Окружающий мир золотое кольцо. Золотое кольцо россии

Термин «Золотое кольцо России» впервые появился сорок лет назад. Это ансамбль городов, расположенных в самом сердце России, и имеющих большую историческую ценность. Соединенные автотрассами, они образуют круг, который стал символом богатейшего культурного наследия страны.

Немного истории

В 1967 году столичный литератор Юрий Бычков отправился в Суздаль, чтобы собрать необходимый исторический материал. Во время своего путешествия он посетил и другие города: Владимир, Иваново, Кострому.

Оказавшись под большим впечатлением от атмосферы древнерусских городов, Бычков написал очерк не про один, а про все города, которые попадались ему на пути во время путешествия.

Поскольку маршрут литератора пролегал по окружности, он решил дать ему красивое название - «золотое кольцо».

Тогда Бычков даже не мог предположить, что спустя время оно станет своеобразной визитной карточкой одного из самых популярных туристических направлений в России.

Рис. 1. Золотое кольцо на карте.

Все города, входящие в Золотое кольцо, имеют уникальную историю. Они были свидетелями важнейших исторических событий, и хранят в себе множество тайн. Именно здесь черпали вдохновение русские писатели и живописцы, а пейзажи этих городов украсили многие отечественные киноленты.

Города Золотого кольца России

Традиционно в список Золотого кольца входят 8 крупных городов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Владимир - настоящая сокровищница и древнейший город России. В 12 веке это была столица Владимиро-Суздальского княжества, но со временем город утратил свой высокий статус. На его территории сохранились в своем первозданном виде памятники архитектуры: златоглавые храмы, старинные деревянные терема. Особую ценность представляет Успенский собор, построенный в 12 веке и расписанный Андреем Рублевым.

Рис. 2. Успенский собор.

  • Суздаль - небольшой, но очень красивый город, который можно смело назвать городом-музеем. На небольшой его территории размещено более двух сотен памятников культурного и исторического значения. Здесь можно полюбоваться такими самобытными строениями как Церковь Бориса и Глеба, Суздальский Кремль, Ансамбль торговой площади.
  • Иваново - самый «юный» город Золотого кольца. Он был возведен на месте одноименного села в 1871 году. С тех пор город получил немало других названий, среди которых «Город невест», «Текстильная столица России», «Ситцевый край». К достопримечательностям Иваново относят архитектурные строения 20-30-х годов прошлого века. Этот период получил название советский конструктивизм. Все строения отличаются строгими, четкими линиями и внушительными размерами.
  • Кострома - город с богатой историей и вместе с тем это один из крупнейших речных портов России. На фоне других городов Золотого кольца выделяется, прежде всего, архитектурой религиозного характера.

Особую ценность представляет мужской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, где в свое время жил и был возведен на престол Михаил Романов - первый русский царь из великой династии Романовых.

  • Сергиев Посад - здесь расположен крупнейший в России мужской монастырь - Троице-Сергиевая Лавра. Он был возведен в 14 веке и включает в себя более 50 различных сооружений.

Рис. 3. Троице-Сергиевая Лавра.

  • Ярославль - один из крупных городов, история которого насчитывает тысячу лет. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и во многих других “золотых” городах, здесь находится много старинных архитектурных достопримечательностей.
  • Переславль-Залесский - небольшой скромный городок, на территории которого расположен национальный парк «Плещеево озеро». Здесь находятся древние строения и уникальные музеи.
  • Ростов Великий - один из старейших городов Золотого кольца. На его территории расположено много ценных памятников истории и культуры, среди которых особенно выделяется Ростовский Кремль, а также Успенский собор и его звонница.

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

Мне довелось побывать во Владимире, Иваново, Плесе.

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город - через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя. Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.

6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

В каком городе находятся Золотые ворота?

Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)

Кто основал город Владимир?

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения: Суздаль - музей под открытым небом

План сообщения:

1. Общие сведения о городе Суздале

2. Главные достопримечательности города

3. Народные промыслы Суздаля

4. Мои личные впечатления от посещения Суздаля

Источник (источники) информации: Интернет

Цели урока:

  1. Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
  3. Рисунки гербов.
  4. Магнитная доска, магниты.
  5. Физическая карта городов Золотого кольца.
  6. Украшения из финифти.
  7. Значки городов «Золотого кольца».
  8. Учебники, рабочие тетради.
  9. Кроссворд.
  10. Игра «Отгадай город по описанию».

