Кризис трехлетнего возраста советы психолога. Характерные черты кризиса трехлетнего возраста

Многие мамы слышали про кризисные периоды в жизни ребенка, особенно много говорят про кризис трехлетнего возраста. Но что это такое, и как он проявляется?

Когда и почему наступает кризис трехлетнего возраста?

Кризис трехлетнего возраста обычно наступает в возрасте 2,5-3 лет и продолжается до 3,5-4 лет. Но это лишь средний показатель. Кризис может как начаться, так и закончиться раньше или позже — у каждого ребенка все индивидуально. Чем этот период отличается от других? В этом возрасте развитие малыша постепенно подходит к моменту его самоутверждения. Раньше ваш кроха не знал и не понимал, что он может что-то делать сам, что что-то можно просто не сделать или сказать родителям свое твердое «Нет!». А теперь он воспринимает себя, как индивидуальность, как человека, с которым не просто можно, а нужно считаться. И чтобы папа и мама поняли это, приходится добиваться своего всеми возможными способами. Это не очередная блажь, которая пройдет к завтрашнему утру, а очень важный момент в развитии малыша, поэтому здесь нельзя допускать ошибок в своем поведении и в своих реакциях на протест малыша. От вашего поведения зависит то, каким ваш ребенок выйдет из этого кризиса – уверенным и целеустремленным, или тихим, безвольным и послушным во всем. А от этого зависит и то, как в дальнейшем сложится его жизнь. Разберем же основы этого трудного момента в жизни малыша и его родителей.

Как проявляется кризис трехлетнего возраста у ребенка?

Вы стали замечать, что ребенок стал капризным, упрямым, везде и все пытается сделать сам, наотрез отказывается от того, что предлагаете ему вы, даже если на самом деле он этого очень хочет? Значит, кризис начался. В этот период наиболее частыми словами малыша будут: «Я», «Я сам!», «Нет!», и, конечно же, капризы и истерики. Однако не стоит пугаться. У всех детей этот кризис проходит по своему. Один ребенок может стать просто неузнаваемым, другой же, наоборот, переживет этот момент спокойно, ничуть не изменившись. Это во многом зависит от того, как до этого вы общались с ребенком, и как были построены отношения в семье.

есь не давить на ребенка, исходя из правила: «Я мама, значит ты сделаешь, как я сказала!»

В этот период происходит так называемое обесценивание всех тех вещей и занятий, которые еще недавно были дороги вашему крохе. Он может отказаться кататься на любимой до сих пор коляске, сломать любимую игрушку, если она попадет ему под горячую руку. Постарайтесь найти ребенку увлечения и игры по душе, чтобы он с увлечением втянулся в новое занятие. Позволяйте ему совершать правильные и неправильные поступки и учиться на собственных ошибках, помогайте делать из произошедшего правильные выводы. Только путем собственных проб и ошибок ребенок научится правильно координировать свою деятельность, думать, прежде чем что-либо сделать, ценить имеющееся. Чем скорее ваш ребенок поймет, что его воспринимают как индивидуальность, ценят и считаются с его «Я», тем скорее и легче он преодолеет этот возрастной кризис.

Деспотизм — также частое явление в поведении ребенка трехлетнего возраста. Он будет самоутверждаться за счет мамы, папы, а также братьев и сестер, если они есть. Это проявляется в усилении ревности по отношению к братьям и сестрам, приказном тоне по отношению к родителям и требовании полного подчинения его приказам и указам. Тут главное — терпение и умение убедить ребенка, когда он не прав, не сломав при этом его «Я», объяснять, объяснять, и еще раз объяснять, что и как устроено в этом мире, и что его «Я» должно учиться мирно сосуществовать с такими же «Я» у мамы, папы, братика и сестренки. Главное — делать это ласково и аккуратно, не перегибая палку.

Важным моментом в этом возрасте являются взаимоотношения ребенка со сверстниками. Независимо от того, пойдет ли кроха в детский сад или останется дома и дальше, ему необходимо не просто общение со сверстниками на детской площадке, а игры и обучение совместному времяпрепровождению. В этом возрасте игра для малыша становится своего рода проекцией нашей взрослой жизни на его детский мир, и он должен учиться уживаться, играть, находить компромиссы и ладить с другими детьми, постепенно вливаясь в общественную жизнь и привыкая к тесному взаимодействию между людьми. Это также важно для его дальнейшего формирования как личности, как и утверждение его собственного «Я».

