Ребенок не хочет в детский сад. Что нельзя делать родителям, если ребенок не хочет идти в сад

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  • Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  • Боится, что его не заберут из садика.
  • Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  • Боится воспитателя.
  • Его обижают в саду.
  • В садике малыш чувствует себя одиноким.
  • Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

    Что делать, если в садике?

    Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

    Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  • Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  • Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  • Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
  • Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

    Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

    С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

    Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

    Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

    Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

    Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  • Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  • Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  • Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  • Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  • Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
  • Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

    Подготовка ребенка к детскому садику

    По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

    Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  • Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  • Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  • Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  • Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
  • И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

    Первый день в детском саду

    Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

    Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  • Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  • Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  • Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  • Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  • В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  • Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.
  • Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

    Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

    Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

    Ребенок плачет по дороге в садик

    Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

    Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

    • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
    • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
    • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.
    Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

    Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

    • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
    • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
    • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
    • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
    • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
    • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
    • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.
    Распространенные ошибки родителей

    Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  • Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  • Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  • Шантажируют садом.
  • Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.
  • Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

    «Не хочу в са-а-д-и-и-к ! Не пойду-у-у-у !». Эти проникновенные слова, исполненные на выворачивающей душу ноте, предназначены вам ежеутренне. Бывает, с ними вместе вы услышите перечень самых настоящих симптомов: боли в животике, головная боль, тошнота. Тошнит, то есть, от садика. И это не самый тяжелый вариант. Бывает плохо и по настоящему: с температурой, поносом. Могут напомнить о себе хронические болячки.

    Как тут быть? Ну, прежде всего, выяснить причины упорного нежелания вашего чада присоединиться к сообществу. Обстоятельства, вызывающие вышеупомянутое упорство, могут быть следующие:

    Изменение стереотипов

    Как это ни странно, именно дети, казалось бы, эталон стремления к переменам, хуже всех эти перемены переносят . Привычный распорядок, в котором все знакомо и предсказуемо - это основа, фундамент, на котором покоится уверенность в себе и окружающих. И вот, ситуация выходит из-под контроля - с мамой приходится идти или даже ехать к незнакомым людям, где оказывается много детей (обратите внимание - не один, центр общего внимания, а много). Мама целует, успокаивает, говорит, что придет, но все равно УХОДИТ! А когда придет неизвестно, а вдруг не придет! И все вокруг незнакомое, неизвестное, опасное.

    Что надо делать

    Главное здесь - постепенность . Режим придется менять. Если ребенок «сова» (поздно засыпает и просыпается) помогите ему (постепенно!) стать «жаворонком». Это не так трудно, как кажется и занимает не больше недели.

    Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман.

    При резкой смене привычного распорядка постепенность достигается сохранением фрагментов старого привычного образа жизни. Лучше всего - договориться с администрацией детского сада о присутствии в группе одного из родителей (обычно мамы) в течение первых дней. Во многих садах такое соглашение администрации с родителями - обычная практика. В детских садах, практикующих вальдорфскую педагогику, присутствие родителя в группе в первые десять дней - настойчивая просьба, почти требование.

    Бывает так, что это невыполнимо. В этом случае нужно продумать о каком-нибудь любимом предмете , который будет хранить и передавать малышу тепло родного дома. Это может быть мягкая игрушка, без которой он не засыпает, еда, к которой он привык, в аккуратном контейнере (яблоко, например, или морковка). Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман. Если, вдруг набегут грустные мысли, достаточно будет взять его в ладошку и вспомнится мама, любимая кошка, игрушки.

    И грусть развеется.

    Изменения в диете

    У каждого наверняка сохранились воспоминания о нелюбимой пище , с которой приходилось сталкиваться в детстве. Общеизвестны проблемы с пенками в молоке, киселем, манной кашей, луком в супе. Неприятие некоторых из этих продуктов доходит до клинических вариантов, рвоты, например. Воспитатели это понимают не всегда. Прием пищи в детском саду действие коллективное, отстающих подгоняют. Столкновение с нелюбимой пищей в таких обстоятельствах, мягко говоря, чревато последствиями.

    Что надо делать

    Поговорите с воспитателями. Выясните, с какими видами пищи возникают проблемы, и какие. Бывает, что достаточно отделить от блюда «несъедобную» часть (выловить лук из супа). В случае категорических отказов, воспитательница не должна настаивать на принятии пищи . В этом случае голод полезнее. Перед уходом в садик необязательно завтракать - больше шансов, что завтрак в коллективе пройдет в атмосфере здорового притяжения к еде.

    Если правила, действующие в саду, разрешают приносить еду из дома, это должны быть подготовленные к употреблению овощи (морковь, огурец) или фрукты (яблоки, груши, бананы). Сладости (конфеты, кондитерские изделия) даже если их разрешают, давать не надо, они, конечно, отвлекут от грустных мыслей, но аппетит, и без того плохой, угробят окончательно. Кроме этого, будет испорчен психологический климат в коллективе.

