Методы ознакомления дошкольников с природой. Методика ознакомления дошкольников с природой


МЛАДШИЕ ГРУППЫ

В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей н первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголве природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.
Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.
Однако этого недостаточно. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором - со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Дети 4-5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках. В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.
Два раза в месяц проводятся занятия. Продолжается работа в уголке природы, который в течение всего года пополняется новыми объектами, У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными, формируются новые.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ дети организуются небольшими подгруппами или получают индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбирают картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии.
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе. Наблюдение лучше вести за изменением единичного предмета, явления (за такими объектами природы, в которых изменения происходили бы в течение 1 -2 месяцев, например рост редиса, гороха, настурции). Более длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста.
Дети пятого года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может быть разной (гербарии, рисунки). Дневник помогает воспроизвести ход развития явлений. В процессе наблюдения, а затем и при составлении гербария или зарисовке воспитатель ставит вопросы, подводя ребят к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Есть ли бутон? Что появилось нового?» И т. д. При этом в беседе участвуют все дети.

СТАРШАЯ ГРУППА

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.
В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни - в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения.
Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.
Каковы же эти задачи? В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).
В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.
Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении, совершенствуют трудовые навыки и умения.
Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1-2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой - 1-2 целевые прогулки на водоем. Весной и летом количество экскурсий и целевых прогулок значительно увеличивается (до 2-3 в лес, поле, огород, водоем и др.).
В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные ухаживают за его обитателями. В дежурстве по уголку природы одновременно принимают участие несколько детей (до 3-4 в зависимости от количества обитателей), дежурят по 2-3 дня. Воспитатель в течение года проводит 2-3 занятия, на которых знакомит детей с изменениями способа ухода за обитателями уголка (особенно растениями) в разные сезоны, с уходом за новыми его обитателями.
Наблюдения и труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным - наседкой с цыплятами, щенком, кроликами, живущими на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.
Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия (целевая прогулка проводится во время, отведенное для прогулок), Многие занятия и экскурсии, проведенные в старшей группе, повторяются в подготовительной с некоторым усложнением программных задач.
При организации ознакомления с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводятся разнообразные опыты.

Сост. Л.А.Каменева, "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Этот раздел меню посвящен теме «Ознакомление детей с природой». В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Занятия сгруппированы по классам: «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Обитатели моря», «Растения» и «Экология», где каждое занятие посвящено одному конкретному виду. Исключением является раздел «Экология» - там даются более общие и комплексные знания по ознакомлению дошкольников с природой, и некоторое количество занятий о растениях, например занятие "Лекарственные растения". Большая часть конспектов снабжена фотографиями и аудио-файлами с голосами животных и птиц, причем Вы можете скачать конспект занятия одним архивом, содержащий и текстовый документ, и вспомогательные материалы для полноценного проведения занятия в детском саду.

Некоторые из занятий являются комплексными (интегрированными)- как правило, они построены по схеме "ознакомление дошкольников с природой" плюс "изо. деятельность" (лепка, рисование или конструирование из бумаги) и ссылки на некоторые из них есть в разделе комплексных занятий.

Необходимо помнить, что некоторые занятия содержат информацию о конкретном регионе (ареале). Поэтому стоит быть внимательным и, при необходимости, адаптировать занятие под свой регион. Пример: зайцы не везде "белеют" в зимнюю пору, в южных регионах этого не наблюдается. И т.д.

Любой из конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с природой, расположенных в этом разделе, можно скачать в виде документа Ворд.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изодеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом не теряя интереса и концентрации внимания.

В том случае, если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, по возможности, сообщите нам об этом. Кроме того, если у Вас есть собственные занятия по ознакомлению детей с природой, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы с радостью будем пополнять количество конспектов.

Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветов. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Основной способ знакомства с природой – это непосредственное наблюдение за растениями и животными. Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми.

Для ознакомления детей с выращиванием растений проводятся экскурсии к месту посадки деревьев. Во время экскурсий в парке, на улице или в сквере им показывают весеннюю посадку деревьев, рассказывают, для чего их сажают, обращают внимание на необходимость бережного обращения с саженцами. Очень полезно привлечь детей к посадкам деревьев на участке детского сада. Они могут поддерживать ствол деревца во время посадки, подсыпать землю в лунки, поливать посаженные растения. Надо показать, как ухаживать за деревьями (обрезка веток, обмазка известью стволов, борьба с вредителями). Во время цветения плодовых деревьев будет целесообразным провести экскурсию во фруктовом саду. Обращают внимание на красоту цветущего сада. Можно вспомнить несколько строк из стихотворения Н. Некрасова: «Зелёный шум» или «Как молоком облитые стоят сады вишневые». Надо показать детям как цветут деревья. Остановиться около яблони, наклонить ветку, чтобы рассмотреть бутоны и понюхать бледно-розовые цветки. Затем следует таким же образом ознакомить детей с грушей (цветки белые, сидят пучками) и вишней (ветки тонкие, цветки меньше, чем у яблони и груши). Следует напомнить, что все эти деревья посадили люди, они заботятся о саде, ухаживают за ним. В средней группе для ознакомления детей с ростом и развитием растений проводят несколько экскурсий по цветнику, огороду и саду. Во время экскурсий обращают внимание на изменения в росте растений, на появление цветов и плодов, на увеличение корней. При этом оценивают уход детей за растениями.

