Пищевой интерес - это когда ребенок интересуется ЕДОЙ в маминой тарелке. В 3-4-5 мес, когда вы его берете за стол, ему интересно ВСЕ, что там находится. В это время надо удовлетворить его желание познакомиться со всеми столовыми приборами (безопасными, ессно, неострыми и небьющимися), которыми дома пользуются во время еды. Купите специальные детские, если у вас все острое и бьющееся (или особо ценное %)). Каждый раз, когда он за столом, и к чему-то тянется, давайте ему безопасные столовые приборы. можно и салфетки %) (не бумажные!) - пусть все изучит. Настоящий пищевой интерес заключается в том, что когда вы ему в очередной раз даете какую-то ложку, ребенок внятно вам говорит - мама, нееееееет! я не это хочу, я хочу то, что у тебя в тарелке! т.е. то, что вы ему предолжили, он выбрасывает или отталкивает, и просит все-таки то что в тарелке, это выглядит совершенно недвусмысленно и это трудно с чем-то перепутать.
Если этого нет - то надо развивать пищевой интерес. Возможно, чаще садиться за стол. Ходить в гости, чтобы ели несколько человек сразу, ходить в кафе. В семье, где есть старший ребенок (или два), или на одной территории живут сразу 2 семьи (с бабушками-дедушками) и ребенок регулярно видит, как они едят, как правило проблем с пищевым интересом не возникает. Там возникает другая проблема - интерес есть, а прикорм вводить еще не пора. Если такая ситуация возникает - не берите с собой на кухню когда едите, ешьте пока спит или отвлекайте чем-то. Не надо его дразнить.
Почему многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!
Давая прикорм, стоит всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.
Что еще бывает с пищевым интересом - он может угаснуть. Все было отлично, интерес был, начали вводить прикорм, всего дали ребенку напробоваться (не ограничивали ни микродозы, ни объемы, ни кол-во продуктов, или что-то одно ограничивали - а остальное нет), и вдруг в 8-9 мес абсолютно здоровый ребенок вообще перестает едой интересоваться. Он просто всего напробовался, понял что ничего такого эдакого в этом нет, сися лучше, и потерял интерес:) Это ошибки в организации прикорма. В таком случае начинаем с нуля - но уже не с целью особо беречь ЖКТ, а с целью воспитать у ребенка правильное пищевое поведение. В этом случае придется несколько искусственно создавать ему ограничения, изображая небольшой спектакль, что еды мало, еда - ценность, ты не хочешь - хорошо, нам больше будет.
Придется немножко поизображать как вам это нравится, что вы едите, и что вы очень рады, что он не хочет - вам все достанется. И ни в коем случае ничего не предлагать, скорее даже жадничать с едой. Спектакль непростой для современного человека, живущего в достатке, но в целом обоснованный - раньше правда так и было, и у ребенка есть определенные ожидания, что-то вроде генетической памяти об этом. Т.е. он ожидает, что еда может быть не всегда доступна и что ее надо ценить, но не встречая подтверждения этому - очень быстро «расслабляется» и вообще теряет к ней интерес. Оно-то вроде и ничего, с одной стороны - сися-то есть, а после двух лет он все равно начнет соображать что когда голод в животе - надо есть, но не всегда до этого времени мама может быть всегда рядом, поэтому нам таки надо научить его кушать, используя природой отведенное время на это. В таком возрасте (и так где-то до 1,5-2 лет примерно) ребенок еще не дифференцирует дискомфорт, связанный именно с чувством голода, и что можно его снять, если поесть кашки - он за снятием дискомфорта идет к сисе. Но сися не будет рядом всегда, поэтому надо чтобы он научился принимать участие в процессах, связанных с едой: мама села кушать - «я с мамой», а не «я в другую комнату».
Пищевой интерес у ребенка проявляется после 6 месяцев. Он возникает не из-за чувства голода, это рефлекторное состояние, характеризующееся готовностью детского организма физически и психологически поглощать пищу, отличную от грудного молока.
Проявление пищевого интереса
Пищевой интерес у ребенка заметить легко:
- Малыш проявляет явный интерес к еде во время приема пищи матерью;
- Его невозможно отвлечь ложкой или другими столовыми приборами;
Так же о готовности будет свидетельствовать угасание рефлекса выталкивания кусочков изо рта.
