Нод по экспериментированию в старшей группе. Конспект нод по экспериментированию с водой в старшей группе

Конспект НОД по экспериментированию в старше - подготовительной группе.

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению : перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода - это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей : Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
.Воздух бывает теплый? (Бывает).
. Воздух бывает чистый? (Бывает).
. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
. Воздух бывает легкий? (Бывает).
. Воздух бывает грязный? (Бывает).
. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
. Воздух бывает холодный? (Бывает).
. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки) . Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду) . А где легче всего плавать? (Дети: в море ) . А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит) , абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель ) . У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий) . Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .

Опыт №5 «Окрашивание воды»

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем) .
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый) . А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной) .

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе» . Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране . Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 1.

Конспект НОД

по экспериментированию с водой в старшей группе

тема: «Свойства воды».

подготовила:

воспитатель старшей группы

Дайбова Елена Владимировна

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

1. Образовательные:

1. Ознакомление детей со свойствами воды:

Отсутствие цвета и запаха;

Отсутствие вкуса;

Отсутствие собственной формы;

Прозрачность;

Вода может растворять вещества,

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные:

Развивать социальные навыки:

1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

3. Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии: проектор, технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за состоянием воды во время прогулок.

Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана, 2 чайные ложки, сахар, пластилин, полоски бумаги разных цветов, различные емкости.

Что изменилось в раздевалке?

Кто ходит в таких халатах?

А хотите на время стать учёными?

Итак, мы с вами учёные. Сделали серьёзный вид и заходим в группу.

Вы тоже заметили, что мы сегодня не одни? У нас гости, да это совсем не гости, а журналисты. Что делают журналисты? (пишут статьи), но прежде чем написать статью о нас, они должны взять интервью. Сейчас они нам зададут несколько вопросов.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ: вода

2. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?
Ответ: нет, потому что она соленая

3. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

4. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

5. Вода, в которой растворены моющие средства.

Ответ: мыльная

6. Вода после размораживания.

Ответ: талая

Молодцы! Вы кое – что знаете о воде, но это ещё не всё, Вода обладает многими свойствами. О которых, вы и не догадываетесь! А хотите узнать, как можно больше о воде?

Ребята, посмотрите, что это такое? слайд №3

Это глобус.

А что такое – глобус?

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.

А какого цвета на глобусе больше всего?

(- Синего, голубого)

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

(- Животным, растениям, человеку)

Правильно, без воды нет жизни на земле.

А как в вашей семье используют воду? слайд №5

Как мама использует воду?

(- Готовит, стирает, поливает растения)

А как вы используете воду?

(-Пьём, умываемся)

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)

«Если руки ваши в ваксе, слайд №6

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама слайд №7

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле. слайд №8

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода

(ответ дублируется показом слайда)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое. слайд №9

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Мост, как синее стекло слайд №10

Скользко, весело, светло. (Лед)

3. Пушистая вата плывет куда-то. слайд №11

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

4. Течет, течет – не вытечет, слайд №12

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

5. Люди ждут меня, зовут, слайд №13

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Молодцы, ребята! Давайте поговорим слайд№14

о трех состояниях воды.

1. Жидкое состояние.

В виде чего вода встречается в жидком состоянии?

В виде дождя, капельки, росы, ручейка.

(работа на доске)

2. Газообразное состояние.

В виде чего вода встречается в газообразном состоянии?

В виде пара, облака, тумана.

(карточки на доску)

3. Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода - это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Что случится с водой? Она перейдёт из жидкого состояния в твёрдое.

В виде чего вода встречается в твёрдом состоянии?

(карточка на доску)

Вспомнить конкурс «Зимняя клумба». слайд №15

    Красили воду

    Заливали в форму

    Заморозили

А сейчас я предлагаю немного размяться

Физминутка (мнемотаблица) слайд №16

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Ну а мы сейчас пройдёмся

И домой к себе вернёмся

Ну раз мы с вами сегодня учёные, скажите мне, чем же они занимаются?

слайд №17

Дети, а как вы думаете, где учёные проводят свои опыты?

А у вас есть желание, побывать в лаборатории и провести несколько опытов, чтобы больше узнать информации о воде?

Мы команда – «Любознайки»,
Наш девиз: «Хотим все знать!»
Сто вопросов нам задай-ка,
Мы готовы отвечать!

слайд №18

И так, вход в лабораторию открыт! А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила:

(дети сами по мнемотаблице рассказывают правила) говорю про лист наблюдений).

1. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

2. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

3. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

4. Содержи свое рабочее место в чистоте.

5. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А выводы я предлагаю делать в листе наблюдений. (картинку с правильным ответом обводим маркером)

А если вдруг что - то станет не понятно, что нужно сделать? (спросить)

слайд №19

А сейчас я предлагаю всем желающим пройти в нашу лабораторию. Располагайтесь поудобней, я беру стул, мне так удобно.

ОПЫТ 1: вода не имеет цвета. (молоко, вода, цветные полоски)

А теперь обратите внимание.

Что стоит на ваших столах?

Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.

Что налито в стаканчиках?

Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?

Каким они цветом?

А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды.

Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Так, что мы можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Вывод : вода бесцветная слайд №20

ОПЫТ 2: вода прозрачная. (то же самое и ложки)

У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?

Видно ли ложку в стакане с водой?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?

Вывод : вода прозрачная слайд №21

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 3: вода не имеет вкуса. (то же самое, пробуем)

А давайте, мы с вами попробуем молоко, какой у него вкус?

Какой вкус у воды?

Вывод : вода не имеет вкуса слайд №22

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 4: вода не имеет запаха. (то же самое, нюхаем)

Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?

(вспомнить как пахнут цветы, апельсин)

Вывод : вода не имеет запаха слайд №23

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 5: вода не имеет формы. (кубик, формочки)

Ребята, что у меня в руке? Какую форму он имеет?

(Кладу его везде) - меняет форму кубик?

Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода? А вам интересно?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Вывод : вода не имеет форму слайд №24

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 6: вода – растворитель (№3, №4, карточка – схема)

Для этого опыта нам понадобятся стаканчики под номером 3 и 4 и карточка схема. Посмотрите внимательно на схему, там нарисована последовательность выполнения опыта. (прошу…. рассказать, что он делал)

Сахар растворился в воде. Вода является слайд №25

растворителем для сахара.

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить кусочек пластилина, он также исчезнет, как сахар?

Предлагаю взять пластилин с моего стола и добавить в стакан №4. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с пластилином в воде?

Пластилин не растворилось в воде: он лежит на дне стакана.

Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод : вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других – нет.

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

Заключительный этап

Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода

Вы, слыхали о воде? слайды № 26,27,28,29,30,31

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране .

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды, невозможно жить на земле. Мы с вами сейчас для себя сделали несколько открытий. Что вода в природе обладает какими свойствами? (прозрачная, без вкуса и запаха). Вот именно такая вода и нужна всему живому на Земле. А если вдруг она поменяла свои свойства, стала ужасно пахнуть, стала мутной, появился неприятный вкус, что случилось с водой? (загрязнили).

Пригодна она для питья?

А чтоб у нас было достаточно чистой воды, что нам нужно делать? (воду надо беречь и охранять, вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

Что позволило нам побольше узнать о свойствах воды?

Какой опыт для вас было самым трудным? (больше всего понравился?)

- …какие опыты с водой вы хотели бы ещё провести? (настроить на дальнейшую работу)

(хвалить каждого отдельно)

Наши опыты закончены, можете взять свои листы наблюдений, они вам могут ещё пригодиться.

И опять на нашем пути журналисты.

Вопросы журналистов. слайд №32

Давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились, что же положим в наш сундучок знаний? (смотрят на свои листы наблюдений)

1. Назовите три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное)

2. Расскажите нам, с какими свойствами воды вы познакомились? (не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ).

3. Важно ли то, что вы сегодня узнали? Пригодится вам это в жизни?

Спасибо за интервью, мы уверены, что из вас получатся настоящие учёные, которые сделают много открытий.

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования. «Мыльные забавы» в старшей группе

Подготовила воспитатель Пустобаева Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Калининский детский сад».

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

    Просмотр презентации «Тайна мыльных пузырей»,

    Проведение опытов с водой и мылом.

Словарь: мыльные пузыри, прозрачная (мутная) вода. мыло: пенится, скользкое, глицерин, раствор.

Методические приёмы: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, игра «У кого больше пенная гора?», физминутка «Мыло и мыльные пузыри», экспериментирование.

Материалы и оборудование : презентация, колпачки клоуна, пустые флакончики мыльных пузырей, кусочки мыла в коробочке, стаканы, ложки, коктейльные трубочки (на каждого ребенка), красивая коробочка, емкости с водой (4 штуки), мыльницы (4 штуки), стаканы, обручи (4 штуки), подносы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Орг. Момент.

Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями. Дети занимают места в зрительном зале.

(Под веселую музыку в зал вбегает Клоун)

Клоун: Всем привет!!! Я - веселый клоун Клепа, хочу с вами

познакомиться. Вы не против? Ну тогда раз, два, три - свое имя

(дети называют одновременно свои имена)

Клоун: Мне очень приятно!

Рад приветствовать я вас, настроенье высший класс!
Улыбнитесь поскорей, сегодня праздник пузырей!

А теперь, глаза закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас!

Основная часть.

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)

Клоун:

Приглашаю на арену я друзей,

Наших замечательных детей.

Прошу, флаконы вы берите поскорей,
Кто же больше напускает пузырей!

Клоун: Внимание! Внимание! А сейчас объявляю номер нашей программы «Запуск мыльных пузырей»!

Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные!
Если дунуть посильней, будет много пузырей
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать!

(Дети открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми).

Проблема.

Клоун:

НО…. У нас с вами нет пузырей … Что же делать? Как нам быть, где
пузыри добыть? Как вы, ребята думаете?

(озвучиваются предложения решения проблемы)

Какие разные предложения, спасибо.

А я вот еще что придумал! У меня есть умная книга, «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам. И так, книга открывается, превращения начинаются!
(звучит волшебная сказочная музыка, Клоун ходит по залу, думает).
Клоун: Ура! Я все понял!!! Приступаем к эк-спе-ри-ментированию!

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту № 1)

Клоун: (обращая внимание на коробку)

Посмотрите, ребята, какая красивая коробка, что же в ней находится?

(пытается открыть коробку).

Что такое, коробка не открывается.

Да здесь же этикетка с надписью: «Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать».

Загадка

Клоун: Что же это?

Дети: Мыло

Клоун: Молодцы, правильно отгадали загадку.

Коробка открывается, содержимое вручается.

(Дети берут по кусочку мыла.)

Клоун: Положите мыло в мыльницы.

Клоун: А теперь обратите внимание на страницу книги превращений. На ней изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Клоун: Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

Дети: Не трогать руками глаза, не брать в рот.

Клоун: Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на пары.

Посмотрите, что находится в ванночках?

Дети: Вода.

Клоун: Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она?

Дети: Теплая, мокрая…

Клоун: Что еще вы можете сказать о воде?

Дети: Прозрачная, не имеет запаха.

Клоун: Возьмите мыло, опустите его в воду и размыльте.

Какое стало мыло?

Дети: Скользкое.

Клоун: Что произошло с водой?

Дети: Вода стала мутной, появился запах.

Клоун: Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Клоун: Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Клоун: Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками)

Клоун: Какие пузыри у вас получились?

Дети: Большие, маленькие, прозрачные.

Клоун: Когда много мыльных пузырей, что получается?

Дети: Пена.

Клоун: Молодцы, правильно. А сейчас положите ваши трубочки.

Клоун: Предлагаю провести соревнование «У кого получится самая большая пенная гора?». По моему сигналу дружно трубочки берем, опускаем в ванночки и дуем. Вы готовы, друзья?

Игра «Самая большая пенная гора?»

Клоун: Раз, два, три, большая пенная гора расти!

(Клоун хвалит всех детей.)

Клоун: Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

А теперь возьмите крышечку от флакончика и опустите ее в ванночку с раствором, достаньте ее и подуйте. Получаются у вас мыльные пузыри?

Дети: Да.

Клоун: Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

Клоун: Закрыли флакончики.

Клоун: Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем зрителям, какие мы дружные и поиграем в игру.

(Клоун берет обручи и с детьми выходит на середину арены).

Физминутка: Игра «Мыло и мыльные пузыри»

Клоун: Вот пузырьки летают и микробы убивают.

Представьте, что вы мыльные пузыри. Посмотрите на обручи - это «домики для мыльных пузырей». (Клоун раскладывает обручи). Послушайте правила игры. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по арене. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. Домик предназначен только для одного мыльного пузыря. А кому домика не хватило - значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем!

Игра проводиться2-3 раза.

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту №2).

Клоун: Ребята, в книге превращений есть еще один очень интересный способ приготовления мыльных пузырей, вам хочется попробовать его сделать?

Дети: Да.

Клоун: Возьмите, пожалуйста, свои флакончики и снова вернемся к странице из книги превращений, на ней изображена схема приготовления мыльных пузырей. (Внимание на экран). Нам необходимо жидкое мыло, глицерин и вода. Давайте попробуем приготовить раствор для мыльных пузырей по этой схеме. (Дети садятся за стол № 2, выполняют работу, опираясь на схему).