Бессонные ночи, ежедневная стирка, введение прикорма, … кажется, все это уже в прошлом и можно немного расслабиться. Ребенок самостоятельно кушает, играет, общается с ровесниками, а у родителей появляется время заняться своими делами или просто отдохнуть. Но радость длится недолго и в один прекрасный момент ласковый и послушный ребенок становится требовательным и капризным. Это наступает так называемый кризис трехлетнего возраста .

Прежде чем пытаться бороться с подобным поведением, нужно четко понимать его причины и какие ваши действия могут привести к еще большему количеству слез и истерик. Тем более что кризис трехлетнего возраста это не что иное, как физиологический процесс перестройки полушарий головного мозга (сейчас они начинают работать по-разному, как у взрослых), а заодно и становления детской личности.

Не хочу, не буду…

Кроха может отказываться от выполнения привычных ежедневных дел: чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. При этом он будет делать все только по-своему и никакие уговоры на него не действует.

Отрицательное отношение к взрослым

Еще одно проявление кризиса трехлетнего возраста – это неприятие того, что говорят взрослые. То есть ребенок отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили. Причем отвергаться может даже то, что малышу нравится.

Я сам!

Любой вопрос или предложение помощи заканчивается словами «Я сам!». С этого момента он хочет все делать и решать сам, без помощи мамы и папы. Хотя тут может сказываться и чрезмерная опека родителей, мешающая развитию самостоятельности.

Деспотичность

Если кризис трехлетнего возраста случается у ребенка, который воспитывается один в семье или у него большая разница в возрасте с братиком или сестричкой, он старается над всеми утвердить свою власть. Всячески пытается навязать свои правила, указывает кто, что и когда должен делать. Если же это не единственный ребенок или разница небольшая, может сильно обостриться ревность.

Протест

Если взрослые не разделяют взгляды ребенка и не поддерживают его, может начаться самый настоящий протест. В таком случае вам пригодятся советы из статьи: .

Гордость

В период кризиса дети сильно переживают успехи и неудачи. И если получается добиться успеха в каком-то деле, их одолевает чувство гордости.

Как пережить кризис трехлетнего возраста ребенка

Прочитав вышеперечисленные признаки, вы с уверенностью можете говорить, что у ребенка начался кризис трехлетнего возраста? Без паники, через это проходят все дети. А как с этим бороться читайте ниже.

1. Поощряйте самостоятельность

Хочет ребенок рисовать на стене? Дайте! Прикрепите лист бумаги, и пусть рисует, пока не надоест. Проявил интерес к стирке? Тоже не проблема – маленький таз с водой и пару носовых платков способны надолго его отвлечь. Главное не подшучивайте и вмешивайтесь только в том случае, если действия малютки могут быть опасны.

2. Проявляйте спокойствие

Кризис трехлетнего возраста не проходит за несколько дней, поэтому после продолжительных баталий сложно себя сдерживать. Но придется постараться. Крики или ремень здесь не уместны.

3. Наказание должно быть справедливым

Никаких общих фраз и упреков, типа: жадина, вредина. Наказывайте или ругайте ребенка, если такая необходимость все же возникнет, только за конкретные действия.

4. Предоставьте право выбора

Приказной тон смените на дружеское общение, и дайте ему возможность выбора в каких-то непринципиальных вещах. Таким образом, вы получите возможность аргументировано отказать в выборе в других вопросах. Вы же ему уступили в прошлый раз.

5. Анализируйте ситуации

Каждый конфликт желательно обговаривать и объяснять, почему кроха был неправ. Естественно делать это нужно не на пике истерики, а когда эмоции стихнут и малютка придет мириться.

И последнее, помните, ваша любовь и терпение помогут пережить трудный период и вынести из него только полезное. Тем более вы не одиноки в своей проблеме.

Результатом интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем детстве является, в частности, формирование у ребенка системы собственного "Я" - центрального образование, возникает в конце этого этапа (Л. И. Божович). Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному "Я", то есть у него появляются начальные формы самосознания.

Все это приводит к развитию стремления ребенка хотя бы в узких пределах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых ("Я сам"). Этот период принято считать критическим ("кризис трех лет"), поскольку взрослые сталкиваются с трудностями в отношениях с ребенком, которая может стать крайне упорной.

