Режим ребенка трех лет. Общение и познание окружающего мира

Малышу исполнилось 3 года, он активно двигается и, как губка, впитывает новые знания. Кажется, его энергии нет конца, но это ошибочное впечатление. Если родители не следят, чтобы ребенок вовремя поспал и поел, он будет быстро уставать, капризничать, умственное развитие замедлится. При правильном распорядке дня малыш в 3 года успеет получить максимальное количество знаний и навыков и при этом не переутомится. Если мама не станет препятствовать, малыш 3 лет с удовольствием будет целый день смотреть мультфильмы, а потом в голове у него образуется сплошная каша. Из-за длительного сидения на диване он не сможет израсходовать требующую выхода энергию, поэтому плохо поест и с трудом заснет.

Особенности развития трехлетнего ребенка

Ваш малыш стал активной личностью, он уже не принимает на веру каждое слово взрослых, начинает проявлять характер, упрямиться. Иногда можно услышать, что в 3 года дети становятся вредными. Они не вредные, они учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Что будет, если не послушаться маму? Насколько хватит бабушкиного терпения, если долго делать вид, что не слышишь ее просьбу? Становится очень трудно заставить ребенка сесть за стол, лечь спать. Большую помощь родителям окажет режим дня: в нужное время ребенок сам почувствует, что проголодался или хочет спать.

Малыш 3 лет хорошо научился передвигаться, для него не преграда небольшой ручеек, через который можно перепрыгнуть, или бортик песочницы. Он может забежать куда угодно, исследовать все укромные уголки, получить массу новых знаний и впечатлений. Избыток новой информации не принесет пользы: способности усваивать знания не беспредельны. Задача мамы – вовремя остановить ребенка, поместить его в привычную обстановку, успокоить, чтобы в детском сознании все разложилось по полочкам.

Карапузу в 3 года недостаточно общения с родителями, дедушками и бабушками, ему нужно научиться правильно вести себя со сверстниками. Если малыш не ходит в садик, обязательно водите его на детские площадки, именно там он получит первые уроки поведения в обществе. Он должен понять, что не полагается брать без спроса чужие игрушки, с горки нужно скатываться по очереди, а тарзанку нельзя занимать на целый день – другие дети тоже хотят попрыгать. Если сейчас не привить ребенку эти навыки, в будущем ему станет сложно общаться с одноклассниками, находить друзей.

Найдите время для сна, игр и отдыха

Составляя режим дня, за основу лучше взять сон. Оптимальное соотношение для 3 летнего малыша: 10 часов ночного отдыха и 2 дневного. Желательно, чтобы вечером ребенок отправлялся в кроватку не позже 21-22 часов, значит, проснется он в 7 или 8 утра. Днем его лучше укладывать после обеда, к этому времени он успеет утомиться и спокойно уснет.

Иногда дети уже в 3 года не могут заснуть днем. Если ночью они проспали не меньше 11 часов и весь день чувствуют себя бодро, не капризничают, можно разрешить и такой режим. Это, скорее, исключение, чем правило, его можно применять только тогда, когда все возможности усыпить ребенка исчерпаны, а он плачет, пытается вырваться из кроватки и просится пойти поиграть. Такова особенность нервной системы вашего малыша, и с этим придется смириться: ничего, кроме истерики у мамы и малыша, укладывание насильно не вызовет. Проблемы возникнут, когда ребенка отдадут в садик: не каждый воспитатель согласен приноравливаться к особенностям 3-летнего «анархиста».

У детей 3 лет часто возникают ночные страхи, они боятся засыпать в темноте. При ярком освещении отдых не будет полноценным. Чтобы успокоить ребенка, оставляйте в комнате ночник с приглушенным свечением.

Вот примерный распорядок дня для малыша 3 лет:

  • 7 часов – подъем, зарядка, гигиенические процедуры;
  • 8 часов – завтрак;
  • 8 часов 30 минут – игры, занятия;
  • 10 часов – пора на прогулку;
  • 12 часов – обед;
  • 12 часов 30 минут – дневной сон;
  • 14 часов 30 минут – подъем, умывание;
  • 15 часов – полдник;
  • 15 часов 30 минут – игры, занятия;
  • 17 часов – вечерняя прогулка;
  • 19 часов – ужин;
  • 19 часов 30 минут – спокойные игры, уборка игрушек;
  • 20 часов – купание и сказка на ночь;
  • 21 час – отход ко сну.

Вы можете изменить этот режим в зависимости от уклада жизни семьи и особенностей темперамента ребенка. Мама знает, когда ее малыш полон энергии и с удовольствием займется физкультурой, а когда он готов к интеллектуальным занятиям, требующим внимания и сосредоточенности. Постарайтесь, чтобы развитие не было однобоким, а отдых бездеятельным: маленький художник устал от рисования или лепки – займитесь подвижными играми.

