Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружная семейка. Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми средней группы Тема: “ Я и моя дружная семья”

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»


Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности в детском саду, для детей 5 лет. Он будет полезен воспитателям. Развитие патриотических чувств у детей то что требуют от нас руководители образовательных учреждений.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникативная», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Музыкальная».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели : дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Программное содержание:
- Формировать у детей представление о России, как о родной стране;
- Дать понятие «Малая Родина»;
- Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям;
- Развивать умение согласовывать движения со словами;
- Обогащать словарь детей новыми словами: «Малая Родина», универмаг.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Планируемые результаты: иметь представление о родном городе, знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий с видами города Белгорода, достопримечательности, музеи, театры, чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родном городе, знакомство с картой России.
Материал:
Карта России, фотографии с известными местами города, презентация.
Гости:
Туристы Фрэнк и Пэппи.

Ход занятия:

Звучит песня: «С чего начинается Родина? Ребята, сегодня у нас пройдет не обычное занятие. Мы получили задание – познакомиться с нашим родным городом – городом воинской славы и первого салюта. А рассказывать о том что узнали мы будим нашим гостям. Мне хочется, чтобы главными героями стали вы. Вы готовы мне помочь?
- да!
- А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
-Также много в России городов. Кто вспомнит, как называется главный город нашей страны? (Москва). Да, Москва-это столица нашей Родины.
-Ребята, наша страна огромная. Маленькому человечку- ребенку, очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
-А для вас с чего начинается Родина? (с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей).
-А где это находится? В каком городе или селе? (в Городе Белгород).
-Наша страна Россия- это наша большая Родина, а город Белгород - это наша Малая Родина (повторить с детьми).
-Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне. Это наш родной край, наша Малая Родина.
- Белгородская земля подарила стране немало талантливых людей, внесших значительный вклад в отечественный спорт, военное ремесло, искусство, философию, науку. Белгородская область - родина видного русского театрального деятеля 19 века Михаила Семеновича Щепкина. В деревне Удеревка Бирючанского уезда, входившего на тот момент в состав Воронежской губернии, родился талантливый писатель и публицист Николай Владимирович Станкевич. Уроженцем Белгородчины был также Шухов Владимир Григорьевич, изобретатель, инженер, конструктор, автор первой в мире промышленной установки крекинга нефти, руководитель проекта по созданию первого российского нефтепровода и нефтеперерабатывающего завода. В Прохоровском районе Белгородской области родился Станислав Семенович Косенков, известный художник-график, заслуженный художник РСФСР, победитель международных конкурсов графики. Среди известных имен Белгородчины немало военачальников, отличившихся в годы Великой Отечественной войны. В регионе родились около 200 Героев Советского Союза. Среди них генерал-лейтенант, участник Парада Победы Андрей Леонтьевич Бондарев. Родиной еще одного выдающегося военачальника – генерала армии Николая Федоровича Ватутина – была деревня Чепухино Валуйского уезда. Белгородчина известна своими спортсменами. Здесь родились прославленная гимнастка, многократная чемпионка России, Европы и мира, Олимпийских игр Светлана Васильевна Хоркина; олимпийская чемпионка, победительница мировых и европейских первенств по художественной гимнастике Наталья Владимировна Зуева. В Белгородской области живет и тренируется известный российский волейболист, доигровщик сборной России и местного волейбольного клуба "Белогорье" Сергей Юрьевич Тетюхин. Кроме того, в Белгороде родился заслуженный тренер России, президент и главный тренер ВК "Белогорье" Геннадий Яковлевич Шипулин.





- Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу.
Физкультурная минутка.
Дети встают в круг.
-Белгородский наш район
-Здесь все дружно мы живём (дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять,
- Всё смотреть и узнавать. (идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонаты побыстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Парк победы - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём.
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. (руки поднять - вдох, опустить - выдох)
-Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
-Он родной для всех ребят.

Во время проведения физ минутки звучит песня, и показывается презентация.

Наша прогулка закончилась, я предлагаю вам присесть. Много где мы побывали, много, что мы повидали, а еще кое-где не были.
-Отгадайте, где. (загадываю загадки, по мере отгадывания показываю фото)

Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония)

Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)

Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (универмаг)

Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)

А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).

