Открытое занятие по бисероплетению "собери букет". Открытое занятие по бисероплетению «Аквариум

Тема : Персонаж к сказке Г. Х. Андерсена - рыбка.

Вид занятия: занятие – практикум

Цель : совершенствование умений работать с бисером и проволокой в технике параллельного плетения при изготовлении фигурки "Рыбка".

Задачи:

Закреплять умения и навыки плетения бисером рыбки.

Добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов.

Развивать творческую самостоятельность, чувство композиции, вызвать желание фантазировать.

Воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по бисероплетению

Педагог : Яханова Татьяна Анатольевна

Название кружка: «Стильные штучки»

Тема : Персонаж к сказке Г. Х. Андерсена - рыбка.

Время проведения: 45мин.

Тип занятия: урок отработки умений, и развивающего контроля (комбинированный).

Методы обучения:

Словесные: (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);

Наглядные: (демонстрация, электронная презентация);

Практические: (практическая работа, выставка).

Педагогические технологии:

Личностно- ориентированные технологии, ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Цель : совершенствование умений работать с бисером и проволокой в технике параллельного плетения при изготовлении фигурки "Рыбка".

Задачи:

Закреплять умения и навыки плетения бисером рыбки.

Добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов.

Развивать творческую самостоятельность, чувство композиции, вызвать желание фантазировать.

Воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.

Вид занятия: занятие – практикум

Форма организации занятия :

Групповая работа;

Индивидуальная.

Оборудование:

схемы, готовое изделие (рыбка), бисер и проволока, ножницы, линейка, тарелочки,компьютер, музыкальное сопровождение, схемы.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: развитие самостоятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: освоение способов решения проблем творческого характера, формирование умения пользоваться знаково – символическими средствами представления информации.

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств и средств коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты: использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских) задач.

Ход занятия

1.Мативационный этап

  • Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Посмотрите, к нам сегодня на занятия пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам, приветствуют учителя и гостей, садятся за парты.)

Время даром не теряем,

Заниматься начинаем.

Проверьте, всё ли у вас готово к занятию.

(Проверка готовности к занятию)

Постановка темы и цели

Ребята, давайте вспомним, что мы делали с вами на предыдущих занятиях?

(музыка по сказке)

(Плели персонажей по сказке «Дюймовочка»)

Вспомним содержание сказки (презентация)

Молодцы, я вижу, что хорошо знаете сказку. А сейчас скажите мне правильный ответ, (презентация) и вы узнаете кого сегодня мы будем плести.

-(Рыбку)

Правильно!

2 Процессуальный этап

3.1. Цветовое решение работы.

Скажите, а каким цветом вы бы хотели сделать свою сказочную рыбку?

(Ответы ребят).

Рыбки могут быть у вас в разных нарядах: зелёных, жёлтых, розовых.

Какие бывают цвета,и как они могут сочетаться между собой?

(- цвета бывают основные, их семь (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Они могут быть насыщенными и осветлёнными. У них есть ещё одно название – хроматические. Ещё есть ахроматические цвета. Это: белый, серый, чёрный .)

Молодцы! Остаётся добавить, что остальные цвета в природе получаются путём смешивания основных хроматических цветов. Качество изделия из бисера во многом зависит от выбранной цветовой гаммы. Цвета необходимо выбирать в гармонии друг с другом. Хочу напомнить, что гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов.

Гармония родственных цветов имеет три разновидности: одноцветная, преобладающая, аналогичная.

Гармония контрастных цветов обычно составлена из основных цветов или их оттенков. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (желтый, красный и синий; оранжевый, фиолетовый и зеленый). Кроме того, хорошо гармонируют два основных цвета (или их оттенка) с ахроматическими цветами - белым и черным (белый, синий и красный).

Схема чёрно белая, потому что цвет для своей рыбки вы выберете сами.

Для того, чтобы ваши работы смотрелись красиво, воспользуйтесь подсказками сочетаний цветов.

(Раздаются схемы).

3.2.Анализ изделия

(Показывая готовое изделие – рыбку, педагог анализирует его вместе с детьми).

Давайте посмотрим, из каких деталей состоит наша рыбка? (Рассматривают схемы индивидуальные)

(Из туловища, двух плавников, и хвоста )

Какие материалы понадобятся?

(бисер, и проволока )

Ребята, рассмотрев образец и схему, предположите, каким способом мы будем плести?

(Параллельное плетение, петельное плетение.)

Как выполняется параллельное плетение?

