л. 5-ый день – ½ ч.л. (3г) 6-ой день и далее – 1 ч.л. (5–6г).

Рацион питания ребенка 4–6 месяцев (объем каши и пюре до 150 мл, кратность кормления 5–6 раз в день)

Обсудить на нашем форуме

Грудное вскармливание пропагандируется повсеместно, оно имеет массу преимуществ, полезно для ребенка, помогает решить проблемы пищеварения и отложить знакомство с твердой пищей на длительный срок. При искусственном вскармливании прикорм вводят раньше, но пищеварительная система малыша не всегда готова принять взрослую еду, поэтому действовать следует осторожно, в соответствии с правилами прикорма.

Содержание:

Возраст для начала прикорма

Современные адаптированные смеси идеально подходят для ребенка, но не могут полностью удовлетворить потребности растущего, развивающегося организма, как это делает грудное молоко. Его состав изменяется по мере развития малыша, у каждой кормящей женщины он индивидуален. Именно по этой причине при искусственном вскармливании прикорм вводится немного раньше.

На самом деле, даже мнения педиатров расходятся. Согласно данным современной Всемирной Организации Здравоохранения, ранний прикорм с 3 месяцев опасен дня здоровья ребенка. Необходимые ферменты для переваривания твердой пищи начинают вырабатываться в 4 месяца. Следовательно, знакомство с новой едой откладывается до возраста 4,5-5 месяцев.

Внимание! Твердая пища – это не что-то жесткое, сухое, требующее пережевывания. Этим термином называют все детские продукты, кроме грудного молока и адаптированной смеси. Переход к нормальной еде (кашам, пюре, даже кефиру) – это введение твердой пищи.

Признаки готовности ребенка

Несмотря на установленные сроки, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Один малыш уже в 4 месяца будет готов к приему твердой пищи, второй в 5-6 может не понять, что от него хотят. Это не говорит про отставание в развитии, здесь нет никакого негативного ключа, не нужно концентрироваться на этом моменте. Лучше внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить нужный момент для начала прикорма при искусственном вскармливании.

Признаки готовности:

  1. Ребенок сидит с помощью родителей. В 5 месяцев можно подкладывать подушку, чтобы малыш находился в полулежащем состоянии. В горизонтальном положении давать пищу нельзя. Не стоит измельчать и разбавлять прикорм, чтобы давать его из бутылочки, это неправильно. Еду нужно предлагать только с ложки.
  2. Появился пищевой интерес. Малыш тянется за едой родителей, пытается схватить, поднести ко рту. Он активно реагирует на столовые приборы, текут слюни.
  3. Пропал выталкивающий рефлекс, который защищает новорожденного ребенка от попадания инородных предметов в первые месяцы жизни.
  4. Суточное количество адаптированной смеси достигло 800-1000 мл.
  5. Вес ребенка увеличился в 2 раза с момента рождения. Если малыш появился на свет недоношенным, то в 2,5 раза.

При грудном вскармливании косвенным признаком готовности ребенка является прорезывание первых зубов. Но для детей на искусственном питании он неактуален, так как у большинства малышей это происходит ближе к 6 месяцам.

Видео: Доктор Комаровский о прикорме

Общие принципы введения новых продуктов

Первый прикорм при искусственном вскармливании не должен совпадать с другими изменениями в жизни ребенка: прорезыванием зубов, заболеваниями, прививками. Иначе знакомство с новым продуктом может обернуться множеством неприятностей. Нужно выбрать максимально комфортное время.

Основные правила:

  1. Прикорм дается в первой половине дня перед одним из основных приемов пищи.
  2. Независимо от вида продукта первая порция не должна превышать 0,5 ч. л. Если в течение суток никаких негативных реакций не появилось, то количество можно увеличить в 2 раза.
  3. На каждый вид продукта должно отводиться не менее 7-10 дней. Только после этого начинают знакомство с другой едой.
  4. Нельзя одновременно смешивать несколько незнакомых продуктов. Но можно добавлять новый ингредиент в блюдо, которое уже подошло ребенку, он с удовольствием его употребляет.
  5. До 8 месяцев все продукты должны иметь гомогенную консистенцию, так как глотательные и жевательные рефлексы еще недостаточно развиты.

Важно уделять особое внимание чистоте посуды. Желательно использовать отдельную кастрюлю, обзавестись детской тарелкой, ложкой. Если блюдо готовится самостоятельно, выбирают качественные овощи, фрукты, мясо. После варки еду нужно остудить. Оптимальная температура 36-37°C, то есть она соответствует температуре тела.