Ребята, а вы знаете, что у каждой республике и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)


- Посмотрите – это герб Белгородской области. Первый символ БО Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей) В лазоревом (голубом, синем) поле восстающий золотой (желтый) лев с червлёным (красным) языком и серебряными (белыми) глазами, зубами и когтями; над ним взлетающий вправо с распростертыми крыльями серебряный (белый) орёл с золотыми (желтыми) глазами, языком, клювом, когтями и лапами.


- Второй символ БО – это флаг. «Прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: верхней - голубого цвета и нижней - белого цвета. Отношение размеров голубой и белой полос 2\3:1\3. В крыже на голубой полосе (у древка флага) расположено цветное изображение фигур герба г. Белгорода - орла и льва. Ширина фигур герба составляет 1/5 часть голубой полосы. Высота фигур составляет 4/5 высоты голубой полосы».

Третий символ – это гимн. В 1942 году поэт Евгений Долматовский и композитор Дмитрий Кабалевский написали гимн партизанского отряда "Мститель", действовавшего на территории Белгородского и Шебекинского районов в годы немецко-фашистской оккупации:
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: - Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Ребенок: Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
Итог занятия.
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
(выкладываю на фланелеграфе модель Родины)
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в Белгород.
(красный маленький круг)
- город Белгород – Белгородский район (желтый круг среднего размера)
- А Белгородская область – в России.
(зеленый большой круг) .
- Молодцы, ребята!
Рефлексия - я использую со своими детьми ромашку

Елена Лепкова

Тема : «Наша Родина-Россия.»

Возраст : 4-5 лет, дошкольный.

Интеграция образовательных областей :

познавательной, речевой, физической, художественно - эстетической,

социально-коммуникативной.

Цель : формировать чувство патриотизма , воспитывать любовь к Родине , к родной природе.

Виды деятельности : двигательная, игровая, продуктивная.

Формы работы : беседа, рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций символики Российского государства (особенно флага) .

Задачи : закреплять понятие «Флаг» - символ нашей страны; активизировать речь; развивать внимание, мышление; продолжать тренировать кисти и пальцы рук; закреплять умение работать с элементами нетрадиционного рисования и аппликации.

Предварительная работа : наблюдение на экскурсии, чтение стихов о

России, рассматривание иллюстраций символики Российского государства (особенно флага)

Материалы и оборудование :

Флаг большой, флаг маленький, картины с изображением Российских пейзажей (поле, река, горы. лес, роща, кисти для клея, подставки для кистей, гофрированная бумага зелёного цвета, акварельные краски, ватные палочки, заготовки на листах белой бумаги, клей, салфетки.

Литература :

1. «Открытые мероприятия для детей средней группы »

г. Воронеж «Метода.» 2014 г.

2. «Развиваем руки» . Щербинина С. В.

«Академия развития» г. Ярославль 2001 г.

Воспитатель : Дети, к нам сегодня пришли гости,давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Вос-ль : Сегодня ребята, мы поговорим о Родине!

Что мы Родиной зовём.

1Ребёнок : Дом,где мы с тобой живём

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Вос-ль : Что мы Родиной зовём.

2Ребёнок : Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни,

Тёплый ветер за окном.

Вос-ль : Что мы Родиной зовём.

3Ребёнок : Всё ,что в сердце бережём

И под небом синим- синим

Флаг России над Кремлём!

Вос-ль :Дети, скажите как называется наша страна, в которой мы живём.

Ответы детей .

А люди,которые здесь живут,мы с вами.

Ответы детей .

Вос-ль : Верно. У каждой страны есть свои знаки отличия т. е. символы – это гимн,герб,флаг. Давайте поговорим о Российском флаге.

(Рассматривание большого флага)

Вос-ль :какого цвета Российский флаг.

Дети :белого, синего,красного.

Вос-ль :сколько всего цветов. Ответы детей .

Вос-ль :Да. Российский флаг трёхцветный (бело – сине – красный) .

Белый цвет – цвет чистоты,

Синий – неба синевы,

Третий ярко- красный,

Что рассвет прикрасный.

Ребёнок : В моих ручках- маленький флажок,

Он горит, как огонёк

Пусть живёт и здравствует в веках,

Бело- сине- красный русский флаг.

Вос – ль : а теперь потренируем пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

Эти белые цветки распускают лепестки

Наши синие цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки калышит.

Наши красные цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки калышит.

