Саня не может сделать уроки что делать. Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя

Школьное время насыщено не только новыми впечатлениями, общением со сверстниками и интересными событиями. Этот период характеризуется также напряженной учебой и постоянными домашними заданиями, которые ребенок не всегда хочет делать. И порой возникает закономерный вопрос: нужно ли заставлять школьника, или нет?

Ликвидировать причину

Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные действия могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жизни. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это происходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.

Нет интереса к учебе

Младшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Некоторые дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать нужно (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются всегда в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения приходится только мечтать.

Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе . Можно придумать систему поощрений за каждое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по количеству дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных предметов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Каждое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до конца пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).

Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь каждый день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что нового я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение рабочего дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что узнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.

Ошибки родительского воспитания

Зачастую у детей пропадает интерес к учебе в результате неправильного подхода со стороны родителей:

  • Если школьнику постоянно напоминать о том, что он бездельник, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верит?
  • Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его детство легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно просто переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно усвоить материал.
  • Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или постоянно смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книгам.
  • Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением интереса к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).

Как избежать подобных проблем:

  1. Помочь ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
  2. Никогда не выполнять задания за школьника – это его работа. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
  3. Контролировать время, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным примером (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
  4. Установить время отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут работы).

Пробелы в знаниях

Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут говорить о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.

Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно обратиться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.

Усталость

Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда придут домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному напряжению, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большое количество кружков и дополнительных занятий.

Чтобы избежать негативных проявлений усталости, важно обеспечить организму отдых . А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно делать домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, поспит или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных предметов, переходя к более легким.

Конфликт с одноклассниками или учителем

Иногда причиной «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный учитель.

Что делать в этом случае:

  1. Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема ребенком воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
  2. Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как поступить.
  3. Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
  4. Если учитель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.

Нельзя игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не только потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.

Или не заставлять?

По мнению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не следует. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней работы. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пропуск этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому делать это не рекомендуется.

Опытные психологи советуют не заставлять ребенка делать домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно строгие и добрые, справедливые и терпеливые.

В общении с ребенком не следует забывать простые жизненные правила, которые помогут сохранить добрые отношения и доверие:

  • Нужно уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и характером.
  • Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет справиться с любой неудачей.
  • Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни были, нуждаются в родительской поддержке.
  • Не использовать для поощрения учебной деятельности учащихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет действовать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.

Есть еще несколько психологических хитростей, которые позволят помочь ребенку быстрее справиться с заданиями:

  1. Если ребенок делает домашнее задание всегда в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять потом будет не нужно.
  2. Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, знания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и много, ведь часть уже будет выполнена.
  3. С младшего школьного возраста нужно научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.

Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет : если ребенок не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это хорошо.

Причиной тому могут послужить такие мотивы:

  • Можно получить хорошую отметку на следующем занятии.
  • После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
  • При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, ребенок постепенно развивается.

Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный пример, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных силах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.

Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью. Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?

Ребенок ленится

Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине - ему просто лень. Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз «патологический лентяй», родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.

Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников. Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое. Как вести себя с ребенком, объясняет детский психолог Екатерина Цуканова.

Ребенок боится неудачи

Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».

Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.

Ребенок не понимает предмет

Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.

Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.

Ребенку не хватает любви и внимания

Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают , и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.

В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание. Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.

Детский психолог Екатерина Цуканова дает советы, как сформировать у ребенка привычку выполнять домашние задания, как организовать режим дня, как дать почувствовать любовь родителей, чтобы малыш не боялся неудач и сложностей.

В вашем браузере отключен JavaScript

Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно

Некоторые дети, для снятия с себя обязанности делать домашние задания, прибегают к хитростям и уловкам: притворяются, что не понимают чего-то, жалуются на сильную усталость, просят помощи родителей. Чаще всего мамы с папами, беспокоясь о том, чтобы их ребенок не переутомился, с легкостью выполняют домашнее задание за него, позволив ему лишний вечер отдохнуть. В результате за выполненные родителями задания, школьник получает похвалу от учителя, и постепенно понимает, что маму с папой можно использовать в своих интересах.