Ход урока

I. Оргмомент:

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

II. Объявление темы урока:

Мы начинаем изучать новую тему «Путешествие по городам и странам». Сегодня мы побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

III. Работа по теме:

Слайд 3.

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Слайд4.

А вот на чём, попробуйте отгадать:

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Слайд 4.

Правильно. Это школьный автобус.

Слайд 5.

Рассмотрите карту нашего путешествия. «Золотое кольцо». Это замечательное название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных древних городов северо-восточной Руси:

Слайд 5.

Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Суздаля, Владимира. В истории Русской земли они занимают особое место. Слайд 6.

Здесь складывалось единое русское государство, ставшее потом великой империей. Здесь, во Владимиро-суздальской земле, копилась сила для будущих побед над монголо-татарами.

А в лихолетье, названное смутным временем, в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин ценою своей жизни спас жизнь русскому царю, а значит, и будущее России.

Путешествие по Золотому Кольцу начинается в столице нашей родины – Москве. В древности оно начиналось от проезжих башен Кремля.

Слайд 7.

И первым городом, в который дорога приводила паломников, был Сергиев Посад. Троицкая дорога вела к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу земли русской – преподобному Сергию Радонежскому.

1 ученик:

Слайд 8.

Как не похожа теперь эта местность на поросший вековым лесом холм Маковец, в непроходимых дебрях которого преподобный Сергий своими руками срубил первую деревянную церковку. Теперь здесь красуется знаменитая Троице-Сергиева лавра, а вокруг – небольшой городок Сергиев Посад с храмами и старинными домиками на тихих улочках. Ещё при жизни преподобного Сергия вокруг обители стали селиться люди. Они просили у него благословения, чтобы жить здесь, расчищали лес, ставили избы. Так появился город, ставший любимым местом паломников-богомольцев и просто путешественников.

С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.

Слайд 8.

« Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

Слайд 9.

Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь, с величественными соборами, Троицким и Успенским, с синими в золотых звёздах куполами, нарядными церквями и палатами. На территории лавры находятся корпуса Духовной академии и семинарии.

2 ученик:

1. Работа с картой.

За лесами Великого Ополья – плодородных равнин, начинающихся у Владимира и доходящих до Ростова Великого, лежит Плещеево озеро. В XII веке Юрий Долгорукий основал на берегу озера новый город, названный Переяславлем .

Слайд №10.

Шли по дорогам путники, плыли по рекам из Киева в Ростов, из Новгорода в Суздаль купцы – никому не миновать этих мест.

Сушатся на берегу рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.… Славится озеро рыбой, знаменитой «селёдкой переславской».

Князь Юрий Долгорукий решил обустроить город и, прежде всего, заложил каменную церковь Преображения Господня.

Слайд 11.

Могучие стены Спасо-Преображенского собора удивляют и сейчас. Внутри стены собора были покрыты великолепными фресками, однако в конце 19 века росписи были уничтожены.

Слайд 11.

Рядом с собором стоит шатровая церковь Петра Митрополита, в котором хранилась городская казна.

Слайд 12.

Мало на Руси городов, в которых до сей поры сохранилось столько памятников древней архитектуры и искусства.

Слайд 13.

А ещё в Переславле – Залесском неподалёку от Симеоновского храма в деревянном доме расположен уникальный музей утюга, в котором собрано более 150 видов утюгов самых различных форм.

3 ученик:

Слайд 14.

Широко разлилось славное озеро Неро. Широко, да не глубоко. Называли его иногда «морем тинным».

– Ой, ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?
– Оттого зовут меня озером,
Что песку во мне нет на донышке
И что нет во мне рыб заморских… (Поёт ученица.)

Слайд 15.

Это старинная песня про Неро-озеро. А над озером, словно город сказочный, стоит Ростов Великий .

Этот город – один из самых древних в золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим.

Слайд 15.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Слайд 16.

Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. (Слушаем Ростовский колокольный звон.)

Слайд 17.

А ещё славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. В огне и жаре рождаются чудесные рисунки на эмали. Словно драгоценные камни с картинками – тут узоры и цветы, пейзажи и портреты. Это очень красивые эмалевые украшения – броши, серьги, браслеты. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение (показ эмалевых украшений).

4 ученик:

2. Работа с картой.

Слайд 18.

Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич . Он стоит на реке Волге. Слайд 19.

