Раскрас индейцев на лице. История возникновения боевой раскраски

Наряду с развитием языка как инструмента коммуникации развивались невербальные способы общения. Прежде чем научиться связно говорить, для общения человек использовал конечности рук и мимику лица, бессознательно научившись вкладывать в каждую дугу и прямую линию на лице столько смысла, что всего этого было достаточно, чтобы быть предельно понятым собеседником. Отправляясь на войну или охоту, он наносил на лицо симметричный орнамент, подчёркивающий намерения, а с помощью мимических мышц раскраска оживала и начинала работать уже по конкретным правилам.

В этом материале мы постарались поднять основные вехи в истории боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также составить короткую инструкцию по нанесению.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо - вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.

вайда красильная


Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации - красоту и счастье, - если подобными цветами раскрашивали лица.


Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение - мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа - подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения

Правила нанесения раскраски

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев - видит их уже как лес.


Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции. Блестящие части тела - лоб, скулы, нос, уши и подбородок - окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица - вокруг глаз, под носом и под подбородком - в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют. На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание


Современные методы

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.

Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо - вайда использовалась ещё в эпоху неолита.
Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.
Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации - красоту и счастье, - если подобными цветами раскрашивали лица.
Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение - мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа - подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Ученые считают, что первым средством для нанесения боевого макияжа была кровь. Кровью животных древние люди обмазывали себя не только перед охотой, но и перед набегом на соседнее племя. И неизвестно, что было первично в этом - создание своеобразной обонятельной защиты от собственного, человеческого запаха или придание себе жуткого, повергающего врагов в ужас вида. Покрытый кровью противника воин демонстрировал свою силу и агрессию – и не только врагу, но и соратникам и себе самому.

Кровавый маскарад


В некоторых племенах Африки, Америки и Океании кровь для подобного страшного украшения воинами использовалась своя собственная. Это символизировало решимость и презрение к боли и смерти, своеобразное «боевое бешенство» - сродни тому, которое демонстрировали берсерки на территории северной Европы. Тацит отмечал, что варвары, которым противостояла римская армия в Британии, специально «мечом расцарапывали себе лица», чтобы казаться страшнее.

Гордость своими ранами и их следами – шрамами – заставляла древних жителей Европы, кельтов, препятствовать их бесследному заживлению. Об этом свидетельствует Теодор Моммзен, описывая кельтов в «Истории Рима»: «Поводом для хвастовства служило все - даже рана, которую нередко намеренно расширяли для того, чтобы похвастаться широким рубцом». Иногда для того, чтобы память о ранении не исчезла, в неопасные раны специально добавляли минеральные красители, подчеркивая их синим, красным или черным цветами. «Подкрасить» рану помогали глина, сажа, охра или угольная пыль. (Возможно, именно так когда-то и произошло зарождение искусства татуировки – от случайного попадания краски в заживающую рану – к целенаправленному нарушению целости кожи с введением красителя).

Синеликие пикты


Одновременно с татуировкой и шрамированием, кельтские племена Европы широко применяли очень разнообразную боевую косметику. Упоминание Тертуллиана: «легион обуздал диких скоттов (шотландцев) и изучил стального цвета рисунки на лицах убитых» - говорит о многом. Татуировки и боевую раскраску своих противников римляне лаконично называли «stigmata Britonium», британские знаки.

Название группы племен, живших на севере Шотландии, данное им римлянами, напрямую с этим обычаем связано – слово «пикты» означает «расписанные», покрытые рисунками. Пикты были не богатырского роста, судя по останкам, найденным в их воинских захоронениях – не выше 170 см. Им было жизненно необходимо придание себе пугающего внешнего вида. Татуировки пиктов изображали их животных-покровителей (тотемы).
Особенно почиталась пиктами для боевого макияжа глина с высоким содержанием соединений меди – малахита и азурита, синеватого или зеленоватого оттенков. Кроме того яркий сине-голубой цвет достигался ими от применения красителя, изготовленного на основе травянистого растения под названием вайда красильная. Синий пигмент вайды мог соперничать яркостью и чистотой тона с дорогим индиго – он был известен людям со времен неолита, позже его назвали «германским индиго» и применяли по всей Европе и даже на Руси для окраски шерсти. Не только пикты, но и другие кельтские воины пугали своей «синюшностью» противников по всей Европе. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» отмечает: «Все британцы красятся вайдой, которая придаёт их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид».