    «Плохая» воспитательница

    Это одна из самых серьезных проблем. Решать ее желательно до того, как ребенок пойдет в сад. Специалисты рекомендуют, принимая решение о том, в какой садик отдать ребенка, обязательно узнать поближе руководителя учреждения, какие игрушки предлагают детям и (обязательно!) будущую воспитательницу. Именно она будет заменять вас малышу, пока вас нет рядом. Бывает всякое: иных воспитательниц дети любят как родных и тянутся к ним всей душой, только и говорят о них дома, летят к ним, как на крыльях, а других не принимают, сторонятся.

    Что надо делать

    Первое, это выяснить причины неприязни . Расспросы чаще всего дают мало информации - рассказывать ребенок пока не умеет, у него мало слов, в которые он мог бы облечь свои впечатления. Выход - ролевые игры. Дома вечером, когда ребенок успокоится, поиграйте с ним в детский сад. Персонажами будут игрушки малыша - куклы, животные. Готовьтесь к впечатлениям, вам предстоит узнать много нового. Не ограничивайте фантазию маленького Главного режиссера - пусть он сам выберет, кем ему быть: самим собой, кем-то из группы, или воспитательницей. Той самой.

    Смысл происходящего постепенно прояснится.

    Поговорите с воспитательницей. Если это ничего не даст и конфликты продолжатся, если вечерние игры в садик высветят, что вашего малыша обижают, не слышат, другие дети безнаказанно дразнят его, придется принимать решение о переводе в другую группу или другой сад. При этом разумнее менять сад, а не группу. В детских садах (как и в любом коллективе) действует негласная корпоративная солидарность, на преодоление которой лучше не тратить силы.

    Противостояние коллективу

    Бывает и так. Ребенок не может наладить отношения с коллективом , держится один. Это может быть особенность натуры - у всех индивидуумов разная тяга к общению с себе подобными, а проявляются эти качества рано. Кому-то необходимо общество, слушатели, а кому-то , наоборот интереснее одному. И все же если в течение года сохраняется дистанция между вашим ребенком и остальными детьми, пресловутая «стеклянная стена», и ребенок не участвует в жизни коллектива, ограничиваясь наблюдением, имеет смысл обратиться к психологу - возможно, это говорит об аутических наклонностях.

    Что надо делать

    Если ребенку не удается наладить дружбу с другими детьми, то дело требует вашего вмешательства . Приступайте к расширению круга общения вашего чада. Присмотритесь к детям в группе, маленьким не свойственно скрывать эмоции, и вы быстро выясните предмет симпатий вашего малыша. Познакомьтесь с ним и его (ее) родителями. Пригласите в гости. Помогайте вашему «дикаренку» освоить азбуку общения, принимая активное участие в их играх. Вы увидите - скоро он сам научится знакомиться, поддерживать дружбу.

    Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений.

    Необходимо постепенно приучать ребенка к тому, что без мамы рядом можно не только обойтись, перетерпеть, дождаться ее прихода. Можно заняться интересными играми и вообще не скучать. Привлеките папу или бабушку. Придумайте какое-нибудь развлечение, которому они посвятят время, пока вас нет. Очень полезны посещения студий раннего развития , где дети постепенно осваивают навыки коллективной жизни в компании с мамой. Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений - командной игры, похода.

    А этого делать нельзя

    1. Допускать провокации, позволять ребенку уговорить себя . Вы дошли до входа в детский сад, преодолев мучительное сопротивление (стоны и жалобы). В последний момент, перед дверью в садик вы сдаетесь и возвращаетесь. Имейте в виду: за этим последуют большие проблемы. Ребенок смекнет, что может взять «горлом» все желаемое. В следующий раз вы столкнетесь с тем же самым, но гораздо громче и дольше.

    2. Приводить ребенка в садик не каждый день . А, например три или даже два дня в неделю. В детский сад нужно обязательно ходить КАЖДЫЙ день (кроме выходных и праздников). Можно уходить из садика пораньше. Например, забирать ребенка после обеда (не оставляя на дневной сон). Это можно делать первую неделю, даже месяц. Когда вы почувствуете, что малыш адаптировался, оставляйте его поспать днем.

    3. Допускать, чтобы ребенок почувствовал, что вы боитесь разлуки с ним . Не говоря уже о проявлении таких эмоций. Слезы при расставании испортят весь день. Дети чувствуют малейшие перемены в настроении и очень восприимчивы к эмоциям. Постарайтесь внушить себе спокойствие и уверенность, что с ребенком будет все в порядке - и эта уверенность перейдет к вашему малышу.