Разноцветные цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Вос-ль :Любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы говорим – «Мама» ,потом «Родина» .

Послушаем стихотворение, которое расскажет Катя Емашёва.

«Мама и Родина очень похожи…»

Вос-ль :Одна у человека мама,одна у него Родина. Крепко любит её народ. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте их вспомним. Я начну а вы продолжайте.

1. Родина любимая-что мать родимая!

2. Если дружба велика,будет Родина крепка!

3. Жить-Родине служить!

4. Человек без Родины-что соловей без песни.

5. Родина-мать,умей за неё постоять.

Вос-ль :Безкрайняя наша страна,много в ней полей,рек,гор,озёр,лесов. А вот и роща!Какие же здесь деревья?

Ответы детей .

Вос-ль :Правильно это русские красавицы берёзки!

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белены,

Кудри зелены.

Ребята, давайте прогуляемся по роще.

(физкультурная минутка) .

Мы по роще идём (марш)

Звонко песенку поём (хлопки в ладоши)

По тропинке мы шагаем (марш)

Ноги ровно поднимаем (марш)

Делай шаг-раз,два (марш)

Повернулась голова (поворот головы влево,вправо)

Взмах руками- три,четыре (взмах руками)

Руки вверх и ноги шире (по словам)

Прыгнем вместе высоко (прыжок)

И побегаем легко (бег на месте) .

Вос-ль :Русская берёзка-это ещё один символ России. Только у нас можно увидеть такую красивую берёзовую рощу. Этим и гордятся наши русские люди. Послушайте стихотворение,которое раскажет Алёна Мякинина.

Люблю берёзу русскую…

Вос-ль :а давайте, сейчас, сделаем свою берёзовую рощу.

Дети выполняют свою работу.

Реффлексия :как называется наша страна?Какие символы России вы знаете?Что понравилось в занятии ?

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый город Абакан» Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый город Абакан» Цель: создание социальной ситуации развития.

Мною в средней группе было проведено интегрированное НОД по патриотическому воспитанию на тему "Наша армия родная" с использованием ИКТ.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей в средней группе «Россия - наша Родина» Цель: Закрепить знания детей о государственных символах России; Воспитывать чувство любви к своей Родине – России; Расширять представления.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей средней группы. Тема: «В гости к бабушке Варварушке». Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей средней группы. Тема: «В гости к бабушке Варварушке». Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне» Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева.

Конспект занятия (КВН) по патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина» КВН по патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина». - «Добрый вечер, сегодня вы пришли, на наш весёлый КВН. Вы нам улыбку принесли,.


