Кризис трехлетнего возраста у ребенка. Характерные черты кризиса трехлетнего возраста

Здравствуйте, дорогие читатели !

Еще совсем недавно милый ангелочек буквально ни на шаг не отходил от мамы, был послушным и покладистым малышом. Сегодняшний отчаянный бунтарь не хочет мирно общаться с родителями, взрывается плачем с истерикой по каждому пустяку, становится трудноуправляемым. Ошарашенные молодые родители только берутся за голову, наблюдая за этими переменами в поведении своего ребенка. Что же это такое? Ничего страшного не происходит. Ваш малыш вступил в период трехлетнего кризиса, который необходимо пережить всей семье совместно.

Возраст открытий
Матушка-природа одарила всех детей при рождении особенным типом мышления. Так уж устроены малютки, что первые три года они вбирают всю жизнь целиком. Они впитывают в себя различные чувства, ощущения, слова, действия. Причем делают это, совершенно не задумываясь, не ставя перед собой никаких целей. В самые короткие сроки малыши учатся держать головку, поворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Они произносят первые звуки, подражая взрослым, а затем слова и фразы. Дети понимают смысл речи взрослых и учатся правильно говорить сами.
Но в трехлетнем возрасте бесцельное мышление угасает. Малютка ощущает себя индивидуумом, личностью. В 3 года малыш начинает учиться жить по-новому. Теперь его познание действительности происходит через многократное повторение действий, через тысячи «почему», на которые родители не всегда могут дать правильный ответ. Малыш стремиться к самостоятельному изучению всех отдельных явлений и всего мира в целом, требуя уважения к себе.

Трудности возраста
Трехлетний возраст ребенка – время, когда малыш разрывает родительскую пуповину, отделяется от них, хорошо осознавая собственное «Я». Этот процесс является болезненным не только для родителей, но прежде для их крох. От поведения мамы и папы, их реакции на происходящее будут зависеть дальнейшие отношения с бунтующим по каждому поводу малышом. Эти отношения обязательно оставят неизгладимый отпечаток на психическом развитии карапуза, сделав из него в будущем пассивного созерцателя всех событий или активного первооткрывателя, независимого борца, отстаивающего свои идеи или робкого человека, не решающегося сказать вовремя «Нет» или «Да».

В этом возрасте проявляются своеволие, негативизм, своеволие, протест. Начинают происходить бурные ссоры ребенка и родителей. Малыш не хочет слышать и не слышит разумные доводы и просьбы старших, все делает наоборот. Психологи выявили причины, приводящие к непослушанию детей в кризисном трехлетнем возрасте.
1. Недостаток внимания со стороны взрослых. Трехлетний почемучка ищет ответы на свои вопросы. Но родители заняты работой, домашними делами, телефонными разговорами с подругами и посиделками с друзьями. На подрастающего познавателя окружающего мира никто не обращает должного внимания, не разделяет первых восторженных открытий. Ребенок подходит к маме и рассказывает о новом друге в детском саду. Но маме некогда его послушать. Ребенок подходит к папе, но папа отсылает его к маме. Малыш словно маленький мячик, который отскакивает от одной ракетки к другой. Ребенок начинает просто не слышать просьбы своих родителей. Ведь они его тоже не хотят слышать!
Отношение родителей. Старайтесь уделять своим детям все свободное время, общайтесь с ними, живите их интересами, разделяйте с ними радость, вместе преодолевайте трудные жизненные препятствия. Не отталкивайте малышей от себя. Придет время, когда и вы будете нуждаться в их участии, их своевременной любви.
2. Борьба за самоутверждение. Ребенок протестует против излишней родительской опеки, тем самым проявляя свою самостоятельность. Это происходит в тех случаях, когда родители стараются предупредить любые действия своего чада. Им просто намного проще самим сделать те действия, которые ребенок пытается совершить самостоятельно. Умыть малыша или позволить ему умыться самому, накормить с ложечки или дать возможность целых 20 минут ковыряться ложкой в тарелке, постирать облитую соком маечку или наблюдать за самостоятельными «постирушками» неумелого малыша в ванной комнате? Такие вопросы возникают у каждого родителя, когда они собираются на работу или в гости. Самостоятельность карапуза не просто раздражает родителей, но и вызывает определенный гнев при сопротивлении и упрямстве малыша.
Отношение родителей. Помогите ребенку стать самостоятельным. Дайте ему возможность делать все самому. Не гасите в детях эти драгоценные желания. Вы рискуете вырастить в семье лентяев и прожигателей жизни, которые до седых волос будут надеяться на маму. Пролитую на пол воду можно притереть, измазанное кашей платье можно постирать. Из закоренелого лентяя сделать трудолюбивого человека вам никогда не удастся.
3. Желание отомстить. Очень часто родители наказывают своего ребенка, не разобравшись в причинах негативного проступка. И зря. Обязательно необходимо выяснить причину. Иногда детей наказывают ни за что. А это подрывает веру малютки в родительскую справедливость и беззаветную любовь к нему. Несправедливое наказание, невыполненные обещания, недостойное поведение самих родителей подрывает веру в справедливость и вызывает желание мщения со стороны ребенка.
Отношение родителей. Не наказывайте своих детей, не разобравшись в сути дела. Выполняйте данные ребенку обещания. Не взращивайте в малышах негативные черты юных мстителей.
4. Потеря веры в собственные силы и успех. Легко обидеть того, кто не даст отпор. Часто родители высказывают нелестные и негативные, обидные и несправедливые слова в адрес своего карапуза, не подозревая того, что прививают своему ребенку чувство неполноценности. Маленький человечек уверен, что ему в жизни никогда не будет удачи и успеха. Он теряет уверенность в своих силах. Неужели в трехлетнем возрасте возможна потеря веры в успех? Да. Это будет ярко выражаться в детском саду, школе, в семейной жизни.
Отношение родителей. Следите за своей речью, не проявляя негативного отношения к ребенку.