Если вы заметили, что ребенок очень часто просит вашей помощи, и вы несколько раз за неделю делаете домашние задания вместо него, пришла пора прекращать это, иначе ваше чадо разучится делать что-либо

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Каждая любящая мать представляет, как ее малыш, став школьником, учится прилежно и с удовольствием. Подготовка к школе дело трепетное, волнительное. И вот, ребенок гордо надел ранец ушел на учебу, но по приходу домой родители начинают замечать, что интереса к урокам у него нет. Чадо не торопится садиться за домашние занятия и делает что угодно, лишь бы отсрочить это время. Случиться такая ситуация может в любом классе. Бывает, что год, два ученик был отличником, а потом все резко поменялось, тягу к занятиям словно «отрезало».

Ребенок не хочет делать уроки – факт! Как быть? В чем искать причину? Почему так происходит? Неужели растет лентяй? Не торопитесь расстраиваться, возможно, у малыша проблемы и связаны они совсем не с ленью, хотя, и такое, конечно, не исключено. Не ругайте и не наказывайте, а попробуйте сначала разобраться и найти ответы.

Распространенные причины

Избалованность

Чрезмерная любовь, опека, забота, вседозволенность делают «маленького командира» избалованным, капризным. Родительские чувства не должны препятствовать здравому воспитанию. Многие жалеют своих детей, не наказывая их за проступки и не заставляя совершать то, что, не доставляет удовольствия, но необходимо для пользы.

Столкнувшись с учебой, чадо начинает понимать, что тут него требуются усилия. Время, которое можно потратить на игры, теперь необходимо отдавать занятиям. Нужно постоянно что-то учить, писать, читать. А делать это не очень приятно.

Дети не так глупы, как могут казаться. Избалованный малец начинает манипулировать окружающими, впадая в истерики, притворяясь больным, жалуясь на что-то или просто отмалчиваясь. И это для того чтобы освободить себя от домашних уроков.

Как быть

Сначала нужно сесть и спокойно поговорить с дочерью (сыном). Скажите, что не будете его ругать и постараетесь решить его проблемы. Скорее всего, он пойдет на контакт и поделится истинными причинами отлынивания от учебы. Если ребенок не хочет делать уроки в силу своей избалованности, то есть, скажет, что ему просто не хочется ничего учить, а хочется гулять, смотреть телевизор и т. п., то вам предстоит серьезно «поработать» со своим чадом.

Важно объяснять, и не раз, что жизнь состоит не только из развлечений. Занятия нужны для того, чтобы развиваться, становиться умным, образованным человеком. Составьте вместе расписание, где будет учтено время для дела и игр. Ни в коем случае не видитесь на капризы и не жалейте, если хитрец будет пытаться давить на вашу слабость. Проявляется строгость, но не кричите и не угрожайте. Просто жестко следуйте установленным правилам – сделаны задания, значит, можно отдохнуть и поиграть. Именно ваша стойкость сыграет в этом большую роль.

Страх

Отбить тягу к учебе могут слишком требовательные и грубые преподаватели, строгие родители. Особенно если это 1-ый или 2-ой классы. Малыш искренне старается что-то учить и следовать заданиям, но слишком часто слышит критику, упреки, обвинения в свой адрес, потому что делает много ошибок. Появляется нервозность, неуверенность в себе и, как следствие, теряется вообще всякое желание учить уроки – ругать будут в любом случае.

Как быть

Здесь потребуется проявить внимание и показать любовь. Задача родителей не критиковать ученика, а всячески помогать ему. Крики и обвинения только усугубят проблему. Ошибся малый – объясните спокойно в чем его промах и какие знания нужно подтянуть. Сделал правильно и вовремя – обязательно похвалите.

Если дело в преподавателе, сходите в школу и поговорите, выясните, почему такое отношение к ученикам. Пообщайтесь с другими детьми, спросите, что они думают об учителе. Может ваш малыш что-то надумал, чего нет на самом деле, а, возможно, и действительно учитель слишком строг. В некоторых случаях лучше перевести школьника в другой класс. Если проблема выдумана, то посетите психолога, выясните причины страха. Советы специалиста помогут обрести уверенность в себе.