(Параллельное плетение выполняется в две нити, двумя концами одной проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизываются бисеринки очередного ряда, затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому.)

Кто мне покажет, как это делается? (один из детей демонстрирует плетение большими бусинами).

3.3.Техника безопасности. (презентация)

На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой?(Ножницы)
- Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:
(· нельзя работать неисправным инструментом;
· использовать инструмент только по необходимости;
· поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,
· во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
· нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
· нельзя брать проволоку в рот;
· прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал)


Вспомним правила посадки при выполнении работы. (презентация) Вы должны следить за осанкой, сидеть ровно не горбясь, не смотреть на работу сбоку.

Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, сплоченно).

4.Практическая часть.

Итак, давайте приступим к выполнению работы.

Нам понадобиться проволока около70 см, бисер двух цветов –

Ребята, кто мне скажет, с чего начинается плетение?

(Демонстрация схемы).

Дети:

(Набираем первый и второй ряд. (3 и 5 бисеринки).

Второй ряд фиксируем.)

Перед началом работы мы немного разогреем руки.(презентация)

4.1.Разминка «Рыбка»
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью».Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли.
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаетсядвижения, как будто раскапывается песок)

Ну, что же наши руки готовы к работе, можем приступать.

Настроиться на работу вам поможет музыка.
4.2.Разбор схем в индивидуальном порядке.


4.3.Самостоятельная работа детей (учащиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
-Работать вы уже умеете. Кому будет что-то не понятно, поднимаем руку.

-(осуществляю контроль и помощь.)

4.4Динамическая пауза (через 10-15мин после начала работы)

Гимнастика для глаз.

Мы устали все чуть-чуть,

Предлагаю отдохнуть

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают,

В тишине представим море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывёт волна,

А в округе тишина.

А теперь всем дружно нужно

Поморгать глазами дружно

Вправо- влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

- Садимся и продолжаем работу.

Я вижу, что рыбки ваши готовы (или почти готовы)

3 Рефлексивно-оценочный этап

6.Подведение итогов

Давайте посмотрим, что у нас получилось, и сравним с эталоном.

Какой вид плетения мы с вами применили в изготовлении рыбки?

Почему выбрали именно эти цвета?

Что на занятии у вас хорошо получилось?

Над чем надо поработать?)

(- Над техникой переплетения)

Рефлексия

Ребята, сейчас я попрошу вас самих оценить свою работу,

по следующим критериям:

Творческий подход

качество выполнения работы

Степень самостоятельности(с помощью педагога, под наблюдением педагога, самостоятельно)

Те из вас, кто считает, что справился с заданием, и работа принесла пользу и удовольствие прикрепит на картинку улыбающуюся рыбку, а кому не понравилось занятие, и работа не доставила удовольствия – грустную рыбку.

Итак, мы узнали много нового и интересного. Знания о гармонии цветов, сочетании цветов и оттенков пригодятся нам не только для создания фигурок,но и при выборе одежды и аксессуаров.

Приводим рабочие места в порядок.

Давайте поместим рыбку на нашу композицию. (Готовые изделия с помощью педагога прикрепляются к панно).

Замечательные рыбки у нас получились! - Какие же мы молодцы!

Спасибо всем за такую работу.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы (МБУ ДО ЦВР)

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

План-конспект вводного занятия по бисероплетению

Тема: «Путешествие в волшебную страну Бисероплетение»

(возраст детей 7 - 8 лет)

Разработала:

Барышккина Ульяна Вячеславовна

педагог дополнительного образования

объединения «Бисероплетение»

Новый Ургал

План – конспект

вводного занятия по бисероплетению

Тема: « »

Время: 20 мин.

Вводное занятие по бисероплетению «Путешествие в волшебную страну бисероплетения» разработано для детей младшего школьного возраста, не имеющих навыков работы с бисером. Все дети с раннего детства любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Дети этого возраста очень любознательны и перед ними открывается огромный неизведанный мир, и они с большим удовольствием изучают его, у них присутствует большое стремление попробовать себя в разных видах деятельности и именно в этом возрасте они определяются с любимыми занятиями.

Поэтому цель вводного занятия для педагога – формировать у детей интерес к занятиям по бисероплетению.

Задачи:

1. Формировать представление об удивительном мире бисероплетения (развитие кругозора); формировать стремление продолжать занятия в аналогичном объединении.

