Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать.

Часто можно услышать выражение: «Сначала родители учат детей говорить и ходить, а потом сидеть и молчать». Это немного перефразированное выражение принадлежит Марселю Паньолю. Почему так? Дети очень любознательные от природы, они стремятся собрать как можно больше знаний о мире. Родители же выступают для детей первым и самым главным источником этих знаний. Однако шквал самых разнообразных детских вопросов может поставить в тупик даже самого искушенного родителя. Какое значение имеют детские вопросы? Нужно ли отвечать на все детские вопросы? И как на них отвечать, если не знаешь ответа? Сегодня в рубрике «Я.Ты.Мы» постараемся разобраться в данной теме.

Познавательный интерес ребенка это основа и движущая сила его развития. Первые годы жизни ребенок познает мир, ощупывая и облизывая все доступные предметы его окружения. По мере взросления он овладевает новым инструментом познания - речью. Речь - это мощное орудие, которое позволяет исследовать мир на совершенно новом уровне, на уровне смыслов. В процессе формулирования вопросов и обдумывания ответов на них, происходит развитие мыслительных способностей ребенка. Качество вопросов, которые задает ребенок, отражает уровень его развития. Побуждая ребенка спрашивать, взрослый стимулирует познавательный интерес и создает интеллектуально развивающую среду.

Прежде, чем отвечать на детский вопрос взрослому необходимо понять, что же лежит в его основе. Как было сказано ранее, детский вопрос - это ключ к познанию, а поскольку мир очень противоречив и информация из него поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да я понял все правильно, и этот кусочек мира я уже знаю. Помимо познания есть и другие причины многочисленных детских вопросов. Так ритуал «спрошу у мамы» -- это способ или просьба подтвердить, что малыш значим и любим, к его потребностям и словам прислушиваются, с ним готовы общаться. В этом случае не столько ответ важен для ребенка, сколько важно внимание взрослого и общение с ним. Иногда вопросы нужны малышу, чтобы выразить свои чувства. Так, обилие вопросов после смерти кого-то из родственников или потери домашних любимцев необходимо ребенку, чтобы справиться с болью, научиться переживать потерю близких. Есть вопросы, которые вырастают из страха. Больше всего пугает то, что не понятно, отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и прогоняем страх.

Несмотря на то, что большинство детей, вступающие в возраст «почемучек», задают вопросы тоннами, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросы. Одной из причин может быть снижение познавательной активности как особенность развития современных детей. Так, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. Ломоносова Ольга Карабанова на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования заметила, что дети буквально «перекормлены» различными данными. Их мозг постоянно получает различную информацию. В итоге, нужные вопросы родителям ребята уже не задают. «Одна из особенностей развития современных детей - то, что они живут и воспитываются в информационном обществе, и возникает проблема крайне низкого уровня любознательности детей. Уровень познавательной мотивации крайне низок, дети «перекормлены» информацией, они не испытывают того желания, стремления, которое было раньше характерно для детей и дало возможность описывать дошкольное детство как возраст «почемучек», возраст любознательности», - заметила Ольга Карабанова. Эксперт считает данную тенденцию достаточно тревожной.

Однако снижение познавательной активности является не единственной причиной отсутствия у ребенка вопросов. Так, трудности с речью, задержка речевого развития, проблемы эмоционального характера (неуверенность в себе, кризисная ситуация в семье), задержка когнитивного развития (ситуации, когда ребенок еще не понимает, что общение с другими является источником информации) - все это может быть причиной отсутствия вопросов у ребенка и безусловно должно насторожить взрослого.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Задача же взрослого на данном этапе - сохранить любознательность малыша и помочь получать удовольствие от познания. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания.

Маленький сын спрашивает у папы:

Пап, а почему трава зеленая?
-А фиг ее знает.
-Пап, а почему звезды только ночью видно?
-А фиг их знает.
-Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?
-Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе все объяснит, кроме папки-то?