Совет! Для определения температуры блюда необязательно приобретать пищевой термометр. Достаточно капнуть небольшое количество пюре на внутреннюю сторону запястья, сразу станет все понятно.

Возможные проблемы и пути решения

Информации об искусственном вскармливании, переходе на взрослую пищу много, но она не всегда помогает избежать проблем, которые возникают не только у молодых, но и у опытных родителей. На некоторые вещи повлиять невозможно. Главное – не паниковать. Если случилась неприятность, нужно взять себя в руки, успокоиться, помочь ребенку.

Распространенные проблемы:

  1. Ребенок отказывается от продукта. Не всегда новый вкус и необычная консистенция принимаются с восторгом. Через 1-2 дня прикорм предлагают повторно. Иногда доходит до 10 попыток.
  2. Ребенок выталкивает языком ложку. Скорее всего, он еще не готов к первому прикорму. Стоит подождать несколько дней или недель, пока не пропадет рефлекс.
  3. Аллергия. Может проявляться по-разному: сыпь, зуд, покраснение щек , ягодиц, областей паха, боль в животе. Нужно прекратить введение прикорма, использовать антигистаминный препарат, обратиться к врачу.
  4. Расстройство стула. Эта проблема может говорить о неготовности пищеварительной системы, а также свидетельствовать о непереносимости продукта. Первый прикорм отложить еще на 1-2 недели, далее смотреть по ситуации и самочувствию ребенка.

Нельзя увеличивать порции прикорма, даже если ребенок не прочь съесть больше. После положенной нормы малыша докармливают смесью. Если сразу предложить много новой еды, организм не сможет переработать продукт, риск развития аллергии увеличится в несколько раз.

Как вводить основные продукты

Все продукты для прикорма можно условно разделить на основные и дополнительные. В первую группу попадают пюре, которые будут полностью заменять прием пищи, то есть подаваться полными порциями. К дополнительным продуктам относятся яйца , масло, специи, зелень, хлебобулочные и сухарные изделия. Они предлагаются ребенку для улучшения вкуса блюда, разнообразия меню, обогащения блюда ценными веществами, но только после введения основной пищи.

Таблица введения продуктов

Овощи

Для первого прикорма выбираются гипоаллергенные, светлые виды овощей с низким содержанием крахмала: кабачки, цветная капуста, брокколи, тыква. Позже добавляется морковь, вымоченный картофель . Все продукты прекрасно сочетаются вместе в овощном пюре. Но предлагать дуэт или трио нужно только после индивидуального знакомства с каждым видом.

Фрукты

С 5 месяцев прикорм вводятся яблоки, груши, чернослив. Далее добавляются абрикосы, персики, бананы, киви. К 7-8 месяцем можно добавить ягоды с низкой степенью аллергенности. Фруктовые пюре нравятся детям, так как имеют приятный вкус, сладость. Они решат проблему со стулом. Например, груша поможет справиться с поносом, а чернослив избавит от запора.

Мясо, птица

Для прикорма используются нежирные сорта мяса : говядина, кролик, индейка, конина. С осторожностью следует вводить курицу, так как она относится к аллергенным продуктам. Мясо можно соединять со знакомыми ребенку овощами. Не стоит одновременно вводить яичный желток , чтобы не усложнять работу желудка.

Рыба

Для прикорма используются нежирные сорта речной и морской рыбы : минтай, хек, треска, окунь. Ближе к году можно добавить в рацион морепродукты. Из них готовится пюре, которое совмещают со знакомыми овощами. Любая рыба имеет высокую степень аллергенности, при выявлении проблемы продукт откладывают до года, иногда до 2 лет.

Творог, кефир

Кисломолочные продукты помогут нормализовать и улучшить работу кишечника, но важно учитывать сроки годности. Творогом легко отравиться. Также есть вероятность купить некачественный продукт. Именно по этой причине нужно выбирать производителя детского питания. Многие родители предпочитают готовить творог самостоятельно.

Каши

Начинать прикорм следует со злаков, которые не содержат глютен: гречка, рис, кукуруза. Позже можно добавить другие крупы. Каши для ребенка готовят на молоке либо разводят подходящей смесью. При избыточной массе тела введение злаков откладывается на 1-2 месяца.