В старшей группе для того, чтобы дети получили представление о выращивании злаковых (ржи, овса, кукурузы, пшеницы) организуют несколько экскурсий в поле, на огородный участок. Одну из экскурсий проводят во время цветения ячменя. Обращают внимание детей на величину, простор и красоту поля. Следующую экскурсию организуют во время пожелтения ячменя. Детям задают вопрос: «Какого цвета были колосья на прошлой экскурсии, какими они стали теперь?». Рассматривают колосья, отмечают, что желтые твердые зерна в них - это признак созревания. Проводится наблюдение за тем, как комбайн жнет и обмолачивает колосья, как и куда ссыпается зерно, обращают внимание за тем, кто управляет всем этим процессом.

Для детей подготовительной группы, в целях ознакомления с полевыми культурами и их уборкой, также организуют несколько экскурсий в поле, где растут ячмень и пшеница. Первую экскурсию на поле проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время цветения растений. Отмечают, что ячмень вырос высокий, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья развиты плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров. На данном этапе целесообразно расспросить детей, о том какую работу выполняют по их мнению комбайнеры (скашивают пшеницу, обмолачивают колосья, очищают зерно). Пояснить детям, что готовое зерно из комбайна подается через рукав на машины и машины увозят его в зернохранилище. Рассказать, что прежде, когда не было машин, всю работу земледельцы выполняли вручную. Труд был очень тяжелым. Теперь машины помогают собирать урожай быстрее. С экскурсии хорошо принести несколько растений (ячменя, овса, пшеницы) для дальнейшего рассмотрения и приготовления гербария. На экскурсии в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди собирают плоды. К сбору опавших плодов можно привлечь и детей.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, с изменениями, происходящими в ней в разное время года. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней воспитывают в дошкольниках лучшие черты характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитании любви к ней помогает уголок живой природы в детском саду.

Работа в уголке природы проводится ежедневно, в часы, отведенные для труда. Организация труда зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старшей группе их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями. Во время труда на земельном участке при поливке, рыхлении, дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Особенно важно сосредоточить внимание на изменении растений в процессе развития его съедобных частей: корней у корнеплодов, луковиц, у лука, листьев у капусты, плодов у томата, семян у гороха. Интересно пронаблюдать усложнение формы побегов у гороха, прикрепление их к опоре. Когда горох начинает клониться в сторону, можно предложить присмотреться к растению и сказать, что изменилось: «Горох начал спускаться к земле» - говорят дети. «А почему он начал опускаться?». Если дети затрудняются ответить, можно предложить рассмотреть стебель кукурузы и сравнить его со стеблем гороха. Они быстро делают вывод: у кукурузы стебель толстый и она стоит прямо, а у гороха тоненький, поэтому он наклонился. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков.

У всех растений, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выраженные признаки. Нужно также учитывать возрастные особенности детей. Для младшей и средней групп – растения наиболее типичные по строению. В старшей и подготовительной группах, кроме выше названных, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко. Например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется инвентарь: лейки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли.

Во второй младшей группе дети должны знать названия двух, трех растений, уметь называть их части (цветок, лист, стебель, корень), знать основные растительные группы (деревья, кустарники, цветы, травы). Знакомить детей рекомендуется с такими растениями: примула, бегония, герань, бальзамин, растениями с широкими плотными листьями (аспидистра, фикус). Дети должны поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

В средней группе дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений. Здесь уже вводят элементы разделения труда: один ребенок поливает растение, второй протирает листья или горшок для другого растения. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы. Дети этой группы должны знать названия четырех – пяти растений (в их числе растения для младшей группы, к которым добавляются кустообразные растения, такие как герань и бальзамин). На данном этом этапе дети должны уметь называть части растения, а также уметь описывать их в общем (форму листьев, вид стебля). Важно также научить детей отличать политые и не политые растения по состоянию почвы. Познакомить воспитанников с правилом: после поливки растений, в лейки надо наливать воды и оставлять ее до следующего дня. Использовать дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх следует упражнять детей в описании растений, учить называть их отличительные признаки.

В старшей группе уход за растениями организуют в форме дежурства. Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течении двух-трех дней, не только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения.