Внимательно присмотритесь к своему малышу и его чувствам. Помогите ему расти в своем природном ритме в соответствии со своей индивидуальностью и возрастом. Ваш ребенок – ваше будущее. А за хорошее будущее нужно бороться!

Результатом интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем детстве является, в частности, формирование у ребенка системы собственного "Я" - центрального образование, возникает в конце этого этапа (Л. И. Божович). Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному "Я", то есть у него появляются начальные формы самосознания.

Все это приводит к развитию стремления ребенка хотя бы в узких пределах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых ("Я сам"). Этот период принято считать критическим ("кризис трех лет"), поскольку взрослые сталкиваются с трудностями в отношениях с ребенком, которая может стать крайне упорной.

В основе этого кризиса - объективное противоречие между новой тенденцией ребенка к самостоятельному удовлетворения своих потребностей и стремлением взрослого сохранить старый стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Описанная кризис является, разумеется, временной, но связанные с ней новообразования (отделения себя от окружающих, сравнение себя с другими и т.п.) - важный этап в психическом развитии ребенка.

Стремление ребенка этого возраста к самостоятельности может найти наиболее производительное решение в форме игры, поэтому "кризис трех лет" и решается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из самых тяжелых моментов в жизни ребенка.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса 3-х лет:

1. Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Она не делает что-то только потому, что это предложила ей определенная взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушная. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ей сказано). Но это не непокорность,

2. Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, настаивает на чем-то не потому, что ей этого очень хочется, а потому, что она сама об этом сказала взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямая ребенок продолжает настаивать на том, чего ей не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось;

3. Третья характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить и даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.;

4. Строптивость, близка к негативизма и упрямства, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков)

5. Произвол - то есть ребенок хочет делать все сама: ведь это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности, а стремление к самостоятельности намерения, замысла;

6. Протест-бунт. который проявляется в частых ссорах с родителями; за Л. С. Выготским. "Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними";

7. Деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Вот и наступил первый большой кризис в жизни человека – кризис трехлетнего возраста. Это кризис становления личности, кризис становления самостоятельности, период феномена "Я сам (сама)". Он может начаться и в два с половиной года, а когда закончится – это зависит от гибкости родителей и их готовности к признанию за ребенком автономности, хотя и частичной. Если же родители не примут правил игры и не изменят своего отношения к ребенку, то симптомы кризиса трехлетнего возраста, которые приведены ниже, могут сохраниться и до четырех-пяти лет.

Ученые тщательным образом выучили кризис трехлетнего возраста и установили семь "звезд" (признаков) этого кризиса:

1. Негативизм. Это стремление сделать наоборот, иногда даже вопреки собственному желанию. Это протест против всего, что предлагают взрослые. Тотальное "нет". Малыш отказывается выполнять любую просьбу не потому, что он этого действительно не хочет, а потому, что приказывают родители. Отрицание всего, что предлагают мама и папа, даже если ребенок любит делать это больше всего (гулять, есть мороженое, забавляться и тому подобное).