Важно отличать пищевой интерес от обычного детского любопытства. Проведите эксперимент: дайте ребенку несъедобный предмет со стола, например, ложку или салфетку. Если малыш проявит любопытство и начнет внимательно изучать предмет, о пищевом интересе говорить рано. А если ложка или салфетка останутся без внимания, а ребенок продолжит тянуться к еде, это говорит о его заинтересованности. Задумайтесь о введении прикорма.
введение прикорма До появления ПИщевого интереса — опасно
Грудное вскармливание безопасно для здоровья. ВОЗ рекомендует вводить ознакомительный прикорм после 6 месяцев и появления пищевого интереса.
Цель прикорма до года — ознакомление с новыми продуктами и получение навыков самостоятельного питания. При этом, грудное молоко остается основным источником питания. Важно знать, что незрелый ЖКТ ребенка не способен усвоить все полезные вещества из еды, прикорм как раз и является стимулом для выработки ферментов. Это обуславливает необходимость продолжения активного ГВ.
Пищевой интерес на биохимическом уровне – это созревание ферментов, необходимых для переваривания пищи. Пока его нет, организм ребенка может отвергнуть еду, предложенную родителями.
Какие варианты прикорма могут выбрать родители?
Когда у ребенка появляется пищевой интерес , родители могут выбрать, какой прикорм вводить ребенку. Различают 2 типа:
Педиатрический прикорм
Такая тактика подразумевает постепенную замену грудного молока другой пищей. Это ведет к раннему завершению грудного вскармливания и происходит так:
- Еда вводится в рацион постепенно, по одному продукту из пищевой группы, причем в малых количествах;
- Примерно через неделю вводят другой продукт из этой же пищевой группы.
- Через месяц начинают давать продукты из другой пищевой группы;
В продолжение темы о прикорме. Пищевой интерес - это когда ребенок интересуется ЕДОЙ в маминой тарелке. В 3-4-5 мес, когда вы его берете за стол, ему интересно ВСЕ, что там находится. В это время надо удовлетворить его желание познакомиться со всеми столовыми приборами (безопасными, ессно, неострыми и небьющимися), которыми дома пользуются во время еды. Купите специальные детские, если у вас все острое и бьющееся (или особо ценное %)). Каждый раз, когда он за столом, и к чему-то тянется, давайте ему безопасные столовые приборы. можно и салфетки %) (не бумажные!) - пусть все изучит. Настоящий пищевой интерес заключается в том, что когда вы ему в очередной раз даете какую-то ложку, ребенок внятно вам говорит - мама, нееееееет! я не это хочу, я хочу то, что у тебя в тарелке! т.е. то, что вы ему предолжили, он выбрасывает или отталкивает, и просит все-таки то что в тарелке, это выглядит совершенно недвусмысленно и это трудно с чем-то перепутать. Если этого нет - то надо развивать пищевой интерес. Возможно, чаще садиться за стол. Ходить в гости, чтобы ели несколько человек сразу, ходить в кафе. В семье, где есть старший ребенок (или два), или на одной территории живут сразу 2 семьи (с бабушками-дедушками) и ребенок регулярно видит, как они едят, как правило проблем с пищевым интересом не возникает. Там возникает другая проблема - интерес есть, а прикорм вводить еще не пора. Если такая ситуация возникает - не берите с собой на кухню когда едите, ешьте пока спит или отвлекайте чем-то. Не надо его дразнить.
Что еще бывает с пищевым интересом - он может угаснуть. Все было отлично, интерес был, начали вводить прикорм, всего дали ребенку напробоваться (не ограничивали ни микродозы, ни объемы, ни кол-во продуктов, или что-то одно ограничивали - а остальное нет), и вдруг в 8-9 мес абсолютно здоровый ребенок вообще перестает едой интересоваться. Он просто всего напробовался, понял что ничего такого эдакого в этом нет, сися лучше, и потерял интерес:) Это ошибки в организации прикорма. В таком случае начинаем с нуля - но уже не с целью особо беречь ЖКТ, а с целью воспитать у ребенка правильное пищевое поведение. В этом случае придется несколько искусственно создавать ему ограничения, изображая небольшой спектакль, что еды мало, еда - ценность, ты не хочешь - хорошо, нам больше будет. Придется немножко поизображать как вам это нравится, что вы едите, и что вы очень рады, что он не хочет - вам все достанется. И ни в коем случае ничего не предлагать, скорее даже жадничать с едой. Спектакль непростой для современного человека, живущего в достатке, но в целом обоснованный - раньше правда так и было, и у ребенка есть определенные ожидания, что-то вроде генетической памяти об этом. Т.е. он ожидает, что еда может быть не всегда доступна и что ее надо ценить, но не встречая подтверждения этому - очень быстро "расслабляется" и вообще теряет к ней интерес. Оно-то вроде и ничего, с одной стороны - сися-то есть, а после двух лет он все равно начнет соображать что когда голод в животе - надо есть, но не всегда до этого времени мама может быть всегда рядом, поэтому нам таки надо научить его кушать, используя природой отведенное время на это. В таком возрасте (и так где-то до 1,5-2 лет примерно) ребенок еще не дифференциирует дискомфорт, связанный именно с чувством голода, и что можно его снять, если поесть кашки - он за снятием дискомфорта идет к сисе. Но сися не будет рядом всегда, поэтому надо чтобы он научился принимать участие в процессах, связанных с едой: мама села кушать - "я с мамой", а не "я в другую комнату".