Для уголка природы подбирают растения, которые привлекали бы внимание детей, вызывали радостные эмоции. К ним прежде всего относятся цветущие растения (бальзамин, бегония, фуксия, герань). Детей этой группы знакомят с разными формами стеблей комнатных растений (прямостоящими, свисающими, вьющимися – такими, как фикус, традесканция, колеус, комнатный виноград), с различной расцветкой и формой листьев (традесканция с зелеными и пестрыми листьями, различные виды бегоний). В уголке живой природы следует держать растения, требующие различного ухода: редкой поливки (алоэ), частой поливки (колеус, примула), поливки только в поддон (луковичные, амариллис), растения, требующие мытья листьев тряпочкой, опрыскивания из пульверизатора (аспарагус). В старшей группе надо обратить внимание детей на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие из них не цветут и поэтому их следует поливать реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, и в силу этого наблюдения, детей целесообразно подвести к выводу, что в это время растения следует поливать чаще. Обязательно надо подчеркнуть коллективную значимость труда детей (все потрудились – растения стали красивыми – будут лучше расти). Во время рассматривания растений надо обратить внимание детей на внешний вид растения, подчеркнуть его привлекательность. Например, спросить у воспитанников какое из растений самое красивое: предложить детям рассказать о нем, рассмотреть его.

У детей подготовительной к школе группы, в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к ним становится более устойчивым. Поэтому надо привлекать детей к выполнению более сложных и длительных видов ухода за растениями (в течении нескольких дней и даже недель). Целесообразным будет подобрать быстрорастущее растение, такое, у которого неожиданно для ребят могут развиться бутоны (кактус, амараллис). Чтобы поддержать интерес детей к работе, следует систематически контролировать их, спрашивать, как развиваются растения, не появилось ли у них что-либо новое и при надобности лично обращать внимание на изменения. Например, обратить их внимание, что листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, таким образом подвести воспитанников к выводу, что некоторым растениям мало света, значит их следует перенести в более светлое место. Не стоит забывать о развитии мышления у детей. В этой связи следует познакомить детей с более прихотливыми растениями, требующими сложного ухода (бегония, алоэ, туя, хлорофитум, сансевьера). Дети группы помогают при пересадке растения: подбирают горшок нужного размера, готовят песок и почву. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором.

В конце февраля в уголок природы дети приносят с прогулок ветки. Если ветки поместить в теплую воду, они быстро начнут распускаться. В младшей и средней группах можно таким образом «посадить» ветки тополя или сирени. После этого дать задание детям пронаблюдать, как будут видоизменяться ветки. В беседе обратить внимание, как выглядели ветки до и после помещения в теплую воду. Под руководством воспитателя дети отмечают, как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, как в конечном итоге распускаются листья. Для этих целей также хорошо подойдут ветки с цветочными почками (ива, верба).

В конце зимы и начале весны в уголках природы всех возрастных групп проводятся посевы семян и посадка луковиц. Землю для зимне-весенних посевов и посадок готовят накануне дня посадочных работ. В младших и средних группах это делает воспитатель, в старших – дежурные. Для посевов и посадок подготавливаются ящики (по одному на стол), либо коробочки из плотной бумаги, которые устанавливают на поддоне.

После появления ростков, их высаживают на участке. Перед посевами и посадками, нужно отобрать посевной материал. Луковицы нужны среднего размера, ровные. Накануне их кладут в емкость и заливают теплой водой, после остывания ее сливают. Перед самым занятием у луковиц срезают верхушку (примерно пятую часть). В этом случае растение растет ровнее, а воспитанникам проще сориентироваться в посадке луковиц (срезанной частью вверх).

Семена цветочных и овощных растений накануне посевов проверяют: для этого их кладут в стакан с водой: полновесные (то есть более пригодные для посадки) тонут, легковесные остаются на поверхности воды. Семена, особенно мелкие, следует засыпать землей, смешанной с песком. Для посевов следует создать влажный микроклимат (накрыть пленкой).

Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора или со щетки. Ставят посевы в самое светлое место. Когда появляется два - три листочка, рассаду пикируют, отщипывают кончик главного корня, что приводит к развитию боковых корней. Примерно через две недели после пикировки, растения можно высадить в грунт. Весь уход за посадками и посевами (кроме пикировки) проводят дети старших групп под руководством воспитателя (в ходе дежурств или при выполнении индивидуальных поручений). В младшей и средней группах на занятии все дети сеют семена одних и тех же растений, делают лунки, в которые кладут по одному семени. В старших группах дети могут сеять семена разных растений. При этом стоит использовать другой прием посадки: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном друг от друга расстоянии. Если ящиков нет, посев производят в коробочки, повторяют прием посева, освоенный прежде. Дети подготовительной к школе группы осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

Вся воспитательная работа по ознакомлению детей с природой осуществляется с целью подготовки детей к школе. Наличие у детей, пришедших в первый класс, конкретных представлений по выращиванию растений, является необходимой предпосылкой для сознательного усвоения уже систематизированных знаний о природе.

Список литературы:

1. «Удивительные растения» (пер. с итал. Павловой Е.Э.; русс.текст Сендеровой Н.Л.) Dami Editore, АСТ, Премьера, 2000 г.

2. «Неприхотливые садовые растения. Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями». АСТ 2005 г.

3. «Огород. Работа на участке в вопросах и ответах». 4-е изд. Осипова Г.С. БХВ-Петербург (2011 г.).