«Мертвенный» оттенок кожи раскрашенных воинов был призван показать врагам отсутствие у них страха перед смертью – раз они уже в какой-то мере «мертвы и посинели». Площадь для нанесения боевой раскраски была немалой: пикты шли в бой практически нагими. Кроме однородного синего фона, пикты наносили на свои тела и лица тотемические символы – изображения животных, птиц и рыб. Популярны были геометрические и спиралевидные узоры, значения которых история пока не знает. Есть версия, что это тоже максимально стилизованные изображения тотемов.
Континентальные кельтские племена, например, багауды чаще применяли оранжевый пигмент для боевой раскраски лиц.

Военный мейк-ап


Противостоявшие синеликим кельтским воинам римляне тоже не были чужды военного макияжа. Правда, применяли они его не в бою, а в победных шествиях, и не во времена Галльских и Британских войн, а на несколько столетий раньше. Участники триумфальных парадов в древнем Риме часто красили свои лица красным, что символизировало бога Марса, чьим атрибутом являлся красный цвет.

Другие северяне – викинги – в расцвете своей эпохи – с IX по XIII вв. – нередко тоже применяли боевую раскраску, но в ней их интересовал больше не тот или иной цвет – они были разнообразны, а графический символ тотемического животного – покровителя рода. Известно, что викинги питали особое пристрастие к красному цвету, нанося его охрой, глиной или кровью.

Современные военные применяют боевую косметику немногим реже, чем их далекие предки. По-прежнему, нанесение боевого макияжа преследует две основные цели: в большей степени маскировка и в меньшей – психическое воздействие на противника. Часто используется сочетание этих целей, для которого ярко-синий цвет не очень подходит: гораздо эффективнее прячет и не менее сильно пугает сочетание серого, коричневого, зеленого и черного в виде специфического «камуфляжного» узора. Разрушая цветовую непрерывность зрительного образа лица человека, боевой макияж позволяет бойцу спецподразделения долго оставаться незамеченным, а выскочив навстречу врагу – напугать и деморализовать его.

Раскрашивать тело и, в том числе, лицо человек, как «животное» стадное и социальное, начал с древнейших времен. У каждого племени ритуальный макияж различался, но производился он в одних и тех же целях:

  • Обозначение племенной (семейной) принадлежности;
  • Определение и подчеркивание своего статуса внутри племени;
  • Объявление особых достижений и заслуг;
  • Обозначение уникальных качеств и умений, присущих данному индивиду.
  • Определение рода занятий в данный момент (боевые действия, охота и снабжение племени, разведка, мирный период и так далее).
  • Получение магической или мистической защиты для поддержки своих действий, как во время ведения военных действий, так и при участии в особых обрядах.

Помимо раскраски собственного тела (а фото раскраса индейца можно увидеть в нашей статье), североамериканские индейцы чертили соответствующие узоры и на лошадях. Причем практически в тех же целях, что и на себе.

Боевой раскрас индейцев

Как можно догадаться из названия, в раскрасе играла роль не только графика, но и цвет, который обозначал разные явления:

  • Красный - кровь и энергия. Согласно поверьям, он приносил удачу и успех в бою. В мирное время оттенял красоту и семейное счастье.
  • Черный - готовность к войне, бьющая агрессивность и сила. Этот цвет был обязательным при возвращении с победой.
  • Белый - означал скорбь или мир. Эти два понятия у индейцев были очень близки.
  • Голубым или зеленым раскрашивала себя интеллектуальная элита племени: мудрые и просвещенные, а также умеющие общаться с духами и богами люди. Зеленый цвет также нес данные о наличии гармонии.

Выход на «тропу войны»

«Отличный день для смерти» - с таким девизом североамериканские индейцы встречали весть о начале военного похода и начинали наносить боевой раскрас лица. Он подтверждал свирепую отвагу и непоколебимую храбрость воина, его статус и былые заслуги. Он должен был внушать ужас врагу, в том числе поверженному или взятому в плен, вселять в него страх и отчаяние, давать магическую и мистическую защиту носителю. Полосы на щеках подтверждали, что их хозяин неоднократно убивал врагов. При нанесении боевой раскраски учитывались факторы, не только устрашающие врага, но и дающие дополнительную защиту, в том числе и камуфляж.

Изображение ладони могло означать хорошие навыки рукопашного бой или владение оберегом, дающим владельцу скрытность и невидимость на поле боя. Неодинаковый, но однотипный боевой раскрас давал ощущение единства и родства в битве, как сейчас - современная армейская форма. Также он подчеркивал статус бойца, как знаки различия и ордена в наши дни.