Покупное и домашнее питание: плюсы и минусы

Спорить по поводу покупной и домашней еды можно до бесконечности. На самом деле, все очень просто: и готовому, и самостоятельно сваренному детскому питанию есть место в рационе ребенка. Все зависит от времени года, доступности качественных продуктов, вкуса малыша. Например, не нужно лишать ребенка полезной цветной капусты или мяса кролика, если нет возможности их приготовить, но легко купить пюре в магазине. Но если первый прикорм пришелся на конец лета и осень, когда доступны качественные овощи, то лучше готовить блюда самостоятельно.

Плюсы покупного детского питания:

  1. Удобство. Особенно в самом начале перехода от искусственного вскармливания к твердой пище. В это время малыш ест всего несколько ложек, иногда отказывается, а время на готовку и продукты затрачиваются.
  2. Разнообразие. Независимо от времени года можно купить абсолютно любое детское питание, включая редкие сорта мяса, несезонные овощи.
  3. Консистенция. Пюре готовится с учетом возрастных особенностей. Для первого прикорма с 4 месяцев это нежные массы, постепенно производители увеличивают плотность, добавляются комочки, мелкие крупицы.
  4. Качество. Не так давно натуральные продукты ценились больше. Сейчас ситуация поменялась. Производству детского питания уделяется много внимания, ведется строгий контроль.
  5. Вкус. В готовом питании он одинаковый или схожий между собой. В домашних блюдах различный, зависит от первоначального сырья, количества специй, времени варки.

К минусам можно отнести стоимость. Цена одной баночки зачастую равна целому килограмму овощей или 0,3-0,5 кг мяса, также большая разница между крупами и готовыми кашами. В целях экономии можно постепенно перейти на нормальную еду. Единственное, что не нужно менять – это детские молочные продукты. Найти качественный творог или кефир массового производства в магазине действительно сложно, детские марки в этом выигрывают.

Общие принципы приготовления детского пюре

Так как при искусственном вскармливании ребенок недополучает жизненно важных веществ, нужно сделать его рацион максимально разнообразным. В домашних условиях можно приготовить любой первый прикорм, если есть качественные продукты. Пюре готовится из овощей, мяса, рыбы, фруктов. Для измельчения используется блендер или ситечко.

Общие принципы приготовления пюре:

  1. Продукт нужно промыть, очистить, мясо и рыбу желательно вымочить. Нарезать кусочками, сложить в кастрюлю.
  2. Залить водой, чтобы она едва покрыла продукт, поставить на плиту.
  3. После закипания бульон с рыбы, мяса сливается, заменяется на чистый кипяток. Овощи готовятся в одной воде без замены.
  4. Как только продукт сварится, станет мягкий, излишки жидкости слить в миску, кусочки измельчить.
  5. Детям на искусственном питании в овощные пюре добавляют адаптированную смесь, молоко. Фруктовые, мясные блюда разбавляют ранее удаленным отваром, доводя до нужной консистенции.

Желательно употреблять домашнюю пищу сразу после приготовления. Можно выложить часть блюда в стерильную емкость, закрыть, хранить в холодильнике до 24 часов.

Совет! Для хранения пюре удобно использовать стеклянные баночки из-под детского питания. Они прекрасно отмываются, стерилизуются, плотно закрываются, имеют небольшой объем.

Общие принципы выбора готового питания для прикорма

На упаковках детского питания обозначены не только характеристики продукта, но и возрастной диапазон. Для прикорма нужно выбирать соответствующие пюре и каши. Важно изучить состав, который должен быть из одного основного продукта. Допускается добавление соли, масла, в готовые каши добавляется молоко.

На что обратить внимание:

  1. Срок годности. Мясные, рыбные консервы должны быть максимально свежими, как и молочные продукты.
  2. Дату производства. Не стоит выбирать яблочное пюре, выпущенное в марте или январе. Лучше отдавать предпочтение летней, осенней продукции, когда фрукты свежие, полные витаминов.
  3. Целостность упаковки. Если крышка на банке вздулась, коробка порвана, сухая смесь для каши просыпается, этот продукт для прикорма и для детского питания в целом использовать нельзя.

Что касается стоимости, то качество продукта не всегда с ней связано. Цена формируется из многих факторов: транспортировки, упаковки, хранения, известности марки, рекламы. Зачастую детское питание от местных производителей ни в чем не уступает дорогостоящим аналогам.