2. Развивать навыки работы с бисером – знакомство с простейшим приемом бисероплетения – низание бисера на проволоку;

3. Воспитывать интерес к искусству бисероплетения.

Цель вводного занятия для учащихся – научится нанизывать бисер на проволоку.

Для занятия использовались:

Дидактические материалы: наглядные образцы различных изделий, выполненных в технике бисероплетения, презентация к занятию с музыкальным сопровождением и звуковыми эффектами.

Материалы:

Техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Объект труда: Цветок «Цветика – семицветика».

Дидактические материалы: наглядные образцы различных изделий, выполненных в технике бисероплетения, инструкционно-технологическая карта «Плетение цветика-семицветика из бисера», презентация к занятию с музыкальным сопровождением и звуковыми эффектами.

Материалы: бисер для работы, проволока, крышечки для бисера.

Техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Материалы: бисер для работы, проволока, крышечки, ножницы.

Техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Методы обучения:

Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);

Наглядные (объяснительно-иллюстративный, демонстрация образца, электронная презентация, инструкционно-технологическая карта);

Практические (практическая работа, репродуктивный, игровой, коллективная работа).

Методические приемы : беседа, опрос, разбор схем, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, коллективная работа, подведение итогов.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир.

Структура занятия:

    Организационная часть (1 мин.) – приветствие, сообщение темы.

    Теоретическая часть (9 мин.) – беседа, просмотр видеороликов, показ презентации.

    Практическая часть (20 мин.) – работа по схемам, инструктаж, разминка, изготовление работы, гимнастика для глаз.

    Подведение итогов и анализ занятия (5 мин.)

План-конспект

занятия по бисероплетению

Тема « Путешествие в волшебную страну Бисероплетение »

1. Организационная часть (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Садитесь на свои места.

2. Теоретическая часть (5 мин.) Меня зовут Ульяна Вячеславовна. Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Слайд 1 Это очень хорошо, потому что я – повелительница удивительной разноцветной страны бисероплетения, и я могу научить вас превращать Слайд 2 два щелчка вот эти маленькие красивые шарики в настоящие произведения искусства. Сегодня на занятии я приглашаю вас в путешествие по моей стране. Вы готовы?

Слайд 3 1 щелчок Посмотрите:

Какие вещи - загляденье!

От них исходит чудо-свет,

Недаром бисероплетенье

Так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа,

Он украшал Слайд 4 1 щелчок наряд и Слайд 5 1 щелчок быт.

Менялись вкусы, стиль и мода,

Но бисер всё же не забыт.

Слайд 6 1 щелчок Возрос вновь интерес к дизайну,

К изделиям красивым и вещам.

Пускай бисероплетенья тайна

Откроется сегодня вам.

У меня как у любого волшебника есть специальный атрибут (демонстрация). Вы знаете, что это? Ну, конечно же, это моя волшебная палочка. Она поможет нам попасть в мою разноцветную страну бисероплетния. Но для этого нужно сказать волшебные слова. Ой, я, кажется, совсем забыла, какие слова мне надо сказать! А вы знаете какие-нибудь волшебные слова, может они нам помогут? (ответы детей).

Я, кажется, начинаю вспоминать: «Волшебство бисера проснись, дай в мир волшебный нам перенестись»! А давайте закроем глаза и скажем все вместе эти слова.

Вот мы с вами и очутились в волшебной разноцветной стране бисероплетения. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

В моей стране очень много всяких разных изделий в технике «Бисероплетение». Вот уже на протяжении пяти лет я, вместе со своими помощниками (такими же детками, как и вы), создаем разные удивительные вещи из бисера, которые дарим потом своим родным и близким. Посмотрите, что мы умеем делать. У нас есть собственная ювелирная мастерская – мы плетем различные украшения и фигурки из бисера! А еще мы делаем из бисера самые настоящие сказки – вот наша сказка «Айболит», а вот «Буратино» и «Волк и семеро козлят». Бисер помогает нам побывать в разных местах – окунутся в подводный мир.

Ребята, слышите, какая звучит волшебная, сказочная музыка? Это наш сад зовет вас, чтобы вы полюбовались нашими удивительными деревьями и цветами – они никогда не вянут и круглый год радуют нас своим цветением! Мы выращиваем самые разные цветы – и розы, и фиалки, и ромашки и многие другие. Но самый лучший цветок – вот этот! Он волшебный! Как вы думаете, почему? (потому что он из сказки). Посмотрите на него!

Вы знаете, ребята, из какой сказки этот цветок? (сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик»?)