Боевой раскрас индейцев оказывался действенным средством для поднятия их боевого духа. Он же помогал справляться со страхом смерти, так как умирать следовало, как герою, с жаждой крови, переполняющей сердце. Нельзя было дать ему наполниться страхом смерти и желанием жить, ибо это позор для воина.

Особенности боевого раскраса лошадей

После окончания церемонии своего раскраса, если индеец сражался не в пешем порядке, переходили к лошадям. Светлой краской мазали коней темной масти, а животных светлой расцветки - красной краской. Белые окружности у конских глаз наносили в целях улучшения их зрения, а места ранений, как и у себя, помечали красным.

Символизм

Практически каждый индеец с самого начала юношества досконально знал особенности обычного и боевого раскраса как членов своего племени, так и родственных и союзных ему племен, а также всех известных врагов. Несмотря на то, что значение и смысл одного и того же символа или сочетания цветов у разных племен, в разное время, могло существенно отличаться, индейцы прекрасно ориентировались в этом практически бескрайнем море значений, чем вызывали неподдельное удивление и зависть контактировавших с ним белых. Некоторые откровенно восхищались, но большинство «белокожих» только сильнее ненавидели индейцев за такие качества, как верность слову и неписанному кодексу поведения, честность и откровенность в демонстрации своих намерений индейцами, что подтверждал боевой раскрас на их лицах.

Интересный факт: в настоящее время сложился устойчивый стереотип, будто прозвание «краснокожие» североамериканские индейцы получили за свой цвет кожи, якобы имеющий красноватый оттенок. На самом деле кожа у них чуть желтоватая и немного отливает светло-коричневым (у разных, тем более живущих далеко друг от друга, племен этот оттенок может разниться). А вот термин «краснокожие» возник и укоренился из-за раскраски лиц индейцев, в которой преобладал красный цвет.

Отметим еще один любопытный факт. Только воины, отличившиеся в бою, имели право наносить краску на лицо своих жен.

Роль «бледнолицых» в осуществлении раскраса

Естественно, что индейцы и до появления белых, с их возможностями в промышленных масштабах производить и, соответственно, снабжать кого-либо красками любых оттенков, наносили боевой раскрас. Индейцам были известны разные сорта глины, сажа, жир животных, древесный уголь и графит, а также красители растительного происхождения. Но с появлением в племенах бродячих торговцев, а также после начала визитов индейцев в фактории, единственным товаром, который мог конкурировать с алкоголем (огненной водой) и оружием, стали краски.

Значение отдельных элементов

Каждый элемент боевой, и не только, раскраски индейцев обязательно означал что-то конкретное. Иногда - одинаковое у разных племен, но чаще просто очень и очень похожее. Кроме того, будучи нарисованным отдельно, узор мог означать одно, а в совокупности с другими элементами таких «татуировок», что-либо обобщающее или уточняющее, а в отдельных случаях - прямо противоположное. Значение боевого раскраса индейцев:

  • Отпечаток ладони, изображенный на лице, как правило, означал, что воин успешен в рукопашной схватке или очень хороший разведчик-невидимка. Для женщин своего или союзного племени данный элемент служил ориентиром надежной защиты.
  • Вертикальные красные линии на щеках и выше у многих племен означали число убитых врагов. У некоторых племен об этом же говорили черные горизонтальные полосы на одной из щек. А вертикальные отметины на шее означали количество боевых схваток.
  • Одни из племен раскрашивали лицо черной краской, полностью или частично, перед боем, а большинство уже после победоносной схватки, перед возвращением домой.
  • Очень часто закрашивалась область лица вокруг глаз, либо они обводились кругами. Обычно это означало, что враг не сможет спрятаться и воин нападет на него и победит с помощью духов или магии.
  • Красной краской отмечались следы ранений.
  • Поперечные линии на запястье или руках означали успешный побег из плена.
  • На бедрах раскрас параллельными линиями означал, что воин бьется в пешем порядке, а перекрещивающимися - в конном.

Особенности

Индейцы, как правило, очень желали подчеркнуть в боевом раскрасе все свои достижения, но не приписывали себе лишнего, а переходили с одного статусного уровня на другой только по факту побед, убийств, наличия скальпов, признания соплеменниками и так далее. Боевой раскрас индейцев, вместе с тем, по минимуму наносили и только что пришедшие в соответствующий возраст юноши, а также молодые воины, еще не получившие возможности отличиться в боевых схватках. Иначе духи предков могли не узнать своих и не оказать им нужной помощи, а то и того хуже.