Видео: Доктор Комаровский о питании из баночек


Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова

Главное – начать. Многие придерживаются в жизни этого принципа. Но в деле прикорма вряд ли он будет подходящим, поскольку «начинать» здесь можно несколько раз.

Всё зависит от ребёнка.

Поэтому решающим принципом будет: «начинаем и наблюдаем». Наблюдаем за тем, как он реагирует, нравится ли ему новая пища, как организм её усваивает.

И, конечно, помним о том, что наши хорошие помощники – это терпение, спокойствие, последовательность и внимательность. Итак, как давать первый прикорм малышу?

  • До этого возраста пищеварительная система ребёнка ещё не готова к знакомству с новыми продуктами, малышу вполне достаточно грудного молока;
  • Приблизительно с полугода малыш начинает проявлять интерес ко взрослой пище, становятся заметны признаки того, что его организм созрел для новой еды.

У многих возникают сомнения, относительно более раннего расширения рациона ребёнка и мысли о том, как давать первый прикорм в 4 месяца.

Никак. Делать этого без существенных оснований не стоит. Продолжайте пока кормить малыша своим молоком (смесью) и постарайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше. От этого зависит его здоровье и психологический комфорт.

Виды прикорма

В вопросе прикорма важным моментом является то, какого подхода вы будете придерживаться.

  1. Педагогический прикорм заключается в том, что ребёнку в микродозах дают попробовать всё то, что едят взрослые;
  • Обычно это совместная трапеза за одним столом;
  • Основная цель – быстрее научить малыша самостоятельно кушать и пользоваться взрослыми приборами, с помощью наблюдения за родителями;
  • В данном случае не возникает вопроса, какой прикорм давать первым. Более уместно ежедневно определяться с тем, что приготовить себе, чтобы это не было вредно и маленькому ребенку.

Важно! Если вы сторонник педагогического прикорма, то перед его началом стоит обратить внимание на своё меню и, возможно, пересмотреть его, ведь вы будете задавать ребёнку образец правильного питания.

А по мере увеличения объёма новых продуктов в его рационе, заботьтесь о разнообразии и полезности блюд, чтобы обеспечить малышу полноценное получение питательных веществ для здоровья и развития.

  1. Педиатрический прикорм предполагает последовательное введение в рацион разных продуктов.
  • Их объём с каждым днём понемногу увеличивают, а консистенция со временем становится более твёрдой: сначала пища даётся в виде жидкого пюре, затем – тёртая, размятая, после этого – кусочками;
  • Первым делом происходит знакомство с гипоаллергенными продуктами и, по мере привыкания к ним пищеварительной системы малыша – со всеми остальными. Смотрите статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ >>>

Минусы этого подхода в больших объемах, которые указываются на баночках детского питания. Чаще всего то, с чем я сталкиваюсь в своей практике, как консультант по прикорму и исправлению аппетита подросших детей, это - отказ от прикорма в районе 8-9 месяцев.

Поэтому в интернет-курсе, размещенном на сайте, вы получите схему введения прикорма, совмещая самые важные моменты из этих двух подходов для мам. Переходите по ссылке: Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку >>>.

Пользуясь информацией из курса, вы безопасно введете прикорм, защитите ребенка от аллергии, при этом, сразу, научите малыша аккуратности за столом и сохраните хороший аппетит.

Продукты для первого прикорма

  1. Наиболее распространённым вариантом является тот, когда знакомство со взрослой пищей начинают с овощей, чаще всего – с кабачка, цветной капусты, брокколи (читайте статью по теме: Как готовить кабачок для первого прикорма ?>>>);

Эти продукты крайне редко вызывают аллергию, поэтому предлагаются детям в первую очередь. Позднее в рацион вводят тыкву, картофель, морковь, лук, свёклу и т. д. Прикорм с овощей начинают в случае, когда ребёнок хорошо прибавляет в весе.

  1. Что давать при первом прикорме, если ребенок плохо прибавляет в весе? В таком случае, лучше начинать с каш;
  1. Яйца, фрукты, кисломолочные продукты, мясо, рыбу вводят в рацион ребёнка в возрасте между 7 и 11 месяцами.

Объём первого прикорма

То, сколько давать прикорма малышу, зависит от выбранной вами системы.

  • В педагогическом прикорме - это, так называемые, микродозы (всего по чуть-чуть);
  • В педиатрическом – предполагается последовательное увеличение объёма пищи, с которой знакомится ребёнок.