4. «365 золотых правил садовода на каждый день года» Траннуа П.Ф. Эксмо 2008 г.

Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада я определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наряду с этим в программное содержание занятия могут быть включены задачи, направленные на формирование отдельных способов познавательной деятельности (например, дифференцированного восприятия, умения сравнивать объекты по выделенным признакам, самостоятельно выделять основания для сравнения, устанавливать простейшие, наглядно представленные связи между предметами, обобщать и т. д.). Важной задачей занятий по ознакомлению детей с природой является и воспитание у дошкольников отношения к тем живым объектам, явлениям природы, с которыми они знакомятся. У детей 4--5 лет отношение проявляется в желании общаться с живыми существами -- растениями, животными, в интересе к их жизнедеятельности, а также к ярким природным явлениям неживой природы, свойствам и качествам неживых объектов. Оно выражается в любознательности и активности при узнавании нового, -в стремлении принимать участие в создании условий для жизни живых существ, в уходе за ними и т. д. Таким образом, занятия по ознакомлению детей с природой в средней группе, так же как и в других возрастных группах, должны решать целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Это требует использования различных типов занятий.

В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы. Они предполагают формирование конкретных представлений об объектах. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий -- экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания). С детьми средней группы могут проводиться занятия, имеющие своей целью расширение, углубление, закрепление у детей знаний о природе. Эти задачи успешно решаются при использовании повторных наблюдений и экскурсий, бесед с детьми.

В средней группе проводятся занятия по обучению дошкольников элементарным способам ухода за комнатными растениями, животными. Усвоение первоначальных знаний о потребностях растений и животных, а также условиях, необходимых для удовлетворения этих потребностей, позволяет организованно на занятиях научить детей правильно поливать комнатные растения, показать некоторые несложные способы удаления пыли с листьев. Такие занятия способствуют закреплению и уточнению знаний, полученных ранее, а также активному применению их в практической деятельности.

Начиная со средней группы с детьми должны проводиться занятия, направленные на формирование простейших первичных обобщений и систематизацию знаний. Наиболее полно этой цели отвечают занятия, проводимые методом беседы (например, беседа об осени и т. д.). Некоторые обобщения успешно формируются и на занятиях, проводимых методом наблюдения. Они могут являться итогом повторных наблюдений (например, обобщенные представления о птицах, рыбах).

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков с последующим их обобщением. Такой путь ознакомления дошкольников с растениями, животными, неживой природой, сезонными ее изменениями позволяет воспитателю сформировать у детей первоначальную систему представлений о природе.

Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Организуя такие занятия с детьми 5-го года жизни, воспитателю необходимо учитывать особенности этого возраста. Наиболее типичными из них являются следующие: возросшая дробность, дифференцированность (расчлененность) восприятия, умение выделять значительное количество признаков наблюдаемого (до 4--6 признаков). Это могут быть признаки внешнего строения объектов, особенности поведения животных, существования растений. Однако воспитателю надо помнить, что дети 4--5 лет не могут выделять среди наблюдаемых признаков главные и второстепенные, соподчинять их, отделять существенное от случайного. Этому их необходимо учить.

Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приемы руководства деятельностью детей на занятии. Для среднего дошкольного возраста наиболее эффективными приемами наблюдения являются организация обследовательских действий с объектами наблюдения, направленных на выявление сенсорных признаков, использование поисковых действий.

Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, натуральным или изображенным на картинке.

В ходе наблюдения дети могут устанавливать простейшие связи между наглядно представленными признаками объекта, что существенно углубляет восприятие наблюдаемого (например, связь между строением конечностей кролика и способом его передвижения и т. д.). В наблюдение могут включаться и элементы предметного моделирования сенсорных свойств объектов, например модель характера поверхности листьев растения, их величины, расположения и т. д.

Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале занятия перед детьми должны быть поставлены задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Это могут быть ситуация игры, несложная загадка о наблюдаемом объекте, сюрпризный момент. Кроме того, большой интерес у детей вызывают те растения или животные, которые после занятия останутся в группе и за которыми они будут ухаживать.

Результативность наблюдения тесно связана с его планомерностью, упорядоченностью; поэтому воспитатель, готовясь к занятию, должен продумать план наблюдения, приемы его организации.

Планируя ход занятия, важно учитывать и особенности рассматриваемого объекта. Так, например, в занятиях по наблюдению за животными важно продумать организацию проявлений объекта и в соответствии с ней определить логику, последовательность вопросов и заданий к детям. При этом наблюдение за животными должно быть гибким -- план его может быть изменен в соответствии с поведением объекта. При рассматривании растений план наблюдения будет более жестким и должен быть определен заранее.