Сказка «Цветик-семицветик» - это история о самой обыкновенной маленькой девочке Жене, которая шла в магазин и вдруг встретила волшебницу, которая подарила ей волшебный цветок с семью разноцветным лепестками. Он мог исполнить любые желания девочки. Шесть лепестков Женя потратила на пустые и глупые желания девочки.

Но последний лепесток был потрачен на то, чтобы возвратить больному мальчику возможность бегать и прыгать, которой он был лишен из-за хромоты. Эта сказка учит нас доброте и заботе об окружающем мире.

РАЗМИНКА. Но, перед тем, как приступить к работе я хочу с вами поиграть. «Волшебство бисера мне помоги и ребят в веселые бусинки ты преврати». Ну вот, ребята, теперь вы волшебные разноцветные бусинки! Моя игра называется «Веселые бусинки». Ваша задача танцевать, бегать, прыгать, пока звучит музыка. Но когда музыка выключится, вы должны образовать определенные группы, которые я вам скажу. Ну что, готовы? Начинаем!

образовать одни круг из бусинки зеленого цвета, один круг из бусин красного цвета!

образовать пары по две бусинки разного цвета!

Ну все, немного повеселились, пора приступать к работе.

3. Практическая часть (10 мин.)

У каждого из нас есть желание, да еще и не одно.

А у вас есть желания? (ответы детей)

Ах, как я хочу, чтобы все ваши желания исполнились. Если бы у каждого из вас был цветик-семицветик, исполнились бы ваши семь желаний.

И я знаю, как вам помочь! Я, вместе с ребятами, приготовила для вас букет удивительных цветиков-семицветиков. Но, к сожалению, в нашем букете не хватает одного цветка. А я так хочу, чтобы у вас к концу занятия у каждого в руках оказался такой волшебный цветок. Вы поможете мне сделать последний цветок?

Чтобы сплести лепесток Цветика-семицветика нам понадобится бисер 7 разных цветов, зеленая проволока толщиной 0,3 мм, также крышечки для того, чтобы маленькие бисеринки не укатились в разные стороны и бусина для сердцевина.

Цветок цветика-семицветика состоит из 7 лепестков разного цвета. Каждый лепесток имеет две части – внутреннюю и внешнюю. Для того, чтобы помочь мне сплести лепесток вы должны научиться нанизывать бисер на проволоку – это и будет целью нашей практической работы.

Слушайте внимательно!

Плести лепестки мы будем в парах. Каждая пара будет делать 1 лепесток. Чтобы изготовить внутренний лепесток надо нанизать 28 бисерин, а внешний – 36.

Сейчас я покажу вам, как сплести лепесток цветка. Для начала берем отрезок проволоки и делаем на нем петельку, для того, чтобы бисер не рассыпался. Для вас это еще сложно, поэтому я сделала ее сама. Посмотрите, как правильно надо нанизывать бисер. Я беру проволоку и начинаю набирать бисер из тарелочки вот таким образом. Так можно набрать бисер просто и легко.

Я заранее набрала бисер для внутренней и внешней части лепестка. Сейчас я сделаю внутренний лепесток, на котором 28 бусин. Расположить бисер на середине проволоки и скрутить проволоку у основания петли. Также я сплету внешний лепесток - на нем 30 бусин. А затем скручу эти два лепестка между собой и у меня получился 1 лепесток цветка.

Вам все понятно?

Давайте повторим! Из скольких частей состоит лепесток цветика-семицветика? Сколько надо нанизать бисера на проволоку для плетения внутреннего лепестка? Внешнего? А что потом сделать?

Я сплела 1 лепесток, остальные лепестки вы поможете мне сейчас сплести. Сейчас вам надо определиться в парах, кто какую часть цветка будет плести. Я даю на это вам немного времени, посоветуйтесь между собой и решите. Поднимите руку, кто будет плести внутренний лепесток? А кто внешний?

Во время работы не забываем ТБ . Проволока – это колющий предмет, поэтому работать с ней надо крайне осторожно, не делайте резких движений во время работы и старайтесь, чтобы она была всегда ниже вашего лица.

Итак, начинаем плести наш лепесток.

Осталось только соединить лепестки между собой, расправить его, прикрепить сердцевину и отрезать лишнюю проволоку и наш волшебный цветик-семицветик готов!

Подведение итогов и анализ занятия (4 мин).

Посмотрите, какой он красивый и яркий! Сейчас я сделаю все наши цветы волшебными! Волшебство бисера мне помоги и волшебной силой цветы награди!