Начинать всегда нужно с ½ чайной ложки. Затем, при отсутствии отрицательной реакции на продукт, (если не появились сыпь, «красные щёчки», жидкий стул, запоры) начинаем увеличивать его объем.

Важно! На любом этапе прикорма важно наблюдать за самочувствием и настроением малыша после введения в рацион каждого нового продукта.

Если выявились нежелательные последствия или ребенок отказывается есть незнакомое блюдо, то отложите прикорм этим продуктом на две недели, затем попробуйте снова.

Как давать первый прикорм ребёнку

  1. Помните о том, что цель первого прикорма – не накормить малыша новой едой, а познакомить его с ней. Основным питанием для него пока продолжает оставаться грудное молоко;
  2. Соблюдайте спокойствие и доброжелательный настрой, когда кормите ребёнка. Не кричите, не критикуйте его, когда он отказывается от незнакомого блюда, кидает его или кушает неаккуратно;

Важно не напугать малыша и не отбить у него желание пробовать «взрослые вкусности». От вас в этом вопросе зависит многое.

  1. Не принуждайте ребёнка есть, если он не хочет. Относитесь к нему с пониманием, ведь он пробует абсолютно новую пищу;
  2. Вы – главный пример для малыша. Пробуйте еду, эмоционально сообщайте о том, «как оно вам нравится!» и что «это вкусно!»;
  3. Создавайте мотивацию, вместо того, чтобы запугивать ребёнка. Не используйте фразы в стиле: «Если ты не будешь есть…, то…».

Лучше скажите: «Если ты будешь хорошо кушать, то вырастешь большим-большим и сильным-сильным!» или «Там много витаминчиков, они помогут тебе ещё быстрее бегать, прыгать, расти» и т. д.

В период введения прикорма у вас появляется много задач и вопросов. поэтому, проще пройти этот этап по проверенной дорожке.

Вы получите не только теоретическую информацию о прикорме, но и видео с прикормом на практике в курсе Азбука прикорма >>>.

Вам будет понятнее, как усадить ребёнка за столом, как давать ему кусочки, что делать при баловстве за столом, как научить ребенка кушать столовыми приборами.

Выбирайте подходящий вариант участия в курсе и приходите.

Людмила Шарова, консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма малышу.

Примерно к шестимесячному возрасту у детей возрастает потребность в большей энергии и питательных веществах. Перед мамой встает вопрос о том, как правильно вводить прикорм. От него зависит развитие органов пищеварения в дальнейшем. Первая пища становится основой развития жевательной техники и правильной выработки ферментов.

Всемирная система здравоохранения (ВОЗ) разработала систему ввода прикорма и определила приблизительные рамки, когда его можно давать. Целью является не только обогащение организма детей питательными элементами, но и приобщение к твердой, взрослой пище.

Согласно общепринятым нормам ВОЗ, время введения прикорма зависит от типа вскармливания.

Прикорм при грудном вскармливании нужно начинать не раньше 6 месяцев. К полугодовалому возрасту в грудном молоке становится недостаточно витаминов и минералов для полноценного роста и развития ребенка.

Дети, вскармливаемые смесями, могут попробовать новые продукты чуть раньше, в 4-5 месяцев. Их потребность в микроэлементах намного больше, чем у детей на естественном вскармливании. К этому времени иммунная и пищеварительная система созревают достаточно, чтобы усвоить новую пищу.

Начало прикорма можно определить и по поведению и развитию самого ребенка. Признаки, определенные ВОЗ:

  • привычной порции грудного молока или смеси ребенку не хватает;
  • малыш может сидеть без поддержки;
  • появились первые зубки, малыш не выталкивает пищу изо рта, старается ее жевать;
  • интересуется тем, что находится в тарелке у взрослого.

Важно помнить, что на протяжении всего периода ввода новых продуктов кормящей маме не стоит отодвигать на второй план грудное кормление.

Таблица поможет разобраться, с чего начинать, когда и сколько давать пищи в прикорм при грудном вскармливании. Данные соответствуют принятым нормам ВОЗ.