    анонимно , Женщина, 35 лет

    Моей дочери 2,5 года, пошли с сентября в детский сад. Привыкли постепенно-сначала на прогулку, потом 2ч, 3ч,до обеда. Оба воспитателя не могли нарадоваться как все гладко, как она все сама умеет и есть, и на горшок, и одеться-раздеться на прогулку. После того как остались на сон час начались проблемы. Ребёнка как подменил. Начинает кричать, что не пойдёт в садик ещё на полдороге, в сад заходим с криками, там цепляется за меня, кричит чтобы не уходила, забивается в угол, повторяет что не останется, когда видит воспитателя в истерике бросается на пол, извиваясь. Я вообще в шоковом состоянии из садика ухожу, я не видела своего ребёнка таким. Не соглашается даже без сончаса оставаться, даже на час, даже просто покушать с ребятами, уже даже при слове садик истерика. До этого жаловалась, что ее с коврика прогоняют девочки, толкает маша, мальчик пнул в живот. Я говорила с ней, успокаивать,обьясняла, что они маленькие, не воспитали родители, чтобы и сама бобойчее была,говорила с воспитателем. Воспитатель отрицала все события, говорит они сразу такое пересекают. Мне казалось мы решили с дочкой это все, договорились и обговорили. Но в своих материках она говорит, что большие ребята обожают, что она там одна. Я заметила, что она стала употреблять это слово - одна. Дома у неё тоже стресс. У нас маленький ребёнок, девочка 3месяца. Старшей сложно, ревнует. Стараюсь говорить, что люблю часто. А тут вообще стала писаться ночью. Днём сама писать ходит на горшок, когда хочет, горшок моет даже за собой всегда. Ночью тоже до этого просыпалась и пробилась на горшок, уже давно не писаем в кровать, с 1,8 года. Перестала водить на сон час, забирают в 12. Но и дома она стала отказываться спать днём, а ночью во сне хнычет, говорит, чтобы ее не оставляли, что никто не любит. При этом на занятия английским в детский клуб ходит с охотой и радостью, там я оставляю ее на 30 мин, занятие ведет педагог в группе детей возрастом от 2,5 до 4 лет. Помогите советом, стоит ли водить ребенка в детский сад, если да, то на сколько, что можно предпринять, чтобы облегчить ребенку адаптацию, чтобы ребенок пришел в норму, у меня уже паника.

    Здравствуйте! С такими ситуациями, как у Вас, я сталкиваюсь довольно часто. И всегда, в первую очередь говорю родителям о том, что до 3 лет ребёнок представляет диаду, т.е. единое целое с матерью и, и если нет срочной необходимости, с детским садом нужно подождать. Тем более, в Вашем случае я увидела опасность невроза, ребёнок не выдерживает разлуки с Вами. В детский клуб ходить можно, и Ваша девочка туда ходит спокойно. Спокойно она и ходила в сад, пока там не пришлось спать, и ребёнок забеспокоился, т.к. спала она до этого только дома. И теперь каждый раз она думает, что её оставят в саду без мамы надолго. Тем более, рождение сестры усугубляет тревогу:вдруг она уже не нужна маме? Заберите ребёнка из сада, водите в клуб, успокойте её своей близостью, пусть она будет дома с Вами и сестрой. А чуть позже, после 3, снова предложите ей садик. Не спешите. Желаю Вам терпения, мудрости и любви!

    Трудности привыкания малыша к детскому саду порой доставляют родителям много волнений и хлопот, иногда приходится даже обращаться за советом к психологу. На сайте Det-sad.com , посвященном детским садам, психологи-консультанты не раз разбирали письма обеспокоенных родителей. Публикуем наиболее яркие вопросы-ответы.

    Не хочу в детский сад!

    Всем здравствуйте! Может быть, вы знаете, как нам помочь? Моей дочке 2 года 4 месяца. Она очень эмоциональная и застенчивая девочка, сильно привязана к маме, и даже с родственниками ведет себя настороженно. В детский сад мы пошли 1 сентября при полном параде. Давно мечтали о детском садике, о новых друзьях, ждали, пока подрастем. Заранее перешли на садовский режим дня, постоянно разговаривали о тете-воспитательнице, к которой можно будет подойти с любым вопросом или проблемой, пока мамы не будет рядом.

    Но в первый же день нас постигло разочарование. Мне не дали даже попрощаться с ребенком, просто унесли в группу и закрыли дверь. Ребенок еще долго стоял под дверью и кричал: "мама". Забрала я ее через пару часов. Дома поговорили с ней, договорились, что завтра снова пойдем, но уже нормально попрощаемся и расстанемся без слез. Так и вышло. Воспитательница стала настаивать, чтобы я оставляла ее на более длительный срок. На третий день я забрала ее после обеда, всю в слезах. Каждое утро у нас начиналось со слов "не хочу в садик". Прошло 3 недели. Дочка еще ни разу не оставалась на сон (категорически отказывается), но воспитатель говорит, что в детском саду так не положено и настаивает. Девочка стала плаксивой, замкнутой, раздражительной. Не отпускает меня ни на минуту, перестала общаться со своими прежними друзьями во дворе, говорит, что все дети плохие. По ночам часто просыпается с криками, плачем.

    Зовет маму и твердит, что не хочет в детский садик, что в садике плохо. Что именно "плохо", выяснить не получается (она еще не все слова говорит). Снова начала писаться по ночам. Невролог выписала сильнодействующие успокоительные. А в садике твердят, что все детки через такое проходят и не надо особо обращать внимание на ее капризы. Подскажите, пожалуйста, как быть.