Трудность в учебе

Очень мало детей, которым одинаково легко даются все школьные предметы. Зачастую те темы, которые ребенок не может понимать быстро и легко, в силу своего определенного склада ума, становятся ненавистными. Такие проявления чаще встречаются в средних классах, где число предметов увеличивается. Ученик игнорирует занятия, ни в какую не хочет садиться за эти уроки, хотя другие может выполнять с удовольствием.

Как быть

В такой ситуации есть два выхода:

  1. Нанять репетиров по тем предметам, которые даются школьнику с трудом. Но обычно это срабатывает, только если сам «несчастный» имеет желание разобраться в темах и учить их.
  2. Просто понять, что дети бывают с разным складом ума. И если нет у дитя ни тяги, ни желания, ни способности, например, к предмету химии, то не стоит заставлять. Он все равно никогда не полюбит эту дисциплину, и она может в самом деле никогда не пригодится ему в жизни. Лучше сделайте упор на то, что дается легко и развивайте именно эти знания.

Другие причины

Конечно, поводов, почему ребенок не хочет делать уроки, может быть масса и выше описаны лишь самые наиболее часто встречаемые. Есть и те, которые бывают реже, но и о них стоит упомянуть.

Скука. С этим могут столкнуться родители одаренных детей. Учение дается им легко, и они могут выполнить домашние задания на перемене, перед звонком. Поэтому не хотят тратить на это время дома. Если чадо действительно учится хорошо, то не стоит вмешиваться.

Нежелание делать уроки в одиночку. Есть такие дети, которым во всем нужна компания и поддержка. Это уже черта характера. Они могут учить предметы самостоятельно, но нуждаются, чтобы кто-то был рядом, подбадривал, поддерживал.

Ваша задача – не отказывать в помощи, но постепенно приучать дитя к самостоятельности.

Лень. Это часто производная избалованности. Малыш привык получать все, ничего при этом не делая. Чем раньше вы начнете перевоспитания, тем будет проще. Используйте систему поощрений – сделал уроки, получи «пряник». Но не переусердствуйте. Иначе за каждый хороший поступок ученик начнет требовать награду.

Как правильно организовать домашние занятия

Для того чтобы ученик не терял интерес к учебе, и всегда делал домашнюю работу, психологи советуют с первых дней школы организовать правильный график и подход к урокам и следовать этому каждый день.

  • По приходу со школы, дайте ученику час или чуть больше на отдых. Он должен пообедать, может даже поспасть минут 40 или погулять на воздухе.
  • Делать домашнее задание лучше днем, до 18.00. Не откладывайте занятия на вечер, работоспособность мозга в это время замедляется, снижается концентрация.
  • Не позволяйте ребенку отходить от режима. Он должен соблюдаться каждый учебный день.
  • Приучите школьника начинать с тяжелых и сложных заданий, постепенно переходя к более легким.
  • Не используйте угрозы, крики и прочие раздражающие психику факторы. Только в спокойной мирной обстановке занятия могут быть эффективными и приносить пользу.
  • Не позволяете за рабочим местом употреблять пищу, максимум – чай или другой напиток.
  • Проветривайте комнату перед занятиями. Свежий воздух насыщает мозг кислородом.
  • Если малыш обращается за помощью, помогите, направьте, подскажите, но не делайте задание за него.
  • Не скупитесь на похвалу, когда ребенок закончит домашнюю работу. После чего позвольте ему проводить досуг, как ему нравится.

Если малыш замкнут и не говорит о причинах отсутствия желания делать домашние задания, посетите психолога. Может он слишком напуган или травмирован чем-то, о чем вы не догадываетесь. Специалист поможет выяснить корень проблем.

Чаще говорите ученику, что образование – это всегда престижно и оно дает гораздо больше возможностей человеку для успешной жизни. Рассказывайте истории, где люди, благодаря стараниям и усердию смогли добиться своих целей. И запомните – не всем дано быть вундеркиндами. Самое главное и важное что вы можете дать своему чаду – это любовь, понимание и поддержку. Зная, что он важен и любим, ребенок обязательно найдет свое место в жизни.

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?