Ребята, я очень хочу, чтобы ваши желания были искренними, светлыми добрыми!

Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми можно гордиться!

Вам остается только прикоснуться к цветку и загадать заветные желания.

Вам понравилось плести из бисера?

Какое задание оказалось для вас самым сложным?

Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Спасибо вам за работу, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали мне и друг другу, поэтому так хорошо справились плетением цветка из бисера. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

Сказка двери закрывай! И домой нас отпускай!

Инструкционно-технологическая карта «Плетение лепестка цветика-семицветика из бисера»

1. Сложите отрезок проволоки пополам. Скрутите проволоку на середине так, чтобы получилась петля

2. Наберите по 15 бисеринок на оба конца проволоки.

Плотно скрутить их между собой 2-3 раза

3. Наберите 18 бисеринок на один из концов проволоки

4. Закрепите конец проволоки за основание первой петли

5. Наберите 18 бисеринок на второй конец проволоки

6. Закрепите второй конец проволоки у основания первой петли.

Получился лепесток

цветика-семицветика!

Сплетите по этой схеме еще

6 лепестков

цветика-семицветика бисером разных цветов,

скрутите лепестки

между собой и

волшебный цветок готов!

Инструкционно-технологическая карта

«Плетение лепестка цветика-семицветика из бисера»

    Сделайте закрепки (петельки) на одном конце каждой из проволок, для того, чтобы бисер не рассыпался, когда вы его будете набирать.

    Сплетите ВНУТРЕННЮЮ ЧАСТЬ ЛЕПЕСТКА.

Рисунок 2а. Наберите на первый отрезок проволоки 25 бисерин.

Рисунок 2б. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок.


Рис 2а.

Рис 2б.

    Сплетите ВНЕШНЮЮ ЧАСТЬ ЛЕПЕСТКА.

Рисунок 3а. Наберите на первый отрезок проволоки 36 бисерин.

Рисунок 3б. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок.

Рис 3а.

Рис 3б.

4. Скрутите между собой внутренний и внешний лепестки (рис. 4)

Получился один лепесток цветика-семицветика!

Сплетите по этой схеме еще

6 лепестков цветика-семицветика

бисером разных цветов,

скрутите лепестки

между собой и

волшебный цветик-семицветик готов!

рис.4

Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и труда, воспитателей.
Использование: Вводное занятие по бисероплетению, ознакомительная беседа об истории декоративно-прикладного творчества.
Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетение, знакомство воспитанников с историей возникновения и развития бисера и бисерного искусства в мире.
Задачи: - познакомить с историей развития бисероплетения;
- развить воображение, моторику рук, эстетический вкус;
- воспитать усидчивость, взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к народным традициям и обычаям.
Оборудование: бисер и бусины, наглядные пособия, иллюстрации, магнитофон, таблица "Этапов развития бисерного искусства"
Тип занятия: частично поисковый
Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с небольшой загадки.
Маленькие бусинки на капельки похожи.
На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.
Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.
Скажите, как мы бусинки такие назовем?
Ответ детей: Бисер
Правильно. А что мы знаем о бисере? (Ответы детей.)
А как вы думаете, с чего все началось?
Ответ детей: С истории.
Молодцы. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и развития бисероплетения как декоративно-прикладного вида творчества.

Игра- путешествие «Машина времени».
Давайте с вами немного попутешествуем и познакомимся с историей развития бисерного искусства. И по ходу нашего путешествия мы с вами составим таблицу «эволюции» бисерного искусства от зарождения до наших дней.
И так, мы отправляемся. Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Как вы думаете, в это время люди носили украшения из бисера?
Ответы детей: Нет, они украшали себя изделиями, собранными из костей, зубьев, когтей животных и различных семян растений, ракушек и др.
Таким образом, мы можем говорить о появлении примитивной техники. По вашему мнению, что это была за техника?
Ответы детей: низание.


Правильно. И сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли первобытных мастериц.
Игра.
У вас на столах лежат приблизительно такие же материалы, из которых древние люди изготавливали свои украшения. Ваша задача – за 5 минут изготовить украшение подобное тем, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Время на работу 5 минут. После завершения, ребята представляют свои изделия.
И так мы заполняем первую ступеньку нашей таблицы «эволюции». Что мы вписываем в нашу таблицу?
- Ношение украшений из зубов, когтей, ракушек, семян растений.
Примитивная техника низания.

Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Как вы думаете, когда было изобретено стекло?
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.