Вместо категорической фразы "Мы пойдем в парк" скажите: "Зайка, возможно, мы пойдем сегодня в парк?". Формулируйте свои предложения деликатнее, так, чтобы он не воспринимал их как приказ и не думал, что вы его вынуждаете к чему-то. Вместо "Когда ты сложишь свои игрушки?", скажите: "Ты сложишь свои игрушки сейчас или после того, как пообедаешь?". Ребенок в этой ситуации имеет выбор и вроде бы сам решает.

Попробуйте использовать прием "Может, мы вместе" оденемся, почистим зубки, постираем вещи для куклы. Иногда (в крайнем случае) можно предложить ребенку: "Мы сегодня не пойдем в садик", надеясь, что он захочет сделать все наоборот. Но с таким приемом нужно быть осторожным, ведь обман порождает обман.

2. Упрямство. Это тоже признак кризиса трехлетнего возраста. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого в действительности хочет или это ему нужно, а потому, что первичным было "хочу". Показательным является поведение у магазина, где он кричит, плачет, топает ножками, падает на пол, выкрикивая: "Купи!". Никакие объяснения не помогут, потому что ребенок настаивает лишь на том, чтобы приобрести эту вещь, о которой он даже не вспомнит через пять минут. В этой ситуации нужно спокойно забрать ребенка и переждать пик истерики, а потом попробовать поговорить с ним.

3. Строптивость. Это полное отрицание не мамы и папы, а всех правил и норм поведения, установленных к этому возрасту. Ребенок привередничает потому, что вы что-то делаете (готовите есть, читаете книгу, общаетесь с друзьями).

4. Своеволие. Ваше чадо стремится делать абсолютно все самостоятельно. Три года - это время, когда малыш начинает осознавать разницу между детьми и взрослыми и стремится подражать последним, ведь в его представлении взрослым все можно. В любом случае не запрещайте ребенку проявлять самостоятельность, поскольку сам процесс приносит ему невероятную радость. И как следствие появляется гордость: "Я это сделал (ла), я это могу - значит, я взрослый". В случае неудачи лишь подбодрите малыша и отметьте, какой он уже большой и сколько всего умеет! И, конечно, находитесь рядом и будьте готовы прийти на помощь.

5. Протест-бунт. Он проявляется в регулярных спорах со взрослыми. Ребенок начинает всеми доступными ему способами демонстрировать свое недовольство (плакать, кричать, биться, кусаться, обзываться и тому подобное). Так он ведет себя не только с мамой, папой, бабушкой, но и с одногодками. Маленький человек имеет право на негативные эмоции и должен их как-то проявлять. Поэтому нужно ограничить употребление фраз с глаголами в приказной форме: "Иди есть!", "Не кричи!", "Не делай!" и тому подобное.

6. Симптом изменения ценностей. Ребенок пересматривает ценности, которые привили родители. Он отказывается просить прощения, здороваться со знакомыми, может обозвать маму или бабушку или начать ломать любимые игрушки. Не стоит считать эти поступки проявлениями агрессии (со временем все пройдет), в этот период ребенку интересно наблюдать, как поведут себя взрослые. Попробуйте отвлечь ребенка, предложите ему какую-то альтернативу (не хочет есть – пусть накормит куклу; рвет любимую книгу - дайте подереть прочитанный журнал).

7. Деспотизм или ревность. В семье с одним ребенком начинается террор относительно родителей. Если есть еще дети, появляется ревность. Малыш стремится заставить родителей делать все, что ему заблагорассудится. В принципиальных вопросах здоровья и безопасности ребенка стоит настоять на своем, а в пустяках можно и уступить или найти компромисс. Позволяйте своему чаду допускать ошибки: они закалят характер и научат его много чему.

Позвольте малышу не только самостоятельно действовать, но и решать, например, что одеть, чем играться, что есть:

Не вмешивайтесь в дела своего чада, если оно этого не просит. Ребенок не оценит вашего стремления помочь ему в построении замка из конструктора, быстрее изложит свой протест и недовольство;

Установите четкие пределы разрешенного. Ребенок как будто будет проверять вас, это действительно нельзя или это только теперь запрещено;

В случае истерики попробуйте отвлечь малыша чем-то интересным;

В этом возрасте дети полностью копируют поведение взрослых. Следите за тем, что вы делаете и говорите;

Используйте игру в любых конфликтных ситуациях (в магазине, на улице, во время обеда или уборки). Как сказал Э. Эриксон, ролевая игра для ребенка станет тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость";

Общайтесь с ребенком на равных, отмечайте, как он вырос и как сильно вы его любите. Не приказывайте, а просите; не читайте лекций, а спрашивайте советы. Рассказывайте, каким он был, когда родился, и как он изменился. Невзирая на привередничество, плохое настроение и слезы вашего малыша, просто любите его и будьте рядом с ним!