Конспект занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию для работы с детьми 4-5 лет
«Дружная семейка»
Цели:
Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. Закреплять: умение составлять изображение из частей, создавать в аппликации образ большого дома, закреплять приемы аккуратного наклеивании.
Словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая.
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, составления семейного альбома "Моя семья".
Материалы и оборудование: силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый пальчик с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка; белый лист А3, бумага цветная, клей-карандаш, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, они хотят посмотреть как выросли, как вы занимаетесь, играете. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здороваются с гостями.
Воспитатель: А сейчас послушайте, что я вам расскажу. Захожу я в группу и вижу, а на нашем в диване сидит странное существо. Я не пойму кто это? Поздоровалась и спрашиваю: Кто ты? И зачем к нам пришел?
Дети хотите на него посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Сейчас я вам его покажу. И знаете, что он мне ответил: Я не знаю кто я, потому что совсем один, у меня никого нет. Одному быть плохо, у всех должны быть друзья, мама, папа. Ребята, давайте это существо назовем носач, дадим ему имя Дюдюка. И расскажем ему вот о чем.
Загадка: Без чего на белом свете, взрослым не прожить и детям. Кто поддержит вас друзья? Ваша дружная (Семья)
А что такое семья?
Дети: Семья -это мама, папа, сестренка, я, дедушка, бабушка.
Воспитатель: У нас у всех есть семья, у кого большая, у кого ты поменьше, но в каждой семье вас любят, и о вас заботятся, вы самые счастливые дети на свете. Чтобы рассказать про семью нам поможет одна коробочка, хотите посмотреть что в ней?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда послушайте загадку, а отгадка лежит в коробочке.
Загадка: Она лаской утешает, и отведет беды огонь. Любой малыш всегда узнает любимой мамочке (Ладонь).
Достаю и показываю макет ладошки. А у вас такие же ручки. Давайте поиграем, покажем Дюдюке нашу игру "Пальчики".
Игра: Этот пальчик дедушка,
Это пальчик бабушка,
Тот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я,
Все мы дружная семья!
Дети о чем эта игра?
Дети: Эта игра о семье.
Воспитатель: А в вашей семье кто самый маленький?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте отыщем в коробочке шапочку обозначающую ребенка и наденем на самый маленький пальчик нашей ладошки.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
"Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел.
С мамой думали при этом,
Вместе быть нам хорошо."
О ком я прочитала?
Дети: Стихотворение о маме.
Воспитатель: Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем её на следующий пальчик - безымянный.
А теперь поговорим о ваших мамах.
Здесь на плакате фотографии ваших мам.
Как зовут твою маму? (опрос детей)
Дети: Мою маму зовут (Ответы детей)
Воспитатель: Какая у тебя мама?
Дети: Добрая, ласковая, красивая, заботливая, нежная.
Воспитатель: Что делает мама дома?
Дети: Моя мама убирает, стирает, моет посуду, моет пол, готовит обед.
Воспитатель: Как вы помогаете маме?
(Показать фотографии на газете "Как я маме помогаю")
Оля расскажи стихотворение "Про маму"
На свете не дороже мамы,
Любимей нет, и нет родней,
Ведь мама всегда рядом с нами,
И рады мы быть рядом с ней.
Воспитатель: Да, мама самый родной человек на земле, и с ничего не страшно, и все хорошо. (Дети поют песню про маму)
Воспитатель: Читает стихотворение про папу.
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелый сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Воспитатель: О ком это стихотворение?
Дети: стихотворение о папе.
Находимся шапочку с изображением папы и одеваем на ладошку на средний палец.
Воспитатель: Как зовут папу?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какой у вас папа?
Дети: Мой папа сильный, добрый, смелый, веселый.
Воспитатель: Что делает папа?
Дети: Зарабатывает деньги, делает ремонт, забивает гвозди.
Воспитатель: Лёва, расскажи стихотворение "Про папу"
Если папу не любить, можно папу загубить.
Если папу залюбить, тоже можно загубить.
Ну и как его любить?
Да совет совсем простой, надо с папой рядом быть.
Все придет само собой.
Физминутка: 1, 2, 3, 4, кто живет у нас квартире?
1, 2, 3, 4, 5, всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестра.
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Давайте поиграем с нашими ладошками.
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки(Хлопают в ладоши). А у бабушки ладони все в морщинах собраны(Показываю руки, ладошки вверх), а у бабушки ладони добрые предобрые(Поглаживают ладони). Все работали ладони долгими годами(Постукивают кулачком о ладонь), пахнут добрый ладони щами, пирогами(Нюхают ладони). По кудрям тебя погладят добрые ладони(Гладят по голове), и с любой печалью сладят добрые ладони(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют). Ладушки, ладушки, где были? У бабушки(Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Что умеет делать ваша бабушка?
Дети: Моя бабушка печет пироги, вяжет носки, рукавички, шьет.
Воспитатель: Что вы любите делать со своей бабушкой? про это нам расскажет Андрей.
С бабушкой мои вдвоем,
Очень дружно мы живем,
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду,
Правда, правда! Врать не буду!
Ищем шапочку с изображением бабушки, надеваем на ладошку на указательный палец.
Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик- большой.
Кто же это?
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Как зовут твоего дедушку?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какой дедушка?
Дети: (ответы детей)
Стихотворение о дедушке расскажет Саша.
Я дедушка живем
В дружбе неразлучной.
Потому что нам вдвоем
Никогда не скучно.
Надеваем шапочку с изображением дедушки на большой палец.
Воспитатель: Вот посмотри Дюдюка, какая бывает семья: большая, дружная. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Рассматривание альбома "Моя семья".
У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. Давайте сделаем Дюдюке подарок. Подарим ему дом.
Коллективная аппликация "дом для Дюдюки".
Стихотворение "Семья"
Семья -это счастье, любовь и удача.
Семья -это летом поездки на дачу.
Семья -это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья -это труд, друг о друге забота,
Семья -это много домашней работы.
Семья -это важно, семья -это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая это семья!