Теперь давайте снова вернемся к нашей таблице «эволюции» (вторая ступень). Что происходит в этот период времени?
- Человек изобретает стекло, появляется стеклянная посуда.
Какая технология развивается в этот период?
- Низание.


Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка.
Сразу ли эти бусинки стали называться бисером? Нет, в начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Кто первым начал изготавливать бисер? (Египтяне.)
Где они его использовали? (Делали ожерелья и расшивали одежду.)
Какую технику бисерного искусства ввели египтяне? (Вышивка бисером)
(Проводиться демонстрация слайдов с изображением изделий Древнего Египта)



Так какую технику мы вписываем в нашу таблицу (третья ступень)?
- Вышивка.


Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
И так, многие страны производили бисер. Но, чей бисер ценился больше всех остальных?
Больше всех остальных ценился Венецианский бисер. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму.



А как вы думаете, изготавливали бисер на Руси? (Да, но в малом количестве.)
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, наручень, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.



И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
(Демонстрация слайдов изделий древних мастеров)




Какие техники развиваются в этот период?
- Развиваются низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Давайте занесем эти данные в нашу таблицу (четвертая ступень)


В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С XVв. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла". Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
…Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что вам в нарядах помогло,
Когда бы бисера вам не дало Стекло?
…Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобиться жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им краситсяарап на южных берегах,
В Америке живут, мы чаем, простоки,
Что на другой металл из серебряной реки
Дают европейскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.



В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
И так, что мы узнали?
- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Заполняем нашу таблицу «эволюции» (пятая ступень).


В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.




Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Заполняем следующую ступень (шестая ступень) нашей таблицы «эволюции». Какие техники появились в период с XVIII по XIX вв.?
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.


С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе. (рис 19, 20)




Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
И так, давайте еще раз вспомним, как развивалось искусство бисероплетения от первобытно общинного строя до наших дней, поднимаясь по воображаемой лестнице развития бисерного искусства, и перечислим все техники появившиеся за этот период. (табл. 1)


1. Низание
2. Вышивка
3. Плетение
4. Саженье по бели
5. Вышивка по канве
6. Теснение по воску
7. Ткачество
8. Вязание спицами и крючком
9. Изделия на проволоке

Примечание: для демонстрации используются репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии и др. (Книга М. Ляукина «Энциклопедия. Бисер» 2005г.)
Завершить наше сегодняшнее путешествие я хочу вот этим стихотворением:
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско – юношеский центр»

г. Шарыпово

Методическая разработка
Конспект занятия

«Изготовление цветов из бисера (французская техника плетения)»
(возраст обучающихся: 8-14 лет)

Шарыпово, 2013г.

Конспект занятия по бисероплетению

Тема: «Изготовление цветов из бисера (французская техника плетения)».

Возраст воспитанников: 8-14 лет.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Место занятия в разделе программы «Я вхожу в мире искусства»: 3 занятие по теме «Цветы из бисера».

Цель занятия: научить плести цветы из бисера в технике «французское плетение».

Задачи:

Образовательные

Познакомить с новой терминологией;

Обучить приемам набора бисерных мотков;

Познакомить с техникой кругового плетения на оси;

Развивающие

Развить навыки самостоятельной работы;

Способствовать развитию художественного вкуса;

Сформировать навыки КТД;

Воспитательные

Воспитать усердие, аккуратность в работе.

Оборудование.

Демонстрационный материал :

Пошаговая схема французского плетения цветов;

Репродукция и фото маков;

Ваза с букетом цветов из бисера (выполненные во французской технике плетения);

- «микрофон» (бумажный тюльпан, выполненный в технике оригами).

Раздаточный материал:

Технологические карты для плетения цветов;

Мельницы для набора бисерных мотков.

Материал и инструменты:

Проволока;

Лента зеленой бумаги;

Клей ПВА;

Кисточка;

Ножницы;

Плоскогубцы.

Ожидаемый результат: научить плести цветы из бисера во французской технике плетения, применять творческий подход к их изготовлению.

Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий.

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.
Ход занятия.
1. Оргмомент.

Игра «Цветик-семицветик» (приветствие, как и рефлексия, обязательные структурные компоненты начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему).

Воспитанники стоят в кругу, и по часовой стрелке делают комплименты друг другу, называя цветком (например, Наташа - фиалка, она скромна, миниатюрная, у нее синие глаза и т.д.).
2. Теоретическая часть.