Углич известен с 937 года. В Угличе в ссылке вместе со своей матерью Марией Нагой находился малолетний царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного. 15 мая 1591 года весенним утром в Угличе ударили в набат. Народ бросился на княжеский двор. Там увидели страшное зрелище: на земле – окровавленное тело царевича Дмитрия. А над ним – обезумевшая от горя мать.

Слайд 19.

Так погиб при невыясненных обстоятельствах наследник царского трона восьмилетний царевич Дмитрий.

Слайд 20.

В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

5 ученик:

Слайд 21.

Жемчужина «Золотого кольца России», город Ярославль , расположен на берегу реки Волги, там, где в неё впадает речка Которосль. Город был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь.

Слайд 22.

Старинное предание рассказывает о том, что на месте современного Ярославля когда-то находилось древнее языческое селение. Ярослав с дружиной захватил его, разрубил боевым топором языческое изображение медведя и основал город-крепость. Другая легенда рассказывает о том, что князь на этом месте убил живого медведя. Как бы то ни было, изображение медведя до сих пор присутствует в гербе города.

Слайд 23.

Князь Ярослав вскоре стал великим князем киевским. И мы знаем его под именем Ярослава Мудрого.

Слайд 24.

В центре города можно увидеть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый профессиональный общедоступный театр.

Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Слайд 25.

Наивысшего расцвета Ярославль достиг в 17 веке. Именно в этот период были возведены многие церкви, которые сейчас считаются памятниками архитектуры и истории.

IV. Физкультминутка:

Завели автобус мы
Р-р-р-р-р-р-р-р.
Накачали шины мы
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей
Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.
Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
На скамеечку присядем,
Ручки, ноженьки потянем.
Ещё минутку отдохнём
И работать все начнём.

6 ученик:

Слайд 26.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома . Кострома – речной порт, центр Костромской области.

3. Работа с учебником.

Откройте учебники на 93 странице, читаем со второго абзаца:

Слайд 27.

«Если посмотреть на план города, то можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Слайд 27.

В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…»

ученик:

Слайд 28.

Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.

Слайд 28.

В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7 ученик:

Слайд 29.

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс . Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Слайд 29.

Многие древние города Руси в настоящее время стали похожи на небольшие посёлки, а количество населения в них неуклонно уменьшается. Однако это только помогает им сохранять свой исторический облик и становиться центрами туризма. Именно таким является городок Плёс, расположенный в ивановской области.

Уже в конце позапрошлого века Плёс стал популярным местом отдыха для москвичей. Там появились дачные посёлки, а развивающееся пароходство только способствовало наплыву туристов.

Слайд 30.

Плёс стал настоящим культурным центром: его облюбовали писатели и художники. Так, например, И.И. Левитан много раз бывал в этих местах и написал несколько пейзажей плёсского края.

Слайд 30.

Бывал в городе и известный певец Фёдор Иванович Шаляпин.

8 ученик:

Слайд 31.

Из Плёса мы отправимся в Суздаль – всемирно известный город-музей. Душа настраивается на особый лад.

Слайд 32.

Древностью веет от этой легендарной земли. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.

Суздаль не зря называют уникальным музеем под открытым небом. Здесь расположено более 200 памятников архитектуры и истории, наглядно демонстрирующих различные архитектурные стили и композиции, которые были популярны в том или ином веке. Маленькие церковки и большие соборы, «летние и «зимние», шатровые и купольные, с колокольней и без неё.…Каждая церковь в Суздале особенная и чем-нибудь выделяется среди других. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Давайте посмотрим на эту красоту.

Слайд 33.

Слайд 34.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева.

4. Работа с учебником.

Слайд 35.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города).

Слайд 36.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира.

Слайд 36.

Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота.

Слайд 36.

Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Слайд 36.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

V. Закрепление.

1. Беседа:

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

– Покажите на карте эти города.

– В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? (Сергиев Посад.)

– Что такое финифть? (Красивые эмалевые украшения.)

– В каком городе её делают? (В Переславле-Залесском.)

2. Работа с тетрадью.

Учитель:

Ребята,откройте тетради на 47 странице, найдите задание №4. Нужно соединить линиями названия городов с именами великих людей, в честь которых они названы.

Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах.)

– А город Сергиев Посад? (Сергий Радонежский.)

– Какой ещё есть город в Золотом кольце, основанный известным человеком, князем? (Ярославль.)

– Почему он так называется? (Его основал князь Ярослав Мудрый.)

3. Игра «Узнай города по описанию»:

Учитель:

Поиграем в игру «Узнай города по описанию»

Слайд 37.