    Прекрасно, что вы сами чувствуете: "не обращать внимание" не получится, да и ни к чему. Я бы посомневалась и насчет таблеток — зачем ребенку такой сильный глушитель? У детей очень хорошо работают механизмы саморегуляции. И если ребенок что-то делает и как-то себя ведет — можете быть уверены, ему так необходимо делать. Ну, не делают детки ничего лишнего. Это нам, взрослым, иногда кажется, что ребенок "чудит". А у них все очень даже целесообразно. Просто мы не всегда понимаем, в чем суть. Эти простые и естественные механизмы и позволяют детям приспосабливаться к новым ситуациям. Посмотрим, что делает для приспособления к новой жизненной ситуации ваша девочка.

    Плачет, "не хочу в садик", замкнулась, стала раздражительной, боится отойти от мамы, прекратила контакты с детьми, нарушился сон, писается по ночам. В принципе, общая тенденция нормальная. Девочка осваивает новую ситуацию , все силы брошены на решение новых задач, при этом происходит возврат (временный) на более раннюю ступень развития так, будто она вдруг стала младше. Посмотрите, насколько это разумно и логически красиво! Сэкономленная энергия перебрасывается на обработку отношений с новым окружением — воспитателем, детьми в группе. Как только девочка адаптируется (задача решена), все старые навыки и умения к ней вернутся. Она снова станет такой, как была до сада.

    Если же начать глушить дитя таблетками, ничего не обработается, задача не будет решена (в худшем случае до самой пенсии). Да, она будет вести себя спокойнее. Да, будет отпускать вас. Да, будет спокойно спать. Но какой ценой? Цена достаточно высока. Проблема не решается, а загоняется внутрь маленького человека. К чему это приведет? Возможные варианты: болезни, психологические проблемы, зажимы, комплексы и тому подобное. Зачем это вам?

    В вашем вопросе есть один интересный момент, который часто в подобных случаях опускается: как вы лично переживаете процесс привыкания (или не привыкания) дочки к садику? Что вы чувствуете по этому поводу? Насколько сильны ваши чувства? Какие у вас есть ожидания?

    Казалось бы, причем тут это? Очень причем. Ваши чувства проявляются вовне, хотите вы этого или нет. То, о чем вы много думаете, да еще и очень эмоционально, всегда приближается к вам, притягивается, просто потому, что вы уделяете вопросу много внимания.

    Если у мамы есть глубокая уверенность в том, что ее ребенок гибко приспосабливается к новым ситуациям, что ему по жизни интересно все новое (а это так на самом деле и есть — у детей особенно!), такая мама и ведет себя соответственно. Какие-то неуловимые детали, жесты, мимика, интонация, выражение глаз — все говорит ребенку (и другим тоже) о том, что вот — это моё дитя, оно такое прекрасное, совершенное, с такими прекрасными возможностями и способностями, она растет, развивается, учится, меняется и остается замечательным, неповторимым человеком.

    Это о доверии к ребенку и его возможностям, о доверии к себе, об уверенности — вашей. Ваша уверенность — очень важная вещь для вашего ребенка, но для вас — просто критическая, главная.

    Вернемся к саду. Предполагаю, что реальность разрушила ваши ожидания по поводу садика — картинка, которую вы рисовали, оказалась неточной, мягко говоря. Ваше разочарование, о котором вы упоминаете, в данной ситуации желательно как можно быстрее обработать — ведь вы не обязаны были абсолютно точно угадать, как будет там, в неизвестном саду? Вот и садик не обязан быть таким, каким вы его себе представляли. И воспитательница имеет право быть другой — не лучше или хуже, а просто другой. Согласитесь, если бы жизнь разворачивалась в точности по нашим расчетам, скольких приятных сюрпризов мы бы лишились! Простите этот сад за то, что он оказался жестче, чем хотелось — и отпустите свое разочарование на все четыре стороны, освободите его, пусть улетает. Теперь вы сможете вернуться в реальные обстоятельства и принять их, как есть. Что тут можно предпринять?

    Можно заменить таблетки паузой — каникулами. Например, пару недель посидеть дома, а потом снова пойти в группу. Таким образом мы дадим ребенку дополнительное время на переваривание информации. Далее, вы не оставляете девочку на тихий час — это тоже прекрасный способ дать ребенку возможность более плавно привыкнуть к саду. Она хочет быть как можно чаще с вами? Прекрасно, пусть будет, пока ей это так нужно. Дайте ей возможность убедиться на деле, что вас с нею нет только в саду, в остальное время вы в свободном доступе и никуда не исчезаете.

    Еще немного о доверии к себе и ребенку . Я очень рада, что у вас с этим порядок. В вашем письме упоминаются два советчика — воспитатель и врач. Вы поступаете просто гениально — слушаете их советы и поступаете так, как решаете вы и дочка. Это, по меньшей мере, мудро. Они действительно советчики, со своим опытом и знаниями. Но решение принимаете вы и дочка. Молодцы! (Я, с вашего позволения, причисляю себя тоже к советчикам.).