Примерно понятно?
Малыш плачет, отпихивая ложку, плюется кашей, отворачивается, когда мама предлагает ему заботливо приготовленное овощное пюре.
Если для вас такая ситуация знакома, и вы не знаете, что делать, данная статья поможет вам разобраться в причинах, из-за которых ребенок не ест, развить пищевой интерес малыша и правильно начать прикорм.
Почему ребенок не ест прикорм?
Только представьте: 6 месяцев малыш питался грудным молоком или адаптированной смесью. Их вкус уже привычен и знаком крохе. А теперь мама пытается накормить его странной пищей: безвкусным кабачком или капустой. Конечно, ребенок не хочет есть предложенные ему "лакомства"!
Но помимо непривычных вкусовых ощущений существует множество причин, по которым ребенок отказывается от еды:
- Грудничок не готов к прикорму.
Как определить готовность к прикорму?
- Ребенок интересуется тем, как вы едите (тянет ручки, просит еду из ваших рук).
- Может сидеть в стульчике хотя бы с опорой.
- У него отсутствует выталкивающий рефлекс (то есть он не выплевывает рефлекторно твердую пищу).
В этом случае нужно отложить начало прикорма на некоторое время, а затем попробовать ввести прикорм заново.
- У ребенка режутся зубы.
Если у грудничка режутся зубы, он может отказываться от пищи. Твердая еда причиняет боль - воспаленные десны раздражаются и причиняют сильную боль малышу. Съев ложку каши ребенок может заплакать, отталкивать маму, отпихивать ложку.
Что делать?
Нужно временно отложить прикорм и возобновить его после улучшения самочувствия ребенка.
Даже если ребенку 9 месяцев, он вполне спокойно проживет на одном грудном молоке или смеси - за несколько дней он не потеряет в весе и не лишится питательных веществ.
Прикорм до года - всего лишь знакомство грудничка с пищей, а основное питание - это молоко или адаптированная смесь!
Ребенок болен. Если у малыша температура, или его что-то беспокоит - давать прикорм не только не нужно, но и опасно! Выясните причину недомогания младенца и отложите введение прикорма до улучшения самочувствия.
- Невкусная еда.
Малыши в силу возраста не знакомы с солью, сахаром и специями. Однако даже при этом они понимают, что вкусно, а что не очень.
Грудничкам, питающимся маминым молочком в этом плане проще: через молоко они получают некоторое знакомство с запахами и вкусами "взрослой пищи".
Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают однообразное питание и тяжелее переносят начало прикорма.
Что делать, если ребенок не ест прикорм по этой причине?
Пробовать готовить разные блюда. Конечно, тяжело разнообразить еду, когда готовишь пюре из кабачка или брокколи.
Однако и здесь есть варианты:
- отваривать или готовить овощи на пару (разная степень обработки дает различные вкусы);
- можно пробовать промышленные баночные пюре разных фирм, если ребенок не ест мамину еду.
- Следите, чтобы пища была оптимальной по температуре: возможно, ребенку не нравится слишком холодная или горячая еда.
- После первого прикорма, когда надо давать монокомпонентные пюре, придумывайте различные вкусовые сочетания: безвкусный кабачок и ароматная тыква, вкусный картофель и цветная капуста, интересный по вкусу зеленый горошек и шпинат...
- В каши добавляйте фрукты и капельку сливочного масла - так еда покажется малышу более вкусной и сладкой.