И чтобы не получилось, как в анекдоте, проанализируем наиболее типичные ответы взрослых на детские вопросы.

«Ответ-отговорка». Ответы из серии: «Вырастешь - узнаешь», «Потому что». Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации, более того, транслируют, что заданный вопрос глуп и не заслуживает достойного ответа. Сюда же можно отнести ответы: «Потому что так бог решил» или «Так устроен мир», если нет цели религиозного воспитания, такой ответ так же не несет никакой понятной информации и ни о чем ребенку не говорит. В лучшем случае такие ответы порождают новые вопросы: «Кто такой бог?», «А как устроен мир?» и вот на них уже нужно будет отвечать.

«Научный ответ» . В попытках ответить честно, взрослый не замечает, как начинает использовать сложные термины и не доступные еще ребенку формулы или расчеты. Отвечая на самые примитивные вопросы важно адаптировать всю информацию с учетом возраста ребенка, избегая ненужных подробностей и сложных примеров.

«Сказочный ответ». Желая упростить и сделать ответ интересным, мы можем также увлечься и начать выдумывать. Например: «Трава зеленая, потому что один волшебный художник раскрасил ее своей кисточкой в зеленый цвет». Сказочные ответы не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.

«Ответ с вариантами». Поскольку мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Так предлагая несколько вариантов ответа, мы расширяем кругозор и поощряем к размышлению. Однако ответы не должны быть излишне подробны. Ответ с вариантами особенно хорош, когда мы имеем свое аргументированное мнение.

«Ответ-вопрос». Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний. Однако поразмышлять вместе над вопросом может быть очень полезно, таким образом мы развиваем логику и речевые навыки ребенка.

Итак, как же отвечать на детские вопросы? Сформулируем несколько основных принципов ответа:

 Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Отвечайте просто.
Слишком подробные ответы или попытки предугадать вопросы губительны для детской любознательности.
 Отвечайте правдиво, адаптируя ответ к возрасту ребенка.
Если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу. И поищите ответ вместе. Такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот ложь, напротив, разрушит. Рано или поздно все равно придется объяснять причины лжи.
 Отвечайте серьезно. Избегайте насмешек, если хотите чтобы и дальше ребенок обращался к вам с вопросами.
 Старайтесь понять, что именно стоит за вопросом.

Как уже было сказано ранее, вопрос - это не всегда потребность в знаниях. Иногда просьба о внимании и сигнал о страхе.

Способы найти ответы на каверзные вопросы детей:

1.Поисковые системы. Алгоритмы поиска постоянно совершенствуются и можно добыть ответ практически на любой вопрос.
2. Теоретический сайт для взрослых (http://sfaq.ru/) «Глупые часто задаваемые вопросы». Многие вопросы могут быть и от детей, например: «Можно ли по количеству черных точек узнать возраст божьей коровки», «Может ли вылупиться птица из магазинного яйца, если за ним ухаживать» и т.д.
3. Сервисы вопросов-ответов для взрослых.
Русскоязычные варианты: TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), генон (genon.ru).
4. Детские сайты ответов на вопросы.
«Все для детей» http://allforchildren.ru/why/index1.php ответы на детские вопросы распределены по рубрикам, что упрощает поиск.
Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (http://elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы.
Сайт «Хваталкин» содержит раздел «Почемучки», посвященный ответам на детские вопросы (http://hvatalkin.ru/pochemuchki)
5. Детская литература, энциклопедии:
Татьяна Яценко «Почему трава зеленая и еще 100 детских почему». Кэтрин Рипли. «Почему? - самые интересные детские вопросы о природе, науке, и мире вокруг нас».

Почему и как надо отвечать на вопросы ребёнка.