2.1.Лирическое вступление.
Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!
И остаётся прочно с нами,

Всё то, что связано с цветами,

В них растворились краски звёзд,

И мир любви без мук и слёз!...

Марк Львовский
2.2.Знакомство с терминологией.

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с техниками плетения цветов из бисера.

Французская техника плетения, как нельзя лучше подходит для плетения цветов, особенно крупнолистных.

Давайте для начала рассмотрим, чем отличается параллельное плетение от французского, еще его называют «круговое» (ребята рассматривают схемы плетения, отвечают) (приложение 1).

Как вы уже ответили:

1. французское плетение идет вокруг центральной проволоки - оси.

Ось - вертикальная проволока, вокруг которой идет накручивание бисерных рядов. Для нее может использоваться проволока толще, чем для нанизывания мотков. На ось набирается центральный ряд бисера.

2. вокруг оси идут по кругу бисерные ряды – дуги.

Дуга – бисерный ряд с одной стороны оси. Дуги плотно прикладываются друг к другу, каждая последующая дуга длиннее предыдущей. От количества дуг зависит размер лепестка (листа).

3. не нужно нанизывать бисер на каждый ряд отдельно, можно плести дуги одной проволокой с нанизанным бисером – мотком.

Маток – проволока длиной 120-150 см, с нанизанным бисером нужного цвета.

Сейчас вы познакомились с новыми терминами, которые раньше вам на занятиях не встречались.
2.3.Материалы, инструменты, техника безопасности.

Для плетения цветов вам необходим материал и инструменты. Назовите (ребята называют: бисер, бусина, проволока разного размера, бусины, зеленая бумага для обмотки стебля, клей ПВА; инструменты: ножницы, кисть, плоскогубцы).

Молодцы, а теперь давайте вспомним технику безопасности при работе с острыми инструментами и материалами (ребята рассказывают) (приложение 2).
2.4.Знакомство с французской техникой плетения на примере мака.

Мягкий шелк покрыл зеленый луг

Ангелы над маками летают,

Колокольчики в руках их оживают,

И от маков ало все вокруг.

Лариса Кузьминская

Разве можно передать словами взрыв эмоций от созерцания ярко-красного поля маков, переливающихся шёлком лепестков от каждого дуновения тёплого ветерка?!

До чего же красивы эти полевые цветы на тонкой высокой ножке, увенчанной нарядной алой шапочкой с угольно-чёрной серединкой в обрамлении изящных тычинок!

Как нежно и беззащитно трепещут тончайшие лепестки мака с красивыми волнистыми краями, как мягко колышутся удлинённые резные маковые листочки под дыханием ветра!

Яркие всполохи множества маков на зелёном летнем поле…

Фото маков на доске (приложение 3).

Прекрасные цветы – маки, которые нашли отражение в творчестве поэтов, художников. Педагог обращает внимание воспитанников на картину Эдуарда Джафарова «Маки в вазе» (приложение 4).

И вы сегодня попробуете создать этот прекрасный цветок из бисера. Вам потребуется бисер красный, черный, зеленый.

Давайте рассмотрим форму лепестков цветка, форму бутона, листьев.

Цветок мака состоит из 6 круглых красных лепестков, черных тычинок и круглой коробочки с семенами. Листья зеленые зубчатые.

Каждый из вас сплетет за занятие цветок и из них получится прекрасный букет от нашей студии на выставку «Цветочная феерия».


А вы знаете, что «Букет» - слово французское и означает собранные вместе цветы, но второе значение этого слова - «запах, аромат». Именно это значение и было сначала основным. Самые первые букеты собирались для аромата, поэтому для их составления использовались невзрачные, но душистые цветы: резеда, мята, жасмин, гвоздика, базилик и другие.
Давайте рассмотрим пошаговую схему, у вас на столе есть такая схема.

Педагог объясняет каждый шаг (этап) плетения, показывая его на образце.

3. Практическая часть.

3.1.Набор бисера на проволоку при помощи мельницы.

Мельницу можно изготовить из пластиковой баночки, из под йогурта (сметаны) и карандаша. Используем уже приготовленные мельницы. С одной стороны проволоки делаем закрепку, с другой стороны загибаем проволоку, как крючок. Крутим мельницу против часовой стрелки, опускаем крючок в мельницу и набираем красный бисер 120 см. Набрав бисер, сматываем проволоку с бисером в маток и делаем восьмерку.

Так набираем 3 мотка с красным бисером.

3.2.Плетение лепестков и листьев мака по схеме (самостоятельная работа).