В основе этого кризиса - объективное противоречие между новой тенденцией ребенка к самостоятельному удовлетворения своих потребностей и стремлением взрослого сохранить старый стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Описанная кризис является, разумеется, временной, но связанные с ней новообразования (отделения себя от окружающих, сравнение себя с другими и т.п.) - важный этап в психическом развитии ребенка.

Стремление ребенка этого возраста к самостоятельности может найти наиболее производительное решение в форме игры, поэтому "кризис трех лет" и решается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из самых тяжелых моментов в жизни ребенка.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса 3-х лет:

1. Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Она не делает что-то только потому, что это предложила ей определенная взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушная. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ей сказано). Но это не непокорность,

2. Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, настаивает на чем-то не потому, что ей этого очень хочется, а потому, что она сама об этом сказала взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямая ребенок продолжает настаивать на том, чего ей не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось;

3. Третья характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить и даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.;

4. Строптивость, близка к негативизма и упрямства, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков)

5. Произвол - то есть ребенок хочет делать все сама: ведь это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности, а стремление к самостоятельности намерения, замысла;

6. Протест-бунт. который проявляется в частых ссорах с родителями; за Л. С. Выготским. "Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними";

7. Деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Начиная с полуторагодовалого возраста ребенок начинает развиваться как личность. К трем годам это развитие приносит первые плоды, которые немножечко горчат - трехлетняя личность проявляет себя везде, где только возможно. Начинается кризис трехлетнего возраста, первое серьезное столкновение маленького человека с внешним миром.

Я все знаю!

Я все могу!

Что хочу, то и делаю!

Хочу делать все!

Если раньше вы считали тишину в детской счастьем, возможностью немного отдохнуть, то теперь тишина настораживает. Что он там творит? Сосредоточенно разбирает отцовский ноутбук, пытается вскарабкаться на шкаф, рисует цветочки и солнышки в документах или потрошит подушки?

Объяснения не помогают. Наказания, впрочем, тоже.

«Он был таким послушным!» - вздыхает мама.

Папа, разглядывая покалеченный ноутбук, хмурится и бурчит под нос что-то невнятное насчет ремня.

«Он такой чистоплотный! - пытается разрядить обстановку бабушка. - Даже кота хотел постирать в стиральной машине».

Кот уже вторые сутки как эмигрировал в подъезд, где тепло и гораздо спокойнее.

И все это благодаря маленькому трехлетнему ребенку...

Родители начинают подозревать, что их малыш попросту издевается над ними.

Кризис трехлетнего возраста заключается в постоянном противопоставлении себя миру, в том числе и родителям с их требованиями, постоянной оппозиции. Ребенок делает все наоборот и внимательно наблюдает за вашей реакцией. Вам может показаться, что малыш намеренно провоцирует конфликты. В общем-то, так оно и есть. Прошли те благие времена, когда ребенок ел, гулял и укладывался спать без скандала. Теперь без скандала ничего не обходится. А уж если ребенок полюбит закатывать концерты в публичных местах, при большом скоплении зрителей... Куда вы денетесь? Уступите же, раз, другой, третий... Ребенок уже развился настолько, что ему под силу успешно шантажировать родителей!

Детские психологи называют кризис трехлетнего возраста кризисом «Я сам».

Характерные черты кризиса трехлетнего возраста:

1. Упрямство. Это качество не стоит путать с настойчивостью. Настойчивость заключается в том, что ребенок выдвигает требование или принимает решение и настаивает на своем. Он - Личность, он требует, чтобы с ним считались. Упрямство имеет совсем другие корни. Оно бессмысленно и беспощадно. Делать все наперекор, все без исключения - вот что такое упрямство.

2. Негативизм. Отрицательная реакция распространяется на все. Ребенок практически полностью отказывается подчиняться требованиям взрослых. От того, как родители будут реагировать на детский негативизм, зависит дальнейшее формирование личности ребенка и его отношение к себе и людям.

3. Строптивость. Это качество сродни упрямству и негативизму, но в то же время оно имеет свои индивидуальные особенности. Строптивость представляет собой протест против порядков, установленных кем-то другим.

4. Протест, как таковой, психологи выделяют отдельно. Детский протест находит выражение в постоянных ссорах с родителями и вообще со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал о кризисе трехлетнего возраста известный советский педагог-психолог Лев Выготский.

5. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам. Речь идет не только о физической самостоятельности, но и о самостоятельности принятия решений.

7. Стремление к деспотизму. Маленькие деспоты чаще всего встречаются в семьях с единственным ребенком. В семьях с двумя и более детьми деспотизм трансформируется в чувство ревности по отношению к другим детям.

8. Гордость за достижение. Малыш оценивает каждый свой шаг, каждый поступок и крайне бурно реагирует как на успехи, так и на неудачи. Обостряется потребность в похвале. Появляется желание добиваться успеха любыми средствами. Через оценку старших у ребенка формируются самосознание и самооценка.

9. Развитие воображения. Ребенок с удовольствием сочиняет различные истории, довольно много хвастает, у него появляется способность предвидеть результаты своих действий.

10. Развитие речи. Развитие речи активно сопровождается постоянным повышением голоса как одним из средств самоутверждения личности ребенка. Он говорит как можно громче, на пределе своих возможностей, чтобы быть услышанным наверняка.

Предметная деятельность в этот период активно совершенствуется, в первую очередь благодаря развитию воображения, но также развиваются вообще все психические процессы. Действия с предметами от элементарных манипуляций доходят до освоения специфических функций предмета. Ребенок уже умеет есть ложкой, вытирать пролитую воду тряпкой и т.д. Происходит подчинение предметов интересам ребенка, кроме того, он уже способен планировать свои действия с предметом и предвидеть результат этих действий.

В трехлетнем возрасте возникает так называемый «феномен «Я», выражающийся в том, что ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и начинает «якать». «Я!», «Я!», «Я!». Малыш осознает себя личностью «я пошел», «я сделал», «я хочу», «я буду» и т. д. Именно поэтому кризис трех лет психологи нередко называют вторым рождением ребенка - личностным рождением.

Кризис трех лет - это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Чаще всего ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере, чего именно он хочет, где ему лучше реализовать свои новые умения, чтобы заслужить одобрение и признание взрослых. Это его нервирует, он начинает расстраиваться, переживать. Переживания перерастают в протест, в бунт. Если родители не поймут, что настала пора менять отношение к ребенку, им придется нелегко. Ребенок уже большой, с ним надо считаться, надо дать ему возможность хотя бы частично реализовать его собственные притязания на самостоятельность.

К этому довольно сложно привыкнуть, некоторые родители с этим просто не могут смириться, но без предоставления ребенку самостоятельности в поступках и решениях уже не обойтись. Как и без уважения к его личности. Если взрослые продолжают относиться к трехлетнему ребенку как к маленькому, если ограничивают его инициативу, если не проявляют должного внимания к его интересам, то течение кризиса неизбежно обострится и ребенок надолго останется вредным и неуступчивым.

Советы родителям:

1. По мере возможности предоставьте малышу свободу выбора. Разумеется, дело касается простых решений - какую книжку почитать, какой маршрут выбрать во время прогулки, в какую игру поиграть. Дайте ему вожделенную самостоятельность - и он будет счастлив.

2. Не принуждайте, а просите помощи, например: «Помоги, пожалуйста, мне расставить книжки на полке, а то их так много и сама я не справлюсь». Непременно поблагодарите за помощь и не забудьте похвалить.

3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Пусть он повышает свою самооценку.

4. Не читайте занудных нотаций - они только раздражают ребенка.

5. Проявите хитрость: если малыш на все просьбы отвечает отказом, попробуйте действовать «от обратного» - «Сейчас мы не идем гулять!», «Сейчас мы не садимся есть!», «Сейчас мы не ложимся спать!».

6. Не пытайтесь бороться с чрезмерной самоуверенностью ребенка. Это хорошее, полезное качество, которое помогает ребенку активно познавать окружающий мир и формирует его самооценку.

7. Держите определенную дистанцию, не навязывайте чрезмерно ребенку свое общество. В этот период ребенок пытается осмыслить себя отдельно от мира, от окружающих, не надо ему мешать.

8. Будьте терпеливы и относитесь ко всему с пониманием. Гораздо хуже, когда кризис трех лет не наступает. Это свидетельствует об отклонениях в развитии ребенка.

Кризис трех лет - это кризис социальных отношений ребенка. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и начинает устанавливать отношения со всем миром взрослых людей.