- Найдите нужную консистенцию: возможно ребенок не ест жидкие пюре, но захочет съесть мелко порезанные овощи. Или не хочет есть обычную кашу, и ее нужно вбить блендером для получения более нежной консистенции...
Что такое прикорм для ребенка?
Прикорм - это знакомство ребенка с новой пищей. Он не заменяет смесь или грудное вскармливание, а только подготавливает малыша к взрослой пище.
До года вполне можно обойтись без прикорма - это не значит, что ребенок ест грудь все 12 месяцев исключительно.
Просто при необходимости можно некоторое время питаться только грудным молоком или смесью: малыш от этого не будет плохо себя чувствовать.
Грудное молоко - полноценное питание, которое может обеспечить малыша всеми необходимыми нутриентами (адаптируясь по составу в соответствии с возрастом грудничка). Смесь же можно покупать в зависимости от возраста и состояния здоровья младенца.
Задача первого прикорма - познакомить ребенка с новыми вкусами, адаптировать желудочно-кишечный тракт к твердой и разнообразной пищи.
Почему раньше вводили прикорм с 3 месяцев?
- Отсутствие доказательной базы о продуктах для младенцев.
- Следствие послевоенного времени, когда женщины старались быстрее завершить грудное вскармливание, чтобы выйти на работу после декрета и "поднимать страну".
- Недостаток знаний о детском организме и работе ферментов.
Сейчас прикорм вводится с 6 месяцев, и это считается оптимальным возрастом, когда ЖКТ грудничка способен принимать и переваривать пищу, отличную от грудного молока.
Подробнее о введении прикорма .
Принципы введения прикорма
Постепенность.
Начинать надо с монокомпонентных овощных пюре (а если ребенок набирает мало в весе, то с каши, сваренной из одного вида крупы). Фруктовое пюре вводить можно с 6 месяцев, но желательно, после круп и овощей.
Добровольность.
Нельзя заставлять ребенка есть: на пользу ему это не пойдет.
"Ложечка за папу и ложечка за маму" не привьет любовь к пищи и не вызовет пищевой интерес: малыш должен захотеть есть сам, а не для кого-то.
Грудное вскармливание - это главное.
Кормите грудью (или адаптированной смесью) до и после прикорма. Замена грудного вскармливания прикормом приведет к раннему отказу от груди. К тому же в небольшой порции молока намного больше питательных веществ и витаминов, чем в пюре из кабачка или кукурузной каше.
Наблюдение за реакцией малыша.
Прикорм ребенку надо вводить осторожно: каждый продукт начинайте давать по 1 чайной ложки, довод за неделю до возрастной нормы: так минимизируется риск аллергических реакций.
Какие бывают виды прикорма?
Прикорм делится на педагогический и педиатрический.
Что такое педагогический прикорм?
Модный сейчас педагогический прикорм - это питание ребенка с тарелки родителей.
Конечно, не стоит понимать это буквально, и кормить малыша в 6 месяцев пловом и конфетами. Цель этого вида прикорма - познакомить ребенка с взрослой пищей, приучить к трапезе вместе с мамой и папой, тем самым развивая пищевой интерес.
Принципы прикорма:
- Пересмотреть свое меню: если хотите кормить малыша своей едой, готовьте на пару без соли и масла, выбирайте нежирное мясо и качественные овощи!
- Кормите кусочками, по возможности не прибегая к помощи блендера.
- Ешьте одновременно с ребенком.
Цель педагогического прикорма - не накормить, а только познакомить ребенка с новыми вкусами.
Педиатрический прикорм - это всем знакомый вид прикорма, когда продукты вводятся в соответствие со схемой ввода продуктов.
Оптимальный способ кормления ребенка - сочетание педиатрического и педагогического прикорма.
Практические советы: как вводить прикорм, чтобы не нарушить пищевой интерес?
Развлечениям - нет!
Почему-то считается, что ребенка проще накормить "под телевизор" или размахивая игрушкой, имитируя веселую игру "покорми зайку или мишку".
Однако развлечения во время обеда или ужина - прямой путь к отказу от прикорма. Ребенок не концентрируется на процессе принятия пищи: ему больше интересны мультики и игрушки. Так он перестает воспринимать еду как что-то интересное и вкусное и относится к пище, как чему-то дополняющему игру.
Ешьте вместе.
Старайтесь трапезничать в одно и то же время. Сажайте малыша за общий стол, ешьте с ним из одной тарелки. Дайте ребенку ложку - пусть он покормит и вас!