Если собираетесь отдать ребенка в детское учреждение, узнайте, какой распорядок дня у группы детей в 3 года и заранее скорректируйте режим малыша, чтобы он максимально соответствовал детсадовскому. Остаться на целый день без мамы – огромный стресс для маленького человечка, еда и сон в привычные часы немного успокоят его.

Подвижные игры и занятия физкультурой лучше проводить на свежем воздухе: обязательно гуляйте 2 раза в день, общее время нахождения на улице должно составлять не меньше 3 часов. Выбирайте места, где много детей в возрасте около 3 лет, чтобы малыш учился знакомиться со сверстниками, играть с ними. Посмотрите, нет ли поблизости от дома навеса или крытой веранды, в дождливую погоду вы можете там почитать или порисовать. Зимой не укутывайте малыша, чтобы он с трудом шевелился, так он замерзнет сильнее, чем когда будет бегать в свободной одежде. Подвижные игры на легком морозце разожгут аппетит, а после еды малыша не нужно будет заставлять лечь в кровать: его глазки сами начнут закрываться.

Правильный режим дня нужен не только для малыша 3 лет, но и для мамы. Если ребенок проспал чуть ли не до полудня, несколько часов смотрел мультики, отказался от дневного сна, он замучает взрослых своими капризами. Когда карапуз укладывается спать днем в одно и то же время, родители могут запланировать на этот период какие-то дела или тоже отдохнуть после обеда. Составьте распорядок дня, удобный для всей семьи, и вы будете избавлены от детских причуд.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет: учимся играя

Вашему самому дорогому человечку исполнилось три годика. Малыш любознателен, задает много вопросов и знает около 1500 слов. В этом возрасте дети довольно самостоятельны физически и способны интеллектуально мыслить. С ними можно не просто играть, но и вести беседу.

Физиологическое развитие ребенка в 3 года

В этот период основные двигательные навыки малыша уже хорошо развиты. Ребенок не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах. В этом возрасте он делает первые попытки подпрыгнуть на одной ноге, а вот перекатываться с пятки на носок могут практически все. Более того, он прекрасно управляет своим телом и может одновременно выполнять несколько движений, например, подпрыгивать и хлопать. Ближе к 4 годам кроха уже довольно ритмично двигается под музыку, марширует.

В этом возрасте самое время прививать малышу любовь к спорту. Например, художественная гимнастика прекрасно развивает гибкость, силу и координацию.

К концу третьего года рост ребенка – 99-110 см, а вес – 15-20 кг. Костная ткань еще недостаточно крепкая, поэтому первые искривления позвоночника наблюдаются именно в этом возрасте. Не стоит заставлять малыша долго сидеть, так как ему еще тяжело держать равновесие. Детям очень нравятся активные подвижные игры, которые способствуют физическому развитию.

Речь развивается довольно быстро: в этом возрасте дети используют различные части речи (существительное, прилагательное), правильно называют части тела и предметы, способны их обобщать, например, кукла и мишка – это игрушки.

Психологическое развитие трехлетнего ребенка

Нервная система становится крепче и устойчивее. Вырабатывается выносливость и терпеливость, усидчивость. Общение со сверстниками приносит радость. Малыш часто подражает в этом возрасте взрослым.

Большинство детей в 3 года уже ходят в детский сад или посещают различные кружки, поэтому общение со сверстниками для них незаменимо.

Малышам в этом возрасте еще не свойственно контролировать свои эмоции. Если он обижен или рассержен, он кричит, плачет, капризничает. Радость сопровождается визгом и хлопаньем в ладоши. В этом возрасте впервые проявляется чувство страха. Дети научились различать понятия “хорошо” и “плохо”. Они знают, кто в семье за что отвечает.

Что же должен уметь ваш ребенок к 4 годам:

  • считать до трех, владеть понятиями высокий-низкий, маленький-большой, знать основные цвета и геометрические фигуры;
  • подбирать предмету “пару” по заданным признакам, сравнивать их по величине, цвету и форме;
  • находить различия в картинках или между предметами;
  • складывать пазл из 2-4 частей;
  • классифицировать предметы по группам (мебель, игрушки. посуда);
  • знать свое имя, а также имена родных;
  • называть животных и описывать их действия;
  • управлять голосом (говорить тише-громче);
  • иметь понятие об овощах, фруктах, прочих продуктах.