Возраст, мес. 6 7 8 9 10 11
Продукты и блюда
Каша 40 70 90 150 170 190
Овощное пюре 130 160 170 190 200 200
Фруктовое пюре 50 70 80 90 100 100
Масло сливочное и подсолнечное 1 г 3 г 3-4 г 4 г 5 г 5-6 г
Желток куриного яйца ¼ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт.
Мясное пюре 30 50 60 70 80
Сухари, печенье 5 г 5 г. 8 г 10 г 15
Рыба 30 40 50 60
Творог 30 40 50 50 50
Кефир 100 150 170 200
Хлеб 5 г 10 г 10 г 10 г

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок , в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время ввода Вид подачи блюда Частота ввода в рацион Количество порции
6-8 месяцев Пища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния. До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса. Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцев Пища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу. До 4 кормлений в день и 2 перекуса. Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старше Каши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины. Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса. Порция равна примерно 230 мл.
  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.

Таблица введения новых продуктов для детей 6 месяцев на примере овощей поможет разобраться, сколько разрешено ввести прикорма в первые дни.

Новый продукт Неделя, № Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок 1 1-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день. Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста 2 1-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи 3 1. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

4 1. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7. Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Знакомство с новым

С чего же начинать кормление грудничка? Первый прикорм при грудном вскармливании зависит от состояния здоровья ребенка. Если он недобирает ценные килограммы, то лучше начинать с каш из злаков без глютена. В других случаях начинают введение с овощных блюд, но не с фруктовых.

Овощные блюда полезны при запорах. Фрукты сами по себе сладкие, и после них труднее приучить малыша к другим блюдам.

Первые каши нужно давать однокомпонентные, безглютеновые. К ним относят кукурузную, рисовую, гречневую и овсяную крупы. Если малыш склонен к запорам, то кашу из риса нельзя давать первой, и варить ее можно не больше одного раза в неделю. Самой полезной является гречка. Она препятствует развитию анемии, придает энергию, легко усваивается организмом. Ее, наоборот, следует включать в рацион не меньше двух раз в неделю.

Первые каши для детей должны быть безмолочными. В их составе не должно быть сахара и соли. Этого же правила нужно придерживаться при варке блюда в домашних условиях. Ближе к году кашу можно варить на пастеризованном молоке с добавлением воды. Когда исполнится год, разрешено давать полностью молочные каши.

Овощные блюда формируют правильную микрофлору кишечника, стимулируют работу перистальтики кишечника. Кормление лучше начинать с кабачка, брокколи, цветной капусты. Ближе к 8 месяцам можно вводить в рацион морковь и тыкву. Начинать нужно с одного компонента. Как только ребенок привыкнет к нескольким овощам, их можно будет смешивать в одном блюде.

Первое фруктовое пюре следует давать из зеленого яблока или груши. Только вводить их нужно с осторожностью. Они могут повысить образование газов и вызвать метеоризм.

Мясные блюда нужно вводить после 7 месяцев. Начинать нужно с нежирных сортов мяса: индейки, телятины, курицы. Если ребенок на грудном вскармливании и не хочет принимать в рационе мясные блюда, то можно и не настаивать. Если ребенок на искусственном вскармливании и имеет низкий гемоглобин, то ввести в его рацион мясо нужно обязательно.

В 9 месяцев можно начинать давать рыбу (хек, минтай) – до 2 раз в неделю. В этот же период вводят такие кисломолочные продукты, как кефир, творог.

Схема очередности введения прикорма детям на грудном вскармливании, согласно принятым нормам ВОЗ:

  • 6 месяцев – овощные блюда;
  • 6,5–7 месяцев – фрукты;
  • 7–9 месяцев – каши;
  • 8–9 – желток;
  • 9–11 – рыба, мясо;
  • 11–12 – кефир;
  • 12 – творог.

Нововведения

Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм ». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.

Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.

Педагогический прикорм включает следующие советы:

  1. Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
  2. Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
  3. Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
  4. До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
  5. Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.

Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.

Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:

  1. На завтрак маме стоит положить в тарелку только свежие и качественные продукты, например, творог, печенье, сыр.
  2. Ребенка усаживают на колени и дают ему в руки ложку. По мере того как мама начинает кушать, он тоже заинтересовывается процессом.
  3. Если малыш тянется к еде, стоит давать ему небольшой кусочек (равный спичечной головке).
  4. Малыш либо жует продукт, либо выплевывает его.
  5. Если малышу понравилось, и он просит еще, разрешено дать еще две такие порции. Постепенно, за 3-5 дней количество понравившегося продукта доводят до 5 г.
  6. Если ребенка прикармливать одним и тем же продуктом, то он быстро теряет к нему интерес. Поэтому стоит привлечь его внимание к другой пище.

Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.

Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.

Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.