Приложенные файлы

КОНСПЕКТ

методической разработки

по патриотическому

воспитанию детей

в средней группе

Подготовила воспитатель Артамонова Р.Р.

« Россия - Родина моя »

Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине.

закрепить знания детей о нашей стране, о нашем поселке;

продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

систематизировать знания детей о символике государства,

учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус.

Предшествующая работа:

Разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов; пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе.

Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе,

Рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, республики;

Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Экскурсии по поселку.

Ход занятия.

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети: (о родном месте, о нашей Родине)

Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте.

А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро - Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: (это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна)

Здравствуй, Родина моя!

1 реб. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я -

Здравствуй улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне,

2 реб. Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я -

Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок, моя улица). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают стихи)

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

П. Воронько

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

С.Михалков

Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель: - А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети: (дети выполняют задания)

Воспитатель: -. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.

Дети: (Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель: - гимн Российской Федерации - это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажут дети.

Дети: Герб - У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл -символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. Оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Воспитатель: - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов: Родина, родня, родить, родословная)

Дети: Родина - это то место, где мы живём.

Воспитатель: Совершенно верно, произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Дети: Родить - значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич - родственник, член рода, одной крови.

Родня - это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения

Воспитатель: - Теперь настал черёд гостям задавать свои вопросы

1. Столица нашей Родины?

2. Самый главный человек нашей страны?

3. Назовите, какие улицы нашего поселка вам известны?

4. Как называется наша республика?

5. Столица нашей республики?

Гости: Молодцы и с этим заданием справились просто на отлично.

Воспитатель: - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить пословицы и поговорки о Родине, дружбе, труде

Дети: Лучший друг — мать, лучшая страна — Родина.

Волга — всем рекам мать.

Нет в мире краше Родины нашей.

Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

На родной сторонке и камешек знаком.

Без друга в жизни туго.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Всякая птица свое гнездо любит.

Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь.

Воспитатель: Молодцы, как много пословиц и поговорок вспомнили!

Подведение итогов: вручение сувениров.

Реб Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Воспитатель: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо.

Документы для скачивания:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для работы с детьми 4-5 лет «Дружная семейка»

Программное содержание:

Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг-другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Словарная работа:

Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, палочка, папулечка, мамулечка.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.

Материалы и оборудование:

Силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь, силуэты перчаток на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками.

(Воспитатель изображает пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают воспитателю).

Воспитатель:

«Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать».

Дети:

Пальчики.

Воспитатель:

А как вы догадались, что это пальчики?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Что же за теплушки, в которые они прячутся?

Дети:

Перчатки, варежки, карманы.

Воспитатель:

Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?

Дети:

Воспитатель:

(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья».

Дети подражают воспитателю.

Воспитатель:

О чем же эта игра?

Дети:

Воспитатель:

У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик - мизинец.
Дети показывают.

Воспитатель:

А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?

Дети:

Дети высказываются.

Воспитатель:

Давайте отыщем на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем ее на мизинчик ладошки-силуэта.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»

Воспитатель:

О ком я вам прочитала?

Дети:

Воспитатель:

Почему девочке было хорошо с мамой?

Дети:

Им было хорошо, потому что они были вместе.

Воспитатель:

Расскажите, какая у вас мама?

Дети высказываются.

Воспитатель:

А как вы помогаете маме?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий - безымянный пальчик.

Дети:

(Дети надевают шапочку).

Воспитатель:

Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?

«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель:

Что можно сказать про такого папу?

Дети:

Он сильный, смелый, деловой, смелый, всегда готов помочь.

Воспитатель:

Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

Дети:

(Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец).

Воспитатель:

Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают).

«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком ладони)

Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Что же умеет делать бабушка?

Дети:

Печь пироги, вязать, шить, петь и т.д.

Воспитатель:

Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»

Дети:

(Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта).

Воспитатель:

Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это?

Дети:

Воспитатель:

Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.

«У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!»

Воспитатель:

Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?
Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.

Воспитатель:

Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно. Давайте мы с вами тоже нарисуем и разукрасим дом для своей семьи. Перед вами лежат цветные карандаши и бумага. Начнем работу!

Дети:

(Дети выполняют работу).

Воспитатель:

Друзья мои! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и домики получились нарядные!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.