    Ребенок не адаптируется к детскому саду

    Добрый день! Моему ребенку 4 года, мы стали ходить в детский сад в 1 год 10 месяцев. У ребенка плохой иммунитет, мы постоянно болели и продолжаем болеть. У нас есть подозрение на бронхиальную астму, мы сейчас обследуемся, т.к. часто болел бронхитом обструктивным. Мы ходим мах 10 дней, и 2-3 недели болеем. Летом не болеем вообще, за 4 месяца он не болел ни разу.

    В этом году пошли 15 сентября, отходили неделю и заболели на 2 недели. Потом вышли на 4 дня, и у ребенка началась рвота в детском саду, с промежутками в 2-3 дня. Мы сдали все анализы, сделали узи желудка, все ок. Выяснили, что ребенка пичкали едой насильно. Мы воспитателям высказали, чтоб не кормили насильно.

    Появилась новая проблема: ребенок перед детским садом хочет какать уже 3 дня подряд, даже если дома только что сходил. Я думаю, на нервной почве. Их заставляют самих вытирать попу, а мой ребенок переживает, что плохо вытрет. У нас закончилась бумага, воспитатель дала ему чужую и сказала: не рви много, чужая ведь. Дома я его приучаю самому вытирать.

    Ребенок не хочет ходить в детский сад, он комплексует, боится, что его будут ругать, что он не так что-нибудь сделает. Воспитатели на мою просьбу помочь ему адаптироваться после лета не прилагают никаких усилий. Каждое утро он плачет и просит меня подождать, когда он покакает. Ребенок очень переживает, а они списывают это на адаптацию к детскому саду. Подскажите, как помочь моему ребенку адаптироваться и реже болеть.

    Отвечает Ольга Сергачева, детский психолог:

    Здравствуйте! В вашем случае, думаю, следует уже говорить не об адаптации ребенка к детскому садику, а о последствиях плохой адаптации (или скорее дезадаптации). Частые заболевания (в том числе и ОРЗ и простой насморк) в вашем случае скорее психосоматические, т.е. основная причина — психологические проблемы . Если не решить эти проблемы, то заболевания будут продолжаться и усложняться. Появление таких симптомов, как рвота и желание покакать, говорит, что в настоящее время проблемы серьезные (так можно и до невроза дойти). Весь организм ребенка уже просто кричит — мне плохо, помогите мне! Детский сад для ребенка сейчас уже является стресс-фактором, который запускает весь механизм проблем. Врачи и таблетки в данном случае не являются единственным способом решения проблемы — вы устраняете симптомы, а не причину.

    Обязательно, просто необходимо обратиться к детскому психологу . Ребенку необходима психологическая помощь, работа с психологом. Если в детском саду вам согласны помочь и поработать с ребенком — хорошо. Если нет — ищите другого детского психолога и идите за помощью. Воспитатели и заведующая в лучшем случае будут соглашаться с вами и делать то, что для них не сложно. В наших детских садах много детей, и воспитатели не нацелены на индивидуальный подход, особенно со сложным ребенком. Проявляйте активность сами. Вам сейчас очень трудно, вы очень устали, много переживаний и хлопот, но вашему сыну еще сложнее — он маленький и беззащитный в этом сложном окружающем мире. Постарайтесь собрать все свои силы, всю свою любовь и вместе с походами к врачам и детским психологам находите время, чтобы дарить своему сынишке нежность, заботу, минуты ласки и любви. Он в этом сейчас так нуждается.

    Адаптация к детскому саду через плач... Зачем?

    Здравствуйте! Посоветуйте, как быть? Мы два дня ходим в ясли (сыну 1 год 8 месяцев). В первый день воспитатель взяла сыночка на руки и унесла в группу, мне не дала его завести, сказала, уходите быстрее (детский сад государственный). У сына это вызвало страшный плач (или истерику), ужас какой и очень долгий. Я думала, мне дадут его завести, ознакомить — он вообще у нас перестал меня куда-либо отпускать после того, как мы лежали в больнице, под капельницей. Я опешила, он ко мне, а воспитатель его в группу: идите, у нас не положено. Через час я его забрала, надо было через два, и сказала, что завтра останусь с ним, она согласилась. Снова пришли — воспитатель была настроена против уже, чтобы я была, я ее уговорила разрешить остаться мне на завтрак. Когда сыночек отвлекся на игрушку, я ушла, но плач был слышен на улице. Неужели надо приучать так, через плач? Сыночек, вижу, уже ко мне относится по-другому, все больше к папе, а два дня назад все было наоборот. Может, это я преувеличиваю, и пусть поплачет, как они говорят, и привыкнет. Но почему-то я не согласна с этим, хочу первое время походить с ним, они пока не разрешают. А муж говорит: он привыкнет, что ты рядом, тогда совсем не сможешь уйти, и сколько ты будешь так с ним ходить? Но ведь это же стресс для него. Разве так должно быть, не знаю? Или лучше повести в сад через год? И опять муж не согласен, говорит, вот там коллектив, пусть привыкает. Спасибо.

    Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

    Дорогая мама! Очень меня тронуло ваше письмо. Я с вами полностью согласна. Не должен ребенок плакать. Мы детей рожаем не для того, чтобы им было плохо, а для того, чтобы они радовались жизни (желательно вместе с нами), чтобы им жить было интересно и приятно, а не страшно и больно. Поэтому ситуацию с яслями я бы посоветовала срочно изменить: либо найти другие ясли, с более гуманными и понимающими воспитателями, либо посидеть еще дома какое-то время. В 1 год 8 месяцев у среднестатистического ребенка потребность в общении со сверстниками выражена еще слабо, она постепенно растет, достигая своей первой вершины в 4 года. Сейчас для вашего малыша гораздо важнее отношения с мамой и папой, ближайшими людьми, а сверстники интересны, но не настолько, чтобы проводить с ними весь день.

    Бояться вырастить "маменькиного сыночка", который в 15 лет будет держаться за мамину юбку, в вашем случае не стоит. Приблизительно в 2-2,5 года наступает время, когда ребенок учится "отрываться" от родителей, прежде всего от мамы. Всевозможные "я сам" становятся все чаще, ребенок примеряет роль самостоятельного человека, ему интересно учиться делать все самому, интересно попробовать отойти от мамы подальше — и в буквальном, и в переносном смысле, — а потом вернуться. При этом он активно учится, смотрит на вашу реакцию, пробует, импровизирует, творит.

    Теперь открываю секрет: на этом этапе развития и формируются "маменькины дети" — несамостоятельные, зависимые, инфантильные взрослые дядечки и тетечки, которые сами шагу ступить не могут. Несамостоятельный человек формируется именно в этом возрасте, когда он ребенком очень хочет что-то сделать сам, попробовать что-то новое, отойти на 20 метров, чтобы нарисовать мелком на асфальте, например, а у мамы или папы истерика: не смей убегать! Там бабайки толпами ходят, у бабушки слабое здоровье, без моего разрешения ни шагу, и далее в том же духе. Как видите, ситуация немножко другая — ребенок хочет отодвинуться на время, а потом вернуться, а его не пускают.

    Ваш малыш откровенно протестует против разрыва с вами, пусть и на несколько часов. По-моему, это может значить только одно — рано, наверное, или садик не совсем подходит. У детей внутри такая замечательная пружинка есть — она их заставляет делать то, что им действительно нужно, и не делать того, что им действительно не нужно. У взрослых она тоже имеется, но не у всех одинаково сильная. Некоторые взрослые ее так запихивают в угол все время, что она теряет упругие свойства. Как запихивают? А словами: надо, должен, у всех так, а то будет плохо, иначе нельзя. Дорогие товарищи взрослые, можно! Каждый из вас — творец, вы можете жить не так, как "положено", а как ваша душа вам подсказывает. Некоторые называют это "счастье".

    Ребенок неожиданно стал отказываться ходить в детский сад

    Добрый день! Помогите нам, пожалуйста, разобраться в ситуации!

    Дочка ходит в детский сад с 1,8 года. Всегда с радостью бежали в садик, прыгали от восторга и домой уходить не хотели. Я нарадоваться не могла и очень сочувствовала тем мамам, у которых детки плачут. До 3 лет мы ходили в один детский сад. Потом мы переехали жить в Москву, тут тоже устроились в детский сад. И тоже ходили без проблем. Но все началось неожиданно...

    В саду (речь пойдет о нынешнем учреждении) была только одна воспитатель и няня. То есть смены не менялись никогда. А вдруг в марте пришла еще одна воспитатель, и начались смены. Причем новый педагог не имел стажа работы с детьми вообще. В группе начался бардак полный! Дети разбаловались очень (это заметили многие родители). В итоге эта новая воспитатель перешла в другую группу, и у нас опять все по-прежнему. Все бы хорошо, только вот дочка-то наша плачет каждое утро! Я, конечно, не хочу обвинять воспитателей, но почему-то концерты наши начались именно в этот период.

    Что думать, не знаю. Дочка говорит, что ее в детском саду обижают ребята, кусают, щипают, хотя я на ней никаких следов то не вижу. Воспитателя спрашивала об этом. Говорят, она у нас компанейская, детки сами к ней тянутся играть! И никто никого не обижает! Потом была причина, что повар невкусно готовит. Но это действительно было, повар сменился, причина плакать отпала.

    Потом дочура начала плакать сильно и боится, что я за ней не приду вечером. И не хочет совсем ходить в детский сад. Уж это откуда взялось, я вообще не пойму! Мы объясняем, что мы ее сильно любим, что нам без нее очень плохо. Стараемся с ней строить планы на вечер утром по дороге в садик, чтоб она почувствовала себя очень нужной в семье!

    Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести? Как докопаться до причины действительной? Мне кажется, что ребенок чего-то не договаривает нам! Хотела сходить к психологу, но бесплатно не попасть, т.к. у нас нет постоянной прописки в Москве, а платно дороговато!

    Очень надеемся на вашу помощь.

    Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

    Дорогая Юлия!

    Хотела бы я с вами поговорить, потому что из вашего письма не совсем понятны несколько существенных деталей.