Клоун: Раствор для пузырей подготовили, но ему нужно несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, выходите и мы с вами поиграем в мою любимую игру «На что похож мыльный пузырь». (Дети строятся по краям арены).
- Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, а если нет, то топайте. Будьте внимательны! Ну что ж пробуем?!
- Мыльный пузырь похож на апельсин?
-А на мандарин?
-А на яблоки в саду?
- А на рыбки в пруду?
-А на мячик надувной?
- И на шар земной?
-Он похож на телефон?
- А на металлофон?
-А на солнышко в небе?
-А на колесо на велосипеде?
-А на дом?
- А на снежный ком?

Клоун: Замечательно отвечали на вопросы. Предлагаю вернуться к нашему раствору. (Дети возвращаются к столу № 2)

Клоун: Наш раствор готов. Теперь с помощью воронки перельем его во флакончики. Флакончики закрываем. (Дети выполняют задание)

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)
Клоун: Внимание! Внимание! Запуск мыльных пузырей!

(Дети под светомузыку устраивают мыльное шоу)
Клоун:

Увлекательное дело – Шоу мыльных пузырей!
Я пузырик разглядел – ни окошек, ни дверей,
Как же радуга тогда забирается туда?

Раз, два, три! Раз, два, три!
Я пускаю пузыри: мыльные, воздушные, ветерку послушные!

Рефлексия

Клоун: Молодцы, ребята! Здорово! Отличные получились у нас пузыри! А это значит, что вы, ребята, замечательные изобретатели! Сами научились и научите других.

Клоун: Давайте вспомним, как мы с вами готовили раствор для мыльных пузырей.

(Дети отвечают).

Итог

Клоун: Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими изобретателями.

А вам хочется продолжения праздника?

Дети: Да!

Клоун: И мы продолжим праздник без сомнения, но только с друзьями в группе. Пусть наши воздушные пузыри летят как можно дальше, выше и радуют всех. Пойдемте, расскажем всем о нашем изобретении и о
веселом празднике. До Новых встреч, друзья!

(Дети под музыку уходят в группу).


Предварительный просмотр:

Воспитатель с детьми заходит в группу. Здороваются с гостями.

Ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Чей это шарик? Откуда он взялся тут? (ответы детей)

Что ты говоришь? Твой хозяин оставил нам послание?

(включаю запись)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут профессор Почемушкин. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха? Я оставил вам свою тетрадь для записи исследований. Надеюсь, вы поможете мне ее заполнить. В конверте с вопросительным знаком все вопросы, которые меня интересуют.

Ребята поможем профессору Почемушкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед! (да)

(надеваем халат, шапочки)

Все, теперь мы с вами ученые. У нас есть лаборатория. А что такое лаборатория (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории.

Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Итак, приступаем к работе.

Опыт №1. «Как поймать воздух?»

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (в нём нет воздуха)

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух невидим, бесцветный, прозрачный (даю картинку подсказку для таблицы)

Опыт №2. «Воздух внутри нас»

Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это? (соломинки)

Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Ой, что это? (пузырьки)

А что они делают? (пузырьки поднимаются наверх)

Почему? (ответы детей)

Мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

Вывод: Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри нас.

Но как он к нам попадает? (мы его вдыхаем через нос)

Конечно! Все люди дышат через нос (картинка к таблице)

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? (мыльные)

Опыт №3 «Мыльные пузыри» Воздух принимает форму емкости, в которой он находится.

Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло? (воздух)

Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Ребята, скажите мне, воздух имеет форму? (нет)

Вывод: Воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится (картинки в таблицу)

Опыт № 4. «Кораблики» (воздух передвигает предметы)

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Что делают кораблики? (стоят на месте)

А теперь давайте подуем, что делают кораблики? (плавают)

Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут.

Вывод: Воздух может передвигать предметы (картинка)

Опыт №5 «Коробочка с секретом» Воздух переносит запахи.

Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Они передаются воздухом, и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке? Закрываем глаза и по запаху узнаем.

Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи (карточка)

Заполняем таблицу.

Воздух бесцветный и прозрачный. Находится внутри нас и вокруг нас. Не имеет свою форму. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни.

Вот мы с вами и заполнили тетрадь для профессора Почемушкин. А что это за конверт. Я думаю, что профессор нам все объяснит.

Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся (Давайте)

Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.


Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.