Если вы назовёте город правильно, компьютер покажет ответ.

  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. (Сергиев Посад)
  2. Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они находятся, стоят старинные торговые ряды. (Кострома)
  3. Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод. (Углич)
  4. Этот город называют городом-музеем под открытым небом. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

4. Работа с тетрадью.

Учитель:

А теперь, проверим, знаете ли вы достопримечательности городов. Найдите в рабочих тетрадях задание №5 на странице 48, читаем его: вырежи из приложения тетради на странице 85 фотографии и наклей их в нужное окошко. Укажи стрелками названия городов.

Начинаем его выполнять.

5. Кроссворд.

А теперь давайте повторим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

Слайд 38.

  1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
  4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)
  5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

– В каких древних русских городах мы побывали сегодня на экскурсии?

– Попробуйте объяснить название «Золотое кольцо».

Учитель: Вы все правильно высказали свою точку зрения, отвечая на поставленный вопрос. А теперь послушайте, что об этом говорится в Интернете.

«Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощённое в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей XII-XVI веков доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни, в Боге – секрет могущества нашей Родины, её процветания.

Если посмотреть на карту, то становится понятно, почему маршрут по этим местам стал называться «кольцом». Он напоминает форму кольца. Его протяжённость – 1000 км».

– Кому из вас понравился этот урок?

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр.88-97);
  2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.98-99);
  3. Выполнить задание №2 в рабочей тетради (46).

1. С помощью карты учебника подпиши города Золотого кольца.

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

2. С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1-2 достопримечательность каждого города.

Достопримечательности городов Золотого кольца

Название города Достопримечательности
Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра, памятник святому Сергию Радонежскому
Переславль-Залесский Старинные церкви и другие памятники архитектуры
Ростов Ростовский Кремль
Углич Угличская ГЭС, часовой завод
Ярославль Памятник Ю.Г. Волкову
Кострома Торговые ряды
Плес Музей И.И. Левитана
Иваново Площадь А.С. Пушкина, купеческие дома в центре города
Суздаль Музей деревянного зодчества, много монастырей, церквей, часовен
Владимир Успенский собор, Золотые ворота

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

План Владимира

План Ярославля

4. Сережа и Надя подготовили для тебя задание. Узнай города по описаниям. Впиши в клеточки названия городов.

а) Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь - Троице-Сергиева лавра.

Сергиев Посад

б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где сходятся, стоят старинные Торговые ряды.

в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течет "углом". В этом городе есть часовой завод.

г) Этот город называют городом-музеем. В нем много церквей, монастырей, часовен. А еще есть музей деревянного зодчества.

5. С именами каких великих людей связаны названия городов? Соедини линиями.

Владимир - Владимир Мономах

Сергиев Посад - Сергий Радонежский

Ярославль - Ярослав Мудрый

6.Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

1. Кем был основан Ярославль?

2. В каком городе есть часовой завод?

3. Какими поделками известен Ростов?

4. Юрий Долгорукий основал Москву и...

5. Что означает "лавра"?

6. Город художников?

7. Чьи дома сохранились в Иваново?

8. Сколько часовен в Суздали?

Задай эти вопросы одноклассникам. Оцени их ответы.

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщения об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения: Москва

План сообщения:

1. История города

2. Достопримечательности

Источинк информации: интернет

Здесь ты можешь записать интересные факты для своего сообщения, выполнить рисунки по своим впечатлениям или наклеить фотографии.

В Москве много достопримечательностей. Красная площадь - это целый комплекс памятников истории России. Здесь располагается Кремль, Мавзолей Ленина, Памятник Минину и Пожарскому, Храм Василия Блаженного и многое другое.

Окружающий мир

(3 класс.)

(УМК «Школа России)

Тема: «Золотое кольцо России"

Цель урока :

Познакомить учащихся с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным маршрутом по древним русским городам и совершить

заочное путешествие

Задачи урока:

    Ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями.

    Развивать речь, память, мышление, внимание; умение слушать, умение доказывать, аргументировать своё мнение; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, расширению кругозора.

    Создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; воспитывать чувства патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, бережного отношения к этому богатству.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца, рисунки гербов, учебники, рабочие тетради, карта с названием городов, буклеты с достопримечательностями городов России.

Ход урока

I . Организация начала урока.

Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

1. Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

Послушайте, кто нас ждет!

Что за чудо- синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце»

Постановка проблемной ситуации.

Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

В конце урока вы сами сможете ответить на все вопросы.