    Во-первых, когда именно ваша дочка начала плакать в связи с детским садом: когда пришла новая воспитательница, когда она ушла или в промежутке между этими событиями?

    Во-вторых, о причинах недовольства, которые называет ваша дочка. После того, как повар сменился, и снова стало вкусно, она хоть сколько-то времени была довольна жизнью? Или же все продолжалось, как и раньше, просто вам была предъявлена другая причина?

    Причины плача могут быть самыми разнообразными, но если ребенок на протяжении длительного времени постоянно туда не хочет, может, проще всего забрать ее из детского сада?

    Для того чтобы узнать истинные причины такого поведения, могу предложить несколько способов, а вы уж сами выбирайте, что лучше подходит. Если вы играете с дочкой, попробуйте "проиграть" ситуацию с детским садом , пусть в детский сад ходит кукла или мишка, или кто угодно — хоть бабушка с дедушкой, хоть самокат. Таким образом можно будет прозондировать почву насчет отношений с воспитателем, детьми, другим персоналом. Тут большой простор для творчества, вы сами почувствуете, если что-то в игре пойдет не так, только играть нужно искренне, по-настоящему. Получите удовольствие!

    Можно предложить ребенку порисовать (или просто посмотреть, что она рисует) — нарисовать детский сад, воспитательницу, детей, игру, прогулку, обед, все, что она захочет . Обратите внимание на цвета, просто прислушайтесь к своим ощущениям, когда смотрите на рисунок, дети очень выразительно рисуют, Вы знаете.

    Будет очень хорошо, если Вы сможете ответить себе на вопрос: что еще появилось нового в поведении девочки кроме нежелания идти в сад. Привычки, отношения, предпочтения, интересующие ребенка темы — возможно, здесь вы тоже найдете подсказку.

    Одной из возможных причин может быть возрастная динамика — растет человек, запросы меняются, и это очень хорошо, а воспитатель ей теперь нужен другой. А может быть, в группу детского сада пришел новый ребенок, на которого ваша дочка реагирует особым образом?

    Кроме того, из письма следует, что вы не полностью доверяете вашей дочке и считаете, что и она не доверяет, т.к. недоговаривает. Отсюда желание "докопаться". А девчушка, может, и сама не осознает, что ее так напрягает в детском саду, просто чувствует, и все.

    Если докопаться не удастся, не расстраивайтесь. В этом случае можно попробовать сменить детский сад, вообще найти альтернативу саду. Честное слово, ребенку виднее, чем нам, умным взрослым. Вспомните, что вы сами делаете, если что-то или кто-то не нравится без всякой видимой причины — вот не нравится, и все тут, а что именно не нравится, непонятно, просто не к чему придраться. Мне, например, в такой ситуации тоже иногда хочется докопаться, особенно если вопрос для меня важный. А я знаете, что делаю, если не могу понять причину антипатии? Разворачиваюсь и очень быстро ухожу из того места или от того человека, с которым мне неуютно. Ведь живу я сейчас, а разобраться в причинах и потом можно.

    Просто своей интуиции можно доверять — она никогда не подведет. Так же и ребенку можно доверять, потому что у детей эта самая интуиция обычно работает гораздо лучше, чем у взрослых. Решайте вопрос вместе! Если вы с вашей дочкой объедините усилия, решение обязательно найдется.


    Данагуль | 12.10.2018

    Здравствуйте! Моя дочь, ей 2.6 года, начала в сентябре ходить в сад. В начале, она была плаксивой и ночью спала плохо. Затем через неделю с лишним она начала дома истерить без всякой причины. Я Сама сейчас на последнем месяце беременности. Не хватает нервов и терпения к ее истерикам. Могу ее поругать. Иногда даже от бессилия я игнорировала, и она могла час проплакать. Потом брала на руки. Сегодня воспитатель сказала, что она стала вести себя в группе замкнуто. Не играет с другими детьми, отказывается кушать, и может сидеть и плакать тихо на стуле. Что вы скажете насчёт этой ситуации. Может у меня ошибки в отношении к ней. Что делать не знаю. Нет сил. Также она параллельно болеет. Прошло 3 недель, все началось из сопель, теперь подкашливает. При болезни отлучалась из сада на неделю. Но это неделя была кошмаром для меня и бабушки. Могла долго истерить в день мин 3 раза.

    Анна | 05.09.2018

    Здравствуйте моей дочке 4 года и 2 месяца. С 2 лет ходила в частный садик хорошо иногда утром плакала, но в общем хорошо там себя вела ей нравилось. С 3 х лет пошли в муниципальный ДС тоже быстро влилась и все было хорошо. Летом на 2 месяца мы уезжали, приезали у нас новая Воспитатель, ребёнок на отрез отказывается ходитьв сад, очень горько плачет 😢 . В течение дня просит Воспитателя позвать родителей ее забрать. Кроме этого с 3 лет она ходит на художественную гимнастику с удовольствием, НО сейчас и туда не хочет?!((((3 недели истерики в саду и на гимнастике? Другие детки нормально к новой Воспитательнице. Как быть? Очень прошу посоветуйте 😟. Мы беседуем Но пока не выход.