В средней группе результатом наблюдения на занятии являются новые знания об объекте, способах ухода за ним и т. д. Он может быть представлен как небольшой рассказ-описание наблюдаемого предмета, как выбор способов общения с ним, ухода и т. д. Это может быть развернутый ответ детей на обобщающий вопрос, который требует вновь воспринять объект в целом и вынести суждение о нем (например, после наблюдения за животным воспитатель предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на него и определить, как чувствует себя зверек, почему, как дети догадались об этом). Длительность занятия не должна превышать 15--20 мин. Учитывая, что деятельность наблюдения у детей 4--5 лет еще только развивается, в средней группе хорошо использовать на занятии раздаточный материал. Такие занятия более эффективны, поскольку наблюдаемый объект каждый ребенок получает в руки. Он обследует предмет, учится самостоятельно мыслить, ищет ответ на вопрос воспитателя, опираясь на результат наблюдения. Проведение занятий такого рода требует от воспитателя умений руководить обследовательскими действиями всех детей, одновременно быстро сопоставлять ответ ребенка с особенностями его объекта. Наряду с этим в ходе наблюдения необходимо обобщать ответы детей по каждому выявленному свойству объектов, так как раздаточный материал может оказаться вариативным по отдельным выделяемым признакам.

В процессе наблюдения с использованием раздаточного материала воспитатель особое внимание уделяет обучению детей обследованию объектов. Для этого, давая задание по выявлению того или иного признака предмета, показывает или называет способ обследования, а затем предлагает детям самостоятельно обследовать предмет, проверить результаты и обобщить их. В средней группе могут проводиться как природоведческие экскурсии -- в лес, в парк, на луг, на водоем и т. д., так и экскурсии на сельскохозяйственные объекты -- в сад, на огород, в поле. Последние позволяют формировать у детей представления и об объектах природы, и об отдельных видах труда взрослых, результатах воздействия людей на природу.

Для рассматривания на экскурсии отбираются яркие, наиболее отвечающие цели наблюдения объекты. Их должно быть немного (3--5). Необходимо, чтобы все они были привлекательны для детей, доступны восприятию. Например, золотой осенью можно провести экскурсию в парк, где много разнообразных лиственных и хвойных деревьев. Экскурсию хорошо провести в солнечный день, когда наступление осени лучше заметно. На таком занятии можно познакомить детей с ее характерными признаками (еще светит солнце, листья на деревьях разноцветные), поупражнять их в различении и назывании деревьев в осеннем уборе, расширить представления о жизни насекомых и птиц осенью (птицы улетели, насекомые попрятались). На экскурсии надо учить детей пользоваться словами, обозначающими признаки осени, рассказывать о результатах наблюдения.

После коллективных наблюдений на экскурсии дети охотно собирают семена, плоды, опавшие листья растений. Воспитатель организует игры с этим материалом: «Найти дерево по листу», «От какой ветки эти детки?» и т. д. В конце экскурсии надо еще раз полюбоваться красотой парка, прочитать стихи о золотой осени, подвести итог увиденному.

Построение экскурсии может варьироваться в зависимости от цели, содержания, сезона.

В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания. Они достаточно сложны, поэтому проводятся в конце учебного года. Беседа с детьми становится возможной при условии наличия у них знаний об объектах, их некоторых связях и отношениях. Поэтому при подготовке к беседе воспитатель должен осуществлять целенаправленное руководство по накоплению у детей конкретных представлений о природе, том или ином ее явлении.

Беседа начинается с воспроизведения фактов (представлений) для разговора с детьми. Существенно облегчает этот этап использование иллюстративно-наглядного материала (предметы природы, иллюстрации, модели и т. д.).

Затем совместно с детьми осуществляется анализ выделенных для беседы фактов. Он должен быть подчинен главной цели беседы, ответу на основной ее вопрос. Отвечая на вопросы воспитателя, дети выявляют существенные для обобщенного суждения признаки объектов, устанавливают Необходимые связи между фактами. Существенные признаки объектов могут быть закреплены моделью.

Затем формулируется обобщение. В средней группе это делает воспитатель.

В заключение занятия можно предложить детям найти существенное в тех объектах, которые на занятии не рассматривались, но знакомы детям. Для этого используется раздаточный материал. Например, в беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети последовательно рассматривают 2--3 предметные картинки с изображением знакомых птиц местного края. В ходе беседы воспитатель не только направляет их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей --- ног, крыльев), но и помогает выделить общие для всех птиц признаки: имеют два крыла и две ноги, перьевой покров, клюв.

Затем воспитатель формулирует обобщение: «Птицы -- это животные, у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птиц -- клюв».

Успех беседы с 4--5-летними малышами во многом обусловливается степенью их активности на занятии. Эта активность может быть вызвана особой постановкой познавательной задачи в начале занятия (например, дети поставлены в ситуацию обучения игрового персонажа --- мишки, куклы; в ситуацию необходимости нахождения ошибки, допущенной им, и т. д.), использованием значительного количества наглядного материала, поисковых вопросов, включенных в ход беседы разнообразных приемов (например, сравнения разного вида, предметное моделирование существенных признаков объектов и т. д.).