Широка страна родная…Степи, леса, овраги – тишь да благодать, красота первозданной русской природы. Россия, наша Россия. От Волги до Енисея. От Москвы до Владивостока. Великолепная, сказочная, незабываемая наша родина. Развитые столичные центры и обособленные деревушки. Необъятные просторы, широчайшие долины. Наша Россия. Блеск и роскошь позолоченных куполов русских храмов. Уютные и такие родные сердцу проселочные дорожки. Теплая, располагающая атмосфера. И это все – очарование исторического Золотого кольца России.

Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.

Включите воображение и представьте, что мы находимся в атобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта, в которой отмечайте те города, в которых мы побываем.

II . Проверка домашнего задания.

Может, есть места и красивей

Средь заморских лесов и рек,

Только в сердце моём навек –

Золотое кольцо России

В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы

Слайд 3

В прошлом году мы с вами путешествовали по Москве. Вспомним достопримечательности Москвы. Слайд 4,5,6,7 .

III .Работа по теме урока.

1.Город Сергиев Посад.

-Мы едем на северо-восток. И прибываем в город Сергиев Посад - старинный русский город.
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе, с.89 по фотографиям, расположенным на доске)

Слайд 8,9.

(Памятник святому (Троице Сергиевская лавра)

Сергию Радонежскому)

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом. С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.«Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

(Рассказ учителя.)

Слайд 10,11,12.

Никольский собор Успенский и Горицкий монастырь

Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом.) Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота»..

Кто же прославил этот город? (Пётр I)

3) А теперь в Ростов .

Величаво и гордо течёшь ты река,

Река, на которой стоишь ты века,

Ростов - ты велик и прекрасен!

Не зря получил этот статус.

Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.90.)

Слайд 13,14,15.


Церкви и соборы Ростова Ростовский Кремль

Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

(Прослушивается запись колокольного звона)

В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью- это украшения с эмалью(Фото)

4.Следующая остановка на нашем маршруте - город Углич

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.91.)

Слайд 16,17.

(Воскресенский Монастырь)

Микроитог: Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В Угличе одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

    От Углича недалеко до Ярославля .

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе…

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.92.)

Слайд 18,19.

(Церковь Ильи Пророка)

Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

6. От Ярославля рукой подать до Костромы .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.93.)

Слайд 20.

Микроитог: Сейчас это крупный промышленный и культурный центр, у которого улицы расположены в виде веера. В той части, где ряды сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7.Физминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

8. Продолжая свой путь вдоль великой русской реки Волги, посетим еще один прекрасный город - Плес.

Жемчужина Поволжья,

Часами не устану я

Стоять у твоего подножья,

Тебе завидовать, любя

Гудки красавцев теплоходов,

Открытый взгляд крутых холмов,

Домов резные хороводы

Вокруг старинных куполов.

Слайд 21,22.

(Дом- музей И.И.Левитана)

Микроитог: Плес –это город художников. Особенно любил Плес И.И.Левитан. Свое название получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

9. А теперь побываем в Суздале .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 95 .)

Слайд 23,24,25.

(Музей деревянного зодчества)

Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль- всемирно известный город -музей. Есть знаменитый Музей деревянного зодчества Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

10. Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 96 .)

Слайд 26,27,28,29.

(Владимир Мономах-основатель Владимира)

(Успенский (Золотые (Дмитриевский

собор) ворота) собор)

Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола. З дание Золотых ворот в городе построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил боевой площадкой. Через Золотые ворота вступали в город возвращавшиеся с победой дружины, около Золотых ворот встречали князей – союзников, послов и купцов из других стран.

IV .Закрепление изученного с помощью теста.

Слайд 30,31.

-Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

А теперь проверим, как вы внимательно слушали, что запомнили.

-Чем славится Великий Ростов? (Колокольными звонами)

В каком городе любил бывать известный русский художник И.И Левитан?

Как вы думаете, почему наше путешествие называется кольцо? Почему «Золотое»?

2. Собери мозаику и узнай достопримечательность города.

Работа в парах.

3.Рефлексия.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Сегодня я узнал …

    Мне было интересно …

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Урок дал мне для жизни …

    Мне захотелось …

V .Итог урока

Наше маленькое путешествие завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

Каково же сегодня значение старинного города?

(Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине золотое наследие России! ).

Урок я хочу закончить стихотворением.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

На память о нашем уроке и о том, чтобы вы лучше помнили историю «Золотого кольца» дарю вам буклеты с достопримечательностями городов России.