    Эли | 29.07.2018

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста мой сын уже 5 месяц ходит в сад но последние время с 2х недель плачет дома ко не принимается и как несколько дней питается как назло просит горшок и туже бежит с него но есть одно но у них новая нянька как 2недели

    ирины | 11.04.2018

    Ребёнку 5лет,ходил в сад с удовольствием,сейчас такие истерики просто ужас,ни кто не обижает его,наоборот ставят его в пример для других деток,как мне быть мне и его жалко как он переживает и что делать незнаю

    Юлия | 13.07.2017

    Добрый день. У нас сложилась такая ситуация. Нам 4 года и мы в средней группе, все это время мы отлично ходили в сад, месяца 3 назад нашу группу соединили с яслями из за не хватки кадров. В ребенке поменялся характер, стала более раздраженой, когда ругаем стала огрызаться и иногда биться, а когда воспитатель ушла в отпуск каждое утро истерика и ищет любую причину не идти в сад, просто не хочет, потому что нет ее воспитателя. С истерикой в сад ее вести уже нет сил, хотя потом она себя там чувствует хорошо. Как можно решить проблему? Не ходить пока не выйлет из отпуска воспитатель. Спасибо ща любой совет

    Татьяна | 30.11.2016

    Здравствуйте! У нас ситуация чем-то похожа на вышеизложенные, но в чем-то и нет. Моему сыночку сейчас 5 лет и 4 месяца, начал ходить в садик в 4 года и 10 месяцев (с июня). Весь июнь проходили на прогулки, как правило шел более-менее охотно, но и без особого восторга. С августа садик закрыли до сентября. Он снова походил более-менее нормально, но до сна. В начале ноября заболел и вернулся в садик через 3 недели, но теперь каждое утро - горькие слезы, хоть и без истерик. У меня сердце разрывается! На вопрос почему не хочешь ходить в садик, отвечает, "потому что там дурно"; может тебя кто-то обижает? - нет. Наша основная воспитательница - замечательная, имеет подход к детям! Но ее часто нет и, соответственно, приходят ее заменять все время разные воспитательницы. Дома сыночек очень активный и бойкий, в садике - сидит тихонько, как мышка. Хочет быть только со мной. Я волнуюсь, т.к. скоро в школу! Подскажите пожалуйста, что нам делать, чтоб он с радостью ходил в садик? Заранее благодарна!

    * - поля, обязательные для заполнения.


    Лучший возраст для поступления ребёнка в детский сад и успешного и скорейшего привыкания – от двух до трёх лет. Наименее благоприятный возраст ребёнка для поступления в детский сад – это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. В это время развитие ребёнка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

    Необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжёлые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам – повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.

    Из-за нежелания ходить в детский садик ребёнок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребёнка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как всё плохо в садике, если это не помогает, начинаются слёзы и истерики, а не действуют они, остаётся ещё одно средство, которое подсознательно выбирает организм – болезнь.

    Как облегчить процесс привыкания к детскому саду? Как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в садик?

    Для начала постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребёнка к детскому саду.

    И так, причин, по которым ребёнок не хочет идти в детский сад, может быть множество. Остановимся на наиболее типичных.

    Самая существенная причина – естественное нежелание ребёнка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения. Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. И в этом случае родителям и воспитателям нужно быть терпеливыми.

    Другая причина нежелания ребёнка посещать детский сад – это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усреднённую возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжёлых утренних подъёмов или жалоб ребёнка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.

    Ещё одна причина, по которой ребёнок не хочет идти в детский сад – непривычная для него пища.

    В детском саду трёх – четырёхразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. однако нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике. особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долгое время обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление. Далеко не все дети привыкли и любят, есть эти блюда. Индивидуальная избирательность тоже играет здесь немаловажную роль. Кто-то не любит манную, гречневую кашу; кто-то не любит рыбный или гороховый суп, а выбора опять-таки нет. Если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утверждённые нормы питания, организованно осуществляется закупка продуктов и их распределение по группам, замена же (например, вместо первого блюда – два вторых) не предусмотрена.

    Одна из самых важных и распространённых причин, по которой ребёнок может отказываться посещать детский сад - нелюбимый воспитатель.

    Малыши двух-трёх лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдётся свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из детского сада, что ещё больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

    Часто причиной нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть другие дети, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.

    Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слёзы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате – отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада.

    Нежелание ходить в детский садик может проистекать и из-за частых болезней ребёнка.

    У часто болеющих детей, которые редко ходят в детский сад, мало друзей, что не может не беспокоить их родителей и воспитателей, да и сами малыши страдают от этого.

    Склонность детей к частым болезням создаёт вокруг них атмосферу разобщённости. Дети старше четырёх лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течении нескольких дней. Каждый ребёнок получает в них свою роль, приобретает определённый социальный статус. Если ребёнок из-за болезни часто остаётся дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.

    Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей – помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать всё возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детский сад.