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых вызывают недовольство: « Замучили твои «почему» и «зачем» , перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребёнка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать « Подрастёшь-узнаешь»-значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли « Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснения отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: « Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», « Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими» , нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: « Почему солнце не падает?» , « Почему воздух ночью чёрный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда просто аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать ребёнку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться в таких случаях давать ответ. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Поощряя самостоятельную мыслительную активность ребёнка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: « Почему чашка разбилась?»-спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: « Потому что она стеклянная». Ответ правильный, но было бы лучше сообщить не только неоспоримый факт, но и продолжить беседу: « А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством- разбиваться. Имеет смысл сказать после этого ребёнку: « Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите.

Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство. Овладеть таким искусством- посильная задача для родителей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребёнка требуется сообщение сведений, недоступных его понимание, уместно сказать: « Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю….

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много «почему?»

На которые ответить

Очень трудно самому.


Ох, уж этот чудный период детских «почему?». Начинается он обычно в возрасте 3-4 года, когда малыш уже хорошо говорит и каждый день дарит ему удивительные открытия, о которых он и не знал раньше. А кто поможет разобраться с очередным «почему», если не самый близкий и авторитетный человек, то есть вы! Сегодня мы обсудим, как правильно отвечать на детские вопросы и почему это так важно.

Почему так важно отвечать на все детские «почему»?

Все достаточно очевидно. Ваш малыш только начинает осваивать этот большой и непонятный мир, а вы для него – самый доступный источник информации. Отвечая на его вопросы, вы, таким образом, не только развиваете кругозор ребенка, но и подогреваете дальнейший интерес малыша к познанию. Именно поэтому так важно не отмахиваться даже от тех вопросов, которые вам кажутся глупыми, а постараться дать серьезный ответ.

Маленькая «почемучка» 🙂

Как правильно отвечать на детские вопросы?

Правильно отвечать на детские вопросы – целое искусство, которым вам непременно нужно овладеть!

Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться родителям маленьких «почемучек»:

Правило №1. Никогда не раздражайтесь, когда малыш задает вам вопрос!

Даже если вы на него отвечали вчера или то, о чем он спрашивает, вам кажется абсолютно бессмысленным. Малыш, видя ваше раздражение, решит, что он делает что-то не так и у него может и спрашивать о чем-то вас.

Правило №2. Отвечайте простым языком.

Наверняка, вы можете многое объяснить с научной точки зрения. Но ребенок в 4 года вряд ли поймет эти термины, а, соответственно, не удовлетворит свой интерес. Постарайтесь говорить максимально просто, доступными малышу словами, хоть это и не всегда легко!

Правило №3. Отвечайте на любой вопрос и отвечайте честно.

А если не знаете правильный ответ, ничего не выдумывайте, а лучше смело признайтесь малышу в этом и вместе отыщите ответ: в книжках, Интернете или спросите у других членов семьи.

Правило №4. Спрашивайте в ответ.

На некоторые вопросы вместо того, чтобы дать готовый ответ, лучше поинтересуйтесь, что думает сам малыш, помогите ему порассуждать, выводя на правильный ответ.

Правило №5. Фильтруйте вопросы.

Иногда малыши спрашивают нас о чем-то не потому, что им нужен ответ, а для того, чтобы привлечь наше внимание или просто пообщаться. Например, знакомая всем череда вопросов, вытекающих из ваших ответов, которую невозможно закончить:

— А что ты делаешь?

— Уборку.

— А зачем?

— Чтобы было чисто.

— А зачем надо, чтобы было чисто?…

В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4 : не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?». Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам.

Желаем вам терпения в ответах на все вопросы малышей!

Как отвечать на детские вопросы

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи.

Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам, разумно и правильно на них отвечать. Развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке").

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос - ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка. Не бойтесь сказать ему: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими - либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений. «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный – это общий?», «Как отличить хитрость от обмана?».

О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и в сего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком – либо предмете или явлении. «Какие бывают молнии?» «почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?…А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» в результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Воспитатель спрашивает родителей, какую точку зрения разделяют они, просит обосновать свою позицию.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Педагог предлагает родителям вспомнить, всегда ли ребенок бывает удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, лишая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пищи». А может, напротив, относятся к вопросам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но не понятные дошкольникам и трудные для их усвоения?