Мамы трехлетних детей редко бьют тревогу, когда малыши все еще лепечут, вместо того, чтобы говорить слова внятно (не выговаривая лишь пару звуков). Бабушки характеризуют это просто: “Еще выговорится”. Своевременное обращение к неврологу может помочь диагностировать патологии, являющиеся причиной неправильного произношения. В любом случае необходима консультация логопеда.

В сутках всего 24 часа, и за это время нужно успеть развивать природный интеллектуальный и физический потенциал малыша, правильно распределить отдых и активность, а также рационально пополнить запасы энергии.

Режим дня направлен для обеспечения нормального психического состояния ребенка, когда события предсказуемы для него и понятны.

Три года — это особый переломный период , из простого наблюдателя малыш становится активным участником событий, а в некоторых случаях и их создателем. Кругозор расширяется, и родителей/родственников уже недостаточно, возникает природная необходимость в социализации, общении со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Начинает формироваться личностный опыт, словарный запас расширяется, что непосредственно связано с более точной работой мелкой моторики (пальчиков) и общей двигательной активностью. Именно в этом возрасте принято отдавать малыша в детский сад или развивающие кружки, считая данный период оптимальным для разлуки с родителями на несколько часов, не приносящей ребенку какого-либо дискомфорта.

Утреннее пробуждение

Залогом доброго утра станет полноценный сон . Просыпаться желательно от 6.30 и до 8.00. Универсального времени нет, ведь каждая семья имеет свой график. Нелогично пробуждаться в шесть часов маме и малышу и ждать когда все остальные проснутся в семь.

Над кроватью ребенка можно повесить календарь, где указан месяц, число, день недели, каждое утро проговаривать с ним и менять движущиеся цифры. Это не только поможет быстро ориентироваться во времени, но и сделает плавным переход ото сна к дальнейшим процедурам. Переодевание и уборка постели приучает к первой бытовой самостоятельности. Для пижамы необходимо выделить шкафчик, чтобы малыш мог свободно её положить. Взрослый показывает, как правильно складывать. Ребенок посильно участвует в уборке своей кровати.

Водные процедуры

Проходят как после сна, так и перед сном. Для успешного овладения зубной щеткой, в ванной на стенке развесить последовательность процесса в виде фото с ним или обычных картинок, где малыш сможет по визуальной инструкции все повторить.

Затем происходить утренняя гимнастика, простые детские стихи сопровождаются движениями рук, ног, шеи, туловища. Также, для развития когнитивных способностей, включать спокойную классическую музыку или песни из мультфильмов. Зарядка длится около 15-20 минут .

Питание

Завтрак, обед и ужин должны проходить в одно и то же время с максимальным смещением в полчаса. Утренний прием пищи — до 9.30, обед с 12 и до 13.00, легкий полдник происходит после дневного пробуждения, ужинать лучше не позже 19.00, или за 2 часа до сна.

Четырехразовое питание поможет сформировать навыки здорового образа жизни и в течение всего дня не испытывать чувство голода. Если же возникает необходимость в перекусе, то лучше использовать фрукты, орехи, йогурт.

Свободное время

После завтрака, полдника, ужина всегда есть несколько часов для обучения бытовым навыкам, интеллектуальных занятий, также прогулке на свежем воздухе. Чтобы успевать совмещать хлопоты по дому и полноценному развитию ребенка не нужно выбирать приоритеты и посвящать себя одному занятию.

После завтрака предложить малышу губку, показать её свойства впитывать и выжимать. Мудрая бабушка Мария Монтессори основала свою методику раннего развития на повседневных привычных процедурах, от которых не нужно отстранять ребенка.

Когда кухня в порядке можно совместно с ребенком полить цветы, постирать в мыльной пене, отсортировать вещи, знакомя его с разными текстурами – гладкой, шершавой, мягкой, колючей, жесткой, плотной, тонкой. Любое занятие для ребенка в трехлетнем возрасте, это познание новых процессов и устройств . Загрузить вещи в стиральную машинку и наблюдать за вращением барабана, объяснять за счет чего это происходит на доступном ему уровне или включить пылесос показать, как быстро мусор перемещается в мешок.

Рисование красками, мелками, карандашами и фломастерами происходит под наблюдением взрослого. Это же правило действует при работе с глиной, пластилином и кинетическим песком. Дети такого возраста уже не пробуют все на вкус, но иногда такое желание может их посетить. В три года малыши быстро осваивают языки, с удовольствием играют на ксилофоне, бубне, губной гармошке и других инструментах. Музыкальные занятия лучше проводить в первой половине дня, это же касается активных подвижных игр, просмотра мультфильмов и познавательных передач.

Прогулка на свежем воздухе имеет решающее значение в правильном формировании здоровья, а также в процессе реабилитации после различных заболеваний. В зависимости от времени года и температурных режимов регулируется время таких походов. Они должны длиться не менее двух часов проведенных на улице, и сопровождаться физической активностью ребенка.