Воспитывайте ребенка собственным примером. От вас зависит, каким человеком он станет, пережив кризис трехлетнего возраста: самостоятельным, уверенным в себе, активным и настойчивым в достижении своей цели или покорным, с заниженной самооценкой, пассивным и таким, который все время будет ожидать помощи других и отчается в собственных силах.

Бессонные ночи, ежедневная стирка, введение прикорма, … кажется, все это уже в прошлом и можно немного расслабиться. Ребенок самостоятельно кушает, играет, общается с ровесниками, а у родителей появляется время заняться своими делами или просто отдохнуть. Но радость длится недолго и в один прекрасный момент ласковый и послушный ребенок становится требовательным и капризным. Это наступает так называемый кризис трехлетнего возраста .

Прежде чем пытаться бороться с подобным поведением, нужно четко понимать его причины и какие ваши действия могут привести к еще большему количеству слез и истерик. Тем более что кризис трехлетнего возраста это не что иное, как физиологический процесс перестройки полушарий головного мозга (сейчас они начинают работать по-разному, как у взрослых), а заодно и становления детской личности.

Не хочу, не буду…

Кроха может отказываться от выполнения привычных ежедневных дел: чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. При этом он будет делать все только по-своему и никакие уговоры на него не действует.

Отрицательное отношение к взрослым

Еще одно проявление кризиса трехлетнего возраста – это неприятие того, что говорят взрослые. То есть ребенок отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили. Причем отвергаться может даже то, что малышу нравится.

Я сам!

Любой вопрос или предложение помощи заканчивается словами «Я сам!». С этого момента он хочет все делать и решать сам, без помощи мамы и папы. Хотя тут может сказываться и чрезмерная опека родителей, мешающая развитию самостоятельности.

Деспотичность

Если кризис трехлетнего возраста случается у ребенка, который воспитывается один в семье или у него большая разница в возрасте с братиком или сестричкой, он старается над всеми утвердить свою власть. Всячески пытается навязать свои правила, указывает кто, что и когда должен делать. Если же это не единственный ребенок или разница небольшая, может сильно обостриться ревность.

Протест

Если взрослые не разделяют взгляды ребенка и не поддерживают его, может начаться самый настоящий протест. В таком случае вам пригодятся советы из статьи: .

Гордость

В период кризиса дети сильно переживают успехи и неудачи. И если получается добиться успеха в каком-то деле, их одолевает чувство гордости.

Как пережить кризис трехлетнего возраста ребенка

Прочитав вышеперечисленные признаки, вы с уверенностью можете говорить, что у ребенка начался кризис трехлетнего возраста? Без паники, через это проходят все дети. А как с этим бороться читайте ниже.

1. Поощряйте самостоятельность

Хочет ребенок рисовать на стене? Дайте! Прикрепите лист бумаги, и пусть рисует, пока не надоест. Проявил интерес к стирке? Тоже не проблема – маленький таз с водой и пару носовых платков способны надолго его отвлечь. Главное не подшучивайте и вмешивайтесь только в том случае, если действия малютки могут быть опасны.

2. Проявляйте спокойствие

Кризис трехлетнего возраста не проходит за несколько дней, поэтому после продолжительных баталий сложно себя сдерживать. Но придется постараться. Крики или ремень здесь не уместны.

3. Наказание должно быть справедливым

Никаких общих фраз и упреков, типа: жадина, вредина. Наказывайте или ругайте ребенка, если такая необходимость все же возникнет, только за конкретные действия.

4. Предоставьте право выбора

Приказной тон смените на дружеское общение, и дайте ему возможность выбора в каких-то непринципиальных вещах. Таким образом, вы получите возможность аргументировано отказать в выборе в других вопросах. Вы же ему уступили в прошлый раз.

5. Анализируйте ситуации

Каждый конфликт желательно обговаривать и объяснять, почему кроха был неправ. Естественно делать это нужно не на пике истерики, а когда эмоции стихнут и малютка придет мириться.