Таким образом, в средней группе детского сада при ознакомлении детей с природой используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы воспитания и обучения. Это занятия, имеющие целью первичное ознакомление с объектами природы, углубляющие и расширяющие представления детей о них; занятия, направленные на обобщение, систематизацию и применение полученных знаний.

экологический воспитание дошкольник наблюдение

МКДОУ «Детский сад № 21 «Теегин айс" г.Элиста, Республика Калмыкия

Программа

" ПРИРОДА И МЫ"

Методическая разработка по теме:

«Ознакомление старших дошкольников с родной природой»

Составитель: старший воспитатель Байрамукова Т.И.

Элиста, 2016

Пояснительная записка.

В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой.

Земля – наш дом! Но человек не всегда об этом помнит. И очень часто он выступает самоуверенным землевладельцем, а не осторожным пользователем Земли. Люди забывают, что их дом, по сути мал и жизнь очень хрупка и неповторима.

Рубят леса, жгут уголь и мазут, травят почву; глобальный характер приобрела проблема опустынивания степей Прикаспийского региона России в том числе и Калмыкии. Вследствие этого исчезают млекопитающие, птицы, озёра и моря находятся под угрозой загрязнения и гибели морской фауны.

Люди так увлеклись покорением природы, что не замечают (или не хотят замечать), как в реках стало меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей.

В городах воздух стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей, дыма заводов. Питьевая вода стала опасной из-за насыщенности вредными веществами. Истощаются и высыхают природные родники.

Образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая подростковое поколение, является важным в решении вопроса сохранения природных ресурсов земли. Сущность экологического воспитания и образования заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умении вникать в её мир, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле.

Дошкольное экологическое образование является первой ступенью в воспитании экологической культуры человека. Уже в этом возрасте необходимо закладывать ответственное отношение к окружающей среде. И мы, взрослые, должны донести до детей, что человек тесным образом связан с природой и каждый из нас отвечает за свои действия перед настоящим и будущим.

Дошкольное детство можно считать началом формирования экологической направленности личности. В это период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются первые природоведческие представления. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Дети 6-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие; связи в сообществах живых организмов; влияние деятельности человека на природу.

Важным содержательным элементом экологического воспитания ребёнка является формирование первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у дошкольников могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к её познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Экологические знания не станут созидательными без тонкого чувствования и восприятия мира, без любви ко всему миру. Но ребёнок может полюбить и научится беречь лишь то, что его непосредственно окружает и способно вызвать его интерес. Поэтому познание природы и воспитание любви к ней невозможно без учёта того региона, где живёт ребёнок.

У детей дошкольного возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Сколько бы ребёнок не получил знаний о животном и растительном мире, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом в нём не зажигается любовь – всё бесплодно. Поэтому важным в экологическом воспитании является вырастить человека, способного жить в гармонии со всем миром.

Цель.

Удовлетворение познавательных интересов и потребностей детей в познании природы в единстве с экологической подготовкой;

Воспитание экологической культуры подрастающего поколения;

Формирование гуманной личности, способной к природоохранной деятельности.

Задачи.

- Формирование элементарных представлений о природном окружении как среде жизни человека;

Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса и способности к причинному объяснению фактов и явлений окружающей действительности;

Воспитание нравственного и эстетического отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней соответственно с общечеловеческими нормами морали;

Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

Структура.

Программа составлена с учётом работы с детьми старшего дошкольного возраста,

6-7 лет. Её содержание состоит из следующих разделов: "Растения вокруг нас"; "Животные и птицы вокруг нас"; "Неживая природа"; "Связи в сообществах живых организмов"; "Природа родного края"; Охрана природы".

Каждой теме раздела отводится одно занятие в неделю по 30мин. с учётом предварительной работы и последующем закреплении полученных знаний (наблюдений, экскурсий, исследовательской деятельности, рассматривание иллюстраций, бесед, чтение художественной литературы).

Разделы программы и темы могут быть изменены или дополнены с учётом образовательной программы ДОУ, творческим подходом педагогов в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Программа составлена с учётом регионального подхода. В каждом разделе определена тема, непосредственно касающаяся природы Калмыкии. Отдельно выделен раздел "Природа родного края", где дети знакомятся с животным и растительным миром степного края, а так же с природоохранной деятельностью человека.

Разделы программы.

1. Растения вокруг нас.

Цели.

Формировать представления детей о многообразии растительного мира;

Закреплять знания о строении растений, о условиях, необходимых для роста и развития растений – свет, тепло, вода;

Знакомить с лекарственными травами, произрастающими на территории Калмыкии; дать знания о пользе для человека;

Ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные;

Дать элементарные знания о культурных растениях; подвести к осознанию их ценности для жизни человека. (пища, здоровье, красота);

Углублять и конкретизировать представления детей о комнатных растениях, их разнообразии и многообразии; о условиях для их жизни и хорошего роста;

Закреплять знания детей об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года.

Тема 1. "Царство растений" (многообразие растительного мира).

Тема 2. Культурные растения.

Тема 3. "Удивительное рядом" (комнатные растения).