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, то, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А.С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А.С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим».

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ.

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей – вовлечь в них ребенка. Например.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людьми используются в нравственном воспитании дошкольников.

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Если ответы требуют недоступных пониманию, сложных сообщений, не бойтесь сказать детям: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».


Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его во­просах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружа­ющем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.

Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение свя­зей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бе­режно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные инте­ресы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступ­ность его пониманию дошкольника - этим должен руководство­ваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ра­дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблю­дениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Памятка для родителей на тему «Как отвечать на детские вопросы?»

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ре­бенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблю­дения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, вос­питывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к чле­нам семьи.

Ориентировочные вопросы для размышления: как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и по­чему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Ответы на ка­кие вопросы не вызывают затруднений? Всегда ли ребенок удов­летворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Рекомендуем начать консультацию с прослушивания записан­ных на магнитофонную ленту вопросов детей группы. Затем мож­но предложить родителям зачитать собранные ими вопросы, что послужит основанием для вывода о разнообразии детских вопро­сов. Прежде всего они отличаются по мотивам, которые побуж­дают детей обращаться с вопросами к взрослым. Часто ребенок задает вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырехлетний Саша спра­шивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрос­лых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пе­реживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мо­тив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испы­тывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом соб­ственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает раз­ные вопросы: «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный - это общий?», «Как отличить хитрость от об­мана?»

0 чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских во­просов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их пред­метах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и зна­чении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изме­няются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? Например, трехлетняя Лена, впервые увидев конь­ки, спрашивает: «Что это? В них ходят?»

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди приду­мали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последо­вательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. На­пример, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Ка­кая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказы­ваются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возника­ющие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских во­просах связан с условиями воспитания и обучения старших до­школьников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спра­шиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос- это показать свое незнание.

Итак, для развития детской любознательности важно поддер­живать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, ли­шая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пи­щи» (К. И. Чуковский). А может, напротив, относятся к вопро­сам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но непонятные дошкольникам и трудные для их усвое­ния?

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искус­ство. Овладеть таким искусством - посильная задача для роди­телей

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает во­просы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его до­верие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обраща­ется к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, от­вечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К со­жалению, это требование часто нарушается, когда родители отве­чают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о проис­хождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историче­ском событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последова­тельность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ре­бенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого зна­ния приходит свое время» В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слы­шал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее слож­ны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, со­крытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не при­несет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребен­ка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим»

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинский, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознатель­ность» Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым раз­мышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, бла­гоприятно скажется на развитии его любознательности. При за­труднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, ко­торые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведем пример.

Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ре­бенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое - пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а дру­гим, чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и до­полнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к зна­нию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управ­лять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами долж­ны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно-популярной литерату­ре. Приведем пример.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел кра­сивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты по­нял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя вы­сказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они по­хожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший во­прос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к зна­ниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлека­тельный - чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедитель­ный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. За­дача родителей - вовлечь в них ребенка. Например: пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляни­кой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются яго­ды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как по­явилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окрас­ке. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидо­ров. У него сложилось элементарное представление о росте и раз­витии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людь­ми используются в нравственном воспитании дошкольников. Так, перед праздником 4 Ноября пятилетний Сева обратился к отцу с вопросом: «Почему украшают улицы и площади?» Папа не огра­ничился ответом: «Приближается праздник, потому и украшают». Он объяснил: «4 Ноября - наш важный праздник. К этому празднику украшаются улицы и площади всех городов и сел, чтобы у людей было радостное на­строение». В заключение папа спросил сына: «Как вы в детском саду будете праздновать день 4 ноября?»

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? По­чему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать ме­сто взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим по­ведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нрав­ственные качества, как тактичность, гуманность.

По материалам книги: Психологический справочник учителя Л.М.Фридман; И.Ю.Кулагина