Детские площадки, открытые развлекательные центры, катки, пляжи с разнообразными лестницами, батутами и тренажерами, прекрасные места для развития крупной моторики и получения первых навыков общения с другими детьми. После прогулки, где малыш исчерпал всю свою энергию, он с удовольствием и без принуждения съест весь обед и заснет крепким дневным сном, который длится около 2.5 часов .

Вечер

После полдника и до ужина, если позволяют погодные условия (пределы -10 и +30, при отсутствии штормовых предупреждений и проливных дождей) с малышом можно отправляться на прогулку. По количеству времени она должна быть дольше дневной. Катание на велосипеде, самокате в теплые вечера, зимой заменят морозные спуски на санках и лепка снежной бабы.

После ужина время для спокойной деятельности. Прочтение и обсуждение стихотворений, сказок, конструирование из пластмассовых и мягких блоков, лепка или рисование, сюжетно-ролевые игры, лото, домино, мемори, стоит выбрать одно/два занятия, чтобы нервная система малыша готовилась к плавному переходу к ночному сну.

До 20 часов осуществляется просмотр последнего мультфильма, желательно классической сказки без современных монстров, роботов, инопланетян.

Подготовка ко сну

Игрушки и книжки расставляются на места, затем следуют водные процедуры и подготовки спального места. Завершить день лучше сказкой, не позже 20.45, которую ребенок сам может выбрать из предложенного разнообразия книг.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет.

Хорошо известно, что распорядок дня ребенка, вне зависимости от возраста - это залог не только его физического и эмоционального здоровья, но так же более рационального распределения бодрствования и отдыха. Неправильно думать, что режим обязателен лишь для детей до двух лет, по достижении ребенком трехлетнего возраста, его двигательная и умственная активность значительно увеличивается, а значит, требуется четкий дневной распорядок.

Прежде чем говорить о режиме дня для трехлетки, нужно понять, какие физические и интеллектуальные изменения характерны для этого возрастного периода. Поскольку возраст трех лет является своего рода ступенькой в новый жизненный этап с новыми возможностями и умениями, режим дня необходимо корректировать в соответствии с этими особенностями.

На четвертом году жизни ребенок открывает для себя самое главное и интересное – социум. И если до трех лет он лишь наблюдал за жизнью общества, то теперь готов принимать в ней самое активное участие. В этом возрасте малышу уже недостаточно родительского окружения, он нуждается в увеличении социальной группы. Кроме того, в это период значительно возрастает двигательная активность ребенка, он с удовольствием играет в подвижные игры, залазит на небольшую высоту и прыгает вниз. Теперь ему хорошо удаются бег, катание, ползание через препятствия, продолжительная ходьба.

Как видим, новые умения, а также переориентировка на открытое общение предусматривают более рациональный режим дня. Если ребенок посещает детский сад , то будет проще поддерживать режим, принятый в дошкольных учреждениях. Естественно, главным в распорядке дня трехлетнего непоседы должен быть дневной сон . Именно он является обязательным условием сохранения здоровья и работоспособности малыша. В три года дневной сон можно сократить на полчаса-час, укладывая ребенка спать не менее чем на два часа.

Что касается питания, то в трехлетнем возрасте дети должны принимать пищу не реже четырех раз в день. При этом следует соблюдать регулярность и не отклоняться от часов кормления более чем на 30 минут. Таким образом, идеальным режимом питания трехлетки будет четырехразовый прием пищи: завтрак – 8.00-8.15, обед – 12.00-12.15, полдник – 15.30 и ужин в 19.00. Нужно воздерживаться от перекусов в неурочное время, особенно сладким и мучным.

Если ребенок не посещает садик, то прогулка на свежем воздухе в любую погоду должна составлять от часа до двух перед дневным сном и не менее двух часов вечером. В плохую погоду есть соблазн усадить малыша перед телевизором и спокойно заняться своими делами. Однако не нужно злоупотреблять просмотром телевизора или компьютера, даже если это познавательные мультфильмы или телепередачи. После получасового просмотра обязателен отдых, без разницы, активный или пассивный (чтение, игры, сон, рисование и т. д). Перед вечерним отходом ко сну не следует возбуждать нервную систему малыша громкой музыкой или мультфильмами с захватывающим сюжетом . Лучше вместе почитать сказку после принятия теплой ванны. Оптимальное время отхода ко сну для ребенка трех лет – 21.00-21.30.

Если малыш находится какое-то время дома, старайтесь придерживаться режима, установленного в детском саду. Это позволит ребенку полноценно отдыхать, а родителям выделять время для себя.