На ось прикрепляем моток с красным бисером.

На ось набираем 5 красных бисерин и прикрепляем первую дугу, снизу вверх, делаем поворот на 360 градусов вокруг оси,

Прикрепляем другую дугу сверху вниз, делаем поворот на 360 градусов вокруг оси,

Плетем по 4 дуги с каждой стороны,

Закрепляем проволоку снизу, отрезаем.


Так плетем 6 лепестков.

3.3.Плетение тычинок и коробочки-семенника.




3.4.Сбор цветка.


Вокруг зеленого шарика выкладываем черные тычинки, скручиваем проволоку.

Вокруг тычинок прикладываем по кругу лепестки и скручиваем проволоку под лепестками.
Во время самостоятельной работы педагог контролирует соблюдение техники безопасности при работе с острыми предметами, оказывает помощь и рассказывает ребятам дополнительную информацию о маках (легенды, мифы и д.р.) (приложение 5).
3.5.Плетение листья по схеме параллельным плетением зеленым бисером.


Бутон цветка прикрепляем к стеблю (25 см толстой проволоки). Стебель обматываем бумажной лентой зеленого цвета. На середине стебля прикладываем лист, закрепляем бумажной лентой и продолжаем обматывать стебель до конца. В конце стебля отрезаем ленту и смазываем клеем ПВА.
Цветок готов.
4. Рефлексия.

Давайте посмотрим, какие красивые маки у вас получились (ребята собирают в букет маки и ставят их вазу).

Сейчас я хочу, чтобы вы высказали мнение о прошедшем занятии в волшебный микрофон-цветок и продолжили:

Сегодня я узнал…,

Было интересно…,

Было трудно…,

Я научился…,

Теперь я могу…,

Мне захотелось…

Я благодарю вас за труд, за прекрасный результат, за то, что вы все старались сделать работу аккуратной и красивой. Я надеюсь, что ваша коллективная работа будет украшением выставки «Цветочная феерия».

Используемая литература и другие источники
1.Донна ДеАнджелис Дикт «Цветы из бисера». Издательство: Мартин, 2007

2. Виноградова Е.Г. «Цветы из бисера». Издательство: АСТ, Сова, 2007

Приложение 1

Параллельное и французское плетение

Приложение 2
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию педагога.

2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.

3. При резании бумаги, проволоки не направлять ножницы к себе или товарищу.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. Осторожно пользоваться клеем.

7. Не покидать рабочее место без разрешения педагога.

Приложение 3

Фото мака


Приложение 4
Художники посвящали маку свои картины.


Эдуард Джафаров. Маки в вазе.
Приложение 5
Легенды и мифы о маке
Красота и особые свойства мака породили очень много легенд и мифов, связанных с этим прекрасным цветком. Недаром этому растению с древности уделялось большое внимание и почитание.

Одна из старинных легенд говорит о том, что Природа подарила людям Ночь и Сон для отдыха. Но не все люди им повиновались, продолжая бодрствовать ночью. Тогда Сон рассердился на своё бессилие и сердито воткнул в землю царственный жезл. На этом месте выросли прекрасные снотворные маки.

Древние греки посвящали мак богам сна и сновидений - Гипносу и Морфею, поэтому цветок мака являлся непременным атрибутом этих богов.

Считалось, что царство бога Морфея засажено маками.

Гипноса обычно изображали в виде лежащего или сидящего юноши-ангела с опущенными белыми крыльями, держащего в руках маковые головки; иногда с венком из маковых головок на голове.

Мак был также атрибутом и бога смерти – Танатоса. Его изображали в виде юноши с венком из цветков мака, но с чёрными крыльями и в чёрном одеянии, гасящего опрокинутый горящий факел как символ угасания жизни.

Греческая богиня плодородия и земледелия Деметра обычно изображалась с хлебными колосьями и маками в руке. Статуи Деметры традиционно украшались венками из пшеницы и мака.

У римлян Деметра отождествлялась с Церерой, странствовавшей по земле без отдыха. Обеспокоенные её усталостью, боги вырастили для неё маки. Очарованная красотой маков, Церера сорвала их для букета и тут же забылась сном. Пробудившаяся после сна богиня увидела вокруг себя щедрый урожай и возрадовалась ему. С тех пор множество цветущих маков связывается с ожиданием богатого урожая.

Согласно другой древнеримской легенде, мак вырос из слёз Венеры, пролившихся на землю после получения известия о смерти прекрасного юноши Адониса.