Тема 4. Лечимся травами (лечебные свойства растений).

Тема 5. "От семени до семени" (выращивание растений).

Тема 6. Жизнь растений в разное время года.

Тема 7. "Зелёная служба Айболита".

Тема 8. Охрана растений "Растения просят помощи".

2. Животные и птицы вокруг нас.

Цели.

- Расширять представления детей о диких животных; о животных, обитающих в калмыцких степях; познакомить с приспособлением их к среде обитания в разное время года;

Дать представление о хищных и растительноядных животных и группировать их по этому признаку;

Закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растении и животных;

Дать понятие, кто такие млекопитающие. Упражнять в классификации животных по разным признакам;

Систематизировать представления о домашних животных; формировать у детей ответственность по отношению к тем животным, которые зависят от человека;

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания;

Уточнять представления детей о знакомых птицах; показать их приспособленность к полёту по воздуху;

Обобщать знания детей о птицах, которые обитают в Калмыкии; закреплять представления о зимующих и перелётных птицах.

Тема 1. Дикие животные.

Тема 2. Условия жизни животных в природе.

Тема 3. Животные рядом с нами (о домашних животных).

Тема 4. Кто живёт в воде?

Тема 5. Подземные жители.

Тема 6. Кто такие млекопитающие?

Тема 7. Жизнь животных и птиц в разное время года.

а). Подготовка диких животных к зиме;

б). Как животные приспосабливаются к жизни в окружении снега?

в). Жалобная книга природы – забота о зимующих птицах.

г). Пришла весна – прилетели птицы.

д). Весна в жизни диких животных.

3. Связи в сообществах живых организмов.

Цели.

Обобщать представления детей о лесе, лугу, водоёме как природных сообществах; конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ;

Закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных;

Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить растительность от вредных насекомых;

Познакомить детей с многообразием представителей мира насекомых, что среди них есть полезные и вредные; дать знания о муравьях, как "санитарах" леса.

Тема 1. "Кто рядом живёт?" (сообщества жителей лесов, лугов, водоёмов).

Тема 2. "Муравьи – санитары леса".

Тема 4. Дерево – "дом для животных и птиц", роль в жизни человека.

Тема 5. Связь человека с окружающей его природой.

4. Неживая природа.

Цели.

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды;

Обобщать и систематизировать представления детей о важности воды в природе; дать элементарные знания о круговороте воды в природе;

Обобщать и систематизировать знания детей о трёх физических состояниях воды;

Дать элементарные представления о воздухе, его важности в жизни живых организмов – жизнь на Земле не возможна без воздуха;

Знакомить детей со свойствами песка и глины, использование их человеком.

Тема 1. Удивительные свойства воды.

Тема 2.Чистая вода нужна всем и всегда.

Тема 3. "Ходит капелька по кругу" (круговорот воды в природе).

Тема 4. Воздух – природное богатство.

Тема 5. Знакомство со свойствами песка и глины.

Тема 6. Природные явления в разное время года.

5. Природа родного края – Калмыкии.

Цели.

Обобщать и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края; формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины;

Знакомить с особенностями жизни животных, обитающих в Калмыкии;

Дать представление о том, что некоторые животные нуждаются в особой охране человеком, для этого существуют определённые места – заповедники;

Дать детям знания о родниках Калмыкии, подвести к пониманию того, что воду надо использовать экономно, беречь её;

Познакомить с полезными ископаемыми родного края, добываемые человеком и польза для него.

Тема 1. Путешествие в загадочный мир природы Калмыкии.

Тема 2. "В гостях у степных жителей".

Тема 3. Водоёмы нашего края "Цените степную воду".

Тема 4. Кладовые природы Калмыкии (глина, песок, нефть, газ и др.)

Тема 5. Красота природы Калмыкии в песнях, стихах, картинах.

Тема 6. "С любовью по родному краю" (особенности и проблемы природы).

Тема 7. Заповедники Калмыкии.

6. Охрана природы.

Цели.

- формировать знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности; нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе;

Уточнить и пополнить знания детей о правилах поведения в природе;

Дать понятие, что такое Красная книга – в неё заносят виды растений, животных, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.

Тема 1. Красная книга.

Тема 2. "Поможем природе" (виды деятельности человека по защите природы).

Тема 3. "Не вреди природе – навредишь себе" (правила поведения в природе).

Перспективный план к программе

«Природа и мы»

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

«Наш дом – Земля»

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

«Что там видно за окошком»

Формировать представление о многообразии растений и животных, о влиянии среды обитания на внешнем строении и особенности поведения животных. Расширять представление о растительном и животном мире степи. Закреплять знания основных правил поведения в природе.

«Лекарственные растения»

Познакомить детей с лекарственными травами, произрастающими в Калмыкии; формировать умение правильно использовать полезные травы (у какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства; в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе); Обратить внимание на то, что природа – источник не только красоты, но и пользы; формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткое отношение к окружающему миру.