Индейцы, конечно, очень хорошо разбирались в социальной иерархии и знали своих вождей, в том числе и военных. Но это не означало, что вожди не подчеркивали свой высокий статус одеждой, головным убором и боевым раскрасом. Так, изображение квадрата говорило о том, что его носитель - вождь данного военного отряда.

Рисунки в виде голов хищных животных

Отдельно надо сказать о татуировках или рисунках красками в виде голов хищных животных, которые изображались на голове или теле и которые было очень сложно заслужить. В частности, они означали:

  • койот - хитрость;
  • волк - свирепость;
  • медведь - мощь и силу;
  • орел - отвагу и зоркость.

Раскраске подлежали предметы одежды и боевое оружие. На щитах, если воин пользовался им, места было много, и на него можно было наносить не только уже имеющиеся достижения, но те, к которым он стремился. А уж по пошиву, отделке и раскраске мокасинов даже ребенок мог определить племенную принадлежность его владельца.

Боевой раскрас лица военных

В наше практичное время и боевой раскраске придается сугубо практическое приземленное значение. Военным, в том числе разведке или спецназу, необходимо уменьшить заметность лица и открытых участков тела, в том числе век, ушей, шеи и рук. «Макияж» также должен решать важную задачу по защите от:

  • Комаров, гнуса и других насекомых, неважно кровососущие они или нет.
  • Солнечных и иных видов боевых и (не боевых) ожогов.

Много времени при подготовке уделяется практике нанесения маскировочного макияжа из подручных средств. Как правило, он должен быть двухцветным и состоять из параллельных прямых или волнистых полос. Земля, грязь, зола или глина является главным элементом. Летом можно пользоваться летом травой, соком или частями растений, а зимой мелом или чем-то подобным ему. На лице должно быть несколько зон (до пяти). Грим накладывается самим воином и должен быть достаточно индивидуален.

Детский раскрас

Боевой раскрас индейцев для детей сейчас делают очень часто, особенно мальчикам. Поэтому, раскрасив лицо и воткнув в шевелюру перо любой птицы, они весело гоняются друг за дружкой, размахивая игрушечным томагавком и громко крича, методом ритмичного прижимания ко рту открытой ладони. Такой макияж отлично годится для детских карнавалов и вечеринок. Безопасный аквагрим отлично имитирует боевой раскрас индейцев с фото оригинальных рисунков и легко смывается мылом и водой.

Заключение

Итак, мы рассмотрели суть и особенности боевого раскраса индейцев. Как видите, каждый цвет и рисунок имеет свое значение. На данный момент увидеть подобным образом раскрашенных индейцев будет сложно (разве что на карнавалах), но несколько сотен лет назад этому нюансу уделялось огромное внимание, а раскрас имел свою силу.

Наряду с развитием языка как инструмента коммуникации развивались невербальные способы общения. Прежде чем научиться связно говорить, для общения человек использовал конечности рук и мимику лица, бессознательно научившись вкладывать в каждую дугу и прямую линию на лице столько смысла, что всего этого было достаточно, чтобы быть предельно понятым собеседником. Отправляясь на войну или охоту, он наносил на лицо симметричный орнамент, подчёркивающий намерения, а с помощью мимических мышц раскраска оживала и начинала работать уже по конкретным правилам.


В этом материале мы постарались поднять основные вехи в боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также составить короткую инструкцию по нанесению.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо - вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.


Вайда красильная

Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации - красоту и счастье, - если подобными цветами раскрашивали лица.

Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение - мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа - подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Правила нанесения раскраски

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев - видит их уже как лес.

Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции. Блестящие части тела - лоб, скулы, нос, уши и подбородок - окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица - вокруг глаз, под носом и под подбородком - в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют. На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

Современные методы

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.

Существуют разработки раскраски для лица, которые отражают инфракрасные лучи и защищают солдат от москитов и других насекомых. Обычно солдат сперва наносил защитный слой крема против насекомых, защищающий открытые участки кожи от укусов, а после того как крем впитается в кожу, наносилась защитная краска для лица. Сегодня существуют разработки, в которых эти две функции уместились в одном флаконе.

Цифровая защита CV (Computer Vision, или система распознавания лиц) разрабатывается в военных институтах, но существует и гражданская версия, которая называется CV Dazzle. За её основу взят военно-морской камуфляж Dazzle времён Первой мировой войны - чёрные и белые линии наносятся на кожу лица, что не позволяет компьютерной системе распознать лицо. Проект стартовал в 2010 году и направлен на цифровую защиту человека от городских камер, которых становится всё больше год от года.