Когда младенец видит, как вам вкусно, как вы сами едите - он будет есть! Ведь маленькие дети так любят повторять все за родителями.
Не заставляйте есть сытого ребенка.
У малышей прекрасно развито чувство
Конечно, не стоит доводить ребенка до состояния голодного обморока, но малыш должен немного проголодаться перед обедом!
Не превращайте еду для ребенка в потеху для взрослого.
Часто бабушки требуют: дай корочку хлеба помусолить, морковку, лизнуть конфетку, откусить печенье...
Все это - развлечение для взрослых. Никакой пользы сладости, хлеб или твердые сырые овощи не принесут - только вред. Для того, чтобы почесать десны придуманы ниблеры и грызунки, а заинтересовать малыша новой пищей можно, дав ему небольшой кусочек фрукта или полезные самодельные печенья...
Не боритесь с ребенком.
Заставлять есть малыша не нужно. Он должен сам определить, будет он есть прикорм или нет. Если малыш съест перу ложек каши и отталкивает ложку, плюётся и плачет, пойдите ему навстречу и прекратите кормление.
В следующий раз он съест больше, зная, что никто не будет его заставлять.
Голодным в любов случае грудничок не останется, ведь основное питание - это молоко или смесь!
Дайте малышу свободу действий!
- Дайте ему ложку, свою тарелку с небольшим количеством еды.
- Разрешите есть кусочки руками.
- Конечно, в таком случае после трапезы придется отмывать и кухню, и малыша: зато ребенок будет доволен и проявит итерес к еде!
Не заставляйте есть целую порцию.
Какая норма объема еды для ребенка?
- с 6 до 8 месяцев: 120 мл пищи
- с 9 до 11 месяцев: 120-150 мл
- с 1 года до 2 лет: 180-260 мл
Однако эти цифры не означают, что малыш должен съесть ровно отмерянные мамой граммы на весах. Он может съесть меньше - недостаток калорий он получит со смесью или молочком. Насильное привлечение к пище снижает пищевой интерес у ребенка!
Еда должна быть вкусной!
Готовьте пищу разными способами, находите необычные сочетания и комбинируйте! Малыши могут отдавать предпочтение какому-либо продукту: в этом случае сделайте его основой и постепенно добавляйте новые ингредиенты.
Если ребенок ест только покупное пюре - позвольте временно кушать ему именно их.
Пусть первый прикорм у ребенка ассоциируется с приятной спокойной обстановкой.
Если вам предстоит небольшая поездка, или вы идете в гости - не стоит поддаваться суете и набирать с собой множество баночек с питанием или продуктами для его приготовления.
Если вы понимаете, что малыш еще не привык к взрослой пищи - покормите его смесью или грудью, так вы избежите ненужной паники и слез у ребенка.
Внимание!
Как бы вам ни казалось, что питание ребенка пресное, невкусное - боритесь со своим желанием посолить, поперчить или посластить блюдо.
Вкусовые рецепторы малыша еще не знакомы с ненужными специями и подсластителями, поэтому их отсутствие не вызовет страдания у младенца. А вот наличия вредного в пище принесет ощутимый вред.
Сахар и соль детям до года.
Сахар в прикорме.
Ребенку до 4 лет сахар давать не стоит. Вред от него колоссальный, а пользы никакой (кстати, для взрослого тоже!).
Норма сахара для ребенка с 4 лет - не более 5 г в сутки.
Приятные вкусовые ощущения малыш может получить от сладких фруктов и ягод, а глюкозы поступает в организм из других продуктов.
Чем вреден сахар ребенку?
Сахар - это риск ожирения
- Нагрузки на поджелудочную железу
- Снижение иммунитета
- Кариеса
- Рахита
- Авитаминоза
- Снижения зрения
- Сахарного диабета
- Заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем
- Кроме того, познакомившись с сахаром, особенно в виде конфет и тортиков, ребенок не станет есть несладкую кашу или овощи.
Поэтому насколько это возможно, отложите момент знакомства малыша с этим вредным продуктом.
Почему нельзя соль детям?
- Соль вызывает задержку жидкости в организме.
- Увеличивает нагрузку на сердце и почки.
- Снижает метаболизм
- А также нарушает чувствительность сосочков языка.
- После того, как ребенок попробует соленое, он может отказаться от пресной пищи, а это чревато вышеуказанными последствиями!
Норма соли для детей:
- 1-3 года: 3 г в сутки
- 4-7 лет: 8 г в сутки.