« В гостях у лесных жителей»

Познакомить с особенностями жизни животных, закрепить знания о диких животных леса и степи (как заботятся о своихдетенышах, как готовят ихк взрослой жизни); развивать умение воспринимать красоту окружающего мира, воспитывать заботливое отношение к природе.

Октябрь

«Царство растений»

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные.

«Культурные растения»

Закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.

«Насекомые. Муравьи – санитары леса, степи»

Познакомить детей с многообразием представителей мира насекомых, что среди них есть полезные и вредные насекомые (н-р: гусеницы уничтожают растения и др.); углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли для здоровья леса, степи.

«С любовью по родному краю» (игра-путешествие)

Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края. Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций. Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины.

Ноябрь

«Подготовка животных к зиме»

Д/игра «Если знаешь зверей, назови их скорей»

Продолжать знакомить детей с изменениями в жизни диких животных в разное время года

«Доктора леса»

Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять детей в умении классифицировать птиц по принципу «Зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Кто как летает по воздуху»

Уточнить представления детей о знакомых птицах. Показать их приспособленность к полету по воздуху. Познакомить с другими животными, которые могут летать или совершать небольшие перелеты по воздуху (летучие мыши, насекомые, летающие рыбы). Показать, что есть нелетающие птицы (Пингвины, страусы), потому что у них маленькие (относительно тела) крылья. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира животных.

«Золотая осень»

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, изменении в жизни животных и растений. Воспитывать любовь к животным, желание помогать им в трудное время.

Декабрь

«Удивительное рядом» (комнатные растения). Д/игра «Узнай по описанию»

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, с необходимыми условиями для их роста и развития, с пользой для человека(очищение воздуха); учить узнавать растение по описанию его внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за растениями.

«Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. Рассказать о родниках в степи Калмыкии, подвести к пониманию того, что воду надо использовать экономно, беречь ее.

«Кто живет в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

«Заповедники Калмыкии. Красная книга»

Дать представление детям о том, что некоторые животные нуждаются в особой охране человеком, для этого существуют определенные места – заповедники. Рассказать о том, что такое Красная книга – в нее заносятся виды растений, животных, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения.

Январь

«Как приспосабливаются животные к жизни в окружении снега»

Учить понимать и видеть причинно-следственные зависимости. Выявить свойства снега как среды обитания и возможные пути приспособления живых организмов.

«Домашние животные – забота человека». Д/игра «Корм для животных"

Систематизировать представления детей о домашних животных, которые зависят от человека.

«О комнатных растениях – условия для роста и жизни» Д/игра «Помощники растений»

Углублять и конкретизировать представления детей о комнатных растениях, о их разнообразии и многообразии, о условиях для их жизни и хорошего роста. Закреплять знания о различных способах ухода за ними. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.

«Что такое воздух»

Дать детям представление о воздухе, о его движении. Учить в процессе эксперимента выяснять – есть ли воздух в разных предметах.

Февраль

«Какая бывает вода?»

Обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Зеленая служба Айболита». Д/игра «Найди знакомое растение»

Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода. Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями

«Дикие животные». Д/игра «Зоологическая столовая»

Расширять представления детей о диких животных, показать роль покровительственной окраски в их жизни. Познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разное время года, дать представление о хищных и растительноядных животных и группировать их по этому признаку.

«Зима»

Уточнить и систематизировать представления детей о времени года – зиме: о жизни животных, птиц, насекомых в зимнее время.

Март

«Растения просят помощи»

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений. Закреплять знания детей об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Кто рядом живет»

Обобщить представление детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

«О млекопитающих» Д/игра «Кто лишний»

Дать понятие, что млекопитающие это те животные, которые выкармливают детенышей молоком. Упражнять в классификации животных по разным признакам

«Весна в жизни диких животных»

Уточнить представления детей о том, какие изменения происходят в жизни животных весной (просыпаются животные, которые зимой спали, птицы начинают сооружать гнезда, животные благоустраивать норы, выводить потомство)

Апрель

«Пришла весна, прилетели птицы» (птицы Калмыкии)

Обобщить знания детей о птицах, обитающие в Калмыкии. Закрепить представления о перелетных и зимующих птицах, выделять и называть их характерные особенности. Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней.Знакомить со стихами русских и калмыцких поэтов о временах года.

«Ходит капелька по кругу». Игра «Мы – капельки»

Обобщать и систематизировать представления детей о важности воды в природе. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

«О лягушках»

Показать все стадии развития лягушки, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить, насколько полезны и нужны они природе, учит бережному отношению к ним и другим живым организмам; показать значение лягушек в пищевых цепочках.

«Что, где, когда» (занятие-викторина)

Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Май

«Цените степную воду» (родники Калмыкии)

Развивать представление детей о малочисленности водных ресурсов Калмыкии и необходимости беречь воду.

«Поможем природе»

Продолжать формировать у детей знания разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.

«Мы знаем и любим природу». Д/игра «Угадай правило»

Расширять, уточнять и пополнять знания детей о природе, о правилах поведений в природе. Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.