И последнее, помните, ваша любовь и терпение помогут пережить трудный период и вынести из него только полезное. Тем более вы не одиноки в своей проблеме.

Многие мамы слышали про кризисные периоды в жизни ребенка, особенно много говорят про кризис трехлетнего возраста. Но что это такое, и как он проявляется?

Когда и почему наступает кризис трехлетнего возраста?

Кризис трехлетнего возраста обычно наступает в возрасте 2,5-3 лет и продолжается до 3,5-4 лет. Но это лишь средний показатель. Кризис может как начаться, так и закончиться раньше или позже — у каждого ребенка все индивидуально. Чем этот период отличается от других? В этом возрасте развитие малыша постепенно подходит к моменту его самоутверждения. Раньше ваш кроха не знал и не понимал, что он может что-то делать сам, что что-то можно просто не сделать или сказать родителям свое твердое «Нет!». А теперь он воспринимает себя, как индивидуальность, как человека, с которым не просто можно, а нужно считаться. И чтобы папа и мама поняли это, приходится добиваться своего всеми возможными способами. Это не очередная блажь, которая пройдет к завтрашнему утру, а очень важный момент в развитии малыша, поэтому здесь нельзя допускать ошибок в своем поведении и в своих реакциях на протест малыша. От вашего поведения зависит то, каким ваш ребенок выйдет из этого кризиса – уверенным и целеустремленным, или тихим, безвольным и послушным во всем. А от этого зависит и то, как в дальнейшем сложится его жизнь. Разберем же основы этого трудного момента в жизни малыша и его родителей.

Как проявляется кризис трехлетнего возраста у ребенка?

Вы стали замечать, что ребенок стал капризным, упрямым, везде и все пытается сделать сам, наотрез отказывается от того, что предлагаете ему вы, даже если на самом деле он этого очень хочет? Значит, кризис начался. В этот период наиболее частыми словами малыша будут: «Я», «Я сам!», «Нет!», и, конечно же, капризы и истерики. Однако не стоит пугаться. У всех детей этот кризис проходит по своему. Один ребенок может стать просто неузнаваемым, другой же, наоборот, переживет этот момент спокойно, ничуть не изменившись. Это во многом зависит от того, как до этого вы общались с ребенком, и как были построены отношения в семье.

есь не давить на ребенка, исходя из правила: «Я мама, значит ты сделаешь, как я сказала!»

В этот период происходит так называемое обесценивание всех тех вещей и занятий, которые еще недавно были дороги вашему крохе. Он может отказаться кататься на любимой до сих пор коляске, сломать любимую игрушку, если она попадет ему под горячую руку. Постарайтесь найти ребенку увлечения и игры по душе, чтобы он с увлечением втянулся в новое занятие. Позволяйте ему совершать правильные и неправильные поступки и учиться на собственных ошибках, помогайте делать из произошедшего правильные выводы. Только путем собственных проб и ошибок ребенок научится правильно координировать свою деятельность, думать, прежде чем что-либо сделать, ценить имеющееся. Чем скорее ваш ребенок поймет, что его воспринимают как индивидуальность, ценят и считаются с его «Я», тем скорее и легче он преодолеет этот возрастной кризис.

Деспотизм — также частое явление в поведении ребенка трехлетнего возраста. Он будет самоутверждаться за счет мамы, папы, а также братьев и сестер, если они есть. Это проявляется в усилении ревности по отношению к братьям и сестрам, приказном тоне по отношению к родителям и требовании полного подчинения его приказам и указам. Тут главное — терпение и умение убедить ребенка, когда он не прав, не сломав при этом его «Я», объяснять, объяснять, и еще раз объяснять, что и как устроено в этом мире, и что его «Я» должно учиться мирно сосуществовать с такими же «Я» у мамы, папы, братика и сестренки. Главное — делать это ласково и аккуратно, не перегибая палку.

Важным моментом в этом возрасте являются взаимоотношения ребенка со сверстниками. Независимо от того, пойдет ли кроха в детский сад или останется дома и дальше, ему необходимо не просто общение со сверстниками на детской площадке, а игры и обучение совместному времяпрепровождению. В этом возрасте игра для малыша становится своего рода проекцией нашей взрослой жизни на его детский мир, и он должен учиться уживаться, играть, находить компромиссы и ладить с другими детьми, постепенно вливаясь в общественную жизнь и привыкая к тесному взаимодействию между людьми. Это также важно для его дальнейшего формирования как личности, как и утверждение его собственного «Я».